Научная статья на тему 'Современные тенденции материальной мотивации работников в части социального пакета'

Современные тенденции материальной мотивации работников в части социального пакета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ечкалова Н. В.

Работа посвящена вопросам изменения материальной мотивации работников в связи с мировым экономическим кризисом 2008–2009 гг. и возможности усиления роли социального пакета в части добровольного страхования работников и членов их семей за счет работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции материальной мотивации работников в части социального пакета»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ В ЧАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА

© Ечкалова Н.В.*

Московский физико-технический институт (государственный университет), г. Москва

Работа посвящена вопросам изменения материальной мотивации работников в связи с мировым экономическим кризисом 2008-2009 гг. и возможности усиления роли социального пакета в части добровольного страхования работников и членов их семей за счет работодателя.

1. Изменения в сфере материальной мотивации

Во время кризиса внешняя положительная мотивация - материальное стимулирование - становится еще важнее, чем в благополучные, с экономической точки зрения, годы. Стимулирование является одной из основных функций управления, к которым традиционно относят планирование, организацию, координацию, стимулирование и контроль. Стимулирование побуждает работников компании быть заинтересованными в результатах своего труда [Ср. 2].

Однако, современные проблемы мотивационного обеспечения персонала, связанные с мировым экономическим кризисом (понижение зарплат, сокращение социального пакета), не могут быть разрешены традиционным материальным стимулированием.

Материальное стимулирование (вознаграждение), как правило, включает в себя следующие основные компоненты: заработная плата, премии, выходные пособия, бонусы и социальный пакет.

По опыту большинства российских предприятий и организаций конца 2008 - начала 2009 гг. мы наблюдаем снижение заработных плат (в среднем на 15 %), отказ от премий, выходных пособий и бонусов, а также существенное урезание социального пакета.

Однако, социальный пакет входит в число детерминант психологического климата организации и коллектива [Ср. 1, С. 66] наряду с экономическими, производственно-гигиеническими, социально-психологическими и личностными. В социальный пакет могут быть включены следующие виды услуг: оплаченные обеды, путевки в детский лагерь, компенсация на лечение, страхование и др.

♦ Доцент кафедры Управленческого консалтинга, кандидат экономических наук

Иногда применяется следующая классификация компенсационного пакета: базовый пакет и дополнительные льготы. Тогда к базовым ценностям относят компенсацию питания и добровольное медицинское страхование (далее по тексту - ДМС). К дополнительным мотивирующим льготам относят в России: новогодние подарки детям сотрудников, вакцинация сотрудников и премии к юбилейным датам.

Во время экономического кризиса российские работодатели постарались оставить в социальном пакете работников ДМС для работников и их ближайших родственников (детей и супругов). Однако, в 2009 году наблюдается отказ работодателей обеспечивать супругов и детей работников полисами ДМС.

2. Современный социальный пакет в части страхования

Современный стандартный социальный пакет в России включает в себя, как правило, несколько видов страхования работников: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование жизни; а также дополнительные виды страхования, полностью или частично оплачиваемые компанией: страхование выезжающих за рубеж, страхование автомобиля и страхование личного имущества: квартиры, загородного дома, домашнего имущества.

Количество включенных в социальный пакет видов страхования и объем оказываемых услуг (например, увеличение числа застрахованных лиц) зависит от занимаемой должности в компании, выслуги лет и других факторов по усмотрению руководства компании.

Разумеется, современные тенденции страхового рынка России оказывают влияние на состав и содержание страхования, включаемого в социальный пакет. В этой связи рассмотрим основные, с нашей точки зрения, факторы, влияющие на виды страхования в социальном пакете.

Сегодня в России около 800 страховых компаний и объем рынка достиг в 2008 г. 36 млрд. долларов США.

Разумеется, большую роль в темпах развития страховой отрасли играют особенности общеэкономической ситуации в стране и мире. Но решающими факторами развития страхования являются, все-таки, спрос на страховые услуги физических и юридических лиц, политика страхового надзора и законодательные инициативы в сфере финансов, а также поведение на рынке основных игроков (крупнейших страховщиков) и их объединений (союзов, пулов и т.п.).

Можно выделить несколько как позитивных, так и негативных факторов развития российского страхового рынка. Например, к позитивным факторам можно отнести следующие:

- рынок существенно очистился от «серых схем» за последние 5 лет;

- рост рынка обеспечен равномерным развитием всех видов страхования;

- концентрация рынка гарантирует повышение стабильности.

В свою очередь среди негативных факторов развития российского страхового рынка можно выделить следующие:

- низкая покупательная способность потребителей страховых услуг, усилившаяся экономическим кризисом 2008-2009 годов;

- низкая культура страхования: половина россиян не хотят добровольно пользоваться страховыми услугами;

- недостаточная развитость ИТ-базы российских страховщиков.

Позитивные и негативные факторы развития страхового рынка на основе анализа статистических данных образуют тенденции, которые могут сохраняться на протяжении нескольких лет. В 2008-2009 гг. наблюдаются следующие основные тенденции: стагнация, концентрация, универсализация, фрагментация, обязательность страхования. Рассмотрим их подробнее и определим их влияние на процесс включения страхования в социальный пакет.

СТАГНАЦИЯ. Генеральной тенденцией российского страхования последних 10 лет был его рост, который начался в 1999 г. с общим объемом поступлений страховых премий 4,8 млрд. USD и закончился кризисным 2008 г. с поступлением 36,2 млрд. USD. В условиях всемирного экономического кризиса в 2009 г. можно говорить о стагнации, объем собираемых премий не перешагнет 30 млрд. USD, а доля страховой премии в ВВП России не превысит уровень 2002 г. 2,8 %. Вероятнее всего, стагнация и даже небольшой спад будет наблюдаться вплоть до 2010 г., учитывая опыт прошлого кризиса 1998-1999 гг. Затем снова начнется рост, обеспечиваемый ростом российской экономики в среднем 10 % в год.

В этой связи страхование было, есть и остается постоянным компонентом социального пакета работников.

КОНЦЕНТРАЦИЯ. Особенно в связи с экономическим кризисом, начавшемся в 2008 году, наблюдается тенденция концентрации страхового рынка России. Уставные капиталы растут: в 2002 г. - 1,6 млрд. USD, а в 2008 г. - 6,6 млрд. USD. Количество страховых компаний постепенно сокращается. Многие мелкие компании исчезают с рынка, не выдерживая серьезной конкуренции, или становятся «дочками» крупных страховщиков, переходя «под их крыло» целыми коллективами. Так, в 1999 г. в России работали около 1532 страховщика, а в 2008 г. - 857. Укрупнение страховых компаний обусловлено объективными причинами: усилением конкуренции со стороны западных компаний, потребностью выхода на новые рыночные сегменты и увеличения собственного удержания (возможностью оставлять в своем портфеле крупные промышленные риски) на фоне общемирового спада на рынке перестрахования и роста перестраховочных тарифов.

Социальные пакеты в России наполняются продуктами наиболее стабильных крупных страховщиков.

УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ. Структура премий и выплат крупных и средних страховых компаний говорит об универсализации их деятельности. Не только исторически сложившиеся «универсалы» (УралСиб, РОСНО, АльфаСтрахование), но и кэптивы (СОГАЗ) диверсифицируют свой портфель и выходят на свободный рынок с предложением услуг как для юридических, так и физических лиц. Совокупный портфель премий по рисковым видам страхования последние 5 лет сбалансирован: доминирует обязательное страхование (55 %), затем идут страхование имущества (25 %) и личное страхование (15 %). Доля страхования гражданской ответственности остается незначительной (5 %).

Социальные пакеты в части страхования могут быть достаточно дифференцированы.

ФРАГМЕНТАЦИЯ. Фрагментация страхового рынка особенно заметна в страховании имущества: на долю первой десятки страховщиков в общем объеме собираемых премий приходится до 40 %. Этот же показатель по личному страхованию и страхованию ответственности составляет около 30%. Таким образом, основную роль в российском страховании играют крупнейшие страховые холдинги, обладающие разветвленной региональной сетью. Например, Росгосстрах, ВСК и РОСНО. У первой десятки страховщиков по сбору премий средний уровень выплат не превышает 50 %. Таким образом, эффективность работы у самых успешных компаний достаточно высока.

Похожий вывод для наполнения социальных пакетов, как и от тенденции «концентрации».

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ. В российском страховании наблюдается традиционно для постсоветского страхового рынка высокая доля обязательного страхования (60 % в общем объеме поступлений страховых премий в 2009 г. по прогнозам). Основные виды страхования до сих пор влияющие на развитие обязательного страхования: обязательное медицинское страхование и ОСАГО. Обязательные виды страхования не только несут в себе почетную социальную миссию, но и служат популяризации страхования среди населения.

Похожий вывод для наполнения социальных пакетов, как и от тенденции «универсализации».

3. Модификация социального пакета в интересах работника и работодателя

Страхование, входящее в социальный пакет работника, может быть существенно оптимизировано за счет дифференциации видов страхования, выбираемых работодателем для работника.

Страхование, дифференцированное по полу, возрасту, семейному положению и грейду работника, может существенно оптимизировать систему материальной мотивации и дать преимущества как работодателю, так и работнику. Как отмечал Т. Митчелл, «менеджеры должны понимать, что разные сотрудники имеют разные преференции относительно вознаграждений» [4, С. 347].

Работодателю выгоднее оплатить для работника только те виды страхования, которые последнему действительно нужны. А работник будет ценить вклад в его личную безопасность (здоровье, безопасность его имущества) и безопасность его семьи. Таким образом, дифференцированное страхование может существенно повысить мотивацию работника.

Итак, страхование является одним из мотивационных факторов для формирования приверженности компании. Под организационной приверженностью понимается «эмоционально положительное отношение работника к организации, предполагающее готовность разделять ее цели и ценности, а также напряженно трудиться в ее интересах» или «психологическое образование, включающее позитивную оценку работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой организации ради ее целей и сохранять свое членство в ней» [3, С. 361].

Формирование организационной приверженности, исходя из данного определения, происходит, в том числе с помощью материальной мотивации, к которой относится страхование. В целом, наличие страхового пакета в компании, как материального стимула, должно поддерживать организационную приверженность на высоком уровне. В условиях мирового экономического кризиса материальное стимулирование, как уже отмечалось, приобретает заметно повышенное значение.

Список литературы:

1. Каган В.Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль. - М.: Смысл, 1999. - 96 с.

2. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях // Психология труда и организационная психология; т. 1 / Пер. с нем. - Х.: Изд. «Гуманитарный центр», 2003. - 144 с.

3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. -М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2001. - 376 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хендоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.