Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНАЯ» ЛОГИСТИКА / СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ОСОБЕННОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Милена Расуловна

Активное использование автомобильного транспорта для перевозок грузов параллельно с наращиванием производственных мощностей и научно-технического потенциала стало причиной возросшего негативного воздействия на окружающую среду. В статье рассматриваются современные тенденции в «зеленой» логистике, технологии, которые активно развиваются и в будущем станут основной частью логистики. Также анализируются проблемы образования и развития «зеленых» цепей поставок в РФ. В работе выделены основные перспективные направления внедрения «зеленых» технологий в России и сдерживающие факторы для внедрения «зеленой» логистики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS AND FEATURES OF IMPLEMENTATION «GREEN» LOGISTICS IN RUSSIA

The active use of road transport for the transportation of goods, in parallel with the increase in production capacity and scientific and technical potential, has led to an increased negative impact on the environment. This article discusses current trends in “green” logistics, technologies that are actively developing and will become the main part of logistics in the future. The problems of formation and development of “green” chains in the Russian Federation are also analyzed. The paper highlights the main promising areas for the introduction of “green” technologies in Russia and the deterrents for the introduction of “green” logistics in Russia.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ В РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_8_735 УДК 338.2

Ахмедова Милена Расуловна,

кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: mili-g1@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

Активное использование автомобильного транспорта для перевозок грузов параллельно с наращиванием производственных мощностей и научно-технического потенциала стало причиной возросшего негативного воздействия на окружающую среду. В статье рассматриваются современные тенденции в «зеленой» логистике, технологии, которые активно развиваются и в будущем станут основной частью логистики. Также анализируются проблемы образования и развития «зеленых» цепей поставок в РФ. В работе выделены основные перспективные направления внедрения «зеленых» технологий в России и сдерживающие факторы для внедрения «зеленой» логистики в России.

Ключевые слова: «зеленая» логистика; сдерживающие факторы; особенности; технологии; экологический налог.

UDC 338.2

Akhmedova Milena Rasulovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: mili-g1@mail.ru

MODERN TRENDS AND FEATURES OF IMPLEMENTATION «GREEN» LOGISTICS IN RUSSIA

The active use of road transport for the transportation of goods, in parallel with the increase in production capacity and scientific and technical potential, has led to an increased negative impact on the environment. This article discusses current trends in "green" logistics, technologies that are actively developing and will become the main part of logistics in the future. The problems of formation and development of "green" chains in the Russian Federation are also analyzed. The paper highlights the main promising areas for the introduction of "green" technologies in Russia and the deterrents for the introduction of "green" logistics in Russia.

Keywords: "green" logistics; limiting factors; peculiarities; technology; environmental tax.

Сегодня экологические аспекты затрагивают региональные и международные сферы деятельности. В немногих странах законодательно разрешается продавцам и производителям быть ответственными за товар после его реализации, а также во время предоставления послепродажных услуг. С 1990 года в странах Европы производители ответственны за переработку упаковки и за выбросы, которые наносят вред природе. Например, в Германии на государственном уровне (закон Топфера) покупатели обязаны сдавать продавцу упаковочные материалы, а торговец дальше сдает все производителю.

В условиях мировой интернационализации современные тенденции позволяют создать инструменты и технологии, внося инновационные и безотказные методы для функционирования предприятий. В развитых странах (Германия, Италия, Китай, Япония) инициативно внедряются экологически чистые технологии. Встают вопросы снижения отрицательного влияния логистической деятельности на природу, включая перевозки, обеспечение, размещение и складирование товаров. В этом случае проводятся мероприятия, которые ориентированы на использование энергосберегающего оборудования в

складской работе и снижения выбросов. Исследования экологически аргументированы логистическим комплексным спектром услуг (имеется в виду не только влияние транспорта на окружающую среду). В логистике невозможна экологическая политика, не учитывающая такие вопросы, как использование энергоэффективных технологий в производстве, применение технологий для поддержки «бережного производства», снижение отходов в производстве, применение безопасных упаковочных материалов, использование ре-циклинга в производственной деятельности предприятия.

Ученые из Стэнфорда заявили, что через 20-40 лет будет возможность повсеместно использовать энергию из возобновляемых источников. Действительно, это несложно представить, но процесс перехода к зеленой энергии не так быстр, как прогнозируют эксперты. Перед лидерами глобальных изменений встает множество проблем, включая лобби ресурсопроизводителей и государства. Есть уже много стран, перешедших на зеленую экономику. В их число входят Исландия, Швеция, Колумбия, Коста-Рика, Никарагуа, Великобритания, Германия, Уругвай, Дания, КНР, Марокко. Первая страна, которая перешла на зеленую экономику, была Исландия, это произошло в 1930-х годах. Благодаря климату маленькие развивающиеся сраны могут отказываться от невозобновляемых источников энергии.

Посмотрев на основные аспекты экологии, мы можем заметить, что развитые страны пытаются максимально сократить уровень воздействия антропогена и активно развивают следующие направления:

1. Продвижение грузового автотранспорта и электрокаров с нулевыми показателями выбросов в окружающую среду. Уход от двигателей внутреннего сгорания приведет к совершенствованию электрического транспорта и таким образом значительно снизит выбросы парового газа. Одна из главных про -блем развития данного направления - это невозможность на удаленных расстояниях пользоваться электрическими автомобилями: медленная зарядка накопителя, при неблагоприятных температурах уменьшается плотность аккумулятора; нельзя увеличить пробег электромобилей на одном заряде. Решением данной проблемы может быть

отказ от обычных автомобилей в пользу гибридных. Машины данной классификации кроме аккумулятора также обеспечиваются бензиновым или дизельным двигателем. Когда заряд аккумулятора опускается до установленного уровня, ДВС подключается и подзаряжает автомобиль.

При значительных дотациях доля электромобилей в общей продаже автомобилей в Западной Европе пока не превысила 1 % от всех транспортных средств. Многие компаниями во всем мире, ориентированные на охрану и сохранение благоприятного окружающего состояния, производят беспилотные автомобили, а также дроны. Такие автоматизированные транспортные средства позволят существенно снизить нагрузку на окружающую среду, поскольку их источник энергии - электричество, а вредные для окружающей среды вещества не выделяются. Сюда же можно отнести и дистанционные онлайн-системы автоматического управления фурами, позволяющие выстраивать машины в длинные единые колонны с целью экономии топлива.

Говоря о гибридных двигателях, стоит упомянуть и разработку «водородных» двигателей. Использование последних также сокращает негативное влияние на природную среду грузового транспорта при выполнении автоперевозок. Водород считается самым энергоемким топливом во всем мире. Хочется отметить, что в США, Европе и Японии, хотя и медленно, но уже распространяется сеть специальных заправочных станций для подзарядки именно водородных двигателей.

2. Технология Power to Gas/Power to Liquid. Суть технологии заключается в трансформации бензинового топлива в электроэнергию путем электролиза, расщепления воды на кислород и водород. Далее при помощи метанирования получают метан. В 2013 г. всего лишь 50 % газа было преобразовано из энергии на парогазовых электростанциях. Также, исследования, проведенные в 2018 году, показали, что есть возможность достичь показатели порядка 80 % при примене -нии обратимых твердооксидных топливных составляющих. Power to Liquid - технология, объединяющая инженерные процессы для производства жидкого топлива. Таким образом, транспортировка газа с минимальными

издержками достигается путем сжижения по технологии Power to Gas.

3. Оцифровка «Big Data» (технологии больших данных). Конечно, цифровизация и работа с крупными данными никак не связана с «зеленой» логистикой, но распределение товара на основе работы с большими данными даст возможность построить результативную деятельность компании:

- выбор наиболее подходящего маршрута перевозки, что значительно сократит бесплатные километры транспортных средств;

- объединение грузовых перевозок в товарные потоки;

- оптимизация процесса доставки грузов за счет исключения промежуточных пунктов хранения и отгрузки, что позволяет создавать прямой план перевозки грузов;

- сокращение площадей под складские помещения и, как следствие, сокращение количества отходов и связанных с ними порчи продукции при складском хранении;

- выбор тех поставщиков, которые позволяют реализовать политику нулевого брака и свести к минимуму отходы;

- оценка рисков, возникающих в результате воздействия экологических угроз, учет экологических издержек логистических операций.

В ходе цифрового становления функции операционных логистов станут исполнять самообучающиеся системы искусственного интеллекта, «умные технологии». А для работы в цифровой действительности появляется потребность в кадрах, способных обрисовать когнитивное место, в специалистах по цифровым моделям.

Цифровая модификация логистики и управления цепочками поставок, по нашему убеждению, позволяет сделать подобные устройство, которое обеспечит не только технологический прорыв, но и инновационное становление, действенное функционирование транспортно-логистических систем, а еще появление новых транспортно-логисти-ческих услуг, обеспечивающих высочайшее качество транспортно-логистического обслуживания, и гарантированную для бизнеса защищенность и стабильность цепей поставок.

4. Эффективное сочетание разнообразных видов транспорта при совершении перевозок, а также учет мультимодальной доставки (например, терминалов и таможенных

служб). Если учитывать еще снижение сроков поставок и снижение затрат на груз и кон -троль, то это делает доставку высокоэкологичной, иными словами, «зеленой».

5. В первую очередь клиенты обращают свое внимание на те компании, которые заботятся об окружающей среде. Поэтому мно -гие предприятия предпочитают «зеленую» логистику для получения привилегий от своих потенциальных покупателей.

6. Контрейлерные (contrail) перевозки (по-американски: railintermodal или piggyback) являются сочетанием железнодорожных и автомобильных перевозок (также есть возможность для последующей перегрузки на морской транспорт), при которых транспортируется трейлер, полуприцеп или съемный кузов (swapbody) с отсутствием водителя и тягача на железнодорожной платформе (TOFC - traileronflatcar).

Данные перевозки действуют в Европе успешно уже 30 лет. Каждый год железнодорожная составляющая увеличивается, в планах передать 30 % всех действующих автомобильных грузопотоков на железнодорожный транспорт к 2030 г., а к 2050 г. - 50 %.

Контрейлерные перевозки, как одна из составляющих «зеленой» логистики, позволят организациям увеличить качество услуг, которые предоставляются клиентам, максимизировать издержки, повысить выработку (за счет конкурентоспособности), улучшить условия труда работников, сохранить природные ресурсы страны для будущего поколения.

Существует 5 технологий, которые активно развиваются и в будущем станут основной частью логистики.

1. Использование дронов.

Согласно данным MHI, в 2020 году 20 % транспортных фирм уже внедрили данную технологию для дальнейших исследований и определения задач [1]. Например, DHL уже применяют дроны для доставки продукции и даже посылают предметы первой надобности на германский остров Джаст. Данная спецтехника может преодолевать 15 км за 15-30 минут (если позволяют погодные условия). Хоть дрон и доставляет только медикаменты, но в будущем это отличный образец для использования скоростной доставки продуктов и жизненно необходимых вещей.

2. Сила больших данных.

Транспортные компании, используя силу

больших данных, могут улучшить управление трафиком, каждый день анализируя информацию о транспортных операциях.

Ключ к новым возможностям логистики -это правильная структура и анализ данных. При помощи них можно использовать неза-действованные ресурсы и находить новые маршруты непростых логистических цепочек. Транспортные системы могут стать более гибкими, в результате появится возможность быстро изменить маршрут доставки в случае непредвиденных ситуаций, а также можно будет спрогнозировать спрос на продукцию.

3. Роль носимых устройств.

Важная роль в логистике отводится носимым приборам, которые самостоятельно управляют своей продукцией, избавляя от большого количества задач складских сотрудников. Они сами избирают более перспективный маршрут и дорожную историю.

Дистанционное управление, прогноз и автоматизация с поддержанием носимых приборов изменят критерии сферы автотранспорта. В розничной сети Tesco работники уже используют «умные» повязки для сбора заказов. Они помогают распределять заказы между сотрудниками и управлять ими.

4. Самообслуживание на 3D-принтере.

3D-печать предоставляет возможность

производить продукцию моментально и быстро по специальным заказам, ведь производство продукции переносится в зону потребителя или магазина.

3D-печать хранит 3D-модели в системе автоматизированного проектирования, тем самым раскрывает мир «цифровых складов». Можно просто распечатать нужную модель или произвести заказ на «складе» и забрать ее в ближайшей 3D-мастерской.

По сведениям интернациональной природоохранной организации «Greenpeace», около 85 % всего объема загрязнений воздуха в мегаполисах и больших городах приходится как раз на автотранспорт. А на перевозку грузов приходится более 30 % всех расходов в процессе логистической

деятельности. Как раз вследствие этого ав -тотранспортная логистика считается одним из более приоритетных направлений для «озеленения».

Основные мировые фирмы оценивают теорию логистики, основанную на «зеленых» разработках как приоритетную, ориентируясь на уменьшение применяемых ресурсов, создание максимально совершенного цикла переработки и применения отходов, понижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Переход иностранных фирм на экологически чистое, неопасное производство повышает их репутацию и социальный статус. В РФ «зеленые» технологии нередко применяются в компаниях, имеющих иностранных партнеров и требующих соблюдения жестких экологических мер.

В настоящее время в стратегии до 2030 г. выделены задачи по исполнению цели «Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду» [3]:

- сокращение вредного воздействия транспорта на здоровье человека за счет снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта (профессиональная подготовка и рационализация маршрутов);

- мотивация перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;

- снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран.

Впервые Экологическая доктрина в России была принята в 2002 г. участниками IV Всероссийского конгресса по охране окружающей среды, а экологические стратегии, касающиеся транспорта, появились позднее. Например, в ОАО «РЖД» данный документ подписали лишь в 2009 г. [9]; в отношении других видов транспорта ситуация менее оптимистичная [6].

Несмотря на большую роль «зеленой» логистики, выделяют ряд сдерживающих социально-экономических факторов, препятствующих становлению логистических процессов с учетом «зеленых» технологий. Эти проблемы, затрудняющие активное внедрение «зеленых» технологий на всех этапах транспортировки грузов, представлены на рис. 1.

Рисунок 1 - Социально-экономические факторы, препятствующие развитию «зеленой» логистики

на территории России (составлено автором по материалам [5])

К первичным проблемам образования и развития «зеленых» цепей поставок в РФ следует отнести:

- недостаток сведений об экологических способах, успешных практиках введения и функционирования «зеленых» цепей поставок [3];

- низкий уровень внимания государства;

- отсутствие инструментов улучшения цепей поставок, которые направлены на защиту экологии;

- выбор времени как критического элемента любого логистического процесса [2].

Из-за того, что экономическая основа недостаточно создана, распространение «зеленой» логистика ограничено в некотором смысле, особенно в поставках. Поэтому первый этап ее формирования выходит слишком затратным. Государство никак не участвует в проведении политики, которая направлена на сглаживание различий в ценах «коричневых» технологий (создают высокий уровень загрязнения окружающей среды) и «зеленых». Поэтому высокая цена на спецоборудование является одним из главных факторов сдерживания этого подразделения.

В российском законодательстве еще нет понятия «экологический налог», но некоторые платежи подходят под этот термин. В основном эти отчисления никак не связаны с транспортной деятельностью. Перечислим

налоги, которые защищают окружающую среду в России:

- налог за использование животного мира и водных биологических ресурсов, например, вылов раков и рыбы;

- водный налог - платится за использование водных объектов;

- налог на добычу исчерпаемых полезных ископаемых, таких как нефть и уголь;

- транспортный налог - уплачивается за транспорт, наносящий вред окружающей среде.

Компании не используют налоговые льготы «зеленых» технологий, так как в России это не распространено либо занимает маленький процент в налоговой системе. Также в стране не реализуется в налоговой политике повышение экоэффективности, ресурсосбережения и решения социальных проблем совместно с экопроблемами. Природоохранные направления на сегодня не могут охватывать различные уровни экономики, а также не концентрируются на загрязнении среды.

Основной целью экологических платежей является стимулирование плательщика к позитивному поведению по поводу охраны окружающей среды, а не пополнение госбюджета.

Экологические налоги - это налоги, которые служат предпочтительно охране окружающей среды [8].

Стоит отметить, что не только в России, но и в различных странах присутствую недостатки регулирования «зеленой» технологий, так как длительность их процесса разработки, введения в компании, сложность перестройки инфраструктур и психологическая неготовность людей приводят к серьезным проблемам.

К сожалению, в настоящее власти не уделяют внимания решению проблем сохранения окружающей среды, в лучшем случае лишь исправляют прошлые ошибок. Некоторые попытки и доработки способствуют внедрению и развитию современных технологий в области экологии, но они не очень эффективны.

Стоит отметить, что нормативно-правовая база в сфере грузоперевозок в РФ довольно обширная. Среди проанализированных документов не упомянуты также ПДД - правила дорожного движения, правила технической эксплуатации транспортных средств и техни-

ческого обслуживания подвижного состава и т. д.

Одной из проблем российского законодательства в сфере автомобильных грузоперевозок является отсутствие закрепленной в нормативно-правовых актах ответственности за отсутствие записывающего устройства - тахографа. С 2014 года иметь тахограф обязали не только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но и физических лиц [1]. Однако в законах по-прежнему не уточнили меру наказания за отсутствие прибора. Также в нормативно-правовой документации не прописаны критерии оценки различных моделей тахографов, что также приводит к систематическим нарушениям и зачастую к сверхурочным работам водителей большегрузов.

Еще один «пробел» законодательства РФ - рекомендательный характер требований к размещению и крепежу грузов, прописанных в ГОСТ 26653-2015 [4]. Вследствие недостаточного контроля над осуществлением различными перевозчиками автоперевозок грузов в РФ и отсутствия системы мониторинга соблюдения транспортного законодательства на трассы выезжают транспортные средства, не прошедшие технический осмотр или вообще не подлежащие эксплуатации, что приводит к трагическим последствиям.

В России «зеленая» логистика долгое время не могла найти свое использование, так как зачастую ее применения приводило только к увеличению стоимости издержек в логистике. Хотя некоторые компании (международные и российские) начали использовать данные технологии, на что повлияли следующие факторы:

- увеличение компетентности заказчиков и желание пользоваться экологической продукцией (опрос показал, что более 50 % покупателей старше 18 лет в России отдают предпочтение продуктам с «зеленой» репутацией и даже согласны платить больше за данные товары, особенно это касается лиц в возрасте 25-35 лет) [6];

- развитие экологистики за рубежом.

Если рассмотреть данное условия в рамках предприятия, которое направлено на «зеленую» логистику, то важным элементом будет являться образование эколого-ори-ентированной системы. Необходимо, чтобы

подобные меры разрабатывались и на другие виды транспорта. На сегодняшний день вопросы об экологии транспортных услуг волнуют также авиаторов. Например, в Международной ассоциации воздушных транспортных средств принято решение попытаться снизить уровень вредных выбросов к 2040-2050 гг. до 50 % [9].

На основании вышесказанного можно заключить, что природе самый большой вред наносят перевозки на автомобилях. Это связано с износом автопарка и использованием бензина, который по стандарту не выше евро-5. Еще негативное влияние оказывают некачественные дороги из-за использования крупнотоннажных автомобилей, которые приводят к частым ремонтам трассы и загрязнению окружающей среды (значительные выбросы в атмосферу и использование дополнительных ресурсов) [7].

Можно выделить основные перспективные направления, если рассмотреть внедрение «зеленых» технологий в России:

- инвестирование средств в стройку и развитие мультимодальных центров, которые смогут повысить результативность грузовых перевозок и логистических предприятий в целом;

- внедрение специальных технологий для целесообразной организации складских помещений, сокращая при этом энергопотребление;

- уменьшение процента автомобильных перевозок, замена их на самый экологический вид транспорта (водные и морские);

- постройка новых дорог, совершенствование транспортных развязок и систем;

- маркирование упаковок определенными знаками (для сообщения покупателям об экологической направленности компании);

- понижение тарифов на переработку, которая способствует совершенствованию в сфере переработке отходов.

При использовании «зеленых» правил построения цепей поставок могут быть следую -щие последствия:

1. Разумное использование ресурсов организации: уменьшение энергетических расходов при расходовании теплоизоляции помещений и солнечных батарей, употребление многоразовой тары и ее переработка, проектирование приемлемого маршрута, отказ от бумажного оборота.

2. Увеличение степени экологической безопасности (при использовании вышеуказанных технологий и методов зеленой логистики вред окружающей среде значительно уменьшается).

3. Увеличение мотивации коммерсантов благодаря нормативным актам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Обучение штата в плане экологии (используется во многих организациях, которые направлены на совершенствование «зеленых» технологий).

5. Увеличение мотивации и грамотности покупателей.

Если рассматривать все вероятные результаты введения «зеленых» логистических технологий, а также разумное использование ресурсов организаций, повышение экологической безопасности, уменьшение вреда природе из-за вышеизложенных пунктов, обучение штата в сфере экологии, то можно сделать вывод, что справедливым требованием нынешнего этапа на сегодня является переход к «зеленой» логистике.

Таким образом, нами были выявлены сдерживающие факторы для внедрения «зеленой» логистики в России. Российские предприниматели еще не поняли, что в случае экологизации деятельности выигрывает не только общество и окружающая среда, но и сама компания.

Список литературы

1. Абрамова И.О., Муртазина М.Ш. Зеленая транспортная логистика как инструмент совершенствования хозяйственной деятельности транспортных компаний // Вестник Евразийской науки. 2018. № 3 (10). С. 12.

2. Виды/типы транспортировки. URL: https://econ. wikireading.ru/45250 (дата обращения: 02.12.2022).

3. Виды грузоперевозок - от автомобиля до самолета. URL: https://econom-trans.ru/useful/vidy-gruzovyh-perevozok.html (дата обращения: 02.12.2022).

4. Виды перевозок. URL: http://www.rta-avto.com/ gruzo-perevozki/vidy/avtoperevozki/vidy-avtomobilnyih-perevozok (дата обращения: 02.12.2022).

5. Гайва Е. Интеллект рулит // Российская газета. 2020. № 278 (8332). С. 1-2.

6. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 510 с.

7. Грузовикам готовят тотальный контроль. URL: https://rg.ru/2019/08/30/gruzovikam-gotoviat-totalnyj-kontrol.html (дата обращения: 02.12.2022).

8. Значение и разнообразие грузоперевозок в современном мире. URL: https://tnspb.ru/v-pomoshh-ehkspeditoru/stati-po-logistike-_stranica-2_/znachenie-i-raznoobrazie-gruzoperevozok.html (дата обращения: 02.12.2022).

9. История грузоперевозок: краткий экскурс. URL: https://gruzoved.com/blog/post/istoriya-gruzoperevozok-kratkij-ekskurs/ (дата обращения: 02.12.2022).

10. История логистики: зарождение, становление и развитие. URL: https://olk.su/blog/fun-logistic/istoria-logistiki-zarozhdenie-stanovlenie-razvitie/ (дата обращения: 02.12.2022).

References

1. Abramova I.O., Murtazina M.S. Green transport logistics as a tool for improving the economic activity of transport companies. Bulletin of Eurasian Science. 2018. No. 3 (10). p. 12.

2. Types/types of transportation. URL: https://econ. wikireading.ru/45250 (date of application: 02.12.2022).

3. Types of cargo transportation - from a car to an airplane. URL: https://econom-trans.ru/useful/vidy-gruzovyh-perevozok.html (date of application: 02.12.2022).

4. Types of transportation. URL: http://www.rta-avto.com/gruzo-perevozki/vidy/avtoperevozki/vidy-avtomobilnyih-perevozok (accessed: 02.12.2022).

5. Gaiva E. Intellect rules. Rossiyskaya Gazeta. 2020. No. 278 (8332). pp. 1-2.

6. Gerami V.D., Kolik A.V. Management of transport systems. Transport logistics support: textbook and workshop for academic bachelor's degree. Moscow: Yurayt, 2015. 510 p.

7. Total control is being prepared for trucks. URL: https:// rg.ru/2019/08/30/gruzovikam-gotoviat-totalnyj-kontrol.html (date of issue: 02.12.2022).

8. The importance and diversity of cargo transportation in the modern world. URL: https://tnspb.ru/v-pomoshh-ehkspeditoru/stati-po-logistike-_stranica-2_/znachenie-i-raznoobrazie-gruzoperevozok.html (date of reference: 02.12.2022).

9. History of cargo transportation: a brief digression. URL: https://gruzoved.com/blog/post/istoriya-gruzoperevozok-kratkij-ekskurs (date of publication: 02.12.2022).

10. History of logistics: origin, formation and development. URL: https://olk.su/blog/fun-logistic/istoria-logistiki-zarozhdenie-stanovlenie-razvitie (date of address: 02.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.