УДК 330.342:656.56(945.4)
А.В. МЕШКОВ, канд. экон. наук, доцент, e-mail: andrew_mesh@rambler.ru, И.А. БОНДАРЕВА, канд. экон. наук, доцент, e-mail: bondareva.donntu@gmail.com
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОГО РЫНКА ЕВРОПЫ
Статья посвящена выявлению современных проблем развития газового рынка и поиску путей их преодоления для основных поставщиков. Исследованы поставщики, способы транспортировки, современная структура и тенденции импорта природного газа в Европу. Проведен сравнительный анализ мировых лидеров по доказанным запасам газа. Рассмотрены экономическая и геополитическая составляющая реализации классических инвестиционных проектов в рамках газовой проблематики. Выделены приоритетные направления развития экономики стран-лидеров по газовым поставкам в Европу.
Ключевые слова: геоэкономика, природный газ, инвестиционные проекты, газовый рынок.
Meshkov A.V., Bondareva I.A. Current trends in the development of the European gas market.
The article is devoted to the identification of modern problems of gas market development and the search for the ways of overcoming them for the main suppliers. The suppliers, transportation methods, modern structure and trends in natural gas imports to Europe are investigated. A comparative analysis of world leaders in total proved gas reserves
is carried out. The economic and geopolitical components of implementing classical investment projects in the aspect of the gas problems are considered. The priority directions for developing the economies of the countries, leading in gas supplies to Europe have been formed.
Keywords: geoeconomics, natural gas, investment projects, gas market.
Текущая специфика рыночных отношений характеризуется высоким уровнем конкуренции в ресурсной сфере. Данный аспект относится к большому количеству разнообразных природных ресурсов, в первую очередь это касается тех полезных ископаемых, которые являются основой функционирования топливно-энергетической сферы: нефти, угля, газа. По газу Международным энергетическим агентством в ближайшие двадцать лет прогнозируется рост энергопотребления на 40-50%. При этом природный газ становится единственным видом ископаемого топлива, потребность в котором будет существенно выше, чем в текущий момент.
Европейский рынок потребления газа является одним из самых крупных, стабильных и платежеспособных. Импорт газа в Европу (включая Турцию) в 2016 г.
© А.В. Мешков, И.А. Бондарева, 2018
составил более 470 млрд. м3, в 2017 г. около 490 млрд. м3 [1-4]. Это без учета внутреннего потребления странами, которые добывают газ, в первую очередь Великобритании.
В последнее время аспектам управления и организации газовых поставок в Европу уделяли внимание многие авторы: С.Ю. Козьменко, А.Н. Савельев [5], А.И. Кузовкин [6], В.А. Кулагин, А.А. Галкина, Е.О. Козина [7], А.В. Мешков, И.А. Бондарева, Н.В. Водолазская [8], Д.Р. Мусина, Г.З. Низамова, М.М. Гайфуллина [9], Д.А. Пономарев [10], С.В. Рогинский, В.М. Стальнова, Е.Д. Семенцова [11], С.Б. Савельева,
На данный момент импорт природного газа в европейские государства на 90% обеспечивают Российская Федерация, Норвегия, Голландия, Великобритания, Алжир, Ливия, Нигерия (табл. 2).
В то же время все более активно проявляют себя перспективы появления в Европе газа из Персидского залива, в первую очередь из Катара и Ирана. Этим странам совместно принадлежит самое большое в мире газовое месторождение Северное / Южный Парс ориентировочным объемом 28 трлн. м3: Иранские запасы газа (месторождение Южный Парс) оцениваются в 14.2 трлн. м3, Катарские
М.В. Ульченко [12], Я.В. Хоменко [13], А.А. Щеголькова, Л.Е. Евграфова [14] и др. В то же время эта проблема является весьма динамичной, многофакторной и новые качественные исследования по затронутой тематике будут всегда востребованы и актуальны. Как результат, целью данного исследования выступило выявление современных проблем развития газового рынка и поиск путей их преодоления для основных поставщиков.
Потенциальных поставщиков газа в Европу достаточно много: это Российская Федерация, сами европейские участники, ряд африканских и азиатских стран, США, Иран и Катар (табл. 1).
запасы газа (месторождение Северное) в 13.8 трлн. м3. Катарское месторождение имеет особую ценность, так как находится на небольшой глубине и расположено не далеко от берега. Результатом этого выступает низкая себестоимость добычи. Иранская часть месторождения тоже относительно легкодоступна.
В конечном счете, сформировался экономический катаклизм: Катар, крохотная страна Персидского залива, с 1971 г. (момента открытия месторождения), потенциально становится одним из лидеров Мировой экономики не только по удельным показателям, но и в абсолютном
Таблица 1
Потенциальные поставщики газа в Европу
Поставщики Способ транспортировки
Российская Федерация газопроводы
Европейские участники (Норвегия, Голландия, Великобритания и др.) газопроводы
Африканское направление:
североафриканский поток: Алжир, Ливия газопроводы и частично СПГ
Нигерия СПГ
Юго-восточное направление: Азербайджан-Турция (существует), Туркменистан-Турция (потенциальное), который в перспективе через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию может двигаться на рынок Германии. газопроводы
США СПГ
Иран (через Турцию) газопроводы
Катар СПГ и потенциально через газопроводы
Таблица 2
Структура импорта природного газа в Европу [1,3]
Страна-импортер Импорт
2016 г. 2017 г.
Объем, млрд. м3 Стр-ра, % Объем, млрд. м3 Стр-ра, %
Общий объем 472,2 100 489,1 100
Российская Федерация 166,1 35 189,4 38,7
Норвегия 113,9 24 114,0 23,3
Голландия, Великобритания и др. европейские государства 87,2 18,5 71,0 14,5
Африканское направление (Алжир, Ливия, Нигерия) 61,0 13 65,0 13,3
Катар (исключительно СПГ) 23,7 5 23,7 4,9
Иран, Азербайджан (преимущественно в Турцию) 14,2 3,5 17,3 3,5
Прочие (США, Южная Америка, ОАЭ) 6,1 1 8,8 1,8
выражении. Угрозу конкурентам в мировом масштабе Катар начал представлять, когда стал осваивать свое месторождение и приступил к созданию крупнейшего в мире самого современного газового флота [5].
Основные параметры трех лидеров по доказанным запасам газа приведены в табл. 3. Из приведенных данных видно, что Россия, Катар и Иран обладают сопоставимыми по порядку значений общими объемами разведанного природного газа, но по удельным показателям на одного жителя Катар превосходит своих конкурентов по разным данным за 2016-2017 годы в 22-44 раза, а по объемам его добычи на одного жителя в 14,5-29 раз.
Несмотря на то, что промышленность Ирана развивается, технико-технологический уровень Катара в нефтегазовой отрасли на порядок выше. Кроме того, экспортный потенциал Ирана и Катара несопоставимы: Иран с трудом справляется с обеспечением внутренних потребностей, лишь небольшую долю добытого газа направляя в Турцию. По данным British Petroleum, в 2016 г. Ираном добыто 202,4 млрд. м3 газа - потреблено 200 млрд. м3, Катаром добыто 181,2 млрд. м3 газа - потреблено 41,7 млрд.
м3 [1]. В 2017 г. Ираном добыто 223,9 млрд. м3 газа - потреблено 214,4 млрд. м3, Катаром добыто 175,7 млрд. м3 газа - потреблено 47,4 млрд. м3 [3].
Рынок СПГ газа Катара: страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь Индия, Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай. В то же время у Катара со временем появляется:
страх потерять текущие позиции, поскольку, например, Австралия и Малайзия укрепляют свои позиции по добыче газа, уменьшая потребность в газе извне и начиная составлять серьезную конкуренцию на внешнем рынке;
желание выйти на новые рынки, где открываются весьма соблазнительные перспективы, Катар становится серьезным претендентом на Европейский рынок.
Как результат, были сформированы возможные маршруты движения катар-ского газа (рис. 1), каждый из которых имеет ряд достоинств и, чаще всего, еще больший перечень недостатков, которые, в большинстве случаев, мешают их текущей реализации.
Специфика прокладывания обозначенных маршрутов имеет чаще всего ряд экономических и политических особен-
Таблица 3
Сравнительный анализ трех мировых лидеров по доказанным запасам газа на 2016 и 2017 годы (сформировано по отчетности июня 2017 и 2018 годов) [1-4]
Показатели Катар Иран Россия
2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г.
Объемы разведанного природного газа (данные ОПЕК), трлн. м3 24,1 23,9 33,7 33,8 50,5 50,6
Объемы разведанного природного газа (данные ВР), трлн. м3 24,3 24,9 33,5 33,3 32,3 35,0
Объем ежегодной добычи (данные ОПЕК), млрд. м3 182,8 163,6 226,9 238,0 642,2 649,6
Объем ежегодной добычи (данные ВР), млрд. м3 181,2 175,7 202,4 223,9 579,4 635,6
Население, млн. чел 2,5 2,57 80,3 80,28 146,8 146,88
Площадь, км2 11 571 1 648 000 17 125 191
Объем запасов газа в расчете на одного жителя (рассчитано на основе данных ОПЕК), млн. м3/чел. 9,6 9,3 0,42 0,42 0,34 0,34
Объем запасов газа в расчете на одного жителя (рассчитано на основе данных ВР), млн. м3/чел. 9,7 9,7 0,42 0,42 0,22 0,24
Объем добычи в расчете на одного жителя (рассчитано на основе данных ОПЕК), тыс. м3/чел. 73,1 63,7 2,8 3,0 4,4 4,4
Объем добычи в расчете на одного жителя (рассчитано на основе данных ВР), тыс. м3/чел. 72,5 68,4 2,5 2,8 4,0 4,3
Рис. 1. Потенциальные пути движение Катарского газа в Европу
ностей, которые в совокупности переплетаются и образуют геоэкономическую подоплеку их освоения.
Экономическая составляющая реализации классических инвестиционных проектов в рамках газовой проблематики заключается в разной затратности добычи и доставки газа к конечному потребителю (табл. 4).
Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфику и может приводить к значительной разнице в себестоимости реализации схожих проектов в различных условиях. Например, в Европе потенциальные запасы сланцевого газа имеются в Норвегии, Франции, Великобритании и Польше, однако геологоразведочные работы в Европе значительно дороже, чем в Северной Америке. Бурение одной скважины в Польше в 2012 г. обходилось в 11 млн. долл. против 4 млн. долл. в США [15].
В настоящее время основным видом транспортировки газа является трубопроводный. Газ под давлением прокачивается по трубам. По мере продвижения газа по трубопроводу давление падает, а труба нагревается. Сооружение и обслуживание трубопровода является весьма дорогостоящим, но, тем не менее, это наиболее дешёвый способ транспортировки газа на небольшие и средние расстояния с точки зрения общей суммы начальных вложений и текущих затрат.
Для водной транспортировки газа используются специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных емкостях при температуре от - 160 до - 150°С. Стандартная вместимость газовых танкеров составляет от 150 000 до 250 000 м3. Развитие рынка СПГ ведет к сокращению стоимости аренды судов. Так, ставка для газовоза вместимостью 155 тыс. м3 была максимальной в 2012 г. и составляла в среднем 125 млн. долл. в год, а в 2016 г. снизилась в пять раз до 25 млн. долл. [16].
С 2006 г. Катар стал лидером по экспорту СПГ покрывая приблизительно треть мирового рынка СПГ. Данный способ транспортировки экономически эффективнее при перемещении газа на большие расстояния, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно-разгрузочные работы. В то же время он требует более высоких начальных вложений в инфраструктуру, чем трубопроводный. Кроме того, сжиженный газ куда более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый, что также приводит к улучшению экономических результатов (табл. 5).
Но задача, обычно, таким образом не стоит - транспортировать газ на определенное расстояние по морю или на такое же расстояние по суше. На примере части маршрута транспортировки катар-ского газа в Европу от месторождения до Сирии данная проблематика выглядит следующим образом:
морской маршрут Северное / Южный Парс - Сирия (Латакия) составляет порядка около 6000 км;
сухопутный маршрут: Северное / Южный Парс - Катар - Саудовская Аравия - Иордания - Сирия (Латакия) - 2700 км;
сухопутный маршрут: Северное / Южный Парс - Иран (Ассалуйе) - Ирак -Сирия (Латакия) - 1900 км.
Задача также усложняется тем, что от Латакии также возможны варианты трубопроводной и морской транспортировки газа конечным потребителям в Европе.
В то же время политическая составляющая исследуемой проблематики накладывает существенные ограничения на возможности реализации приведенных проектов (рис. 1). Сухопутные маршруты на данный момент невозможны к реализации по причине наличия крайней политической нестабильности и открытых военных столкновений на территории Ирака и Сирии.
Таблица 5
Сравнительная эффективность транспортировки газа трубопроводным транспортом и морскими танкерами
Таблица 4
Экономическая составляющая реализации классических инвестиционных проектов
в рамках газовой проблематики
1. Добыча газа
Стоимость добычи природного газа зависит от:
специфики его залегания,
глубины,
местонахождения на суше или под водой, применяемых технологий,
действующего законодательства._
2. Специфика доставки газа к конечному потребителю:
2.1. Наземные газопроводы.
Комплекс затрат данного рода сопряжен с:
сооружением и поддержанием функционирования компрессорных станций, на которых газ дожимается до необходимого давления, охлаждением системы.
2.2. Подводные газопроводы.
Те же проблемы, что у наземного газопровода, но со своей технико-технологической спецификой.
2.3. Водная транспортировка СПГ.
Для транспортировки газа этим способом необходимо понести затраты связанные с: протягиванием газопровода от месторождения до ближайшего морского побережья, строительством на побережье терминала для сжижения газа и закачки его на танкеры, покупкой или арендой танкеров,
строительством на втором берегу терминала для приема газа с танкеров,
протягиванием газопровода от второго берега до существующего газопровода или к конечным потребителям.
Газ Эффективнее трубопровод Сравнимая эффективность Эффективнее морской транспорт
Катарский газ до 2500 км 2500-4000 км более 4000 км
Российский газ (Западная Арктика) до 3000 км 3000-6000 км более 6000 км
Морской маршрут можно скорректировать, избегая захода в сирийские территориальные воды. Однако на водном маршруте, огибающем Аравийский полуостров, существуют дополнительные сложности, приводящие к высокому риску срыва поставок:
Прохождение через Ормузский пролив, который может быть перекрыт Ираном (одна сторона противоборства), ОАЭ и Оманом (другая сторона). Самое узкое место пролива 54 км, в случае водного
пути движения - избежать этого этапа пути невозможно.
Прохождение через Аденский залив и Баб-эль-Мандебский пролив (самое узкое место 29 км), проходящий между «горячими точками» Йемена и Сомали. Альтернативный вариант - полностью огибать Африканский континент, что приводит к весьма значительным дополнительным затратам на увеличение количества судов, росту текущих затрат (на заработную плату и топливо). В то же время проход через Аденский залив и Баб-эль-
Мандебский пролив весьма затратен из-за высоких страховых взносов и необходимости оплаты услуг вооруженной охраны, а также выплаты бонусов экипажам за работу в условиях повышенного риска. Кроме того, если риски реализуются и, как результат, судно получит повреждения, будут иметь место человеческие жертвы, газовые компании могут быть привлечены к судебной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
Прохождение через Суэцкий канал. Не является таким значительным фактором риска как первые два этапа, но находится на территории Египта и также может быть перекрыт ввиду введения санкций к Катару.
В перспективе Катар составит в Европе серьезную конкуренцию существующим поставщикам, в первую очередь из-за очень низкой себестоимости газа. Например, себестоимость 1000 м3 газа Уренгойского месторождения составляет порядка 23,5 долл., а катарского - 1 долл. с небольшим. Кроме того, доставка из очень отдаленных районов Арктики составляет, к примеру, 5,5 долл. за прокачку 1000 м3 на 100 км, в то время, как, например, прокачка по другим ныне существующим газопроводам «в теплых краях» Туркмения - Китай (Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай), «Запад -Восток» (Китай) - 2 долл. за прокачку 1000 м3 на 100 км [5].
На данный момент выходом для конкурентов видится укрепление своих позиций в ближайшем к Европе азиатском регионе (Сирии, Ираке, Турции). В то же время очевидно, что политика, направленная на сдерживание Ирана и Катара, не может быть успешной вечно. Учитывая это, среди приоритетных направлений развития экономики нынешних лидеров по газовым поставкам в Европу, в первую очередь Российской Федерации, следует выделить развитие альтернативных
отраслей, которые смогли бы облегчить «газовую зависимость» экономики страны и в случае снижения спроса на газ, а также снижения цен - смягчили бы негативный эффект. Данная мера также повысит внутренние потребности в разнообразных ресурсах (в частности в газе), что при наличии высокой эффективности альтернативных отраслей приведет к двойному позитивному эффекту: появлению эффективного внутреннего потребителя ресурсов параллельно с повышением эффективности внутреннего добытчика ресурсов.
Эффективное решение поставщиками газа проблем, связанных с попыткой получения преимущества в конкурентной борьбе с другими компаниями и целыми государствами, позволит добиться максимизации их экономических результатов. В то же время необходимо понимать, что проблематика носит динамичный характер и требует постоянной адаптации к изменчивой ситуации: в противном случае усилия конкурентов приведут к смене лидеров в сфере газовых поставок. В перспективе последующих исследований следует уделить внимание комплексному влиянию объемов добычи, наличия запасов и способов транспортировки ископаемого топлива на геополитическую проблематику.
Список использованной литературы
1. British Petroleum Statistical Review of World Energy 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bp.com/content/ dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/ statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf
2. OPEC Annual Statistical Bulletin 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.opec.org/opec_web/static_files_ project/media/downloads/publications/ASB 2017_13062017.pdf
3. British Petroleum Statistical Review of World Energy 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bp.com/con-tent/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-eco-nomics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf
4. OPEC Annual Statistical Bulletin 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://asb.opec. org/index. php/pdf-download
5. Козьменко, С.Ю. Геоэкономика и политика «арабской весны»: ближневосточная газовая интрига / С.Ю. Козьменко, А.Н. Савельев // Север и рынок: формирование экономического порядка. -
2017. - Т. 2. - № 53. - С. 67-75.
6. Кузовкин, А.И. Взаимосвязь рынков природного газа и нефти в Европе и в США / А.И. Кузовкин // Микроэкономика. - 2017. - № 4. - С. 5-11.
7. Кулагин, В.А. Перспективы развития газовой отрасли России с учетом трансформации глобальных рынков /
B.А. Кулагин, А.А. Галкина, Е.О. Козина // Деловой журнал Neftegaz.RU. -
2018. - № 2. - С. 16-22.
8. Мешков, А.В. Геоэкономические аспекты газообеспечения европейского рынка / А.В. Мешков, И.А. Бондарева, Н.В. Водолазская // Материалы научно-практической конференции «Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие». -Донецк: ДонНТУ. - 2017. - С. 190-194.
9 Мусина, Д.Р. Ценообразование на мировом рынке природного газа / Д.Р. Мусина, Г.З. Низамова, ММ. Гай-фуллина // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». - 2018. - № 2. -
C. 188-208.
10. Пономарев, Д.А. Влияние экспорта сжиженного природного газа США на поставки российского газа в Европу / Д.А. Пономарев // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 10 (57). -С. 82-84.
11. Рогинский, С.В. Газ и возобновляемые источники энергии: конкуренция в области производства электроэнергии на рынке Европы / С.В. Рогинский,
B.М. Стальнова, Е.Д. Семенцова // Промышленная энергетика. - 2017. - № 7. -
C. 59-62.
12. Савельева, С.Б. Современное состояние газовой отрасли и прогнозное потребление природного газа в странах Европейского Союза / С.Б. Савельева, М.В. Ульченко // Север и рынок: формирование экономического порядка. -2017. - Т. 2. - № 53. - С. 75-84.
13. Хоменко, Я.В. Кластерный подход к выбору перспективных рынков топливно-энергетических компаний Российской Федерации / Я.В. Хоменко, А.В. Ефименко // Вестник Института экономических исследований. - 2018. -№ 1 (9). - С. 5-13.
14. Щеголькова, А.А. Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в стратегической перспективе / А.А. Щеголькова, Л.Е. Евграфова // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2017. - Т. 2. -№ 53. - С. 57-67.
15. Селин, В.С. Экономическая конъюнктура поставок арктического природного газа в Европу в условиях «украинского кризиса» / В.С. Селин, М.В. Уль-ченко // Вестник Мурманского государственного технического университета. -2016. - Т. 19. - № 2. - С. 512-520.
16. Костылев, И.И. Развитие газовозов сжиженного природного газа для удовлетворения потребностей в нем мирового рынка. Российские проекты сжиженного природного газа / И.И. Костылев, Г.П. Евдокимов // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. -2016. - № 6 (40). - С. 42-57.
Статья поступила в редакцию 03.10.18