ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
© Бричеева Н.Н.* *, Татаров С.В.*
Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-технологической академии Южного федерального университета, г. Таганрог
Показана перспективность применения облачных технологий в корпоративных информационных системах в связи со снижением затрат и достижением требуемого уровня масштабируемости и гибкости их архитектуры. Рассмотрены технологии формирования и корпоративных облаков при формировании и расширении спектра и объема корпоративных потребностей в рамках схем, где задействуется виртуальное облако от поставщика. Дана оценка методам выработки разных подходов и сценариев использования корпоративных информационных систем при консолидации с контрагентами или в распределенных корпорациях. То, как готова к таким испытаниям облачная инфраструктура наиболее распространенного поставщика бизнес-приложений - фирмы 1С, явилось основной целью осуществленного исследования.
Ключевые слова: корпоративные информационные системы, облачные технологии, корпоративные облака, облачные провайдеры, рынок.
Введение
Актуальность темы определяется тем, что современные облачные технологии способны существенно сократить расходы на формирование и оптимизации ИТ-инфраструктуры. Сегодня многие компании переносят свои корпоративные системы и бизнес-приложения в облако. В России при очень высоких темпах перехода к облачным технологиям в рамках разных моделей облачные ERP-системы используются достаточно редко. Недостаточная информированность и дешевая, но все же привязка к лицензионному программному обеспечению, тормозят переход даже в тех случаях, когда автоматизация уже реализована в рамках определенной КИС, но не в облаке.
Обзор российского рынка облачных КИС
Сначала рассмотрим принципиальные возможности применения облачных инфраструктур при реализации сервис-ориентированных архитектур SOA (Service Oriented Architecture) КИС, как набора организующих принципов, которые создают структуру для моделирования и конструирования
* Старший преподаватель кафедры Менеджмента и инновационных технологий.
* Старший преподаватель кафедры Менеджмента и инновационных технологий.
190
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
сложных систем и поддерживающую инфраструктуру обработки данных, которая позволяет компаниям стать более гибкими, сосредоточившись на бизнес-процессах.
Как показано П. Фингаром [1] и Е. Нребневым [2], современные облачные технологии позволяют представить все - инфраструктуру, информацию, виджеты и бизнес-процессы -в виде услуги, предоставляемой с помощью облачных провайдеров:
- AaaS (Architecture as a Service) - архитектура как услуга;
- BMPaaS (Business Process Management as a Service) - управ-ление бизнес-процессами как услуга;
- DaaS (Data as a Service) - данные как услуга;
- FaaS (Frameworks as a Service) - программные структуры как услуга;
- GaaS (Globalization as a Service) - глобализация как услуга;
- GaaS (Governance as a Service) - руководство как услуга;
- HaaS (Hardware as a Service) - аппаратура как услуга;
- IDaaS (Identity as a Service) - аутентификация личности как услуга;
- MaaS (Mashups as a Service) - машапы как услуга;
- PaaS (Platform as a Service) - платформа как услуга;
- VaaS (Voice as a Service) - голос как услуга;
- FWaaS (Firewalls as a Service) - брандмауэры как услуга.
Перспективы реализации облачных технологий для КИС более чем оправданы [3]. Так Gartner считает, что в ближайшие годы ниша SaaS ERP на мировом рынке ERP-системк 2017 г. увеличится с 12 до 17 %, а продажи по данным Forrester Research, в ближайшие два-три года продажи ERP в формате SaaS вырастут на 20 %.
Уже сейчас облачные решения как альтернативу традиционному внедрению предлагает большинство крупнейших ERP-вендоров:
1. SAP предлагает облачную версию ERP-системы под названием SAP Business ByDesign с 2010 г. и уже сейчас ее используют не менее 1000 компаний. Функциональность облачной версии предполагает совокупность финансового блока, HR-системы, управления продажами, закупками и блока управления поставками.
2. Решение Oracle ERP Cloud Service больше сфокусировано на финансово-закупочных функциях, таких как планирование и бюджетирование. Еще с 2004 г. это решение вышло на рынок и сейчас около 300 крупных компаний используют ее для автоматизации финансового управления компаниями.
3. Microsoft также объявила о возможности использования своих ERP-систем (Dynamics GP 2013 и Nav 2013) на облачной платформе Microsoft Azure с 2013 г. А уже в 2014 году компания представила новую версию своей ERP-системы для среднего бизнеса Microsoft Dynamics NAV 2013 R2, которая может быть установлена как в локальной инфраструктуре, так и в облаке Microsoft Azure.
Экономические науки
191
Российский рынок облачных бизнес-решений появился всего несколько лет назад, но общемировая тенденция к увеличению проникновения SaaS-приложений для бизнеса выглядит устойчивой и в России [4]. В своем недавнем исследовании компания Parallels оценила данный рынок 2012 г. в 174 млн. долл. США, включив в него, кроме CRM/ERP/SCM-систем, в том числе облачные сервисы для файлообмена, совместной работы над документами и проектами, проведения телефонных и веб-конференций, а также бухгалтерского учета. По мнению аналитиков Parallels, рынок будет расти в среднем на 29 % в год и в 2015 г. достигнет объема в 377 млн долл. США (рис. 1).
Какая доля рынка приходится на облачные CRM/ERP/SCM-приложе-ния, не уточняется. По мнению генерального директора компании «Мегаплан» Михаила Смолянова, объем рынка облачных CRM/ERP/SCM в России не превышает 30 млн долл. Эта цифра включает только продажи SaaS-продуктов в публичном облаке (on demand). Андрей Довгань, руководитель направления General CRM, компания Terrasoft оценил уровень проникновения SaaS-решений в секторе CRM в 20 %.
Рис. 1. Рынок SaaS для бизнеса в России, млн. $ [4]
Источники: Parallels, оценки RMG
Следует отметить, что у российского рынка бизнес-приложений в облаке есть одно существенное отличие от мирового: так как российские малые и средние предприятия только начинают применять автоматизацию CRM, ERP и SCM, четкого разделения «сфер ответственности» между соответствующими облачными решениями нет.
Это обстоятельство, отличающее российский облачный рынок от мирового, имеет два важных следствия:
192
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Компании имеют четкие приоритеты при автоматизации бизнеспроцессов, осознавая первостепенность автоматизации бухгалтерии, поскольку ведение и сдача отчетности обязательны для всех компаний и экономический эффект от использования облачного решения очевиден. Далее ожидается автоматизация CRM/ERP/SCM и управления проектами, но облачные технологии здесь практически и не рассматриваются в связи недостаточной осведомленностью об их существовании и неготовностью российских предпринимателей к идее об полной автоматизации бизнес процессов.
2. Из-за незрелости рынка облачные CRM/ERP/SCM-решения конкурируют не между собой и не с традиционными «коробочными» системами, а с простейшим базовым ПО типа электронных таблиц для реализации идеи быстрой и сравнительно дешевой автоматизации бизнес-процессов.
Несмотря на небольшой размер, российский рынок облачных CRM/ ERP/SCM-решений обладает значительным потенциалом и может в ближайшие 3-4 года расти на 50-70 % в год.
Реализация облачных технологий в 1С
Выбор «1С» при обсуждении того, как для конкретной КИС реализовано ее представление в облаке, не случаен. Фирма «1С» безусловный лидер как производитель российских бизнес-приложений, к тому же предложивший полноценную КИС на базе ERP-стандарта. Переход к реализации облачных сервисов в своих решениях является логическим продолжением истории развития сервис-ориентированной платформы.
Предлагаемые сейчас облачные технологии 1C обеспечивают повсеместную и удобную работу с прикладными решениями на разных клиентских устройствах с различными операционными системами.
Облачная инфраструктура 1С включает в себя следующие механизмы и технологии [5]:
1) возможность подключения к информационной базе по протоколу HTTP (HTTPS);
2) наличие Web-клиента, не требующего предварительной установки на компьютер пользователя;
3) отказоустойчивый масштабируемый кластер серверов, благодаря которому «1С:Предприятие» может обслуживать большое количество одновременно работающих клиентов;
4) наличие механизма разделения данных, благодаря которому прикладные решения могут работать в архитектуре multitenancy, когда единый экземпляр объекта приложения, запущенного на сервере, обслуживает множество клиентов или организаций;
Экономические науки
193
5) наличие инфраструктуры сервиса, позволяющей развертывать приложения 1С:Предприятия в модели SaaS, когда поставщик разрабатывает и самостоятельно управляет прикладным решением, предоставляя потребителю доступ через интернет, а потребитель оплачивает лишь пользование услугой.
Можно выделить четыре основных сценария использования облачных технологий 1С:Предприятия:
1. Облако внутри организации.
Используется для того, чтобы к информационной базе могли подключатся контрагенты и сотрудники, перемещающиеся по предприятию и использующие вычислительные системы не высокой производительности и без предустановленной «1С:Предприятие».
2. Облако внутри ходинга.
Предполагает развертывание и поддержку единой для холдинга информационной базы «1С:Предприятие» и, в дальнейшем использование в режиме разделения данных. Такой сценарий предполагает сокращение расходов на администрирование одинаковых прикладных решений и быстрое, одновременное обновление прикладного решения для всех компаний.
3. Облако внутри клиентов.
Используется для сообществ клиентов, распределенных географически и не имеющих «1С:Предприятие». Веб-клиент работает под управлением всех распространённых браузеров, на операционных системах Windows и Linux, на мобильных устройствах iPad. Простота, мобильность и удобство подключения - это главное преимущество данного сценария.
4. Интернет в модели сервиса - технология lcFresh.
Модель сервиса подразумевает, что потребители не приобретают сами прикладные решения, а платят лишь за пользование ими через Интернет. Прикладные решения развертываются у поставщиков сервисов - 1С-провайде-ров. Обслуживание и обновление программного обеспечения поставщик сервиса выполняет централизованно.
Выбор 1С:провайдера является очень важным звеном при переходе к облачным приложениям 1С. Проведя исследование предлагаемых услуг, представим следующий их список: Рарус, Cloud4y, lCfresh, 42oblaka, Acti-veCloud, Arenda-it.ru, IT-Lite, SCloud, ИТ-ГРАД, РОСИНТЕГРА.
Список литературы:
1. Облачные сервисы. Взгляд из России / Под ред. Е. Гребнева. - М.: Cnews, 2011. - 282 с.
2. Фингар, П. DOT. CLOUD: облачные вычисления - бизнес-платформа XXI века / П. Фингар; пер. А.В. Захарова. - М.: Аквамариновая Книга, 2011. -256 с.
194
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3. Бобровский С. Зачем в Россию пришли облачные КИС [Электронный ресурс] // PC Week/RE №30-31 (850-851). - 19 ноября 2013. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=153246.
4. Обзор российского венчурного рынка. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/bu-siness/venture_capital_market_overview.htm.
5. Облачные технологии. 1С: Предприятие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://v8.1c.ru/overview/Term_000000803.htm.
РЫНОК ТРУДА В КРИЗИСНЫМ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ В РОССИИ
© Демкина В.С.*
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
В наше время рынок труда играет очень важную роль в жизни людей. Рынок труда имеет большое влияние на становление личности в обществе.
Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, то есть с его куплей и продажей.
На рынке труда встречаются интересы людей, которые могут и хотят работать и работодателей, которые являются представителями государственных, муниципальных, общественных и частных организаций. Все отношения, которые складываются на рынке труда, обладают социально-экономическим характером.
Существуют элементы, из которых состоит рынок труда:
1) субъекты рынка труда, предъявляющие спрос на рабочую силу (работодатели) и предлагающие труд (ищущие работу);
2) цена рабочей силы;
3) конъюнктура рынка труда;
4) конкуренция на рынке труда;
5) емкость рынка труда;
6) резервы рабочей силы.
К элементам рынка труда также можно отнести правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда и систему социальных выплат и гарантий для высвобождаемых, переводимых на новое место работы, безработных.
На рынке труда есть свои покупатели и продавцы. Продавцами являются те люди, которые могут и хотят предложить свою рабочую силу. Покупа-
* Кафедра «Мировая экономика и логистика». Научный руководитель: Тукова Е.А., ассистент кафедры «Мировая экономика и логистика».