УДК 339.186
Устимкин О.А. студент магистратуры 1 курс, факультет Экономики и менеджмента Муромский институт (филиал) федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (МИВлГУ)
Россия, г. Муром
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: В настоящее время для того, чтобы сделать ваш бизнес конкурентоспособным и процветающим, недостаточно полагаться на свой ум, интуицию или удачу. Современный бизнес - это сложная многокомпонентная система, одним из основных элементов которой являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Хотя каждое предприятие уникально в своей финансово-хозяйственной деятельности, существует ряд проблем, общих для всех предприятий. К ним относятся управление материальными и финансовыми ресурсами, закупки, маркетинг и многое другое. Одним из возможных решений этих проблем является внедрение и использование корпоративных информационных систем, которые быстро развиваются в последние годы. Системы планирования ресурсов предприятия обеспечивают комплексное управление ключевыми аспектами финансовой, производственной и коммерческой деятельности предприятий. Эти системы также предоставляют менеджерам полную и своевременную информацию для принятия управленческих решений и обеспечивают эффективный обмен данными с деловыми партнерами.
Ключевые слова: информационные системы, автоматизация, функционал, разработка, интеграция, тенденция развития.
Ustinkin O. A. master's degree student 1styear, faculty of Economics and management Murom Institute (branch) of the Federal state budgetary educational
institution
of higher education " Vladimir state University named after Alexander
Grigorievich
andNikolai Grigoryevich Stoletov" (VlSU)
Russia, Murom
CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISE
INFORMATION SYSTEMS
Annotation: Nowadays, in order to make your business competitive and prosperous, it is not enough to rely on your mind, intuition or luck. Modern business is a complex multicomponent system, one of the main elements of which are information and communication technologies (ICT). Although each enterprise is unique in its financial and economic activities, there are a number of problems common to all enterprises. These include material and financial resource management, procurement, marketing, and more. One of the possible solutions to these problems is the introduction and use of corporate information systems, which are developing rapidly in recent years. Enterprise resource planning systems provide integrated management of key aspects of the financial, industrial and commercial activities of enterprises. These systems also provide managers with complete and timely information for making management decisions and provide efficient data exchange with business partners.
Key words: information systems, automation, functional, development, integration, development trend.
Последние тенденции развития корпоративных информационных систем связаны с намерением использовать информацию, генерируемую внутри компании, во внешней среде для обеспечения сотрудничества
с другими предприятиями, клиентами и партнерами. Сегодня мы должны принять во внимание новую концепцию корпоративной информационной системы: акцент делается на EIS, который открыт для всех партнеров, работающих в общих бизнес-интересах, а не на традиционной оптимизации управления внутренними бизнес-процессами (рисунок 1). Эта концепция включает в себя пять новых тенденций:
Изменить роль системы ERP. Автоматизация внутренних бизнес -процессов, а также внешних, контрагентских отношений: клиенты, поставщики, банки, налоговые органы;
Technologies системные технологии движутся в направлении открытости и прозрачности. Внутренние процессы становятся все более открытыми. Информация и данные о деятельности предприятия могут быть доступны членам бизнес-сообщества. Использование веб-технологий.
Changes структурные изменения архитектуры системы. Вместо закрытой монолитной платформы - открытые многоуровневые приложения, построенные на концепциях сервис-ориентированной архитектуры (SOA). Используйте E-SOA;
Implementation расширение внедрения системы. Адаптация для предприятий разных видов и размеров;
Углубить функциональность системы. Все бизнес-процессы предприятия должны быть автоматизированы;
Изменить роль ERP системы
Автоматизация внутренняя бизнес-процессы каж внешний: контрагент отношения: клиенты, поставщики, банки_
Системные технологии
Двигаться к
открытости и
прозрачности.
Внутренние процессы
становятся более открытыми.
Информация и данные о
деятельность предприятия доступны для
бизнеса
членов общества. Использование Web-технологии.
Новая концепция EIS Transition от традиционной оптимизации управления внутренними бизнес-процессами к корпоративной информационной системе, которая открыта для Есех партнеров: работающих в общих бизнес-интересах
Структурные изменения
Архитектура системы.
Вместо закрытой платформы - открытое
многоуровневое
приложение, построенное на
концепции серЕис-ориентированной
архитектуры (50 А).
Л
Углубить систему Функциональности
Весь предпринимательский (щжШШ®£до.-скев быть автоматизирован_
Расширение системы реализация
Адаптация для предприятии
-íi-H-'I.- II ■
Рисунок 1 : Основные тенденции развития от традиционной ERP до EIS
нового поколения
Произошло разделение понятий: традиционная структура управления ERP называется back-office, а внешнее приложенея, которое появилось в системе, front-office. Можно выделить следующие пять основных областей, определяющих тенденции развития современных корпоративных информационных систем:
Углубить функционал ERP.
Разработка отраслевых решений.
Создание новых и улучшение существующих модулей управления бизнес-процессами.
Использовать сервис-ориентированную архитектуру (SOA - Сервис-ориентированная архитектура).
Использование новых платформенных решений.
Применять технологии для управления знаниями.
Как правило, когда упоминается функционал (системное программное и аппаратное обеспечение) современной EIS, учитываются следующие компоненты:
ERP в обычном смысле этого слова,
Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)
System Система управления цепями поставок (SCM),
Аналитика и поддержка принятия решений, то есть Business Intelligence (BI),
Management система управления данными, т.е. Система управления информацией (IMS), для интеграции всех компонентов,
Таким образом, комплекс SAP Business Suite включает в себя четыре решения (рисунок 2):
Для управления отношениями с клиентами - SAP CRM;
Для управления отношениями с поставщиками - SAP SRM;
Для управления жизненным циклом продукта - SAP PLM и
Для управления цепями поставок (SAP Supply Chain Management - SAP SCM).
Развитие электронной коммерции и установление интерактивного общения между компаниями и их партнерами, поставщиками и клиентами через Интернет привело к смещению акцента на сектор B2B в разработке концепции корпоративных информационных систем. Следовательно, ERP-системы нового поколения получают веб-архитектуру, что существенно отличалось от EIS предыдущего поколения. Корпоративное хранилище данных EIS нового поколения предназначено для использования в географически распределенном веб-сообществе. EIS может быть полностью интегрирован в Интернет и работать с данными, размещенными не в надлежащем хранилище, а также поддерживать публикацию или подписку, инициированную клиентом, и взаимодействовать с другими приложениями с помощью EAI-адаптеров (EAI - Enterprise Application Integration) и язык XML.
Интеграция ERP-систем с B2B (Business-to-Business) и B2C (Business-to-Customer) является естественным и логичным шагом в развитии систем планирования ресурсов предприятия. Создание и поддержка систем интернет-коммерции, особенно сектора систем B2B, наиболее эффективно, когда эти системы интегрированы в бизнес-процессы всего предприятия и интегрированы в ERP-систему.
Интеграция B2B на уровне взаимоотношений между поставщиками и заказчиками ERP-систем обеспечивается посредством следующей электронной коммерции B2B, то есть электронной дистрибуции, электронных закупок и электронной торговой площадки. Будучи сектором электронной коммерции, B2B обеспечивает прямую связь между игроками рынка - производителями и потребителями, тогда мы говорим, что электронная коммерция становится элементом интеграции между ERP -системами взаимодействующих фирм. Таким образом, корпоративные информационные системы нового поколения становятся частью большого, быстро растущего электронного рынка.
Программное обеспечение как услуга (SaaS) или Программное обеспечение по требованию (SoD) - это бизнес-модель, которая предлагает программное обеспечение потребителям, в котором поставщик разрабатывает веб-приложение, устанавливает его и управляет им, предоставляя клиентам доступ к программному обеспечению через
Интернет. , Клиенты платят не за собственное программное обеспечение, а за его использование (через API, доступный через Интернет и часто используемые веб-сервисы). Это услуга и интерфейс, которые приобретаются (пользовательский или программный интерфейс), то есть некоторая функциональность без строгого соблюдения способа его реализации.
Хотя любой платный веб-сервис можно классифицировать как SaaS, часто этот термин относится к программному обеспечению для бизнеса, и, как правило, программное обеспечение по запросу позиционируется как более дешевая и простая альтернатива внутренним корпоративным системам (бэк-офис).
Наряду с такими очевидными преимуществами, как экономическая целесообразность, использование общего программного ядра, которое позволяет планировать вычислительную мощность и сокращать общий объем ресурсов, существует несколько ограничений, ограничивающих использование этой модели.
В первую очередь, это проблемы, связанные с информационной безопасностью. Возможность утечки информации практически исключает использование концепции SaaS для критически важных систем, которые обрабатываются как строго конфиденциальные данные.
Во-вторых, концепция SaaS неэффективна для систем, которые требуют глубокой индивидуальной адаптации для каждого клиента, а также для инновационных и индивидуальных решений.
В-третьих, использование программного обеспечения по требованию означает привязанность к одному разработчику, который размещает программное обеспечение на своем сайте и осуществляет его администрирование и поддержку.
И, наконец, ограничивающим фактором является необходимость постоянного подключения SaaS к высокоскоростному Интернету. Стоит отметить, что с развитием Интернета значение этого фактора уменьшается, и во многих развитых странах его не следует учитывать.
В настоящее время во многих функциональных классах EIS можно найти системы, которые поддерживают модель SaaS. Например, для систем CRM и HCM (Human Capital Management) концепция SaaS особенно хорошо подходит и активно применяется.
Использованный источник:
1. Аксельссон Бьорн, Роземейер Франк, Винстра Финн. (2006) Развитие возможностей сорсинга. Создание стратегических изменений в управлении закупками и поставками. John Wiley & Sons, США.
2. Казанцев А.К., Серова Е.Г., Серова Л.С., Руденко Е.А. (2007) Информационно-технологические ресурсы российской экономики. Издательство Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург.
3. Кумар В., Рейнарц, Вернер Дж. (2006) Управление взаимоотношениями с клиентами: подход, основанный на данных, John Wiley & Sons, Hoboken.
4. Kouchtch, S.P. 2002. Сетевой подход в маркетинге: российский опыт. СПбГУ Вестник, серия «Менеджмент», вып. 1, № 8, с. 81-107.
5. Пейн, Адриан. (2006) Справочник CRM: достижение совершенства в управлении клиентами, Elsevier, Амстердам.
6. Перлсон Кери Э., Сондерс Кэрол С. (2006) Управление и использование информационных систем. Стратегический подход. Третье издание, John Wiley & Sons, США.
7. Райнер Р., Тюрбан Э., Поттер Ричард Э. (2006) Введение в информационные системы: поддержка и преобразование бизнеса, Джон Уайли, США.
8. Серова Е.Г. (2009) «Концепция CRM и ее место в общей стратегии развития компании», Материалы IV научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, Апрель, стр. 301-306.
9. Серова Е.Г. (2008) «Современные подходы компьютерного моделирования для решения бизнес-задач» Труды IX Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и эволюция предприятий», ЦЭМИ РАН, Москва, апрель, с. 154-156.