Научная статья на тему 'Современные тенденции проектирования детской одежды'

Современные тенденции проектирования детской одежды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Помазкова Елена Ивановна, Сухова Татьяна Николаевна, Смолина Юлия Викторовна

Modern trends of the designing the baby cloth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Помазкова Елена Ивановна, Сухова Татьяна Николаевна, Смолина Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции проектирования детской одежды»

цифическое мировоззрение, нацеленное на художественное преобразование окружающего нас предметного мира. В связи с этим изучение студентами национальных традиций народов Дальнего Востока направлено на развитие абстрактного мышления, которое является основой дизайнерского творчества.

Прообразами коллекции послужили нанайские одежды, богато декорированные орнаментом [5, с. 98]. Для прочтения образной темы в коллекции используются характерные для национального костюма элементы - запахи, своеобразный покрой рукава и членение костюма. Также используется национальный орнамент, богатый цветовой палитрой, который в стилизованном виде использован в моделях коллекции. Новизна работы заключается в соединении элементов национального нанайского костюма с современными пропорциями, формами и силуэтами. В моделях коллекции «Амири» гармонично сочетаются традиции и современность, комфорт и изящество, простота форм и конструктивные находки.

Изучение народного искусства в его многообразных проявлениях позволило исследователям рассмотреть национальное искусство в единстве природных, этнических, историко-географических и культурных связей, определить его место в современной культуре общества.

Следует заметить, что декоративно-прикладное искусство Дальневосточного региона (в том числе Приамурья) изучали многие ученые: К.П. Белобородова, Д.М. Берел-туева, Л.С. Букатова, Л.Г Дьячкова, А.С. Киле, Ж. А. Першина, В.Г Старикова, В.П. Строков, В. А. Шишкина и др.; археологи, историки, культурологи, этнографы: В.К. Арсеньев, С.В. Березницкий, Л.Г Бельды, Е.А. Гаер, П.Я. Гон-тмахер, А.П. Деревянко, С.В. Иванов, Н.В. Кочешков, И.П. Лавров, И. А. Лопатин, Т.В. Мельникова, Т.Б. Митлян-ская, А.П. Окладников, Ю.А. Сема, А.В. Смоляк, Ч.М. Таксами, Л.П. Тарвид и др.

Большинство исследователей единодушно в необходимости использовать народное искусство в процессе обучения и воспитания молодого поколения. Изучение национально-регионального достояния дальневосточного декоративно-прикладного искусства как отражение исторического и культурного наследия активно влияет на формирование личности, воспитывает любовь к родному краю, является благодатной почвой для творчества и для развития художественно-творческих способностей.

Рассмотренный выше дипломный проект - пример создания современных образов в костюме, которые отвечают всем требованиям новых проектных образов: во-первых, модели коллекции созданы воображением дизайнера, в которых отражается реальный мир; во-вторых, это целостная и завершенная в своем строении художественная форма (коллекция), в которой все части (модели и их детали) согласованы друг с другом и с целым в соответствии с выражаемым в этой форме содержанием; в-третьих, это предметно выраженный смысл. Таким образом, в разрабатываемых студентами специальности дизайна костюма курсовых и дипломных проектах присутствуют основные характеристики проектного образа в дизайне -идеальность, целостность и осмысленность.

1. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 5. - М.: Соцэкгиз, 1966. - С. 300335.

2. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. - М.: Высшая школа, 1972.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

4. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. и др. Композиция костюма: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2003.

5. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

Е.И. Помазкова, Т.Н. Сухова, Ю.В. Смолина

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

Modern trends of the designing the baby cloth.

Проектирование изделий для детей предполагает создание красивой, удобной, практичной одежды. Основное ее назначение - обеспечить утилитарный и эстетический комфорт для нормальной жизнедеятельности ребенка [1].

Изготовление одежды для школы в настоящее время -бизнес непростой, но очень выгодный. Число школ, гимназий, детских домов, школ-интернатов, желающих одеть своих учеников в едином стиле, хотя бы на уровне отдельных классов, неуклонно растет.

При проектировании детской одежды необходимо принимать во внимание возрастные особенности групп детей, назначение одежды, ее утилитарность, экономичность, материалы, отделку. Одним из наиболее важных моментов, определяющих выбор геометрической формы и построение силуэта детской одежды, являются пропорции фигуры ребенка [1].

Кроме того, на современном этапе развития мелкосерийного производства важно требование к проектированию и изготовлению одежды на одной конструктивной основе или унифицированных деталей. Использование научно обоснованных подходов к проектированию снижает трудовые и экономические затраты, а также способствует росту механизации и автоматизации процесса изготовления одежды, а следовательно, - и росту производительности труда.

Для рационального решения конструкторских и производственных задач проведены антропометрические исследования воспитанников младшего школьного возраста детского дома N° 13 г. Свободного. В процессе исследования были получены размерные признаки (длина тела -рост, обхват груди, обхват талии - полнотный признак) всех детей младшей школьной группы. Результаты измерений были обработаны на ЭВМ с использованием пакета прикладных программ Excel. Полученные количественные показатели по росту представлены на рис. 1.

Количественное распределение размерных признаков по обхвату груди третьего детей младшей возрастной груп -пы представлено на рис. 2.

Анализируя полученное распределение по обхвату груди, можно сделать вывод, что в младшей школьной группе детского дома наиболее часто встречается один размерный признак - обхват груди 68 см.

Количественное распределение размерных признаков по обхвату талии приведено на рис. 3.

Из диаграммы видно, что наиболее часто встречающиеся показатели мальчиков и девочек младшей школьной группы находятся в пределах одной (1-й группы) пол-нотной группы.

На основе данных количественного распределения размерных признаков составлены шкалы процентного распределения типовых фигур девочек и мальчиков детского дома N 13 г. Свободного.

В табл. 1 представлена шкала процентного распределения типо-размеро-ростов девочек относительно типовых фигур. На основе данных этой таблицы получены наиболее часто встречающиеся (для девочек) показатели: рост - 134 см, обхват груди - 68 см, обхват талии - 57 см. Дан-

110 116 122 128 134 140 146

Рис. 1. Количественное распределение по ростам.

1 1

56 60 64 68 72 76 80

Рис. 2. Количественное распределение по обхвату груди.

I Девочки Мальчики

I Девочки Мальчики

1Z

I Девочки Мальчики

1 ■ ■

48

51

54

57

60

63

69

Рис. 3. Количественное распределение по обхвату талии.

ный размер отмечен у 16% девочек младшей возрастной группы. Анализируя данные табл. 1, необходимо указать, что смежные роста у девочек представлены достаточно высоким процентным распределением: размер 140/68/57 1-й полнотной группы составляет 12% и размер 134/64/54 I полнотной группы - 12% от общего количества девочек.

При проектировании комплектов необходимо учесть возрастные изменения детей младшего школьного возраста.

В табл. 2 представлена шкала процентного распределения типо-размеро-ростов мальчиков относительно типовых фигур.

Анализ данных табл. 2 позволил сделать вывод: для

Таблица 1

Процентное распределение тнпо-размеро-ростов девочек относительно типовых фигур

Общая шкала распределения типовых фигур девочек младшего школьного возраста

Обхват груди, см 52 56 60 60 64 68 72 76 80 По рос- там, %

Обхват талии, см 48 51 54 51 57 54 60 57 63 60 66 57 63 60 66

Полнотная группа - - - 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Рост, см 110 4 4

116 4 4 8

122 8 4 4 16

128 4 4 4 12

134 12 16 8 36

140 4 12 16

146 4 4 8

Итого по обхватам груди и полнотным группам, % 4 12 4 4 24 32 4 8 4 4 100

Итого по обхватам груди, 0/ /0 4 20 24 36 8 4 4 100

140 Вестник АмГУ Выпуск 46, 2009

Таблица 2

Процентное распределение типо-размеро-ростов мальчиков относительно типовых фигур

Общая шкала распределения типовых фигур мальчиков младшего школьного возраста Итого по ростам, %

Обхват груди, см 56 60 60 64 68 72 76

Обхват талии, см 51 54 51 57 54 60 57 63 60 66 63 69

Полнотная группа I I I II I II I II I II I II

Рост, см 116 3,2 6,2 9,4

122 6,2 3,2 9,4

128 3,1 3,1 37,5 6,2 12,5 62,4

134 6,2 3,1 9,3

140 3,2 3,2 6,4

146 3,1 3,1

Итого по обхватам груди и полнотным группам,% 3,2 6,2 9,3 0,0 6,3 0,0 43,7 6,2 18,8 0,0 6,3 0,0 100

Итого по обхватам груди, 0/ /0 3,2 15,5 6,3 49,9 18,8 6,3 100

Выпуск 46, 2009 Вестник АмГУ 141

5 12 14 11 4

Рис. 4. Внешний вид устройства для регулировки объема пояса поясного изделия.

мальчиков младшей школьной группы характерен наиболее часто встречающийся рост - 128 см, обхват груди -68 см, обхват талии -57 см. Данный размер доминирует у 37% мальчиков. В этой размерной категории 43,7% детей имеют 1-ю полнотную группу.

Чтобы принять решение о выборе базовых размеров комплектов одежды для детей, был произведен анализ статистических данных изменения антропометрических показателей по журналу учета основных медицинских показателей детей детского дома за последние 5 лет. Статистические данные свидетельствуют о том, что в среднем рост детей этой возрастной группы за время летних каникул увеличивается на 3-4 см и примерно на такую же величину - в течение учебного года.

На основе имеющихся данных было принято решение о разработке базовых и модельных конструкций размера 140/68/57 1-й полнотной группы для девочек и 134/68/57 1-й полнотной группы - для мальчиков.

Большое внимание уделяется сейчас надежности детской одежды, в том числе разработке требований к этому показателю. Срок службы изделий для детей определяется рядом факторов - изменением роста ребенка, изменением пропорций телосложения, изменением характера его деятельности, климатическими условиями и т.д. Поэтому для увеличения срока активной носки должны быть предусмотрены возможности изменения конструктивных параметров одежды на участках, соответствующих наибольшим изменениям антропометрических и размерных признаков, а также изменения основной целевой функции одежды.

Однако при проектировании детской поясной одежды необходимо учесть возможные изменения роста и обхвата талии ребенка.

Традиционно достаточное изменение объема достигается путем изготовления пояса изделия с эластичной тесьмой. Но для изготовления изделий классического стиля данный способ неприемлем. Для увеличения срока ак-

Рис. 5. Способ обработки кармана с отрезным бочком в поясном изделии.

тивного пользования детской одеждой необходимо предусмотреть возможность быстрого и элегантного способа изменения объема пояса поясных изделий при изменении размерных признаков.

Для продления эксплуатации детских поясных изделий предложено устройство для регулировки объема пояса, подтвержденное заявкой на предполагаемое изобретение.

Устройство для изменения объема пояса поясного изделия представлено на рис. 4 и 5. На рис. 4 представлен внешний вид устройства для регулировки объема пояса поясного изделия, на рис. 5 - способ обработки кармана с отрезным бочком в поясных изделиях.

В результате использования предлагаемого устройства детские поясные изделия приобретают возможность легко и быстро изменять объем пояса при изменении антропометрических признаков ребенка. При этом появляются простота регулировки длины пояса, удобство в эксплуатации. Одежда остается комфортной за счет сохранения количества слоев пояса, без нанесения ущерба внешнему виду изделия. Кроме того, разработанное устройство для изменения объема пояса поясных изделий позволяет продлить срок активной носки изделия.

Данное устройство для регулирования объема пояса можно использовать в массовом производстве, так как его проработка возможна на стандартном швейном оборудовании и не требует дополнительных специальных приспособлений.

Таким образом, создавая одежду для детей, уже на этапе ее проектирования необходимо обеспечить соответствие моделей антропометрическим особенностям детей младшего школьного возраста, эргономическим требованиям, возможности изменения конструктивных параметров одежды на участках, соответствующих наибольшим изменениям антропометрических признаков.

1. Беспокойная Г.П., Куренкова С.В. Проектирование детской одежды. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академия; Мастерство. - 2002. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.