DOI: 10.34031/2071-7318-2020-5-5-113-120 12Ильвицкая С.В., 2 *Жица П.
'Государственный университет по землеустройству
2Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
*E-mail: petarzica91@gmail. com
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ СЕРБСКИХ
И РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ
Аннотация. В работе дан компаративный анализ и изучена тема эволюции православных монастырей на примере Сербии и России, которая является актуальной в вопросе возрождения Православной культуры. Формирование архитектуры монастырских комплексов в современных условиях способствует определению принципов функциональной и архитектурно-пространственной организации православных монастырей с социально-образовательными объектами. В настоящее время функции монастырей расширяются, их образовательно-просветительская, социальная, паломническая и др. деятельность становится все более востребуемой. Монастырский ансамбль является открытой и постоянно развивающейся системой, и методология исследования монастырских комплексов базируется на системном подходе к изучению архитектуры православных храмов и монастырей. До настоящего времени не проводились комплексные исследования православного монастырского зодчества Сербии и всего балканского региона в целом. Однако, опыт монастырского строительства России и Балкан позволяет исследовать многие особенности архитектуры православных монастырей и разработать рекомендации для восстановления храмовой архитектуры и нового строительства храмовых комплексов и монастырей с учетом их социально-образовательной и культурной деятельности. В возрождении монастырей Сербии в настоящее время может широко использоваться опыт России. При этом основной задачей архитектора является сохранение особенностей сербской храмовой архитектуры и ее самобытности.
Ключевые слова: монастырь, архитектура, православие, традиция, Россия, Сербия, культурное наследие, социально-образовательные объекты.
Введение. В настоящее время проблема архитектурного формирования при монастырях социально-образовательных объектов и центров с различными культурно-духовными функциями, предназначенных для детей и молодежи, необычайно актуальна и обуславливается статистическими данными.
На протяжении всей своей истории православные храмы и монастыри служили с первую очередь как центры духовности. Вместе с тем православные монастыри выполняли миссию социального служения, духовного воспитания общества.
В настоящий период возрождения православия в России, а также смены ценностных духовно-нравственных ориентиров, восстановление храмовых и монастырских комплексов становится все более востребуемой задачей [1-2, 56]. Таким образом, очевидна необходимость создания аналогичных объектов и центров, которые послужат кратчайшим путем духовной интеграции в общество детей и подростков.
Целью настоящего исследования является выявление принципов формирования архитектуры монастырских комплексов Балканских стран в современных условиях, для чего необходимо решение следующих задач:
- изучения опыта монастырского строительства России и Балкан;
- определение особенностей архитектуры монастырских комплексов, включающих объекты разнообразного назначения
При этом объектом настоящего исследования является архитектура монастырских комплексов, совмещающих различные виды деятельности.
Монастыри и храмовые комплексы являются неотъемлемой частью архитектурного наследия России и Балкан, а также Сербии и других православных стран. В У-1Х вв. территории Балкан входили в состав провинций Византийской империи, потому христианство пришло на Балканы в этот период. В Х в. христианство пришло из Византии в Россию, при участии просветителей балканских стран. Таким образом, общая византийская культура и православие тесно связывают архитектуру монастырей этих стран. Храмовая архитектура балканских стран отличается самобытностью, и ее изучение представляет интерес не только для архитектора [2, 5, 7].
Методология. Поскольку монастырский ансамбль является открытой и постоянно развивающейся системой, методология исследования базируется на системном подходе к изучению архитектуры православных храмов и монастырей.
К основным методам относятся:
- Типологический;
- Функциональный;
- Компаративный;
- Стилистический;
К примеру, сравнительный метод позволил исследовать в частности монастырский опыт Сербии и России в различных пространственных и временных границах. На его основе были разработаны типологические классификации монастырских комплексов [1-2, 7].
До настоящего времени не проводились комплексные исследования православного монастырского зодчества Сербии и всего балканского региона в целом. В России комплексное изучение православных монастырей также отсутствует. Вопросы близкие к теме изучали ряд авторов по культовой архитектуре Византии и Балкан: Краутхеймер Р., Кондаков Н.П., Брунов Н.И., Якобсон А.Л., Лихачева В.Д. и др. На русском языке монастырям Сербии посвящена работа Вороновой Д.А. Компаративному (сравнительному) анализу и исследованию закономерностей формирования архитектуры православных монастырей Балкан, в т.ч. Сербии и России посвящены фундаментальные труды Ильвицкой С.В. [2, 5, 79].
Основная часть. Пережив годы лихолетия и безбожной власти, разрушенные православные святыни начали снова возрождаться. Помимо духовной миссии, деятельность православных монастырей и храмов имеет благотворительную и просветительскую составляющие. Опыт современного уклада жизни монастырей в новых экономических и социокультурных условиях позволяет создавать инфраструктуру для активного паломничества и туризма. Этому благоприятствует развитие и хозяйственной деятельности монастырей, что определенным образом оказывает влияние на уровень жизни населения близлежащей провинции. [1-5, 7, 9].
Таким образом, опыт монастырского строительства России и Балкан позволяет исследовать особенности архитектуры православных монастырей и разработать рекомендации для восстановления храмовой архитектуры и нового строительства храмовых комплексов и монастырей с учетом их социально-образовательной и культурной деятельности. В возрождении монастырей Сербии в настоящее время может широко использоваться опыт России. При этом основной задачей архитектора является сохранение особенностей сербской храмовой архитектуры и ее самобытности.
Война в Сербии привела к значительному разрушению православных святынь, что оказало
влияние на утрату взаимосвязи архитектуры города с храмовой архитектурой, а также на историческую преемственность в строительстве храмов и монастырей. В XX веке монастыри утратили свою роль в обществе в связи с социально-экономическими и социально-культурными преобразованиями. Однако с начала XXI века их значение в культурной жизни стало вновь возрастать как памятников истории, культуры и духовности. Данные объекты в новом статусе начинают привлекать внимание людей, и в этом контексте особую роль играет возрождение ряда функций, одна из которых образовательная [10-11].
С начала ХХ века монастыри утратили свою роль в обществе в связи с негативными социально-экономическими и социально-культурными преобразованиями. Однако с начала XXI века их значение в культурной жизни стало вновь возрастать как центра истории, культуры и духовности. Данные объекты в новом статусе начинают привлекать внимание людей и, в этом контексте, особую роль играет возрождение ряда функций, одна из которых образовательная. Так, например, Свято-Алексиевская Пустынь с Храмом преподобного Алексия, человека Божия, -российский монастырь, в котором построены, открыты и функционируют великолепно организованные Православная гимназия и Кадетский корпус с библиотекой, содержащей многочисленные богословские книги, среди которых уникальное сербское Четвероевангелие сер.16 века (рис. 1, рис. 2, рис. 3).
В настоящее время европейские города сумели сохранить свой художественный образ, несмотря на то, что появились новые современные здания в их историко-архитектурной среде. С другой стороны, мегаполисы становятся все более узнаваемые и привлекательные благодаря тому, что они могут предложить больше архитектурно-инновационных зданий, смелых концептуальных решений. Это главная причина, почему известные европейские столицы: Париж, Лондон или Берлин, но и новые европейские центры, такие как Таллин, Загреб, Братислава, Варшава растут в высоту рядом с исторической средой. Сегодня Белград пытается позиционировать себя на международной сцене в качестве делового центра Юго-Восточной Европы, пытаясь найти свой путь развития в пост-тоталитарном обществе.
При восстановлении храмов и монастырей Сербии необходимо сохранять традиции в архитектурном облике, и при этом, особенно в современном строительстве, должно уделяться особое внимание проектированию новых архитектурных решений в исторической среде [11-13].
Рис.2 Храм святого преподобного Алексия, человека Божия
Рис.3. Библиотека кадетского корпуса
Включение в монастырский ансамбль зданий библиотек, духовно-просветительских школ и других объектов, играющих в настоящее время важную роль в духовно-нравственном возрождении общества, является по существу древней традицией [14]. Можно привести некоторые примеры архитектурного решения монастырских комплексов Сербии, включающих объекты социально и иного значения.
На площади в 500 кв. км, района Фрушко-гора исторической области Срем, обосновались 16 величественных древних монастырей сербской православной церкви, Фрушкогорские монастыри. Они были возведены в позднее средневековье, в период турецкого нашествия. Центром сербской культуры в то время стала территория, ранее принадлежавшая южной Венгрии. Этот уникальный монастырский комплекс имеет статус культурно-исторического наследия особой значимости для Сербии. Большая часть этих монастырей построена опытными зодчими под влиянием моравской и рашской строительной культуры. В дальнейшей истории они неоднократно реконструировались. Результатом этого явилась постройка высоких многоступенчатых колоколен, в стиле барокко. Внутри же храмов лучшие сербские мастера и иконописцы возвели великолепные, изящные иконостасы, и расписали их в лучших традициях своего времени. На территории многих монастырских комплексов расположены музеи, как например сербский монастырь Джурджеви Ступови, в музее которого хранятся археологические находки, принадлежащие монастырю (рис. 4). Еще один пример - сербский мо-
настырь Студеница, расположенный в живописном ущелье реки Ибар, недалеко от города Кра-лево (рис.5). Эта святая обитель была политическим, культурным и духовным центром всей средневековой Сербии. Богатый реликвиями музей и ризница также находятся на территории монастыря.
Рис. 4. Монастырь Джурджеви Ступови
Рис. 5. Монастырь Студеница. Сербия
Существует множество примеров среди русских монастырей, объединяющих на своей территории различные виды деятельности. Один из них - Валаамский монастырь. Спасо-Преобра-женский Валаамский монастырь, один из важнейших объектов паломничества северо-западной России, был основан святыми преподобными Сергием и Германом. В настоящее время при монастыре работает ферма по производству молочных продуктов, построенная в 1882 г, и большая пекарня. Известны великолепные сады монастыря, еще в 1824 году в них произрастал 21 сорт яблонь. Следует особо выделить волонтерское движение при монастыре, посвященное возрождению в нем сельского хозяйства.
Все эти примеры свидетельствуют о разнообразии хозяйственной и иной деятельностей при монастырях, которые традиционно существовали и существуют в современных условиях. При рассмотрении каждого из приведенных примеров можно убедиться в том, что традиции в архитектуре монастырских комплексов остаются основой всех реставрационных мероприятий [15-20].
По результатам изучения функциональной организации монастырской деятельности и ее взаимосвязи с особенностями планировки внутреннего пространства, архитектуры, и декора храмов и построек обители - можно предложить ряд рекомендаций для реставрации существующих или возведения новых монастырских зданий при расширении монастыря:
- Сохранение существующего ландшафта;
- Архитектурно-планировочное решение должно быть согласно одному из основных принципов монашеской жизни - уединению. Вновь возводимые постройки не должны нарушать уклада монастырской жизни.
- Архитектура должна подчеркивать историю обители (к примеру, устройство предела в честь святого основателя монастыря)
- Бережное отношение к окружающей среде, которая является продолжением архитектуры монастыря;
- Соблюдение традиций в архитектурном облике здания и всего монастырского ансамбля;
- Территориальное планирование внутреннего пространства согласно уставам монастырской жизни (часть построек,к примеру паломнические корпуса, должны распологаться за пределами монастыря).
Выводы. В работе выявлена актуальность и необходимость проектирования и строительства объектов, представляющих значимость для укрепления и развития православия и духовно-нравственных основ жизни общества. Приняв за
основу и обобщив опыт строительства монастырей с России и Сербии, выработаны рекомендации для реконструкции архитектурных ансамблей монастырей, основой которых является связь с традициями храмового зодчества при расширении функций монастырской деятельности, а также взаимосвязь пространств храмовых комплексов и окружающей среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ильвицкая С.В. Пространства цивилизационного туризма и архитектурное наследие монастырских духовниых центров // Архитектура и строительство России. 2017. № 1. С.59-67.
2. Ильвицкая С.В. Компаративная архитектура православных монастырей Балкан и России. Монография // LAP LAMBERT Academic Publishing. 2017, 95 с.
3. Elizaveta Shvetsova-Shilovskaya., Svetlana Ilvitskaya Orthodox Monastery Complexes in Modern Conditions: Main Principles of Reconstruction and Development // WOS 2019 the 2nd International Conference on Education Science and Social Development.
4. Ильвицкая С.В. Архитектурные школы Балкан периода Средневековья // Материалы VII Международной конференции по истории архитектуры. Сборник «Архитектура мира. Запад-Восток: архитектурные школы Нового и Новейшего времени». УРСС (МАРХИ и ВНИИТАГ). Выпуск №7.1998. С. 50-55.
5. Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран): дис. ... д-ра архитектуры. М.: 2005. 432 с.
6. Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Спасение от паломников // Журнал Московской Патриархии. Храмоздатель: Приложение о верковном строительстве. 2013. № 2 (3). С. 48-56.
7. Ильвицкая С.В. Эволюция православной культовой архитектуры // Иллюстрированное учебное пособие по курсу «История архитектуры и дизайна», М.: ГУ3, 2011. 96 с.
8. Ильвицкая С.В. Архитектура монастырских комплексов балканских стран и традиции византийского зодчества. Кишинев, 2000. 330 с.
9. Ильвицкая С.В. Социально-культурная типология монастырских комплексов балканских стран и России // Жилищное строительство. 2003. №11. С. 19-20
10.Ильвицкая С.В. Архитектурные особенности монастырей балканских стран // Международная коллективная монография: "Монастыри -
культурные и духовные центры России и Европы", М.: 2003, С.155-162.
11.Ильвицкая С., Жица П. Архитектура новых объектов в контексте исторической среды в пост-тоталитарном обществе Сербии // Материалы конференции АН Молдовы «Yesterday's cultural heritage - contribution to the development of a sustainable tomorrow's society. Chisinàu. 2019. С.8.
12.Ильвицкая С.В, Лобкова Т.В. «Зеленая» архитектура жилища и GREEN BIM технологии // Архитектура и строительство России. 2018. № 1. С.100-113.
13.Ильвицкая С.В., Лобков В.А., Лобкова Т.В. Натуральные материалы в "зеленой" архитектуре // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 2. С. 130-133
14.Ильвицкая С.В., Петрова Л.В., Булгакова Е.А. Домашние храмы российских вузов - духовный катализатор создания церквей // Архитектура и строительство России, 2016. № 1-2 (217-218). С.43-52
15.Ильвицкая С.В., Смирнов А.В. Роль куль-турно-досуговых центров в исторической среде и сохранение культурного наследия // Жилищное строительство. 2015. № 3. С. 1-6.
16.Ильвицкая С.В., Ильвицкий Д.Ю. Архитектурная концепция храма-памятника в древнем Московском монастыре // Архитектура и строительство России. 2015. № 11-12. С. 16-24.
17.Ильвицкий Д.Ю., Золотарев А.О. Опыт проектирования нового храма в рамках освоения исторической территории Сретенского монастыря с использованием информационных технологий BIM // Архитектура и строительство России. 2016. № 1-2 (217-218). С. 63-75.
18.Ильвицкая С.В. Православная Святая Обитель на Балканах и в России // Архитектурные новости. Российская Ассоциация Архитекторов. 2004. № 1. С. 49-54.
19.Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Архитектурное устройство современного монастырского музея: на примере Свято-Троицкого Антония Сийского монастыря Архангельской области // Вестник МГСУ.2018. № 2, с. 148154
20.Ильвицкая С.В., Швецова-Шиловская Е.А. Спасение от паломников // Журнал Московского Патриархата. 2013. № 2 (3). С. 48-56.
Информация об авторах
Ильвицкая Светлана Валерьевна, доктор архитектуры, проф., зав. кафедрой архитектуры. E-mail: [email protected]. Государственный университет по землеустройству, Россия, 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 15
Петaр Жица, аспирант кафедры архитектуры E-mail: [email protected]. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет. Россия, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26.
Поступила 26.01.2020 © Ильвицкая С.В., Жица П., 2020
12Ilvitskaya S.V., 2 *Zica P.
1State University ofLand Management 2National Research Moscow State University of Civil Engineering *E-mail: petarzica91@gmail. com
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ARCHITECTURE OF THE SERBIAN
AND RUSSIAN MONASTERIES
Abstract. A comparative analysis of the evolution of Orthodox monasteries is given on the example of Serbia and Russia. This topic is relevant in the issue of the revival of the Orthodox culture. The formation of the architecture of monastery complexes in modern conditions allows to determine the principles of the functional and architectural-spatial organization of Orthodox monasteries with social and educational facilities. Currently, the functions of monasteries are expanding, their educational, social, pilgrimage and other activities are becoming increasingly popular. The monastery ensemble is an open and constantly evolving system, and the methodology for the study of monastery complexes is based on a systematic approach to studying the architecture of Orthodox churches and monasteries. To date, comprehensive studies of the Orthodox monastery architecture of Serbia and the entire Balkan region as a whole have not been conducted. However, the experience of monastic construction in Russia and the Balkans allows to explore many features of the architecture of Orthodox monasteries and develop recommendations for the restoration of temple architecture and the new construction of temple complexes and monasteries, taking into account their socio-
becmhuk erty um. b.r. œyxoea
2020, №5
educational and cultural activities. In the revival of the monasteries of Serbia, the experience of Russia can now be widely used. At the same time, the main task of the architect is to preserve the features of the Serbian temple architecture and its identity.
Keywords: architecture, monastery, Orthodoxy, tradition, Russia, Serbia, cultural heritage, social and educational facilities.
REFERENCES
1. Ilvitskaya S.V. Spaces of civilized tourism and the architectural heritage of the monastery spiritual centers [Prostranstva tsivilizatsionnogo turizma i arkhitekturnoe nasledie monastyrskikh dukhovniykh tsentrov]. Architecture and Construction of Russia. 2017. No. 1. Pp 59-67. (rus)
2. Ilvitskaya S.V. Comparative architecture of the Orthodox monasteries of the Balkans and Russia [Monograph Komparativnaia arkhitektura pravoslavnykh monastyrei Balkan i Rossii. Monografiia] LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 95 p. (rus)
3. Elizaveta Shvetsova-Shilovskaya, Svetlana Ilvitskaya Orthodox Monastery Complexes in Modern Conditions: Main Principles of Reconstruction and Development. WOS 2019 the 2nd International Conference on Education Science and Social Development.
4. Ilvitskaya S.V. Architectural schools of the Balkans of the Middle Ages [Arhitekturnye shkoly Balkan perioda Srednevekov'ya]. Materialy VII Mezhdunarodnoi konferentsii po istorii arkhitektury. Sbornik «Arkhitektura mira. Zapad-Vostok: arkhitekturnye shkoly Novogo i Noveishego vremeni».1998. Pp. 50-55. (rus)
5. Ilvitskaya S.V. Patterns of the formation of the architecture of Orthodox monastery complexes [Zakonomernosti formirovaniia arkhitektury pravoslavnykh monastyrskikh kompleksov (na primere balkanskikh stran)] dis. ... d-ra arkhitektury. M., 2005.p 432. (rus)
6. Ilvitskaya S.V, Shvetsova-Shilovskaya E.A. Salvation from pilgrims [Spasenie ot palomnikov] Journal of the Moscow Patriarchate. The Temple Maker: An Appendix on Religious Construction. 2013. No. 2 (3). Pp. 48-56. (rus)
7. Ilvitskaya S.V. The evolution of Orthodox cult architecture [Evoliutsiia pravoslavnoi kultovoi arkhitektury]/ Illiustrirovannoe uchebnoe posobie po kursu «Istoriia arkhitektury i dizaina», Moscow, GU3.2011. 96 p. (rus)
8. Ilvitskaya S.V. The architecture of the monastery complexes of the Balkan countries and the traditions of Byzantine architecture [Arkhitektura monastyrskikh kompleksov balkanskikh stran i traditsii vizantiiskogo zodchestva] Monografiia. Kishinev? 2000. 330 p (rus)
9. Ilvitskaya S.V. Socio-cultural typology of the monastery complexes of the Balkan countries and Russia [Sotsialno-kulturnaia tipologiia
monastyrskikh kompleksov balkanskikh stran i Rossii]. Housing construction. 2003. No. 11. Pp.19— 20. (rus)
10.Ilvitskaya S.V. Architectural Features of Monasteries in the Balkan Countries [Arkhitekturnye osobennosti monastyrei balkanskikh stran] Mezhdunarodnaia kollektivnaia monografiia: " Monastyri-kulturnye i dukhovnye tsentry Rossii i Evropy"2003. Pp. 155-162. (rus)
11.Ilvitskaya S., Zhitsa P. The architecture of new objects in the context of the historical environment in the post-totalitarian society of Serbia. Materials of the conference of the Academy of Sciences of Moldova "Yesterday's cultural heritage - contribution to the development of a sustainable tomorrow's society. The cultural heritage of the past is a contribution to the development of a stable society in the future. " Program si rezumatele comunicarilor, Chisinau, 23-24 septembrie 2019. (rus)
12.Ilvitskaya S.V., Lobkova T.V. "Green" architecture of the dwelling and GREEN BIM technologies [«Zelenaia» arkhitektura zhilishcha i GREEN BIM tekhnologii]. Architecture and construction of Russia. 2018. Vol. 1. Pp. 100-113. (rus)
13.Ilvitskaya S.V., Lobkov V.A., Lobkova T.V. Natural materials in green architecture [Natural'nye materialy v "zelenoj" arhitekture] Academia. Architecture and construction. 2019. No 2. Pp. 130133. (rus)
14.Ilvitskaya S.V., Petrova L.V., Bulgakova E.A. House temples of Russian universities - the spiritual catalyst for the creation of churches [Domashnie hramy rossijskih vuzov - duhovnyj katalizator sozdaniya cerkvej]. Architecture and construction of Russia, 2016. No. 1-2 (217-218), Pp. 43-52. (rus)
15. Ilvitskaya S.V., Smirnov A.V. The Role of cultural and leisure centers in the historical environment and the preservation of cultural heritage [Rol' kul'turno-dosugovyh centrov v istoricheskoj srede i sohranenie kul'turnogo naslediya]. Housing Construction. 2015. No.3. Pp. 1-6. (rus)
16.Ilvitskaya S.V., Ilvitskii D.Ju. The architectural concept of the Temple-monument in the ancient Moscow monastery [rhitekturnaya koncepciya hrama-pamyatnika v drevnem Moskovskom monastyre]. Architecture and construction of Russia. 2015. No.11-12. Pp. 16-24. (rus)
17.Ilvitskii D.Yu., Zolotarev A.O. Experience
in designing a new Temple within the framework of the development of the historical territory of the Sretensky Monastery with the use of information technology BIM [Opyt proektirovaniya novogo hrama v ramkah osvoeniya istoricheskoj territorii Sretenskogo monastyrya s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij BIM]. Architecture and construction of Russia. 2016. No. 1-2 (217-218). Pp. 63-75. (rus)
18.Ilvitskaya S.V. Orthodox Holy cloister in the Balkans and Russia [Pravoslavnaya Svyataya Obitel' na Balkanah i v Rossii]. Architectural News. Russian Association of Architects. 2004. № 1. Pp. 49-54. (rus)
19.Ilvitskaya S.V., Shvetsova-Shilovskaya E.A. Architectural Arrangement of Modern Monastery Museum: The Case Of The Holy Trinity Antony Of Siya Monastery Of Arkhangelsk Region [Arhitekturnoe ustrojstvo sovremennogo monastyrskogo muzeya: na primere Svyato-Troickogo Antoniya Sijskogo monastyrya Arhangel'skoj oblasti]. Vestnik MGSU. 2018. No. 2. Pp. 148-154. (rus)
20. Ilvitskaya S.V., Shvetsova-Shilovskaya E.A. Saving from pilgrims [Spasenie ot palomnikov]. Journal of the Moscow Patriarchate. 2013. No. 2 (3). Pp. 48-56. (rus)
Information about the authors
Ilvitskaya, Svetlana V. DSc. E-mail: [email protected]. State University of Land Management. Россия, 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 15. Russia, 105064, Moscow, st. Kazakova 15 National Research Moscow State University of Civil Engineering. Russia, 129337, Moscow, Yaroslavskoye Shosse 26.
Zica, P. Postgraduate student. E-mail: [email protected]. National Research Moscow State University of Civil Engineering. Russia, 129337, Moscow, Yaroslavskoye Shosse 26.
Received 26.01.2020 Для цитирования:
Ильвицкая С.В., Жица П. Современные тенденции развития архитектуры сербских и русских монастырей // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. № 5. С. 113-120. DOI: 10.34031/2071-7318-2020-5-5-113120
For citation:
Ilvitskaya S.V., Zica P. Modern trends in the development of architecture of the Serbian and Russian monasteries. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2020. No. 5. Pp. 113-120. DOI: 10.34031/2071-73182020-5-5-113-120