Научная статья на тему 'Современные технологии в подготовке специалистов нефизкультурного профиля'

Современные технологии в подготовке специалистов нефизкультурного профиля Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПТИЧЕСКИЕ ДАТЧИКИ / МОНИТОР / EDUCATIONAL PROCESS / MODERN TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES / OPTICAL SENSORS / MONITOR

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Егоров Дмитрий Евгеньевич, Цветов Сергей Викторович, Егорова Евгения Дмитриевна

Материал статьи посвящен исследованию эффективности использования современных технологий, применению в учебно-тренировочном процессе кардиомониторов, визуализации учебно-тренировочного процесса со студентами учебных заведений не физкультурного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Егоров Дмитрий Евгеньевич, Цветов Сергей Викторович, Егорова Евгения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES IN PREPARATION SPECIALISTS NOT A PHYSICAL PROFILE

The article is devoted to the study of the effectiveness of the use of modern technologies, the use of cardio monitors in the training process, the visualization of the training process with students of educational institutions not of the physical profile.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в подготовке специалистов нефизкультурного профиля»

6. Кувшинова И.А. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение в условиях педагогического эксперимента: Учеб.-метод. пособие.- Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 56 с.

7. Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2013 году / М-во по радиац. иэкол. безопасности Челяб. обл. - Челябинск: [б. и.]. 2014. - / [под общ. ред. Е. В. Ковальчука]. -238 с.: ил.

8. Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2015 году / М-во по радиац. иэкол. безопасности Челяб. обл. - Челябинск: [б. и.]. 2014. - / [под общ. ред. Е. В. Ковальчука]. -238 с.: ил.

9. Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2016 году / М-во по радиац. иэкол. безопасности Челяб. обл. - Челябинск: [б. и.]. 2014. - / [под общ. ред. Е. В. Ковальчука]. -238 с.: ил.

10. Мицан Е.Л. Педагогические условия физического развития школьников в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2003. - 22 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород);

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Цветов Сергей Викторович

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород);

курсант Егорова Евгения Дмитриевна

Ульяновский институт гражданской авиации имени главного

маршала авиации Б. П. Бугаева УИ ГА (г. Ульяновск)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО

ПРОФИЛЯ

Аннотация. материал статьи посвящен исследованию эффективности использования современных технологий, применению в учебно-тренировочном процессе кардиомониторов, визуализации учебно-тренировочного процесса со студентами учебных заведений не физкультурного профиля.

Ключевые слова: учебный процесс, современные технологии, компьютерные технологии, оптические датчики, монитор.

Annotation. The article is devoted to the study of the effectiveness of the use of modern technologies, the use of cardio monitors in the training process, the visualization of the training process with students of educational institutions not of the physical profile.

Keywords: educational process, modern technologies, computer technologies, optical sensors, monitor.

Введение. На сегодняшний день особенностью изменений в организации и реализации учебного процесса во всех образовательных учреждениях и в вузах является широкое внедрение методов подготовки основанных на современных технологиях (компьютеры, вело и беговые компьютеры, кардиомониторы и т.д.), учебных тренингов и систем проверки эффективности профессиональной подготовки специалистов не физкультурного профиля, что повышает результативность учебного процесса и в дальнейшем трудовой деятельности.

Цель исследования: выявить возможности использования современных технологий в учебно-тренировочном процессе дисциплины физическая культура со студентами обучающихся в высших учебных заведениях не физкультурного профиля.

Изложение основного материала статьи. Различные электронные устройства достаточно активно и прочно вошли в жизнь современного человека и «завязали» на себя практически все сферы жизни: бизнес, реклама, обучение, медицина, армия и т.д. В современных условиях сложно представить деятельность, без современных вычислительных систем.

Не обошло данное условие и процесс подготовки специалистов различного уровня. Электронные устройства позволяют не только представить материал, но и контролировать и активно управлять данным процессом. Методики построенные на основе применения различных компьютерных систем позволяют повысить эффективность подготовки специалистов, расширить и углубить знания, расширить спектр умений и навыков, т.е. в сложившихся условиях без информационных и управляющих систем не обойтись.

Для определения возможности применения различных систем были проведены ряд исследований, таких как наблюдение, опрос, Эффективность применения различных устройств, применяемых на учебно-тренировочных занятиях осуществлялся по результатам этапного контроля, сдачи контрольных нормативов с выставлением зачета, а на третьем курсе в весеннем семестре наряду со сдачей нормативов проводится теоретический опрос, по результатам которых выставляется зачет.

Так же оценку эффективности проводили по результатам опроса студентов с целью выявления наиболее эффективных форм и методов обучения с точки зрения обучаемых. В опросах приняли участие студенты первого, второго и третьего курсов, опрашивались юноши и девушки. В ходе опроса выяснилось желание студентов при проведении теоретического раздела использовать современные средства телекоммуникаций и мультимедийные средства, которые позволят не только улучшению усвоения изучаемого материала, но и углубить получаемые знания. Особенно данное касается изучения техники выполнения упражнения, как с точки зрения биомеханики, так и с точки зрения других наук (физиологии, психологии и т.д.).

Установка и использование больших мониторов для визуализации упражнения и техники выполнения данного упражнения способствовали сокращению числа студентов, пропускающих занятия по неуважительным причинам. Применение мониторов в учебном процессе реализуемо в условиях спортивного зала, на стадионе использовать мониторы сложнее, этому есть целый ряд условий:

- большая площадь стадиона;

- требуется большое число мониторов, значительно большее, чем в спортивном зале;

- обеспечение электрической энергией;

- использование мониторов эффективно при потоковой системе организации занятия.

Применение средств визуализации и мультимедийных систем объяснялось желанием следовать

эталонной технике и видеть варианты выполнения упражнения, возможные ошибки и травмы при нарушении техники выполнения упражнения и техники безопасности на занятиях.

Тренировка может предполагать определенный риск. Для минимизации данного риска и индивидуализации нагрузки необходимо применение в учебно-тренировочном процессе фитнес трекеров или кардиомониторов, благо их на данный момент на рынке великое множество, и выбор зависит от возможностей потребителя и личных предпочтений.

Фитнес трекер позволяет отслеживать такие показатели, как дневная активность, фазы сна, расход калорий, частота сердечных сокращений, количество шагов и просчитать пройдённое расстояние и т.д.

Так в ходе практических занятий при использовании кардиомониторов у 2% студентов были выявлены отклонения в состоянии здоровья, проявившееся в переутомлении и инкубационный период заболеваний и т.д. Причем преобладающее число данных устройств имеют оптические датчики пульса. И лишь незначительная часть «снимают» биоэлектрическую активность сердца, через датчики, крепящиеся на грудном ремне.

Анализируя различные форумы применения фитнесс трекеров или кардиомониторов и результаты собственных исследований выяснилось, что оптические датчики достаточно точно определяют пульс при ходьбе и беге. Но пользователи кардиомониторов указали, что при повышении частоты пульса до 160 уд/мин и выше измерения становятся менее точными, что совпало с данными приведёнными на сайте [1].

Но технологии не стоят на месте и появляются оптические датчики размером с небольшую монету и для быстрого и точного измерения пульса имеют большее число светодиодов, чем прежние модели. Еще одним из отличий современных датчиков является возможность носить на верхней или нижней части руки. Далее по окончанию тренировки кардиомонитор, фитнесс треккер, датчик через базу, прилагаемую к устройству или без проводного соединения синхронизируется с компьютером или другим устройством (смартфон, планшетный компьютер и т.д.), в результате данные о реакции организма на нагрузку, выполненный объем, и интенсивность прописываются в профиле пользователя для дальнейшего анализа и по необходимости коррекции тренировочного режима и объема.

Причём к одному устройству, например, планшетному компьютеру или смартфону можно подключить значительное число датчиков, количество датчиков варьируется или самим устройством (смартфон, планшетный компьютер) или используемым приложением принимающего устройства и т.д.

Фитнесс приложений достаточно много (Mi Fit, Notify & Fitness for Mi Band, Fundo Bracelet, Huawei Health и т.д.), и представлены на рынке программного обеспечения различными производителями и выбор зависит от возможностей используемых устройств, или личных предпочтений пользователя.

Проблематика применения различных устройств заключается в аппаратном обеспечении, датчиками и их видами. Так, например, существует целый ряд ситуаций, когда оптический датчик может не работать, например, неплотно прилегающий к руке, все причины приводить не станем, так как этих причин много и все они могут привести к неточностям в измерении пульса с помощью оптических датчиков или сделает невозможным их применение.

Применение кардиомониторов есть один из способов индивидуализации нагрузки для занимающихся. Кардиомонитор помогает достичь желаемой физической форме. Он показывает уровень физиологического напряжения и интенсивности во время тренировки. Преподаватель не всегда может проконтролировать динамику нагрузки выполняемую занимающимся, этому есть масса причин, таких как, количество занимающихся, разный уровень подготовленности, места занятий и т.д. Данное условие приучает выполнять студентами тренировочную нагрузку в заданных режимах и выход за обозначенные пределы ставит в известность занимающего различными способами, в зависимости от настроек устройства. Так же при применении датчиков кардиомониторов и привязанных к планшетному компьютеру позволяет отслеживать динамику нагрузки, не останавливая занимающегося для контроля, что делает более эффективным и не прерывает сам учебно-тренировочный процесс. Так же делает возможным контроль и анализ динамики нагрузки и реакцию организма на нагрузку в режиме реального времени.

В ходе эксперимента были применены датчики Polar H7 с Bluetooth на сборной команде. Polar H7 с Bluetooth комбинированный датчик частоты сердечных сокращений, передающий точные данные о частоте сердечных сокращений в режиме реального времени в мобильное приложение, например, Polar Beat. Выбор остановили на функционале, возможности подключения к различным устройствам и дистанции на которой возможно функционирование данного устройства без потери связи и качества [1].

В учебно-тренировочном процессе контролировались соблюдение параметров нагрузки и эффективность игровых действий игроков. И как результат применения данной технологии стали высокая подготовленность игроков и результативность игры. В ходе тренировочного процесса в режиме реального времени корректировалась интенсивность по ЧСС, которая отображалась на планшетном компьютере.

Применение различных устройств позволяет не только корректировать нагрузку, отслеживать число выполненных шагов, формируются умения пользования устройствами и культура их использования, отношение к своему физическому состоянию, потребность в спортивном образе жизни. Причем данное устройство должно быть не модным аксессуаром, а необходимым и используемым в ходе тренировки, так же кардиомонитор необходим в повседневной деятельности, так как позволяет контролировать состояние кардио системы и обратиться за помощью специалистов на ранних этапах отклонения в состоянии здоровья.

При организации и проведении занятий со студентами с использованием высоких технологий был выявлен более высокий интерес к данным занятиям. Снижение числа случаев пропуска занятий по не уважительным причинам. Студенты выполняли нагрузку более ответственно, не пытаясь отстраниться от ее выполнения, так как осуществлялся постоянный контроль. После занятия обязательно подводились итоги занятия, которые заносились в дневник самоконтроля, делались замечания. Так 79% студентов выполняли нагрузку в точно заданных параметрах и лишь 21% вышли из указанного диапазона. Причинами данного было жалобы на неспособность выполнить нагрузку в заданных параметрах, что говорило о низкой подготовленности студентов, часть девушек не могли выполнить данную нагрузку в силу физиологических причин.

При опросе студентов, респонденты указали на фактор повышающий интерес к занятиям использование современных устройств для контроля за реакцией организма на нагрузку. Многие студенты имеют дынные устройства и используют функционал как в повседневной жизни, так и при различных занятиях.

Но часть студентов, причем большая не используют полный функционал устройств и используют данные гаджеты только как часы, будильник и т.д. Применение современных устройств, таких как фитнесс трекеры и кардиомониторы как средства контроля за физическим состоянием данные студенты не знают, не знают и диапазоны тренировочных режимов в тренировочном процессе, что говорит о несформированной базе знаний.

70% студентов из имеющих smart устройства пользуются продукцией Xiaomi Miband. Приведем лишь часть функционала данного устройства [1].

• Поддержка пульсометра, трекер для сна;

• Passometer, фитнес-трекер;

• Напоминание сообщений, напоминание о вызове;

• 50 м водонепроницаемый, что дает возможность применения его при тренировке пловцов;

• Умный будильник для сна;

Не очень большой функционал, но дающий возможность эффективно использовать данное устройство и в учебно-тренировочном процессе на занятиях физической культурой.

Но большинство фитнес трекеров имеют более широкий функционал, например [2]:

• продолжительность и качество сна (функция - умный будильник);

• количество пройденных шагов;

• качество питания;

• показатели пульса;

• сожженные калории;

• настроение;

• уровень насыщения крови кислородом (например, Withings Pulse Wireless Activity Tracker),

• калорийность поступающей в организм пищи (как инновационная разработка - трекер HealBe GoBe).

Но значительная часть студентов, не зная, как использовать данный функционал, применяют его как модный гаджет и не более.

Другая группа студентов использует такие устройства как Polar, Sigma, Samsung, Garmin, Fitbit и т.д. В зависимости от модели отличается и функционал. Наиболее широкий функционал отмечен у Garmin, Polar и Sigma. Но стоимость данных устройств достаточно высок и в большинстве случаев не доступны широкому кругу занимающихся.

Дополнительно к обязательным занятиям физкультурой 40% студентов самостоятельно и 12% занимаются в фитнесс клубах. Причем 80% занимающихся самостоятельно имеют и активно пользуются кардиомониторами различных производителей, более доступных в ценовой группе, их достаточно много и приводить их в данном случае не представляется необходимым. Данное условие связано с доступностью их как по стоимости, так и возможностью приобрести в различных магазинах.

Выводы. Студенты применяют различные устройства, знакомятся с функционалом, читают отзывы пользователей на различных форумах и в дальнейшем, знакомятся с рекомендациями специалистов по дозированию нагрузки, планированию занятий и т.д., что расширяет знания не только в сфере физической культуры и спорта, но и затрагивает физиологию, психологию, анатомию и т.д.

Активный пользователь устройством не только втягивается в систему занятий различными видами спортивной деятельности. Данное условие способствует и развитию компетенций, где их формирование является необходимым условием современной системы образования.

Применение гаджетов в учебном процессе позволяет преподавателю и студенту «быть на одной информационной волне», что не мало важно, а поиск и использование новых приложений дает возможность студенту развиваться и работать с большими объемами информации, анализировать, делать выводы и обоснованно приходить к выбору и как результат повысить эффективность учебно-тренировочного процесса. Анализируя данные исследований как своих, так и других специалистов коллектив авторов пришел к выводу, что применение современных устройств и технологий позволяет повысить эффективность самого процесса подготовки и способствует сохранению и улучшению состояния здоровья.

Литература:

1. https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/sovriemiennyietiekhnologhiivtrienirovochnomprotsiessie

2. https://gadgets-reviews.com/ru/obzory/425-klassifikatsiya-fitnes-trekerov-kak-ne-zaputatsya-v-vybore.html#ixzz5OfNaBltR

Педагогика

УДК:378

магистр, старший преподаватель Ефимова Сардана Кимовна

Институт зарубежной филологии и регионоведения

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЯПОНСКОМУ ЯЗЫКУ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация. Автором рассмотрены требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ по направлению 45.03.01 Филология (бакалавриат) при изучении дисциплины «Практический курс основного языка (японский язык)». В статье рассматриваются методологические подходы к обучению японскому языку студентов Северо-Восточного федерального университета (Республика Саха (Якутия)). Обосновано развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов, изучающих японский язык, на основе социокультурного, этнокультурного и герменевтического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.