В ходе проектирования проведен подробный анализ принципов формирования и функционирования спортивных парков в современных условиях городской среды, принципов функциональной организации спортивных парков и выявления механизмов современного паркового формообразова-ния[1, С. 416]. Также обоснован выбор территории, выявлена специфика, экологический потенциал и проблемы места, выбрано направление проектирования, даны планировочные и объемно-планировочные решения, определенные масштабом терри-тории[2, С.84-87]. Сделаны предложения по благоустройству территории парка, по рекультивации зелёных насаждений, проанализированы проектные нормы проектирования парков, разработаны меры по уменьшению антропогенного воздействия на территорию и максимальное сохранение ценных ландшафтов[4,С.80-92].
Таким образом, проект по созданию спортивного парка «Динамо» сочетает в себе элементы современного парка, что отражается и в планировочном и в объемно-пространственном решении объектов парка. Спортивный парк «Динамо» с развитой инфраструктурой, несомненно, может стать важной частью общегородской сети рекреаций города Иркутска, а также может помочь в улучшении экологической обстановки на реке Уша-ковка. Проектирование и разработка мероприятий по рекультивации зеленых насаждений могут дать новую жизнь, как стадиону «Динамо», так и его прилегающей территории и стать значимым градостроительным объектом, востребованным всеми слоями населения. Реализация данного проекта будет способствовать не только развитию спортивной инфраструктуры города, но также привлечению
7
различных слоев населения к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
Литература:
1. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.
2. Заславская А. Ю. Особенности органического подхода в архитектуре конца XX - начала XXI века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Нижний Новгород, 2008. 24с.
3. Кудрявцев К. Р. Проектирование парка отдыха со спортивным уклоном // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 84-87.
4. Красильникова Э.Э. Ландшафтный урбанизм. Теория и практика,2015. - С.80-92.
5. Ландшафтное проектирование и дизайн территории. Электронный ресурс // http://ozelenitel-stroy.ru/specializirovannye-parki
6. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство. Электронный ресурс // http://landscape.totalarch.com/relief_and_geoplastic
7. Проходовская, Р.Ф. Многофакторный процесс морально-волевых и ценностно-мотивацион-ных установок в оценке здоровья [Текст]/ Р.Ф. Проходовская, А.Ю. Колесникова, О.Ю. Александрович, Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры и спорта». (22 - 23 октября, 2015). - Иркутск, 2015.- С.124-127.
8. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Электронный ресурс // http://docs.cntd.ru/document/5200163
АРХИТЕКТУРА ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ THE ARCHITECTURE OF THE FIRST _ORTHODOX MONASTERIES IN ORENBURG PROVINCE_
Пономаренко Елена Владимировна
Доктор архитектуры, ведущий научный сотрудник ФГБОУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства» (Москва, дистанционная форма работы Самара), Профессор кафедры РиРАН архитектурно-строительного института Самарского государственного технического университета
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу возникновения русских поселений в Оренбургской губернии XVII века и распространению в регионе православной веры. На примере Далматовского и Рафаиловского монастырей рассматриваются планировка, композиция и застройка комплексов, а также особенности формирования поселений вокруг монастырей. Анализируются этапы строительства и особенности архитектуры монастырей. На основе натурных обследований и архивных изысканий выявляются особенности, присущие региональному монастырскому строительству. Особое внимание уделяется стилистическому решению, композиции и декору наиболее важных сооружений монастырей - православных церквей. Исследуются утраты и перестройки комплексов. Наиболее подробно рассматривается архитектура главного собора Успения Пресвятой Богородицы в Далматовском монастыре. Выявлено влияние Далматовского и Рафаиловского монастырей на архитектуру сельских православных церквей Южного Урала.
ABSTRACT
The article is devoted to analysis of the appearance of the first Russian settlements in Orenburg province of XVII century and the spread of Orthodox faith. For example, examine the Dalmatov and Rafailov monasteries
reported layout, composition and construction complexes, as well as the peculiarities of formation of settlements around monasteries. Examines the stages of construction and the characteristics of the architecture of monasteries. Based on field surveys and archive research identifies characteristics of regional monastic building. Special attention is paid to the stylistic solution composition and decoration of the most important buildings of the monastery-Orthodox churches. Examines loss and restructuring. The most elaborate architecture of the Cathedral of the Dor-mition of the Theotokos in Dalmatov monastery. Revealed the influence of Dalmatov and Rafailov monasteries in rural architecture of Orthodox churches of southern Urals.
Ключевые слова: Состав населения Оренбургской губернии, этапы строительства монастырей, особенности развития культовой архитектуры
Keywords: Composition of the population in Orenburg province, the stages of construction of the monasteries, the characteristics of architecture of churches
Начиная со второй четверти XVIII века, формирование архитектурно-градостроительного наследия Южного Урала во многом определялось
Важнейшей предпосылкой градостроительного освоения региона было стремление укрепиться на башкирских и киргиз-кайсацких землях, что определялось политикой государства в петровский период, а также реформой армии и флота. Основную часть населения Южного Урала в 1Х-ХУ
началом полномасштабного освоения региона русскими. Формально территория Южного Урала уже принадлежала России, но количество русских посе-
веках составляли башкиры. На западе и северо-западе жили болгары и удмурты, на севере - потомки угров (ханты), на юго-востоке различные тюрко-язычные племена.
Рисунок 2. Жилые кельи Далматовского Успенского монастыря
лений в регионе было очень небольшим.
Рисунок 1. Иконописная мастерская Далматовского Успенского монастыря
Первым православным монастырем на Южном стырь, ставший центром распространения право-Урале являлся Далматовский Успенский мона- славия в регионе. Он был основан в 1644 году на
реке Исеть [3].
Рисунок 3.
Вид на монастырь с реки Исеть (расцвеченная фотография С.М. Прокудина-Горского 1912 года)
До конца XVIII столетия рядом с монастырем деревень. Со временем монастырь стал практиче-возникло более двух десятков слобод, т.е. довольно ски военной крепостью и оказал большое влияние значительных стратегических и административных на присоединение новых территорий, распростра-пунктов, к которым приписывалось по нескольку нение православной культуры и развитие земледелия.
а б
Рисунок 4. Далматовский Успенский монастырь: а - план монастыря 1796 года; б - план города
Далматовский Успенский монастырь первоначально представлял собой деревянную часовню с сенями и несколько деревянных келий в пределах деревянной ограды [4]. В 1651 году монастырь был разорен и сожжен во время нападения калмыков. После набега была возведена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, описание которой сохранилось в архиве: «мерою от царских врат до церковных дверей в полтреть в сажень, в ширину три сажени с аршином, в высоту до подволоки полторы сажени. Святой алтарь - полторы сажени в длину и три в ширину» [1]. В 1673 году над восточными воротами была построена надвратная церковь Иоанна Богослова. Внутри ограды разместились шесть келий, поварня, хлебная, кожевня, погреб, амбары и еще ряд хозяйственных построек. За пределами ограды находились кузница, конский и коровий двор (рис. 1, 2).
В конце концов, сформировалось укрепленное "Белое городище" и вокруг него поселение: Уже в 1651 году около монастыря существовало поселение Служная слобода, переименованная впоследствии в село Никольское, а затем в XVIII столетии в город Далматов (рис. 4б, 7). Служная слобода, как и монастырь, располагалась на левом берегу реки Исеть, при протоке Никольском, в версте от монастыря.
Однако почти все деревянные постройки монастыря были уничтожены двумя пожарами в 1707 и 1708 годах. Поэтому в монастыре рано началось каменное строительство (рис. 3, 4а, 5, 6б). Ограда Далматова монастыря в 1722 году была построена из кирпича. Площадь комплекса в 9450 кв. саж. являлась неправильным шестиугольником Каменные сооружения монастыря располагались по периметру. Деревянные были поставлены вблизи крепостных стен [5].
Рис.5. Далматовский Успенский монастырь: а - Успенский собор; б - юго-западная башня
Первым в 1707-20 годах был построен собор Успения Пресвятой Богородицы, который доминировал над окружающей застройкой. Вытянутый с востока на запад собор определял главное планировочное направление монастырского ансамбля (рис. 6а). Оно поддерживалось восточными воротами с надвратной Иоанна-Богословской церковью и деревянной часовней, поставленной западнее. Собор был выполнен в стилистике нарышкинского барокко артелью каменщиков, включавшей местных мастеров, а также строителей из Тюмени, Соликамска и Верхотурья.
В настоящее время облик собора значительно искажен. Согласно описанию храм был двухэтаж-
ный. Нижний храм был четырехстопный, двухсветный с полуциркульной в плане апсидой. С запада к нему примыкала одностолпная трапезная, которая была шире основного объема с южной стороны. Далее по оси располагалась паперть с не сохранившейся колокольней. С севера к объему нижнего храма был пристроен дополнительный придел с апсидой и трапезной. Верхняя церковь повторяет нижнюю, но не имеет северного придела. Храм много раз перестраивался. После пожара 1742 года вместо деревянной паперти второго этажа была сооружена трапезная. Еще одна перестройка собора произошла в 1852 году. Девятиглавие было заменено пятиглавием, на втором этаже вместо деревянной была сооружена каменная трапезная.
а б
Рисунок 6. Далматовский Успенский монастырь: а - Успенский собор; б - территория монастыря (расцвеченные фотографии С.М. Прокудина-Горского
1912 года)
б
На северо-востоке монастыря складывалось село Никольское. Оно росло и располагалось полукольцом с северо-восточной стороны монастырского ансамбля. Положение монастыря определило направление главных улиц села. Одна из них пролегала с запада на восток вдоль северной крепостной стены, другая с севера на юг вдоль, восточных стен. При пересечении главных планировочных направлений ансамбля с этими улицами сложились площади поселения перед восточными и северными воротами [6]. Первоначально главная площадь располагалась перед Святыми восточными воротами. Около нее размещалась ярмарка. К площади вела дорога из Тобольска, проходившая вдоль
северного берега реки Исеть. Надвратная Иоанна-Богословская церковь, по сторонам которой расходились стены, фланкированные башнями, доминировала на площади. Отсюда путь на запад шел вдоль северной крепостной стены монастыря. У северных ворот также располагалась площадь (в настоящее время главная в городе). На ней на некотором расстоянии от монастыря стояла деревянная Николаевская церковь. С постройкой каменной в 1753-1763 гг. на новом месте, здесь поставили часовню, связавшую пространство площади с монастырским.
Деревянная застройка на юго-западе села Никольского отделялась от монастыря излучиной реки. При въезде в село с запада, монастырский ансамбль был виден как лента фасадов каменных построек, фланкированная башнями. За ними возвышался Успенский собор. Вдоль северо-восточной,
северо-западной и северной крепостных стен монастыря пролегали главные улицы, направление которых почти соответствовало ориентации по сторонам света. Таким образом, монастырь определил планировочное и объемно-пространственное решение будущего города Далматова и был его главным архитектурным ансамблем.
Рисунок 8. Рафаилов монастырь: а - вид на заречную часть (расцвеченная фотография С.М. Прокудина-Горского 1912 года); б -
современный поклонный крест на месте монастыря
Рафаилов монастырь в честь Живоначальной Троицы был вторым по величине и значимости на Южном Урале. Он был основан в 1657 году на месте скита, появившегося в 1645 году. Архитектура монастыря была деревянной. Он имел ограду, внутри которой находилось две церкви: одна во имя Пресвятой Троицы, а другая в честь Покрова Божьей Матери, здесь же было до десяти монашеских келий. Позднее была возведена часовня Георгия Победоносца. Храм Пресвятой Троицы был построен в 1680 году. Все постройки деревянного монастырского комплекса были утрачены во время пожара. К сожалению, в конце XVII века в Тобольске, где располагался центр первой сибирской епархии, сгорели архивы и были утеряны материалы о Рафаиловом монастыре.
В связи с большим количеством пожаров в 1761 году в монастыре, там начинается каменное строительство [2]. В 1769 году возводится каменный храм Святой Троицы с пределами в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поскольку монастырь просуществовал только до 1804 года, постройки были практически утрачены. В 1892 году эта территория была передана Успенскому женскому монастырю, в котором был построен новый собор соответствующего периода и стилистики. В 1930-х годах монастырь был взорван (рис. 8).
Таким образом, Далматов и Рафаилов монастыри сыграли большую роль в формировании культового зодчества Оренбургской губернии. В период XVIII века культовые сооружения были
важной принадлежностью почти каждого поселения в Оренбургской губернии. В русских поселениях строились в первую очередь православные христианские храмы. Николай I даже издал указ о превращении всех раскольничьих храмов в православные. В малых поселениях обычно была одна приходская православная церковь, в больших - несколько, главная из которых называлась соборной. С 1800 года в Оренбургской губернии началось возведение единоверческих церквей. Помимо своего непосредственного значения для региона первые монастыри служили как бы метрополией для других монастырей края. Многие храмы, особенно в селах края строились мастерами из этих монастырей XVII века. Обычно храм закладывали вместе с постройкой поселения. Первые церкви начала XVIII века были деревянные шатровые, одноку-польные, одноглавые, с вплотную примыкавшими к ним ярусными колокольнями. Имели композиционный тип «корабль».
Список литературы:
1. Государственный архив Курганской области в городе Шадринске, ф. 224. оп.1, д.3, л. 1.
2. Государственный архив Тюменской области, ф.156, оп.3, д.1146, л.1.
3. Российский государственный архив древних актов, ф. 1455, оп.1, д.2.
4. Российский государственный военно-исторический архив, ф. 846, оп.16, д. 21903.
5. Российский государственный исторический архив, ф.835, оп.2, д.236.
6. Российский государственный исторический архив, ф. 1293, оп.355, д.21.