Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПРОДВИЖЕНИЕ / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесная И.Н., Давидович В.А., Тышлек В.В.

Актуальность статьи обусловлена изменением экономической ситуации в Республике Беларусь, широким применением цифровых технологий в экономике, а также активным внедрением на белорусский рынок новых товаров и современных технологий их продвижения. Развитие маркетинга и продвижение собственных брендов становится основной задачей для белорусских предприятий в современной экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MARKETING IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The relevance of the article is due to the change in the economic situation in the Republic of Belarus, the widespread use of digital technologies in the economy, as well as the active intrusion into the Belarusian market of new products and modern technologies for their promotion. The development of marketing and promotion of own brands is becoming the main task for Belarusian enterprises in the current economic situation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

6. Рекомендации МСЭ-Т Е.800 (09/2008) Определение терминов, относящихся к качеству обслуживания.

7. Рекомендации МСЭ-Т F.400/X.400 (06/1999) Обзор систем и служб обработки сообщений.

8. Рекомендации МСЭ-Т G.701 (03/1993) Словарь терминов цифровой передачи и мультиплексирования и импульсно-кодовой модуляции (PCM).

9. Рекомендации МСЭ-Т I.233.2 (10/1991) Услуги передачи кадров в ISDN.

10. Рекомендации МСЭ-Т M.60 (03/1993) Термины и определения, относящиеся к техническому обслуживанию.

11. Макаров В.В., Протасов С.Н., Стародубов Д.О. Использование совокупности методов контроля для объективной оценки качества услуг мобильной связи // Проблемы современной экономики, 2017. - № 2 (62). - С. 202-204.

12. Рекомендация МСЭ-Т Y.1540 (2/2006) Требования к сетевым показателям качества для служб, основанных на протоколе IP.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

И.Н. Колесная, аспирант кафедры экономики, магистр экономических наук, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, koliesnaia@mail.ru;

В.А. Давидович, директор ООО «МГТ», аспирант кафедры банковской экономики Белорусский государственный университет, mgtp@tut.by;

В.В. Тышлек, магистр бизнес-администрирования, директор ООО «Белспецкомплект», исследователь в области экономических наук, tyshlek@mail.ru.

УДК 658.8_

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена изменением экономической ситуации в Республике Беларусь, широким применением цифровых технологий в экономике, а также активным внедрением на белорусский рынок новых товаров и современных технологий их продвижения. Развитие маркетинга и продвижение собственных брендов становится основной задачей для белорусских предприятий в современной экономической ситуации.

Ключевые слова: маркетинг; Республика Беларусь; современные тенденции; продвижение; реклама.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MARKETING IN THE

REPUBLIC OF BELARUS

Irina Kolesnaya, postgraduate student of the Department of Economics, Master of Economic Sciences, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics; Vladimir Davidovich, Director of MGT LLC, Belarusian State University; postgraduate student of the Department of Banking Economics;

Vitaly Tyshlek, Master of Business Administration; LLC «Belspetskomplekt» director, researcher in the field of economic sciences.

Annotation. The relevance of the article is due to the change in the economic situation in the Republic of Belarus, the widespread use of digital technologies in the economy, as well as the active intrusion into the Belarusian market of new products and modern technologies for their promotion. The development of marketing and promotion of own brands is becoming the main task for Belarusian enterprises in the current economic situation.

Keywords: marketing; Republic of Belarus; current trends; promotion; advertising._

Введение

Современная экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется высокой степенью глобализации и информатизации бизнеса, ужесточением и изменением характера конкуренции на рынке. Для своего существования предприятие должно обеспечивать себе определенный уровень доходов. Оно может существовать только в том случае, если будет идти в ногу со временем и прогрессом. Исходя из этого, оно должно обеспечивать аккумулирование средств, позволяющих содержать себя, осуществлять обновление и усовершенствование своего производственного аппарата, и соответственно вести расширенное воспроизводство. Такое аккумулирование средств предприятие может обеспечить только при успешной реализации своего продукта на рынке.

Проблемы и концепция развития маркетинга в Республике Беларусь

Однако современный рынок весьма изменчив, а длительное игнорирование специфики товарного производства и роли рынка в Республике Беларусь привело к тому, что нынешнее поколение хозяйственных руководителей в большинстве своем не владеет необходимой теоретической базой и имеет слабый практический опыт работы на принципах экономической самостоятельности компаний. Поверхностное знакомство с методами комплектования портфеля заказов, налаживания производства, товародвижения и сбыта продукции, ориентированной на запросы потребителя, приводило и приводит к продвижению на рынок уже выпущенных товаров, не ставя перед собой задач исследования нужд и потребностей населения. Современная рыночная экономика Республики Беларусь не позволяет довериться воле рынка и отстраниться от потребностей населения. Чтобы сознательно влиять на ход продаж своего продукта, а тем самым получать доходы, необходимо занять по отношению к рынку активную позицию. Маркетинг и есть олицетворение такой позиции, нацеленной на создание того, что мы можем продать, а не сбыть то, что мы изготовили.

Многофункциональность рыночной деятельности, понимание особенностей в каждом конкретном случае и на каждом конкретном предприятии создало много различных подходов к устойчивому управлению предприятием в нестабильной рыночной среде. На основе личного опыта руководители, каждый по-своему, адаптируют деятельность своего предприятия и его систему управления к рыночным условиям. Однако, на сегодняшний день, большинство предприятий не определилось со стратегией своего поведения на рынке, их деятельность активна только на оперативном уровне. Это заметно, например, на рынке материалов, характеризующихся сезонностью спроса. Отсутствие стратегических концепций приводит к распылению сил и средств, к снижению эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами и их потоками.

В условиях стремительного развития бизнеса в целом в Белоруссии, маркетинг набирает все больших оборотов. Причиной является конкуренция в

каждой отрасли хозяйства. Кроме того, в современных экономических условиях существенно возросла социально-экономическая роль маркетинга. Он стал нацеливать организации на более глубокое изучение потребностей населения. Здесь потребитель превращается в центральную фигуру, интересам которого подчиняется все производство. Для маркетинга, таким образом, главным становится то, что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, какие преимущества получает, приобретая тот или иной товар. Усилия организаций направляются на выявление знаний о товаре и понимание потребителей, на способности и умение маркетологов технически воплотить специфические потребности в реальный продукт, соответствующий вкусам и запросам потребителей. Реализация подобных функций маркетинга означает не только подчиненность сферы производства сфере потребления, но и окончательное превращение маркетинга в необходимый элемент хозяйственного механизма, обеспечивающего сочетание интересов производителя и потребителя как основы роста эффективного производства. Гарантом быстрых сроков окупаемости, высоких темпов эффективности продаж стала прогностическая функция маркетинга, направленная на точное определение приоритетных новых, еще неудовлетворенных потребностей, на их соизмерение и расчеты потенциальной эффективности их удовлетворения.

Таким образом, основным направлением маркетинга является определение ориентиров организации на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующих потребностей и получения прибыли.

Активный маркетинг на предприятии - это залог успеха. Проводя правильную маркетинговую политику, можно добиться очень успешных результатов. Не зря говорят в народе: «Продать можно, что угодно. Главное - знать как».

Поэтому, если не предоставлять маркетингу значимости, то можно потерять потребителя. Все дело в том, что маркетинг - это и реклама, и связь с покупателем, и изучение рынка, и способы донесения товара к потребителю и многое другое. Это большой комплекс мер, используя которые можно значительно повысить доход предприятия.

Современная концепция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая капиталовложения, собственное производство, проведение и реализацию научно-технических исследований, использование рабочей силы, сбыт, сервисное обслуживание потребителей, должна быть основана на точном, заранее выверенном знании потребностей рынка. Концепция строится на учете всех условий производства и сбыта, как в ближайшей, так и в перспективе. Маркетинг является важной составной частью всего процесса управления производством. Его целью является обеспечение прибыли при минимальном коммерческом риске, а механизмом, обеспечивающим достижение этой цели -комплекс мероприятий по максимальному приспособлению всей деятельности предприятия и выпускаемых товаров к требованиям конкретных покупателей, выраженным через их платежеспособный спрос. Литературные источники нас информируют о том, что существует более 2000 определений маркетинга. По определению Ф. Котлера, «маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». И. Акулич, раскрывая данное определение, говорит, что «маркетинг как вид деятельности, прежде всего, предполагает:

• полное выявление нужд и потребностей покупателей;

• разработку и изготовление такого продукта, который необходим потребителю, с соответствующей упаковкой и обслуживанием;

• установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю;

• доставку произведенных товаров в необходимом количестве в приемлемое для покупателя время и место;

• продвижение товара, включая рекламу, личную продажу, стимулирование продаж, создание благоприятного впечатления о товаре, фирме;

• управление маркетинговой деятельностью».

Субъекты хозяйствования в Республике Беларусь еще только осознают необходимость создания маркетинговой службы. Большинство малых и средних предприятий не имеют эффективных маркетинговых подразделений. Как правило, представители малого бизнеса не могут содержать маркетинговую службу. Кроме того, созданные службы зачастую занимаются только сбытом, в то время как в функции маркетинга входят исследования рынка, реализация проектов по продвижению товаров, разработка различных других программ, за которыми стоит большая аналитическая работа. Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как:

• изучение потребителя;

• исследование мотивов его поведения на рынке;

• анализ собственно рынка предприятия;

• исследование продукта (изделия или вида услуг);

• анализ форм и каналов сбыта;

• анализ объема товарооборота предприятия;

• изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

• исследование рекламной деятельности;

• определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

• изучение «ниши» рынка.

Для реализации данного комплекса мероприятий зачастую необходимо значительное число работником, времени и средств.

Таким образом, маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. Организация маркетинговой деятельности зависит от многих факторов: размера предприятия, видов и объемов производимой продукции, методов ее сбыта и технического обслуживания, специфики рынков сбыта и групп покупателей, условий конкуренции. Методологической основой оценки эффективности маркетинга является системный подход к деятельности предприятия на рынке, направленной на удовлетворение потребностей покупателей, создания при этом условий обеспечения рентабельности всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Современный этап развития маркетинга в Республике Беларусь предполагает высокий уровень стремления к совершенствованию и достижению более высокой эффективности. Организации стараются не отставать от западных

конкурентов, стараются использовать их опыт с некоторой подстройкой под специфические реалии хозяйственной деятельности.

Традиционный маркетинг всегда применялся с целью создания потребительских предпочтений и стимулирования спроса. Маркетинг будущего исходит из того, что мобильные устройства (смартфоны, планшеты и даже часы) становятся центром маркетинга. Стремительная эволюция девайсов и свободный доступ к интернету из любого места являются главными факторами влияния на формирование маркетинговых тенденций будущего. Мобильный маркетинг побуждает потенциальных клиентов совершать транзакции. В развитых странах в рамках мероприятий по оптимизации бизнеса сегодня широко применяется мобильная аналитика: производится обработка большого количества данных, поступающих через мобильные каналы, а затем осуществляется передача этих данных в более крупные автоматизированные информационные системы. Благодаря возможности охвата практически любой группы потребителей в режиме реального времени и оперативной передаче данных, мобильный маркетинг имеет все шансы стать главным инструментом управления взаимоотношениями с клиентами. Белорусский рынок пока не достиг достаточного уровня зрелости для полноценного функционирования мобильного маркетинга в рамках стратегий продвижения товаров и значительно отстает по применяемым технологиям от западных стран, в которых мобильный трафик уже давно обошел компьютерный. Это заставило многие компании по-другому взглянуть на продвижение бренда в сети. Сегодня интернет-магазины уже не только имеют мобильную версию своего сайта, но и предлагают приложения для смартфонов, чтобы пользователи могли быстро совершать покупки. Около 50% брендов активно ведут свои сообщества в социальных сетях, более 60% держат связь с клиентами через микроблоги. Более половины компаний (53%) платят за рекламу в соцмедиа, а 25% используют рекламу в приложениях. Среди трендов интернет-маркетинга на данный момент наблюдается тенденция повышения функциональности социальных сетей - 60% пользователей онлайн-ресурсов узнают новости именно из социальных сетей. Повышая внутреннюю функциональность, сети стремятся сосредоточить внимание пользователя на себе.

Например, в «Вконтакте» уже давно можно не только пообщаться с друзьями и поделиться фотографиями. Сеть предоставляет широкий спектр функций: бесплатное прослушивание музыки, просмотр фильмов, последние новости, обновления любимых компаний, игры и все это без перехода на другие сайты. Это предоставляет новые возможности маркетологам вовлекать аудиторию в свой бренд, используя персональные страницы или группы.

К тому же, социальные сети продолжают вытеснять привычные поисковые системы, ведь здесь человек может узнать сразу отзывы других пользователей о товаре или услуге.

В Республике Беларусь существует две группы поставщиков услуг мобильного маркетинга: специализированные маркетинговые агентства (например, компания Streamline Ltd и нон-маркетинговые компании, которые предоставляют коммерческое пространство в пределах своих мобильных платформ и приложений. На сегодняшний день белорусская индустрия мобильного маркетинга все еще является недостаточно зрелой. Несмотря на успешность, существует несколько внешних факторов, тормозящих развитие мобильного маркетинга в Республике Беларусь: отсутствие законодательства, регулирующего сегмент мобильного маркетинга, а также зачастую нежелание руководства компаний выделять бюджет на более современные маркетинговые инструменты.

Кроме того, большинство руководителей организаций Республики Беларусь связывают маркетинг лишь с рекламой. Хотя на самом деле маркетинг подразумевает еще много всего, но реклама - это очень важный аспект.

Реклама - это лишь вид маркетинга, это именно то, что позволяет потребителю узнать о товаре. Можно создать просто потрясающий продукт, но его никто не будет покупать, если не будет о нем знать. А любое распространение информации о товаре - это уже реклама, это уже маркетинг. Даже устная информация, советы ваших знакомых и отзывы покупателей в интернете - это тоже вид маркетинга, называемый «сарафанным». Без рекламы бизнес, вряд ли, приносил бы прибыль. Поэтому, использовать ее нужно обязательно. Именно по этой причине, большинство предприятий Минска выделяют часть бюджета на маркетинг, в том числе и рекламу. В связи с развивающимся бизнесом, малым и большим, развивается конкуренция, а, следовательно, каждое предприятие хочет укрепить свою позицию на рынке. Как раз тогда на помощь и приходит маркетинг.

Сейчас в Минске, как и в остальных городах Белоруссии, проходит множество курсов и тренингов, где рассказывают о пользе маркетинга и, что самое главное, как им оперировать в своем бизнесе. Такие знания потом можно удачно использовать для продвижения товара и максимизации прибыли.

Заключение

Маркетинг в современном обществе - это «коробка» возможностей. Правильное их использование дает потрясающий результат, а если действовать неверно, или вовсе не действовать, то конкурентные позиции будут очень слабыми. Положение усугубляется постоянным усилением конкурентной борьбы, особенно с зарубежными производителями. Это требует от белорусских отечественных предприятий быстрого и адекватного реагирования на изменение конъюнктуры рынка. Поэтому существует реальная необходимость создания и внедрения механизмов управления, позволяющих воспринимать эти изменения, распознавать их и обеспечивать соответствующую адаптацию производственно-коммерческой деятельности предприятия к рыночным условиям на принципах менеджмента, логистики и маркетинга.

Для соответствия современному уровню рыночных отношений требуется перестройка системы управления предприятием, которая бы ввела дополнительные элементы в управление, обеспечив системность работы с рынком.

Литература

1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 4-е изд. перераб. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 463 с.

2. Багиев Г.Л. Международный маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева С.В. Никофорова. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Дж. Сандерс, В. Вонг; пер. с англ. - 2-е европ. изд. - М.: СПб.: К. Издат. дом «Вильямс», 1999. - 1056 с.

4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - СПб: Питер Ком, 1998. - 896 с.

5. Лизакова Р.А. Основы маркетинга: учеб.пособие. - М-во образов. Респ. Беларусь, Гомел.гос.техн.ун-т. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2009. - 174 с.

6. Хойер В. Как делать бизнес в Европе / В. Хойер. - М.: Прогресс, 1990. - 253 с.

7. Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практ. пособие /А. Хоскинг; пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 352 с.

8. Зиссер Ю.А. Маркетинг on-line: Учеб. пособие / Ю.А. Зиссер. - Мн.: «Издательство Гревцова», 2007.

9. Stuart G., Palmieri P. The mobile marketing roadmap / Greg Stuart - Mobile Marketing Association, 2015.

10. Хохрякова К.А. Мобильный маркетинг как новое направление маркетинговых коммуникаций: публикация / К.А. Хохрякова. - БГУ. - Минск, 2009.

11. Мобильный маркетинг растет и развивается. Только не в Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.by/analitika/mobilnyymarketing-rastet-i-razvivaetsya-tolko-ne-v-belarusi/.

12. Колесная И.Н. Мониторинговые системы как инструментарий оценки маркетингового потенциала компаний // Бухгалтерский учет и анализ, 2021. - № 4. - С. 19-24.

13. Трубицина В.А. Роль маркетинга в деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 34. - С. 245-249. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56771.htm. - Дата доступа: 08.02.2022.

14. Колесная И.Н., Тышлек В.В., Давидович В.А. Оценка эффективности коммерциализации и инструментарий маркетинговых исследований инновационных проектов в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ, 2022. - № 1. - С. 44-49.

15. Колесная И.Н. Устойчивое развитие компаний в условиях инновационной экономики // Проблемы экономики и информационных технологий: сборник тезисов докладов 56-ой научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР, Минск, 18-20 мая 2020 г. / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Минск. 2020. - С. 68-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.