Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ИНСТРУМЕНТАРИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / HUMAN CAPITAL / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / COMMERCIALIZATION / INNOVATIVE ECONOMY / ECONOMIC GROWTH / QUALITY OF HUMAN CAPITAL / FINANCIAL INNOVATIONS / FINANCIAL MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваненко Л.В., Андреев О.С.

В статье рассматривается необходимость признания экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях в сравнении с другими видами экономических ресурсов. Актуальность решения проблемы функционирования системы высшего образования диктуется необходимостью применения новых подходов к управлению образовательным учреждением. Успешные компании направляют усилия на формирование и развитие системы управления образовательными учреждениями, призванными наладить эффективную работу с интеллектуальными ресурсами, которые становятся сегодня еще мало используемыми. Все эти обстоятельства объясняют появление особого интереса ученых и практиков к управлению интеллектуальным капиталом и эффективностью процесса знаний. В этой связи возникает необходимость в постоянном обновлении и изменении, а это значит, что знания всегда носят инновационный характер. При этом наибольший интерес представляют пути трансформации вузов в организации нового типа, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, развитие инновационных технологий, поддержку наукоемких исследовательских проектов и управление ими. Тесное взаимодействие бизнес-корпораций с университетским сообществом формирует диверсифицированную финансовую базу, развивает контакты с бизнесом, обществом и государством, стимулирует широкое распространение в научной среде и образовательном поле инициативности и поддержки внедрения инноваций. Новый концептуальный подход обогатил практику прогрессивными методами, технологиями управления людьми в сложной инновационной среде. Приоритетами стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам производительности труда и качеству жизни. Основными составляющими научной новизны являются регулирование и взаимное влияние функционирующей инфраструктуры и применяемой методологии высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иваненко Л.В., Андреев О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE FUNCTIONING OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM WITHIN THE FRAMEWORK OF AN INNOVATIVE ECONOMY

The proposed article considers the need to recognize the economic utility and social value of human resources, the development of which requires investment in comparison with other types of economic resources. The urgency of solving the problem of functioning of higher education system is dictated by the need to apply new approaches to the management of an educational institution. Successful companies focus their efforts on creating and developing a management system for educational institutions designed to work effectively with intellectual resources that are becoming less used today. All these circumstances explain the emergence of a special interest of scientists and practitioners in the management of intellectual capital and the effectiveness of the knowledge process. In this regard, there is a need for constant updating and change, which means that knowledge is always innovative. At the same time, the most interesting are the ways of transforming universities into a new type of organization focused on meeting the needs of the market, making a profit, developing innovative technologies, supporting high-tech research projects and managing them. Close interaction of business corporations with the University community, forms a diversified financial base, develops contacts with business, society and the state, and encourages the widespread use of initiative and support for innovation in the scientific and educational environment. The new conceptual approach has enriched the practice with progressive methods and technologies for managing people in a complex innovative environment. The priorities were flexible forms of labor use, continuous improvement of the quality of human resources, new approaches to organizing and stimulating labor, and addressing cultural and ethical factors of labor productivity and quality of life. The main components of scientific novelty are the regulation and mutual influence of the functioning infrastructure and the applied methodology of higher education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI: 10.18287/2542-0461-2020-11-3-49-57 Дата: поступления статьи / Submitted: 16.06.2020

УДК 338.1:378 после рецензирования / Revised: 26.07.2020

JÜU Научная статья / Scientific article принятия статьи / 28.08.2020

Л.В. Иваненко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация E-mail: ivanenko_lv@mail.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2394-1797

О.С. Андреев

Самарский государственный экономический университет, г. Самара, Российская Федерация E-mail: andreevoleg1984@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3183-9688

Современные тенденции функционирования системы высшего образования в рамках инновационной экономики

Аннотация: В статье рассматривается необходимость признания экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях в сравнении с другими видами экономических ресурсов. Актуальность решения проблемы функционирования системы высшего образования диктуется необходимостью применения новых подходов к управлению образовательным учреждением. Успешные компании направляют усилия на формирование и развитие системы управления образовательными учреждениями, призванными наладить эффективную работу с интеллектуальными ресурсами, которые становятся сегодня еще мало используемыми. Все эти обстоятельства объясняют появление особого интереса ученых и практиков к управлению интеллектуальным капиталом и эффективностью процесса знаний. В этой связи возникает необходимость в постоянном обновлении и изменении, а это значит, что знания всегда носят инновационный характер. При этом наибольший интерес представляют пути трансформации вузов в организации нового типа, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, развитие инновационных технологий, поддержку наукоемких исследовательских проектов и управление ими. Тесное взаимодействие бизнес-корпораций с университетским сообществом формирует диверсифицированную финансовую базу, развивает контакты с бизнесом, обществом и государством, стимулирует широкое распространение в научной среде и образовательном поле инициативности и поддержки внедрения инноваций. Новый концептуальный подход обогатил практику прогрессивными методами, технологиями управления людьми в сложной инновационной среде. Приоритетами стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам производительности труда и качеству жизни. Основными составляющими научной новизны являются регулирование и взаимное влияние функционирующей инфраструктуры и применяемой методологии высшего образования.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновации, инновационное развитие, коммерциализация, инновационная экономика, экономический рост, качество человеческого капитала, финансовые инновации, инструментарии финансового менеджмента.

Цитирование. Иваненко Л.В., Андреев О.С. Современные тенденции функционирования системы высшего образования в рамках инновационной экономики // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11, № 3. С. 49-57. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-49-57.

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

L.V. Ivanenko

Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: ivanenko_lv@mail.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2394-1797

O. S. Andreev

Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation E-mail: andreevoleg1984@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3183-9688

Current trends in the functioning of the higher education system within the framework of an innovative economy

Annotation: The proposed article considers the need to recognize the economic utility and social value of human resources, the development of which requires investment in comparison with other types of economic resources. The urgency of solving the problem of functioning of higher education system is dictated by the need to apply

new approaches to the management of an educational institution. Successful companies focus their efforts on creating and developing a management system for educational institutions designed to work effectively with intellectual resources that are becoming less used today. All these circumstances explain the emergence of a special interest of scientists and practitioners in the management of intellectual capital and the effectiveness of the knowledge process. In this regard, there is a need for constant updating and change, which means that knowledge is always innovative. At the same time, the most interesting are the ways of transforming universities into a new type of organization focused on meeting the needs of the market, making a profit, developing innovative technologies, supporting high-tech research projects and managing them. Close interaction of business corporations with the University community, forms a diversified financial base, develops contacts with business, society and the state, and encourages the widespread use of initiative and support for innovation in the scientific and educational environment. The new conceptual approach has enriched the practice with progressive methods and technologies for managing people in a complex innovative environment. The priorities were flexible forms of labor use, continuous improvement of the quality of human resources, new approaches to organizing and stimulating labor, and addressing cultural and ethical factors of labor productivity and quality of life. The main components of scientific novelty are the regulation and mutual influence of the functioning infrastructure and the applied methodology of higher education.

Key words: human capital, innovation, innovative development, commercialization, innovative economy, economic growth, quality of human capital, financial innovations, financial management tools. Citation. Ivanenko L.V., Andreev O.S. Current trends in the functioning of the higher education system within the framework of an innovative economy. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2020, vol. 11, no. 3, pp. 49-57. DOI: http://doi.org/10.18287/ 2542-0461-2020-11-3-49-57. (In Russ.)

Information on the conflict of interest: authors declare no conflict of interest.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

© Лариса Викторовна Иваненко - доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

© Олег Станиславович Андреев — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия, Самарский государственный экономический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

© Larisa V. Ivanenko - Doctor of Economics, professor of the Department of Human Resource Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. © Oleg S. Andreev - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Economics, Organization and Strategy of Enterprise Development, Samara State University of Economics, 141, Sovetskaya Armii Street, Samara, 443090, Russian Federation.

Введение

В настоящее время роль образования трансформируется в особый фактор, который позволяет нивелировать риски от происходящих процессов в развитии мировой экономики.

Значение образования, являющегося одной из главных составляющих структуры общества любого государства, непрерывно растет.

В настоящее время образование и наука служат генератором идей для производительных сил, способных к опережению технологического прогресса.

Развитие науки и техники является мощным ускорителем совершенствования конкурентных преимуществ страны. В этой связи экономика, основанная на использовании знаний и инновационных технологий, может быть ключевым фактором для получения результативных показателей качественно новых трансформаций в формировании нового уровня человеческого капитала и построении качественно нового общества, имеющего высокотехнологичные характеристики.

Высшее образование, несмотря на все мировые преобразования, остается важнейшим социальным институтом, функционирующим звеном, необходимым для удовлетворения общественных потребностей, обеспечивающих получение высокого качества человеческого капитала. Сегодня данный сектор быстро реагирует на все происходящие в обществе изменения. Вместе с тем расширение международных границ национальных культур, актуальные тенденции в развитии наукоемких технологий и повышении качества менеджмента современного бизнеса и государственного управления своеобразно отображаются в системе образования [1].

Основными тенденциями международной интеграции, влияющими на систему высшего образования, являются:

- глобализация хозяйственной жизни;

- усложненные формы международного разделения труда;

- увеличение гибкости и открытости национальных экономик.

Формирующаяся глобальная система высшего образования имеет характерные признаки ассоциативного типа. Следует отметить, что определяющими принципами развития всех образовательных систем служат международные, локальные и региональные особенности.

Мировая система высшего образования наделена таким признаком, как равновесность, которая, в свою очередь, достигается путем непрерывного воспроизводства человеческого капитала с присутствием правового контента. Равновесность проявляется через постоянную положительную трансформацию системы высшего образования, ее умением адаптироваться к изменениям современного мира.

Можно сказать, что уже сформировалась некая глобальная система высшего образования с характерными для нее признаками.

К ним относятся:

- открытый рынок образовательных услуг, включающий в себя некие локальные образовательные учреждения;

- сохранение традиционных элементов, характерных для той или иной локальной образовательной системы;

- внедрение принципов международной образовательной интеграции.

В целом изменения, происходящие в настоящее время на глобальном рынке образования, в своей перспективе направлены на стирание международных границ между знаниями и технологиями.

Интеграционные процессы в глобальной системе высшего образования и развитии человеческого капитала, росту которого оно способствует, а также реформы, реализуемые в системе высшего образования, нацеленные на подготовку кадров, нужных современной экономике, зависят от достаточности объемов и слаженности механизмов финансирования [2].

Глобальное высшее образование представляет собой структуру, сформированную из взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих элементов, которые не только имеют определенные характерные признаки, но и наделены свойствами, способствующими объединению высшего образования в единую мировую систему.

В частности, к ним необходимо отнести образовательные учреждения, формирующие устойчивые связи с зарубежными партнерами и организациями, а также отдельные локальные системы, которые совместно с различными международными образовательными организациями разрабатывают наднациональную стратегию развития для всего международного образовательного пространства [3].

Основная часть

За годы эволюции системы высшего образования в мировой экономике интерес общества к качеству содержания и процессу формирования человеческого капитала неизменно возрастает, хотя основные показатели его динамики были достигнуты в конце 90-х годов. Так, на фоне роста численности обучающихся по академическому обмену в течение последних пяти лет наблюдается сокращение объемов национальных образовательных систем, что негативно влияет на основные функции и фактическую роль человеческого капитала.

Естественно, что под воздействием интеграционных процессов трансформация национальных образовательных систем влечет за собой как благоприятные, так и негативные последствия.

Одним из основных вызовов глобализации, охватившей все процессы, происходящие в мире, стала необходимость повышения конкурентоспособности государства.

При этом развитие, формирование и рост интеллектуального потенциала представляются одними из основных критериев конкурентоспособности любого государства.

В свою очередь высшее образование выполняет важнейшую роль в эволюции человеческого капитала. Именно качественный человеческий капитал составляет базисную основу в развитии способностей и аналитических навыков человека и тем самым способствует эволюции экономики, определяет принятие решений, которые влияют на все общество в целом [4].

Не вызывает сомнения, что для современного социума необходимость в высокообразованных и мобильных кадрах чрезвычайно актуальна.

В то же время именно социум, стимулируя рынок труда, может воздействовать на качественное высшее образование.

Сегодня необходимо рассматривать социально-экономическое положение страны с учетом качества человеческого капитала, состояния образования и уровня использования инновационных технологий в производстве, жизнедеятельности и жизнеобеспечении.

Основной целью дальнейшего совершенствования образования и науки в настоящее время является повышение его роли в развитии человеческого капитала для устойчивого роста экономики, увели-

чения конкурентоспособности и ускоренной модернизации страны с учетом цифровизации и иных инноваций. В свете данного положения значительное внимание требуется уделить системным принципам экономических преобразований и формированию нового мировосприятия, образа мышления и поведения субъектов бизнеса в условиях трансформации экономики, которым должна служить теория человеческого капитала [5].

В этой связи необходима оценка образования в обществе:

- в качестве фактора;

- как инструмента;

- как элемента управления;

- как индикатора состояния.

Фактор управления образованием представляется в виде накопления знаний и умений в течение всего цикла формирования человеческого капитала. В качестве инструмента образование можно рассматривать через механизм финансирования. С точки зрения управления образование выступает ключевым элементом как в управлении компанией, так и обществом в целом.

Как индикатор образование целесообразно представить в виде качественной составляющей человеческого капитала, так как образование, формируя национальное богатство, разносторонне влияет на все элементы и направления формирования человеческого капитала [6].

Понимание значимости человеческого капитала в современных условиях позволяет раскрыть его содержание и сущность с учетом изменений, произошедших в развитии мировой экономики.

Немаловажным является универсализация содержания образования, вызванная потребностями развития человеческого капитала, усилением кризиса образования, который, в свою очередь, выражен неудовлетворенностью его результатами.

На сегодняшний день инновации, используемые в образовании, делают его более доступным, обеспечивая диссеминацию знаний всего мирового образовательного пространства. Это способствует изменению структуры затрат на образование, его стоимости и, как следствие, источников финансирования.

Инновационное развитие любого государства обуславливает высокие качественные требования к человеческим ресурсам.

На рынке труда сегодня уровень профессионализма кадров далеко не соответствует современным научным и техническим требованиям. Так, ведущие отрасли промышленности, например, такие как машиностроение и металлообработка, нефтехимическая и другие, в процессе начавшейся модернизации, цифровизации, активного внедрения инноваций и совершенствования основного капитала столкнулись с проблемой острого дефицита высококвалифицированных специалистов.

Во многих странах опосредуется проявление тенденций, демонстрирующих усиление важности человеческого капитала в развитии общества через рост диапазонов высшего образования, усложнение форм и типов предоставления образовательных услуг, развитие международной интеграции в системе высшего образования. При этом расширение диапазона высшего образования сегодня базируется на развитии идеи «экономики, основанной на знаниях».

Однако кризис в мировой экономике и пандемия привели не только к снижению ВВП, но и к резкому сокращению объемов расходов бюджета по всем направлениям и, конечно, на образование, в том числе высшее. Одновременно это отразилось и на платежеспособности населения, приведя тем самым к сокращению числа людей, получающих высшее образование [7].

Другой тенденцией, формирующейся и развивающейся особенно активно со второй половины прошлого столетия, является синергетический подход к компонентам высшего образования по установленному формату, уровням и информационному контенту.

Вместе с тем в условиях увеличения многообразия высших учебных заведений, предоставляющих компетенции и навыки через обучение, основанные на принципах самообразования, важность классических университетов не только не ослабла, но и усилилась.

Необходимо учитывать и тот факт, что организации образования, действующие на локальном рынке образовательных услуг, имеют все признаки компаний, функционирующих в реальном секторе экономики. К ним прежде всего относятся такие признаки, как взаимодействие или конкуренция, которые способствуют выработке основных направлений развития глобальной системы.

Это свидетельствует, что принципы глобальной образовательной системы постепенно внедряются в деятельность национальных образовательных систем, тем самым стирая границы в международном образовательном пространстве.

Базисной основой для изменений становится применение регламентированных правил академической свободы, которые традиционно регулируют деятельность классических университетов. Кроме того, весомую роль в исследовании заняли различные документы, принимаемые на международных форумах, имеющие нормативное значение, которые предопределили дальнейший вектор развития высшего образования [8].

Весьма актуальна проблема финансирования прогрессирующих потребностей системы высшего образования. Увеличение контингента студентов и технологических затрат на их обучение создает негативные предпосылки для учебных заведений в части сокращения затрат на апгрейде инфраструктуры, библиотечных фондов, на международном сотрудничестве, на ротации и обмене профессорско-педагогических кадров и т. д.

Диверсификация высшего образования создала сложности в процессе его соответствия существующим стандартам и тем самым выявила наличие квалитативных различий в разных типах учебных заведений.

Эти сложности проявляются в качественных характеристиках контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава, а также в уровне подготовки в государственных и негосударственных вузах [9].

Формирование глобальной системы высшего образования, отвечающей возрастающей необходимости в межцивилизованном взаимопонимании, вызванное глобальным характером новейших средств коммуникации и локальных образовательных рынков, имеет позитивные последствия.

Однако следует учитывать и тот факт, что открытость образовательных систем и академическая мобильность участников образовательного процесса приводит к своеобразному оттоку «умов», что негативно влияет на экономическое развитие разных стран.

Данное явление характеризуется обесцениванием человеческого капитала, что является отличительной чертой для развивающихся стран.

При этом высокоразвитые и развитые страны ведут благоприятную миграционную политику для этих процессов. Несомненно, интеграция высшего образования в глобальную образовательную систему должна координироваться и регулироваться со стороны мировой общественности.

В настоящее время основным вектором преобразований, происходящих в системе высшего образования, является его совершенствование. Изменения затронули все стороны функционирования системы высшего образования.

Нами рассматривается развитие системы высшего образования через призму главных элементов механизма финансирования. Для этих целей требуется определить основной критерий, объединяющий элементы механизма финансирования, позволяющий достичь обозначенной цели.

Исследование сущности человеческого капитала с позиции его финансирования показало, что отношение ученых к данному вопросу имеет четкую эволюцию - от затратного к инвестиционному.

Существующие подходы к толкованию сущности человеческого капитала в большинстве своем носят либо:

- структурно-затратный подход (виды затрат, расходов - Дж. Кендрик, Г. Беккер, Корчагин Ю.А., аналитики Всемирного банка);

- ресурсный (сформированный актив - Фишер С., Муллиган Г.);

- инвестиционный, или критериальный (Тряпицына А.П., Щульц Т., Нестеров Л., Денисон Э.).

Важными элементами, составляющими основу механизма финансирования, могут быть

обозначены регулирование, методология, инфраструктура, финансирование.

Регулирование рассматривается как критерий для механизма финансирования, поскольку любое поступление, распределение и использование финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.

Регулирование в данном аспекте представляется как принятие и отмена нормативных правовых актов, определивших порядок финансирования; вступление и/или создание региональных и международных ассоциаций для целей интеграции, изменивших объемы или инструменты финансирования.

Методология рассматривается как единый механизм организации деятельности системы высшего образования, метод применения новых подходов в организации деятельности вузов, выявление и применение инноваций в организации учебного процесса, определяющих дальнейшую политику подготовки кадров.

Государственный заказ в рамках методологии служит в качестве инструмента регулирования, выраженного через инструмент финансирования. Методика расчета его финансовых объемов демонстрирует связь как инфраструктурного фактора, так и методологического.

Однако при рассмотрении финансирования государственных вузов необходимо учитывать расходы, связанные с содержанием и материально-технической поддержкой их деятельности. Государственные вузы, имеющие особый статус, финансируются по индивидуальным нормам и нормативам. Данный подход позволяет государству через механизм финансирования подтверждать правовой, методологический и инфраструктурный статус таких университетов.

Влияние инфраструктуры можно оценивать через изучение таких достижений в развитии, как:

- внедрение академических свобод и демократических подходов к управлению;

- расширение полномочий высших учебных заведений;

- проведение реструктуризации сети вузов и научно-исследовательских центров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- официальная легитимность автономии вузов как один из критериев социальной эффективности высшего образования.

К финансированию предъявляется комплексный подход, который обеспечивает тесную корреляцию между составными ее частями - регулированием, методологией, инфраструктурой и самим финансированием.

Финансирование расходов государственных вузов на содержание их материально-технической инфраструктуры осуществляется с использованием нормативного метода к определению затрат различных ресурсов.

Нормативный метод заключается в финансировании расходов с использованием норм и нормативов (регулирующий фактор) по каждой статье бюджетной классификации (методологический фактор) при строго целевом использовании выделяемых средств (инфраструктурный фактор).

Состояние и развитие высшего образования в России во многом определено международными интеграционными процессами, происходившими и происходящими в глобальной системе высшего образования.

Если рассматривать человеческий капитал в широком понимании, то совершенно очевидно, что он не только является системообразующим фактором экономического развития, но и имеет важное значение для развития общества и семьи.

Эти элементы образуют ту часть трудового потенциала, знаний, компетенций, навыков и определенных методов обеспечения интеллектуального труда, которые способствуют эффективному функционированию человеческого капитала [10].

В последние годы весомая роль технологий акцентировала приоритетность адаптируемости навыков и компетенций личности к иногда совершенно не совместимым между собой процессам и явлениям. Более того, адаптируемость и развиваемость навыков и компетенций стали новыми качественными характеристиками человеческого капитала ХХ1 века.

Важнейшими характеристиками человеческого капитала всегда признавались:

- квалифицированная рабочая сила;

- совокупность знаний и компетенций, практических навыков и способностей к инновационным изменениям;

- система ценностей, культуры и философии бизнеса.

Человеческий капитал представляет собой совокупность важнейших компонентов, характеризующих качественную сторону человеческих способностей и навыков. Не вызывает сомнений вывод, что качество человеческого капитала определяют такие основные факторы развития личности, как образование и здоровье. С учетом поставленных задач основной детерминантой выступает образование.

В свою очередь образование формирует качественную сторону человеческого капитала, определяя такие критериальные характеристики, как: уровень здоровья, материальные ценности, психологическую составляющую человеческого капитала. Именно эта значимость позволяет подтвердить аргументы в пользу вывода, что образование должно выступать первым приоритетом в развитии человеческого капитала.

С учетом фактических реалий современной рыночной экономики в обществе появился значимый фактор - интеллектуальные возможности самого человека. На сегодня человек, его знания, умения и навыки становятся мощной производительной силой, определяющей ход развития производства, его эффективность, качество и темпы роста.

Высшее образование занимает существенное место в процессе эволюции человеческого капитала. Именно высококачественный человеческий капитал составляет базисную основу в развитии способ-

ностей и аналитических навыков человека и тем самым способствует развитию экономики, определяет принятие решений, которые влияют на все общество в целом [11].

Развитие и накопление человеческого капитала является одним из важнейших видов капитала с высокой стоимостью.

Существует четкая взаимосвязь между природой человеческого капитала и его качественным состоянием с его способностью привлекать инвестиции и самофинансироваться, т. е. фондироваться.

В своем изначальном происхождении человек проявляет себя как социально и общественно значимую личность только в результате своей собственной деятельности, которая необходима обществу. Это должно выразиться через спрос на его рабочую силу, умения, знания, навыки, способности и талант со стороны работодателя.

Наличие конкретных условий (экономических, правовых, социальных) позволит обеспечить реализацию человеческого потенциала (ресурсов) в результаты деятельности, выраженные в законченной товарной форме и приносящие определенный экономический эффект.

Сущность человеческого капитала изучалась исследователями с позиции составляющих и формирующих его элементов. Научные публикации первых исследований по проблематике человеческого капитала, появившиеся во второй половине ХХ века, акцентируют наше внимание на расходы, связанные с его формированием.

С позиции сущности человеческого капитала под ним следует понимать совокупность личностных активов, формируемых человеком в процессе его жизнедеятельности за счет инвестиций, приводящих к получению экономического эффекта от их применения и способствующих росту этих активов.

Инвестирование в человеческий капитал в процессе своей эволюции прошло несколько этапов:

- затратный подход (расходы на образование, расходы на здравоохранение и т. д.), когда человеческий капитал рассматривался как сфера потребления, не приносящая доходов;

- финансирование человеческого капитала (вложение средств в формирование человеческого капитала стало рассматриваться как имеющее цель получение дохода, вложения как капиталовложения);

- фондирование человеческого капитала (вложение средств в развитие человеческого капитала может происходить как за счет внешних, так и за счет внутренних источников, фондирующихся из дохода, образующегося от вложений в сам человеческий капитал).

В мировой науке и практике к определению величины человеческого капитала сформировалось множество подходов, которые в своей основе зависят от гносеологии данного понятия и известны как затратный, дисконтный и метод ФРАСКАТ.

Затратный метод определения величины человеческого капитала позволяет оценить величину человеческого капитала как на микро-, мезо-, так и на макроуровне.

Оценка стоимостного выражения человеческого капитала посредством применения дисконтного метода нашла свое применение в исследованиях многих международных исследовательских институтов.

С их позиции стоимость человеческого капитала определяется посредством заданной нормы доходности валового национального богатства. Стоимость человеческого капитала рассчитывается так, что из полученной величины методом вычитания, исключаются стоимость природных ресурсов (природный капитал), производственный (бизнес) капитал и стоимость прочих активов. Данная методика позволяет оценить стоимость человеческого капитала только на макроуровне и применяется в лишь межстрановом сравнении.

Алгоритм методология ФРАСКАТ включает следующие этапы. Изначально определяются общие текущие затраты на научную работу, в том числе на фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки. Затем выявляется значение этих расходов, накопленных за отчетный период. В результате суммирования накоплений, изменений в запасах, вычитания потреблений за текущий период определяется валовое накопление. Разность между суммарными текущими расходами и валовым накоплением дает значение чистого накопления человеческого капитала [12].

Выводы

В процессе данного исследования получены следующие выводы.

Под фондированием человеческого капитала следует понимать способность человеческого капитала (вложений, направляемых в его финансирование) абсорбировать ресурсы и самовозобновляться во внутренние ресурсы развития. Как процесс фондирование человеческого капитала предусматривает абсорбцию (полное освоение) вложенных средств и их повторное (неоднократное) возобновление в качестве внутренних источников финансирования.

В последние годы наблюдается тенденция обесценивания человеческого капитала, которую необходимо рассматривать сквозь призму ослабления инвестирования в человеческий капитал. Инвестирование - это важнейшее условие воспроизводства человеческого капитала. Хотя несомненно, что инвестиции в человеческий капитал не являются основным фактором, влияющим на его качественные характеристики. Эффективное инвестирование в человеческий капитал создает достаточные условия для того, чтобы повысить конкурентоспособность и эффективность экономики государства. Следует отметить, что инвестирование обусловлено усилением интеллектуальных характеристик человеческого капитала и эффективностью использования человеческих ресурсов.

В отличие от невоспроизводимых природных ресурсов, человеческий капитал, находясь в состоянии непрерывного изменения и развития, неисчерпаем.

В настоящее время вложения в человека характеризуются достаточно солидными средствами как по объему, так и по времени. Недостаточные вложения в человеческий капитал чреваты необратимыми последствиями. Это объясняется тем, что результатом длительного недоиспользования человеческого капитала является его деквалификация, которая начинает происходить нарастающими темпами.

В условиях сложных политико-социальных и интеграционных процессов в мировой экономике развитие человеческого капитала на фоне снижения доходов от экспорта нефти, повышения уровня социозначимых рисков обусловило необходимость более пристального изучения его проблем и связанных с этим вопросов финансирования.

Современная система высшего образования глобальна, открыта, сохраняет при этом традиционные элементы национальных образовательных систем, демонстрирует активное внедрение принципов международной образовательной интеграции.

Таким образом, одной из главных задач инвестирования в человеческий капитал следует рассматривать финансирование системы высшего образования.

Проблемы финансирования (недостаток средств, временной разрыв, нецелевое освоение, неэффективная организация учебного процесса через рост затрат на педагогическую нагрузку) сказываются на состоянии человеческого капитала и уровня его фондирования.

Библиографический список

1. Квиек К. Глобализация и высшее образование // Высшее образование в Европе. 2011. № 1. С. 27-38.

2. Садовничий В.А. Университеты. Настоящее. Будущее. Выступление на Первой международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество». Москва, 2000. С. 6-11.

3. Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.

4. Атрашенко А.Н. Открытость и самоорганизация образовательных систем // Развитие региональной системы образования в условиях модернизации. Томск: ТГУ, 2006. С. 231-236.

5. Звонников В.И. Качество образования, или Кое-что новое о старой проблеме // Качество образования. 2016. № 6. С. 26-31.

6. Иванова И.Н, Миронова Р.Е. Реинтеграционные связи в сфере образования на постсоветском пространстве // Поволжский торгово-экономический журнал. 2012. № 3. С. 98-110. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id= 17779157.

7. Гринь A.M. Бюджетирование вуза как необходимое условие его экономической устойчивости // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4. С. 23-32. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=9208808.

8. Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями: искусство совершенствования управления знаниями: пер. с англ. Москва: Стандарты и качество, 2008. 269 с. URL: http://www.deming.ru/Books/SoverUprZnaniya.htm.

9. Пастухов Л. Управление знаниями в образовании: международный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. Политические науки. Востоковедение. 2012. № 12 (266). С. 56-59. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/upravlenie-znaniyami-v-obrazovanii-mezhdunarodnyy-opyt.

10. Пертая М.В. Роль университетов в инновационном развитии российской экономики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 2. C. 104-115. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/ magazines/contents/2/2014_1/pertaya_1_14_104_115 .pdf.

11. Бурец Ю.С. Эволюция моделей управления инновационным процессом // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. № 4 (28). С. 125-139. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22843408.

12. Лисинчук К.А. Использование концепции «тройной спирали» для усиления роли вузов в создании целостной инновационной структуры в России // Креативная экономика. 2013. № 3 (75). С. 76-80. DOI: http://doi.org/10.18334/ce.7.3.4900.

References

1. Kwiek K. Globalization and higher education. Vysshee obrazovanie v Evrope, 2011, no. 1, pp. 27-38. (In Russ.)

2. Sadovnichiy V.A. Universities. Present. Future. Speech at the First International Conference of Universities of the CIS Countries «Universities and Society». Moscow, 2000, pp. 6-11. (In Russ.)

3. Baidenko V.I. Main trends in higher education development: global and Bologna dimensions. Moscow: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010, 352 p. (In Russ.)

4. Atrashenko A.N. Openness and self-organization of educational systems. In: Development of the regional education system in the context of modernization. Tomsk: TGU, 2006, pp. 231-236. (In Russ.)

5. Zvonnikov V.I. Quality of education, or something new about an old problem. Kachestvo obrazovaniia, 2016, no. 6, pp. 26-31. (In Russ.)

6. Ivanova I.N. Mironova R.E. Reintegration ties in the field of education in the post-Soviet space. Povolzhskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal, 2012, no. 3, pp. 98-110. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 17779157. (In Russ.)

7. Grin' A.M. University budgeting as a necessary condition for its economic sustainability. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2002, no. 4, pp. 23-32. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9208808. (In Russ.)

8. Harrington J. Knowledge Management Excellence: The Art of Excelling in Knowledge Management, Book 4 in the five part, series The Five Pillars of Organizational Excellence, by H. James Harrington, PhD and Frank Voehl, Foreword by Donald S. Feigenbaum, PhD. Moscow: Standarty i kachestvo, 2008, 269 p. Available at: http://www. deming.ru/Books/SoverUprZnaniya.htm. (In Russ.)

9. Pastukhov L. Knowledge management in education: international experience. Bulletin of Chelyabinsk State University. Political Science. Oriental Studies, 2012, no. 12 (266), pp. 56-59. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-obrazovanii-mezhdunarodnyy-opyt. (In Russ.)

10. Pertaya M.V. The role of universities in the innovative development of Russian economy. Universum: Bulletin of the Herzen University, 2014, no. 2, pp. 104-115. Available at: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/ contents/2/2014_1/pertaya_1_14_104_115.pdf. (In Russ.)

11. Burets Y.S. Evolution of the innovation process management models. Tomsk State University Journal of Economics, 2014, no. 4 (28), pp. 125-139. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22843408. (In Russ.)

12. Lisinchuk K.A. Application of Triple Spiral Conception for Strengthening the Role of High Schools in Establishing the Unified Innovative Structure in Russia. Creative Economy, 2013, no. 3 (75), pp. 76-80. DOI: http://doi.org/10.18334/ce.7.3.4900. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.