Научная статья на тему 'Современные тенденции развития маркетинговой деятельности на предприятиях машиностроения'

Современные тенденции развития маркетинговой деятельности на предприятиях машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ 4Р / SWOT-АНАЛИЗ / АНТИSWOT-АНАЛИЗ / GAP-АНАЛИЗ / PEST-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будумян Е.В.

В статье раскрываются основные направления маркетинговой деятельности современных машиностроительных предприятий. Выделяются ключевые факторы анализа и планирования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития маркетинговой деятельности на предприятиях машиностроения»

Библиографический список:

1. Маслоу, А. Мотивация и личность /А. Маслоу. - СПб: Питер, 1999. - 199 с.

2. Брендинг в управлении маркетингом / Н.К. Моисеева [и др.]. - М.: Омега, 2006. - 283 с.

Контактная информация:

тел. 8(909)384-86-70 e-mail: 248132@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

MODERN MARKET ACTIVITY TRENDS DEVELOPMENT IN MACHINERY MANUFACTURING

Е. В. БУДУМЯН, студентка 4 курса, кафедра «Маркетинг» «МАТИ» -

РГТУ имени К.Э. Циолковского

E.V. BYDYMIAN, fourth grade student, Marketing department at "МАТ1"

-RSTU named after К.Е. Tsiolkovsky

Аннотация

В статье раскрываются основные направления маркетинговой деятельности современных машиностроительных предприятий. Выделяются ключевые факторы анализа и планирования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятий.

Abstract

This article provides a basic description of main marketing activity specifics in modern mechanical engineering and machinery manufacturing. The article gives an overview of commodity production, price and communication policies common in this industry.

Ключевые слова: Стратегические направления маркетинговой деятельности, концепция 4Р, SWOT-анализ, антиSWOT-анализ, GAP-анализ, PEST-анализ

Keywords: Strategic area of marketing, 4Р Concept, SWOT-analysis, GAP-analysis, PEST- analysis

Машиностроение является одной из наиболее наукоёмких отраслей промышленного производства. Современные машиностроительные

предприятия начинают активно внедрять маркетинговый подход в процесс управления. Среди основных стратегических направлений маркетинговой деятельности наиболее важными являются на текущий момент проведение БШОТ-анализа и развивающегося антиБШОТ-анализа, ОЛР-анализ, РЕБТ-анализ, управление посредством стратегии маркетинг-микс (концепция 4Р), а также стратегические маркетинговые коммуникации.

Начать, пожалуй, следует с управления предприятием методом концепции 4Р. Товары промышленного рынка в значительной степени отличаются от товаров народного потребления. Основными отличиями являются сложная технология разработки товара, технологические факторы, высокая дифференциация качества, непосредственный учёт мнения потребителей. Одним из ключевых моментов в формировании товарной политики является ассортимент промышленной продукции. Основной задачей планирования и формирования ассортимента становится подготовка востребованной спецификации на выпускаемые товары и изделия и передача их соответствующим структурным подразделениям предприятия для изготовления опытного образца или модификации уже выпускаемого товара, удовлетворяющих потребности потребителей. Однако, чем шире ассортимент, тем сложнее процесс установления цены на машиностроительных предприятиях. При устойчивом спросе себя оправдывает схема ценообразования «средние затраты + прибыль». Для долгосрочных контрактов имеют наибольшую выгоду «скользящие» цены, управлять которыми можно во время исполнения контракта. Однако на сегодняшний день наиболее популярными методами ценообразования являются цены, ориентированные на товары-аналоги, и цены по элементам затрат на производство единицы.

Неразрывная связь между сбытом и его стимулированием ведёт к применению стратегических маркетинговых коммуникаций. На данном

этапе стимулирование сбыта для предприятий машиностроения имеет два принципиально важных направления, а именно:

1. Общее стимулирование.

2. Избирательное стимулирование.

Избирательное стимулирование (то есть стимулирование отдельных видов продукции) более затратно, имеет более конкретизированный характер, направлено, как правило, на конкретного покупателя.

Для общего же стимулирования предприятия машиностроения используют следующие виды коммуникаций с конечным потребителем: собственный сайт, внутрикорпоративная реклама, собственная социальная политика.

Применение БШОТ-анализа и антиБШОТ-анализа приобретает наибольшую значимость в период финансово-экономического кризиса. Рынок машиностроительных предприятий не настолько велик, чтобы можно было бы пренебречь конкурентами или влиянием общей экономической ситуации и платёжеспособности целевого потребителя. Поэтому философия использования БШОТ-анализа и антиБШОТ-анализа вместе сводится к тому, чтобы понять, при каких обстоятельствах те или иные факторы влияния могут оказывать положительное или отрицательное влияние на собственную деятельность предприятия.

Наиболее часто применяемый на предприятиях машиностроительного комплекса вариант ОЛР-анализа - это тот, целью которого является преодоление разрывов между поставками сырья и продажами.

Современные тенденции использования РЕБТ-анализа на предприятиях машиностроения связаны с выявлением социальных факторов внешней среды, а также анализом технического и технологического прогресса. Выявление и отбор наиболее значимых социальных факторов позволяют поддерживать предприятиям собственную социальную политику в области общественного питания, медицины, образования, отдыха, а анализ

технического и технологического прогресса даёт методологическую и теоретическую опору для разработки инноваций.

Таким образом, современные маркетинговые методы управления машиностроительным предприятием дают ряд преимуществ: во-первых, позволяют оптимизировать процессы производства, реализации и потребления продукции, во-вторых, дают возможность более эффективно управлять людским ресурсом, в-третьих, создают предпосылки для развития как управленческих, так и технологических инноваций.

Однако существуют и проблемы, связанные с использованием маркетинговых технологий. И среди самых важных из них нужно отметить дефицит маркетингового бюджета как на средних, так и на крупных машиностроительных предприятиях.

Библиографический список:

1. Бизнес-энциклопедия/Р.С.Голов, В.Ю.Теплышев, А.Н.Пророков и др.; под ред. Р.С.Голова. - 2-е издание, перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 776 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. Спб.: Питер, 2003

3. Панкрухин А.П. Маркетинг: издание 5-е Учебник. — М.: ИКФ Омега-Л, 2007

Контактная информация:

Тел.: 8 (905) 765-82-38 E-mail: Helen400@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.