Столыпинский вестник №9/2022
Столыпинский ^^^^^^^^ вестник
Научная статья Original article УДК 336.648
ПРИМЕНЕНИЕ ESG СТРАТЕГИИ К ЗЕЛЁНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ В РОССИИ
APPLICATION OF THE ESG STRATEGY TO GREEN FINANCE IN
RUSSIA
Маргалитадзе Омари Николаевич, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», академик Международной инженерной академии, г. Москва, E-mail: [email protected]
Omari N. Margalitadze, PhD, Associate Professor of the State University of Land Management, Academician of the International Academy of Engineering, Moscow, E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникшие с применением ESG стратегии к зелёному финансированию в России на современном этапе, усложнения международной обстановки, введённых против страны санкционных ограничений. Государственная политика России в области экологического развития соответствует Целям устойчивого развития ООН на 2016-2030 годы и их адаптации к российским реалиям. Она предусматривает комплекс мер, обеспечивающих перспективу устойчивого развития территории через экологическое финансирование, зелёные облигации, зелёные кредиты, зелёные банки и зелёные фонды.
5448
Среди предложенных целей - увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) во всех секторах энергетики, снижение энергоёмкости ВВП России, снижение объема твердых коммунальных отходов и их максимальная переработка. В случае реализации, программа позволит диверсифицировать экономику страны, ликвидировать её зависимость от ископаемого топлива, создать новые современные отрасли и рабочие места.
Примером бережного отношения к окружающей среде для России автором приведена Европа, где в 2020 году, впервые в истории, доля ВИЭ, в выработке энергии, превысила долю ископаемого топлива. Акцентируется внимание на проблемах, которые могут возникнуть у России в связи с тем, что ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию, изготовленную с большими выбросами парниковых газов. Приводится положительные примеры российских фирм - лидеров (Объединённая компания «РУСАЛ», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Сбербанк), которые провели много природоохранных мероприятий, добились снижения углеродного следа в своей отрасли.
Рассматриваются различные механизмы стимулирования зелёного строительства. Анализируются подготовленные ВЭБ.РФ совместно с Минэкономики и ЦБ РФ Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зелёного финансирования в Российской Федерации - 2020 и Основные направления реализации зелёных проектов в Российской Федерации (таксономия); а также программа компенсаций по зелёным облигациям зелёными кредитами, предложенная Минпромторгом России. В заключении автор констатирует, что потребности и возможности для развития рынка зелёного финансирования путём применения ББО стратегии в России есть. Важно, чтобы она была гармонизирована с существующими международными стандартами, что позволит привлечь в проекты международных инвесторов.
5449
Abstract: The article discusses the problems that have arisen with the application of the ESG strategy to green financing in Russia at the present stage, the complication of the international situation, the sanctions restrictions imposed against the country. Russia's state policy in the field of environmental development corresponds to the UN Sustainable Development Goals for 2016-2030 and their adaptation to Russian realities. It provides for a set of measures that ensure the prospect of sustainable development of the territory through environmental financing, green bonds, green loans, green banks and green funds.
Among the proposed goals are an increase in the share of renewable energy sources (RES) in all energy sectors, a reduction in the energy intensity of Russia's GDP, a reduction in the volume of municipal solid waste and their maximum processing. If implemented, the program will diversify the country's economy, eliminate its dependence on fossil fuels, and create new modern industries and jobs.
The author cites Europe as an example of respect for the environment for Russia, where in 2020, for the first time in history, the share of renewable energy in energy production exceeded the share of fossil fuels. Attention is focused on the problems that Russia may face due to the fact that the EU imposes a carbon tax on imported products manufactured with high greenhouse gas emissions. Positive examples of Russian leading firms (the United Company RUSAL, the State Atomic Energy Corporation Rosatom, Sberbank), which have carried out many environmental measures, have achieved a reduction in the carbon footprint in their industry, are given.
Various mechanisms of stimulating green construction are considered. The prepared VEB.RF, are analyzed together with the Ministry of Economy and the Central Bank of the Russian Federation, Methodological recommendations for the development of investment activities in the field of green finance in the Russian Federation - 2020 and the Main directions of implementation of green projects in the Russian Federation (taxonomy); as well as the compensation program for green
5450
bonds with green loans proposed by the Ministry of Industry and Trade of Russia. In conclusion, the author states that there are needs and opportunities for the development of the green finance market through the application of the ESG strategy in Russia. It is important that it be harmonized with existing international standards, which will attract international investors to the projects.
Ключевые слова: ESG стратегия, Цели устойчивого развития ООН, зелёное финансирование, ВЭБ.РФ, «РУСАЛ», «Росатом», Сбербанк.
Keywords: ESG strategy, UN Sustainable Development Goals, green financing, VEB.RF, RUSAL, Rosatom, Sberbank.
Введение
Устойчивое развитие экономики любой страны и улучшение качества жизни людей сегодня невозможно без применения ESG стратегии, учёта экологической составляющей каждого бизнес-проекта, ведь окружающая среда - общее достояние всего человечества, а зелёная экономика - её передовая отрасль, способная стать локомотивом роста и источником новых рабочих мест. Это особенно важно для России сегодня, учитывая сложную политическую и экономическую ситуацию вокруг страны, вызванную ещё не до конца побеждённой пандемией KOVID-19 и введением санкций и контрсанкций в связи с конфликтом в Украине.
Чтобы обеспечить стабильность социально-экономических показателей, адаптивность и эластичность процесса воспроизводства, социально -экономическое равновесие в стране, ещё в 2016 г., Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации был подготовлен Доклад о человеческом развитии, который посвящен Документу ООН «Повестка дня в области устойчивого развития» (2015 г.). Документ рассматривает конкретные мероприятия и основные направления достижения в России Целей устойчивого развития ООН на 2016-2030 годы. Кроме этого, он предусматривает комплекс мер по озеленению экономики, отход от
5451
углеродоёмких направлений, введение зелёных инструментов финансирования и т.п. [1, 2].
Государственная политика в области экологии
Развитие зелёной экономики России соответствует задачам, сформулированным в документе "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" [3], указах Президента РФ от 7.05.2012 г., а также распоряжения Премьер-министра РФ от 10.02.2017 г. о необходимости проработать переход России на модель экологически устойчивого развития страны на период до 2030 г. и на перспективу до 2050 г., во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» [4].
Исполнение этих директивных документов предусматривает Программа «Зелёный курс для России», которая планирует зелёное развитие России на период до 2050 года. Среди предложенных целей увеличение доли возобновляемых источников энергии во всех секторах энергетики до 100% к 2050 году, снижение энергоёмкости ВВП России на 40% к 2030 году по сравнению с 2007-м, снижение объема твердых коммунальных отходов в расчете на одного жителя на 30% к 2030 году и на 60% к 2050-му, переработка не менее 80% отходов к 2050 году, переход к интенсивному лесному хозяйству и т.п. В случае реализации, программа позволит диверсифицировать экономику страны, ликвидировать её зависимость от ископаемого топлива, создать новые современные отрасли и рабочие места [5].
Как показывают последние исследования Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, санкционное противостояния ограничило возможности России по озеленению экономики. В своём докладе «Влияние климатической повестки на перспективы развития
5452
экономики России», представленном на 27-й Конференции ООН об изменении климата в ноябре 2022 года в Шарм-эш-Шейхе (Египет), эксперты пришли к заключению, что часть мероприятий по декарбонизации экономики страна не сможет реализовать из-за введенных ограничений, а потенциал России по сокращению выбросов парниковых газов сократится примерно вдвое. Чтобы достичь утверждённой правительством России 29.10.2021 г. углеродной нейтральности к 2060 г., потребуется инвестиций в снижение выбросов парниковых газов около 1% ВВП ежегодно в 2022-2030 гг. и до 1,5-2% ВВП в 2031-2050 гг., утверждается в документе [6, 7].
Европейский опыт и вызовы для России
Пример бережного отношения к окружающей среде даёт Европа. В 2020 году, впервые в истории, в Европе доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которая объединяет ветряные, солнечные, гидроэлектростанции, а также использование биомассы в выработке энергии, превысила долю ископаемого топлива. Годом раньше это случилось в Великобритании и Германии. Как видно из ежегодного отчета британского аналитического центра Ember и немецкого Agora Energiewende, в предыдущем году на ВИЭ приходилось 38,2% всей произведенной в Европе электроэнергии, а на ископаемое топливо - 37%. В исследовании это объясняется тем, что с 2015 года в Европе удвоились объемы выработки ветровой и солнечной энергии, а производство электроэнергии из угля, за тот же период, сократилось вдвое. Кроме того, Европа планирует не только поэтапный отказ от угля к 2030 году, но постепенно отказаться от газовой генерации, заменить закрывающиеся атомные электростанции, а также удовлетворить растущий спрос на электроэнергию за счёт ВИЭ. Вместе с тем, ЕС намерен ввести углеродный налог на импортную продукцию, изготовленную с большими выбросами парниковых газов. Серьёзные коррективы в эту программу внёс кризис 2022
5453
года, однако есть уверенность, что эта цель, несмотря на временные трудности, будет достигнута [8].
Очевидно, что в соответствии с решениями Парижской конференцией по климату, в ближайшие десятилетия всем миром будут спасать планету от карбоноёмких источников энергии. Это долгосрочный тренд, который будет влиять на конкурентоспособность страны и отдельных российских компаний. России, чтобы не пострадать от сырьевой структуры своей экономики, нужно найти своё проактивное место в этом процессе, иначе страна может понести большие экономические потери.
Становление национальной системы зеленого финансирования в России
На международных рынках капитала, согласно требованиям ООН по устойчивому развитию, создаются правила и отрабатываются механизмы доступа к мировым финансам, критерии оценки деловой репутации, доверия друг к другу и привлекательности рынка в целом. В последние годы в России заработала национальная система зеленого финансирования, которая позволит комбинировать поддержку инициаторов зелёных проектов рынком и государством. Нас не должно расслаблять, что пока принципы ESG носят добровольный, рекомендательный характер. Ведь когда они станут обязательными, возникнут новые условия доступа к финансам на международных рынках капитала, которые могут создавать как преимущества одним, так и неудобства другим [9].
Суверенные зелёные облигации стали выпускать многие страны (Китай, Франция, Польша, Египет, Индонезия, Чили и др.) для прямого финансирования национальных проектов и программ, направленных на борьбу с изменением климата и решение других экологических проблем. В мире бизнеса прочно утверждается сознание того, что проигравшими от зелёной трансформации мировой экономики станут государства и фирмы,
5454
производящие продукцию с более высоким углеродным следом, чем их конкуренты.
Вместе с тем, Россия в силу своего уникального географического положения, размеров и природных богатств несет особую миссию для всего мира. В контексте ESG это наше преимущество. Экологическая и климатическая повестка позволяют России показать свою привлекательность, и мы должны ее использовать. Для этого надо своевременно создавать механизмы и правила экологического зелёного финансирования, которые будут не копировать складывающиеся международные требования, а соответствовать их духу, и вместе с тем будут более эффективными. Этого можно добиться за счет повышенной прозрачности целевого использования средств, обязательной экологической сертификации, классификации зелёных инвестиций. В целях подготовки и развития подходов по реализации принципов ответственного инвестирования на российском финансовом рынке, Центральный Банк России в 2020 году направил участникам рынка ценных бумаг соответствующие рекомендации для применения. Выделено пять важнейших направлений для развития [10]:
1. Интеграция ESG-факторов в требования к реализации крупных проектов и контрактов с финансированием из госбюджета;
2. Продолжение реализации мер по снижению углеродоёмкости экономики, прежде всего в энергетике и теплогенерации, отраслях ЖКХ, а также декарбонизация экспортно-ориентированных отраслей промышленности;
3. Меры по запуску климатических проектов, направленных на использование потенциала поглощения экосистем России;
4. Создание национальной системы углеродного квотирования;
5. Содействие в создании системы национальных стандартов и инструментов в области ESG.
5455
Национальная система зеленого финансирования за последние годы активно заработала. К сентябрю 2022 года объем зеленых и социальных кредитов в банковском секторе РФ достиг 1,2 трлн руб., утроившись год к году. В последнее время, в условиях экономической нестабильности и ограничений на работу с международными рынками интерес к ESG-инструментам упал. Однако учитывая требования зарубежных потребителей встроенных в международные цепочки поставок, в том числе азиатских, органы власти и крупные банки России ориентируют компании на стратегическую важность ESG-повестки, как долгосрочный запрос на переход к устойчивой модели развития [11].
В соответствии с Федеральным законом № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», региональный эксперимент в сфере декарбонизации (с системой квотирования) проводится на Сахалине. Он предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут на обязательной основе компенсировать свои выбросы: за превышение установленных для них квот нужно будет платить, или купить у другого лица недостающие единицы выполнения квоты или углеродные единицы, полученные в рамках добровольного климатического проекта [12].
Среди российских гигантов, включивших климатическую повестку в структуру компании и эффективно управляющей экологическими, социальными и корпоративными рисками с целью достижения лучших технико-экономических и финансовых результатов, выделяется лидер мировой алюминиевой отрасли РУСАЛ. Даже в сложный, пандемийный 2020 год, фирма практически не сократила объем производства алюминия, экспортируя его в 20 стран мира на 5 континентах, провела много природоохранных мероприятий, добилась серийного производства алюминия марки ALLOW, который отличается существенно более низким углеродным
5456
следом - удельным объемом выбросов парниковых газов при производстве металла, чем в среднем по отрасли.
В 2022 году АКРА высоко оценило деятельность госкорпорации Росатом в области устойчивого развития. Компании присвоена оценка ESG-3, категория ESG-В, что означает повышенное внимание к вопросам экологии, социальной ответственности и управления. Эксперты отмечают, в частности, благоприятные показатели выбросов парниковых газов, социальных инвестиций и информационной прозрачности [13].
Сбербанк с учетом текущих условий адаптировал планы по реализации собственной политики в области ESG и продолжает оказывать содействие клиентам по ответственному ведению бизнеса, развитию продуктов и проектов в сфере ESG, а также намерен активно помогать государству в переходе к «зеленой» экономике.
Успех рынка зелёных облигаций во многом будет зависеть от степени взаимодействия реальных секторов экономики (энергетика, транспорт, промышленность, строительство и пр.) с финансовым сектором и государственными органами. Наиболее успешно такое взаимодействие реализуется через так называемые банки развития, которые могут одновременно брать на себя риски долгосрочных инвестиций и масштабировать успешные практики, используя свои финансовые ресурсы.
По поручению Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ -национальный институт развития координирует деятельность по вопросам обеспечения долгосрочного устойчивого социально-экономического развития страны и улучшения качества жизни людей. С целью оживления инвестиционной деятельности в России и привлечения внебюджетных средств в зелёные проекты, ВЭБ.РФ совместно с Минэкономики и ЦБ России подготовил Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зелёного финансирования в Российской Федерации -2020 и Основные направления реализации зелёных проектов в Российской
5457
Федерации (таксономия). Эти документы учитывают решения международных и отечественных институтов по применению финансовых инструментов, направленных на финансирование зелёных проектов, всего - по 9 направлениям [14].
Для облегчения перехода бизнеса на принципы устойчивого развития Минпромторг России предлагает дополнять программу компенсаций по зелёным облигациям зелёными кредитами, а банки вырабатывают новые механизмы, чтобы компании получили понятный инструмент софинансирования экологических проектов.
Выводы
Появление ББО стратегии и национального стандарта по экологии, не только запускает в РФ рынок льготного финансирования зелёных проектов, но и открывает российским игрокам потенциальный доступ к международному рынку зелёных облигаций. Проекты, позитивно влияющие на окружающую среду, смогут получать от рынка, государства и институтов развития льготное финансирование. Соответственно, можно рассчитывать, что применение этих документов будет способствовать реализации экологичных проектов, заинтересует инвесторов, которые могут рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество заказчика и подрядчика, поможет ускорить экономический рост, а страна получит дополнительные рабочие места и благоприятную окружающую среду для своих граждан.
Сегодня экономическая мощь, богатство страны определяется экологией и потенциалом ее сохранения. Под эту задачу нужно объединять усилия финансистов, ученых, политиков и бизнесменов, чтобы ББО стратегия стала модной, популярной, главное - экономически выгодным делом, и уже на этой волне Россия стала привлекательным финансовым рынком. Для реализации и пропаганды мер по экологизации экономики необходимо предпринимать усилия, в первую очередь обществу и государству.
5458
Применение ESG стратегии подтолкнет потенциальных инвесторов обратить больше внимания на зеленое строительство, более активно внедрять его принципы в производстве. Важно, чтобы российская система зелёного финансирования была гармонизирована с существующими международными стандартами. Потребности и возможности для развития этого рынка в России есть. Это позволит привлечь в проекты международных инвесторов. Тем самым появляется основание для осторожного оптимизма, что это сделает жизнедеятельность будущих поколений россиян более безопасной и комфортной.
Библиографический список:
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года. -https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R
2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия. / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2016. -https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf
3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) - http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177
4. Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений. /Перечень поручений Президента России от 24.01.2017 г. (№Пр-140ГС). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53775
5. Давыдова, А. России предложен «Зеленый курс». - Коммерсантъ, - 12.09.2020.
6. Бойко А. Эксперты РАН оценили влияние санкций на планы России по декарбонизации. - Ведомости. - 22.11.2022. -
5459
https://www.vedomosti.ra/economics/articles/2022/11/22/951444-otsenili-vliyanie-sanktsii-na-plani-po-dekarbonizatsii
7. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. -http ://static. government.ru/media/files/ADKkCzp3 fWO32e2yA0BhtIpyzWfH aiUa.pdf
8. Дятел, Т. Европейская энергетика озеленилась. - Коммерсантъ, -26.01.2021.
9. Маргалитадзе О.Н. Зелёное финансирование - как важный инструмент устойчивого развития России. // Международный научный журнал, 2021, №1. сс. 65-73.
10. Информационное письмо ЦБ России о рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования от 15.07.2020 № ИН-06-28/111 - https://cbr.ru/statichtml/file/59420/20200715_in_06_28-111.pdf
11. Трифонова П. Устойчивость выходит из моды. - Коммерсантъ, 12.09.2022. https://www.kommersant.ru/doc/5558117?from=main
12. Федеральный закон от 06.03.2022 № 34-ФЗ "О проведении экспериментапо ограничению выбросов парниковых газов в отдельных с убъектах Российской Федерации". -http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203060003
13. В. Росатом подтвердил статус зеленой компании. Независимая газета. -10.11.2022. https://www.ng.ru/economics/2022-11-10/8586_8_status.html
14. Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации - 2020. -https://вэб.рф/files/?file=1cc7ffec701762260d130988dafca0cf.pdf
5460
Bibliographic list:
1. Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution adopted by the UN General Assembly on September 25, 2015. -https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R
2. Report on human development in the Russian Federation. UN Sustainable Development Goals and Russia. / Analytical Center under the Government of the Russian Federation. 2016. - https://ac.gov.ru/files/publication7a/11068.pdf
3. Fundamentals of the state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the President of the Russian Federation on April 30, 2012) -http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177
4. On the environmental development of the Russian Federation in the interests of future generations. /List of instructions of the President of Russia dated January 24, 2017 (No. Pr-140GS). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53775
5. Davydova, A. Russia proposed a "Green Deal". - Kommersant, - 09/12/2020.
6. Boyko A. Experts of the Russian Academy of Sciences assessed the impact of sanctions on Russia's plans for decarbonization. - Vedomosti. - 11/22/2022. -https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/11/22/951444-otsenili-vliyanie-sanktsii-na-plani-po-dekarbonizatsii
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated October 29, 2021 No. 3052-r "On Approval of the Strategy for the Social and Economic Development of the Russian Federation with Low Greenhouse Gas Emissions until 2050. -http ://static. government.ru/media/files/ADKkCzp3 fW032e2yA0BhtIpyzWfH aiUa.pdf
8. Woodpecker, T. European Energy Greened. - Kommersant, - 01/26/2021.
9. Margalitadze O.N. Green finance as an important tool for Russia's sustainable development. // International Scientific Journal, 2021, No. 1. ss. 65-73.
5461
10. Information letter of the Central Bank of Russia on recommendations for the implementation of the principles of responsible investment dated July 15, 2020 No. IN 06 28/111 - https://cbr.ru/statichtml/file/59420/20200715_in_06_28-111.pdf
11. Trifonova P. Stability goes out of fashion. - Kommersant, 09/12/2022. https ://www.kommersant.ru/doc/5558117 ?from=main
12. Federal Law No. 34-FZ dated 06.03.2022 "On Conducting an Experiment to Limit Greenhouse Gas Emissions in Certain Subjects of the Russian Federation". -http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203060003
13. V. Rosatom confirmed the status of a green company. Independent newspaper. - 10.11.2022. https ://www.ng.ru/economics/2022-11-10/8586_8_status.html
14. Guidelines for the development of investment activities in the field of green finance in the Russian Federation - 2020. -https://web.rf/files/?file=1cc7ffec701762260d130988dafca0cf.pdf
© Маргалитадзе О.Н., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022.
Для цитирования: Маргалитадзе О.Н. Применение ESG стратегии к зелёному финансированию в России// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022
5462