Научная статья на тему 'Современные тенденции повышения устойчивости туристского бизнеса путем использования экотехнологий'

Современные тенденции повышения устойчивости туристского бизнеса путем использования экотехнологий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
380
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / ОЧИСТКА ВОДЫ / ВОЗДУХА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ В ТУРИЗМЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белозерова Ю.М.

в статье рассмотрены факторы, определяющие рост популярности применения экотехнологий на предприятиях туриндустрии, приведены примеры успешной практики экологического менеджмента, проведен анализ возможных путей повышения устойчивости развития различных видов туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции повышения устойчивости туристского бизнеса путем использования экотехнологий»

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ю.М. Белозерова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОТЕХНОЛОГИЙ

MODERN TRENDS INCREASE THE STABILITY OF THE TOURISM BUSINESS THROUGH THE USE OF ENVIRONMENTALLY SOUND TECHNOLOGIES

Аннотация: в статье рассмотрены факторы, определяющие рост популярности применения экотехнологий на предприятиях туриндустрии, приведены примеры успешной практики экологического менеджмента, проведен анализ возможных путей повышения устойчивости развития различных видов туризма.

Ключевые слова: экотехнологии, экологический менеджмент, экологические стандарты, очистка воды, воздуха, альтернативные источники энергии, утилизация отходов, экологическая сертификация в туризме, устойчивое развитие.

Abstract: the paper considers the factors that determine the growth in popularity of eco-technologies in the enterprises of tourist industry, there are examples of successful environmental management practices, analysis of possible ways to improve the sustainability of tourism.

Keywords: environmental technology, environmental management, environmental standards, water treatment, air, alternative energy, waste management, environmental certification in tourism.

Ввиду важности задачи сохранения и улучшения природных ресурсов туристских районов сегодня турбизнесу необходимо активно внедрять экотехнологии. Это путь устойчивого развития туризма. Кроме того, предприятия туристской инфраструктуры, применяющие экотехнологии, могут экономить на ресурсах и формировать дополнительные конкурентные преимущества.

Основные направления использования экотехнологий в туризме следующие:

1. вода - качество питьевой воды, технологии и оборудование для очистки, сброса, обеззараживания, утилизации сточных вод, чистота акватории и пляжной полосы в туристских районах ;

2. воздух: увеличение количества зеленых насаждений, безопасные системы очистки и кондиционирования воздуха, экологически чистый транспорт, дегазация, фильтры, приборы, контролирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, снижение использования газов, вызывающих парниковый эффект;

3. энергия: альтернативная энергетика, использование возобновляемых источников энергии, ресурсосбережение, переработка отходов в энергию, биогаз;

4. отходы: сбор, транспортировка, хранение и захоронение, технологии сброса отходов, их утилизации, нейтрализации, обезвреживания, демеркуризации (очищение от ртути), селективный сбор, выделение вторичных ресурсов, продукция из отходов, использование переработанных вторичных материалов, минимизация отходов, безотходные технологии, рекультивация мусорных полигонов, оборудование, вещества, материалы для охраны окружающей среды.

© Ю.М. Белозерова, 2012

Экотехнологии в области очистки сточных вод активно внедряются сегодня, особенно в приморских туристских районах. Традиционные системы канализации не справляются с современной нагрузкой ввиду роста населения городов, обилия агрессивных химических веществ, используемых в быту. Приходиться более ответственно относиться к тому, какого качества сточные воды попадают в реки и моря. Так, во многих гостиницах сегодня туристы встречают обращение администрации с просьбой воздержаться от неоправданно частой замены полотенец и постельного белья, т. к. на стирку уходят десятки килограмм моющих средств и сотни тонн воды.

Примером современной очистной станции, использующей передовые экотехнологии, можно назвать новое предприятие в Адлере, построенное в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года в г. Сочи. Действующие адлерские очистные сооружения построены ещё в семидесятые годы прошлого века, они технически устарели и их производительность недостаточна для обеспечения потребностей олимпийского строительства. Глубоководные выпуски не соответствуют современным требованиям, а система отчистки с применением хлора губительна для экологии. Новый глубоководный выпуск сточных вод с территории Имеретинской низменности и Адлерского района является единым комплексом по сбору, очистке и отводу сточных вод, образующихся от существующей и перспективной застройки, включая строящиеся олимпийские объекты. Это лучший в России объект коммунального хозяйства, он в 30 раз улучшит качество очистки сточных вод. Тройная система фильтрации позволит превратить стоки с канализационных труб в почти питьевую воду. Технические решения, предусмотренные в проектной документации Адлерских очистных сооружений, отвечают наилучшим существующим технологиям. Вместо химикатов на новых очистных сооружениях применяется ультрафиолетовое обеззараживание. Это наиболее экологически чистый способ дезинфекции [1].

Чистота воздуха не менее важна для обеспечения устойчивого развития туризма в регионе. Загрязненный воздух городов уничтожает не только здоровье людей, но и разрушает вековые памятники истории и архитектуры. Поэтому администрации многих крупных туристических центров прилагают усилия по ограничению движения транспорта в туристических зонах и вблизи памятников архитектуры. Кроме того, все большую популярность получают средства передвижения на альтернативном топливе: механические, электрические, работающие на водороде и солнечных батареях.

Так в Великобритании и Франции для удобного передвижения по обширной территории парков и дворцовых ансамблей все чаще используются электроциклы, представляющие собой платформу на двух колесах и руль на длинной стойке, управлять которым можно стоя. Во Флоренции туристы могут взять на прокат миниэлектромобиль, а централизованные системы по прокату велосипедов развиваются во всех городах Европы. Пользователь такой системы может взять велосипед на одном пункте проката, а оставить его в любом другом пункте, который оборудован автоматической системой учета и выдачи велосипедов. Расчеты производятся с помощью кредитной или специальной пластиковой карты.

В США правительство всячески поддерживает распространение электромобилей, ведь они могут помочь стране стать менее зависимой от цен на бензин и импорта нефти. В государстве на федеральном уровне установлены стандарты экономии топлива для уменьшения выбросов в атмосферу; покупателям электрокаров предоставляются так называемые «налоговые кредиты». Согласно исследованиям Мичиганского университета, за последние 3,5 года доля вредных выбросов из новых американских машин снизилась на 14%. Одновременно, США продолжают развивать инфраструктуру для электрокаров. Кроме больших автозаправок Американская ассоциация автолюбителей представила мобильные заправочные станции, которые

будут подзаряжать разрядившиеся посередине пути электромобили, чтобы они могли доехать до ближайшей заправки.

Производители также стремятся заменить бензин электроэнергией. Генеральный директор компании Ford Motor Билл Форд заявил, что к 2020 году около 25% продукции его компании будут составлять машины, работающие на электричестве. Во время Олимпиады в Пекине китайское правительство декларировало намерение обслуживать игры только электромобилями, подчеркивая стремление обеспечить экологическую безопасность атмосферы столицы. Однако наблюдатели отмечают, что новинки техники постоянно ломались и их приходилось заменять машинами на бензиновом двигателе.

Однако для России электрическое будущее автопрома очень далеко. Есть ряд нерешенных проблем: электроавтомобили удобны, когда основная часть покупателей проживает в одноэтажной застройке, чтобы подзаряжаться в собственном гараже, кроме того, в российских условиях холодный климат, низкое качество дорог, большая протяженность расстояний сокращает время заряда батареи и создает дополнительные проблемы для автолюбителей, поэтому на сегодняшний момент наиболее перспективным является рынок гибридных автомобилей с бензиново-электрическим двигателем. Однако подвижки в сторону повышения экологичности транспорта есть и у нас. Ожидается, что к концу 2012 года на рынке появятся и отечественные гибриды. Например, на юго-западе Петербурга губернатор города Валентина Матвиенко и бизнесмен Михаил Прохоров запустили строительство завода по производству отечественных гибридов «Ё-мобилей». Предполагается, что двигатель новой машины можно будет заряжать бензином или природным газом, но не электричеством.

Но решать эту проблему необходимо не только в интересах жителей крупных городов, но и с точки зрения перспектив экскурсионных программ. Провести сегодня автобусную экскурсию по Москве крайне затруднительно из-за пробок, а пешеходную - зачастую вредно для здоровья туристов.

Вообще вопросы альтернативной энергетики особо остро стоят сегодня в обществе из-за потери доверия к традиционным источникам энергоносителей. Мировые инвестиции в возобновляемую энергетику в 2010 году достигли рекордных 211 млрд. долларов, что на 32% выше, чем годом ранее, говорится в отчете, представленном Программой ООН по окружающей среде (UNEP). Лидером в данном показателе назван Китай, сделавший упор на ветряные электростанции. Кроме того, авторы отчета отмечают рост инвестиций в возобновляемую энергетику развивающихся стран. Впервые развивающиеся страны обогнали развитые по «зеленым» инвестициям и объему рынка энергетики от возобновляемых источников. Несмотря на то, что масштабных «зеленых» проектов в Европе стало меньше, эту отрицательную динамику компенсирует настоящий бум небольших проектов, основная часть которых приходится на установку солнечных батарей на крышах зданий. Лидерами в данном тренде стала Германия, Италия, Франция и Чехия.

Туротрасль активно использует достижения данного сектора энергетики, применяя солнечные батареи для освещения помещений и подогрева воды, энергию ветра для автономной электрификации, термальную энергию для отопления помещений. В Германии одна туристическая деревня вырабатывает энергии в три раза больше собственных потребностей. Этого жителям деревни Вильдпольдсрид в Баварии удалось добиться благодаря использованию энергии солнца, ветра и воды. Серьезная авария на ядерном реакторе в Фукусиме, которая произошла в результате землетрясения и цунами в Японии весной этого года, подтолкнула правительство Германии к форсированию перехода на новые источники производства электроэнергии, отказу от мирного атома и постепенному закрытию всех немецких АЭС. Пример деревни Вильдпольдсрид может послужить хорошим подспорьем для реализации подобных программ.

У нас также идет развитие альтернативных источников энергии. В России будет построена первая в стране солнечная электростанция. Ее возведут в городе-курорте Кисловодске, климат которого обеспечивает максимальное количество солнечных дней в календарном году [2]. Сейчас солнечные коллекторы широко используются для теплоснабжения домов, гостиниц и санаториев в Краснодарском, Ставропольском краях и Карачаево-Черкессии.

Одна из крупнейших ветровых электростанций (ВЭС) России - Куликовская ВЭС расположена в Калининградской области. Первый агрегат станции был пущен в мае 1998 г., последний - в июне 2002 г. В дальнейшем планируется создание первой коммерческой ВЭС морского базирования мощностью 50 МВт. Ветропарк будет построен в 500 м от берега на шельфе Балтийского моря. В районе г. Воркута с 1993 года успешно эксплуатируется Заполярная ВЭС мощностью 1,5 МВт. На сегодняшний день началось сооружение опытной демонстрационной ВЭУ мощностью 250 кВт вблизи г. Мурманск. Вырабатываемая энергия будет использоваться для энергоснабжения гостиницы «Огни Мурманска». При этом в случае избытка ветра часть энергии пойдет в городскую электросеть, а при недостатке, наоборот, будет заимствоваться из сети. Планируется строительство ветропарка мощностью 6-20 МВт в районе пос. Териберка на побережье Баренцева моря.

В Ленинградской области одним из интересных проектов является проект опытной Котлинской ВЭС, предназначенной для дополнительного энергоснабжения острова Котлин и г. Кронштадт. Данная ВЭС могла бы стать базовой и экспериментальной, опираясь на опыт эксплуатации которой можно будет монтировать ветроагрегаты в других регионах России. Помимо Котлинской, в этом регионе существует и проект Ленинградской ВЭС мощностью 75 МВт.

В целом к положительным сторонам использования ВЭС в туристской инфраструктуре можно отности:

1. Обеспечение устойчивого электроснабжения отдаленных регионов, богатых природными ресурсами и перспективных с точки зрения развития туризма при отсутствии возможности подключения объектов туристской инфраструктуры к централизованным электросетям.

2. Обеспечение гарантированного минимума энергоснабжения в зонах централизованного энергоснабжения, испытывающих дефицит энергии, при развитии курортов в условии полной загрузки энергосети.

3. Предотвращение ущербов от аварийных и ограничительных отключений. В этом случае создается резервный вариант энергообеспечения.

4. Снижение вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой.

Что же касается недостатков, то ВЭС является нерегулируемым источником энергии. Ее выработка зависит от силы ветра - фактора, отличающегося большим непостоянством. Соответственно, выдача электроэнергии с ветрогенератора в энергосистему неравномерно как в суточном, так и в недельном, месячном, годовом и многолетнем разрезе. Учитывая, что энергосистема сама имеет неоднородности энергонагрузки (пики и провалы энергопотребления), регулировать которые ветроэнергетика, естественно, не может, введение значительной доли ветроэнергетики в энергосистему способствует ее дестабилизации. Понятно, что ветроэнергетика требует резерва мощности в энергосистеме, а также механизмов сглаживания неоднородности их выработки (ВЭС, например, может работать в связке с ГЭС). Данная особенность ветроэнергетики существенно удорожает получаемую от них электроэнергию. Энергосистемы с большой неохотой подключают ветрогенераторы к энергосетям. По оценкам специалистов проблемы в сетях и диспетчеризации энергосистем из-за нестабильности работы ветрогенераторов начинаются после

достижения ими доли в 20-25% от общей установленной мощности системы. Для России в целом это будет показатель, близкий к 50000-55000 МВт.

К 2020 году в России совокупная доля в производстве электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии (в том числе ветра и солнца) должна составить 4,5% (для сравнения - в Европе к этому году этот показатель планируется довести до 20%).

Однако в деле повышения экологичности предприятий туристской инфраструктуры немалое значение имеет сокращение ресурсопотребления, в том числе и экономия электроэнергии. Автоматические датчики, выключающие воду и свет, если в течение определенного времени не фиксируется присутствие человека в ванной комнате или в другом помещении, разрешительные системы подачи электричества только в присутствии гостя в номере при вставленном в специальное устройство чипе, прикрепленном к ключам от номера; энергосберегающие лампы, фонари с датчиком движения и другие приспособления, позволяющие избежать неоправданного расхода ресурсов. Для этих целей используется ряд технологий, позволяющих уже на стадии проекта и строительства избежать потерь тепла, воды и энергии.

Соответствие международным экологическим стандартам - одно из главных требований, которое предъявляет мировая общественность к олимпийской стройке. Однако одной сертификацией ключевых объектов с учетом требований признанного международного экологического стандарта ВКЕБАМ дело не ограничится. После Игр международные подходы к экологичному строительству будут внедрены по всей России. Фактически движение по пути к "зеленому" строительству началось еще с Заявочной книги и объявления обязательств "Сочи - 2014" в области окружающей среды [3].

Чтобы выполнить взятые на себя международные обязательства, было решено разработать и внедрить новые "зеленые" стандарты, обязательные для всех олимпийских объектов Игр. Сложности разработчикам "зеленых" стандартов добавляло то, что изначально в городе Сочи, до начала подготовки к Олимпиаде, отмечался ряд серьезных экологических проблем. Среди них - значительное загрязнение окружающей среды в связи с недостатками организации деятельности по сбору, переработке и нейтрализации отходов, загрязнение атмосферного воздуха из-за перегруженной системы автомобильных дорог города и т. д. Все эти минусы должны быть устранены в ходе подготовки к Играм, а сами проекты строительства инфраструктурных объектов -стать эффективными с точки зрения применения строительных материалов, утилизации мусора, использования воды и энергии.

На сегодняшний день в рамках подготовки Зимних игр 2014 года в Сочи задействовано четыре системы "зеленых" стандартов строительства, различающиеся статусом и порядком применения: "Дополнительные экологические требования и рекомендации ГК "Олимпстрой"", корпоративный стандарт ГК "Олимпстрой", международный стандарт ВКЕБАМ, а также система добровольной сертификации объектов недвижимости "Зеленые стандарты". Использование этих стандартов было утверждено приказом Минприроды России при участии всех заинтересованных организаций, в том числе наблюдательного совета ГК Олимпстрой".

Стандарты, по сути, утверждают новый подход в строительстве. Например, одним из ключевых направлений работы в части внедрения "зеленых" стандартов становится рациональное водопользование. Снижение потребления достигается благодаря сбору дождевой воды для применения ее в технических процессах - такой метод в России раньше практически не использовался. Уже сейчас дождевая вода активно используется для производства бетона, а вода для мытья колес машин, покидающих стройплощадки, проходит вторичный цикл использования. Чтобы избежать потерь, на олимпийских объектах также устанавливаются системы детекции протечек воды и централизованные системы перекрытия воды.

В последние годы все большую популярность приобретают такие экологические технологии как безотходное хозяйствование, различные программы утилизации отходов, использование безвредных для окружающей среды материалов, очистные сооружения и т.д.

Таким образом, можно подвести следующие итоги. Применение экотехнологий на предприятиях туристкой инфраструктуры позволяет не только обеспечить фундамент для долгосрочного развития туризма на основе принципов устойчивости отрасли, но и повысить экологическую привлекательность региона, приобрести дополнительные очки в конкурентной борьбе, проявить ответственность перед туристами и местными жителями.

Литература

1. Как работает "олимпийская" канализация: детали и подробности // Электронный портал « ЮГА.ру». 12.08.2010.

2. В Кисловодске появится первая в России солнечная электростанция // Портал: Кавказский узел. - www.kavkaz-uzel.ru - 10.09.2010.

3. «Зеленая» Олимпиада // Коммерсантъ. 01.08.2011.

4. Белозерова Ю.М. Безопасная организация туризма на природных территориях. Экологический туризм: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. - 144 с.

5. Чудновский А.Д., Белозерова Ю.М. Безопасность бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства: учебное пособие. - М.: Изд-во «Форум» ИНФРА-М, 2012.

Т.В. Большакова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ГЕНЕЗИС ФУНКЦИЙ ECONOMIC NATURE OF TELEVISION AND GENESIS OF ITS FUNCTIONS

Аннотация: телевидение больше не является малосущественным аспектом изучения в экономике. Его экономическая роль в жизни современного общества существенно возросла за последние десятилетия, превратив его из сферы экспериментов и научной фантастики в мощнейший социальный институт. В связи с чем все больше исследователей обращаются к данному направлению исследований. Настоящая работа нацелена выявить экономическую природу телевидения. Также в статье представлены результаты анализа генезиса функций современного телевидения.

Ключевые слова: политическая экономия, телевидение, функции телевидения, генезис.

Abstract: studying the television is no longer a marginal approach in economic studies. Its economic role in modern society has sensibly increased for the last decades, having turned it from the sphere of science fiction into powerful social institute. Thus, more researchers have turned to this perspective. The article is intended to present the economic nature of the television. There also will be discussed the results of analyze of the genesis of modern television functions.

Keywords: political economy, television, television functions, genesis.

Телевидение - неотъемлемая часть современного общества, один из базовых элементов развития «экономики знаний», «новой экономики», как утверждают представители постиндустриальных направлений экономической мысли, важный

© Т.В. Большакова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.