Научная статья на тему 'Современные тенденции развития банковского кредитования'

Современные тенденции развития банковского кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1152
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАНКОВЫЙ КРЕДИТ / BLANK CREDIT / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / VENTURE FINANCING / СВЯЗАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / СИНДИЦИРОВАННЫЙ КРЕДИТ. / SYNDICATED LOAN / RELATED LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладкова Вера Егоровна

В статье рассматриваются различные кредитные продукты, рассчитанные на различных клиентов банков, что отражает современные тенденции развития кредитования. В условиях нестабильной экономики, которые сократили зарубежные заимствования, необходимо диверсифицировать кредитный портфель банков. Использовать опыт предоставления синдицированных кредитов для российских клиентов банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the various loan products designed for various clients of banks, which reflects current trends in the development of credit. In an unstableeconomy, which reduced foreign borrowing, it is necessary to diversify the loan portfolio of banks. Use the experience to provide syndicated loans to Russianbanks' customers.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития банковского кредитования»

В.Е. ГЛАДКОВА кандидат экономических наук, профессор Института государственного управления, права и инновационных технологии

Современные тенденции развития банковского

кредитования

За последнее время на рынке кредитных услуг появляется все больше продуктов и услуг, а уже существующие подвергаются изменениям. Для крупных клиентов все более важными становятся срок и ставка по кредиту. Поэтому одной из современных тенденций развития активных операций банков стран рыночной экономики является тенденция удлинения сроков кредитования. Так, для крупных компаний характерен переход от краткосрочного кредитования к среднесрочному. При этом в договоре может оговариваться существование льготного периода длительностью 1 год, когда компания выплачивает только проценты без выплат основного долга.

Другой важной тенденцией является уход от обеспечения по сделке как частично, так и полностью. Кредиты превращаются в бланковые линии, однако, это касается только таких крупнейших заемщиков, как, например, Северсталь, Магнитогорский металлургический комбинат, Норильский Никель.

Бланковый кредит - кредит, предоставляемый без обеспечения товарно-материальными ценностями, дебиторской задолженностью и/или ценными бумагами; относится к категории кредитов с повышенным кредитным и портфельным риском. Обычно предоставляется на короткий срок (до 90 дней) или с повышенным процентом, в основном клиентам с устойчивым финансовым состоянием либо первоклассным заемщикам, с которыми кредитное учреждение имеет длительные и стабильные взаимоотношения. Данный кредит выдается под обязательство

* Гладкова Вера Егоровна, е-таП: gladkovave@mail.ru

должника погасить кредит в установленный срок или при наступлении определенных условий.

Бланковый кредит используется для оперативного покрытия ликвидности или осуществления выплат по конкретным сделкам. Для получения бланкового кредита заемщик подает в кредитное учреждение заявление-ходатайство на своем фирменном бланке (отсюда название). Решение о выдаче кредита принимается исходя из финансовой отчетности заемщика. Формы предоставления кредита: направление средств на расчетный счет заемщика; оплата предъявленных платежных документов. Широта применения бланкового кредита зависит от устойчивости экономических ситуаций. Например, в Германии, США и других развитых странах доля бланкового кредита в общем объеме кредитования колеблется в пределах 40-70%.

Немаловажным моментом в процессе привлечения инвестиций является своевременность получения денежных средств. А так как этот процесс достаточно длителен, компании прибегают к промежуточному финансированию - тип венчурного финансирования, предназначенного для покрытия денежных потребностей до тех пор, пока не будет осуществлено привлечение дополнительных денежных средств на долгосрочной основе (например, пока не будет заключен долгосрочный кредитный договор, осуществлена дополнительная эмиссия акций или облигаций и т. д.).

Чаще всего подобное финансирование используют компании, преобразующиеся из частных в публичные и желающие зарегистрировать размещение своих акций на бирже. Следовательно, услуга предоставляется инвестиционным банком, который консультирует компанию по сделке. Как результат эту услугу могут оказать только крупные банки, имеющие достаточный собственный капитал. Банк вкладывает средства в расширение компании, открывающее ей путь к IPO в ближайшие 6-12 месяцев.

Цель подобного финансирования - улучшить состояние баланса предприятия, привлечь в совет директоров авторитетного инвестора (присутствие которого позволит увеличить стоимость компании на публичных рынках) или подстраховаться на случай провала при IPO.

Еще одной тенденцией кредитования является связанное кредитование производственно-торговой цепочки обычно в рамках одного холдинга или группы компаний. Например, в группе компаний АВС существует производственная единица (главный производственный юнит компании), торговый дом, занимающийся реализацией продукции, а также ряд крупных (обычно оптовых) покупателей данной продукции. Основываясь на опыте проведения подобных сделок в Райффайзенбанке, можно отметить, что в итоге мы получаем следующую схему: банк финансирует-кредитует производственную компанию группы под уступку прав по контрактам с клиентами от Торгового Дома и Крупных Покупателей. Использование подобной схемы помогает банку снизить риск покупателей. С одной стороны, во-первых, риск неисполнения покупателем своих обязательств по отношению к нашему заемщику ведет к ухудшению финансового состояния последнего, во-вторых, позволяет в некоторой степени отслеживать и контролировать денежные потоки клиента, что позволяет строить прогнозы относительно будущего состояния заемщика при условии, что тот не будет выводить деньги из бизнеса, и в-третьих, освобождает основные средства компании от залогового бремени.

Другим финансовым инструментом, который все более активно используют предприятия, становится факторинг. Рост популярности факторинга вполне объясним: этими услугами может воспользоваться даже та компания, которая не имеет надежного обеспечения. Для факторинговой компании главный критерий при отборе клиентов -платежеспособность их дебиторов.

«Факторинг» происходит от английского слова «factor», что означает посредник. Посредником между продавцом и покупателем товара становится банк или факторинговая компания, которая берет на себя обязательства по управлению дебиторской задолженностью, что включает финансирование поставки товара, контроль над своевременной оплатой, мониторинг дебиторов и их платежеспособности и многое другое. Стоит отметить, что предпосылками к осуществлению факторинговой сделки должны быть ликвидность товара и потенциальная возможность компании-поставщика к быстрому росту. В противном случае все преимущества факторинга сведутся к нулю. Факторинг представляет собой покупку фактором дебиторской задолженности компании-поставщика с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Основная цель факторинговых операций - увеличение оборотного капитала, ликвидация кассовых разрывов и как следствие рост продаж компании-поставщика.

При факторинге передача прав требований, принятие фактором риска неплатежей и передача средств осуществляется по мере того, как эти средства выплачиваются компанией-покупателем. Факторинг является также способом финансирования, что подразумевает выплату компании-продавцу сразу после поставки товаров от 60 до 90% их продажной цены, остаток выплачивается после получения денежных средств от дебиторов и вычета вознаграждения за предоставленные фактором услуги. В состав вознаграждения входят три составляющие: ставка, плата за работу с дебиторской задолженностью и проценты от суммы счета-фактуры. Срок одной факторинговой сделки составляет обычно 90-120 дней.

При заключении договора факторинга компания-поставщик сообщает фактору список контрагентов, а также планируемый объем поставок товара. Фактор, в свою очередь, проверяет

4

кредитоспособность контрагентов и устанавливает на каждого из них возможный лимит, в рамках которого поставщик сможет осуществлять поставку товара без риска неплатежа. В противном случае, если дебиторская задолженность не будет погашена в срок, ее оплатит фактор.

Сначала стоит выделить преимущества факторинга для покупателя. Во-первых, при факторинговой сделке покупателю предоставляются более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту. Во-вторых, у компании-покупателя появляется возможность планирования графика погашения задолженности. В-третьих, наблюдается повышение покупательной способности.

Но в значительной мере преимущества от переуступки прав получает компания-продавец. Факторинг представляет собой беззалоговое финансирование, т. е. при заключении сделки от поставщика не требуется залоговое обеспечение, что, безусловно, является более выгодным для поставщика по сравнению с обыкновенным кредитом.

При получении обыкновенного кредита нельзя получить дополнительно кредит на другие нужды в этом или в другом банке и соответственно нельзя получить кредит при уже полученном. Однако при факторинге компании могут одновременно воспользоваться также и кредитом, что многие и делают. Преимуществом для поставщика является и отсутствие обязательства открывать счет в банке и переходить на полностью банковское обслуживание, если фактором выступает банк.

Факторинг предполагает большую гибкость сроков и сумм, чем при получении кредита. Так, например, перевод сумм осуществляется по мере поставки капитала покупателю, а с ростом объемов продаж растет и объем финансирования. При кредите проценты в любом случае

5

выплачиваются от всей суммы кредита, в то время как при факторинге поставщик платит процент только на ту сумму, которая понадобилась при осуществлении данного проекта.

Если сравнивать факторинг с овердрафтом (как аналог краткосрочного кредитования), то и здесь проявляются преимущества при переуступке прав. Так, срок действия договора по возобновляемой кредитной линии составляет не более полугода, а договор по переуступке прав требований может заключаться на более долгий срок (например, на 3 года). Кроме того, существует лимит получаемой по овердрафту суммы, (например, можно получить не более 30% оборота по счету).

Стоит отметить, что практически все риски в процессе осуществления сделки берет на себя фактор. Так, например, компания-поставщик оказывается застрахованной от кредитного риска, т. е. риска неоплаты покупателями поставок (факторинг без регресса), от риска несвоевременной оплаты, в результате которого компания-поставщик может столкнуться с проблемой ликвидности. Кроме того, фактор принимает на себя риски, связанные с резким изменением рыночной стоимости ресурсов, а также валютные риски, которые возникают при отсрочке платежа, что очень важно для поставщика в российских условиях.

Из-за чего банки прекращают факторинговые программы?

Во-первых, факторинг предъявляет особые требования к ликвидности банка: ее должно быть в принципе достаточно для того, чтобы удовлетворять не только текущие, но и будущие запросы клиента в наличных деньгах. При этом банк обязан соблюдать достаточно жесткие нормативы по ликвидности, установленные Центробанком, которые имеют тенденцию к ужесточению.

Во-вторых, факторинг связан со специфическими рисками (например, риск мошенничества - предоставления в банк поддельных накладных и счетов-фактур).

В-третьих, факторинг - сложная услуга с точки зрения технологии. Вполне закономерно, что при столь сложной технологии банку-новичку оказывается непросто даже спрогнозировать себестоимость этой услуги. Когда банки принимают решение заняться факторингом, они зачастую неправильно определяют себестоимость факторинговых услуг, а потому неправильно назначают цену. Обычно рассуждают так: факторинг должен быть немножко дороже кредита, и если кредит сейчас 15% годовых, то факторинг надо сделать 17%. При этом никто не считает реальных затрат. Даже если факторинговая компания не оказывает никаких дополнительных услуг, которые она должна оказывать клиенту, чтобы быть полноценной факторинговой компанией - учет дебиторской задолженности, ее востребование, покрытие рисков и т. д. - все равно приходится выполнять много разных операций. И если для администрирования кредита нужен один человек, то здесь - десять на аналогичную сумму. И когда банки подводят итоги финансового года, они видят, что факторинг для них убыточен.

Аналогом факторинга выступает форфейтинг.

Форфейтинг - кредитование экспорта банком или финансовой компанией путем покупки на безоборотной основе векселей, гарантийных обязательств и других долговых требований по внешнеторговым операциям, когда, с одной стороны, покупатель (импортер) приобретает товар, не имея соответствующих денежных ресурсов, а с другой стороны, продавец (экспортер) не может продать товар в кредит.

Небанковские специализированные форфет-компании покупают краткосрочные требования к фирме-должнику, а банки осуществляют

форфетирование путем приобретения долгосрочных требований со сроком погашения до 8 лет. Приобретая векселя за наличные со значительной скидкой (вычитая проценты за весь срок), банк не имеет права его регресса на прежнего владельца и берет на себя риск неплатежеспособности должника. В отличие от традиционного учета векселей форфетирование применяется при поставках оборудования на крупные суммы в кредит сроком от 6 месяцев до 8 лет и содержит гарантию первоклассного банка, что важно для переучета векселей. Форфетирование дополняет традиционные методы кредитования, в частности внешней торговли, превращая экспортную сделку с отсрочкой платежа в наличную, что выгодно для экспортера. Банки, осуществляя международные операции, иногда кредитуют по схеме форфейтинг дебиторскую задолженность других стран (например, стран Центральной и Восточной Европы, развивающихся стран).

В частности, форфетирование используется, когда невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по кредитам, или при отказе экспортера предоставлять долгосрочный кредит некоторым странам. Форфетирование дает возможность мелким и средним предприятиям заключать сделки, превышающие их финансовые возможности. Используя форфейтинг, они немедленно продают свои долгосрочные требования за наличные.

Форфетирование используется для рефинансирования на вторичном рынке путем переучета векселей. На этом рынке под названием «а форфе» сделки осуществляются по телефону с последующим подтверждением. Поскольку с операциями банков по форфейтингу связаны риски, такие операции являются объектом контроля.

Форфейтинг в целом отвечает интересам экспортеров, которые освобождаются от кредитных рисков, уменьшает дебиторскую

задолженность. Но форфейтинг дороже банковского кредита. Для

8

сохранения и расширения объема операций форфейтинговые фирмы при заблаговременном к ним обращении помогают экспортерам структурировать сделки так, чтобы основная часть затрат на форфейтинг перекладывалась на покупателей. Однако последнее может негативно отразиться на ценовой конкурентоспособности экспортеров.

Возвращаясь к кредитованию как таковому, стоит отметить все более набирающую обороты тенденцию предоставления банками синдицированных кредитов. Обычно под данными кредитами понимаются кредиты, общая сумма которых превышает установленный законом предел, приемлемый для покупки или секьюритизации федеральными агентствами.

Синдицированное кредитование позволяет активизировать механизмы формирования мощных финансовых потоков, позволяющих эффективно решать задачи экономического роста и капитализации банковской системы России. Распространение практики синдицированного кредитования в российской действительности будет способствовать многократному увеличению возможностей банковской системы в части кредитования. Развитие технологии синдицированного кредитования способствует развитию и оздоровлению общей ситуации в банковском секторе, в том числе в регионах. Все это в итоге приводит к снижению рисков банковской деятельности в стране.

Преимущества привлечения синдицированных кредитов для компаний: увеличение объемов финансирования; экономия административных ресурсов заемщика в результате централизации информационных потоков по сделке; создание публичной кредитной истории; диверсификация рисков финансирования компании.

Преимущества участия в синдицированных кредитах для банков-участников: укрепление рыночных позиций банка на российском финансовом рынке; диверсификация рисков кредитного портфеля банка;

контакт с новыми корпоративными клиентами; привлечение партнеров по синдикату к финансированию собственных корпоративных клиентов.

Важнейшим источником международного долгового финансирования российских компаний являлись кредиты зарубежных банков. Практика показала, что для полноценного взаимодействия с иностранными банками российским компаниям необходимо выполнить три важных условия: раскрыть структуру собственности (включая конечных бенефициаров), получить кредитный рейтинг по крайней мере у одного из международных рейтинговых агентств и иметь подтверждённую международными аудиторскими фирмами отчётность, составленную по стандартам IFRS или US GAAP, самое позднее за три прошедших года.

Для выполнения этих условий российским компаниям требовалось проводить дорогостоящие процедуры реструктуризации прав собственности, активов и пассивов, а также перестройки бизнес-процессов. Подобные меры существенно повысили транспарентность деятельности и эффективность управления крупных компаний, способствуя формированию в России более открытого рынка и внедрению новых финансовых технологий. В этом смысле сотрудничество российских банков с иностранными кредиторами и инвесторами имело, безусловно, положительный эффект.

Основным видом предоставляемых кредитов были и остаются синдицированные кредиты. Этот вид кредита представляет собой кредит одному заёмщику от нескольких кредиторов. Юридически он оформляется как кредит заёмщику от ведущего банка - организатора синдиката (его также называют "агентом по обеспечению"). При этом сумму займа составляют как средства организатора, так и средства участников синдиката. Между ними и организатором подписывается ряд двусторонних документов, основным из которых является "Соглашение о

разделе рисков", в котором оговариваются доля каждого участника в

10

сумме выдаваемого кредита, атрибуты данного кредита и механизм распределения залога в случае банкротства заёмщика. Фактически участники синдиката своими деньгами кредитуют организатора, а организатор от своего имени предоставляет кредит конечному заёмщику. Заёмщик выплачивает организатору сумму долга и проценты, а затем, исходя из условий "Соглашения о разделе рисков", организатор распределяет данный денежный поток между участниками синдиката.

Бум синдицированного кредитования российских заёмщиков иностранными банками начался в конце 2004 г. после завершения краткосрочного локального банковского кризиса.

Согласно опыту российских компаний-заёмщиков, в докризисный период иностранные банки предлагали прибегнуть к схеме синдицированного кредитования, если предполагаемый объём сделки превышал 100 млн. долл. США.

Активные зарубежные заимствования российских предприятий и экстенсивные бизнес-модели их развития (заключавшиеся в покупке активов с целью увеличения доли на рынке и повышения капитализации) обусловили высокую степень зависимости отечественного бизнеса от возможности рефинансировать проблемную задолженность за счёт средств нерезидентов. Сжатие международного

л

кредитования1 в период острой фазы мирового финансового кризиса привело к проявлению риска рефинансирования для российских компаний, минимизировать который оказалось крайне затруднительно по причине недостаточно развитой отечественной финансовой системы. По оценкам экспертов, за счёт собственных средств российские компании могли погасить только треть существовавшей задолженности2.

1

Примерно на 1,9 трлн долл. США в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом. (См.: Финансовые известия, 2010, 29 апреля).

2 Солнцев О.Г., Мамонов М.Е., Пестова А.А. Ситуация на кредитном рынке: промежуточные итоги кризиса и контуры среднесрочного прогноза // Банковское дело, 2010, №4 (196), с. 19.

Райффайзенбанк является одним из лидеров быстро развивающегося российского рынка синдицированных кредитов. В 20032005 гг. ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" выступил организатором синдицированных кредитов для российских заемщиков в области розничной торговли, ТЭК, металлургии, коммерческой недвижимости, телекоммуникаций и банковской деятельности на общую около сумму 2,3 млрд. долл. США. Как организатор синдицированного кредита Райффайзенбанк обеспечивает клиентам оптимальную структуру сделки и привлечение необходимого объема финансирования на рыночных условиях.

Однако вместимость рынка кредитования крупных корпоративных клиентов ограничена, и в последнее время данный рынок стал более или менее насыщенным. Поэтому банки ищут все новые возможности для размещения своих средств. По признанию банкиров востребованными сейчас продолжают оставаться только короткие кредиты на пополнение оборотных средств, которые берет торговля и сервис1.

Очевидно, что банки вышли из посткризисной спячки и снова готовы активно кредитовать бизнес. Дело в том, что кредитовать некого. Сегодня это основная проблема, тормозящая развитие рынка кредитования МСБ. "Динамика оборотов и инвестиционная активность малого бизнеса существенно снизились. Он развивался бы более активно, если бы не вериги в виде дефицита финансовых ресурсов, проблемы сбыта, рост тарифов, наша легендарная российская коррупция, налоговые инновации, введенные с этого года, и которые надо срочно отменять, иначе подавляющее большинство малого бизнеса уйдет в тень и мы не увидим вообще никакого развития", -считает А. Донских, зампредправления Сбербанка2. По его мнению, пока

URL: http://bankir.ru/novosti/s/eksperty-v-2011

2 См. там же.

ситуация в малом бизнесе остается неровной и от активности всех участников рынка зависит, в какую сторону он пойдет. Поэтому с этого года банк начинает кредитовать стартапы, чего российские банки никогда не делали.

Что заставляет банки активизировать свою деятельность в сфере кредитования малого бизнеса? Во-первых, высокий уровень конкуренции в сегментах обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребительского кредитования, ведущий к снижению маржи при растущих рисках. Именно кредитование малого бизнеса дает сейчас наибольший спрэд, причем сравнительная привлекательность этого направления будет только возрастать. Кредитование МСБ будет опережать по темпам развития кредитование корпоративного сектора. При этом риски в этих секторах отличаются гораздо в меньшей степени (невозврат по кредитам малому бизнесу, по оценкам участников рынка, составляет чуть более 1-2%, а по средним и крупным - около 0,5%). Малые предприятия берут кредиты по таким высоким ставкам и потому, что вынуждены делать это (альтернатив финансирования у них немного), и потому, что рентабельность их деятельности выше, а значит они могут «отбить» более высокие ставки.

Во-вторых, банкирами движет естественное стремление диверсифицировать свой кредитный портфель. Большое количество небольших заемщиков позволяет сделать это. В-третьих, они хотят занять место на потенциально очень выгодном рынке. Перспективность сегмента малого бизнеса заключается в получении большого количества новых клиентов. Малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным. Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь тот набор розничных услуг, который банки продают населению, а с другой - весь комплекс услуг, в которых испытывает потребность обычное предприятие.

Серьезное препятствие для увеличения объемов кредитования малого бизнеса - высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса и проблемами, связанными с отсутствием достаточного залогового обеспечения сделки. Однако если предприятие, по оценкам кредитного эксперта, обладает хорошим уровнем кредитоспособности и его финансовое состояние удовлетворительное, то некоторые банки готовы предоставлять кредиты, обеспеченные залогом лишь на 50%. Остальные 50% покрываются гарантиями местной администрации или за счет средств специально созданных гарантийно-залоговых фондов. Эта форма сотрудничества банков с государством имеет большие перспективы, потому что позволяет получить доступ к кредитам тем малым предприятиям, которые до этого были лишены такой возможности, не обладая достаточным залоговым обеспечением. Эта программа упростит доступ к кредитным ресурсам и предприятиям, находящимся на стадии start-up.

И, наконец, стоит упомянуть еще одно важное событие, способное существенно повлиять на кредитные политики российских банков. Это создание общего кредитного бюро. Бюро кредитных историй существенно облегчило жизнь другим банкам, не успевшим попасть в ловушки недобросовестных клиентов.

В заключение хотелось бы отметить, что тенденции развития банковского кредитования диктуются рыночными изменениями, которые требуют создавать адекватные текущим запросам клиентов-заемщиков условия финансирования их деятельности. В условиях становления рыночной экономики банки диверсифицируют свои кредитные портфели.

Гладкова В.Е. Современные тенденции развития банковского кредитования. В статье рассматриваются различные кредитные продукты, рассчитанные на различных клиентов банков, что отражает современные тенденции развития кредитования. В условиях нестабильной экономики, которые сократили зарубежные заимствования, необходимо диверсифицировать кредитный портфель банков. Использовать опыт предоставления синдицированных кредитов для российских клиентов банков.

Ключевые слова: бланковый кредит, венчурное финансирование, связанное кредитование, синдицированный кредит.

Gladkova V.E. Modern trends of development bank crediting. The article discusses the various loan products designed for various clients of banks, which reflects current trends in the development of credit. In an unstableeconomy, which reduced foreign borrowing, it is necessary to diversify the loan portfolio of banks. Use the experience to provide syndicated loans to Russianbanks' customers.

Key words: blank credit, venture financing, related loans, syndicated loan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.