Современные тенденции развития инвестиционной деятельности в депрессивном регионе (на примере Чеченской Республики)
А.И. Хазуев
Ростовской государственный экономический университет (РИНХ)
Аннотация: В статье автор рассматривает инвестиционный процессы Чеченской Республики, так как инвестиционная деятельность является одним из основных факторов преодоления депрессивности региональной экономики. Был проведен анализ инвестиций, структуры инвестиций по источникам формирования, а также факторов влияния на инвестиционную деятельность в регионе. Исследованы основные тенденции, наблюдающиеся в инвестиционной сфере, и на основании этого выделены факторы, дающие возможность сформировать в Республике конкурентное экономическое пространства, а также преимущества, позволяющие создать благоприятный инвестиционный климат в регионе.
Ключевые слова: инвестиции, региональная экономика, устойчивое развитие, конкурентные преимущества, инвестиционные проекты
Важнейшим инструментом экономического развития как России и так ее регионов являются инвестиции в экономическое пространство, которые позволят обновить производственную материально-техническую базу, расширить объемы производства и усовершенствовать его структуру, перейти на новые технологии. Инвестиции в экономику являются неотъемлемым аспектом экономического роста. Так, например, в воспроизводственной системе инвестициям отводится ключевая роль в вопросах возобновления и роста производственных ресурсов, а как следствие этого обеспечение темпов социально-экономического роста.
Следует заметить, что с начала 2000-х годов в российской экономике наблюдается увеличение инвестиций в основной капитала (рис. 1.), этот процесс отражает изменения, связанные с процессом стабилизации, а также медленного, но устойчивого подъема в экономике, наблюдаемого в последнее десятилетие.
Рис. 1. - Динамика инвестиции в основной капитал в Российской Федерации за период с 1995-2012 гг. (до 1998г. - млрд.руб., годовая)
(миллион рублей) [3]
Реализация основной задачи российской экономики, модернизация экономической системы, требует масштабного инвестирования, но в настоящее время объемы данного процесса не обеспечивают необходимое количество инвестиционных ресурсов. Так, в Указе Президента РФ (Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике") норма инвестирования в основной капитал в России к 2015 году установлена на уровне не менее чем 25 % внутреннего валового продукта, а к 2018 году данный показатель должен составлять до 27%. Показатель "Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте" показывает долю инвестиций в основной капитал к общему объему валового внутреннего продукта. Динамика данного показателя представлена на рисунке 1.
о.о^
2002 2003 2004 200Ь ЛОЬ ¿01)/ ¿008 200!) 2010 2011 2012 2013 > Дола книг-гиции п осысммпм кагнткл и налжси т-утрвнном пцэтдухге
Рис. 2. - Динамика показателя "доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте" за период с 2002-2013 гг.[3]
Из рисунка 1 можно наблюдать, что в 2006 году данный показатель составлял около 17%, в 2013 году - около 20%, и следует сказать, что данный показатель за весь анализируемый период не достигал значении 25%, наибольшее значении наблюдалось в 2008 году в размере 21,3%. Следовательно, можно утверждать, что невысокие значения данного показателя свидетельствует о том, что невозможно проводить широкомасштабную модернизацию промышленного потенциала и основных фондов в регионах по причине нехватки инвестиционных ресурсов.
В современный период развития экономики наблюдаются совокупные положительные тенденции в инвестиционной сфере России, но они не имеют устойчивого характера, а инвестиции не стали основным фактором роста экономики, а и объем не обеспечивает инновационную модернизацию производства и повышения качества жизни в регионах. Так, следует заметить, что развитие инвестиционных процессов по отдельным регионам имеют свои особенности, которые объясняются дифференциацией темпов, бессистемностью и диспропорциональностью инвестиционной деятельности в регионах России. Однако основными потребителями инвестиций выступают именно регионы, а государственная инвестиционная политика направлена на изменение и децентрализацию инвестиционной активности в регионы.
В рамках проводимых реформ в Российской Федерации можно выделить регионы, которые успешно развиваются, но наряду с этими регионами существуют и проблемные регионы. В таких регионах существует ряд социально-экономических проблем, но вместе с этим существует и потенциал развития, но в большей части он может быть реализован
исключительно при поддержке или прямой помощи государства. Регионом, относящимся к депрессивному типу, является Чеченская Республика.
Следует заметить, что за последние десятилетия в Чеченской республике наблюдаются большие положительные изменения в рамках стабилизации как общественно-политической ситуации, так и социально-экономическом развитии Республики, что в первую очередь способствует повышению интереса к инвестиционным возможностям Чеченской Республики потенциальных российских и иностранных инвесторов. На рисунке 3 представлена динамика инвестиций в Чеченской республике за период с 2000 - 2013 гг. по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, так объем инвестиций составил в 2011 год - 51631,7 млн. руб., 2012 год - 54400,3 млн.руб., 2013 год - 41167,5 млн.руб.
Можно заметить положительную динамику за анализируемый период, а снижение темпов роста наблюдалось только в 2009 г и 2013 г. А основной тенденцией наблюдаемой в последние годы - это рост общего объема инвестиций в основной капитал. Снижение темпов роста, произошедшее в 2013 году, являлось следствием окончания действия федеральной целевой
¿00« 2001 2002 2003 2004 200Ь 200Ь ¿00/ 2008 ¿009 ¿010 2011 2012 2013
Рис. 3. - Динамика инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике за 200-2013 гг., млн. руб.[2]
программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы". Но следует отметить, что, несмотря на снижение инвестиций из бюджетных источников, в 2013 году темпы привлечения средств из внебюджетных источников в региональную экономику остались прежние. В структуре инвестиций в основной капитал в 2013 году наибольший объем занимали средства субъектов малого предпринимательства в размере 40,9%, бюджетные средства - 29,0%, прочее средства 40,9 %, а также собственные средства предприятий 11,4%. Общий объем инвестиций привлеченных из внебюджетных источников в 2013 году составил 29242,6 млн. руб. В результате проведенного анализа можно говорить о том, что существует тенденция сокращения бюджетного финансирования в Чеченской Республике - в 2013 году по сравнению с 2012 году в структуре данный вид финансирования уменьшился на 18% или на 13692,7 млн. руб. Однако, следует заметить, что за первое полугодие 2014 года, по данным Территориального органа Ростатата в Чеченской республике (Чеченстата), инвестиции в основной капитал составили в общем объеме 10037,9 млн. руб., что, соответственно, составляет 173,7% от уровня показателя за аналогичный период 2013 года. В структуре инвестиций в разрезе источников финансирования 31,8% занимают бюджетные средств; 37,6% - средства малого предпринимательства; 24,5% -собственные средства предприятий и 6,1% - средства из прочих источников финансирования. Из всего объема инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике за 1 полугодие 2014 года средства из внебюджетных источников составляют 6 847,7 млн. руб.
На развитие инвестиционной сферы в Чеченской Республике направлено целый комплекс мероприятий, позволяющий активизировать и стимулировать инвестиционные процессы. Так, Постановлением Правительства Чеченской Республики от 30.06.2014 года № 168-Р «Об
утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики» (Постановление Правительство Чеченской Республики от 30.06.2014 года № 168-Р «Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики») сформирован перечень инвестиционных проектов, включающий 55 проекта. Данные перечень проектов предусматривает строительство новых и реконструкцию существующих производств и предприятий с созданием 20 431 рабочих мест, с объемом инвестиций на сумму 170,192 млрд. рублей. Утвержденный перечень проектов включает 25 проектов в промышленности и энергетики с созданием 10123 рабочих мест с объемом инвестиций на общую сумму 99,75 млрд. рублей; 24 проекта в агропромышленном комплексе - 6126 рабочих мест, с инвестициями на сумму 21,136 млрд. рублей; 6 проектов в сфере услуг и туризма - 6126 рабочих мест, на сумму 40,303 млрд. рублей.
За счет привлечения инвестиций из внебюджетных источников финансирования в Чеченской республике был реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов, из которых можно назвать следующие проекты: «Организация производства мясных консервов и колбас за счет строительства и оснащения комплекса мясопереработки», стоимость данного проекта - 472,52 млн. руб., что привело к созданию 48 рабочих мест; «Торгово-развлекательный центр (ТРЦ) в г. Грозный», стоимость проекта составляло 2200,0 млн. руб., создано 340 новых рабочих мест; «Сады, теплицы и хранилища», общая стоимость проекта составляла 3114,9 млн. руб., было создано 700 сезонных, 20 постоянных рабочих мест; ООО «Первый хлебозавод по производству хлебобулочных и макаронных изделий», общая стоимость проекта составила 620,0 млн.руб., было создано 240 новых рабочих мест; «Строительство комплекса «Гудермес - Сити», со стоимостью проекта 4200,0 млн.рублей.
Выше перечислены завершенные проекты, но большое количество инвестиционных проектов находятся в стадии реализации, это такие проекты как: создание инновационного строительного технопарка "Казбек", общая стоимость проекта составляет 4998,0 млн. руб., планируется к созданию 200 рабочих мест; увеличение производственных мощностей завода по розливу минеральной воды ООО «Чеченские минеральные воды», общая стоимость проекта составляет 670,0 млн. руб., планируется создать 53 новых рабочих места; «Новый кирпичный завод», общая стоимость проекта составляет 2200,90 млн. руб., планируется создать 120 новых рабочих мест; строительство спортивно-оздоровительного туристического комплекса «Грозненское море», общая стоимость проекта составляет 24000,0 млн. рублей, планируется создать 610 новых рабочих мест; строительство комплекса «Аргун - Сити», общая стоимость проекта составляет 4000,0 млн. руб., планируется создать 320 новых рабочих мест; «Комплекс детского питания в г. Грозном» общая стоимость проекта составляет 1200,0 млн.руб.); «Молочный комплекс» (общая стоимость проекта составляет 1100,0 млн.руб., планируется создать 70 новых рабочих мест; «Строительство комплекса «Шали - Сити» общая стоимость проекта составляет 3000,0 млн.руб., планируется создать 250 новых рабочих мест; «Первая очередь каскада ГЭС на реке Аргун» общая стоимость проекта составляет 14000,0 млн.руб.).
Анализируя инвестиционную деятельность в Республике необходимо выявить факторы, влияющие как позитивно на данную сферу, так и ограничивающие деятельность. Проводя анализ факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность на основе опросов руководителей организаций (или менеджеров), представленной на рисунке 4, можно сделать вывод, что на инвесторов в Чеченской Республике оказывают влияние в первую очередь недостаток собственных финансовых средств, на втором
месте - высокий процент коммерческого кредита, на третьем -неопределенность экономической ситуации и сложность механизма получения кредитов для реализации инвестиционных проектов. Однако, можно заметить, что доля выделенных факторов в Чеченской республике намного ниже, чем в Северо-Кавказском федеральном округе и Российской Федерации в целом, что положительно характеризует инвестиционную сферу в Республике.
70
1 1
1
1 1
1
1 Н Ш 1 я
коммерческого кредита ■ Российская Фе^ недостаток фин средст де ра ция I 1ансовых неопределенность отсутствие или сложности получения ) экономической ситуации несовершенство кредита нормативно-правовой 1 Северо-Кавказский федеральный округ ■ Чеченская Республика
Рис. 4. - Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в 2013 году[3]
В настоящее время ведется активная работа с целью повышения инвестиционной привлекательности Республики, формирования условий, которые благоприятствуют развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Так, в Чеченской республике разработана региональная нормативно-правовая база, которая предусматривает поддержку и гарантирует защиту прав субъектам инвестиционной деятельности.
Руководством Чеченской Республики ведется активная работа по позиционированию субъекта на мировых площадках в целях продвижения инвестиционных проектов и привлечению инвесторов и инвестиций в региональную экономику, также уделяется особое внимание к
межрегиональному сотрудничеству. Чеченская Республика имеет договорные отношения более чем с сорока субъектами Российской Федерации, можно говорить о том, что именно укрепление интеграционных межрегиональных и международных связей стимулирует инвестиционной деятельности, взаимовыгодное сотрудничество для всех субъектов инвестиционной сферы, внедрение инноваций, эффективное разделение труда, повышение результативности производительности труда, а также как следствие, повышение уровня жизни населения.
В целях формирования благоприятного инвестиционного имиджа, Чеченская Республика принимает активное участие в различных российских и международных форумах и выставках. В 2013 году приняло участие в Петербургском международном экономическом форуме, Сочинском международном инвестиционном форуме, а также в Международной выставке недвижимости «М1Р1М». В рамках участия в Международном форуме «Сочи-2013» Чеченская Республика представляла 53 инвестиционных проекта на общую сумму 170 млрд. рублей. Данные проекты имеют направленность на развитие различных отраслей региональной экономики: энергетики, промышленности, туризма, сельского хозяйства, сферы услуг и т. д., а реализация всех презентованных инвестиционных проектов позволит дополнительно создать около 20 000 рабочих мест. В рамках рассматриваемого форума было подписано трехстороннее соглашение между Правительством ЧР, «LR-Group» (Израиль) и компанией «Амбика-Агро» (Россия) по инвестиционному проекту «Строительство молочного кластера в Чеченской Республике».
В марте 2014 года в рамках всероссийского проекта «Экспозиция регионов России в Олимпийском парке в период проведения Паралимпийских зимних игр» руководством Чеченской Республики была организована экспозиция субъекта. Также, была организована экспозиция
Республики в рамках 25-ой юбилейной Международной инвестиционной выставке недвижимости «М1Р1М-2014» (Франция, Канны), где презентовала инвестиционный проект «Башня «Ахмат». В 2014 году руководства республики приняло участие в IV ежегодной инвестиционной встрече на высшем уровне в г. Дубай (ОАЭ). Так, участие Чеченской Республики в различных российских и международных форумах и саммитах содействует в формировании позитивного инвестиционного имиджа, а также способствует распространению информации об экономическом потенциале и возможностях Республики, содействует в налаживании контактов и связей с представителями органов государственной власти, различными негосударственными организациями, а также с бизнес-структурами России и зарубежных стран. Например, в Чеченской Республике активно развивается сотрудничество с китайскими инвесторами, так, в октябре 2014 года достигнуто соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству экодеревни и теплиц в Шелковском районе Чеченской Республики на общую сумму 165 млн. руб. Инвестиционный проект по строительству грозненского гостиничного комплекса общей стоимостью 120 млн. долларов планируется финансировать за счет средств иностранного инвестора - Холдинга "RoyalGroup" из ОАЭ (Абу-Даби), также с данным инвестором планируется создание совместной авиакомпании в Чечне.
Одним из показательных аспектов изменения в сторону нормализации общественно-социальной и политической ситуации в Республике можно считать строительство за счет внебюджетных средств нового жилья. Так, с 2011 по 2013 год в Чеченской республике построено 733 тыс. квадратных метров, из них 650 тыс. квадратных метров - населением за счет заёмных и собственных средств. В 2013 года реализуется в регионе программа по переселению граждан из аварийного и верхового жилищного фонда. В рамках региональной программы планируется строительство на территории
г. Грозного, в Надтеречном и Урус-Мартановском муниципальных районах Чеченской республики более 120 многоквартирных дома с общей площадью 50,5 тысяч квадратных метров.
Значительным вкладом в формировании устойчивой инвестиционной сферы в Чеченской Республике - это введение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, который необходимо внедрить в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 31.01.2013 г. № Пр-144ГС. В настоящее время внедрение данного документа практически завершено.
Проведя анализ и оценку основных элементов потенциала ресурсного обеспечения Чеченской Республики с позиции уточнения конкурентных преимуществ в экономическом пространстве, можно говорить о том, что указанные ниже объективные факторы дают возможность сформировать в Республике конкурентное экономическое пространство, которое может обеспечить достойное и высокое качество жизни населению.
Одним из первых факторов можно назвать выгодное для Республики геоэкономическое положение. Второй фактор, позволяющий сформировать конкурентную экономику субъекта - это природно-ресурсный комплекс, характеризующийся благоприятным климатом, разнообразными сельскохозяйственными землями, значительными запасами минерального сырья (в частности, углеводородами - нефть, газ и т.д.), лесными, гидроэнергетическими, рекреационными и туристическими ресурсами. Третий фактор связан с возможностью развития конкурентоспособных отраслей и производств, таких как нефтегазовой промышленность, отдельных отраслей сельского хозяйства, а также возможностями по расширению их состава, основываясь на трудовом и природно-ресурсном потенциале. Четвертый фактор конкурентного положения основывается на
человеческом капитале, который характеризуется увеличивающимися трудовыми ресурсами с хорошей половозрастной структурой, растущим уровнем образования, традициями к трудовой деятельности.
Однако основная задача современного этапа развития Республике заключается в модернизации материальных активов региональных промышленных предприятий, однако ее решения возможно путем увеличения привлекаемых внешних инвестиционных ресурсов, при этом требуется рост данных инвестиций в несколько раз в сравнении с имеющимся современным уровнем. Так, наряду с мерами по созданию благоприятной инвестиционной среды необходим комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности, такие как понижение налоговых ставок и налоговые каникулы, финансирование в рамках федеральной или региональной инвестиционной программы части затрат по инвестиционным проектам, создание и распределение регионального бюджета развития на конкурсной основе, предоставление гарантий инвесторам по различным некоммерческим рискам и т.д.
В заключение хотелось отметить, что в Чеченской Республике можно выделить целый ряд преимуществ, позволяющих сформировать благоприятный инвестиционный климат. Это, в первую очередь, структура потребления населения в Чеченской Республике, характеризующаяся высоким уровнем ввозимой из-за пределов региона продукции, по некоторым оценкам экспертов по отдельным группам товаров это доля достигает 90%, что делает потенциально конкурентоспособными инвестиционные проекты, направленные на импортозамещение и удовлетворение спроса на товары в регионе. Можно отметить, природно-ресурсный комплекс, обеспечивающий регион разнообразной ресурсно-сырьевой базой, позволяющей осуществлять проекты в различных областях, таких как нефтедобыча и нефтепереработка, добыча и переработка попутного газа, а также в строительной индустрии.
Наличие высокой доли ценных пород древесины в лесном фонде Чеченской Республике может быть использовано для развития и организации предприятий деревоперерабатывающей и мебельной промышленности, а соответственно при реализации инвестиционных проектов в данных областях. Благоприятные климатические условия в регионе также позволяют развивать различные сектора агропромышленного комплекса. Обеспеченность Республики и относительно низкая стоимость рабочей силы способствует конкурентоспособной реализации и организации на территории субъекты инвестиционных проектов сторонними инвесторами.
Литература
1. Джуха В.М., Погосян Р.Р. Основные схемы реализации государственно-частного партнерства в спортивно-оздоровительной сфере // Экономика развития. 2014. №1 (69). С. 46-50.
2. Инвестиции // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике URL: chechenstat.gks.ru/ (дата обращения: 27.10.2014).
3. Инвестиции // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации URL: gks.ru/ (дата обращения: 27.10.2014).
4. Инвестиционные проекты // Официальный сайт Инвестиционный портал Чеченской Республики URL: investchechnya.ru/investi cionnye-proekty.html (дата обращения: 27.10.2014).
5. Побегайлов О. А. Инвестиции в условиях риска и неопределенности // Инженерный вестник Дона. 2013. №3 (26). URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/R_6_Pobegaylov.pdf_1895.pdf
6. Сахнов С.Н. Оценка и эффективность использования потенциала региональной экономики // Инженерный вестник Дона. 2012. №4-2 (23). URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1433
7. Стратан Д.И., Хазуев А.И. Механизм реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере Российской Федерации // Проблемы экономики (Харьков). 2013. №3. С. 301-306.
8. Хазуев А.И. Императивы инвестиционного развития регионов российской федерации в условиях рецессии (на примере Чеченской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №37. С. 2936.
9. Akramov, K.T., 2012. Foreign Aid Allocation, Governance, and Economic Growth. International Food Policy Research Institute. 184 p.
10. Myers, S.C. and N.S. Majlui, 2004. Corporate Financing and Investment when Firms have Information but Investors do not have. Journal of Financial Economics, 2(vol. 13.). pp. 187-221.
References
1. Dzhuha V.M., Pogosian R.R. Jekonomika razvitija. 2014. №1 (69). pp. 46-50.
2. Investicii // Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Chechenskoj Respublike URL: chechenstat.gks.ru/ (data obrashhenija: 27.10.2014).
3. Investicii // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii URL: gks.ru/ (data obrashhenija: 27.10.2014).
4. Investicionnye proekty // Oficial'nyj sajt Investicionnyj portal Chechenskoj Respubliki URL: investchechnya.ru/investicionnye-proekty.html (data obrashhenija: 27.10.2014).
5. Pobegajlov O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3 (26) URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/R_6_Pobegaylov.pdf_1895.pdf
6. Sahnov S.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4-2 (23) URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1433
7. Stratan D.I., Hazuev A.I. Problemy jekonomiki (Har'kov), 2013, №3. pp. 301-306.
8. Hazuev A.I. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2014. №37. pp.
29-36.
9. Akramov, K.T., 2012. Foreign Aid Allocation, Governance, and Economic Growth. International Food Policy Research Institute. 184 p.
10. Myers, S.C. and N.S. Majlui, 2004. Corporate Financing and I n-vestment when Firms have Information but Investors do not have. Journal of Financial Economics, 2(vol. 13.). pp. 187-221.