Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития "зеленой" логистики в России'

Проблемы и перспективы развития "зеленой" логистики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2865
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / "ЗЕЛЕНАЯ" ЛОГИСТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / "ЗЕЛЕНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сосновская М.С.

В статье рассматривается понятие «зеленая» логистика, определены основные принципы экологической логистики. Указаны сдерживающие факторы, препятствующие быстрому росту «зеленых» технологий в России. Приведены примеры применения принципов «зеленой» логистики на стадии транспортирования грузов в некоторых российских компаниях. Выделены перспективные направления по внедрению «зеленых» технологий на предприятия России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития "зеленой" логистики в России»

2015. - 392 с.

2. Карпова Л. Проблемы развития инновационной инфраструктуры в России [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/06-2015r/277-karpova-062015 (дата обращения: 29.03.18 г.);

3. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент : учебное пособие / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М. :Юнити-Дана, 2015. - 364 с.

4. Соколов Д.С., Томилина Н.С.Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности// Инновационная наука. 2016 - № 1 - С. 172-177;

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 29.03.18 г.).

© Сосновская М.С., 2018

УДК 338.3

Сосновская М.С.

магистрант,

Поволжский государственный университет сервиса,

г. Тольятти, РФ miss. sosnovskaya@yandex.ru Научный руководитель: Романеева Е.В.,

доктор экономических наук, доцент

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «зеленая» логистика, определены основные принципы экологической логистики. Указаны сдерживающие факторы, препятствующие быстрому росту «зеленых» технологий в России. Приведены примеры применения принципов «зеленой» логистики на стадии транспортирования грузов в некоторых российских компаниях. Выделены перспективные направления по внедрению «зеленых» технологий на предприятия России.

Ключевые слова:

логистика; «зеленая» логистика; экологическая логистика; «зеленые» технологии;

мультимодальные перевозки.

Понятие «зеленая» логистика возникло на основе нового, появившегося за последние два десятилетия, подхода «экологически рациональное проектирование». Также его можно отнести к концепции устойчивого развития, которое достаточно широко распространено в мире.

«Зеленая» логистика - это такой вид логистики, у которого научно-практическая деятельность учитывает экологические аспекты на всех стадиях движения материального и иных соответствующих ему потоков с целью уменьшения деструктивных воздействий на окружающую среду и оптимизации ресурсопотребления.

Ключевые принципы «зеленой» логистики изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Принципы «зеленой» логистики

В России имеется определенный ряд факторов, которые сдерживают и препятствуют быстрому росту «зеленых» технологий. К таким факторам относятся:

- малая общественная заинтересованность в вопросах негативных последствий антропогенного воздействия и бережливого природопользования;

- нет наличия государственных обязательных к исполнению механизмов и нормативно-правовых актов, которые стимулируют применение принципов экологичности;

- технологии, которые дорого стоят (мало предпринимателей, которые осуществляют долгосрочные инвестиции в «зеленые» технологии, так как они не приносят сиюминутный результат).

«Зеленая» логистика в России на протяжении долгого времени не могла найти применения из-за того, что зачастую применение «зеленых» технологий приводит только к увеличению стоимости логистических издержек. Однако, некоторые международные и российские компании уже начали применять «зеленые решения». На это повлияли такие факторы, как:

- увеличение осведомленности потребителей и желание пользоваться экологичными продуктами (по данным опроса, более чем 50% потребителей в России возрастом старше 18 лет отдают предпочтение продукции от производителя с «зеленой» репутацией и согласны платить больше за экологичные товары; больше всех предпочтение «зеленым» товарам отдают респонденты в возрасте 25-35 лет);

- зарубежное развитие экологистики (международные компании должны соответствовать требованиям партнеров).

Если рассматривать в рамках предприятия направления зеленой логистики, то важным моментом в организации внедрения «зеленого» логистического управления на предприятии будет единое формирование эколого-ориентированной системы.

Рассмотрим на примере принцип применения «зеленой» логистики на стадии транспортирования грузов.

«РЖД» природоохранной деятельностью занимается в рамках «Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года», включающей в себя мероприятия по таким направлениям, как:

техническое перевооружение; •обращение с отходами; •защита от шума;

•охрана и использование водных ресурсов; •охрана атмосферного воздуха.

Таблица 1

Экологическая политика ОАО «РЖД»

Меры для реализации экологической стратегии ОАО «РЖД»

Инфраструктурные Технические Технологические Культурные

Перевооружение инфраструктуры Устройства, которые возобновляют энергии ветра и солнца Применение энергооптимальных графиков движения поездов Формирование корпоративной культуры путем вовлечения персонала холдинга в дело сохранения природы

Модернизация подвижного состава Системы акустики для отпугивания животных Документооборот с безбумажными технологиями

Экраны с шумозащитой

Приведем еще один пример - деятельность ПАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания, которая осуществляет хранение, транспортировку, реализацию и переработку, производство энергоресурсов за рубежом и в России, несет в себе верность принципам устойчивого развития и сохранения для будущих поколений благоприятной окружающей среды. ПАО «Газпром» совершенствует и поддерживает корпоративную систему экологического менеджмента, которая основана в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001 и занимается производственным экологическим контролем и мониторингом, выполняет оценку влияния на окружающую среду хозяйственной деятельности компании.

Самый экологичный на сегодняшний день способ транспортировки грузов - перевозки железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт имеет экологические преимущества перед остальными видами в связи с тем, что он обеспечивается в основном широким использованием электрической тяги (в настоящее время в ОАО «РЖД» на электрической тяге перевозится не менее 80% пассажиров и 85% грузов), которая не загрязняет атмосферный воздух территорий, находящихся рядом с железными дорогами. Для поезда выбросы углекислого газа на каждые 100 пассажиро-км в среднем составляют только 4 кг, при этом для автомобиля количество выбросов равно 14 кг, а для самолета - 17 кг.

На основании вышеизложенного заметим, что окружающей среде самый большой вред наносят перевозки автомобильным транспортом, это связано с использованием топлива, которое по стандарту не выше евро-5, и износом автопарка. Также оказывает негативное влияние на качество дорог использование крупнотоннажных автомобильных перевозок, что, соответственно, ведет к регулярным ремонтным работам и нарушению экологической составляющей (выбросы в атмосферу, потребление дополнительных ресурсов). По всем изложенным критериям вполне подходит относительно новый для России способ транспортирования грузов - контрейлерные перевозки.

Контрейлерные (contrail) перевозки (ам. railintermodal или piggyback) представляют собой комбинацию железнодорожных и автомобильных перевозок (при этом имеется возможность для последующей перегрузки на морской транспорт), при которых транспортируется трейлер, полуприцеп или съёмный кузов (swapbody) с отсутствием водителя и тягача на железнодорожной платформе (TOFC -traileronflatcar).

Одним из примеров успешного развития мультимодальных перевозок в нашей стране можно считать проект развития и внедрения мультимодальных железнодорожно-водных перевозок лесных грузов на полигоне Свердловской железной дороги в страны СНГ. Не менее перспективен и пилотный проект организации контрейлерных перевозок, в котором принимает участие ОАО «РЖД» на маршруте Екатеринбург - Москва. Данные перевозки функционируют в Европе успешно уже более чем 30 лет и каждый год железнодорожная составляющая только увеличивается. Планируется передать 30% всех

действующих автомобильных грузопотоков на железнодорожный транспорт к 2030 г., а к 2050 г. — 50 %.

Контрейлерные перевозки как элемент «зелёной» логистики позволят компании увеличить качество услуг, предоставляемых клиентам, оптимизировать издержки, повысить производительность (увеличение ее конкурентоспособности), повысить условия труда работников, при этом будут сохранены природные ресурсы страны для будущих поколений.

Если рассматривать внедрение зеленых технологий по России в целом, то можно обозначить основные направления деятельности, которые будут перспективны:

- вложение средств в строительство и развитие новых логистических и мультимодальных центров, повышающих эффективность грузовых перевозок и логистических предприятий по стране в целом;

- внедрение на склад специализированных технологий для рациональной организации помещений, тем самым сокращая территории склада и энергопотребления;

- снижение доли автомобильных перевозок, их рационально заменить на водные и морские (самый экологичный транспорт, который может перевозить огромное количество груза, при этом сокращая вредное влияние и количество перевозок);

- строительство новых дорог, развитие транспортных развязок и транспортной системы;

- маркировка упаковок определенными знаками, тем самым уведомляя потребителей об экологической направленности деятельности компании;

- снижение тарифов на утилизацию, что способствует развитию и стимулированию в сфере переработки отходов (из-за высоких расценок сдачи отходов, в большинстве случаев предприниматели не доставляют отходы до зон переработки и складывают их возле утилизационных предприятий).

При применении «зеленых» принципов построения цепей поставок и экологической логистики могут быть следующие результаты:

1. Рациональное использование любых ресурсов предприятия: сокращение энергетических расходов при использовании теплоизоляции складов и солнечных батарей, применение оборотной тары и ее вторичная переработка, планирование оптимальных маршрутов, отказ от бумажного документооборота;

2. Увеличение уровня экологической безопасности, так как при использовании указанных выше технологий и методов зеленой логистики урон окружающей среде значительно понижается;

3. Увеличение мотивации предпринимателей благодаря нормативным актам;

4. Обучение персонала в экологическом плане (в настоящее время используется многими предприятиями, которые направлены на развитие зеленых технологий);

5. Увеличение мотивации и осведомленности потребителей.

Рассматривая все потенциальные результаты внедрения зеленых логистических технологий, в том числе эффективное и рациональное использование любых ресурсов компании, повышение уровня экологической безопасности, снижение наносимого урона природной среде вследствие использования выше перечисленных методов и технологий зеленой логистики, обучение персонала в сфере экологии и так далее, можно утверждать, что объективным требованием современного этапа на данный момент является переход к «зеленой» логистике.

Список использованной литературы:

1. Герами В.Д. Государственное регулирование и рыночное

саморегулирование в сфере «зеленой» логистики/Сб. науч. ст. - Эс-Си-Эм Консалтинг - М., 2015, 36-44 с.

2. Интермодальные перевозки как направление перспективного

развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trcover.ru/krbs-808-2.html(дата обращения: 01.05.2018г).

3. Канаева М. Зеленая логистика в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logistics-life.ru/articles/sovety-po-prakticheskoj -logistike/item/183-zelenaya-logistika-v-rossii (дата обращения: 01.05.2018г).

4. Коблянская И.И. Структурно-функциональные основы формирования эколого-ориентированной логистики, Вестник СумГУ, №1, 2009, с.91-98

5. Кучеров А. В., Шибилева О. В. Концепция «зеленой» экономики:

основные положения и перспективы развития // Молодой ученый. — 2014. — N04. — С. 561-563

6. Малерян К. Будущее за «зеленой логистикой» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rail-legeon.ru/o-kompanii/news/47(дата обращения: 01.05.2018г).

7. Об экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года: Распоряжение от 13.02.2009 № 293-р.

8. Развитие концепции «зелёная» логистика в сфере грузоперевозок в России [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2013/4842.htm(дата обращения: 01.05.2018г).

© Сосновская М.С., 2018

УДК33

Фомина Е.Д.

Магистрантка 2 курса РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация

В данной статье рассматриваются современные подходы к применению маркетинговых концепций в индустрии гостеприимства. Подробно описывается такой инновационный метод, как «чувственный маркетинг».

Ключевые слова

Маркетинговые концепции, индустрия гостеприимства, «чувственные ноты гостеприимства»,

инновационный комплекс маркетинга.

В условиях современного рынка наблюдается постоянный рост конкуренции среди различных компаний, причем в каждой сфере деятельности уровень конкуренции одинаково высок. Такая же тенденция наблюдается и в сфере индустрии гостеприимства, что, в свою очередь, приводит к тому, что компании на данном рынке все чаще обращаются к маркетинговым средствам продвижения и улучшения конкурентных позиций1.

Клиентура индустрии гостеприимства с каждым годом становится все более избалованной и избирательной, ведь потребителю недостаточно, чтобы все было просто хорошо, ему необходимо, чтобы компании постоянно развивались и использовали самые передовые технологии и средства для удержания уровня лояльности целевой аудитории. В связи с данной тенденцией можно отметить, что все больше компаний используют нестандартные методы в комплексе маркетинга гостеприимства.

Однако, не смотря на потребность в использовании инновационных подходов к продвижению компаний в сфере гостеприимства, стоит отметить, что классические концепции маркетинга, такие как «4Р», «7Р» и «9Р» все также применяются, однако не являются гарантией большой эффективности проводимых мероприятий и действий, но зачастую являются основой для использования инновационных методов.

Также следует заметить, что не стоит отменять или преуменьшать значение всех элементов комплекса маркетинга гостеприимства: продукт, цена, каналы сбыта, продвижение, персонал, материальные свидетельства, процессы, планирование и позиционирование, но критически переосмыслить растущее значение некоторых из них представляется важным и даже необходимым.

1 Васильева В.С. Новые тенденции развития гостиничной индустрии // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 2. - С. 11.

~ 147 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.