Научная статья на тему 'Сущность посреднического финансирования'

Сущность посреднического финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ФАКТОРИНГ / ФОРФЕЙТИНГ / АУТСОРСИНГ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ / LEASING / FACTORING / FORFAITING / OUTSOURCING / BANK CREDIT / COMMERCIAL CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котляров Иван Дмитриевич

Автором статьи проведен анализ экономической, финансово-кредитной и организационной сущности лизинга, факторинга и форфейтинга с двух точек зрения: финансово-кредитной и экономико-организационной. Выявлено наличие аутсорсинговой составляющей у этих видов финансового предпринимательства. Введено понятие посреднического финансирования. Выполнен сравнительный анализ этих инструментов ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF INTERMEDIARY FINANCE

The present paper contains an analysis of economical, financial and organizational nature of leasing, factoring and forfeiting. It is demonstrated that all these form of financial entrepreneurship have an outsourcing component. Notion of intermediary financing is proposed. A comparative analysis of these business tools has been made.

Текст научной работы на тему «Сущность посреднического финансирования»

Сущность посреднического финансирования

И.Д. Котляров

доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института, кандидат экономических наук (г. Санкт-Петербург)

Иван Дмитриевич Котляров, ivan.kotliarov@mail.ru

Введение

Несмотря на существование ряда пособий, посвященных эффективному использованию лизинга, факторинга и форфейтинга, а также множества диссертационных исследований на эту тему [2, 3, 5, 6], приходится констатировать, что все эти работы имеют ярко выраженный практический характер и в конечном счете призваны помочь либо фирмам в эффективном применении этих инструментов в своей хозяйственной деятельности, либо специализированным финансовым структурам в активном продвижении соответствующих услуг. Анализа сущности этих принципиально новых форм финансового предпринимательства как экономических феноменов указанные работы не содержат.

В статье делается попытка заполнить этот пробел и описать сущность лизинга, факторинга и форфейтинга с двух точек зрения: финансово-кредитной и экономикоорганизационной. Кроме того, представляет интерес выявление сходств и различий между этими инструментами.

Для начала, однако, следует напомнить, в чем сущность анализируемых инструментов финансирования:

1) лизинг - приобретение на самостоятельно привлеченные средства основных фондов в интересах определенного пользователя у согласованного с этим пользователем поставщика и владение этими основными фондами до их полной оплаты пользователем (то есть кредитование лизингополучателя) [7]. Отметим, что, строго говоря, этому определению соответствует только одна разновидность лизинга -

финансовый лизинг. Возможны и другие варианты лизинга, при котором переход прав собственности на основные фонды от лизингодателя к лизингополучателю не происходит. В статье речь пойдет исключительно о финансовом лизинге, который для краткости будем называть просто «лизинг»;

2) факторинг - выкуп (с дисконтом) на самостоятельно привлеченные средства у поставщика краткосрочных прав требования к покупателю (как правило, в форме счетов за поставку), возникших вследствие продажи быстрооборачиваемых товаров, и проверка платежеспособности покупателя. При этом покупатель расплачивается с фактором в сроки, оговоренные с поставщиком (то есть пользуется отсрочкой платежа), и не выплачивает ему ничего сверх стоимости поставки (доход фактора складывается исключительно из дисконта) [3];

3) форфейтинг - выкуп (с дисконтом) на самостоятельно привлеченные средства среднесрочных долговых обязательств (векселей и тратт) покупателя перед поставщиком дорогостоящего оборудования и проверка платежеспособности покупателя. Как и в случае с факторингом, какие-либо дополнительные выплаты от покупателя не требуются. Сроки выплат форфейтинговой компании совпадают со сроками, указанными в долговых обязательствах [2].

Экономические причины возникновения лизинга, факторинга и форфейтинга

В существующих пособиях анализу причин возникновения современных форм финансового предпринимательства уделяет-

ся мало внимания, хотя результаты такого анализа весьма поучительны.

Хорошо известно, что между поставщиком и покупателем существует ряд конфликтов интересов в том, что касается условий сделки, и одним из таких конфликтов является диаметрально противоположный подход к срокам оплаты за поставленный товар. Поставщик стремится получить платеж в полном объеме как можно раньше и желательно не позднее момента отгрузки, тогда как покупатель заинтересован в получении отсрочки платежа до того момента, пока он сам не получит прибыль от коммерческого использования купленного им у поставщика товара (то есть перепродаст его или изготовленную на его основе продукцию своим собственным клиентам и получит от них полную оплату). Оплата по факту отгрузки товара поставщиком означает для покупателя изъятие собственных средств из оборота; разумеется, он желает избежать этого, а зачастую лишен возможности совершить такое изъятие по причине недостаточности средств. В этом случае при наличии заинтересованности покупателя или продавца в заключении сделки может быть выбран один из трех основных вариантов привлечения внешнего финансирования:

1) банковский кредит в форме кредитования покупателя (который получает в банке недостающую для совершения покупки сумму);

2) коммерческий кредит - сводится в конечном счете к отсрочке платежа за поставленный товар;

3) смешанный кредит (малоизученный, но очень интересный с теоретической точки зрения способ финансирования) - экзотический по сути, но достаточно распространенный в современных условиях рынка покупателей вариант, когда у продавца отсутствует возможность предоставить коммерческий кредит из собственных средств, а покупатель по каким-либо причинам не может ни самостоятельно оплатить поставку, ни обратиться за кредитом в банк. В этом случае в банк за кредитом обращается продавец и за счет полученных средств предоставляет покупателю ком-

мерческий кредит. Эта форма кредитования, как легко убедиться, представляет собой преобразование банковского кредита в коммерческий, совершаемое продавцом в интересах покупателя.

Каждый из этих способов кредитования обладает существенными недостатками.

При банковском кредитовании покупателя банк, по сути дела, за определенную плату (ссудный процент) продает денежные средства, которые выступают в качестве товара и (как и любой купленный товар) поступают в полное распоряжение заемщика. Получатель кредита расходует эти средства по своему усмотрению - в общем случае банк не имеет права влиять на решения заемщика о выборе направления их расходования. Недобросовестный заемщик вполне может использовать эти средства для покупки нового представительского автомобиля для директора, а не для приобретения новых основных фондов (такие прецеденты известны в практике российского бизнеса). Отсутствие контроля над заемщиком объективно повышает риски заимодавца. Далее, в своем решении о предоставлении кредита и его условиях банк исходит из своего внутреннего регламента, а не из потребностей заемщика. Иными словами, заемщик должен своевременно вносить платежи по кредиту независимо от того, получена ли прибыль от использования товара, на приобретение которого был получен кредит.

Коммерческий кредит является эффективным инструментом стимулирования сбыта и наиболее удобен для покупателя. Как правило, ставка по нему ниже банковской, а в случае продажи товаров с малым сроком оборачиваемости (далее - ТМСО; сырье, материалы, комплектующие для производства продукции или готовые товары для последующей перепродажи через торговую сеть покупателя) ставка может быть нулевой. Кроме того, при продаже ТМСО с отсрочкой платежа более месяца (но, как правило, эта отсрочка не превышает полугода) покупатель не возвращает продавцу долг частями ежемесячно, а единовременно гасит всю сумму задолженности по истечении периода отсрочки. Таким образом, момент

платежа за поставку обычно наступает для покупателя уже после получения им дохода от коммерческого использования закупленного товара, что полностью соответствует его интересам как субъекта хозяйственной деятельности и избавляет от необходимости изымать для оплаты собственные оборотные средства.

При закупке основных фондов с большим периодом отсрочки (от года и более) этот принцип не соблюдается, и покупатель должен производить регулярные выплаты поставщику. Однако покупателю очень часто предоставляется льготный период (до окончания монтажа и пуска закупленного оборудования), в течение которого он не производит никаких выплат. Таким образом, даже в случае приобретения основных фондов покупатель начинает расплачиваться за них только после начала их использования и получения от них дохода.

По этим же причинам коммерческий кредит неудобен для поставщика. Он вынужден изымать собственные средства из оборота, что угрожает его финансовой стабильности. Кроме того, его функция - сбыт своих товаров, а не предоставление кредитов; выполнение непрофильной функции вынуждает его отвлекать организационные и людские ресурсы.

Наконец, смешанный кредит, по условиям ничем не отличающийся для покупателя от коммерческого, наиболее неудобен для продавца. Если в случае коммерческого кредита продавец предоставлял его из собственных (квазибесплатных) средств, то при смешанном кредитовании он вынужден оплачивать банку использование его финансовых ресурсов, что снижает рентабельность сделки (особенно при продаже ТМСО, когда, как уже говорилось, поставщик применяет нулевую ставку коммерческого кредита). Кроме того, график платежей по банковскому кредиту никак не привязан к графику поступления платежей в счет поставки от покупателя. Поставщик оказывается вынужденным платить банку задолго до оплаты купленного товара, что еще больше снижает его рентабельность и приводит к изъятиям сумм платежей по кредитам из оборотных средств.

Таким образом, традиционные формы кредитования оказываются неудобными как для банка, так и для продавца и покупателя. Проанализируем интересы каждого из этих субъектов хозяйственной деятельности.

При кредитовании покупателя банк заинтересован в том, чтобы покупатель, получивший кредит, потратил его на производственные нужды, причем именно на те, которые он указал в своей кредитной заявке. В идеале для обеспечения своих интересов и минимизации риска банк предпочел бы, чтобы приобретаемое заемщиком оборудование или ТМСО до момента полного погашения кредита находилось у банка в залоге, а еще лучше - в собственности (это, с одной стороны, позволило бы банку немедленно перепродать оборудование или ТМСО другому предприятию в случае срыва графика кредитных платежей, а с другой -дисциплинировало бы заемщика, который в случае просрочки рисковал бы лишиться нужных ему активов). Однако суть деятельности банка - продажа денежных средств, а не владение основными производственными фондами и тем более сырьем и комплектующими и их покупка. Некоторым суррогатом может стать целевое кредитование покупателя для приобретения строго оговоренного товара, но это вынуждает банк ужесточать контроль сделки и повышать связанные с ней издержки, что экономически невыгодно.

Покупатель же заинтересован в том,что-бы график платежей по кредиту за купленный товар совпадал с его возможностями, а в случае с ТМСО - в отсутствии регулярных платежей и единовременном погашении кредита в конце срока его предоставления, а также в максимально низкой (в идеале нулевой) ставке.

При коммерческом кредитовании продавец заинтересован в скорейшем получении полной суммы платы за поставку. Вариантом достижения этой цели может стать переуступка с дисконтом задолженности покупателя перед продавцом банку, однако для банка такая сделка связана с необходимостью тщательной проверки не своего клиента (поставщика), а сторонней организации (покупателя), что в ряде случаев тех-

нически сложно сделать и не соответствует профилю деятельности банка.

При смешанном кредитовании поставщик заинтересован в увязке графика банковских кредитных платежей с графиком получения выплат от покупателя, однако для банка такая увязка затруднительна и противоречит регламенту (особенно в случае с ТМСО, когда от покупателя поступает единовременный платеж, а банк требует регулярных выплат на погашение кредита).

Изложенное свидетельствует о том, что банк в силу своей специализации и организационных особенностей не может обеспечить решение ни своих задач (владение объектом сделки при кредитовании покупателя и контроль над целевым расходованием предоставленных денежных средств), ни задач поставщика (проверка добросовестности покупателя при коммерческом кредитовании, выкуп его задолженности с дисконтом при коммерческом кредитовании и увязка графика платежей по банковскому и коммерческому кредитам при смешанном кредитовании), ни задач покупателя (увязка графика платежей по кредиту с предпочтениями покупателя при банковском кредитовании). Однако потребность в решении этих задач есть.

Кроме того, отметим, что банки заинтересованы в повышении рентабельности своей деятельности, а за предоставление перечисленных выше услуг они вполне могли бы взимать комиссию (поскольку для банка эти услуги являются непрофильными и по этой причине должны оказываться за отдельную плату).

Из представленных рассуждений естественным образом следует вывод о наличии рыночного запроса на такие непрофильные услуги, и, как следствие, о необходимости возникновения независимых финансовых организаций, специализирующихся на оказании таких непрофильных услуг (включение этих услуг в свою линейку для банков нежелательно с организационной точки зрения), которые, однако, должны быть аффилированы с банками (для обеспечения доступа к финансовым ресурсам, необходимым для оказания таких услуг), и в возникновении новых форм финансового пред-

принимательства (собственно, и состоящих в предоставлении этих услуг). Иными словами, речь идет о необходимости возникновения лизинга, факторинга и форфейтинга.

Попытаемся проанализировать финансово-кредитное и экономико-организационное содержание этих форм финансового предпринимательства.

Содержание новых форм финансового предпринимательства

Из приведенного описания лизинга, факторинга и форфейтинга явствует, что функции финансовых организаций, занимающихся оказанием этих услуг, радикально отличаются от функций банков. Банк, предоставив заемщику кредит, не контролирует его использование, и речь идет о двух независимых, не связанных друг с другом сделках:

1) банк кредитует заемщика;

2) заемщик либо приобретает товар у поставщика (при банковском кредитовании покупателя), либо предоставляет покупателю коммерческий кредит (при смешанном кредитовании).

При новых формах финансового предпринимательства оказывающая соответствующие услуги финансовая структура становится не просто поставщиком денег одной из сторон сделки купли-продажи, а полноправным участником сделки между поставщиком и покупателем: при лизинге лизингодатель приобретает объект лизинга у поставщика, а при факторинге и форфейтинге фактор и форфейтинговая компания взыскивают сумму задолженности не со своего клиента (поставщика), а с покупателя и принимают на себя риск неоплаты. Таким образом, на смену двум независимым двусторонним сделкам приходит одна трехсторонняя сделка «поставщик - финансовая структура - покупатель», в которой финансовые взаимоотношения между поставщиком и покупателем осуществляются не напрямую, а через посредство финансовой структуры. Такую форму финансирования сделки можно назвать посреднической. Задача финансового посредника - согласовать интересы поставщика и покупателя,

у которых отсутствуют собственные свободные финансовые ресурсы и по каким-либо причинам нет возможности обратиться за традиционным банковским кредитом. Именно такова организационная сущность этих форм ведения бизнеса - согласование финансовых интересов поставщика и покупателя через посредство специализированной финансовой организации.

Рассмотрим подробнее эти инструменты ведения бизнеса.

В случае лизинга лизингодатель [7] привлекает заемные ресурсы для приобретения нужного лизингополучателю оборудования. Затем в течение срока действия договора лизинга лизингополучатель поэтапно возмещает лизингодателю его затраты с возможным последующим переходом оборудования в собственность лизингополучателя (или, точнее, поэтапно возмещает лизингодателю заранее оговоренную долю от стоимости оборудования, после чего оно по остаточной стоимости либо переходит к лизингополучателю, либо остается в распоряжении лизингодателя). Легко убедиться, что возмещение этой доли происходит на условиях коммерческого кредита.

При факторинге и форфейтинге [2, 3] финансовая компания привлекает заемные (банковские) средства для выкупа у поставщика обязательств покупателя перед ним. Впоследствии поставщик расплачивается с финансовой компанией. По сути дела, поставщик переуступает финансовой компании права требования по предоставленному покупателю коммерческому кредиту.

Итак, при использовании всех трех новых форм финансового предпринимательства финансовая компания сначала на условиях банковского кредитования привлекает денежные средства для финансирования единовременной выплаты поставщику стоимости проданного товара, а затем получает в счет компенсации своих затрат выплаты от покупателя (в случае лизинга - предоставляют лизингополучателю коммерческий кредит, в случае факторинга и форфейтинга - получают в отношении покупателя права требования по коммерческому кредиту). Это позволяет сделать вывод о том, что перечисленные формы

финансового предпринимательства представляют собой преобразование финансовым посредником банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя. Именно такова, на наш взгляд, финансово-кредитная сущность лизинга, факторинга и форфейтинга. Важным отличием лизинга от факторинга и форфейтинга является следующее: при проведении лизинговых операций предполагается, что объектом сделки владеет лизингодатель, тогда как при факторинге и форфейтинге права собственности на объект сделки переходят к покупателю.

Отметим, что в лизинге часто отмечают наличие черт банковского кредита и продажи в рассрочку. Предложенное ранее определение лизинга позволяет примирить эти две характеристики.

Что же касается экономической сущности этих явлений, то отметим следующее:

1) при лизинге лизингодатель аккумулирует в интересах лизингополучателя, но по своему усмотрению и из своих источников средства для оплаты покупки нужного лизингополучателю оборудования, а затем владеет объектом лизинга в течение всего срока действия договора. За свои услуги лизингодатель получает от лизингодателя плату в виде комиссионных, включаемых в лизинговые платежи. При этом приобретается указанное лизингополучателем оборудование у указанного лизингополучателем поставщика. Иными словами, лизингополучатель передает лизингодателю функции финансирования покупки объекта лизинга и владения им, то есть лизингодатель сначала привлекает в интересах лизингополучателя капитал в денежной форме, а затем предоставляет ему в пользование капитал в физической форме (оборудование);

2) при факторинге и форфейтинге финансовая структура аккумулирует заемный капитал в интересах поставщика для единовременной оплаты стоимости продаваемого покупателю товара. За эту услугу финансовая структура получает от поставщика плату в виде дисконта от стоимости переданных ему прав требования. Таким образом, поставщик передает финансовой структуре функцию взимания с покупателя

Таблица 1

Содержание лизинга, факторинга и форфейтинга

Составляющая Лизинг Факторинг Форфейтинг

Организационная Посредническое финансирование (купли/продажи основных фондов) Посредническое финансирование (купли/продажи товаров с малым сроком оборачиваемости) Посредническое финансирование (купли/продажи дорогостоящих и уникальных основных фондов)

Финансово- кредитная Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах лизингодателя и поставщика с получением прав собственности на объект лизинга Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя Преобразование банковского кредита в коммерческий в интересах поставщика и покупателя

Экономическая Аутсорсинг капитала в физической и денежной формах в интересах лизингополучателя Аутсорсинг капитала в денежной форме в интересах поставщика Аутсорсинг капитала в денежной форме в интересах поставщика

платежа за поставленный товар (и, шире, функцию финансовых отношений с покупателем, так как финансовая структура должна провести проверку его платежеспособности и т. д.).

Все сказанное позволяет утверждать, что в случае лизинга, факторинга и форфейтинга мы имеем дело с аутсорсингом капитала. При лизинге речь идет об аутсорсинге капитала в денежной и физической формах в интересах лизингополучателя (покупателя), а при факторинге и форфейтинге - об аутсорсинге капитала в денежной форме в интересах поставщика. Речь идет не о кредите или займе, а именно об аутсорсинге капитала, так как отношения оператора (соответственно лизингодателя, фактора и форфейтинговой компании) и заказчика (лизингополучателя при лизинге, поставщика при факторинге и форфейтинге) удовлетворяют требованиям, предъявляемым к аутсорсингу [1, 4, 6] . В частности, характеристики услуги (сумма сделки, размеры и график платежей, в случае лизинга - объект сделки) полностью адаптированы к требованиям заказчика и не являются стандартизированными, а в течение периода действия договора оператор фактически выступает внешним независимым подразделением заказчика, полностью беря на себя соответствующую функцию (при

лизинге - покупку и владение объектом лизинга, при факторинге и форфейтинге -финансовые отношения с покупателями).

Сделанные утверждения могут быть систематизированы в виде таблицы (см. табл. 1).

Основные характеристики рассматриваемых в настоящей статье форм финансового предпринимательства могут быть представлены в виде таблицы (см. табл. 2).

Отметим, что здесь приведены только основные характеристики этих трех форм финансового предпринимательства, хотя можно выявить и другие.

Выводы

На наш взгляд, особый интерес представляет выявление у проанализированных инструментов финансирования аутсорсинговой составляющей. Это позволяет точнее описать права и обязанности каждого участника сделки. Также важно понимать, что в каждой из соответствующих сделок задействованы не две, а три стороны. Если в случае лизинга на это указывается однозначно, то в случаях факторинга и форфейтинга внимание на этом не акцентируется, хотя де-факто факторинговые сделки также превратились в трехсторонние, осуществляемые с согласия всех задействованных в них сторон.

Таблица 2

Характеристики новых форм финансового предпринимательства

Характеристика Лизинг Факторинг Форфейтинг

Продолжительность финансирования Средне- и долгосрочное Краткосрочное Средне- и долгосрочное

Объект сделки Основные фонды Дебиторская задолженность Долговые обязательства покупателя

Товар, покупаемый в ходе сделки Основные фонды Товары с малым сроком оборачиваемости Основные фонды (дорогостоящие или уникальные)

Оператор (организация, финансирующая сделку) Лизингодатель Фактор Форфейтинговая компания

Гарантии оператора Право собственности на объект лизинга Возможность регресса на поставщика Природой сделки не предусмотрены; могут привлекаться банковские гарантии и поручительства [2]

Число сторон в сделке Три (поставщик, лизингодатель, лизингополучатель) Три (поставщик, фактор, покупатель) Три (поставщик, форфейтинговая компания, покупатель)

Сторона, оплачивающая услуги оператора Лизингополучатель Поставщик Поставщик

Регресс на поставщика Невозможен (противоречит самой природе сделки, так как право собственности на объект лизинга переходит к оператору) Возможен (но необязателен) Запрещен

Совмещение участниками сделки функций друг друга Возможны лизинг поставщика, при котором поставщик играет роль лизингодателя,и возвратный лизинг, при котором поставщиком является лизингополучатель Не имеет места Не имеет места

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Ачкасов А. И. Операции «а-форфэ». Общая характеристика и техника совершения. М. : Издательство АО «Консалтбан-кир», 1994.

3. Бабичев С. Н., Лабзенко А. А., Подлес-нова А. Ю. Факторинг : учебное пособие. М. : Маркет ДС, 2010.

4. Карашевич В. Е. От подряда к аутсор-

сингу - первые шаги // Инновации. 2008. № 1(111).

5. Кирилловых А. А. Правовые основы лизинга : учебно-практическое пособие. М. : Юстицинформ, 2009.

6. Кремлева Н. А. Обеспечение конкурентных преимуществ производства и реализации продукции на основе аутсорсинговой модели организации бизнеса предприятия // Организатор производства. 2009. № 43.

7. Философова Т. Г. Лизинг. М. : Юнити-Дана, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.