Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛАЕНС В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛАЕНС В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛАЕНС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛЯТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ESG

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоренко Г.Г., Жегалин Л.С.

Данная статья направлена на изучение перспектив развития экологического комплаенса в Российской Федерации и построение эффективной модели экологической политики частных и государственных компаний на фоне геополитической нестабильности, вызванной санкционными ограничениями со стороны США и ЕС. Были рассмотрены основные нововведения в части экологического регулирования и возможные последствия от их применения для делового и инвестиционного бизнес-климата. В условиях, когда в отношении нагей страны проводится политика ограничения возможности технологического развития и экологизации российской промышленности, требуются системные совместные действия со стороны регулирующих органов и комплаенс-офицеров для преодоления сложившейся ситуации и минимизации рисков. Прогнозирование последствий санкционных ограничений для развития природоохранного законодательства и разработка практических рекомендаций по ускорению внедрения норм и практик экологического комплаенса в российских организациях являются ключевыми задачами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF COMPLIANCE IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL SAFETY

This article is aimed at studying the prospects for the development of environmental compliance in the Russian Federation and building an effective model of environmental policy of private and public companies against the background of geopolitical instability caused by sanctions restrictions from the United States and the EU. The main innovations in terms of environmental regulation and the possible consequences of their application for the business and investment business climate were considered. At a time when a policy of limiting the possibility of technological development and greening of the Russian industry is being pursued in relation to a growing country, systematic joint actions are required on the part of regulatory authorities and compliance officers to overcome the current situation and minimize risks. Forecasting the consequences of sanctions restrictions for the development of environmental legislation and developing practical recommendations to accelerate the implementation of environmental compliance standards and practices in Russian organizations are the key objectives of the study.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛАЕНС В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Результаты анализа мирового опыта показывают, что страны-лидеры в области полупроводниковой промышленности не всегда имеют достаточное собственное машиностроительное производство обрабатывающего оборудования и промышленных роботов.

К тому же следует отметить, что разработка новых технологических процессов возможна только при достаточном уровне финансирования как государственного, так и частного характера. Так, на постройку нового завода (или заводов, в зарубежной прессе проходит информация о постройке двух заводов) в Аризоне (США) под 5 нм будет инвестировано порядка $ 55 млрд, из них $ 35 млрд - затраты TSMC, а $ 20 млрд - затраты Intel.

Следует отметить, что разрабатывать новые технологические процессы возможно только при достаточном уровне финансирования как государственного, так и частного характера[4].

Производство полупроводников требует колоссальных финансовых, интеллектуальных и трудовых затрат. Технологический прорыв в данной отрасли позволит перейти промышленности на новый уровень развития.

Источники:

1. Сухина, Н. Ю. Финансовая устойчивость предприятия как критерий превентивного антикризисного управления / Н. Ю. Сухина, Н. В. Седых, А. С. Прокопова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-1(80). - С. 668-671.

2. TrendForce: Полупроводниковые исследования // Режим доступа: https://www.trendforce.com.

3. Полупроводники (мировой рынок) // Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php.

4. Седых, Н. В. Кластерный подход в контексте совершенствования государственной региональной инвестиционной политики / Н. В. Седых, Ю. И. Назарько // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-2(65). - С. 431-434.

5. Информационный портал «Око Планеты» // Режим доступа: https://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/673728-pochemu-avtomobili-tak-silno-podorozhali.html.

References:

1. Sukhina, N. Y. Financial stability of the enterprise as a criterion of preventive crisis management / N. Y. Sukhina, N. V. Sedykh, A. S. Prokopova // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No 3-1 (80). - P. 668-671.

2. TrendForce: Semiconductor Research Access mode: https://www.trendforce.com.

3. Semiconductors (world market) // Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php.

4. Sedykh, N. V. Cluster approach in the context of improving the state regional investment policy / N. V. Sedykh, Y. I. Nazarko // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No 12-2 (65). - P. 431-434.

5. Information portal "Eye of the Planet" // Access mode: https://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/673728-pochemu-avtomobili-tak-silno-podorozhali.html.

EDN: BTDKXE

Г.Г. Сидоренко - к.т.н., доцент департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, ggsidorenko@fa.ru,

G.G. Sidorenko - candidate of sciences in technology, associate professor of the department of economic security and risk management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;

Л.С. Жегалин - обучающийся факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, zhegalin.wow@yandex.ru,

L.S. Zhegalin - student of the faculty of economics and business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЛАЕНС В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF COMPLIANCE IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация. Данная статья направлена на изучение перспектив развития экологического комплаенса в Российской Федерации и построение эффективной модели экологической политики частных и государственных компаний на фоне геополитической нестабильности, вызванной санкционными ограничениями со стороны США и ЕС. Были рассмотрены основные нововведения в части экологического регулирования и возможные последствия от их применения для делового и инвестиционного бизнес-климата. В условиях, когда в отношении нагей страны проводится политика ограничения возможности технологического развития и экологизации российской промышленности, требуются системные совместные действия со стороны регулирующих органов и комплаенс-офицеров для преодоления сложившейся ситуации и минимизации рисков. Прогнозирование последствий санкционных ограничений для развития природоохранного законодательства и разработка практических рекомендаций по ускорению внедрения норм и практик экологического комплаенса в российских организациях являются ключевыми задачами исследования.

Abstract. This article is aimed at studying the prospects for the development of environmental compliance in the Russian Federation and building an effective model of environmental policy of private and public companies against the background of geopolitical instability caused by sanctions restrictions from the United States and the EU. The main innovations in terms of environ-

mental regulation and the possible consequences of their application for the business and investment business climate were considered. At a time when a policy of limiting the possibility of technological development and greening of the Russian industry is being pursued in relation to a growing country, systematic joint actions are required on the part of regulatory authorities and compliance officers to overcome the current situation and minimize risks. Forecasting the consequences of sanctions restrictions for the development of environmental legislation and developing practical recommendations to accelerate the implementation of environmental compliance standards and practices in Russian organizations are the key objectives of the study.

Ключевые слова: экологический комплаенс, устойчивое развитие, международное законодательство, регулятор-ная деятельность, экологическая безопасность, природоохранная деятельность, правовой механизм охраны окружающей среды, экологический риск, ESG.

Keywords: environmental compliance, sustainable development, international legislation, regulatory activities, environmental safety, environmental protection, legal mechanism of environmental protection, environmental risk, ESG.

В качестве информационно-методологической базы исследования использовались публикации периодической печати, нормативно-правовые акты (регламенты, кодексы, национальные стандарты (ГОСТ), законы федерального уровня и др.), данные новостных изданий, а также информационно-аналитические материалы из сети Интернет. В процессе написания научного труда были использованы следующие методы исследования: анализ Интернет-ресурсов и литературных источников, сравнительно-правовой анализ, обработка и обобщение результатов исследования, построение теоретической модели, метод прогнозирования, табличное и графическое представление статистических данных.

Как показывает мировая практика, формирование максимально доступных условий для развития различных видов комплаенса, особенно в сфере антимонопольного регулирования, налогообложения и кибербезопасности, является одним из основных направлений развития экономических отношений между бизнесом и обществом в развитых странах. Не стал исключением и экологический комплаенс, приобретающий первостепенное значение в странах «золотого миллиарда» (США, Канада, Япония и др.) по мере усиления экологической ответственности бизнеса в рамках концепции устойчивого развития и распространения ESG-принципов в международных бизнес-структурах.

ESG-принципы основаны на трех взаимосвязанных составляющих, которые способствуют достижению целей устойчивого развития и обеспечивают стабильный экономический рост - экологическая обстановка, экономическое развитие и корпоративное управление (рисунок 1).

Истощение природных ресурсов, выбросы парниковых газов, обращение с отходами производства в потребления, развитие возобновляемых источников энергии, изменение климата и др.

Охрана труда, производственная безопасность сотрудников, социальная защищенность, корпоративная социальная ответственность и др.

Деловая репутация, устойчивое развитие, экономическая эффективность, антикоррупционная деятельность, защита прав стейкхолдеров и др.

Рисунок 1 - ESG-факторы экологического комплаенса

(Источник: [составлено авторами])

Важность законодательного регулирования института экологического комплаенса и развития механизмов стимулирования предприятий, применяющих экологический комплаенс-контроль в различных сферах деятельности, обусловлена несколькими факторами: внедрение экологических норм в корпоративную политику хозяйствующих субъектов позволяет органам государственного экологического надзора предупреждать возникновение рисков нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, а хозяйствующим субъектам - уменьшать финансовые расходы на проведение контрольных мероприятий и снижать вероятность получения штрафных санкций и репутационных потерь.

Юридическая база стран-участниц ЕС в области охраны окружающей среды состоит из нижеследующих ключевых нормативно-правовых актов [1]:

1. Восьмая «Программа действий в области охраны окружающей среды» ЕС на период до 2030 г.;

Е-факторы

S-факгоры

G-факторы

2. «Европейский зеленый курс» на период до 2050 г. - план достижения нулевого нетто-выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды;

3. «Регламент Европейского парламента и Совета ЕС 2021/1119» - план создания юридической базы для достижения углеродной нейтральности стран Европейского союза к 2050 г.;

4. План действий ЕС «На пути к нулевому загрязнению воздуха, воды и почвы» на период до 2030 г., направленный на сохранение биоразнообразия и создание «зеленой» сельскохозяйственной системы.

Кроме того, в мае 2022 г. одним из наиболее последних крупных предложений от Европейской комиссии (ЕК) по укреплению экологической безопасности стало принятие плана REPowerEU, направленного на энергетическую диверсификацию и снижение зависимости от российского ископаемого топлива до 2030 г. Несмотря на то, что из-за пандемии коронавирусной инфекции (СОУГО-19) большинство европейских государств столкнулись с экономическим спадом и депрессивным состоянием бизнеса, что негативно отразилось на соблюдении экологических стандартов, политика ЕС в экологической сфере продолжает оставаться неизменной. Наличие проработанного законодательства с легко прослеживаемой иерархией способствует проведению активной экологической политики в области охраны окружающей среды со стороны стран-участниц ЕС, позволяя им занимать ведущие позиции в международных экологических рейтингах. Так, согласно одному из последних международных исследований экологической эффективности, проведенному учеными Йельского и Колумбийского университетов в 2022 г., лидирующие позиции заняли преимущественно скандинавские страны - Дания, Финляндия, Швеция и др. Крупнейшие экономики мира (США и Китай) расположились на 46-м и 160-м месте соответственно [2].

В целом, пример публичных коммуникаций по экологическим вопросам в системе взаимодействия государства, общества и бизнеса в ЕС может быть представлен в следующем виде (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель взаимодействия бизнеса, общества и государства в сфере экологической безопасности

(Источник: [составлено авторами])

Так, в соответствии со стремлением граждан стран-участниц ЕС получать доступ к информации о состоянии окружающей среды и экологической обстановке, формируется феномен экологического активизма, лоббирующего интересы населения и природоохранных организаций. Государственные надзорные органы, в свою очередь, совместно с транснациональными корпорациями вырабатывают стратегию развития экологически ориентированного бизнеса, направленную на развитие экономики замкнутого типа или «циркулярной экономики» - альтернативы традиционной модели национального хозяйства, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, достижении углеродной нейтральности и переработке отходов в рамках концепции «зеленой экономики» [3]. За счет реализации мер в области экологического комплаенса происходит внедрение экологических соображений в управление логистическими цепочками поставок товаров и услуг, включающих в себя разработку продукции, поиск и выбор материалов, производство, доставку конечных продуктов и управление конечным сроком службы продукта.

Поэтому субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в координации с крупными бизнес-единицами способны выпускать для населения экологически чистую продукцию отечественного производства, а отходы при этом становятся сырьем для производства новых товаров.

Относительно Российской Федерации стоит отметить, что вопросами формирования и внедрения экологического комплаенса на государственном уровне начали заниматься лишь в последние годы, а на частном - только на добровольных началах в крупнейших публичных акционерных обществах (ПАО). В то же время мы находимся в нижнем эшелоне государств по уровню защищенности окружающей среды, занимая лишь 112-ю строчку рейтинга из 180 стран. Так, ученые Центра экологического права и политики Йельского университета, составляющие индекс экологической эффективности (EPI) для развитых и развивающихся стран на ежегодной основе, в 2022 г. присудили нам только 37,5 баллов из 100 возможных (в 2020 г. - 50,5 баллов), в то время как наивысшая позиция у

Дании - 77,9. В общей сложности, мы занимаем невысокие позиции в международных рейтингах, особенно в области создания «зеленой экономики» и достижения углеродной нейтральности, уступая не только развитым странам, но и союзникам по БРИКС, таким как Индия и Китай (таблица 1).

Таблица 1 - Положение Российской Федерации в системах глобальных экологических рейтингов

Комплексный индекс Предмет оценки Год составления Место РФ

Индекс экологической эффективности (Environment Performance Index) Негативное воздействие окружающей среды на здоровье человека и состояние экосистем 2022 112/180

Глобальный индекс адаптации к климатическим изменениям (The Notre Dame Global Adaptation Index) Уязвимость к климатическим изменениям и другим глобальным вызовам 2020 33/182

Индекс загрязнения (Pollution Index) Загрязнение окружающей среды в странах и городах на основе базы данных, создаваемой по результатам социологического опроса посетителей сайта 2023 59/115

Индекс экологической уязвимости (Environmental Vulnerability Index) Степень уязвимости природной среды и подверженность ее ущербу и деградации 2021 71/234

Индекс эффективности действий в области изменения климата (Climate Change Performance Index) Энергетическая политика страны, в том числе эмиссии С02, энергоэффективность, развитие возобновляемой энергетики, климатическая политика и др. 2023 59/63

Индекс низкоуглеродной экономики (The Low Carbon Economy Index) Действия стран «Большой двадцатки» по формированию низкоуглеродной экономики и достижению целей Парижского соглашения (2015) 2021 33/37

Глобальный индекс «зеленой экономики» (Global Green Economy Index) Прогресс в области «зеленой экономики» и его восприятие экспертами 2022 64/76

Источник: [4]

В настоящее время экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя следующие основные нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

3. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г.

6. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г.

7. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г.

8. Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

Непосредственно в российском законодательстве термин «экологический комплаенс» официально не применяется, поэтому системный подход к экологическому менеджменту обеспечивается национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-2016, который ввел в профессиональной оборот термин «экологическая политика». Под ней подразумеваются намерения организации в отношении экологических результатов деятельности, официально сформулированные ее высшим руководством [5]. Также в минувшие годы были приняты национальные проекты федерального масштаба, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которые актуализировали экологическую повестку в качестве стратегического ориентира развития российской экономики и общества. С 2018 г. находится в процессе реализации нацпроект «Экология», который нацелен на решение проблемы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех несанкционированных свалок, выявленных в городских границах, увеличение количества производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (на 22 % к 2024 г.), сохранение биологического разнообразия и экологическое оздоровление территорий [6].

Вместе с тем благодаря действующим механизмам поддержки в стране сформировалась сбалансированная отрасль возобновляемых источников энергии (ВИЭ), позволяющая осуществлять запуск производственных мощностей по локализации высокотехнологичного оборудования и производить строительство новых промышленных объектов, в т.ч. солнечных, ветряных и геотермальных электростанций. В результате с 2012 г. суммарная установленная электрическая мощность ВИЭ в нашей стране увеличилась в 4,3 раза, достигнув 5,3 ГВт к началу 2022 г., при этом до 35 % производственных мощностей было введено в 2021 г. Тем не менее российский рынок возобновляемой энергетики по-прежнему серьезно отстает от мировых трендов. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. №1-р «Об утверждении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года», доля возобновляемой энергии в общем объеме производства и потребления должна была достигнуть 2,5 % к 2015 г. и 4,5 % к 2024 г. Целевой показатель на 2035 г. составляет не менее 6 % [7]. Однако статистические данные о

динамике ВИЭ в общей установленной электрической мощности в 2012-2021 гг. свидетельствуют о том, что вклад «зеленой энергетики» отстает от плановых показателей и остается крайне незначительным (рисунок 3).

Рисунок 3 - Доля ВИЭ в генерации электроэнергетики в Российской Федерации и мире в 2012-2021 гг., % (Источник: [8])

В крупнейших экономиках мира, для сравнения, данный показатель на начало 2022 г. колебался в пределах от 17,2 % (Япония) до 55,8 % (Германия). У США и Китая доля ВИЭ составляла 18,9 % и 26,5 % соответственно. Однако выбранный вектор развития российской экономики, связанный с усилением экологического законодательства и формированием действенного механизма реализации экологической политики, позволяет рассуждать о перспективах постепенного внедрения экологического комплаенса не только на крупных предприятиях, но и в субъектах МСП. В настоящее время российская правовая система предусматривает возможность государственной поддержки охраны окружающей среды и внедрения наилучших энергосберегающих технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Так, предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов, имеющих высокую энергетическую эффективность и применяющих наиболее современные технологии в сфере «зеленой энергетики», в соответствии со статьей 259.3 НК РФ [9]. Кроме того, в 2021 г. Правительством РФ было принято решение о продлении программы поддержки возобновляемой энергетики на период 2025-2035 гг. (ДПМ ВИЭ 2.0) [10]. Также наблюдается положительная динамика в области достижения углеродной нейтральности, а именно - введение обязательной углеродной отчетности для крупнейших эмитентов выбросов парниковых газов (150 тыс. тонн в год), сбор и обобщение которой будет осуществляться уполномоченным Правительством надзорным органом с 1 января 2023 г. [11].

Еще одним нововведением в области экологического комплаенса стало проведение эксперимента по консультированию Росприроднадзором экологически неблагополучных производств с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. для приведения нормативной документации в области охраны окружающей среды в соответствие с требованиями действующего законодательства [12]. Подобная инициатива может подразумевать, что государственные надзорные органы стремятся обозначить приоритет профилактических мероприятий, таких как экологический комплаенс и аудит, по отношению к контрольным процедурам.

Одним из ключевых препятствий на пути развития экологического комплаенса в российских компаниях стало нарастание геополитической напряженности, сопровождаемое усилением санкци-онного давления на российский бизнес. С одной стороны, стремительный рост цен на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) приводит к повышению тарифов на электроэнергию для российского бизнеса и населения, являясь дополнительным основанием для постепенной трансформации российской электроэнергетики в сторону использования возобновляемых энергоресурсов. С другой, возникают значительные проблемы с поставкой оборудования и компонентов для строительства и эксплуатации объектов ВИЭ, с привлечением зарубежных специалистов для проведения пусконаладочных работ на инвестиционных проектах в экологической сфере, а также с доступом к иностранному программному обеспечению (ПО) для проведения геоинформационного экологического мониторинга нефтеперерабатывающих заводов, химических комбинатов и других вредных производств. В конечном итоге данные факторы привели к сдвигу сроков реализации инвестиционных проектов в области ВИЭ на один год - до марта 2023 г., переносу сроков окончания эксперимента по квотированию вы-

бросов загрязняющих веществ в рамках федерального проекта «Чистый воздух» с 2024 г. до 2026 г., переносу до 2024 г. требований по созданию системы автоматического контроля вредных выбросов для наиболее «грязных» промышленных объектов предприятий, относящихся к металлургической, химической или нефтегазовой отрасли, а также к введению и продлению моратория на экологические проверки до конца 2023 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 г. №1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. №336». При этом мораторий не распространяется только на специальные режимы государственного контроля, однако предоставляет существенные послабления для бизнеса в части административной нагрузки, что окажет негативное воздействие на планах по развитию экологического менеджмента и аудита на российских предприятиях.

При проведении данного анализа были обозначены преимущества законодательного регулирования экологического комплаенса и развития механизмов стимулирования предприятий, соблюдающих экологические требования в процессе принятия управленческих решений. Также была сформирована модель взаимодействия бизнеса, общества и государства в сфере экологической безопасности для европейских стран, опирающаяся на юридическую базу стран-участниц ЕС в области охраны окружающей среды. В ходе сравнительного исследования были сопоставлены позиции Российской Федерации и развитых стран в международных экологических рейтингах. Кроме того, были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, лежащие в основе проведения отечественной государственной политики в области экологического развития. Отдельно была отслежена динамика развития сферы возобновляемых источников энергии (ВИЭ), неразрывно связанной с технологическим развитием и экологизацией российской промышленности. Также были изучены современные инициативы высшего руководства страны в области изменения российской правовой системы, касающейся охраны окружающей среды и внедрения норм экологического комплаенса на государственном уровне. В процессе исследования нашли свое отражение и ключевые препятствия на пути развития экологического комплаенса в российских компаниях, возникшие из-за усиления санкционного давления со стороны зарубежных стран на программу создания современной экологической промышленности.

В целом, вышеприведенная информация позволяет сделать следующие выводы:

- на протяжении длительного периода времени термин «экологический комплаенс» не входил в обиход российских государственных структур и предпринимательских организаций, в отличие от зарубежных взглядов на правовую организацию природоохранной деятельности. При этом в настоящее время многие положения экологического комплаенса продолжают оставаться добровольными;

- впервые проведением экологического комплаенса в Российской Федерации озаботились крупные нефтегазовые и металлургические компании, стремившиеся повысить деловую репутацию, имидж и инвестиционную привлекательность за рубежом для привлечения иностранных инвестиций в перспективные бизнес-проекты и расширения масштабов производства;

- несмотря на положительные изменения, связанные с актуализацией экологической повестки в качестве стратегического ориентира развития российской экономики и общества до 2035 г., темпы внедрения экологического комплаенса и развития «зеленой энергетики» существенно отстают не только от плановых показателей, заложенных на государственном уровне, но и от зарубежных результатов;

- усиление санкционного давления на российский бизнес привело к падению импортных поставок высокотехнологичного оборудования из-за разрушения логистических цепочек и введению законодательных послаблений в области охраны окружающей среды, что влечет за собой двоякие последствия для экологического комплаенса. На первый взгляд, отсрочка позволит отечественным компаниям успешно пересмотреть планы реализации экологических инициатив - отыскать новых поставщиков оборудования и ПО из «дружественных» стран, а также сосредоточить усилия на повышении темпов локализации производства оборудования для достижения «зеленой экономики». Однако еще до введения санкционных ограничений перенос сроков реализации экологических инициатив лоббировался со стороны крупных финансово-промышленных групп, так как автоматические системы контроля вредных выбросов увеличивают информационную прозрачность и повышают финансовые расходы для бизнеса. В частности, в качестве одного из лоббистов выступал «Интеррос», владеющий активами «Норильского никеля», допустившего крупную экологическую катастрофу в ходе разлива дизельного топлива в Норильске из-за несоблюдения технических норм и правил.

Таким образом, в заключение хотелось бы отметить, что для темпов внедрения современных норм и практик экологического комплаенса в российских предприятиях последствия санкционной политики и законодательных изменений будут во многом зависеть от того, как природопользователи воспользуются сложившейся ситуацией. Временный этап проведения экологической политики «са-

мообследования» бизнеса может привести к тому, что определенная часть экономических субъектов воспримет нынешнее снижение надзорной деятельности государства как карт-бланш на снижение затрат на природоохранную деятельность в угоду «экономической оптимизации», приведя к разрушительному эффекту для экономики и окружающей среды. Поэтому необходимо опираться на ведущий опыт иностранных государств и проводить экологическую политику, направленную на стимулирование природопользователей дополнительными преференциями за соблюдение экологических стандартов, сокращение сроков подготовки и принятия нормативных актов в области охраны окружающей среды, ускорение темпов проведения политики импортозамещения «зеленых технологий» в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) страны и повышение информационной прозрачности систем экологического менеджмента для всех заинтересованных сторон.

Источники:

1. Нормативно-правовые основы политики ЕС в области экологии. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/normativno-pravovye-osnovy-politiki-es-v-oblasti-ekologii/?sphrase_id=96624026 (дата обращения: 18.03.2023).

2. Россию поставили на 112 строчку рейтинга экологической эффективности. URL: https://nia.eco/2022/06/10/38797/ (дата обращения: 18.03.2023).

3. Александрова В.Д. Современная концепция циркулярной экономики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №5. С. 87-93.

4. Алексеева Н.Н., Аршинова М.А., Банчева А.И. Положение России в международных экологических рейтингах // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. №1. С. 134-152.

5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

6. Национальный проект «Экология». URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/ (дата обращения: 19.03.2023)

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. №1-р «Об утверждении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года».

8. Возобновляемая энергетика в России и мире, 2022. URL: https://rosenergo.gov.ru/vozobnovlyaemaya_energetika _v_rossii_i_mire (дата обращения: 19.03.2023).

9. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.

10. Рынок возобновляемой энергетики России: текущий статус и перспективы развития, 2022. URL: https://www.bigpowernews.ru/photos/0/0_2jvO7UCEruqcpV7TiyyPSsSuTmxPXCA4.pdf (дата обращения: 21.03.2023)

11. Госдума приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. URL: https://tass.ru/ekonomika/11525051 (дата обращения: 23.03.2023).

12. Росприроднадзор начинает консультировать природопользователей. URL: https://www.profiz.ru/eco/blog/post_10263/ (дата обращения: 23.03.2023).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Regulatory framework of the EU environmental policy. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/normativno-pravovye-osnovy-politiki-es-v-oblasti-ekologii/?sphrase_id=96624026 (accessed: 03/18/2023).

2. Russia was placed on the 112 line of the environmental efficiency rating. URL: https://nia.eco/2022/06/10/38797 / (accessed: 03/18/2023).

3. Alexandrova V.D. Modern concept of circular economy // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. Vol. 5. P. 87-93.

4. Alekseeva N.N., Arshinova M.A., Bancheva A.I. The position of Russia in the international environmental ratings // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. 2018. Vol. 1. P. 134-152.

5. National standard of the Russian Federation GOST R ISO 14001-2016 «Environmental management systems. Requirements and application guidelines».

6. National project «Ecology». URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology / (accessed: 03/19/2023).

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1-r dated January 8, 2009 «On approval of the Main directions of state policy in the field of improving the energy efficiency of the electric power industry based on the use of renewable energy sources for the period up to 2035».

8. Renewable energy in Russia and the world, 2022. URL: https://rosenergo.gov.ru/vozobnovlyaemaya_energetika_ v_rossii_i_mire (accessed: 03/19/2023).

9. Tax Code of the Russian Federation No. 117-FZ dated August 5, 2000. Article 259.3. Application of increasing (decreasing) coefficients to the depreciation rate.

10. Renewable energy market of Russia: current status and development prospects, 2022. URL: https://www.bigpowernews.ru/ photos/0/0_2jvO7UCEruqcpV7TiyyPSsSuTmxPXCA4.pdf (accessed: 03/21/2023).

11. The State Duma adopted a law on limiting greenhouse gas emissions. URL: https://tass.ru/ekonomika/11525051 (accessed: 03/23/2023).

12. Rosprirodnadzor begins to advise nature users. URL: https://www.profiz.ru/eco/blog/post_10263 / (accessed: 03/23/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.