№5(23)2009
Д. В. Денисов
Перспективы развития облачных вычислений
Очень часто мы читаем в новостях:«Microsoft анонсирует новую операционную систему «Windows Cloud», «Oracle предлагает CRM-решения «по запросу», «Google и Amazon активно продвигают облачные сервисы». Данная статья поможет разобраться в том, какие реальные возможности и перспективы дают «облака».
Для удобства восприятия введем следующие сокращения, относящиеся к стандартам и технологиям разработки программных приложений.
APP (сокращение от англ. application) — прикладная программа, приложение, в частности в формате *.app.
API (Application Programming Interface) — интерфейс прикладного программирования.
CRM (Customer Relationship Management) — система управления взаимоотношениями с клиентами. Тип корпоративной информационной системы (КИС), ядром которой является база клиентов и истории взаимоотношений с ними.
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — система планирования ресурсов, синхронизированная с покупателями. Тип корпоративной информационной системы (КИС), в которой планирование ресурсов непосредственно связано с активностью клиентов. Например, клиент может самостоятельно размещать заказы, формировать требования к изделиям и отслеживать процесс их изготовления.
IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) — Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике — общественная некоммерческая ассоциация, объединяющая более В75 тыс. индивидуальных членов из 160 стран. Одним из основных направлений деятельности IEEE является разработка индустриальных стандартов в сфере IT.
SOA (Service-Oriented Architecture) — сервисно-ориентированная архитектура.
Облачные вычисления (cloud computing), облачная обработка данных, облачные сервисы — во всех этих терминах присутствует слово «облако», под которым понимается глобальная сеть Интернет. Вполне закономерен вопрос: «Почему бы просто не использовать понятие «Интернет-вычисления»? Существует две основные версии появления термина «облачные вычисления»: техническая и графическая.
Согласно технической версии, «облако» — это больше, чем просто Интернет. С точки зрения пользователя, это среда, скрывающая все технические и программные детали, «черный ящик». Все, что необходимо пользователю, — уметь работать с WEB-браузером. В соответствии с графической версией (рис.1), понятие «облако» возникло из визуального представления сети Интернет на схемах программной или технической архитектуры.
Рис. 1. Преимущества облачных вычислений1
Универсального определения понятия «облачные вычисления» не существует. Предлагаемые в общедоступных ресурсах (Википе-дия, материалы IEEE) трактовки отражают раз-
Иллюстрация с сайта salesforce.com.
52
№5(23)2009
личные аспекты данного понятия, но не позволяют сформировать общей картины. Полагаю, что это связано с бурным развитием Интернет-сервисов, многообразие которых достаточно сложно выразить одним словом.
Так или иначе, понятие «облачные вычисления» означает, что хранение и обработка данных осуществляются не на стороне пользователя, а на стороне компании, предоставляющей соответствующие Интернет-сервисы. Применительно к различным аспектам облачных вычислений акцент можно делать либо на обработке, либо на хранении данных и организации доступа к ним.
В связи с многообразием возможностей облачных вычислений и их постоянным развитием привести четкую классификацию достаточно сложно. Поэтому целесообразно выделить основные категории, связанные со способом оплаты, характером сервиса и его программно-технической реализацией (рис. 2).
По способу оплаты можно выделить сле-
тически пользовался сервисом. Этот способ оплаты детально рассматривается в статье Кристофера Линдквиста [2].
3. Включение оплаты в стоимость программного продукта. Покупая программный продукт, пользователь может воспользоваться определенными облачными сервисами, которые предлагает разработчик.
4. Бесплатно. Пользователь может воспользоваться тем или иным облачным сервисом без оплаты.
По характеру облачного сервиса выделяют следующие типы.
1. Предоставление программного обеспечения (приложений). Прикладное программное обеспечение размещается на сервере компании, к которому пользователь имеет доступ.
2. Предоставление платформы. На основе платформы, размещенной на сервере, специалисты могут разработать собственные приложения.
3. Предоставление инфраструктуры. Уда-
S
л
со
р
||____ _ Кпмпылтрп пппьчпвятрпя
Мобильное устройство -
Рис. 2. Типы облачных сервисов
Компьютер
разработчика
приложений
дующие типы облачных сервисов.
1. Оплата на основе подписки. Пользователь оплачивает использование сервиса за определенный период времени, в течение которого может в любой момент им воспользоваться.
2. Оплата по факту использования (аналогична оплате коммунальных услуг, отсюда термин utility computing). Пользователь оплачивает только то время, в течение которого фак-
ленное размещение 1Т-инфраструктуры компании, к которой пользователи имеют доступ.
4. Предоставление вычислительных ресурсов. Пользователь получает право удаленного доступа к вычислительным ресурсам сервера или вычислительной сети.
5. Предоставление услуги. Посредством облачного сервиса пользователь может получить ту или иную услугу непосредственно че-
53
№5(23)2009
Л
о
IS
S а
«о
3
t
рез Интернет. Самый распространенный тип такой услуги — проверка компьютера на вирусы.
Программно-техническая реализация облачных сервисов может осуществляться следующим образом.
1. На стороне пользователя находится клиентская часть, обеспечивающая доступ к облачному сервису.
2. Доступ к сервису реализован через WEB-браузер.
3. Доступ к сервису реализуется посредством разработки специализированных приложений. Как правило, для этого используются средства, предоставляемые владельцем сервиса. Таким средством могут быть, например API, которыми разработчики могут воспользоваться непосредственно через Интернет.
Некоторые возможности Интернета, например, организация удаленного доступа к вычислительным ресурсам, не являются чем-то принципиально новым и инновационным. Просто в связи с расширением возможностей пользователя и систематизации Интернет-сервисов данные услуги рассматриваются не сами по себе (как было еще два—три года назад), а в контексте облачных вычислений. В то же время некоторые облачные сервисы являются относительно новыми явлениями и заслуживают более подробного рассмотрения.
SAAS
Предоставление программного обеспечения — SAAS (Software As A Service) — «программное обеспечение как сервис», является альтернативой традиционному SAAP (Software As A Product) — «программное обеспечение как продукт». Важно отметить, что под категорию SAAS подпадает только прикладное программное обеспечение. Средства разработки, платформы и т.д. относятся к другим группам, как указано выше.
Суть использования SAAS состоит в том, что пользователю нет необходимости приобретать и устанавливать программный продукт на свой компьютер (или компании на свой сервер). Прикладная программа уже установлена на сервере провайдера. Пользователь, имеющий соответствующие права доступа,
может подключаться и работать. При этом возможна как индивидуальная, так и групповая работа, т. е. использование сервиса как элемента программного обеспечения компании, поскольку данные хранятся в общей базе, доступной только ее сотрудникам. Современные облачные сервисы поддержки SAAS в этом случае предусматривают все стандартные возможности администрирования системы IT-спе-циалистом компании: добавление и удаление пользователей, назначение прав, разработка собственных форм, таблиц и т. д.
Наибольшее распространение получили SAAS, предлагающие решения по обработке документов и реализации CRM-систем. Последнее особенно актуально для компаний, имеющих разветвленную и территориально распределенную структуру, большое число сотрудников и клиентов.
Действительно, для аккумулирования большого объема данных, поступающих из территориально удаленных точек (зачастую расположенных в разных странах) и их последующей обработки SAAS является очень эффективным решением. SAAS как нельзя лучше реализует стремление компаний определенного профиля по вовлечению клиентов в сферу бизнеса фирмы и реализации систем класса CSRP.
Можно предположить, что именно направление развития SAAS, связанное с реализацией клиенто-ориентированного подхода и интеграцией с собственными информационными системами компании, получит в ближайшее время наибольшее распространение. При этом клиенто-ориентированные сервисы, соответствующая обработка и хранение данных будут выведены в «облако», а для автоматизации внутренних бизнес-процессов компании будут использовать собственное программное обеспечение.
Возможности реализации «облачной» части сервисов могут быть очень разнообразны. Они зависят от потребностей компании. «The Schumacher Group», занимающаяся управлением отделениями неотложной помощи больниц, реализовала приложение для управления отношениями с клиентами с помощью CRM-сервисов компании Salesforce.com. Изда-
54
тельство «The New York Times» реализовало проект оцифровки своих газет с 1851 по 1922 гг. для публикации в Интернете путем создания сервиса Timesmachine на основе ресурсов и приложений Amazon Web Services. Более подробно ознакомиться с реализацией «облачных» проектов можно в статье Тони Концера [3], откуда и взяты приведенные выше примеры.
CRM on Demand
CRM on Demand — CRM по запросу — один из видов SAAS, активно реализуемый ведущими IT-компаниями. Помимо указанных выше возможностей, разработчики, как правило, предлагают «облачное» освоение рабочей версии продукта в тестовом режиме (рис. 3). Так, для знакомства с решением Oracle CRM On Demand2 отводится 30 дней. «Би Смарт» предлагает бесплатный доступ к системе Microsoft Dynamics CRM3 на период также в 30 дней. А вот освоение полнофункциональной демонстрационной версии CRM-системы
№5(23)2009
«о
с открытым кодом от компании SugarCRM4, S реализованное компанией-интегратором Ай- JS Ти, по времени не ограничено. ^
«=i
Синхронизация и интеграция различных приложений и устройств
Соответствующие сервисы позволяют обеспечить совместимость и обмен данными между различными платформами и устройствами (ПК, КПК, мобильные телефоны и т.д.).
Рекламный текст (рис.4) на популярном сайте plaxo.com гласит: «Возьмите Вашу адресную книгу и Пульс с собой в Outlook, Mac и ваш мобильный телефон». В данном случае Пульс — название программы, которая может быть установлена на любое устройство для обеспечения общения и обмена информацией с адресатами пользователя. При этом действия адресатов отражаются в автоматическом режиме, такое «живое» обновление и обусловило название программы.
Действительно, пользователь может:
Рис. 3. Возможности CRM по запросу5
2 http://crmondemand.oracle.com.
3 http:/www.bee-smart.ru.
4 http://www.crm-on-demand.ru.
5 Иллюстрация с сайта crm-on-demand.ru.
55
№ 5(23) 2009 ■
• синхронизировать записи адресной книги (включая контакты и адреса электронной почты) между различными устройствами;
• синхронизировать записи адресной книги, размещенные на устройствах с разными платформами и операционными системами, главным образом, Apple и IBM PC;
• получать сведения об активности других пользователей, размещать и искать информацию на поисковых сайтах и популярных социальных сетях.
Управляемые сервисы
Управляемые сервисы представляют собой услугу, оказываемую пользователю непосредственно через Интернет.
Например, на сайте windowsfaq.ru размещен популярный сервис, который позволяет проверить наличие открытых портов на компьютере. Если обнаружены открытые порты, то системный администратор или опытный пользователь легко могут установить, используются ли они легальным приложением или через них осуществляется несанкционированный доступ к компьютеру.
В 8-9 версиях Kaspersky Internet Security реализована возможность подключения к Kaspersky Security Network — сервисам защиты информации «in-the-cloud». Использование этих сервисов позволит:
• блокировать доступ к поддельным сайтам известных компаний (фишинг) путем сравнения запрашиваемых адресов с официальными адресами сайтов компании из «белого» списка (white listing), который постоянно обновляется;
• обновлять сигнатуры вредоносного программного кода непосредственно с сайта разработчика;
• отравлять «информацию о состоянии антивирусной защиты компьютера, а также данные обо всех потенциально вредоносных файлах и действиях (в том числе название вируса, дата и время обнаружения, названия и размер зараженных файлов и пути к ним, IP-адрес атакующего компьютера и номер порта компьютера пользователя, на который была направлена сетевая атака, название потенциально вредоносного приложения)»6.
Очевидно, что в данном случае облачные сервисы являются эффективным инструментом повышения уровня обеспечения инфор-
а 1
-о
«о
5S -о
в
<§
0
S
1 «о
3
2 «о а
I
5 t
Share and discover
Use Pulse to discover the great content your friends are creating all over the web — and share your own.
Take it with you
Take your address book and Pulse with you to Outlook, Mac, and your mobile phone.
Рис. 4. Синхронизация устройств и управление контактами7
6 Положение об использовании Kaspersky Security Network.
7 Иллюстрация с сайта http://www.plaxo.com.
56
№5(23)2009
мационной безопасности всех компьютеров, входящих в Kaspersky Security Network. Можно ожидать и дальнейшего развития сервисов, направленных на формирование единой информационной базы в той или иной сфере, автоматический обмен данными между сервером и пользователями, например, автоматический сбор и передачу пользователю информации по составленному запросу.
Трудности использования облачных
вычислений и пути их преодоления
Компании, использующие облачные вычисления, сталкиваются с определенными трудностями, которые, главным образом, связаны с вопросами непрерывности доступа, безопасности, разработки и поддержки приложений, а также обеспечения совместимости с другими приложениями.
1. Доступность сервисов. В случае проблем с сервером компании, предоставившей сервис, доступом в Интернет или самим сервисом использование ресурса оказывается невозможным. Например, в 2008 г. облачный сервис хранения данных Amazon отключался дважды. В связи с этим компании, использующие облачные сервисы, с одной стороны, не спешат выводить в «облако» автоматизацию критичных бизнес-процессов, а с другой вынуждены иметь альтернативные каналы доступа в Интернет на случай выхода из строя связи основного провайдера. Альтернативным вариантом распространенного доступа через витую пару являются: беспроводной доступ (Wi-Fi), доступ через телефонную линию (посредством ADSL-модемов), доступ через спутниковую или мобильную связь.
2. Безопасность сервисов является самым весомым ограничением использования облачных вычислений, поскольку невозможно гарантировать, что информация, размещенная на внешнем сервере, не окажется доступной третьим лицам (через прямое хищение или передачу владельцем ресурса). С другой стороны, обязанность по обеспечению безопасности доступа, хранения и использования
данных ложится на компанию, предоставив- а шую облачный сервис. Разработка алгоритмов JS и протоколов обеспечения информационной ^ безопасности облачных вычислений является, ci пожалуй, ключевым моментом при подготовке соответствующих IT-проектов.
3. Для разработки и поддержки облачных приложений необходимы соответствующие специалисты либо в самой компании, либо в компании, предоставляющей облачный сервис, либо в специализированной компании-разработчике. При любом из вариантов у руководства компании возникают традиционные IT-риски, связанные с зависимостью от разработчика. В связи с этим перспективным направлением является предоставление сервисов, ориентированных на пользователя и не требующих дополнительных знаний в области программирования. К таким сервисам относятся системы класса CRM on Dei^nd, когда пользователь получает доступ к приложению через WEB-браузер и далее работает с ним точно так же, как с прикладной программой, установленной на собственном компьютере или сервере компании. При этом все, что требуется от пользователя, — освоить интерфейс и возможности облачного приложения, в том числе создание собственных форм отчетов, ввод формул расчета показателей и т. д.
4. Обеспечение совместимости с другими приложениями. В настоящее время компании предпочитают пользоваться облачными сервисами одного из лидеров этого направления: Amazon, Google, IBM или Sales-force. При этом возникает необходимость передачи данных, которые используются в собственных облачных приложениях, а также обеспечение совместимости этих приложений с программным обеспечением, используемым в компании. Как правило, для этих целей предлагается использовать соответствующие «облачные» инструменты и средства разработки, что требует дополнительных материальных и временных затрат. Кроме того, не редкостью является ситуация, когда разные облачные сервисы приходится подключать у разных компаний-провайдеров, что также не способствует повышению интегрированности и совместимости.
57
№5(23)2009
S
Л
о
IS s
а
«о
S
t
Будущее за стандартизацией облачных вычислений
Подводя итоги, отметим, что мы являемся свидетелями активной стадии разработки облачных приложений ведущими IT-компания-ми (Google, Amazon, Microsoft, Oracle, IBM), каждая из которых предлагает собственную концепцию и подходы к реализации облачных сервисов. В то же время наблюдается стремление к стандартизации и унификации в этом направлении, о чем свидетельствует активная работа IEEE по формулировке парадигмы облачных вычислений и подготовке базы для разработки соответствующих стандартов. Сам факт принятия IEEE парадигмы облачной обработки данных свидетельствует о фундаментальности и научно-технической проработке концепции облачных вычислений.
Исходя из приведенного анализа и анонсов планов IT-компаний по развитию облачных сервисов, можно сделать вывод, что определенная стандартизация в этом направлении неминуема, и в ее основе будут лежать принципы SOA. SAAS и SOA развиваются параллельно, взаимно дополняя и обогащая друг друга (хотя некоторые IT-специалисты рассматривают облачные вычисления как продукт развития SOA). Представляется, что в скором будущем можно ожидать появления новой концепции, объединяющей положения SAAS и SOA и ориентированной на разработку Интернет-приложений сервисно-ориентированной архитектуры.
За основу такой концепции может быть взята топология OpSource Services Bus от компании OpSource, или корпоративная шина данных — ESB (Enterprise Service Bus), или же идеология интеграции приложений AIA (Application Integration Architecture) от компании Oracle. Претендентов на роль интегратора интеграторов, идеолога «bus in the cloud» (единой облачной шины) достаточно много, но каждый стремится продвинуть свое решение. Поэтому большие надежды возлагаются именно на компьютерное сообщество, в первую очередь, на IEEE, который, будем надеяться, в скором времени предложит унифициро-
ванные подходы и протоколы реализации облачных сервисов.
Использование таких подходов является необходимым условием развития облачных сервисов, главным образом, SAAS с открытым программным кодом. Так что перспективы облачных вычислений очень заманчивы — они дают возможность использования постоянно совершенствуемого прикладного программного обеспечения по доступной цене. Например, АйТи предлагает CRM On-Demand (Sugar Pro) всего за 1600 руб. в месяц — и никаких проблем с обеспечением собственной IT-ин-фраструктуры, обновлением, сопровождением, доработкой и лицензированием программного обеспечения.
Поскольку многие IT-аналитики считают, что через 5-10 лет облачные вычисления станут предпочтительным способом реализации IT-услуг, прямым подтверждением чего является возрастающая активность лидеров IT-ин-дустрии в этом направлении, данная тема является очень актуальной и динамичной. Речь идет не просто о новой технологии, а об изменении традиционных (пока) подходов к автоматизации деятельности компаний. Поэтому планируется серия публикаций, посвященных различным аспектам облачных вычислений, а также тому, как использование облачных сервисов может изменить не только IT-инфраструктуру, но и технологии ведения бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутковская В. Сервисы: Microsoft My Phone и Google Sync — новые мобильные облачные сервисы. URL: http:/informationscience.ru/content/view/ 7188/200/.
2. Линдквист К. Utility computing для руководителя. URL: http:/www.osp.ru/cio/2005/12/379 741.
3. Концвр Т. «Облачные» вычисления: все как сервис. PC Week/RE. 2008. № 32. 2 - 9 сентября. URL: http:/www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=112 879.
4. Lezh A. Облачные вычисления — решение для моего бизнеса? URL: http:/www.biztimes.ru/ index.php?artid=1205.
58