CD
0
1 О
ш
Q.
Использование облачных технологий при построении информационных систем кластера
The Use of Cloud Technologies in Building an Information Systems Cluster
УДК 004.93:332.1
Ильин Игорь Васильевич
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доктор экономических наук, профессор 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
Il'in Igor' Vasil'evich
Polytekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, 195251, Russian Federation
Учитывая различный уровень информационной зрелости и разнообразие информационных систем предприятий и организаций участников кластера, наиболее острой проблемой, решение которой обеспечивает управление взаимодействием и инновационное развитие кластера в целом, является создание универсальной и гибкой системы для обеспечения информационного обмена.
В статье авторами рассмотрены возможности использования облачных технологий как современного направления развития сервис-ориентированной архитектуры для создания информационной инфраструктуры инновационно-промышленного кластера. Авторы анализируют различные модели и варианты предоставления облачных сервисов участникам кластера для обеспечения гибкой информационной поддержки бизнеса в рамках принципиально новой бизнес-модели.
This article discusses the possibility of using cloud computing to construct an innovative information infrastructure and an industrial cluster within a service-oriented architecture. It would accomplish this by analyzing various models and options that could be offered to cloud cluster members to ensure they provide flexible support for business information in a fundamentally new business model. The paper then suggests that the most acute problem would be to form a versatile and flexible system for information exchange. This would have to be done, it says, despite the different levels of information maturity and the variety of information systems among enterprises and organizations which are members of the cluster. In conclusion, the review suggests that resolution of this issue would give cluster members interactive management, while also separately enabling innovative development of the overall cluster.
Ключевые слова: облачные технологии, облачные сервисы, бизнес-модель, сервис-ориентированная архитектура (SOA), сервисная шина предприятия (ESB)
Keywords: cloud computing, cloud services, business model, service-oriented architecture, and enterprise service bus
Важнейшим условием развития инновационного потенциала промышленного кластера является современная организация обмена данными и знаниями в системе организационно-экономического управления, которая опирается на корпоративные базы данных и знаний участников кластера.
Анисифоров Алексей Борисович
доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат военных наук 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
Anisiforov Aleksey Borisovich
Polytekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, 195251, Russian Federation
Корпоративные знания и данные необходимы для поддержания на высоком уровне основных бизнес-процессов и обеспечения быстрого реагирования на динамику рынка, формирования реальных конкурентных преимуществ кластера на рынках, включая общенациональный и мировой. База данных кластера трансформируется через корпоративную информацию его участников, позволяет оценить альтернативные варианты управленческих решений, разрабатываемые проекты и формируемые программы с различных позиций — полезности, ценности, релевантности, эффективности, альтернативных издержек и т. п., выбрать из имеющихся вариантов оптимальное решение по всем важнейшим критериям и параметрам оценки.
Обоснованное решение, выбранное своевременно и с минимальными затратами, позволяет сократить транзакционные издержки участников кластера и, тем самым, повысить их конкурентоспособность.
Одновременно корпоративные данные и знания — это своеобразный «универсальный» ресурс, использование которого позволяет грамотно и взвешенно выбрать все остальные ресурсы для корпорации и сделать их результативными факторами производства. Однако создание и использование такой базы данных, доступ к ее ресурсам всех участников кластера, организация информационного взаимодействия требует использования самых современных инструментальных средств.
Учитывая различный уровень информационной зрелости и разнообразие информационных систем предприятий и организаций — участников кластера, наиболее острой проблемой, решение которой обеспечивает управление взаимодействием и инновационное развитие кластера в целом, является создание универсальной и гибкой системы для обеспечения информационного обмена [1]. Эта проблема многогранна и может быть рассмотрена с различных позиций: юридической, организационной, технической. Специфика перечисленных точек зрения состоит в следующем.
Юридическая. Участники кластера являются независимыми предприятиями и организациями, а взаимоотношения между ними строятся на конкурентной основе. Следовательно, о полной интеграции инфор-
мационных ресурсов участников кластера не может быть и речи. Каждое предприятие кластера может участвовать во всех проектах сразу, в нескольких или только в одном. Кроме того, любое предприятие или организация имеет право выйти из кластера. Очевидно, что каждый участник кластера будет «делиться» только определенной информацией, необходимой для качественного управления теми проектами и процессами, в которых он участвует.
Организационная. Частичная интеграция информационных ресурсов участников кластера производится на основе информационной системы кластера, которая включает в себя модуль управления компетенциями участников кластера, подсистему управления проектами и опирается на корпоративные системы главных предприятий кластера.
Техническая. Информационные системы предприятий — участников кластера уникальны, они поддерживают разные предметные области, у них разный состав модулей, разные разработчики, программно-аппаратные платформы и пр. Разнообразие информационных систем создает определенные сложности при интеграции приложений и данных даже в рамках единой информационной среды одного предприятия. Решение же проблем интеграции бизнес-процессов, приложений, данных, платформ и компонентов в составе приложений для кластерных структур требует новых подходов и технологий.
Техническая сторона интеграции информационных ресурсов участников кластера может быть решена с помощью специального интеграционного ПО — так называемой ESB-системы [2], в основе которой лежит концепция сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA) и технологии Web-сервисов.
SOA — идеология информатизации бизнеса, основанная на процессном подходе и методологии управления бизнес-процессами BPM. В концепции SOA принято следующее определение сервиса: законченный функциональный компонент, многократно используемый в различных бизнес-процессах. Фактически суть концепции SOA заключается в унификации и автоматизации бизнес-процессов при помощи типовых компонентов — сервисов.
Современные сложные информационные системы, к которым относятся КИС (корпоративные информационные системы), должны давать потенциальную возможность быстрых изменений и максимального использования существующих модулей, только тогда они будут экономически эффективными, обеспечивающими поддержку бизнеса в соответствии с его задачами.
Идеология SOA как раз и предлагает вместо монолитной системы использовать гибкую, в которой требуемое комплексное ИТ-решение можно собирать из блоков-сервисов.
Автоматизируя новые бизнес-процессы, можно использовать набор уже существующих сервисов, поэтому процессы, автоматизированные с помощью SOA, легко настраиваются или перестраиваются в соответствии со специфичными потребностями компании или в ответ на изменения внешней среды.
Понятия «сервис» и «процесс» взаимозависимы и обычно используются на разных уровнях обобщения. Например, небольшой процесс может быть организован в виде отдельного сервиса в том случае, если его можно типизировать. В то же время процесс может быть разбит на отдельные сервисы, взаимодействующие между собой в рамках процесса.
Стандартные блоки-сервисы создаются для после- g дующего многократного использования в разных про- =п цессах, и чем больше будет доступных сервисов, тем х быстрее и проще будет происходить внедрение новых ш автоматизированных процессов и оптимизация суще- х ствующих, а это залог конкурентного преимущества ^ компании [3].
Таким образом, SOA — это подход к построению интеграционных решений, основанный на понятии ^ «сервис». Фактическая реализация скрыта от потре- к бителей сервисов, поэтому SOA — удобный способ =Ц обеспечения интеграции приложений, позволяю- < щий быстро собирать из новых, уже существующих ^ программ-сервисов комбинации, соответствующие ^ изменяющейся обстановке. g
Все взаимодействия между сервисами и запраши- s вающими компонентами осуществляются через Корпоративную сервисную шину (Enterprise Service Bus, ESB) [2]. Основными функциями шины ESB являются обмен сообщениями, преобразование данных, маршрутизация, поддержка Web-сервисов и протоколов, а также согласование сервисов [4].
Использование языка XML как стандартного представления структурированной информации и базы для стандартов Web-сервисов существенно облегчает принятие сервис-ориентированного архитектурного подхода.
Концептуальная модель SOA применяется для виртуализации как бизнес-функций, так и физической инфраструктуры. Она охватывает как построение приложений, так и их развертывание и управление ими.
Клиенты (пользователи или предприятия) видят только набор бизнес-сервисов, их интересует только качество этих сервисов. Детали структуры приложений и предоставления сервисов скрыты от них рабочей средой по требованию (On Demand Operating Environment).
Идеология SOA предлагает изменение способа проектирования информационных систем, влияющее не только на архитектуру бизнес-процессов, но и на архитектуру предприятия в целом.
Бурное развитие SOA, удобство и относительная простота сервис-ориентированной интеграции (SOI) приложений и данных способствовало появлению различных облачных архитектур и целого ряда поддерживающих их системных и ИТ-решений.
Основная идея облачных технологий состоит в том, что все необходимые ИТ-ресурсы предоставляются пользователям как интернет-сервис. Сам термин «cloud computing» произошел от условного изображения Интернета в виде облака, которое является образом сложной инфраструктуры, скрывающим технические детали ее реализации. В этом заключается главный принцип облачных технологий — для конечного потребителя не имеет значения, где и каким образом осуществляется обработка и предоставление необходимых ему ресурсов [5].
В зависимости от способа развертывания облачных сервисов различают (рис. 1): 1. Общедоступные, публичные (Public) облака.
Общедоступные облака открыты для каждого, кто желает подписаться и использовать их. Общедоступные облака запускаются поставщиками, а приложения различных пользователей чаще всего смешиваются на серверах, в системах хранения данных и сетях облака. Одно из преимуществ общедоступных облаков состоит в том, что они могут быть значительно больше, чем частное облако компании, а также могут предложить возможность масштабирования (в сто-
Рис. 1. Модели развертывания облачных сервисов Источник: рисунок составлен авторами.
<
Software as a Service
Platform as a Service
Infrastructure as a Service
о
Рис. 2. Модели предоставления облачных сервисов Источник: рисунок составлен авторами.
рону увеличения или уменьшения) по требованию, перенося инфраструктурные риски с потребителя на поставщика облака. Несколько клиентов совместно используют одну и ту же инфраструктуру, но облако каждого из них отделено и защищено.
2. Частные (Private) облака.
Частные облака разрабатываются в основном для организаций, нуждающихся в большей степени контроля над своими данными, чем они могут получить при использовании сервиса, размещаемого поставщиком решения. Частные облака создаются для исключительного использования одной организацией, обеспечивая максимальный контроль над данными, защищенность и качество сервиса. Разрешение на доступ к облаку и его ресурсам имеют обычно только сотрудники этой организации.
3. Гибридные (Hybrid) облака.
Гибридные облака объединяют обе модели облаков — общедоступную и частную. Эта модель усложняется из-за необходимости определения способа распределения приложений по общедоступному и частному облакам.
4. Групповые (Community) облака.
Групповые облака используются группой родственных организаций, желающих воспользоваться общей облачной вычислительной средой. Например, группу могут составить университеты какого-либо региона, все поставщики крупного производителя или предприятия и организации кластера. В зависимости от типа предоставляемых вычислительных услуг различают несколько моделей cloud computing (рис. 2):
1. Software as a Service (SaaS) — модель использования ПО, при которой поставщик разрабатывает web-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет.
Это наиболее популярная и развитая бизнес-стратегия доставки приложения до пользователя. Многие разработчики экономических информационных систем в последние годы представили свои продукты, построенные на основе модели SaaS. Это не только SCM- или CRM-продукты (например, Microsoft Dynamics CRM), но и полнофункциональные системы класса ERP.
По данным аналитической компании «Gartner», доминирующие позиции в сегменте SaaS занимают решения для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). В 2011 г. SaaS-решения CRM составили около 32% от объема всего рынка CRM-приложений, доля ERP-систем составляет около 7% [6].
Одна из последних среди крупных ИТ-компаний — компания «SAP AG» — выпустила SaaS ERP-сервис SAP
Business ByDesign. В настоящее время этот сервис используют более 500 предприятий [7].
Софтверный гигант объявил о намерении адаптировать свои существующие системы под облачные платформы Amazon Elastic Compute Cloud и Microsoft Windows Azure. Для предприятий и организаций — участников кластера такая модель использования бизнес-приложений может оказаться весьма подходящей и экономически выгодной (особенно для предприятий, которые не имеют собственных ИС).
2. Platform as a Service (PaaS). Этот вариант подразумевает предоставление пользователям какой-либо платформы (набора программ, основных сервисов, библиотек) для самостоятельной разработки, тестирования, развертывания ПО в сети или хостинга web-приложений.
Примером платформы как сервиса может служить Windows Azure и Amazon EC2. Потребителями являются компании, разрабатывающие приложения. Платформа обеспечивает среду для выполнения приложений, сервисы по хранению данных и ряд дополнительных сервисов (например, интеграционные или коммуникационные сервисы).
Соглашение о предоставлении сервисов (Service Level Agreement, SLA) обычно покрывает такие характеристики сервисов, как доступность среды выполнения приложений и ее производительность. Возможности настройки приложений под нужды потребителей практически не ограничены. Ограничением может послужить лишь функциональность сервисов, предоставляемых на уровне платформы.
3. Infrastructure as a Service (IaaS). В данном случае в виде сервиса предлагается в пользование ИТ-инфраструктура. В форме виртуализации могут предоставляться все ее основные компоненты — аппаратные средства, операционные системы, серверы баз данных, инфраструктура обеспечения информационной безопасности и т. д.
Управление всей инфраструктурой осуществляется поставщиком сервисов, а потребитель управляет только операционной системой и установленными приложениями. Такие сервисы позволяют пользователю увеличивать или уменьшать объем используемой инфраструктуры через специальные порталы, предоставляемые поставщиками сервисов.
Потребителями являются владельцы приложений, ИТ-специалисты, подготавливающие образы ОС для их запуска в сервисной инфраструктуре. Облачная платформа предоставляет сервисы для запуска виртуальных машин и сервисы хранения данных.
SLA обычно покрывает такие характеристики сервисов, как доступность виртуального сервера, время
Таблица 1
Распределение ответственности в различных облачных моделях
Компоненты ИТ-инфраструктуры Модели предоставления ИТ-сервисов
Собственная инфраструтура IaaS PaaS SaaS
Приложения Управляет заказчик
Среда выполнения
Безопасность и интеграция Управляет заказчик
Базы данных Управляет поставщик облачных сервисов
Операционные системы Управляет Управляет постав-
Виртуализация заказчик щик облачных
Серверы Управляет постав- сервисов
Аппаратная платформа щик облачных
Хранилище сервисов
Сетевые ресурсы
о о
CD
J
<
О
Источник: таблица составлена авторами.
развертывания образа ОС. В данной сервисной модели могут быть запущены практически любые приложения, установленные на стандартные образы ОС.
В состав ПО могут входить корпоративные шины сервисов и промежуточное ПО. В результате модели SaaS и IaaS взаимно дополняют друг друга и образуют новую сервисную архитектуру, называемую «интеграция как сервис» (Integration as a Service) [8].
Каждая модель предоставления облачных сервисов предполагает определенное разделение ответственности за управление компонентами ИТ-инфраструктуры между заказчиком и поставщиком сервисов (табл. 1).
Таблица показывает, что в варианте SaaS поставщик ИТ-сервисов полностью контролирует и управляет всеми элементами ИТ-инфраструктуры сервисов. Вместе с тем, варианты PaaS и IaaS дают заказчику возможность управлять приложениями.
Модель IaaS является наиболее гибкой, поскольку в ведении заказчика находятся не только приложения, но и данные, а также системное ПО. Поставщик услуг отвечает за виртуализацию и бесперебойную работу нижних инфраструктурных элементов.
Архитектура «интеграция как сервис» представляется наиболее подходящей при построении информационной системы кластера на основе ESB-решения. Многие разработчики продуктов на основе ESB уже выпустили или готовятся выпустить облачные версии своих систем.
Лидер ESB-рынка компания «Software AG» в конце 2011 г. выпустила облачный вариант webMethods [9]. Кроме того, компания существенно расширила возможности продукта благодаря интеграции с системами анализа и управления бизнес-процессами ARIS. Полученное в результате решение поддерживает весь жизненный цикл совершенствования бизнес-процессов кластера.
Корпорация «IBM» разработала редакции интеграционных продуктов WebSphere MQ Hypervisor Edition и Message Broker Hypervisor Edition для развертывания на устройстве IBM Workload Deployer, которое предназначено для быстрого создания виртуализованной среды связующего ПО и упрощения предоставления приложений в частном облаке [10].
В 2010 г. «IBM» приобрела компанию «Cast Iron Systems» с целью расширения поставки клиентам сервисов облачных вычислений. Благодаря технологиям Cast Iron Systems «IBM» получает возможность
помогать своим клиентам быстро интегрировать их приложения, выполняемые в облачных средах, с их системами, развернутыми непосредственно в организациях. Это приобретение также совершенствует возможности «IBM» в применении гибридной модели облачных вычислений, которая привлекательна для предприятий, поскольку позволяет согласовывать данные их внутрикорпоративных приложений с данными из общедоступных и частных облачных систем.
Таким образом, использование облачных технологий при проектировании информационной системы кластера может дать следующие преимущества:
• высокая производительность. Поскольку облака основаны на распределенных вычислениях и виртуализации, они задействуют разделяемые ресурсы, оптимизируя баланс рабочей нагрузки на множество приложений;
• высокая доступность. Это достоинство также связано с распределенным характером вычислений. Приложения могут пользоваться архитектурой высокой доступности, которая минимизирует или устраняет плановый и внеплановый простой, повышая уровень сервиса для пользователей и способствуя непрерывности ведения бизнеса;
• эластичная масштабируемость. Распределенные вычисления придают публичным и частным облакам эластичную масштабируемость — способность добавлять или убирать вычислительные ресурсы по требованию. Это серьезное преимущество для приложений с переменной рабочей нагрузкой или непрогнозируемым расширением или же для временно установленных приложений;
• быстрое развертывание. И публичное, и частное облако обеспечивают автономный доступ к разделяемому пулу вычислительных ресурсов. Программные и аппаратные компоненты стандартны, могут использоваться повторно и разделяться. По этим причинам развертывание приложений существенно ускоряется.
Вместе с тем использование облачных технологий сопровождается определенными проблемами и сложностями. Главная проблема — обеспечение безопасности данных участников кластера, которые физически хранятся в Центрах обработки данных (Data Center).
Использование частного или группового облака позволяет несколько повысить защищенность данных, но полностью не может устранить все угрозы [11].
0
1
о
о о
CD
Таблица 2
Факторы, мешающие развитию облачных услуг
Опасения Малый бизнес, % Средний бизнес, %
Безопасность данных 50,4 47,1
Бесконечные регулярные платежи 42,7 27,6
ПО не принадлежит бизнесу 37,7 31,5
Надежность услуги 24,7 23,7
Потеря контроля ИТ-отдела над приложениями 18,5 21,2
Источник: [12].
Результаты опросов представителей бизнеса, проведенных аналитической компанией «IDC», показывают, что не только вопросы обеспечения информационной безопасности препятствуют развитию облачных сервисов (табл. 2). Очевидно, что многие из представленных в таблице опасений не относятся к сфере ИТ, а лежат в области психологии [12].
При использовании облачных моделей доступа к ИТ-ресурсам (Cloud Computing) информационные сервисы предоставляются таким образом, что обеспечивающие технологии становятся практически «невидимыми» за пределами пользовательского устройства. А поскольку это позволяет отделить приложения и сервисы от обеспечивающей инфраструктуры и тем самым дает возможность бизнесу быстрее адаптироваться к изменениям, облачные технологии могут являться частью стратегии по повышению динамичности предприятия и кластера в целом.
Кроме того, облачные технологии способны поддержать инициативы в таких областях, как внедрение сервис-ориентированных архитектур (SOA), оптимизация центров обработки данных и управление информацией.
Облачные технологии неразрывно связаны с управлением ИТ-услугами, что позволяет снизить совокупную стоимость владения и повысить степень безопасности, качество обслуживания и «эластичность» сервисов до требуемого уровня.
Концентрация на возможностях пользователя — еще один важнейший аспект облачных технологий. «Облачная» модель обеспечивает пользователю доступ к необходимым ресурсам в любом месте и в любое время. Именно поэтому данная технология может оказаться весьма полезной для кластера предприятий. Участникам кластера необходимо только определить, какие типы облачных сред наилучшим образом соответствуют целям бизнеса.
Участники кластера смогут реализовать все свои потенциальные возможности посредством быстрого внедрения передовых бизнес-моделей и снижения препятствий на пути требуемых инноваций и изменений в ИТ. Для этого требуется новая, динамичная модель доступа к компьютерным ресурсам, которая позволяла бы быстро внедрять инновации в таких сферах, как приложения, ИТ-услуги и процессы их предоставления.
Облачные технологии могут оказаться полезными в трех ключевых областях [13].
Новаторство в бизнесе. Облачные технологии способствуют инновациям, поскольку позволяют кластеру быстро и экономически эффективно исследовать потенциал новых возможностей оптимизации бизнеса на базе ИТ за счет их гибкого масштабирования практически без ограничений.
Оказание услуг. Облачные технологии обеспечивают динамическую доступность приложений и ИТ-инфраструктуры. Ускорение процесса получения требуемых
услуг является результатом способности организации к быстрому решению таких задач, как создание, конфигурирование, инициализация и добавление вычислительной мощности в поддержку ИТ-сервисов и бизнес-сервисов, причем гораздо быстрее, чем это было бы возможно при собственной компьютерной инфраструктуре. Улучшение оказания услуг укрепляет усилия организаций кластера по удержанию клиентов, ускорению выхода на рынок и расширению горизонтальных рынков. Модель облачных вычислений способна усовершенствовать деятельность кластера в таких областях, как SOA, управление информацией и управление услугами, что, в свою очередь, поддержит инициативы кластера по оказанию услуг.
ИТ-оптимизация. Облачные технологии обеспечивают высокую степень масштабируемости. Она позволяет организации быстро расширить набор ИТ-сервисов или получить к ним доступ без необходимости капитальной модернизации своего базового центра обработки данных. Это обеспечивает участникам кластера такое важное преимущество, как снижение совокупной стоимости владения, что, в свою очередь, повышает их доходность, упрощает реинвестирование капитала в собственную инфраструктуру.
Таким образом, информационная система кластера может быть построена с использованием облачных технологий, что позволит обеспечить предприятиям и организациям — участникам кластера высокую производительность, масштабируемость, доступность информационных сервисов в рамках принципиально новой бизнес-модели.
Литература
1. Ильин И. В., Анисифоров А. Б. Основные аспекты организации информационного сопровождения деятельности кластеров предприятий // Экономика и управление. 2010. № 12 (62). С. 128-131.
2. Ильин И. В., Анисифоров А. Б., Левина А. Н. Модели обмена данными в интегрированной информационной системе эффективного управления инновационно-промышленным кластером // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Сер.: Экономические науки. 2011. № 6 (137). С. 240-247.
3. Коптелов А., Голубев В. Сервис-ориентированная архитектура: от концепции до применения // BYTE. № 6 (116), Июнь 2008. Режим доступа: http://www.bytemag.ru/articles/ detail.php?ID=12160.
4. Стоддер Д. ESB как становой хребет SOA. Сети и системы связи 10/2006. Режим доступа: http://www.ccc.ru/ magazine/depot/06_10/read.html?Wceb064959e86b.htm.
5. Применение облачных технологий при организации ИТ-поддержки бизнеса промышленных компаний // Rational Enterprise Management. 30.03.2011. Режим доступа: http:// is.park.ru/print_doc.jsp?urn=45220925.
6. Gartner: в 2011 г. доходы от SaaS вырастут почти на 21% // SaaS World. 09.07.2011. Режим доступа: http://www. saasworld.ru/phpnews/show_news_one.php?n_id=1022.
7. SAP переезжает в облака Amazon и Microsoft. Режим доступа: http://www.clouderp.ru/news/9820/.
8. Интеграция — основа облака // Открытые системы. 2011. № 7. Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2011/07/13010473/.
9. Software AG интегрирует ARIS и webMethods и помещает их в облака // Открытые системы. 2011. № 2. Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2011/02/13007678/.
10. Дубова Н. От CICS до SOA. Директор лаборатории IBM в Харсли Джон Маклин — о разработках IBM и общих тенденциях в области интеграции приложений. Режим доступа: http://www.osp.rU/news/articles/2012/1/13012349/.
11. Заборский В. Черные дыры облачных технологий. Режим доступа: http://www.crm-practice.ru/analytics/articles/ index.php?article=1126.
12. Как справиться с облакобоязнью? Режим доступа: http:// www.anti-malware.ru/node/2708.
13. Что такое облачные вычисления и как их можно использовать. Режим доступа: http://www.ibm.com/ru/cloud/ pdf/Understanding_and_Leveraging_Cloud_Computing_RU-1_validated_Feb2_KI_rus_s5_hyperlinks.pdf.
References
1. Il'in I. V., Anisiforov A. B. Osnovnye aspekty organizatsii informatsionnogo soprovozhdeniya deyatel'nosti klasterov predpriyatiy [Key aspects of the organization of information support of business clusters]. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2010, no. 12, pp. 128-131.
2. Il'in I. V., Anisiforov A. B., Levina A. N. Modeli obmena dannymi v integrirovannoy informatsionnoy sisteme effektivnogo uprav-leniya innovatsionno-promyshlennym klasterom [Model data exchange in an integrated information system of innovation and industrial clusters effective management] Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical journal of the St. Petersburg State Polytechnical University. Ser. Economics], 2011, no. 6, pp. 240-247.
3. Koptelov A., Golubev V. Servis-orientirovannaya arkhitektura: ot kontseptsii do primeneniya [Service-oriented architecture: from concept to application]. BYTE, 2008, no. 6. Available at: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=12160.
4. Stodder D. ESB kak stanovoy khrebet SOA [ESB as the back- m bone of SOA]. Seti i sistemy svyazi [Networks and Systems m of Communication], 2006, no. 6. Available at: http://www. ° ccc.ru/magazine/depot/06_10/read.html? Wceb064959e86b. £ htm. ol
5. The use of cloud technologies in the organization of the IT g business support of industrial companies Rational Enterprise x Management, March 30, 2011. Available at: http://is.park. ^ ru/print_doc.jsp?urn=45220925. (In Russ.) =c
6. Gartner: In 2011 revenue from SaaS will grow by nearly 21%. 2 SaaS World, July 09, 2011. Available at: http://www.saasworld. ® ru/phpnews/show news _one.php?n_id=1022. (In Russ.) ^
7. SAP is moving to the cloud of Amazon and Microsoft. May 26, 2011. Available at: http://www.clouderp.ru/news/9820/. m (In Russ.) ^
8. Chernyak L. Integration is the basis of the clouds. Otkrytye ^ sistemy [Open systems], 2011, no. 7. Available at: http:// ^ www.osp.ru/os/2011/07/13010473/. (In Russ.)
9. Software AG integrates ARIS and webMethods and puts them in the clouds. Otkrytye sistemy [Open systems]. 2011, no. 2, 2011 http://www.osp.ru/os/2011/02/13007678/. (In Russ.)
10. Dubova N. From CICS to SOA. Director of the IBM laboratory in Harsli John McLean tells about IBM developments and general trends in the field of applications integration. Available at: http://www.osp.ru/news/articles/ 2012/1/13012349/. (In Russ.)
11. Zaborskiy V. Black holes of cloud technologies. Available at: http://www.crm-practice.ru/analytics/articles/index. php?article=1126. (In Russ.)
12. How to cope with the fear of clouds? Available at: http:// www.anti-malware.ru/node/2708. (In Russ.)
13. What are the cloud computations and how they can be used. Available at: http://www.ibm.com/ru/cloud/pdf/Un-derstanding_and_Leveraging_Cloud_ Computing_RU-1_va-lidated_Feb2_KI_rus_s5_hyperlinks.pdf. (In Russ.).
Проблемы статистического учета и анализа инновационной деятельности
Problems of Statistics Data and Analysis of Innovation
УДК 311.3
Корнейчук Борис Васильевич
профессор Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16
Korneychuk Boris Vasil'evich
Soyuza Pechatnikov Str. 16, St. Petersburg, 190008, Russian Federation
Инновационное развитие невозможно без использования надежной системы сбора статистических данных об инновационной деятельности. Главный недостаток российской системы состоит в недостаточном использовании методических разработок и практического опыта стран ЕС. В статье проведен сравнительный анализ российской и европейских систем статистического учета данных, выявлены общие проблемы, определены пути совершенствования российской системы статистического учета. Первая общая проблема
состоит в использовании объема затрат на исследования и разработки в качестве оценки результатов инновационной деятельности. Вторая обусловлена тем, что затраты на инновации не учитываются отдельно в финансовых документах, что снижает их достоверность и требует проведения статистических обследований. Третья состоит в использовании различных классификаций отраслей при учете различных показателей. Специфические для России проблемы состоят в избирательном использовании европейских методов статистики, объединении данных о государственных и частных инвестициях, расчете базового показателя интенсивности затрат на исследования и разработки иным образом, чем в ЕС. При его расчете учитывается удельный вес затрат не в объеме добавленной стоимости, а в выручке, что завышает интенсивность для стран с сырьевой экономикой. Результатом проведенного исследования является ряд рекомендаций, в том числе введение налоговых льгот для частных предприятий пропорционально их затратам на инновационную деятельность. Предлагается также учитывать такие затраты раздельно гражданского и оборонного назначения, бизнеса и государства, отказаться от чрезмерного агрегирования