ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
РОЛЬ СИСТЕМЫ СВЯЗИ В ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ МЧС
РОССИИ
В.В. Макаров, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, [email protected];
Т.А. Блатова, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, [email protected].
УДК 654.1._
Аннотация. Основные задачи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий требуют максимальной оперативности их выполнения и минимального времени для принятия управленческих решений. Качественное управление в чрезвычайных ситуациях невозможно без надежных сетей и современных средств связи.
Ключевые слова: система связи; чрезвычайные ситуации; МЧС; надежность; информационная безопасность.
THE ROLE OF THE TELECOMMUNICATION SYSTEM IN FULFILLING THE MAIN TASKS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF
RUSSIA
Vladimir Makarov, St. Petersburg state university of telecommunications n/a prof. M.A. Bonch-Bruevich;
Tatyana Blatova, St. Petersburg state university of telecommunications n/a prof. M.A. Bonch-Bruevich.
Annotation. The main tasks of the Ministry of Emergency Situations require maximum efficiency of their implementation and minimum time for making managerial decisions. High-quality management in emergency situations is impossible without reliable networks and modern means of telecommunication.
Keywords: telecommunication system; emergencies; the Ministry of Emergency Situations; reliability; information security.
Введение
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) решает широкий круг задач в области безопасности жизнедеятельности населения и участвует в обеспечении национальной безопасности. Реализация этих задач позволяет улучшить не только показатели благополучия граждан, но и показатели социально-экономического развития государства. Обеспечение минимальных рисков для людей и социальной инфраструктуры способствуют притоку инвестиций, которые обеспечивают рост экономики и социальной сферы.
Надежная организация обмена необходимой информацией с заданными показателями качества обслуживания является залогом успешного решения основных задач МЧС России. Основу информационного обмена составляет
информационно-телекоммуникационная инфраструктура, надежность которой является ключевым фактором эффективного функционирования цифровой экономики [1]. При сборе, обработке и обмене информацией обязательным условием является соблюдение требований информационной безопасности в соответствии с российским законодательством.
Требования к системе связи МЧС России при выполнении конкретных задач
В соответствии с Положением о МЧС России основными задачами МЧС России являются:
• выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
• организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
• осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
• осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации [2].
Требования органов государственного управления зависят от особенностей субъекта Федерации и его муниципальных образований, но существует ряд общих положений, которые следует считать универсальными. Эти положения можно сформулировать в виде перечня функциональных задач, решаемых при помощи системы связи МЧС России:
• оперативное предоставление всем должностным лицам, список которых утвержден заранее, информации о возникших нештатных ситуациях или потенциальных угрозах;
• поддержка работы Системы-112 для организации эффективной работы экстренных оперативных служб;
• бесперебойное функционирование общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) как составной части Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
предназначенной для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера;
• взаимодействие Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с ситуационными центрами, созданными органами государственного управления и предприятиями повышенной опасности, с возможностью проведения сеансов видео-конференц-связи и обмена другой информацией;
• отображение актуальной информации на специально установленных уличных экранах, а также в средствах массовой информации, используя, в частности, возможности «бегущей строки».
Решение перечисленных задач ставит ряд сложных требований организационного и технического характера. В состав требований субъектов экономики, в зависимости от характера их деятельности, могут входить все положения, перечисленные выше. С практической точки зрения дополнительно следует выделить пять важных аспектов:
• обеспечение работы систем мониторинга (различного назначения) для выявления нештатных ситуаций и прогнозирования потенциальных угроз;
• передача предварительно записанных сообщений ограниченной группе абонентов за счет установления коммутируемого соединения через телефонную сеть общего пользования;
• отображение актуальной информации на мониторах персональных компьютеров, включенных в локальную вычислительную сеть предприятия;
• рассылка сообщений SMS на мобильные телефоны сотрудников и абонентов, находящихся на территории предприятия;
• возможность поддержки нового направления в обеспечении комплексной безопасности, основанного на широком использовании различного рода телеметрических устройств, функционирующих в автоматическом режиме.
При наличии специфических требований субъектов экономики их руководители должны заранее договориться с территориальными органами МЧС России о методах решения задач, которые могут возникать в силу технологических, географических, демографических и иных факторов.
К требованиям социального характера относятся положения, определяемые особенностями реакции населения на критические ситуации. Отдельно учитываются требования людей с ограниченными возможностями. К таким положениям, в дополнение к перечисленным выше, следует отнести:
• рассылку сообщений SMS на мобильные телефоны всех абонентов, находящихся в зоне, которую (по решению специалистов МЧС России или иных ведомств) необходимо покинуть;
• обращение (через телефоны фиксированной и мобильной связи, а также терминалы, подключенные к сети интернет) к волонтерам с просьбой оказать помощь лицам с ограниченными возможностями;
• прием сигналов о помощи с терминалов типа «социальная розетка», если они установлены в квартирах или иных жилых помещениях.
Развитие подсистемы радиосвязи МЧС России определяется следующими основными факторами:
• усложнением задач, решаемых подразделениями МЧС России и изменением их организационно-штатной структуры;
• опережающим развитием инфокоммуникационных технологий в областях цифровой обработки сигналов и протоколов связи;
• техническим заделом в области средств и систем радиосвязи, имеющимся на предприятиях промышленности России.
К негативным факторам, которые необходимо учитывать при планировании развития подсистемы радиосвязи МЧС России, необходимо отнести следующие:
• недостаточное финансирование разработок и закупок современных цифровых радиосредств и комплексов автоматизации управления техническими средствами узлов связи;
• отсутствие разветвленной инфраструктуры государственных и коммерческих операторов связи в ряде районов РФ;
• отставание в развитии отечественной элементной базы радиоэлектронных средств;
• разунификация средств радиосвязи, использующихся в МЧС России;
• разунификация средств радиосвязи взаимодействующих министерств и ведомств;
• ограниченный выделенный радиочастотный ресурс, особенно в КВ диапазоне.
Важнейшими факторами для успешной локализации и ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (ЧС) являются: время и оперативность, возможность принятия правильных решений и управление процессом ликвидации ЧС.
Для эффективного управления процессами локализации и ликвидации ЧС необходимо своевременно передавать с места и на место события разнообразную информацию, вести видеорепортаж или проводить видеоконференцию, обеспечивать телефонную связь и доступ к различным базам данных. Решение данных задач напрямую зависит от возможностей и характеристик используемой системы связи, которая образует каналы связи (КС) между органами управления (ОУ) и управляемыми объектами (УО), выполняет коммуникативную и транспортную функции и должна обладать свойствами универсальности, мобильности и оперативности при организации связи в различных условиях. При этом система связи МЧС России построена по иерархическому принципу в соответствии со структурой Министерства.
Системе связи свойственны конечные значения показателей надежности и качества обслуживания трафика, влияющие на эффективность информационного обмена между ОУ и УО. Наличие в системе связи резервных каналов и оборудования, возможность организации обходных путей или использования альтернативного оборудования и технологий позволяют снизить воздействие помех на КС и (или) их отказов на функционирование системы в целом и обеспечить своевременное и качественное решение поставленных задач.
Особую роль в структуре системы связи МЧС России играет мобильная составляющая, образуемая системами спутниковой и радиосвязи, к преимуществам которой относится:
• высокая живучесть при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• оперативность установления связи на различные расстояния;
• возможность организации связи в движении и через труднодоступные пространства.
Таким образом, ролью системы связи в системе управления МЧС России является надежная организация обмена необходимой информацией с заданными показателями качества обслуживания. Требования к системе связи МЧС России должны рассматриваться применительно к каждой из конкретных задач, решаемых системой связи МЧС России.
Требования по устойчивости, непрерывности и оперативности управления
Под устойчивостью функционирования понимается способность системы связи МЧС выполнять свои функции при выходе из строя части элементов в результате воздействия дестабилизирующих факторов. С точки зрения основного критерия последствий воздействия внешних дестабилизирующих факторов в тексте ГОСТ Р 53111-2008 выделяется доля элементов системы связи, вышедших из строя. Используются три градации ущерба: высокий, средний и низкий, для которых максимальная доля неработоспособных элементов составляет 50%, 30% и 10% соответственно [3].
Под непрерывностью функционирования понимается свойство системы связи МЧС предоставлять основные услуги с перерывами во времени, которые не превышают заранее установленные нормы. Основными считаются те виды услуг, которые напрямую связаны с оперативной работой всех подразделений МЧС России.
Под оперативностью управления понимается способность системы связи МЧС изменять свою топологию и алгоритмы предоставления услуг для обеспечения максимальной эффективности решения возникающих задач. Оперативность управления зависит от требований в части функций контроля системы связи МЧС, а также от квалификации обсуживающего персонала.
Устойчивость и непрерывность функционирования системы связи МЧС России, а также оперативность управления ее ресурсами должна обеспечиваться за счет реализации следующих положений:
• проектирование и построение с использованием отказоустойчивых топологий на уровне транспортной (первичной) сети;
• применение отечественных аппаратно-программных средств как для создания, так и для дальнейшего развития системы связи МЧС;
• оснащение всех устанавливаемых аппаратно-программных средств постоянно обновляемой системой информационной безопасности;
• организация процессов технической эксплуатации, предусматривающих оперативное устранение отказов;
• привлечение к решению возникающих задач по управлению высококвалифицированных специалистов;
• использование ресурсов других операторов связи для поддержки нормированных качественных показателей;
• проведение периодических проверок базовых свойств устойчивости и непрерывности системы связи МЧС, а также оперативности функций управления ее ресурсами.
Требования по надежности
Под надежностью (dependability), согласно ГОСТ Р 27.102-2021, понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в заданных режимах, условиях применения, стратегиях технического
обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств [4].
Готовность (availability) - это способность объекта выполнять требуемые функции в заданных условиях, в заданный момент или период времени при условии, что все необходимые внешние ресурсы обеспечены.
Безотказность (reliability) определяет свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки в заданных режимах и условиях применения.
Ремонтопригодность (maintainability) - это свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособности объекта путем технического обслуживания и ремонта.
Из приведенных определений в соответствии с [4] и сложностью задач, решаемых системой связи МЧС России, следует необходимость учета множества факторов, которые влияют на показатели надежности.
Один из важнейших показателей надежности - коэффициент готовности (availability factor). Он равен вероятности того, что в данный момент времени объект находится в работоспособном состоянии, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается [4].
Обеспечение норм, соответствующих современным международным требованиям, достигается за счет реализации комплекса мер. Из них наиболее важным следует считать:
• выбор структуры, основанной на отказоустойчивых топологиях;
• применение оборудования передачи, коммутации и обработки информации, отвечающего всем требованиям, а также прошедшего необходимый объем испытаний;
• установка и постоянное обновление комплексной системы информационной безопасности;
• организация эффективной системы технической эксплуатации, способной оперативно решать возникающие задачи;
• заключение с операторами связи, у которых арендуются ресурсы любого вида, соглашения об уровне обслуживания (SLA).
Пять положений, перечисленных выше, должны учитываться при детальной разработке концепции построения и развития системы связи МЧС на этапе составления технического задания на оборудование для реализации предлагаемых научно обоснованных решений, а также при проектировании, строительстве и эксплуатации.
Требования по помехоустойчивости
Под помехоустойчивостью для автоматизированной системы любого рода понимается ее способность выполнять свои функции в условиях воздействия помех, в частности - от электромагнитных полей. Применительно к системе связи МЧС помехоустойчивость следует рассматривать и как результат влияний естественных факторов, присущих всем видам телекоммуникационного оборудования, так и как последствия воздействий преднамеренного характера.
Обеспечение требуемой помехоустойчивости достигается за счет реализации комплекса организационно-технических мероприятий, разработка которого представляет предмет самостоятельного исследования. Для численной
оценки помехоустойчивости системы связи МЧС в целом следует использовать показатель допустимой вероятности искажения информации.
Требования по мобильности
Термин «мобильность» в международной практике используется для обозначения двух видов связи. Мобильный, как перевод слова «mobile», указывает на возможность связи при перемещении терминала в широких географических пределах. Например, интернет стал по-настоящему «мобильным», что подтверждают данные, приведенные в [5]. В перспективе мобильность будет обеспечена при нахождении терминала в любой точке Земного шара и его тропосфере при перемещении с высокой скоростью. Мобильный, как перевод прилагательного «nomadic», указывает на перемещение терминала с невысокой скоростью и, как правило, в пределах ограниченной территории.
В первом случае функции мобильности поддерживаются сетями, основанными на сотовой топологии (вне зависимости от используемого стандарта). Во втором случае, обычно применяются так называемые системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР), работающие в диапазоне ультракоротких волн (УКВ). Сети ПМР обычно создаются на базе звездообразной и древовидной топологий.
Сети ПМР выполняют важные функции в системе связи МЧС. Их дальнейшее развитие предусматривает повышение качества связи, расширение перечня поддерживаемых услуг и снижение расхода энергии в терминальном оборудовании. Важнейший аспект эволюции ПМР - переход к обслуживанию мультимедийного трафика.
Требования по пропускной способности, доступности и управляемости
Термин «пропускная способность» используется как способность системы связи обслуживать трафик различной природы. В англоязычной технической литературе принято различать пропускную способность (capacity) и производительность (throughput). Пропускная способность определяет характеристики сети связи в части переноса информации (бит/с, кбит/с, Мбит/с, Гбит/с и Тбит/с). Производительность определяет характеристики в части функций коммутации и распределения информации. Для систем с коммутацией каналов единицей измерения служит количество соединений, устанавливаемых в единицу времени (чаще всего - за один час в период обработки максимального объема трафика). Для систем с коммутацией пакетов в качестве единицы измерения используется количество IP-пакетов, обрабатываемых за одну секунду.
Пропускная способность и производительность компонентов сети связи рассчитываются методами теории телетрафика на основании оценки объемов передаваемой и принимаемой информации с учетом заданных качественных показателей.
Под доступностью (accessibility) в рекомендации МСЭ-Г E. 800 понимается возможность получения услуги с нормированными характеристиками тогда, когда она нужна пользователю [6]. Для определения доступности следует учитывать совместный эффект, обусловленный временем распространения сигналов, процессами обслуживания трафика и характеристиками надежности телекоммуникационной системы и ее компонентов.
Термин «управляемость» (controllability) в теории телекоммуникационных сетей связан с возможностью перевести систему из одного состояния в другое. Для системы связи МЧС управляемость следует рассматривать с точки зрения того
объекта, к которому применяются соответствующие процедуры. Во-первых, объектом управления служат все системы связи, ресурсы которых задействованы в поддержке услуг, востребованных в интересах МЧС России. Во-вторых, объектом управления может быть только система связи МЧС. Возникающие организационные и технические проблемы уместно классифицировать как задачи верхнего и нижнего уровней соответственно.
В первом случае необходимо решать нетривиальные организационные и технические задачи, требующие, как правило, проведения большого объема исследований и согласований. Во втором случае возникают только технические задачи, но их сложность может заметно возрастать, если не решены задачи верхнего уровня.
Требования по безопасности, своевременности и целостности
информации
В системе связи МЧС безопасность (safety) следует рассматривать, по крайней мере, с двух точек зрения. Во-первых, важную роль играют функции безопасности с точки зрения сохранения работоспособности системы связи МЧС как инструмента поддержки технологических процессов, входящих в сферу компетенции министерства. Во-вторых, существенное значение придается информационной безопасности с целью защиты данных от несанкционированного доступа.
Информационная безопасность должна обеспечиваться за счет применения современных аппаратно-программных средств. При этом программное обеспечение (ПО) должно регулярно обновляться с учетом частоты появления новых угроз информационной безопасности. Статистические данные свидетельствуют, что основным источником нарушения информационной безопасности остается так называемый «человеческий фактор». Для снижения соответствующего риска должны быть разработаны и доведены до сведения персонала, использующего средства связи, регламенты обмена информацией, ее обработки, хранения и распространения.
Своевременность (timeliness) также уместно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, этот термин относится к вероятностно-временным показателям процесса доставки информации. Во-вторых, он используется для нормирования процесса развертывания мобильных комплексов связи, предназначенных для работы на той территории, где возникла ЧС или иная нештатная ситуация. Обеспечение своевременности доставки информации достигается корректным проектированием сети связи и выполнением всех работ, предусмотренных регламентами технического обслуживания, включая процедуры управления ресурсами при чрезмерном росте трафика.
Термин «целостность» (integrity) применительно к информации имеет несколько толкований. В рекомендации МСЭ-Г F.400/X.400 определяются «целостность содержимого» и «целостность последовательности сообщений» [7]. Целостность содержимого дает возможность получателю убедиться в том, что исходное содержимое сообщения не было изменено. Целостность последовательности сообщений позволяет отправителю выдавать получателю подтверждение сохранности последовательности сообщений.
В рекомендации МСЭ-Г G. 701 определяется целостность последовательности битов. Под ней понимаются свойства цифрового канала связи или их совокупности, образующей тракт обмена информацией, передавать сигнал без каких-либо изменений [8]. В рекомендации МСЭ-Г I.233.2 вводится понятие
целостности информации. Оно трактуется как состояние сети связи, при котором все кадры (фреймы) доставляются без ошибок за счет корректной проверки при помощи процедуры FCS (Frame Check Sequence) [9]. Эта процедура предусматривает формирование контрольной последовательности, необходимой для обнаружения ошибок передачи. В рекомендации МСЭ-Т M.60 предложен термин «целостность услуги». Он определен как свойство сети по сохранению атрибутов уже предоставленной услуги в течение сеанса связи без ощутимого ухудшения для всех пользователей [10].
Для системы связи МЧС определение целостности информации, приведенное в рекомендации МСЭ-Т F.400/X.400, представляется доминирующим. Следует подчеркнуть, что с точки зрения семиуровневой модели взаимодействия открытых систем обеспечение целостности информации зависит не только от характеристик сети связи. Важную роль играют функциональные возможности информационной системы, которая использует для доставки информации. Это означает, что целостность определяется свойствами сети связи и информационной системы МЧС.
Показатели качества обслуживания трафика
Для нормирования показателей качества обслуживания мультисервисного трафика следует использовать принципы, принятые теми международными организациями, которые занимаются стандартами в области связи и информатики. Они предусматривают нормирование пяти основных качественных показателей:
• среднее значение времени доставки сообщений;
• время, в течение которого будут доставлены 95% всех сообщений;
• допустимая вероятность потери сообщений;
• допустимая вероятность искажения передаваемой информации;
• минимальный коэффициент готовности тракта доставки сообщений.
При необходимости могут быть заданы дополнительные нормы на вероятностно-временные характеристики, касающиеся процесса доставки сигналов управления и оповещения. Введение дополнительных норм должно учитывать функциональные возможности системы связи МЧС. Процесс организации контроля показателей качества обслуживания трафика представляет собой технологически более сложную задачу [11].
На уровне IP-пакетов показатели качества обслуживания мультисервисного трафика для связи между двумя интерфейсами определены в рекомендации МСЭ-Т Y. 1541 [12]. Они заданы для четырех величин: IPTD, IPDV, IPLR и IPER. Эти показатели представлены в табл. 1 .
Таблица 1.
Класс QoS IPTD, мс IPDV, мс IPLR IPER
0 100 50 10-3 10-4
1 400 50 10-3 10-4
2 100 Не нормируется 10-3 10-4
3 400 10-3 10-4
4 1000 10-3 10-4
5 Не нормируется
Класс QoS IPTD, мс IPDV, мс IPLR IPER
6 100 50 10-5 10-6
7 400 50 10-5 10-6
Величина IPTD (IP packet transfer delay) определяет среднее значение задержки IP-пакетов между интерфейсами. Параметр IPDV (IP packet delay variation) представляет собой вариацию (джиттер) задержки IP-пакетов. Вероятность IPLR (IP packet loss ratio) нормирует долю потерянных IP-пакетов, которая допускается в сети. Значение IPER (IP packet error ratio) равно доле искаженных IP-пакетов, которые теряются. Это означает, что величина IPER - один из составляющих компонентов нормы IPLR.
Кроме показателей, приведенных выше, должны учитываться нормы, приведенные в рекомендациях МСЭ-Г серий P, Q и Y.
Заключение
Система связи играет важное значение для осуществления управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществления мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Таким образом, ролью сети связи в системе управления МЧС России является надежная организация обмена необходимой информацией с заданными показателями качества обслуживания. В связи с вышесказанным, технико-экономическое обоснование стратегических подходов организации связи в системе МЧС России должно базироваться на принципах оценки экономического ущерба.
Литература
1. Makarov V.V., Blatova T.A., Fedorov A.V., Budagov A.S. Metrology In Ensuring The Quality Of Products And Services In Digital Economy // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 20-22 мая 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. - Krasnoyarsk: European Proceedings, 2020. - P. 490-498.
2. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 11.07. 2004 № 868 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. - № 28. Ст. 2882 с изм. и допол. в ред. от 30.12.2021.
3. «ГОСТ Р 53111-2008 Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки» от 18.12.2008 // Официальное издание. - М.: Стандартинформ, 2019.
4. «ГОСТ Р 27.102-2021 Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения» от 08.10.2021 // Официальное издание. - М.: ФГБУ «РСТ», 2021.
5. Макаров В.В., Старкова Т.Н., Устриков Н.К. Цифровая экономика: эволюция, со стояние и резервы развития // Журнал правовых и экономических исследований, 2019. - № 4. - С. 222-229.
6. Рекомендации МСЭ-Т Е.800 (09/2008) Определение терминов, относящихся к качеству обслуживания.
7. Рекомендации МСЭ-Т F.400/X.400 (06/1999) Обзор систем и служб обработки сообщений.
8. Рекомендации МСЭ-Т G.701 (03/1993) Словарь терминов цифровой передачи и мультиплексирования и импульсно-кодовой модуляции (PCM).
9. Рекомендации МСЭ-Т I.233.2 (10/1991) Услуги передачи кадров в ISDN.
10. Рекомендации МСЭ-Т M.60 (03/1993) Термины и определения, относящиеся к техническому обслуживанию.
11. Макаров В.В., Протасов С.Н., Стародубов Д.О. Использование совокупности методов контроля для объективной оценки качества услуг мобильной связи // Проблемы современной экономики, 2017. - № 2 (62). - С. 202-204.
12. Рекомендация МСЭ-Т Y.1540 (2/2006) Требования к сетевым показателям качества для служб, основанных на протоколе IP.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
И.Н. Колесная, аспирант кафедры экономики, магистр экономических наук, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, [email protected];
В.А. Давидович, директор ООО «МГТ», аспирант кафедры банковской экономики Белорусский государственный университет, [email protected];
В.В. Тышлек, магистр бизнес-администрирования, директор ООО «Белспецкомплект», исследователь в области экономических наук, [email protected].
УДК 658.8_
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена изменением экономической ситуации в Республике Беларусь, широким применением цифровых технологий в экономике, а также активным внедрением на белорусский рынок новых товаров и современных технологий их продвижения. Развитие маркетинга и продвижение собственных брендов становится основной задачей для белорусских предприятий в современной экономической ситуации.
Ключевые слова: маркетинг; Республика Беларусь; современные тенденции; продвижение; реклама.
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MARKETING IN THE
REPUBLIC OF BELARUS
Irina Kolesnaya, postgraduate student of the Department of Economics, Master of Economic Sciences, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics; Vladimir Davidovich, Director of MGT LLC, Belarusian State University; postgraduate student of the Department of Banking Economics;
Vitaly Tyshlek, Master of Business Administration; LLC «Belspetskomplekt» director, researcher in the field of economic sciences.