Научная статья на тему 'Актуальные вопросы закупочной деятельности промышленных предприятий'

Актуальные вопросы закупочной деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1491
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Братухина Е.А.

в статье рассматривается роль закупок в хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Автором проводится анализ существующих точек зрения в закупочной политике промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы закупочной деятельности промышленных предприятий»

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

КОМПЛЕКСОВ

Е.А. Братухина

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

TOPICAL ISSUES OF THE PURCHASING ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация: в статье рассматривается роль закупок в хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Автором проводится анализ существующих точек зрения в закупочной политике промышленного предприятия.

Ключевые слова: закупки, промышленное предприятие, стратегия закупок.

Abstract: in article the role of purchases in economic activity of the industrial enterprise is considered. The author analyzes the existing points of view in the procurement policies of the industrial enterprise.

Keywords: purchases, industrial enterprise, strategy of purchases.

Экономическая деятельность современного промышленного предприятия предполагает постоянную потребность в поступлении разнообразных материальных ресурсов от разных поставщиков. Широта и разнообразие номенклатуры материальных ресурсов, необходимой крупным промышленным предприятиям, наличие особых требований к качеству, технологичности, размерам партий, упаковке продукции, которые не свойственны другим субъектам экономики, позволяют говорить об актуальности и особой сложности задачи материально-технического снабжения промышленного предприятия. Поступающие на предприятие материальные потоки производственного назначения трансформируются в технологическом процессе, обретая новые форму и востребованное качественное содержание. От своевременности поступления закупаемых материальных ресурсов, соответствия их качества и технологическим требованиям во многом зависит возможность выполнения полноценной производственной деятельности.

Насколько важна роль закупок для хозяйственной деятельности предприятия, подтверждают следующие цифры, а также опыт зарубежных и отечественных источников. Согласно Journal of Applied Business Research, на закупочные трансакции приходится до 55% от годовой выручки компании [7]. Международная консалтинговая фирма KPMG отмечает, что доля затрат на закупки в различных отраслях обрабатывающей промышленности колеблется от 26% до 65% от величины выручки компаний. Например, в нефтехимической отрасли доля затрат на закупки составляет до 26%; в деревообрабатывающей - до 36%; в тяжелой промышленности - до 42%; в электронике - до 46%; в химической промышленности - до 61%; в металлургии - до 65% . На основании информации другого зарубежного журнала The McKinsey Quarterly закупаемые товары и услуги составляют 50-80% от величины общих затрат компании [6].

В логистической политике промышленного предприятия процесс закупок играет очень важную роль, так как приобретение материальных ресурсов для обеспечения

© Е.А. Братухина, 2012

производства является одной из ключевых логистических функций. Кроме того, закупки считаются важной составляющей из трех функциональных областей логистики, наряду с логистикой производства и логистикой распределения. Процесс закупок промышленного предприятия имеет сложную систему отношений, зависящую от факторов внутренней и внешней среды предприятия, их закономерностей и тенденций развития.

Для обеспечения своих потребностей промышленное предприятие должно постоянно взаимодействовать с большим числом поставщиков. К примеру, ОАО «АвтоВАЗ» в 2011 г. работает с 850 поставщиками[5], ОАО «КАМАЗ» в 2010 г. имело более 600 поставщиков [2]. Поскольку готовность поставщиков и потребителей обмениваться товарами определяется ценой, количеством и договорными условиями, служба закупок предприятия должна наладить между указанными факторами связи, позволяющие оптимально и эффективно использовать возможности, предоставляемые рынком.

Как утверждает С. Карнаухов, основными задачами логистики снабжения являются:

1. обеспечение надежности поставок и гибкости закупок;

2. оптимизация производственных запасов;

3. обеспечение высокого качества обслуживания [3].

Вопрос о выборе поставщика является ключевым для процесса закупок. В научной работе «Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов» под редакцией профессора В.И. Сергеева говорится, что успех компании покупателя в обеспечении потребителя качественной продукцией или услугами зависит от того, насколько четко выбранные поставщики выполняют свои функции [4].

В работе доктора наук Штефана М. Вагнера «Управление поставщиками» отмечается, что наличие стратегии управления поставщиками помогает предприятию создать наилучшую структуру, отвечающую требованиям оптимизации будущих закупок [1]. В частности, данный автор выделяет следующие стратегические вопросы в рамках концепции управления поставщиками. С какими поставщиками надо сотрудничать в будущем? Как нужно сотрудничать с поставщиками в будущем?

Реализация стратегии закупок начинается с анализа базы поставщиков путем изучения фактического положения дел и целевых стратегических ориентиров в отношении развития закупочной деятельности. При этом долгосрочные цели составления базы поставщиков зависят от определенного перечня требований предприятия, наиболее типичными из которых являются следующие:

1) количество поставщиков (увеличение или уменьшение);

2) состав поставщиков, т.е. достижение такой комбинации поставщиков, которая удовлетворяла бы требованиям в области технологической и производственной компетенции;

3) типы отношений в базе - партнерские или конъюнктурные;

4) региональное распределение поставщиков;

5) риски от работы с поставщиками;

6) доля поставщиков, имеющих сертификацию по нормам ISO 9000.

Процесс закупок для промышленных предприятий - это постоянное взаимодействие с внешней средой, которая характеризуется подвижностью. Как следствие, для предприятия - потребителя возникает высокая степень неопределенности при принятии решений. Помимо ранее упомянутого большого количества активных контрагентов, значительную роль в этом играет широкая и разнообразная номенклатура потребляемых товарно-материальных ценностей, а так же влияние всевозможных изменений: научно-технический прогресс, смена курса хозяйственной политики, появление на рынке новых предприятий, изменение цен и возникновение альтернативных возможностей, обеспечивающих большие доходы.

Развитие народно-хозяйственных комплексов

Указанная неопределенность, специфичность закупаемых ресурсов, а также различное соотношение рыночной власти или административного ресурса потребителя и поставщика периодически приводят к корпоративным конфликтам, когда тот или иной поставщик отказывается удовлетворять потребности покупателя, настаивая на существенном пересмотре договорных условий.

В современной практике используется ряд вариантов решения или минимизации влияния проблемы рисков и неопределенности, среди которых можно выделить следующие:

1. тщательная оценка и отбор партнеров;

2. диверсификация рисков путем увеличения числа каналов поставок ресурса;

3. вертикальная интеграция;

4. локализация и глобализация поставщиков.

Зачастую предприятия используют комбинацию из указанных вариантов в зависимости от индивидуальных особенностей производства, стратегии предприятия и рыночной ситуации. Эти варианты являются стратегическими альтернативами, определяющими содержание закупочной политики предприятия. В зависимости от типа отношений с партнерами, от методов управления рисками, а также от видов приобретаемых материалов Ш. Вагнер предлагает различать два подхода к оценке и выбору поставщиков:

1) выбор на основе сравнения коммерческих предложений;

2) выбор на основе общей оценки поставщика [1]. Обычно на предприятии находят применение оба указанных подхода.

Таким образом, приведенная в настоящем обзоре информация демонстрирует, что в современных условиях многие промышленные предприятия настроены на партнерство с поставщиками, предприятия становятся более открытыми для будущего сотрудничества вне зависимости от характера закупаемой номенклатуры. В силу большого объема и видового разнообразия потребностей промышленные предприятия будут обладать высоким потенциалом воздействия на поставщиков при проведении отбора и оценки контрагентов, при этом внедряя у себя систему менеджмента качества продукции, обеспечивая прозрачность и экономическую эффективность закупок.

В перспективе число субъектов рынка, охваченных закупочным процессом, будет постоянно возрастать. При выборе своих поставщиков, предприятию -потребителю необходимо придавать большое значение фактору географического положения потенциального контрагента, его удаленности от мест потребления. В логистике данный эффект, влияющий на конечную цену закупаемого продукта, называется «логистическое плечо» или «плечо доставки». Тенденция, при которой предпочтение отдается местным поставщикам, именуется локализацией.

Важным условием стабильного развития промышленного предприятия, является сохранение контролируемых и прогнозируемых цен на готовую продукцию за счет диверсификации каналов снабжения, а также наличие долгосрочных партнерских отношений с поставщиками стратегических ресурсов. К сказанному следует добавить, что экономия денежных средств при осуществлении закупок является важным, но не единственным для промышленного предприятия, поскольку, применяя современные управленческие и коммуникативные технологии закупочной деятельности, предприятие повышает свой качественный уровень, формирует позитивный имидж на рынке и увеличивает инвестиционную привлекательность.

Литература

1. Вагнер Ш.М. Управление поставщиками. - М., 2006.

2. КАМАЗ. Годовой отчет за 2009 год // http://www.kamaz.ru/download/otchet2009.pdf.

3. Карнаухов С. Логистика как управленческая теория и система управления материальным потоком // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2006. № 2.

4. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Москва, 2008

5. Новости ОАО «АВТОВАЗ» // http://www.lada-auto.ru/cgi bin/statement.pl?id=27768&id article=82883&prev=1.

6. Chapman T.L., Dempsey J.J., Ramsdell G., Reopel M.R. (1997). «Purchasing: no time for lone rangers». The McKinsey Quarterly, No. 2, pp. 31-40.

7. Cheraghi S. Hossein, Dadashzadeh M., Subramanian M. (2004). «Critical success factors for supplier selection: an update». Journal of Applied Business Research, Vol. 20,

№ 2, pp. 91-108.

С.М. Горлов

ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВТО

FINANCING AND CREDIT ASSISTANCE TO FARMERS IN CONDITIONS OF WTO

Аннотация: статья посвящена проблемам финансирования и кредитования российских сельхозтоваропроизводителей в условиях ВТО.

Ключевые слова: финансовая политика, адресное кредитование сельхозтоваропроизводителей, бюджетные и хозяйственные затраты, поддержка производственной и коммерческой деятельности хозяйств.

Abstract: the article is devoted to the problems of financing and credit assistance to russian farmers in conditions of WTO.

Keywords: financial policy, address credit assistance to farmers, budget and farm costs, farm productive and commercial activities support.

Оценка мотиваций формирования системы взаимодействия властных и хозяйствующих структур в РФ характеризуется неустойчивым состоянием отраслей растениеводства и животноводства. Это свидетельствует о потребности сельхозтоваропроизводителей в увеличении объемов их финансирования и кредитования. Для обеспечения экономического роста сельскохозяйственного сектора государство обязано проводить адресную финансовую политику, предусматривать пропорциональное распределение бюджетных средств в отраслях растениеводства и расширять рамки льготного кредитования хозяйств животноводческой специализации. Такой императив объясняется развитием диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, недостаточной технической оснащенностью аграрной сферы и низкой долей государственных расходов в структуре хозяйственных затрат.

Несмотря на то, что в соответствии с установками федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. [4] в 2006-2010 гг. в России увеличилось производство технических ресурсов, техническая оснащенность аграрной сферы пока остается низкой. Обеспеченность сельскохозяйственного сектора РФ основными видами техники составляет 50% от технически необходимого уровня, а энергообеспеченность характеризуется величиной, являющейся в 3-4 раза меньшей, чем в развитых странах мира [2]. Анализ показывает, что финансовая составляющая

© С.М. Горлов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.