предприятия.
Для предотвращения данных материальных потерь, иногда сопровождающихся и потерями людских жизней необходимо использовать системы автоматической пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения, представляющих комплекс сложных технических устройств, обеспечивающих безопасность людей, технологического оборудования, материальных ценностей и строительных конструкций зданий и сооружений.
Данные системы способны без участия человека обнаруживать загорание, подавать сигнал тревоги и ликвидировать пожары в ранней стадии их развития. Они являются неотъемлемой частью оснащения современных зданий и сооружений средствами техники безопасности и охраны труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Золотых С.Н., Калач Е.В., Шестаков H.A. Управление системой автоматической пожарной сигнализации зала ожидания терминала аэропорта в г. Омске // В сборнике: Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2018. - № 1 (9). - С. 175-178.
2. Борзенкова E.H., Калач A.B. К вопросу об обеспечении транспортной безопасности на территории российской федерации на период до 2030 года // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2016. - № 3 (39). - С. 13-17.
УДК 614.84
Д.А. Иванов, Е.В. Калач
Воронежский институт - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ КОМПЛЕКСОВ С ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ
Рассмотрена актуальность совершенствования мероприятий по противопожарной защите комплексов с подземным паркингом.
Ключевые слова: пожарная безопасность, подземный паркинг, пожар, полимер, горючесть, дымоудаление.
D.A. Ivanov, Е. V. Kalach
ТО FIRE-PREVENTION PROTECTION OF COMPLEXES WITH THE UNDERGROUND PARKING
The relevance of improvement of actions for fire-prevention protection of complexes with an underground parking is considered.
Keywords: fire safety, underground parking, fire, polymer, combustibility, smoke removal.
Согласно пожарной статистике, в среднем, за год в нашей стране в пожарах погибает более 10 тысяч человек. При этом, для сравнения: на Украине - 4 тысяч человек при населении 46,5млн. - выше, чем в России на 15%; в Беларуси - 1,2тысяч человек при
населении - 10 млн. - выше, чем в России на 60%; в США - 3,5 тыс., население - ЗООмлн. -в 6 раз ниже; в Китае - 1,5 тыс., население - 1,4млрд. - 70 раз ниже.
Анализ и обобщения данных пожарной статистики позволяют сделать вывод о том, что здания высотой более 25 эт. - менее 20 пожаров, 17-25 эт. - около 500 пожаров; 10-16 эт. - ~2,5 тыс. пожаров; 6-9 эт. - до 5,5 тыс., например, в Москве функционируют около 500 высотных зданий, в которых за последние 3 года произошло 6 пожаров. Одной из современных тенденций в строительстве является строительство подземных стоянок в зданиях различного назначения.
Положение усугубляется тем, что в последние годы сложился существенный разрыв между требованиями пожарной безопасности и системой организационных мер, обеспечивающих их исполнение. Нормативная правовая база базируется на общероссийских регламентирующих документах и не отражает особенности северных регионов, это привело к тому, что механизмы, обеспечивающие выполнение требований пожарной безопасности, оказались не действенными [1].
В связи с этим, представляется актуальным совершенствование мероприятий по противопожарной защите комплексов с подземным паркингом. Следует отметить, что несмотря на развитие автоматических систем пожарной сигнализации, позволяющих непрерывно и заблаговременно обнаруживать в целях уменьшения материального ущерба и вреда здоровью людей, статистика утверждает, что около 90% пожаров в общеобразовательных учреждениях развиваются очень быстро, несмотря на имеющиеся сигнализации.
Одним из основных факторов, обеспечивающих успешную борьбу с огнем, является пожарная сигнализация и грамотные действия подразделений пожарной охраны. Современные паркинги очень отличаются от простых одноуровневых автостоянок, порой ограниченных лишь разметкой на асфальте. Сегодня можно встретить надземные и подземные комплексы, многоуровневые или модульные, механизированные, и даже плавучие стоянки.
В любом случае место (или здание) для хранения / стоянки транспортных средств должно отвечать требованиям безопасности:
• достаточное освещение, организация въезда/выезда машин, достаточные габариты парковочных мест и пр. - для надземных площадок;
• установка систем вентиляции, дымоудаления, пожаротушения; грамотная организация пространства для комфортного перемещения ТС; правильный микроклимат и т. п. - для подземных паркингов.
Требования и нормы безопасного оснащения и обустройства стоянок автомобилей приведены в:
СП № 113.13330.2012 (ранее СНиП№ 21-02-99);
• СП № 154.13130.2013 - касается требований ПБ ко встроенным подземным автостоянкам;
• СП № 4.13130.2013 - о требованиях к объемно-планировочным и конструктивным решениям для ограничения распространения пожара;
• СНиП № 2.04.09-84 - относительно проектирования АУПС и АПС.
Однако, при строительстве зданий, зачастую, присутствуют следующие нарушения:
a. Применение фальсифицированной и контрафактной продукции (по стройматериалам её доля достигает 60% и более), отсутствие инструментальных методов и средств для идентификации ФС на конкретном объекте с ФС, прошедшими огневые испытания и получившими сертификаты соответствия, что усугубляется на фоне стремления собственника, застройщика, технического заказчика, эксплуатирующей организации выбрать существенно более экономичные конструктивные решения.
b. Низкое качество монтажных работ и эксплуатации (в отношении применения
горючих ветрозащитных пленок (мембран) нужно говорить о прекращении их использования, т.к. на практике из-за недостаточной квалификации монтажников и ради экономии вместо ветрозащитной пленки нередко устанавливают пленки с большим значением сопротивления паропроницанию, вплоть до полиэтиленовой пленки от упаковки утеплителя). При этом полимерные ветрозащитные пленки относятся к материалам группы горючести ГЗ-Г4, активно способствуют развитию горения в здании с уже смонтированным фасадом: кровельные работы на крыше, балконах и лоджиях (имело место при пожаре в Красноярске), наплавление гидроизоляции на отмостке здания и т.д.
В качестве альтернативы может приметаться утеплитель с кэшировочным слоем группы горючести не ниже Г1 (например, минераловатные плиты) или в целом можно отказаться от применения НФС с воздушным зазором, который необходим преимущественно для удаления влаги из минер ал оватной теплоизоляции, которая хотя и считается негорючим материалом, однако за счет связующих полимеров пожарная нагрузка может достигать 1,5-2кг/м2, что установлено при огневых испытаниях НИИ ППБ (г. Красноярск) по факту происшедшего пожара.
Существенно более эффективным является применение теплоизоляции, например, из плитного полимера, например, пониженной горючести (PIR), в т.ч. с двухсторонней облицовкой его алюминиевой фольгой или вспучивающимся составом на основе графита для снижения пожарной опасности, когда собственно воздушный зазор минимален, а по показателям веса, водопоглощения и теплопроводности преимущества по отношению к минеральной вате несомненны [2].
с. Особенно распространенным представляется случай, когда здание целиком одевается в светопрозрачную оболочку, хотя согласно СП 50.13330 при площади светопрозрачных ограждений более 50% площади наружных ограждений требуется технико— □ экономическое обоснование.
На практике, как правило, при проектировании и строительстве современных общественных зданий (все чаще также и высотных жилых зданий) площадь светопрозрачной оболочки достигает 100%. В этом случае одной из основных проблем являются требования по обеспечению пределов огнестойкости такого остекления (в т.ч. узлов примыкания) на основании п.5.4.18 СП 2.13130.2012, когда для зданий I степени огнестойкости как для наружных ненесущих стен этот показатель должен быть Е30, а для II
- IY степени El 5.
Возникающие проблемы при проектировании: увеличение стоимости примерно в 2 раза; возрастание нагрузок; обеспечение доступа пожарных подразделений (п. 5 ст.8 ФЗ №384); попадание продуктов горения в л/к Н1 и через воздухозабор на фасаде в приточную ПДВ (это несоблюдение требований ч.1 ст.85 ФЗ №123); проведение работ по спасению людей с применением AJI и АКП (см. п.З ч.1 ст.80).
Учет на стадии проектирования всех перечисленных нарушений позволит существенно повысить эффективность противопожарной защиты зданий, в том числе с подземными парковками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серебренников Д.С. Совершенствование системы пожарной безопасности объектов нефтегазовой отрасли в условиях низких температур // Молодой ученый. — 2012.
— №10. — С. 77-78. — URL https://moluch.ru/archive/45/5443/ (дата обращения: 01.05.2018).
2. Задорожная O.A., Калач Е.В. Пожарная опасность зданий повышенной этажности // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2017. - Т. 1. - С. 819-821.