Научная статья на тему 'Современные технологиии управления закупками в сельскохозяйственной компании с участием иностранного капитала (на примере закупок автокомпонентов)'

Современные технологиии управления закупками в сельскохозяйственной компании с участием иностранного капитала (на примере закупок автокомпонентов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЫНОК АВТОКОМПОНЕНТОВ / PURCHASES / PURCHASING ACTIVITY / OPTIMIZATION OF PURCHASING ACTIVITY / MARKET OF VEHICLE SPARE PARTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтихиев Ярослав Петрович

В статье рассматривается комплекс проблем современного процесса управления закупками на примере сельскохозяйственной компании с участием иностранного капитала. Определяется зависимость системы закупок от структуры компании, состояния рынка и качества экономического менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF PURCHASES IN THE AGRICULTURAL COMPANY WITH PARTICIPATION OF THE FOREIGN CAPITAL (ON THE EXAMPLE OF PURCHASES OF VEHICLE SPARE PARTS)

In article the complex of problems of modern management process by purchases on the example of the agricultural company with participation of the foreign capital is considered. Dependence of system of purchases on structure of the company, condition of the market and quality of economic management is defined.

Текст научной работы на тему «Современные технологиии управления закупками в сельскохозяйственной компании с участием иностранного капитала (на примере закупок автокомпонентов)»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОМПАНИИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА (НА ПРИМЕРЕ ЗАКУПОК АВТОКОМПОНЕНТОВ)

Я. П. ЕВТИХИЕВ

В статье рассматривается комплекс проблем современного процесса управления закупками на примере сельскохозяйственной компании с участием иностранного капитала. Определяется зависимость системы закупок от структуры компании, состояния рынка и качества экономического менеджмента.

Ключевые слова: закупки, закупочная деятельность, оптимизация закупочной деятельности, рынок автокомпонентов.

Общетеоретические проблемы организации предпринимательства, развития и функционирования компаний с международным участием, а также концептуальные подходы к стратегии закупок изложены в научных исследованиях таких ученых, как: В. С. Кабаков, И. Н. Герчиков,

A. Г. Новицкий, Ю. И. Кратко, Г. В. Семеко,

B. М. Савельев, И. А. Спиридонов, Ю. И. Скирко,

Н. И. Перцовский, Н. М. Якутов, П. Ф. Друкер, М. Портер, Родеба Ли Х., Л. Роджерс, Р. Хризич и др.

При этом следует отметить, что работы этих авторов имеют общетеоретический характер, и теории развития и функционирования сельскохозяйственных компаний с иностранным участием в них не уделяется специального внимания. В целом, литературы по обозначенной в статье проблеме немного, что аргументирует актуальность заявленной темы.

Каков же терминологический минимум понятийного тезауруса системы закупок? «Закупки -процесс, при котором компания, принимая решение: констатирует наличие нужды в закупаемых со стороны товарах и услугах; а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и конкретных поставщиков из числа имеющихся на рынке» [8]. «Закупки - приобретение товаров за рубежом или внутри страны крупными партиями, в большом количестве» [5]. «Закупочная деятельность - совокупность операций, действий отдела снабжения компании, направленная на удовлетворение потребностей компании в товарноматериальных ценностях» [7].

Значение закупочной деятельности для предприятия следует анализировать с точки зрения, влияния бизнес-процесса закупок на деятельность основного производства и с учетом совокупных затрат на снабжение [7, с. 119].

Многие авторы считают, что закупки являются вспомогательным бизнес-процессом, однако тесно связанным со всеми остальными бизнес-процессами (основное производство, строительство, НИОКР и пр.) в организации, и любое нарушение в процессе закупок, в его надежности и результативности ведет к нарушению бизнеса в целом. Именно этот аспект выводит, на наш взгляд, бизнес-процесс закупок в ряд основных в компании, так как повышение результативности процесса закупок ведет за собой улучшение экономики прочих процессов.

Результативность и надежность процессов закупки должны обеспечиваться не любой ценой -необходимо найти оптимальную пропорцию между надежностью поставок ресурсов и затратами на снабжение. Доля закупаемых ресурсов в сельскохозяйственных компаниях составляет от 30 % до 60 %. Кроме того, в мировом бизнесе, и особенно российском, существует тенденция роста цен на ресурсы, включая в цепочку поставок все большего числа новых звеньев, быстрых изменений как на рынках сбыта, так и снабжения [2].

Критерием оптимальности является минимизация совокупных издержек (всех бизнес-процессов) компании. При этом речь идет об экономической трактовке издержек, т. е. в составе издержек должны быть учтены все сопутствую-

щие риски и возможность альтернативного использования капиталов. Система управления закупками существенно влияет на все основные экономические показатели деятельности предприятия, а именно на:

- структуру баланса;

- запасы, задолженность;

- прибыли/убытки;

- затраты;

- ликвидность;

- расходы, уровень и оборачиваемость запасов [2, с. 25].

В целом, особенно с учетом значения «прозрачности» принятия решений при выборе поставщика, система управления закупками влияет на имидж и капитализацию компании.

Таким образом, оптимизируя деятельность отдела закупок, можно заметно улучшить показатели бизнеса, в частности, финансовые показатели. Однако многие российские компании не применяют этот в некотором роде простой механизм для увеличения прибыли и относятся к сфере закупок «спустя рукава». К тому же в современной экономической практике имеется достаточный опыт повышения эффективности данной сферы. Анализ тематической литературы показывает, что большинство работ, посвященных анализу заку-

В соответствии с приведенной ранее структуризацией основных понятий можно следующим образом определить место политики предприятия в области ресурсного обеспечения (рис. 1). В данном случае подразумевается, что политика управления запасами, логистическая политика и, возможно, некоторые другие частные политики мо-

почной деятельности предприятия, акцентируют внимание на отдельных, не связанных между собой показателях, либо излишне уделяют внимание проблемам управления товарными остатками. Существует определенный недостаток необходимых рекомендаций по анализу, построению и совершенствованию системы управления закупками, недостаточно разработаны инструменты для определения качественного уровня процессов закупки и обоснования выбора предприятий-пос-тавщиков в условиях стохастической потребности, в товарно-материальных ценностях.

В современных сельскохозяйственных компаниях существует следующий ряд проблем: как правильно организовать основные бизнес-процессы; как сделать так, чтобы основные бизнес-процессы шли в ногу с процессом закупок; как оптимизировать закупки; как правильно расходовать денежные средства. Как правило, под закупками понимается исключительно закупка материальных ресурсов (товарно-материальных ценностей). В литературе встречаются разнообразные понятия и термины из области закупок, зачастую трактуемые по-разному в различных источниках. Также замечены проблемы в определении взаимного соответствия и дублирования различных понятий (табл. 1).

гут быть как частью единой политики ресурсного обеспечения, так и существовать в виде отдельных документов.

Планируемый на период объем потребности в закупке определенной' категории ресурсов может быть выражен следующей формулой [3]:

Q = А^4> + Qc + Qm+D,

Таблица 1

Трактовка основных понятий в области закупок и формулировка их взаимного соответствия [2, с. 127]

Термин Определение Вид ресурса

Ресурсное снабжение Снабжение организации максимальными видами ресурсов, необходимых для качественного функционирования всего предприятия Все

Материально-техническое снабжение Снабжение предприятия материалами и ресурсами, необходимыми для полного производственного цикла Материально- технические

Заготовительная логистика Закупка только тех ресурсов, которые требуются, и управление запасами Материально- технические

Закупочная логистика Закупка ресурсов Все

Управление закупками Координация и контроль процесса закупки всеми видами ресурсов Все

где Q - потребность;

А - план потребления;

Q,4 - фактический запас;

Qc - страховой запас;

Qm - транзитный запас;

D - прогнозные потери.

Определение потребности в ресурсах в существенной степени зависит от выбранной политики управления запасами. Этой теме посвящено большое количество литературы, в особенности использованию японского опыта минимизации запасов. Битва США и Японии, как соперничество двух крупнейших экономических систем, в середине 1980-х гг. определялась явным лидерством последней в области промышленности. Базой конкурентного преимущества японцев стало рез-

кое уменьшение затрат изготовления, что было следствием уменьшения рыночных цен на товары отраслей машиностроения; электроники и других финансово-емких отраслей. Применяемая американцами политика протекционизма по отношению к отечественным производителям товаров в качестве ответной реакции на недорогой импорт японской продукции не дала желаемых результатов: конкуренты из Азии продолжали притеснять производителей из Северной Америки на всех полушариях планеты. Ведущие аналитики и экономисты США и Европы в 1986-1987 гг. провели исследования, которые показали, что главным условием превосходства азиатов являются незначительные (мизерные) запасы товаров, сырья, и материалов [3].

Рис. 1. Место политики закупок в системе стратегий и политики

Все расходы по содержанию и обслуживанию запасов делятся на следующие три большие группы:

- затраты, направленные на организацию закупок;

- затраты, направленные на хранение и содержание;

- затраты, направленные на реализацию.

Таким образом, все представленные подходы, безусловно, можно, и даже необходимо использовать не только на производственных, но и на торговых предприятиях. Оптимизация складских остатков ведет к освобождению денежных средств, к снижению затрат на хранение, а, следовательно, к увеличению чистой прибыли.

Что касается организаций оптовой торговли автокомпонентами, то это сложные структурные предприятия с огромным товарооборотом. И оптимизация складских остатков - путь к успеху. Это может обеспечить лишь грамотный поход к бизнес-процессу закупок.

Концептуальные требования к системе управления закупками в сельскохозяйственной компании с участием иностранного капитала закладываются, прежде всего, законодательством, имеющим международный статус, а также уставными документами, регламентирующими деятельность какой-либо формы совместного предпринимательства. Характер и объем закупок определяются инфраструктурой, которая представляет собой важнейшее условие эффективного и устойчивого развития совместных предприятий с участием иностранного капитала. Особенности процесса управления закупками в компании с иностранным участием как одной из составляющих частей общего социально-экономического процесса определяются типом совместного предпринимательства, а также характером самой предпринимательской деятельности. Это предпринимательство отражает изменения не только в факторах, формирующих производство, но и в потребительских тенденциях в общественном настроении.

Компания с участием иностранного капитала в последние десятилетие стала одной из ведущих форм международного бизнеса. Нас, в частности, интересует теория и практика закупок в сельскохозяйственной компании, по форме совместного предпринимательства, являющейся обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО). Следовательно, интересующая нас компания является коммерческой организацией, «преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками». Отметим, что ООО в современной экономической практике

- самая многочисленная и востребованная форма коммерческой организации. От государственных и муниципальных унитарных предприятий ООО отличаются тем, что его учредители имеют в отношении имущества обязательные права. Стратегическое управление, следовательно, и управление закупками зависит от учредителей (в их составе иностранные представители), которые оперативное управление в обществе передают исполнительному органу, в составе которого также имеются представители иностранной стороны. Поскольку типовой устав ООО предусматривает право учредителей делегировать дополнительные

права отдельным участникам производственного процесса, степень влияния иностранного участия зависит от количества и качества иностранного участия в составе учредителей. Уравновешивающим элементом является право участников ООО расширить компетенции общего собрания.

Эффективность закупочной деятельности ООО определяет конечную стоимость произведенного продукта, поэтому заинтересованные в прибыли учредители формируют стратегию закупок и контролируют степень эффективности работы отдела (и отдельных специалистов) закупок. Институциональное качество ООО объясняет стремление оптимизировать процесс кадрового обеспечения производственного процесса, то есть все виды деятельности, включая закупки, осуществляются минимальным количеством участников, так как в соответствии с законодательством количество участников ООО не может быть более пятидесяти человек (см. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»), в противном случае ООО преобразуется в акционерное общество, по отношению к которому процедурных требований, предусмотренных законодательством РФ, значительно больше. Указанное обстоятельство объясняет, например, стремление компаний совместить в одном специалисте качества инженера по закупкам и менеджера [1].

Помимо непосредственно учредителей, на стратегию и тактику закупок влияет такая структура ООО, как Общее собрание участников (ОСУ), при этом ОСУ обладает яркой особенностью: его участники при голосовании могут иметь количество голосов, непропорциональное размеру долей в уставном капитале [6]. Важные для стратегии закупок решения ОСУ определяются профессиональной компетенцией и степенью экономической успешности участника.

В структуре ООО может также быть и Совет директоров (хотя по законодательству такой орган вовсе не обязателен). В случае, если ООО входят в холдинг, такой совет вполне уместен и влияет на систему скоординированности компаний, объединенных единством экономического интереса. По отношению к системе закупок совет директоров выполняет наблюдательную функцию. Единоличным главой исполнительной структуры в ООО является Генеральный директор (Президент), именно он осуществляет контроль над текущей деятельностью отдела закупок [1].

Основным документом, регламентирующим текущую деятельность закупочного отдела является Устав ООО, который определяет размеры резервного и других фондов, виды и размеры сде-

лок, а также саму необходимость наличия решения ОСУ для совершения крупной сделки.

Эффективность закупок всецело зависит от детального знания современной рыночной экономики в целом, и рынка конкретного закупаемого продукта или сырья. Наиболее дорогостоящие закупки в сельскохозяйственной компании связаны с закупкой автокомпонентов. Производство автокомпонентов охватывает широкую сеть предприятий, в совокупности учитывающих разнообразные потребности потенциальных покупателей.

Что представляет собой автокомпонент для предприятий сельского хозяйства? Это специфический товар, предназначенный для удовлетворения потребностей производственных, ремонтных предприятий и пр., объединяющий в себе все особенности продукции сельскохозяйственной авто-технической отрасли, обладающий рядом логистических особенностей (транспортировка, хранение).

Основа планирования и управления закупками - это знание поставщиков автокомпонентов (непосредственно производители и торговые посредники, магазины). Интеграция в мировой рынок позволяет менеджеру по закупкам автокомпонентов в сельскохозяйственных компаниях с иностранным участием (особенно при наличии в структуре компании иностранного представителя с опытом закупом автокомпоненов зарубежного производителя) предусмотреть наиболее выгодные критерии выбора закупаемой продукции по оптимальной закупочной схеме. При этом следует учитывать, что российский рынок автокомпонентов пока что значительно ниже мирового [4]. Сегодня структура российского рынка запасных частей существенно отличается от мировой - соответствующие значения вторичного и первичного рынка составляют 53 и 47 % [4, с. 31].

Из обильного количества факторов, дающих объяснение отличиям российской организации рынка от мировой, следует остановиться на следующих:

- существенная доля российских моделей низкой стоимости;

- невысокое качество продукции российского производства, являющееся следствием ранних поломок узлов и деталей российских автомобилей;

- автомобильный парк страны, по своей структуре, часто требует ремонта и ухода;

- низкое качество автодорог по сравнению со странами развитой экономики;

- катастрофичная аварийность;

- низкая конкуренция (и, как следствие, очень высокие цены на автокомпоненты);

- слаборазвитый рынок автокомпонентов, следствием чего является наличие лишних звеньев в каналах распределения [4].

Стратегически важно предусмотреть закупку автокомпонентов, удовлетворяющих требованиям экономичности и экологичности. Данный момент становится принципиально важным. Жесткие мировые стандарты (Strict corporate average fuel и требования Управления по охране окружающей среды), а также западные стандарты Евро-4 и Евро-5 заставляют автопроизводителей концентрироваться на современных технологиях (включая доработку двигателей на дизельном топливе и проекты по смешанным двигателям), позволяющих изготавливать автокомпоненты, качество которых удовлетворяет жестким правительственным требованиям.

Производство автокомпонентов сегодня осуществляется в условиях жесткой конкуренции и ценового прессинга, когда уменьшение цены на аналогичный товар конкурентов может сыграть решающую роль в успехе компании. Ценовой прессинг на поставщиков касается всех уровней вертикальной интеграции и разных рынков; в том числе и России. Эту ситуацию следует использовать, так как выбор осуществляет покупающая сторона.

С целью сохранения объемов продаж на должном уровне и поддержания или увеличения доли на рынке многие производители автокомпонентов продолжают уменьшать цены и предлагать потребителям различные схемы финансирования. Данные мероприятия являются следствием снижения рентабельности производителей автокомпонентов. Такие автопроизводители готовы передать решение проблемы в вотчину поставщиков. С целью поддержания конкурентоспособности поставщики обязаны все время искать направления для совершенствования и уменьшения расходов, для того чтобы каждый год предлагать производителям автомобилей более интересные цены.

Обязательной составляющей эффективной стратегии закупок в сельскохозяйственной компании является требование учета схемы поставки закупаемых автокомпонентов.

В числе традиционных требований к поставщикам в цепочке назовем следующие:

- все поставки точно в срок;

- постоянное, на ежегодной основе снижение цены (2-8 % в год);

- непрерывное улучшение качества;

- рост срока эксплуатации автокомпонентов и увеличение сроков гарантийных обязательств по новым товарам [4].

Основное условие эффективности закупок -это высокая компетентность в области современного производства интересующей группы товаров и самого рынка, эти знания позволяют менеджеру по закупкам существенно сократить дорогу между производителем, заинтересованном продать свой товар скорее и потребителем продукта в точке производства сельскохозяйственного товара. Известно, что продукция доходит до поставщика через значительную сеть посредников, по каналу распределения, то есть через часть предприятий или ряд отдельных лиц, действующих в рамках процесса, создающего продукты свободными для применения или использования частными потребителями или различными организациями; это «дорога», по которой товары перемещаются от производителя к потребителю.

В область компетенции участников канала распределения входят следующие функции: собирать и распространять информацию о рынке; способствовать увеличению сбыта; устанавливать взаимодействия с подразделениями; адаптировать продукт под потребности потребителей (сопутствующие операции при сбыте продукции); проводить переговоры с представителями различных организаций; транспортировать и хранить продукцию; финансировать действие и работу канала; принимать на себя риск за действия и работу канала [4, с. 24].

Каждый канал распределения в качестве своих характеристик имеет следующие потоки: продуктов физических, платежей, собственности на них, информации и развития, маркетингового продвижения продукта. Одной из ключевых характеристик канала распределения является число уровней канала. Уровень канала - это любой посредник, который делает определенную работу по продвижению товара по каналу и приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Длину канала распределения определяет число независимых уровней. Самым простым является прямой канал распределения, состоящий из изготовителя, продающего товар собственно потребителю.

Помимо непосредственных продаж, в обязанность торговых посредников входит: помощь в заключении торговых сделок; выбор ассортимента изготовляемых продуктов, в большей степени подходящий запросам покупателей; организация накопления, сортировки и хранения продуктов в местах, максимально подходящих и выгодных для

покупателей; по необходимости предоставление услуг по финансированию, обучению покупателей эффективно использовать приобретенные товары, снижая таким образом расходы изготовителей; предоставление необходимой информации, в частности, по оценке покупателями приобретенных ранее продуктов. Торговые посредники ближе к рынку, нежели изготовители, и имеют право и возможность предоставлять им информацию об отклонении запросов покупателей и условий конкуренции.

На российском рынке уже сформировалась система распределения материальных ценностей, и особенно ярко это выражается в реализации автокомпонентов.

«Производитель - дилер - субдилер - торговый представитель - оптовая компания - розничная компания» - вот сеть, через которую товар доходит до сельскохозяйственной компании. Отсюда видно, что покупатель платит за необходимый ему товар цену много выше отпускной цены производителя.

Автокомпоненты - это опасный товар, следовательно, требуют учета особенностей процедуры рекламации. Некачественная продукция может повлечь за собой негативные последствия для потребителей. Поэтому обеспечение качества продукции - основная задача отдела закупок. Что же касается тех случаев, когда брак все-таки появляется, то компания сталкивается с проблемой замены или возврата денежных средств потребителю. Для других отраслей это не проблема, но в условиях российской действительности (удаленность предприятий, стоимость доставки, стоимость экспертизы) проблема рекламации становится особо острой.

Как показали результаты исследования, чаще всего авторами работ, посвященных процессу закупок автокомпонентов, рассматриваются общетеоретические проблемы в основном на примере зарубежного опыта, в то время как специфика российских сельскохозяйственных компаний с участием иностранного капитала остается перспективной областью экономических наук. В качестве одной из основных проблем для нас являлась методика изучения и использования в принятии стратегических решений менеджера по закупкам - предложения автокомпонентов на региональном, российском и международном уровне рынка.

Таким образом, крупные операции закупок автокомпонентов, с необходимостью которых сталкивается сельскохозяйственная компания, предполагает отлаженный механизм взаимодей-

ствия сложных организационных экономических структур, которые занимают особое место в экономической системе компании. В частности, привлечение иностранного капитала может повлечь за собою вмешательство в стратегию закупочной деятельности, имеющее целью исключительно вывод валюты из региона. Как правило, названный вид экономического риска предупреждается на стадии разработки концепции управленческого механизма компании.

Несомненно, в условиях ожесточенной конкурентной борьбы на рынке сбыта автокомпонентов для менеджмента по закупкам открывается широкое поле для выработки стратегических и тактических мер, позволяющих обеспечивать регион автокомпонентами на самых выгодных и перспективных условиях.

Литература

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. П. 3. ст. 89 (в ред. Федер. закона от 30 дек. 2008 г. № 312-Ф3). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Жданов Л. Ю., Кузнецов Д. В., Федоров А. Н. Управление закупками с использованием конкурсных процедур: технология внедрения и организации: монография. М., 2007. С. 44.

3. Жданов А. Ю. Определение потребности в закупаемых ресурсах // Финансовый менеджмент. 2009. № 5. С. 41-48.

4. Кудеркин Д., Степин А. Анализ тенденций на мировом рынке автомобильных компонентов // Управление компанией. 2004. № 8. С. 25.

5. Лозовский Л. Ш. Словарь аудитора и бухгалтера. М., 2003. С. 56.

6. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ: П. 2. ст. 12. URL: http: //www.consultant.ru

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2010. С. 61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

MODERN TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF PURCHASES IN THE AGRICULTURAL COMPANY WITH PARTICIPATION OF THE FOREIGN CAPITAL (ON THE EXAMPLE OF PURCHASES OF VEHICLE SPARE PARTS)

Ya. P. Yevtikhiyev

In article the complex of problems of modem management process by purchases on the example of the agricultural company with participation of the foreign capital is considered. Dependence of system of purchases on structure of the company, condition of the market and quality of economic management is defined.

Key words: purchases, purchasing activity, optimization of purchasing activity, market of vehicle spare parts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.