Научная статья на тему 'Результаты антропометрического исследования детей школьного возраста'

Результаты антропометрического исследования детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
74
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ANTHROPOMETRIC RESEARCH / АКСЕЛЕРАЦИЯ / ACCELERATION / ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД / RANGE OF VARIATION / ВАРИАЦИОННАЯ КРИВАЯ / VARIATION CURVE / КРИВАЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / DISTRIBUTION CURVE / ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА / CHILD CLOTHES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петросова И. А., Саидова Ш. А., Андреева Е. Г., Сангинова Д. А.

В данной статье приведены результаты статистической обработки антропометрической информации. Выявлены наиболее часто встречающиеся типы фигур детей школьного возраста, на которые целесообразно осуществлять массовое производство одежды, в том числе и школьной формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петросова И. А., Саидова Ш. А., Андреева Е. Г., Сангинова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты антропометрического исследования детей школьного возраста»

УДК 572.08

И. А. Петросова, Ш. А. Саидова, Е. Г. Андреева, Д. А. Сангинова

РЕЗУЛЬТАТЫ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: антропометрические исследования, акселерация, вариационный ряд, вариационная кривая, кривая

распределения, детская одежда.

В данной статье приведены результаты статистической обработки антропометрической информации. Выявлены наиболее часто встречающиеся типы фигур детей школьного возраста, на которые целесообразно осуществлять массовое производство одежды, в том числе и школьной формы.

Keywords: anthropometric research, acceleration, range of variation, variation curve, distribution curve, child clothes.

The research presents the results of statistical processing of anthropometric information obtained in order to identify the most common types of figures of school-age children, for which it is advisable to carry out mass production of clothes, including school uniforms.

Известно, что необходимым условием антропометрического соответствия одежды массового производства фигуре потребителей является наличие современных научно обоснованных антропометрических данных. В последние годы продолжается процесс акселерации (от лат. acceleration - ускорение) охватывающий детей школьного возраста. Термином «акселерация» характеризуют явление ускорения роста и развития детей, а также увеличения размеров тела у взрослого населения [1]. Поэтому актуальной задачей для швейной промышленности является проектирование детской одежды максимально отвечающей размерам и форме детской фигуры.

На сегодняшний день активно проводятся исследованияв области проектирования

современной школьной формыс высокими эргономическими показателями, которые

учитывают условия эксплуатации одежды [2, 3, 4]. Также авторами [5, 6, 7, 8, 9] при проектировании школьной формы успешно используются современные технологии, позволяющие разработать прогрессивные методы проектирования детской одежды, и совершенствовать конструкцию одежды на основе обоснованных данных о размерных признаках фигур.

В данной статье приведен анализ материалов антропометрического обследования фигур детей школьного возраста. Исследования проведены среди учащихся школ Москвы и Московской области в период с февраля по май месяц 2015 г. на базе кафедры «Художественного моделирования конструирования и технологии швейных изделий» Московского государственного университета дизайна и технологии (МГУДТ).

Результаты обмеров обработаны методами вариационной статистики. Всего обследовано 1257 детей школьного возраста[10]. В программу антропометрических обследований фигур детей входили: тотальные признаки (рост - Р, обхват груди - Ог3) и признаки определяющие полнотный фактор - обхват талии у мальчиков и обхват бедер у девочек.

При статистической обработке

антропометрического материала для каждого из

признаков составлены вариационные ряды ирассчитаны показатели, характеризующие среднее значение и показатели, характеризующие вариабельность (изменчивость) размерного признака.

В таблице 1 приведены данные для построения кривой распределения по длине тела на примере детей младшего школьного возраста.

Таблица 1 - Вариационный ряд по длине тела для построения кривой распределения(мальчики 6 -11лет 6 мес., г. Москва, 2015г.)

Мальчики младшего школьного возраста (6-11лет 6 мес.)

Границы классовых интервалов, см Число значений в каждом классе

Единиц %

93,0-96,9 2 1,5

97,0 -100,9 0 0

101,0 -104,9 1 0,8

105,0-108,9 0 0

109,0 -112,9 0 0

113,0 - 116,9 0 0

117,0 -120,9 2 1,5

121,0 - 124,9 5 3,9

125,0-128,9 14 10,9

129,0-132,9 10 7,8

133,0-136,9 21 16,4

137,0-140,9 25 19,5

141,0-144,9 17 13,2

145,0-148,9 17 13,2

149,0-152,9 10 7,8

153,0-156,9 4 3,1

128 100

Вариационные ряды можно изобразить графически (рис. 1) в виде кривой распределения (вариационной кривой).

Анализируя форму вариационной кривой можно обнаружить, что наибольшая численность мальчиков (т.е. максимальная высота кривой) приходится на интервал, который находится в пределах значений 137,0-140,9 см. Вверх и вниз от этого интервала число значений признака в каждом классе постепенно убывает. Подобная

закономерность вариабельности значений признака в вариационном ряду наблюдается у всех антропометрических признаков.

Следовательно, для рассматриваемого региона подтверждается предположение о процессе акселерации детей школьного возраста. Так как, по данным ГОСТ 17917-89 и ГОСТ 17916-89 среднее значение этого размерного признака для младшей возрастной группы и у мальчиков и у девочек равны соответственно 134 см.

Рис. 1 - Вариационная кривая по длине тела (мальчики младшего школьного возраста)

Следует отметить, что предприятия по изготовлению детской одежды производят изделия на типовые фигуры детей с высокой частотой встречаемости в соответствии со шкалами распределения типовых фигур девочек и мальчиков (по районам). Так как изготовлять одежду промышленным способом на типовые фигуры встречающиеся относительно редко экономически невыгодно.

Анализ кривых распределения фигур детей школьного возраста позволил выявить наиболее часто встречающиеся типы фигур, на которые целесообразно осуществлять массовое производство детской одежды, в том числе и школьную форму. Так, в соответствии спроцентным распределениям по ростам и обхватам груди в младшей возрастной группе для мальчиков необходимо выпускать одежду размеров 60 - 80, ростов 122 - 152см, старшей возрастной группе 72 - 88см, 152 - 170см и подростковой группе 84 - 100см, 170 - 188см.

В таблице 2 приведен сравнительный анализ полученных при проведении антропометрического обследования данных и размеро-ростовочных шкал предприятия «Айвенго» на примере мальчиков младшего школьного возраста. Взаштрихованных ячейках отмечены размеры и роста, для которых предприятие производит одежду, а цифры проставленные в ячейках отражают частоту встречаемости таких фигур в исследуемой выборке.

Данные, полученные в ходе статистической обработки антропометрического материала, показывают, что действительно используемые предприятием размеро-ростовочные шкалы в каждой возрастной группе охватывают наиболее часто встречающиеся сочетания размеров и ростов детских фигур.

Однако, замечены незначительные отличия, например, в группах младшего, старшего школьных возрастов можно рекомендовать ввести следующие типовые фигуры во второй полнотной группе - 170

- 80 - 72 и в третьей полнотной группе - 170 - 80 -78, так как частота встречаемости таких фигур в исследуемой выборке превысила 20%.

Таблица 2 - Сравнительный анализ полученных при проведении антропометрического обследования данныхи размеро-ростовочных шкал предприятия «Айвенго» (фрагмент)

Размер Рост, см

сч СЧ 00 сч СП о сч ко 00 ко о

56 - -

60 6,8 5,7 1,6 0,5

64 3,6 13,0 12,5 8,3

68 0,5 3,6 6,3 18,2 3,4

72 0,5 0,5 1,0 6,3

76 - - 6,9 12,1 12,1 3,4 3,4

80 - - 3,4 12,1 20,7 8,6

84 - - - 13,8

Внедрение результатов данной работы, на предприятиях выпускающих детскую одежду способствует успешнойреализациишвейных изделий и повышению удовлетворённости потребителей соразмерной одеждой.

Литература

1 Г.П. Бескоровайная, С. В. Куренова, Проектирование детской одежды. Издательский центр «Академия»: Мастерство, Москва, 2002, С. 14

2 Петросова И. А., Гусева М. А., Саидова Ш. А., Зарецкая Г. П., Исследование антропометрических характеристик детей для проектирования эргономичной одежды// Дизайн и технологии. - 2015. № - 48 (90). С. 33-40.

3 Байжанова С.Б., Жаппарова А.К., Герасимович Т.П., Эргономические исследования динамического соответствия одежды для детей младшего школьного возраста// Технология текстильной промышленности. -2013. № - 60 (348). С. 121-124.

4 Саидова Ш.А., Петросова И.А., Гусева М.А., Зарецкая Г.П. «Проектирование эргономичной одежды с учетом учебной и внеучебной деятельности детей школьного возраста» // Материалы докладов международной конференции «Мaterialy XI mezinarodmvëdeckopraktickakonference «Aktualшvymozenostivëdy - 2015». Прага, 2015. С. 89.

5 Диев О.Г., Мациевская Ю.А., Марченко И.В., Концепция адресного проектирования школьной одежды на основе современных технологий//Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности потребительских товаров: сборник статей IV Международной конференции в области товароведения и экспертизы товаров. 2015. - С. 179-186.

6 Саидова Ш.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г. Совершенствование методики конструирования поясной одежды с учетом повышенных эргономических требований//Современные проблемы науки и образования. 2014, № 3.

7 Гусева М.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г., Саидова Ш.А., Тутова А.А. Исследование системы «человек-одежда» в динамике для проектирования эргономичной

одежды//Естественные и технические науки. - 2015. - конструкторских решений в одежде с высокими

№11. - С. 513-516. динамическими характеристиками //Современные

8 Гусева М.А., Бахадурова З.Б., Петросова И.А., проблемы науки и образования.- 2015. - № 2 (часть 2). Андреева Е.Г., Исследования зон соответствия 10 Интернет-сервис «Анкетолог» URL:https://anketolog.ru/ трехмерной формы плечевой одежды школьника//Наука (дата обращения 29.09.2015).

вчера, сегодня, завтра. 2016. № 2-2 (24). С. 19-25.

9 Петросова И.А., Гусева М.А., Андреева Е.Г.,Бахадурова З.Б., Айкян Д.А.Обоснование

© И. А. Петросова - доктор технических наук, профессор кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, 76802@mail.ru; Ш. А. Саидова - аспирант кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, shoira-saidova79@mail.ru; Е. Г. Андреева - доктор технических наук, профессор кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий МГУДТ, mgudt252@yandex.ru; Д. А. Сангинова - кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и конструирования изделий легкой промышленности XnHTTy,dsanginova@rambler.ru.

© 1 A. Petrosova - Doctor of TechnicalSciences, Professorof the Department of artistic modeling, designing and technology of garments, MSUDT, 76802@mail.ru; Sh. A. Saidova - PhD student of the Department of artistic modeling, designing and technology of garments, MSUDT, shoira-saidova79@mail.ru; E. G. Andreeva - Doctor of Technical Sciences, Professorof the Department of artistic modeling, designing and technology of garments, MSUDT, mgudt252@yandex.ru; D. A .Sanginova - Candidate of Technical Science, Associate Professor of the Department of technology and designing of consumer industry products, KPITTU, dsanginova@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.