Научная статья на тему 'Оценка человеческого капитала в условиях инновационных изменений системы высшего профессионального образования'

Оценка человеческого капитала в условиях инновационных изменений системы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
HUMAN CAPITAL / INNOVATIVE MANAGEMENT / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / HUMAN CAPITAL ASSESSMENT / MATRIX OF EFFECTIVENESS OF INNOVATIONS IN HUMAN CAPITAL MANAGEMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / МАТРИЦА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ирина Александровна

Формирующаяся инновационная инфраструктура вузов, нормативно-правовая база, а также новые подходы к подготовке и управлению научно-преподавательскими кадрами - все это свидетельствует об инновационном характере управления в системе высшего профессионального образования. Безусловно, это отражается на человеческом капитале системы высшего профессионального образования. Цель. Выявление и анализ влияния инновационных процессов, происходящих в системе высшего профессионального образования, на его человеческий капитал. Задачи. Провести классификацию человеческого капитала по ряду критериев и сформулировать отличительные характеристики человеческого капитала системы высшего профессионального образования. Выявить инновационный характер изменений в системе высшего профессионального образования и его влияние на человеческий капитал данной системы. Методология. Обоснование ряда положений и аргументация выводов осуществлялись на основе общенаучных и специальных методов исследования - диалектического, ситуационного, а также использования коэволюционного (системно-процессного) подхода. Результаты. Оценка человеческого капитала системы высшего профессионального образования в условиях инновационных изменений показала тенденцию «массовизации» поствузовского образования и омоложения их состава, которая происходит на фоне сокращения человеческого капитала системы высшего профессионального образования и отсутствия необходимых условий для его воспроизводства. Выводы. Разработанная матрица эффективности инноваций в системе высшего профессионального образования позволит комплексно оценить любую инновационную деятельность в данной системе, в том числе и управленческую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Human Capital in the Context of Innovative Changes in the System of Higher Professional Education

The creation of innovative infrastructures, regulatory frameworks, and new approaches to the training and management of teaching staff at universities represents the innovative nature of management in the system of higher professional education. It obviously reflects on the human capital of this system. Aim. This study aims to identify and analyze the impact of underlying innovative processes on human capital in the higher professional education system. Tasks. This study classifies human capital according to a number of criteria, determines the distinctive features of human capital in the system of higher professional education, and identifies the innovative nature of changes in the higher professional education system and its impact on human capital within this system. Methods. Substantiation of several points and the reasoning behind the conclusions are provided using general scientific and special research methods - dialectic and situational - and the coevolution (systemprocess) approach. Results. Assessment of human capital of the higher professional education system in the context of innovative changes revealed the trends of massification of postuniversity education and the rejuvenation of university teaching staff. These processes arise against the background of a reduction of human capital in the higher professional education system and a lack of conditions required expansion of the system. Conclusions. The developed matrix of the effectiveness of innovations in the higher professional education system allows complex assessments of any innovative activity in this system, including management activity.

Текст научной работы на тему «Оценка человеческого капитала в условиях инновационных изменений системы высшего профессионального образования»

Оценка человеческого капитала в условиях инновационных изменений системы высшего профессионального образования

Assessment of Human capital in the context of Innovative changes in the system of Higher Professional Education

о

m <

УДК 378:005.96

Алексеева Ирина Александровна

доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, кандидат экономических наук, доцент

190000, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 67, лит А

Alekseeva Irina Aleksandrovna

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Bol'shaya Morskaya Str. 67/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190000

Формирующаяся инновационная инфраструктура вузов, нормативно-правовая база, а также новые подходы к подготовке и управлению научно-преподавательскими кадрами — все это свидетельствует об инновационном характере управления в системе высшего профессионального образования. Безусловно, это отражается на человеческом капитале системы высшего профессионального образования. Цель. Выявление и анализ влияния инновационных процессов, происходящих в системе высшего профессионального образования, на его человеческий капитал.

Задачи. Провести классификацию человеческого капитала по ряду критериев и сформулировать отличительные характеристики человеческого капитала системы высшего профессионального образования. Выявить инновационный характер изменений в системе высшего профессионального образования и его влияние на человеческий капитал данной системы. Методология. Обоснование ряда положений и аргументация выводов осуществлялись на основе общенаучных и специальных методов исследования — диалектического, ситуационного, а также использования коэволюционного (системно-процессного) подхода. Результаты. Оценка человеческого капитала системы высшего профессионального образования в условиях инновационных изменений показала тенденцию «массовизации» поствузовского образования и омоложения их состава, которая происходит на фоне сокращения человеческого капитала системы высшего профессионального образования и отсутствия необходимых условий для его воспроизводства. Выводы. Разработанная матрица эффективности инноваций в системе высшего профессионального образования позволит комплексно оценить любую инновационную деятельность в данной системе, в том числе и управленческую.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное управление, система высшего профессионального образования, оценка человеческого капитала, матрица эффективности инноваций в управлении человеческим капиталом

The creation of innovative infrastructures, regulatory frameworks, and new approaches to the training and management of teaching staff at universities represents the innovative nature of management in the system of

higher professional education. It obviously reflects on the human capital of this system.

Aim. This study aims to identify and analyze the impact of underlying innovative processes on human capital in the higher professional education system.

Tasks. This study classifies human capital according to a number of criteria, determines the distinctive features of human capital in the system of higher professional education, and identifies the innovative nature of changes in the higher professional education system and its impact on human capital within this system.

Methods. Substantiation of several points and the reasoning behind the conclusions are provided using general scientific and special research methods — dialectic and situational — and the coevolution (system-process) approach.

Results. Assessment of human capital of the higher professional education system in the context of innovative changes revealed the trends of massification of post-university education and the rejuvenation of university teaching staff. These processes arise against the background of a reduction of human capital in the higher professional education system and a lack of conditions required expansion of the system.

Conclusions. The developed matrix of the effectiveness of innovations in the higher professional education system allows complex assessments of any innovative activity in this system, including management activity.

Keywords: human capital, innovative management, higher professional education system, human capital assessment, matrix of effectiveness of innovations in human capital management

В условиях перехода российского образования на новый уровень развития становится актуальным вопрос инновационного управления формированием, воспроизводством и развитием человеческого капитала в системе высшего профессионального образования. Это определяется масштабами востребованности и использования новых знаний и требует мобилизации новых долговременных источников роста, лежащих в направлении качественного совершенствования человеческого капитала и обоснования направления взаимодействия государства и вузов, в целях развития и повышения эффективности его использования.

Анализ понятийного аппарата показывает, что первыми разработчиками теории человеческого капитала были нобелевские лауреаты Г. Беккер, С. Кузнец, Т. Шульц, а формировалась концепция человеческого капитала в конце Х!Х — начале ХХ в. в работах таких ученых, как Дж. Минцер, Ф. Махлуп, Дж. Псахаропулос и др.

Проблемы человеческого капитала в России исследовались учеными С. А. Глазьевым, А. И. Добрыниным, С. А. Дятловым, М. М. Критским, И. В. Ильинским и др. Сравнительный анализ концепций и теорий человеческого капитала позволяет провести его классификацию по ряду критериев, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Классификация человеческого капитала и инвестиций в него

№ п/п Критерий Виды человеческого капитала и инвестиций в него

1 По основным компонентам, составляющим человеческий капитал • Биологический (природный) капитал; • образовательный капитал; • интеллектуальный капитал; • капитал здоровья (базовый, приобретенный); • капитал семьи; • капитал производственной подготовки; • капитал культуры; • коммуникационный капитал

2 По уровням экономики и собственникам человеческого капитала • Микроуровень: индивидуальный человеческий капитал (individual human capital); • мезоуровень: человеческий капитал организации (firm human capital); • макроуровень: региональный и местный человеческий капитал (regional human capital, human capital of region; local human capital), а также федеральный (национальный) человеческий капитал (national human capital, human capital of nation)

3 В зависимости от характеристик, определяющих основные параметры человеческого капитала • Объем капитала (уровень знаний человека); • срок службы (уровень здоровья человека); • стоимость (на микроуровне: затраты индивидуума на здоровье, образование, получение опыта; на мезоуровне: затраты организации на повышение квалификации, спортивные мероприятия, периодическое медицинское обследование сотрудников, охрана труда, ДМС, оплата больничных, оплата социальных услуг за сотрудника и др.; на макроуровне: государственные социальные трансферты (в денежной и натуральных формах), а также льготное налогообложение; • воспроизводство (затраты на рождение и воспитание детей, затраты на формирование и развитие компонентов человеческого капитала)

4 В зависимости от направлений знаний, умений и навыков • Общий человеческий капитал (дошкольная, начальная, средняя общеобразовательная подготовка); • специфический человеческий капитал (профессиональная подготовка и повышение квалификации на конкретном предприятии)

5 В зависимости от экономического эффекта от инвестиций в человеческий капитал • На микроуровне: рост уровня доходов индивидуума, получение конкурентных преимуществ на рынке труда; • на мезоуровне: экономический рост организации, увеличение прибыли посредством повышения производительности труда; • на макроуровне: экономический рост государства, улучшение качества жизни посредством повышения производительности труда

6 По степени ликвидности • Неликвидный (неотчуждаемый) человеческий капитал (капитал здоровья, трудовой капитал, интеллектуальный капитал, культурно-нравственный капитал, организационно-предпринимательский капитал); • ликвидный (отчуждаемый) капитал (социальный капитал, организационный капитал, капитал инноваций, капитал процессов)

7 По основным направлениям инвестиций в человеческий капитал • Расходы на образование; • расходы на здравоохранение; • расходы на мобильность; • производственный опыт; • семейные расходы; • затраты времени индивидуума; • прочие расходы

8 В зависимости от результата, получаемого от инвестиций в человеческий капитал • Экономическая эффективность инвестиций в человеческий капитал (рост производительности труда, уровень рационализаторства, уровень инноваций и др.); • социальная эффективность инвестиций в человеческий капитал (уровень абсентеизма, уровень флуктуации, продвижение сотрудников, оптимальная структура организации и др.); • народно-хозяйственная эффективность инвестиций в человеческий капитал (выручка от продажи интеллектуальной собственности, социальные и экологические результаты и др.)

На основании данной классификации определим человеческий капитал системы высшего профессионального образования, как совокупность накопленных знаний, умений, навыков и мотиваций, выражающихся в совокупности профессиональной компетентности, образования и интеллекта, культуры и здоровья, коммуникационной компоненты, сознательно используемой человеком в своей деятельности и призванной обеспечивать высокое качество подготовки выпускаемых специалистов. Так, в ходе нашего исследования было выяснено, что человеческий капитал в системе высшего профессионального образования характеризуется рядом специфических особенностей:

1) формируется и воспроизводится человеческий капитал вуза в одной и той же системе — системе образования;

2) имеются дисбаланс и асимметрия в развитии человеческого капитала в основном в интеллектуальную составляющую;

3) существует тенденция к сокращению человеческого капитала в системе высшего профессионального образования;

4) наличествует длительный инвестиционный период [1, с. 189].

Инновационная трансформация образовательного пространства обуславливает соответствующую трансформацию характера и содержания высшего профессионального образования, структур организации и управления вузами, экономического механизма их функционирования. В то же время современные формы интеграции образования, науки и производства, а также направления развития образования, которые отражены в программных нормативных документах, свидетельствуют об инновационном характере управления в системе высшего профессионального образования [2].

В рейтинге Measuring Innovation Education, составленном Организацией экономического сотрудничества и развития, среди 29 стран-участниц Россия занимает место в первой пятерке по общему уровню инновационности национальной системы образования [3, с. 10]. В результате развиваются две ключевые тенденции высшего профессионального образования — интеграция науки, образования и бизнеса, а также развитие системы многоступенчатого профессионального образования. Это закономерно приводит к возрастанию роли инновационных процессов в условиях формирования и воспроизводства человеческого капитала системы высшего профессионального образования.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» перевел программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре из разряда программ послевузовского образования в разряд программ третьего уровня высшего образования. Однако указанный закон не включил в содержание программ аспирантуры процедуру защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук [4, с. 30].

Важнейшим фактором, определяющим тенденции развития современной аспирантуры, является «мас-совизация» высшего и послевузовского образования. Как показывает статистика, подготовка кадров высшей научной квалификации проходит неравномерно: так, подготовку аспирантов в последние годы осуществляли 1547 организаций, включая 730 вузов (47,2%). Общая численность аспирантов составила более 154 400 чел., выпуск из нее — 34 200 чел. (из них 31,5% — с защитой диссертации).

За последнее десятилетие масштабы подготовки ^ аспирантов увеличились на треть, прежде всего за ^ счет вузов. Усиление роли вузов в подготовке аспи- ^ рантов повлекло за собой ряд структурных сдвигов. ™ Так, контингент аспирантов за рассматриваемый пе- ^ риод существенно помолодел: доля лиц в возрасте о до 26 лет увеличилась с 56,4 до 72,7%, а тех, кто поступил в аспирантуру в год окончания вуза, — с 56,6 до 64,6%. Подготовка докторантов осуществлялась в 598 организациях, в их числе 391 вуз (65,4%).

Численность докторантов составила 4294 чел., выпуск — 1302 чел. (в том числе 33,4% — с защитой докторской диссертации). В середине 2000-х гг. отмечался спад основных показателей деятельности докторантуры, однако начиная с 2006 г. благодаря деятельности вузов начинает формироваться положительная динамика [5, с. 52-56]. В то же время в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (утвержденной распоряжением № 263-р Правительства РФ в феврале 2011 г.) в высшем профессиональном образовании планировалось снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20-30%.

Таким образом, положительная динамика прироста человеческого капитала в системе высшего профессионального образования нивелируется государственными инструментами управления. Так, с 2008 г. в российской высшей школе происходит изменение правового положения бюджетных учреждений — выделение учреждений трех типов: автономных, новых бюджетных и казенных; переход на нормативно-подушевое финансирование; отказ от Единой тарифной сетки для дифференциации оплаты труда работников бюджетной сферы; существенный рост прав и возможностей вузов на определение направлений использования госбюджетных средств, в том числе и на оплату труда.

В государственной программе РФ «Развитие образования», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р, впервые с начала реформ в российской высшей школе была сформулирована стратегия оптимизации сети вузов в сторону их сокращения и повышения к 2018 г. соотношения числа студентов на одного преподавателя до 12:1, что реально означает сокращение не менее 30% численности научно-педагогических кадров. Вместе с тем, несмотря на существенное сокращение численности научно-педагогических кадров, общие показатели уровня заработной платы вузовских преподавателей продолжают оставаться ниже обещанных. Это подтверждается следующими данными: численность профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных вузов с 322 100 чел. в 2005/2006 учебном году сократилась к 2013/2014 учебному году до 288 200 чел. (более чем на 11%). При этом среднемесячная начисленная заработная плата в целом по экономике РФ в ноябре 2014 г. составляла 32 546 руб., а в сфере образования — 26 849 руб. [6, с. 29]. Очевидно, что такой уровень заработной платы не позволяет осуществлять воспроизводство человеческого капитала высшей школы на соответствующем уровне.

Инновации в образовании обретают уникальное качество социального механизма, обеспечивающего его развитие посредством, с одной стороны, взаимодействия систем, с другой — инновации как специально-организованной деятельности.

Классифицировать инновации в системе высшего профессионального образования можно как по тер-

ш Таблица 2

^ Матрица эффективности инноваций в управлении человеческим капиталом (УЧК)

ш в системе высшего профессионального образования

Вид/содержание инновации по области формирования Управленческие Организационные Кадровые Социальные Экономические

Организационные УЧК: включение ЧК в интеграцию науки, образования и производства, в том числе формирование новой инфраструктуры вузов; оценка деятельности вузов по критериям эффективности

Социальные УЧК: выплата стимулирующих бонусов за публикации в журналах ВАК и международных базах

Управленческие УЧК: использование показателей наукометрии: импакт-фактора; индекса цитиру-емости; индекса Хирша в оценке ЧК вузов

Правовые УЧК: гибкие формы трудового договора и сокращение его сроков; внедрение «эффективных контрактов»

Педагогические (в том числе методические) Подготовка ЧК: реализация компе-тентностного подхода; перевод программы подготовки в аспирантуре из разряда программ «послевузовского образования» в разряд программ «третьего уровня высшего образования»; создание исследовательских школ

минальным критериям (области формирования), так и по процессуальным критериям (степень новизны, содержание инновации, радикальность, способы и скорость освоения, интенсивность новшеств и др.).

По нашему мнению, с точки зрения анализа эффективности инноваций следует использовать в качестве аналитического инструментария матрицу (см. табл. 2), которая позволяет любую образовательную инновацию оценить комплексно, т. е. с учетом всех возможных последствий, эффектов, влияний.

Оценим первую инновацию в нашей матрице: формирование новой инфраструктуры вузов характери-

зуется их реструктуризацией, а именно появлением новых подразделений и их укрупнением (например появление институтов, как структурных единиц университетов, вместо факультетов, с новыми задачами и функциями, стоящими перед ними). Это, безусловно, можно считать проявлением организационного эффекта инноваций в области управления, а ее экономическим — новую систему должностей и бонусов в инновационной структуре вуза.

Использование показателей наукометрии при оценке человеческого капитала вузов (их научной деятельности), а именно импакт-фактор, индекс цитирования

и индекс Хирша характеризуются как кадровой компонентой, так и управленческой. Однако следует отметить, что данные показатели далеко не объективны и имеют ряд негативных эффектов. Так, например, индекс цитирования, с одной стороны, отражает востребованность исследования, но, с другой стороны, не отражает ранние достижения, так как первичная работа (открытие, изобретение) цитируется плохо, поскольку малоизвестна, а ссылки идут на вторичную работу, обзор и т. д. Индекс Хирша будет больше у того ученого, кто просто старше. Данный показатель также совершенно не учитывает вклад исследователя в работу, а в соавторстве работы его вообще нельзя учесть.

Как показало наше исследование, инновации в управлении человеческим капиталом характеризуются низкой скоростью осуществления инновационного процесса. Так, инновационный лаг, т. е. временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций, может составлять десятки лет. Например, первая идея наукоградов появилась в России в 1991 г. в г. Жуковский Московской области (авторы — С. П. Никаноров и

H. К. Никитина), законодательная база была принята в 1999 г. [7], а реализовалась она только в 2000 г. в г. Обнинске.

Анализируя современные инновационные процессы в высшем образовании, их влияние на человеческий капитал, используя в качестве аналитического инструмента представленную выше матрицу, следует отметить, что инновационная деятельность неизбежно связана с определенными рисками, поэтому также необходимо оценивать как простые, так и сложные риски данной деятельности.

Литература

I. Алексеева И. А. Инновационные подходы в управлении человеческим капиталом на примере системы высшего профессионального образования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 232-237.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / Утв. постановлением Правительства от 7 февраля 2011 г. № 61: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИ:р://минобрнауки.рф/с1осите^8/2010. (Дата обращения: 25.01.2016).

3. Соломин В. П., Громова Л. А. Управление изменениями в современном университете: вызовы и стратегии // Менеджмент XXI века: антикризисные стратегии и управление рисками: Сб. науч. ст. (по мат-лам XV Междунар.

науч.-практич. конф.). СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, ^ 2015. С. 7-11. I

4. Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л., Камынина Н. Р., Котло- щ бовский И. Б. Российское высшее образование в Болон- о ском процессе (по материалам Национального докла- < да РФ) // Высшее образование

С. 46-53. °

5. Российский инновационный индекс / Под ред. Л. М. Гох-берга. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 84 с.

6. Сенашенко В. С., Халин В. Г. Об эффективном контракте в высшей школе России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 27-36.

7. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/180307/. (Дата обращения: 25.01.2016).

References

1. Alekseeva I. A. Innovatsionnye podkhody v upravlenii che-lovecheskim kapitalom na primere sistemy vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya [Innovative approaches to the management of human capital on the example of higher professional education system]. Nauchnyy zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment, 2015, no. 4 (23), pp. 232-237.

2. Federal target program of education development for 20112015. Approved by the Decree of the Government of February 7, 2011 № 61. Available at: http://MMHo6pHayKM.p0/docu-ments/2010. Accessed January 25, 2016. (in Russ.).

3. Solomin V. P., Gromova L. A. Upravlenie izmeneniyami v sovre-mennom universitete: vyzovy i strategii [Management of changes in the modern University: Challenges and strategies]. Menedzhment XXI veka: antikrizisnye strategii i upravlenie riskami: Sb. nauch. st. po mat. XV Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. [Management of the XXI century: Anti-crisis strategy and risk management. Coll. sci. pap. on the mater. 15th Int. sci.-pract. conf.]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 2015, pp. 7-11.

4. Artamonova Yu. D., Demchuk A. L., Kamynina N. R., Kotlo-bovskiy I. B. Rossiyskoe vysshee obrazovanie v Bolonskom protsesse (po materialam Natsional'nogo doklada RF) [Russian higher education in the Bologna process (based on the National report of the Russian Federation)]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2015, no. 8-9, pp. 46-53.

5. Gokhberg L. M., ed. Rossiyskiy innovatsionnyy indeks [Russian innovation index]. Moscow, NRU Higher School of Economics Publ., 2011. 84 p.

6. Senashenko V. S., Khalin V. G. Ob effektivnom kontrakte v vys-shey shkole Rossii [On the effective contract in the higher school of Russia]. Vysshee obrazovanie vRossii, 2015, no. 5, pp. 27-36.

7. On the Status of the science city of the Russian Federation. Federal Law dated April 7, 1999 № 70-FZ. Available at: http:// base.garant.ru/180307/. Accessed January 01, 2016. (in Russ.).

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление»

ознакомиться с публикацией

Вертаковой Ю. В., Плотникова В. А. Типологизация подходов к формированию и развитию пропульсивных кластеров в экономике региона

Вертакова Юлия Владимировна — заведующий кафедрой Юго-Западного государственного

университета, доктор экономических наук, профессор.

Плотников Владимир Александрович — профессор Санкт-Петербургского государственного экономического

университета, доктор экономических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.