УДК 338.47 М.Л. Тонкова
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ С ПОМОЩЬЮ «ЗЕЛЕНОЙ» ЛОГИСТИКИ
Транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками на территории Российской Федерации - один из ключевых элементов экономики страны, чья площадь предполагает использование большого числа ресурсов, чтобы доставить груз из одного конца государства в другой. В сфере транспортных компаний наблюдается большая конкуренция, поэтому любая инновация, призванная сократить издержки на осуществление транспортных услуг и, как следствие, снизить стоимость грузоперевозок, может стать весомым преимуществом на рынке для компании, которая рискнет внедрить такую инновацию. Подобным нововведением может стать использование принципов «зеленой» логистики, которая учитывает экологический аспект процесса грузоперевозки. Помимо того, что «зеленая» логистика может уменьшить пагубное воздействие транспортных компаний на окружающую среду, данные принципы призваны оптимизировать потребление ресурсов, в результате чего и сокращаются издержки конкретной транспортной компании. Однако существует ряд факторов, препятствующих внедрению принципов «зеленой» логистики предприятиями, находящимися на территории Российской Федерации. В первую очередь это отсутствие актуальной законодательной базы в данной сфере и малое число российских транспортных компаний, применяющих в своей коммерческой деятельности принципы «зеленой» логистики. В результате не только наносится вред окружающей среде, но и становится невозможным снижение цен на услуги грузоперевозок. Лишь совместная деятельность государства и ведущих транспортных компаний способна безболезненно и максимально выгодно для всех внедрить принципы «зеленой» логистики в сферу транспорта и грузоперевозок.
Ключевые слова: транспорт, «зеленая» логистика, транспортные компании, увеличение прибыли, конкурентное преимущество, экологическая безопасность, окружающая среда, инновация.
Динамичные условия внешней среды всегда стимулировали компании к развитию во всех направлениях их деятельности. Особенно это касается сферы транспортных компаний, где конкуренция высока по сравнению с другими областями.
При выборе транспортной компании для перевозки грузов клиенты рассматривают очень большое количество параметров, основные из них:
• тарифы на перевозку;
• скорость доставки грузов;
• стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
• стоимость упаковки груза;
• номенклатура перевозимых грузов;
• специализированный подвижной состав в парке;
• надежность перевозчика;
• возможность хранения груза до/после перевозки;
• оформление пакета документов;
• выполнение таможенных процедур;
• возможность отслеживать груз онлайн;
• наличие дополнительных услуг (страхование, охрана груза и прочие);
• другие.
К параметрам, рассматриваемым клиентами и поставщиками, на данный момент в полной мере не относятся показатели защиты окружающей среды. Но часть компаний уже начала использовать этот параметр как дополнительное конкурентное преимущество:
• показатели «зеленой» логистики и защиты окружающей среды.
Под «зеленой» логистикой понимают «вид логистики, у которого научно-практическая деятельность учитывает экологические аспекты на всех стадиях движения материального и иных соответствующих ему потоков с целью уменьшения деструктивных воздействий на окружающую среду и оптимизации ресурсопотребления» [1. С.143].
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Актуальность внедрения принципов «зеленой» логистики в реалии рынка транспортных перевозок в России обусловлена многолетним потребительским отношением к окружающей среде. Однако современное общество понимает свою обязанность сохранения естественной среды обитания для будущих поколений. В связи с этим особенно значимыми становятся технологии, позволяющие минимизировать пагубное влияние на окружающую среду.
Главным инициатором внедрения подобных технологий должно стать государство, которому необходимо стимулировать предприятия к использованию «зеленых» технологий. Однако и сами предприниматели не должны относиться к данным принципам как к чему-то чужеродному, насаждаемому «сверху». Ведь использование принципов «зеленой» логистики способно вывести рядовую, малозаметную на фоне конкурентную транспортную компанию на совершенно иной уровень.
Следование принципам «зеленой» логистики даст неоспоримое преимущество компании на рынке. Ведь современные потребители товаров и услуг, помимо стандартных параметров (цены, качества и скорости предоставление услуги), обращают внимание на использование в технологическом процессе технологий, призванных не допустить ухудшение экологической ситуации окружающей среды. Так, использование подобных технологий «придает товарам и услугам «зеленый имидж», и в дальнейшем данное восприятие будет приобретать все большее значение и станет основным атрибутом любой продукции и тогда именно благодаря четкому соответствию экологическим параметрам товар или услуга может приобрести статус премиум класса» [2. С. 52].
Концепция «зеленой» логистики начала формироваться в мире с середины 1980 г. с появлением понятия «социальная ответственность бизнеса». Принципы «зеленой» логистики пропагандирует и Европейская логистическая ассоциация, которая ежегодно проводит европейский рейтинг логистических проектов. Анализ научной литературы показал, что в целом сформировалось преимущественно однозначное понимание сущности «зеленой» логистики, определились принципы и система показателей экологического эффекта логистической деятельности, что свидетельствует о становлении и развитии концепции «зеленой» логистики. Большой вклад в ее развитие внесли И.Н. Омельченко, А.А. Александров, А.Е. Бром, О.В. Белова, которые предложили детализированную систему логистических показателей устойчивости производственного процесса: энергопотребление, материалоемкость продукции, потребление водных ресурсов, степень экологичности продукции, уровень переработки отходов (твердых, жидких, атмосферных), экономический эффект от внедрения концепции устойчивого ресурсосберегающего развития, социальный эффект инвестиций в развитие работников организации [3].
Помимо этого, использование принципов «зеленой» логистики, формирование у потребителя бережного отношения к среде обитания и желания приобретать экологически чистые товары являются одним из условий выхода компании на международный уровень. Компания же, осуществляющая свою деятельность не только на территории Российской Федерации, но и в зарубежных странах, приобретет в глазах нынешних и будущих потребителей определенный статус и авторитет, что, несомненно, станет ее конкурентным преимуществом.
Использование экологически чистых технологий в таких сферах работы компании, как закупки, офисная работа, непосредственно транспортировка груза, его упаковка, а также переработка полученных в ходе деятельности отходов, способно как снизить затраты на эти сферы, так и увеличить прибыль за счет оптимизации основных технологических процессов (табл.).
Данная таблица составлена на основе информации, предоставленной ПАО «ТрансКонтейнер» и текущих цен в России на сентябрь-октябрь 2018г. На основе данных таблицы видно, что внедрение «зеленых» технологий повлияет на все сферы технологического процесса транспортной компании. Причем увеличение затрат нивелируется и увеличением прибыли. Так, сбор отходов для переработки увеличит затраты компании в среднем на 1 %, в то время как сдача отходов на переработку увеличит прибыль компании на 1-3 %. Самой большой статьей увеличения трат станет перевод техники на более экологичное топливо (8-9 %). Самыми большими статьями увеличения прибыли от использования принципов «зеленой» логистики станут налоговые льготы (5-7 %) и оптимизация загрузка транспорта (8-10 %). Таким образом, с внедрением «зеленых» технологий в сферах, представленных в таблице, общие траты увеличатся на 28-39 %, в то время как прибыль также пойдет вверх - на 37-53 %. Таким образом, применение экологичных технологий позволит увеличить прибыль компаний в среднем на 9-14 %.
Сравнение затрат и прибыли транспортных компаний в России от применения принципов
«зеленой» логистики1
Сфера применения «зеленых» технологий в транспортных Операции Увеличение затрат, % Увеличение прибыли, %
компаниях
Отбор поставщиков с учетом использования 5-8
их «зеленых» технологии
Закупки Закупка большими партиями для экономии 2-3
Оптимизация системы закупок 3-5
Оптимизация системы хранения 3-5
Экономия электроэнергии и прочих ресурсов 2-3
Использование экологичных канцелярских товаров (Green Office, BIC) 2
Офисная работа Замена ламп и прочих электроприборов на энергосберегающие 1
Создание документа «"Зеленая" политика 1
компании» (цели, сроки, задачи по мероприятиям внедрения «зеленой» сферы в компании)
Образовательные мероприятия 2
Оптимизация маршрутов 1-2
Техническая поддержка транспорта 5-8
Транспортировка груза Оптмизированная загрузка транспорта 8-10
Сокращение порожнего пробега транспорта 5-7
Переход на более экологичное топливо 8-9
Оптимизация количества упаковочного материала 4-5
Упаковка грузов Увеличение толщины упаковки 2-3
Замена упаковочных материалов на более экологичные 2-5
Сбор отходов для переработки 1
Переработка отходов Сдача отходов на переработку 1-3
Повторное использование материалов 2
Налоговые льготы 5-7
Итого по изменениям затрат и прибыли 28-39 37-53
Итого + 9-14
Несмотря на позитивные статистические данные, немногие компании в Российской Федерации внедряют «зеленые» технологии в технологический процесс своих предприятий. Это обусловлено как субъективными, так и объективными причинами. К первым относятся низкий уровень грамотности населения касательно вопросов защиты окружающей среды и экологического поведения. Люди не привыкли сортировать мусор, покупать экологически чистые товары. Поэтому и производители товаров и услуг опасаются внедрять в производства экологические технологии, боясь, что их затраты не окупятся по причине непонимания со стороны потребителей.
Одна из объективных причин, мешающих внедрению «зеленых» технологий в России, это отсутствие единых законодательных норм, регулирующих отчетность по показателям «зеленой» логистики. На сегодняшний день основными документами, содержащими нормы «зеленой» логистики, являются: • ФЗ «Об охране окружающей среды»;
1 Данные на основе информации ПАО «ТрансКонтейнер» и текущих цен в России на сентябрь-октябрь 2018 г.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
• ФЗ «Об экологической экспертизе»;
• ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
• ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
• Конституция РФ (ст. 42, 58, 72);
• ФЗ «Об особо охраняемых природных технологиях»;
• Водный, Земельный, Лесной кодексы;
• «Экологическая стратегия ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 года и перспективу до 2030 года» [4].
Особое внимание стоит уделить последнему из них. ОАО «Российские железные дороги» разработало экологическую стратегию, призванную решить следующие задачи:
1. В сфере охраны атмосферного воздуха:
- снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, включая выбросы парниковых газов;
- снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, включая выбросы парниковых газов;
2. В сфере обращения с отходами производства и потребления:
- вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- внедрение наилучших существующих природоохранных технологий использования и обезвреживания отходов;
3. В сфере ресурсосбережения:
- повышение энергетической эффективности, снижение материалоемкости технологических процессов, повышение производительности труда.
Проанализировав законы и нормативно-правовые акты, необходимо отметить, что в России отсутствуют единые нормы отчетности компаний по показателям использования принципов «зеленой» логистики.
Также на сегодняшний день в России нет и унифицированной формы, которая позволила бы по единому шаблону предоставлять отчеты компаний по показателям «зеленой» логистики, а, следовательно, и единого регулирования данной сферы.
Если данные о загрязнении окружающей среды компаниями будут в открытом доступе, выбор поставщиков и партнеров будет производиться не только на основании экономической выгоды и привлекательности предлагаемых товаров и услуг, но и с учетом вклада каждой фирмы в защиту окружающей среды. Примером такой программы является «EcoTransIT World» [5]. Программа «EcoTransIT World» помогает пользователям в выборе наиболее экологичной перевозки. Разработчики создали унифицированную форму для отчетов транспортных компаний. Это станет дополнительным стимулом для повышения доли «зеленой» логистики в их деятельности.
«EcoTransIT» рассчитывает выбросы вредных веществ для грузовых перевозок для всех видов транспорта. Это позволяет пользователям оптимизировать глобальные логистические цепи и получать достоверные данные о влиянии перевозки на окружающую среду. Клиенты сами смогут выбирать транспортную цепь по критериям и экономичности, и экологичности. Также с помощью расчетов компании могут наглядно увидеть собственный вклад в преодоление экологических проблем, сравнить свою деятельность с другими компаниями и предоставить клиентам и поставщикам актуальные данные об использовании «зеленых» технологий (см. рис.) [5].
На рисунке представлена часть расчета перевозки 40-футового контейнера из Москвы в Санкт-Петербург автомобильным, железнодорожным и воздушным видами транспорта. Проанализировав данные диаграмм, мы видим, что наименее экологичным способом транспортировки груза является авиатранспорт. При данном виде транспортировки в атмосферу выбрасывается большое количество углекислого газа и оксида азота, что, однако, не отменяет преимущества авиатранспорта в вопросе оперативности осуществления транспортной услуги. Наиболее экологичным и наименее быстрым способом грузоперевозки является транспортировка поездом. Автотранспорт занимает промежуточное положение.
В России далеко не все транспортные компании публикуют данные о влиянии своей деятельности на окружающую среду. Но часть участников рынка уже начала предоставлять такую информацию по запросу клиента. Открытая публикация информации о нанесенном вреде окружающей среде наглядно покажет результаты деятельности каждой компании и поможет клиентам сделать более рациональный выбор перевозчика.
Energy consumption {WTW)
Energy resource consumption [Megajoule]
TSTruck TSTrain TSAirplane
Truck 265;543 12:594
Train 177.295
Airplane 7:273:S07
Sum: 265,543 177,295 7,286,401
e EcoTfn5rE Т.огд
C02 emissions (WTW) Greenhouse Gas, dimate changes Uornes]
TSTruck TSTrain TSAirplane
Truck 19.57 0.93
Train 7.43
Airplane 533.40
Sum: 19.57 7.43 534.33
ё Eco
Рис. Результаты расчета программы «EcoTransIT»: сравнение выбросов вредных веществ
различными видами транспорта (TS Truck - автомобильный, TS Train - железнодорожный
и TS Airplane - воздушный транспорт)
Необходима унификация вышеперечисленных законов и нормативно-правовых актов. Это возможно, например, путем ужесточения штрафов для компаний, неэкономично использующих природные ресурсы, и поощрений для предприятий, использующих технологии с минимальным воздействием на окружающую среду.
Одной из транспортных компаний, на данный момент активно использующей и публикующей результаты «зеленых» технологий, является ПАО «ТрансКонтейнер» [6].
ПАО «ТрансКонтейнер» разработала и внедрила план, который уменьшает пагубное влияние деятельности компании на экологическую ситуацию и минимизирует негативное влияние на окружающую среду. Основные шаги компании касательно природоохранных мероприятий:
• установление жесткого ограничения на количество выбросов и отходов;
• использование фильтров, очистных сооружений;
• заключение соглашений с компаниями, занимающимися утилизацией опасных отходов;
• сбор и хранение твердых отходов согласно нормам СанПиН.
ПАО «ТрансКонтейнер» также много внимания уделяет энергоэффективности, системно подходя к вопросам экономии электроэнергии. Для этого компания использует топливосберегающие системы, энергосберегающие лампы в освещении помещений; оптимизирует дорожные маршруты и погрузочно-разгрузочные работы.
На примере компании ПАО «ТрансКонтейнер» мы видим успешное внедрение принципов «зеленой» логистики в технологический процесс. Это активно развивающаяся компания, которая осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, стран СНГ, Европы и Азии. Во многом выйти на международный уровень данной компании помогло именно своевременное внедрение принципов «зеленой» логистики.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Таким образом, стремление транспортных компаний к внедрению «зеленой» логистики в деятельность, а, следовательно, и к повышению экологической безопасности окружающей среды является не только проявлением социальной ответственности бизнеса, но и весомым конкурентным преимуществом в условиях растущего уровня общественного сознания.
С использованием принципов «зеленой» логистики прибыль транспортных компаний может увеличиться на 9-14 %. Для этого транспортным компаниям необходимо:
1. Публиковать данные о влиянии компании на окружающую среду в открытом для клиентов доступе.
2. Развивать все направления деятельности с учетом экологичности, и постоянно внедрять новые «зеленые» технологии.
Со стороны государства необходимо:
1. Вносить корректировки в законодательство в сфере экологической безопасности для унификации требований, регулирующих влияние транспорта на окружающую среду.
2. Стимулировать компании на внедрение инноваций в свою деятельность, способствующих сохранению окружающей среды, путем грантов, инвестиций и льготного налогового режима.
Проанализировав ситуацию на рынке транспортных услуг, можно сделать вывод, что на данный момент ни транспортные компании России, ни государство не готовы к внедрению принципов «зеленой» логистики и защиты окружающей среды в свою деятельность в полной мере. Этот вопрос можно рассматривать только с точки зрения долгосрочных перспектив.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сосновская М.С. Проблемы и перспективы развития «зеленой» логистики в России // Инновационная наука. 2018. № 5-1. С. 143-146.
2. Левчегов Н.И. Перспективные направления развития «зеленой» логистики в России // Вестн. Ростовского гос. эконом. ун-та (РИНХ). 2017. № 4 (60). С. 51-54.
3. Основные направления развития логистики ХХ1 века: ресурсосбережение, энергетика и экология / И.Н. Омельченко, А.А. Александров, А.Е. Бром, О.В. Белова // Изв. УрГЭУ Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электрон. журн. 2013. № 10 (12). URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/econom/log/118.html.
4. «Экологическая стратегия ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 года и перспективу до 2030 года», утверждена распоряжением ОАО «РЖД» 13 февраля 2009 г. 293 р. URL: http://www.rzd-expo.ru/innovation/ regulatory_documents/07_293r.pdf
5. Официальный сайт «EcoTransIT World». URL: https://ecotransit.org/calculation.en.html
6. Официальный сайт ПАО «ТрансКонтейнер». URL:https://trcont.com/the-company/sustainable-development/ environment.
Поступила в редакцию 17.10.2018
Тонкова Мария Леонидовна, аспирант
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9 E-mail: [email protected]
M.L. Tonkova
HOW TO INCREASE TRANSPORT COMPANIES' PROFIT USING GREEN LOGISTICS
Transport companies engaged in cargo transportation on the territory of the Russian Federation are one of the key elements of the country's economy, which area involves the use of a huge number of resources to deliver cargo from one side of the country to another. In the field of transport companies, there is great competition, so any innovation designed to reduce costs for the implementation of transport services and, consequently, reduce the cost of transportation, can be a significant advantage in the market for a company that risks introducing such an innovation. Such an innovation can be the use of the principles of green logistics, which takes into account the environmental aspect of the process of transportation. In addition to the fact that green logistics can reduce the detrimental impact of transport companies on the environment, these principles are designed to optimize resource consumption, as a result of which the costs of a particular transport company are reduced. However, there are a number of factors hindering the implementation of the principles of "green" logistics by enterprises located in the territory of the Russian Federation. First of all, this is the absence of an actual legislative base in this area and a small number of Russian transport companies that apply the principles of
green logistics in their business activities. As a result, not only harm done to the environment, but it also becomes impossible to lower prices for freight services. Only the joint activities of the state and the leading transport companies are capable of painless and most beneficial for all to introduce the principles of green logistics in the field of transport and freight.
Keywords: transport, green logistics, transport companies, profit increasing, competitive advantage, environmental safety, environment, innovation.
Received 17.10.2018
Tonkova M.L., postgraduate student
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University 9 Moskovsky pr., Saint-Petersburg, Russia, 190031 E-mail: [email protected]