Научная статья на тему 'Анализ условий деятельности компании "Буквоед"'

Анализ условий деятельности компании "Буквоед" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4066
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Ирина Васильевна, Гордеев Максим Дмитриевич, Джафарова Гульнара Сабиг Кызы

В данной статье рассмотрены особенности развития, условия деятельности книготорговой сети «Буквоед» с учетом факторов макрои микросреды. Использованы процедуры PEST и SWOT-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Капустина Ирина Васильевна, Гордеев Максим Дмитриевич, Джафарова Гульнара Сабиг Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ условий деятельности компании "Буквоед"»

46 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (27), 2018 УДК 339.1

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «БУКВОЕД» Капустина Ирина Васильевна, к.э.н., доцент

Гордеев Максим Дмитриевич, студент Джафарова Гульнара Сабиг кызы, студент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В данной статье рассмотрены особенности развития, условия деятельности книготорговой сети «Буквоед» с учетом факторов макро- и микросреды. Использованы процедуры PEST и SWOT-анализа.

Ключевые слова: Внешняя и внутренняя среда, анализ, факторы, оценка.

Компании существуют в тесном единстве с внешним окружением, которое играет важную роль в ее жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Компания получает энергию, информацию, человеческие ресурсы из внешней среды, преобразует их в услуги и передает во внешнюю среду. Она находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым возможность существования и развития [1-6]. Исследуем условия деятельности компании «Буквоед» (г. Санкт-Петербург), исходя из факторов микро и макросреды мегаполиса.

Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на книготорговую компанию «Буквоед», которое может проявляться в различных формах, предоставляя благоприятные условия развития, возможности для эффективного функционирования, либо создания угрозы для ее существования.

Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное по степени, характеру и периодичности влияние на компанию. Сюда входит политическая, экономическая, социально-демографическая, технологическая и другие составляющие, со стороны которых компания испытывает воздействие. Происходящие во внешней среде изменения, возрастание ее сложности и неопределенности усиливают это воздействие [7-15].

Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на компанию: макроокружение является частью внешней среды, общей для всех компаний и непосредственное окружение [16-20].

Наиболее известным методом анализа макросреды является PEST-анализ. Проведем данный анализ экспертным путем. Задача экспертов состоит в оценке степени влияния и вероятности влияния различных факторов внешней среды на компанию, табл. 1. На основе представленных данных можно сделать выводы.

1) Изменение законодательства позволяет воспользоваться благоприятными возможностями для завоевания ниш на рынке, расширение сферы деятельности.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (27), 2018 47 Таблица 1 - РЕБТ-анализ книготоргового рынка Санкт-Петербурга

№ Факторы Вес (доля 1) Вли яние Вероятн. изменения фактора Сред. оценка Вероятн. влияния Сред. вероятн. Средне взвеш. оценка

1 2 3 1 2 3

Политические

1 Лояльность местных властей 0,067 + 4 3 3 3,33 4 3 3 3,33 3,266

2 Изменение законодательства 0,094 + 5 5 4 4,67 3 3 2 2,67 2,573

3 Изменения положения РФ на еждународной арене 0,087 - 5 5 3 4,33 5 5 4 4,67 -4,579

Экономические

1 Нестабильный курс рубля 0,081 - 4 5 3 4,00 5 5 4 4,67 -4,586

2 Снижение доходов населения 0,101 - 5 5 5 5,00 5 5 4 4,67 -4,566

3 Увеличение арендной ставки 0,094 - 5 5 4 4,67 4 5 3 4,00 -3,906

Социально-демогра( шческие

1 Квалифицированный персонал 0,054 + 3 3 2 2,67 4 2 3 3,00 2,946

2 Доверительное отношение к известному бренду 0,067 + 3 3 4 3,33 4 3 3 3,33 3,266

3 Повышение культурного уровня населения 0,074 + 4 3 4 3,67 3 4 4 3,67 3,593

Технологические

1 Каналы электронных продаж (Интернет) 0,094 + 5 4 5 4,67 5 4 5 4,67 4,573

2 Ускоряющиеся технологические перемены 0,087 - 5 4 4 4,33 5 4 3 4,00 -3,913

3 Автоматизация деятельности торговых предприятий 0,101 + 5 5 5 5,00 5 4 4 4,33 4,233

2) Изменения положения РФ на международной арене оказывают отрицательное влияние, поскольку РФ с недавнего времени входит в санкцион-ный список стран, изменился курс рубля по отношению к другим валютам, что мешает компании покупать зарубежные книги по старой (докризисной) цене.

3) Экономическая нестабильность рубля, снижение доходов населения и увеличение арендной ставки - угрозы для книготорговой компании «Буквоед».

4) Социально-демографический фактор оказывает положительное для компании влияние, за счет квалифицированного персонала и стремления к повышению культурного уровня населения укрепляется доверительное отношение к известному бренду «Буквоед».

5) В технологических факторах фигурируют каналы электронных продаж (интернет-магазин) и автоматизация деятельности торговых предприятий. Это оказывает положительное влияние за счет их стремительного развития, но ускоряющиеся технологические перемены влияют отрицательно, так как книготорговая компания «Буквоед» не успевает за технологическим развитием.

Для того, чтобы получить оценку сил предприятия и ситуации на рынке, используется SWOT-анализ. Данный анализ позволит определить сильные и слабые стороны предприятия (внутренний анализ), а также возможности и угрозы, исходящие из его ближайшего окружения (внешней среды) [2126].

Для оценки воздействия сил на компанию «Буквоед», положения на рынке были выделены сильные стороны, слабости, возможности и угрозы (табл. 2).

Таблица 2 - SWOT-анализ компании «Буквоед»

Силы: Слабости:

1. Репутация хорошего книжного магазина 1. Потребители уверены в завышении цен

2. Квалифицированный персонал в отрасли 2. Не ассоциируется с местом, где можно купить что-либо помимо книг

3. Наличие поисковых терминалов 3. Ограниченное пространство

4. Удобные часы работы магазина 4. Отсутствие уникальной продукции

Возможности: Угрозы:

1. Появление новых товаров на рынке 1. Сильная конкуренция интернет магазинов

2. Повышение культурного уровня населения 2. Стихийное развитие рынка

3. Доверие потребителей к известным брендам 3. Снижение реальных доходов населения

4. Потребность в некнижных ассортиментных группах 4. Производители продают свой товар без посредников

Расширенная матрица SWOT-анализа представлена в табл. 3.

Итоговая оценка хозяйствующего субъекта по всем квадрантам определена по формуле: О = О1 + О2 + Оз + О4 = 15 - 17 + 9 - 24 = - 17. Отрицательный итог указывает, положение хозяйствующего субъекта в целом неблагоприятно.

На основе приведенного выше анализа можно сделать общие выводы и сформулировать рекомендации [27-32] для книготорговой сети «Буквоед».

Таблица 3 - Расширенная матрица SWOT-анализа

Возможности Сводн. Угрозы Сводн.

1. 2. 3. 4. оценка 1. 2. 3. 4. оценка

1. 1 2 2 2 1 1 1 1

Силы 2. 0 0 2 0 15 2 1 0 1 9

3. 2 0 1 0 0 0 0 0

4. 0 0 2 0 1 0 0 0

Возможности Сводн. Угрозы Сводн.

1. 2. 3. 4. оценка 1. 2. 3. 4. оценка

1. -1 -1 -1 -1 -2 -1 -2 -2

Слабости 2. -2 -1 -1 -1 -17 -2 2 -1 -2 -24

3. -2 0 0 0 -2 0 0 -1

4. -2 -2 0 -2 -2 -2 -1 -2

Итоговая оценка: -17

1. Усилить слабые стороны:

- демонстрировать новым клиентам, что в «Буквоеде» доступные цены;

- увеличить свободное пространство в магазинах сети во избежание тесноты, часто возникающей во время сезонных акций, предпраздничного периода;

- расширить ассортимент уникальной продукции.

2. Использовать возможности:

- способствовать введению в моду культуры чтения книг.

3. Устранить угрозы:

- нивелировать влияние сильных конкурентов, улучшив собственный интернет-магазин и его доступность;

- сотрудничать с производителями и поставщиками уникальной продукции для расширения ассортимента.

Список литературы

1. Официальный сайт компании «Буквоед». - http://www.bookvoed.ru/

2. Krasyuk I.A., Bakharev V.V., Medvedeva Y.Y. Sector specific features of innovative development in the Russian economy//SHS Web of Conferences 35, 01052 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501052. ICIE-2017.

3. Krasyuk I.A., Kirillova T.V., Kozlova N.A. Network technologies as innovative solution in commodity circulation//SHS Web of Conferences 35, 01055 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501055. ICIE-2017.

4. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83-91.

5. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 203-213.

6. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

7. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мер-чандайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621-627.

8. Кхалаф К.З., Дудаков Г.С. Организационно-экономические аспекты потребления продуктов здорового образа жизни // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 859-863.

9. Крымов С.М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.

10. Крымов С.М. Социоэколого-экономические факторы развития нефтегазового комплекса Томской области: монография. Томск: издательство ТГПУ, 2003. 282 с.

11. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Стратегические альянсы как инструмент развития предприятий промышленности и сферы услуг // В сборнике «Развитие сферы обслуживания на инновационной основе: методология, теория, практика»; III Международная научно-практическая конференция материалы и доклады; под общ. ред. Е.В. Сибирской. Орел, 2014. С. 50-58.

12. Кольган М.В., Крымов С.М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.

13. Крымов С.М. Формирование организационной структуры предприятия на основе учета реляционных взаимодействий //Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №6 (36). С. 88-92.

14. Дудакова И. А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.

15. Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013.133.

16. Дудаков Г.С. Использование почтоматов в дистанционной торговле // В сборнике «Инновационные научные исследования: теория и практика»; VI международная научно-практическая конференция. 2017. С. 124-127.

17. Крымов С.М., Мартынова Н.В., Магомедов М.Г. Совершенствование организации мерчандайзинга в системе маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 130 с.

18. Крымов С.М. Стратегии управления производственными предприятиями: эволюция, тенденции, перспективы (информационная модель) //В сборнике «Глобализация экономики и российские производственные предприятия»; 13-я Международная научно-практическая конференция. Ч.1. Новочеркасск, 2015. С. 10-14.

19. Месхи Б.Ч., Крымов С.М. Модели развития предприятия как процесса взаимодействия производства и природной среды //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т.10. №6 (49). С. 926-936.

20. Крымов С. М. Развитие маркетинговых процессов в деятельности организаций: информационная модель // Предпринимательство. 2010. № 4. С. 114-117.

21. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Модернизация предприятий на основе реализации стратегических изменений //Экономика и предпринимательство. 2014. №5-1 (46-1). С. 356-360.

22. Жуков С.В., Крымов С.М. Производственные процессы научно-консультационных услуг вуза и системы сервисной поддержки коммерциализации //Вестник ДГТУ. 2012. Т. 12. № 2-1 (63). С. 91-96.

23. Кольган М.В., Крымов С.М. Управление изменениями организационных структур на основе учета принципа версионности в информационных системах

производственных предприятий //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (592). С. 480-485.

24. Крымов С.М. Тенденции развития организационных структур современных предприятий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия «Социально-экономические науки». 2014. № 5. С. 51-57.

25. Городнова Н.В., Крымов С.М. Приоритетные направления управления рынком жилой недвижимости: социальный аспект //Интеграл. 2010. №3. С.100-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2016. 122 с.

27. Красюк И. А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.

28. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 76-83.

29. Капустина И.В., Барсукова Б.В., Иванов Е.Л. Социальное питание, его организация и потребности в контексте продовольственной безопасности Санкт-Петербурга //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 94-101.

30. Шишкин В.В., Капустина И.В., Кудрявцева Г.В. Инерционность торговых предприятий как свойство экономических функциональных систем //Международный научный журнал. 2012. №3. С. 25-29.

31. Панкова Н.В., Капустина И.В. Модернизация социально-экономического пространства: роль и взаимовлияние регионализации и глобализации как разнонаправленных процессов глобального развития: монография; под ред. Н. В Панковой, Л. Н. Борисоглебской, Е. С. Юдниковой. СПб, 2010. 265 с.

32. Бахарев В.В. Анализ антикризисных программ операторов торговых центров // Наука Красноярья. 2016. № 3 (36). С. 106-117.

Kapustina Irina Vasilyevna Associate Professor, Candidate of Economic Sciences (e-mail: ivk65@list.ru)

Gordeev Maxim, student (e-mail: gordeev.md8@gmail.com) Dzhafarova Gulnara, student

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg DESCRIPTION OF CONDITIONS OF ACTIVITY OF THE COMPANY «BOOKVOED»

Abstract. This article describes the features of the context of the activities of bookselling network «Bookvoed» factors macro- and microenvironment. The procedures used PEST and SWOT analysis.

Keywords. External and internal environment, analysis, factors, evaluation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.