Научная статья на тему 'Современные тенденции отраслевого стратегического планирования в промышленности Российской Федерации'

Современные тенденции отраслевого стратегического планирования в промышленности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ОТРАСЛЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябцев С.В.

На примере шести стратегий различных отраслей промышленности в статье исследуются основные аспекты формирования стратегий такого рода. Уточняются понятия «отрасль промышленности», «отраслевая стратегия промышленности». Предлагается разделить рассматриваемые стратегии на три поколения, с соответствующими характеристиками. Определяются основные тенденции отраслевого стратегического планирования в промышленности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции отраслевого стратегического планирования в промышленности Российской Федерации»

современные тенденции отраслевого стратегического планирования в промышленности российской федерации

с. в. рябцев,

кандидат экономических наук, доцент Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (г. Калининград)

В настоящее время в России можно наблюдать возрождение национальной промышленной политики, которая находит свое отражение в отраслевых промышленных стратегиях. Именно промышленности предстоит в ближайшее время сыграть решающую роль в дальнейшем экономическом росте России.

От успешной реализации промышленной политики напрямую зависит повышение конкурентоспособности российской экономики, а конкурентоспособность — это, прежде всего, способность соответствовать международной конкуренции, а мерой конкурентоспособности являются в первую очередь продажи наших промышленных товаров [13].

Исходя из задач экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, органы государственной власти России декларируют поддержку приоритетных отраслей при условии, что будут существовать четкие долгосрочные программы развития — отраслевые стратегии с конкретными итоговыми и промежуточными результатами [12].

За последние три года в Российской Федерации было принято шесть отраслевых промышленных стратегий. Цель настоящей статьи — исследовать подходы к их формированию и определить основные направления совершенствования методологии их разработки.

Прежде всего, мы считаем необходимым определиться с понятием отрасли.

Ранее действующий общесоюзный, а затем и общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) представлял собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся

характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда [3].

Внутри крупных отраслей народного хозяйства, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделялись более дробные отрасли, которые представляли собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.

Классификационной единицей отрасли являлось состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация.

Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделялись на сферу материального производства и непроизводственную сферу.

К сфере материального производства относились все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения_грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образовывали в своей совокупности непроизводственную сферу.

Таким образом, согласно ОКОНХ промышленность (индустрия) выступала в данном случае как важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень экономического развития общества, и рассматривалась как совокупность самостоятельных предприятий.

- 63

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) предлагает различать такие понятия, как «вид экономической деятельности» и «отрасль экономики (народного хозяйства)» [2].

Экономическая деятельность, как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.

Отрасль экономики есть совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

Для целей описания экономики целесообразно строить структуру классификации видов экономической деятельности таким образом, чтобы объекты классификации (виды деятельности) включали все или почти все виды деятельности, осуществляемые в какой-либо отрасли. В этом случае группировки видов экономической деятельности по наименованию совпадают с группировками предприятий, образующих отрасль, которым присущи эти виды экономической деятельности.

Для наиболее характерной реальной ситуации, когда каждое предприятие является, как правило, многопрофильным, с присущим ему определенным набором видов экономической деятельности, использование кодов видов экономической деятельности ОКДП является единственным возможным вариантом его формализованного описания. Использование для этих целей понятия «отрасль экономики» является неприемлемым, как лишенное смысла.

Объектом классификации в ОКДП является вид экономической деятельности, который в свою очередь используется в качестве классификационного признака при группировке предприятий.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) также построен без понятия отрасли [1].

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказаниеуслуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в современном российском законодательстве нет понятия «отрасли». Вместе с тем, в экономической практике продолжается использование понятия «отрасль», «промышленность», «комплекс». Рассмотрим несколько примеров (табл. 1).

По нашему мнению, понятие «отрасль промышленности» можно определить как совокупность предприятий, ведущих одни и те же виды экономической деятельности и участвующих в выпуске однородной продукции или предоставлении однородных

Таблица 1

Сопоставление определений «отрасль», «промышленность», «комплекс», использованных при разработке отраслевых стратегий промышленности в Российской Федерации

№ Источник Определение

1 Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года (2005 г.) Явного определения авиационной промышленности нет

2 Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года (2007 г.) Электронная промышленность Российской Федерации — совокупность зарегистрированных на территории страны в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, подведомственных Роспрому, электронных организаций, организаций, производящих электронные материалы, организаций электронного машиностроения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обеспечивающих весь цикл разработки, производства, ремонта и утилизации электронной компонентной базы и отдельных ее элементов специального и гражданского назначения

Окончание табл. 1

№ Источник Определение

3 Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 — 2010 годах и на период до 2015 года (2007г) К транспортному машиностроению относится производство подвижного состава для сети железных дорог, организаций трамвайного движения и метрополитенов, оказание сервисных услуг

4 Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года (2007 г.) В составе металлургического комплекса (металлургической промышленности, металлургии) — предприятия по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, обработке цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке ломов и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации

5 Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года (2008 г.) Химическая и нефтехимическая промышленность представляют собой химический комплекс. Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности. Он включает в себя два укрупненных вида экономической деятельности: химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий

6 Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (2007 г.) Судостроительная промышленность Российской Федерации — совокупность зарегистрированных на территории страны в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций (далее — предприятий и организаций), обеспечивающих создание (исследования, проектирование, строительство, техническое сопровождение, модернизацию, ремонт и утилизацию) кораблей, судов и плавсооружений, комплектующего оборудования для них, приборной техники, радиоэлектронного вооружения и оружия для обеспечения ВМФ, морских частей ФСБ, транспортного морского и речного флотов, пассажирского флота, рыбопромыслового флота, вспомогательного флота, предприятий топливного комплекса, ведущих добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, и других сфер морской деятельности Российской Федерации. Отрасль также является поставщиком техники военного и гражданского назначения на экспорт

Таблица 2

Сопоставление определений стратегия отрасли, использованных при разработке отраслевых стратегий промышленности РФ

№ Источник Определение

1 Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года (2005 г.) Под Стратегией развития авиационной промышленности понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития авиационной промышленности

2 Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года (2007 г.) Под Стратегией развития электронной промышленности России (далее Стратегия) понимается взаимоувязанная по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и мерам государственной поддержки совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, обеспечивающих динамичное развитие отрасли на перспективу

3 Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года (2007 г.) Стратегия развития металлургического комплекса Российской Федерации на период до 2015 года (далее — «Стратегия....») представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам отдельных программ, проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем, а также создание платформы для дальнейшего качественного роста отрасли и является для металлургического комплекса России следующим программным документом после Комплекса мер по развитию металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2010 года, ФЦП технического перевооружения и развития металлургии России (1993—2000 гг) и ФЦП «Руда»

Окончание табл. 2

№ Источник Определение

4 Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007—2010 годах и на период до 2015 года (2007 г.) Под Стратегией развития транспортного машиностроения России (далее Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития транспортного машиностроения на ближайшую перспективу

5 Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (2007 г.) Под Стратегией развития судостроительной промышленности понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного и политико-дипломатического характера в рамках бюджетных целевых программ, отдельных проектах. Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

6 Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года (2008 г.) Явного определения нет

7 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (2005 г.) Транспортная стратегия Российской Федерации определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 г.

8 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (2008 г.) На новом этапе Транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по развитию транспортной системы России, как ключевого фактора социально-экономического развития страны. Это касается, прежде всего, повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли

промышленных услуг. Причем эта деятельность у диверсифицированного предприятия, ведущего различные виды деятельности, необязательно может быть основной, но оно входит в данную отрасль, если выпускает подобную продукцию.

Кроме того, критериями отнесения предприятия к той или иной отрасли следует считать целевое использование его основных фондов, а также целевое использование рабочей силы предприятиями.

Следует также учитывать то, что отнесение предприятия к той или иной отрасли не зависит от формы его собственности, степени диверсификации, а также предназначения выпускаемой продукции.

Исходя из изложенного, например, судостроительная (промышленность) отрасль — это совокупность предприятий, ведущих деятельность по созданию и ремонту судов, кораблей, а также по оснащению судов оборудованием, его производству и ремонту.

Далее, представляется немаловажным выяснить, что имеют в виду авторы отраслевых стратегий

66

промышленности под понятием «стратегия отрасли». Такое сравнение проведено нами в табл. 2.

Исходя из табл. 2, можно сделать вывод, что в определении отраслевой стратегии промышленности можно наблюдать два подхода.

В первом случае стратегия представляется «... совокупностью целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий.», что позволяет говорить о «плановом», «институциональным подходе».

Во втором случае стратегия определяется как «... совокупность целевых функций, принципов и решений.». Это определение представляет качественно иной подход, который может устанавливать правила принятия решения в отрасли и позволит перейти от стратегического планирования к использованию концепции стратегического управления отраслью. Современная теория управления исходит из того, что стратегическое планирование представляет собой в широком смысле концепцию управления, предшествующую стратегическому управлению. В

узком смысле стратегическое планирование является частью стратегического управления.

К сожалению, этот потенциал пока не используется, о чем свидетельствует наше дальнейшее исследование существующих отраслевых стратегий промышленности.

Неявное определение можно наблюдать в транспортных стратегиях РФ 2005 г. и 2008 г., которые определяют стратегию как документ, определяющий государственную отраслевую политику.

Нам представляется необходимым провести сопоставление разделов отраслевых промышленных стратегий России 2005—2008 гг. (табл. 3).

Одна из самых первых отраслевых стратегий

— это Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, принятая в 2005 г. Стратегия практически не содержит анализа отрасли, также не наблюдается и стратегического анализа. Авторы сразу формулируют системную проблему, которую и должен решить данный документ. Наблюдается связка — системная проблема

— ожидаемый результат реализации.

В Стратегии развития авиационной промышленности представлены в динамике основные показатели реализации Стратегии по годам ее реализации. Наличие в Стратегии основных критериев и индикаторов следует отнести к положительным тенденциям, можно сказать, что данный программный документ является одним из первых примеров индикативного планирования на отраслевом уровне. Вместе с тем, основным индикатором является объем продаж различных видов авиатехники, что не отвечает современным рыночным тенденциям, так как не является ни показателем эффективности отрасли, ни ее конкурентоспособности.

В Стратегии обосновано несколько направлений решения проблемы. Можно сказать, что в некотором роде решается вопрос о стратегическом выборе. Рассматриваются несколько сценариев развития событий. Вместе с тем оценка рисков носит описательный характер.

Далее в Стратегии определены основные мероприятия по решению ее основных задач. В соответствии с ними определены объемы финансирования.

К недостаткам данной Стратегии следует отнести отсутствие оценки эффективности мероприятий Стратегии, системы контроля и мониторинга за реализацией Стратегии, а также механизмы ее пересмотра (совершенствования).

Следует отметить, что в этой Стратегии очень точно и правильно определено направление конкурентоспособности этой отрасли, это понятие

должно быть использовано и в остальных отраслевых стратегиях России. «Только продаваемая на мировом авиарынке продукция отечественной авиапромышленности позволит сохранить Россию в качестве мировой авиастроительной державы. Преимущественная ориентация на ограниченный внутренний рынок, который к тому же де-факто постепенно становится частью мирового рынка, ошибочна».

Дальнейшее развитие стратегическое отраслевое планирование получает в 2007 г., с выходом Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года. Стратегия разработана в соответствии с целями государства и основывается на реалиях современной экономической и политической ситуации в Российской Федерации.

В данной Стратегии весьма сложно определить основные цели и задачи. Так, присутствует главная задача Стратегии — «. предложить на основе всестороннего анализа существующего состояния российской и мировой электроники оптимальный путь развития отечественной электронной промышленности, выбрать приоритеты, сконцентрировать финансовые усилия как государства, так и частного сектора на ключевых направлениях этого развития». Затем определяется основная цель Стратегии — «. создание нового конкурентоспособного облика электронной промышленности на основе оптимизации состава электронных организаций и производственных мощностей, реконструкции и технического перевооружения, развития новых мощностей и процессов, совершенствования нормативно-правовой базы с учетом реальных рыночных секторов мирового и отечественного рынка, занятых отечественной отраслью».

Основными инструментами, как и в предыдущей Стратегии, являются федеральные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и ведомственные целевые программы и подпрограммы. Большим преимуществом этой Стратегии является наличие в качестве основных программных мероприятий помимо целевых программ инвестиционных проектов и комплекса мероприятий по повышению эффективности производственной деятельности. К сожалению, эти программные мероприятия слабо отражены в основных индикаторах этой Стратегии, внимание которой сосредоточено на таких показателях, как уровень технологии, объемы продаж, количество новых технологий.

В остальном, Стратегия развития электронной промышленности слабо отличается от Стратегии развития авиационной промышленности. По нашему мнению, данные стратегии можно отнести к

- 67

отраслевым стратегиям первого поколения, основными чертами которых являются:

• отраслевое стратегическое планирование носит проблемно-ориентированный характер;

• недостаточное внимание уделяется отраслевому анализу;

• основная цель Стратегии — решение системной проблемы;

• ограниченное использование индикаторов, в основном это показатели объемов продаж;

• использование сценарных подходов;

• оценка рисков Стратегии носит описательный характер;

• отсутствие оценки эффективности мероприятий Стратегии;

• невнимание к системам контроля и мониторинга за реализацией Стратегии, а также механизмам ее пересмотра (совершенствования);

• достижение конкурентоспособности отрасли на мировом рынке признается одной из основных задач Стратегии;

• основными инструментами Стратегии являются федеральные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и ведомственные целевые программы и подпрограммы, а также инвестиционные проекты и комплексы мероприятий по повышению эффективности производственной деятельности.

К стратегиям второго поколения следует отнести Стратегию развития металлургической промышленности, Стратегию развития транспортного машиностроения, Стратегию развития судостроительной промышленности. Все эти стратегии были приняты в 2007 г. Общая методика разработки стратегий, их определение, цели, задачи во многом сохраняются от стратегий предыдущего поколения. Однако есть ряд новых, качественных моментов, позволяющих нам говорить об их более высоком уровне.

По нашему мнению, начать анализ следует со Стратегии развития металлургической промышленности.

Прежде всего, следует выделить качественно новый уровень анализа отрасли.

Это широкое использование экономического анализа отрасли, так, например, исследуются такие показатели, как рентабельность, экспорт, импорт, степень износа основных фондов, объем инвестиций и т. д.

Большое внимание уделяется соответствию развития данной отрасли отечественной промышленности общемировым направлениям. Можно говорить об учете фактора глобализации мировой

экономики и в частности роли нашей отрасли промышленности в ней.

Тщательно исследуются тенденции развития внутреннего рынка соответствующей отрасли и прогнозируются параметры его емкости (для металлургической отрасли — это емкость различных видов металлов в миллионах тонн).

При формулировании системной проблемы исследуются внутриотраслевые негативные факторы и внешние сдерживающие факторы. Впервые в Стратегии можно наблюдать в явном виде анализ основных факторов конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках (в данном случае это, конечно, сделано для металлопродукции).

Следует выделить четкое формирование системы целей, задач, желаемых результатов этой Стратегии.

Впервые мы встречаем понятие эффекта от достижения предлагаемых мероприятий. Эффект рассматривается на макроуровне, микроуровне, в социально-экономической сфере, в бюджетной сфере. Однако до понятия эффективности эта Стратегия не доходит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При оценке уровня методологии формирования этой Стратегии надо положительно оценить наличие основополагающего принципа Стратегии — «... кардинальное повышение конкурентоспособности продукции и производств путем широкого и ускоренного внедрения инноваций, направленных на ресурсо- и энергосбережение, снижение негативного влияния на окружающую среду, повышение конкурентоспособности в результате активизации инвестиционной деятельности», а также систему макроэкономических, операционных, геополитических, техногенных и экологические рисков, носящую описательный характер.

Стратегия металлургической промышленности содержит разделы, посвященные реализации данной Стратегии, а также организации мониторинга и контроля за ее реализацией.

Отдельно следует заметить, что Стратегия разрабатывается с учетом принятых планов развития федеральных и региональных органов исполнительной власти, предприятий, союзов и ассоциаций металлургической промышленности, предприятий металлопотребляющих отраслей и других организаций, а также с учетом реализации судостроительной, авиационной стратегий, Стратегии развития транспортного машиностроения, энергетической Стратегии и другими принятыми и разрабатываемыми стратегиями.

В связи со сказанным немаловажно и то, что Стратегия металлургической промышленности, во-первых, не содержит федеральных целевых про-

грамм, а делает акцент на непрограммные мероприятия по снижению ресурсоемкости производства, снижению вредного воздействия предприятий на окружающую среду, повышению качества и добавленной стоимости продукции. То есть, сделан шаг по направлению к конкретным экономическим индикаторам. А во-вторых, в основу развития отрасли положены инвестиционные программы реконструкции и технического перевооружения производства предприятий черной и цветной металлургии. Государство в этом случае берет на себя обеспечивающие функции по НИР, совершенствованию нормативной правовой базы, поддержке отечественных металлопроизводителей на внутреннем и международных рынках металлопродукции (таможенно-тарифная политика), восстановлению и развитию кадрового потенциала, повышению результативности взаимодействия государственных органов и бизнес-структур.

Таким образом, положения данной Стратегии свидетельствуют о движении от стратегического планирования к стратегическому управлению отдельными отраслями промышленности.

Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007—2010 годах и на период до 2015 года в основном повторяет подходы предыдущей Стратегии, но в силу небольшого размера отрасли отличается достаточно большой детализацией.

Анализ состояния выполнен по следующим основным направлениям: отраслевая структура отрасли, производственный потенциал, финансовое состояние, место отрасли в мировом транспортном машиностроении, рынки.

Основная решаемая проблема сформулирована с учетом широкого круга факторов, влияющих на отрасль:

• высокая загруженность и износ производственных мощностей, низкий технологический уровень производства;

• недостаток инвестиций в НИОКР на создание высокоэффективного подвижного состава;

• неразвитость рынка ключевых комплектующих для подвижного состава и отсутствие производства отдельных видов высокотехнологичных комплектующих;

• отсутствие механизма перспективного планирования деятельности предприятий отрасли;

• недостаток квалифицированных кадров. Авторы данной Стратегии уделили особое внимание формулированию самой Стратегии с учетом факторов внешней и внутренней среды, различных сценариев, что позволило им оценить возможные

результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения.

С точки зрения методологии разработки Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу во многом сохраняет основные черты, присущие отраслевым стратегиям первого поколения.

С чем это связано? В табл. 3 представлены основные разделы отраслевых стратегий различных отраслей промышленности. Видно, что она не содержит подробного анализа отрасли, и остальными разделами в основном повторяет стратегии авиастроения и электронной промышленности. Но данная Стратегия содержит раздел, посвященный мониторингу и контролю, а она единственная, в которой произведена оценка эффективности предлагаемой Стратегии в виде бюджетной эффективности. Все это делает ее стратегией второго поколения.

Подводя итог исследованию трех отраслевых стратегий второго поколения, можно сформулировать их основные черты:

• глубокий анализ отрасли на основе экономических, финансовых показателей;

• анализ роли отечественных отраслей промышленности в современной мировой экономике;

• подробное исследование тенденций развития внутреннего рынка соответствующей отрасли и прогнозирование параметров его емкости;

• анализ основных факторов конкурентоспособ -ности отечественных отраслей промышленности;

• наличие понятия эффекта и в отдельных случаях эффективности разрабатываемых стратегий;

• более широкое использование системного подхода при формировании целей, задач, желаемых результатов отраслевых стратегий;

• использование методов организации мониторинга и контроля за реализацией отраслевых стратегий;

• больший учет стратегий, разработанных предприятиями, союзами и ассоциациями соответствующих отраслей промышленности. По нашему мнению, Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года представляет собой стратегию третьего поколения, поскольку в ней содержится анализ рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции. Данный анализ выполнен с использованием методов стратегического анализа—цепочка создания стоимости, сравнительный анализ ценовой конкурентоспособности.

-й- 69

приоритеты и безопасность

Таблица 3

Сравнение основных разделов отраслевых промышленных стратегий Российской Федерации

о

н хз

Сй

CD

"Т5 S M

хз

Сй <м оа s

s

M

и 9? о s о

s

s

9?

s

Основные

разделы стратегии

Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года (2005 г.)

Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года (2007 г.)

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (2007г.)

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года (2007 г.)

Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007—2010 годах и на период до 2015 года (2007 г.)

Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года (2008 г.)

Я >

J=¡ S

о se

tr

я

к

СП

s я

1-3 H

■ч

ся га

£

1=1 ■о s о ■е s -а

CD

-а S

о з

8 s о es >4 В"

Отраслевой и

стратегический

анализ

Основные тенденции и прогнозные параметры развития металлургического комплекса

Анализ состояния отрасли транспортного машиностроения

Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли

Анализ рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции

Формулирование системной проблемы и ожидаемого результата

Системная проблема и ожидаемый результат реализации Стратегии

Системная проблема и ожидаемый результат реализации Стратегии

Системная проблема и ожидаемый результат реализации Стратегии

Системная проблема и ожидаемые результаты реализации Стратегии

Системная проблема российского транспортного машиностроения России

Системная проблема и ожидаемый результат реализации Стратегии, критерии и индикаторы

Формулирование отраслевой стратегии

Обоснование направления решения проблемы и оценка рисков

Обоснование основных направлений решения проблемы и оценка рисков

Обоснование основных направлений решения проблемы и оценка рисков

Основные направления решения проблемы. Оценка рисков

Стратегия развития транспортного машиностроения.

Основные задачи Стратегии

Основные цели и задачи Стратегии

Последовательность решаемых задач, этапы и сроки реализации стратегии

Приоритетные задачи, этапы и сроки реализации Стратегии

Комплекс мер по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Последовательность решаемых задач, этапы и сроки реализации Стратегии

Основные программные мероприятия

Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Источники финансирова-

Финансирование Стратегии

Оценка необходимого финансового обеспечения. Источники финансирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование стратегии

Финансирование Стратегии

Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Финансирование

Эффективность

Бюджетная эффективность стратегии

со

s

DO

о о со

Мониторинг и контроль

Мониторинг и контроль

Мониторинг показателей стратегии и контроль за ее реализацией

Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Мониторинг и контроль реализации Стратегии

Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности предназначена:

• определять приоритетные направления развития химического комплекса и пути их реализации;

• быть концептуальной основой для государственно-частного партнерства по вопросам развития химического комплекса;

• обеспечивать согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней по направлениям развития отрасли в долгосрочной перспективе;

• служить основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития химического комплекса, обеспечивающих решение социальных, оборонных и других зависящих от химической индустрии проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.

Следует отметить также, что материалы этой Стратегии прошли широкое общественное обсуждение: в Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям и Комитете Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; в Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; на научно-практической конференции, организованной Минпромэнерго России и Российским союзом химиков с участием крупных корпораций, предприятий и организаций отрасли.

Изучение в динамике процессов эволюции стратегического планирования на уровне отраслей промышленности позволяет нам определить основные тенденции его развития, а именно:

• усиливается роль отраслевого экономического анализа;

• все большее применение находят методы стратегического анализа;

• расширяется каталог индикаторов стратегии;

• наблюдается постепенный переход от показателей результативности стратегии к показателям эффекта и эффективности;

• все большее внимание уделяется вопросам реализации отраслевых стратегий;

• во многих случаях в стратегиях развития той или иной отрасли предусмотрен процесс совершенствования и пересмотра стратегий;

• происходит все большее вовлечение в процесс формирования отраслевых стратегий самих предприятий отрасли.

Таким образом, можно сделать вывод о поступательном движении в деле совершенствования

методологии разработки отраслевых промышленных стратегий в России. Следующим этапом развития такой методологии должен стать переход от стратегического планирования к стратегическому отраслевому управлению, которое, являясь стержневым элементом промышленной политики Российской Федерации, способно при его внедрении существенно повысить уровень экономического развития страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 г. № 329-ст.

2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. № 17.

3. Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», утвержденный 1 января 1976 г. Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам.

4. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года (2008 г.).

5. Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года (2005 г.).

6. Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года (2007 г.).

7. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (2007 г.).

8. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007—2010 годах и на период до 2015 года (2007 г.).

9. Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года (2007 г.).

10. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (2005 г.).

11. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (2008 г.).

12. Энергия роста (Борис Грызлов считает, что настало время пошаговых отраслевых стратегий). //Парламентская газета, № 050 (2302) от 07. 08.2008 г.

13. Bie kowski W.: Reaganomika i jej wp yw па копкигепсэдпо gospodarki атегука skiej, Wydawnictwo Naukowe PWN. — Warszawa, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.