®
www.volsu.ru
DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu7.2015.4.9
УДК 316.346.32-053.9 (571.54) ББК 60.56
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ
Зинаида Арсентьевна Бутуева
Кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы, Бурятский государственный университет [email protected]
ул. Смолина, 24а, 670000 г. Улан-Удэ, Российская Федерация
Аннотация. Статья раскрывает современные технологии социального обслуживания людей старшего возраста и проблемы применения их на практике. Особая роль отводится анализу семейных форм социального обслуживания людей старшего возраста, находящихся на социальном обслуживании в Республике Бурятия. Социологическое исследование мотивов создания, проблем и перспектив развития приемных семей было проведено среди людей старшего возраста и помощников (опекунов). Изменение структуры семьи, социального статуса и жизненного цикла семьи, а также трудности адаптации новых членов семьи могут послужить препятствием широкого распространения семейных форм заботы о старшем поколении. В целом, представленные результаты позволили сформулировать выводы о том, что развитие современных технологий социального обслуживания способствует межпоколенческой солидарности и созданию общества для людей всех возрастов.
Ключевые слова: старение населения, люди старшего возраста, социальная сфера, социальная защита, социальное обслуживание, социальные технологии, семейные формы, приемная семья.
Необходимость применения современных технологий в социальной сфере обусловлена демографическими изменениями, происходящими в России. За последние десятилетия углубились процессы постарения населения. В 1970 г. доля людей старше трудоспособного возраста со-■о ставляла 15,4 % населения, к 2014 г. она увеличилась на 8,1 % и составила 23,5 % (33,7 млн чел.). По прогнозам Росстата к 2031 г. числен-^ ность людей старше трудоспособного возраста у будет составлять 28,7 %. Это 42,3 млн чел. [11]. ^ Увеличение численности людей старше© го возраста требует особого внимания к изу-
чению потребностей и интересов данной возрастной группы. Им трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социокультурных условиях, требуются современные формы социального обслуживания, учитывающие значительную дифференциацию людей старшего возраста [2, с. 144].
Система социальной защиты населения оказалась недостаточно подготовленной к демографическим вызовам современности. Существуют противоречия между количеством, качеством и масштабностью проблем в социальной сфере и неподготовленностью кадровых
ресурсов и управленческих решений, принимаемых на пути их преодоления. В этой связи необходимы структурные изменения, связанные с идеологией системы социальной защиты.
В 2014 г. на заседании президиума Госсовета по развитию системы социальной защиты пожилых людей была предложена идея о разработке стратегии действий в интересах пожилых людей. В официальных документах Минтруда и социальной защиты РФ подчеркивается, что «Стратегия будет включать в себя комплекс мероприятий, направленных на решение проблем пожилых людей и создание условий их активной жизни в различных сферах (здравоохранения, образования, транспорта, спорта, культуры и экономики) [8].
Прошедший 28 марта 2015 г. Всероссийский форум социальных работников выделил проблемы и приоритетные направления деятельности в социальной сфере. В резолюции форума подчеркивалось, что «система социального обслуживания в нашей стране вступила в период глубоких преобразований, определяемых изменением законодательства, модернизацией организационных и технологических основ социальной работы, всесторонней перестройкой идеологии предоставления социальных услуг на основе их адресности, антикризисных механизмов» [9]. Внимание документа было сконцентрировано на разработке правовых механизмов в решении проблем трудовой занятости, транспортной доступности социальной инфраструктуры в сельской местности, компьютерной грамотности, развитию современных технологий (мобильные бригады, выездные приемы, социальное такси, «тревожная кнопка») для людей старшего возраста.
В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который внес изменения в систему социального обслуживания. В Законе вводятся новые понятия, такие как: «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании» [7]. Новацией Закона является разработка индивидуальной программы предоставления социальных услуг, развития рынка социальных услуг и участия в нем организаций разных форм собственности.
Необходимость принятия новых документов обусловлена трансформационными процессами, произошедшими за последние двадцать лет в России. Изменения в пенсионной системе, появление новых социальных институтов, современные технологии в медицине, в образовании, новые средства связи повлияли на образ и качество жизни людей старшего возраста. Эти изменения затронули институт социальной защиты и систему социального обслуживания. Результатом данной деятельности стала технологическая модернизация всей системы. Вместе с тем, вызывает опасения, что «.. .институты, признанные преодолевать проблемы, превращаются в институты, их порождающие» [1, с. 5].
В этих условиях важную роль в эффективности социальной защиты играют современные социальные технологии. Социальные технологии представляют собой набор приемов и действий и рассматриваются как способ воздействия на социального объекта с целью достижения нового социального качества объекта. Социальные технологии как важнейший ресурс рационализации государственной управленческой деятельности, разрешения конфликтов и социальной адаптации рассматривали в своих работах Л.Г. Гуслякова,
A.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, В.В. Луков, П.Д. Павленок, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Социальные технологии как инновационные средства, как способ разрешения возникающих социальных проблем анализировали в своих работах Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко,
B.С. Дудченко, Ж.К. Тощенко и др.
В связи с этим, социальные технологии представляют целенаправленную деятельность, включающую совокупность приемов и методов, направленные на преобразование социального объекта. Современные технологии в социальном обслуживании приводят к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, направлены на активизацию потенциальных возможностей людей старшего возраста и способствуют гуманизации и гармонизации отношений в обществе.
Традиционные формы социального обслуживания, такие как: социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, социально-кон-
сультативная помощь затрагивают лишь малую часть старшего населения. Они требуют больших финансовых и трудовых ресурсов. Поэтому важная роль отводится развитию новых форм помощи населению, а также возрождению семейной формы заботы о старшем поколении. Отметим, что повсеместная государственная помощь престарелым членам общества появляется лишь в начале ХХ века. До этого периода семья несла ответственность за слабых членов общества - детей и стариков.
Возрастание ценности семьи в старших возрастах отмечают многие ученые. На поздних этапах основной функцией семьи становится потребность в безопасности и стабильности, повышается внимание к экзистенциальным проблемам. Благополучные семейные отношения являются основой социального капитала в старости. По мнению Ф. Фуку-ямы, «Социальный капитал - это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами. Он может быть воплощен и в мельчайшем базовом социальном коллективе - семье, и в самом большом коллективе из возможных - нации,...» <.. .> «социальный капитал не может стать результатом действий отдельного человека, он вырастает из приоритета общественных добродетелей над индивидуальными» [12].
На второй Национальной конференции по старению «От стареющего общества к обществу всех возрастов» подчеркивалась необходимость создания новых моделей, позволяющих усилить межпоколенческую солидарность [10].
В последнее время зарубежными учеными выдвигается новая парадигма в отношении старости. Суть ее заключается в том, что люди старшего возраста имеют потенциал, чтобы быть активными и продуктивными. Они не испытывают зависимость от семьи и государства, которую они испытывали ранее. Для этого имеются современные технологические и социально-экономические возможности. Общество и государства должны создавать условия для достойного уровня пенсионного дохода, доступа к медицинским услугам и возможности оставаться активными [13].
Развитие института приемной семьи (фостерной или замещающей) для людей старшего возраста регламентируется нормативно-правовыми документами. В 2008 г. в Бурятии принят закон «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия». Аналогичные акты приняты в других субъектах Российской Федерации. Приемная семья представляет собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, желающего организовать приемную семью и взять на себя заботу и оказание социальных услуг пожилому человеку, который не является его родственником. Целью создания приемной семьи является профилактика социального одиночества, укрепление традиций взаимопомощи и возможность людям старшего возраста вести привычный образ жизни и быть социально защищенными. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ «в субъектах Российской Федерации успешно функционируют около 4 тыс. «приемных семей» [5]. В 2009 г. в Республике Бурятия было создано 24 приемные семьи для людей старшего возраста, в настоящее время их насчитывается 126 [4].
Социологическое исследование мотивов создания, проблем и перспектив развития приемных семей для людей старшего возраста было проведено на территории Республики Бурятия в 2014 году. В качестве методов исследования были выбраны анкетный опрос и интервью. В исследовании приняло участие 86 приемных семей. Социально-демографические данные позволили составить усредненный портрет пожилого человека, находящегося в приемной семье, который представлен следующими характеристиками. Большую часть составляют одинокие люди (65 %) старше 70 лет (59 %), в основном, женщины (53 %), проживающие в сельской местности (81 %), имеющие начальное или неполное среднее образование (49 %), из них 65 % русских. Продолжительность проживания в приемной семье составляет в среднем три-четыре года.
Судьбы людей, находящихся в приемных семьях складывались непросто, порой трагично. «В семье было 9 детей. В войну трое моих братьев и четыре сестры умерло с
голоду, остался один. Мне было 6 лет, когда началась война, тяжело было. <...> Жена погибла, старшего сына убили. <... > Этот год плохой был, внучку весной убили, сын осенью умер от водки. Один остался. Добрые люди подобрали, еще и прописали, в дом-интернат не хочу. Дом есть дом, ребятишки тут как свои стали. Вспоминать тяжело прошлое, не надо больше никаких вопросов. А на будущее, что будет, то будет» (из интервью с Г.Н., 79 лет). «... в данное время рядом нет никого, жена умерла, да и дети ушли вслед за ней. В старости приобрел знания, опыт, хорошую пенсию, живу нормально, а в молодости голод, холод, нищета» (из интервью с С.С., 86 лет). «Истории жизни» отражают значимые периоды развития страны и позволяют понять пожилого человека «в контексте всей его жизни, включающей в себя все его проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жизненного пути». Идею о целостности жизненного пути человека высказал Э. Эриксон, которая очень важна для социальной работы с людьми старшего возраста. «Прежде чем оказывать помощь, необходимо понять, что ситуации, в которых оказывается человек в старости, напрямую зависят от его прошлой жизни» [6, с. 13].
Семейные формы заботы выбирают люди, которые проживают по соседству и поддерживают дружеские и соседские отношения на протяжении многих лет с людьми старшего возраста. Оказание помощи для них является вполне обычным делом. Здесь действует принцип, сформулированный Дж. Хо-мансом «Чем чаще люди взаимодействуют друг с другом, тем сильнее будут дружеские чувства между ними» [3, с. 33]. Это иллюстрируют рассуждения наших информантов -помощников (опекунов) приемных семей: «СМ.В. мы живем по соседству. Я не мог равнодушно смотреть, как пожилая женщина таскает тяжелые ведра, дрова. Начал помогать, полтора года помогал бесплатно. Приехала соцзащита и предложила устроиться социальным работником» (из интервью с помощником приемной семьи). «Я ухаживаю за престарелой одиноко проживающей пенсионеркой. Многие годы мы жили с ней по-соседству, когда она была
моложе, то она помогала и моей семье. В то время у меня родилась дочка, мы держали хозяйство и работы было очень много. А Л.И. по характеру отзывчивый человек, всегда старалась прийти на помощь, в настоящее же время в помощи нуждается и сама. Раньше о такой форме помощи «приемная семья» мы не знали, но узнав об этом никаких сомнений, чтобы взять ее к себе не осталось» (из интервью с помощником приемной семьи).
Приемные семьи для людей старшего возраста получили наибольшее распространение в сельской местности (74 % приемных семей) и среди людей, которые давно знакомы между собой. «С Людой мы знакомы давно, жили ведь раньше на одной улице, знаю ее когда она совсем маленькая была, знал ее родителей. Людочка у меня хорошая, работящая, готовит хорошо, меня не обижают» (из интервью с Т.П. 76 лет). «Приезжали к нам в поселок люди из собеса, они и подсказали, увидев мою одинокую старость» (из интервью с Е.В., 78 лет). «Мы уже долгое время так живем. Уж сколько лет, не знаю. Знакомы тоже давно» (из интервью с Т.М. 76 лет) «Познакомились благодаря общим друзьям, проживаем более пяти лет» (из интервью с С.С. 77 лет).
Положение пожилого человека в семье имеет решающее значение для поддержания его жизнедеятельности. Большая часть людей старшего возраста участвует в жизни семьи, выполняет определенные роли, участвует в распределении семейных обязанностей. «Всегда все вместе делаем. Могу помочь еду готовить» (из интервью с Б.Г., 76 лет). «В основном кухня и кое-какие мелкие дела» (из интервью с Г.И., 80 лет). «Приготовление пищи, мытье посуды» (из интервью с Л.И., 77 лет). «.помогаем делом и советом» (из интервью с И.И, 78 лет).
Одним из важных вопросов является социально-психологический климат в приемных семьях. Каждая из сторон высказывает свои опасения. Помощников приемных семей волнует здоровье пожилого человека (49,3 %), трудности адаптации в семье (20,8 %). «Конечно, трудности есть: в силу того, что Л. И. прожила долгое время одна и своих
детей у нее не было. Это сказалось на ее характере. Но мы стараемся урегулировать возникающие недоразумения мирным путем, ведь у нас растут дети и внуки, которые учатся на нашем примере добру и состраданию, ведь когда-то и мы состаримся» (из интервью с помощником приемной семьи). «Иногда, когда я прихожу, она бывает агрессивной, но я на нее зла не держу, я понимаю ее состояние» (из интервью с помощником приемной семьи).
Мотивом создания приемной семьи для помощника является желание помочь пожилому человеку (63,2 %), избавиться от одиночества и создать семейную обстановку для пожилого человека (18,3 %), признание пожилого человека в роли «бабушки», «дедушки», «родителя», передача традиций старшего поколения младшему (15 %), то есть реконструкция семьи (С М.В. мы не ругаемся, она заменяет мне бабушку). Вот как рассказывают об этом помощники приемных семей: «Яустроилась по нескольким причинам, одна из них и, на мой взгляд, самая значимая: нужно помогать одиноким людям. <... > Отношения у нас сложились дружеские и теплые. Конечно, моих скромных усилий и сил во многом не хватает. Но я надеюсь, ухаживая за одним человеком, сократила их число» (из интервью с помощником приемной семьи). «К сожалению, не всем дано счастье жить в семье, а многим даже не к кому обратится за малейшей помощью» (из интервью с помощником приемной семьи).
В сельской местности, где большую часть населения составляют люди старшего возраста, традиционные ценности как забота, сострадание и взаимопомощь, крепость семейных связей, уважение к старшим, бескорыстная помощь тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сохраняются, так как живы носители этих традиций. Государственная поддержка семейных форм невелика. В среднем, денежное вознаграждение составляет 3 000 рублей.
Получат ли семейные формы заботы о старшем поколении дальнейшее развитие? Мнения респондентов разделились следующим образом: 67 % считают, что данная форма получит распространение частично и не везде, 22 % уверены в большом распростра-
нении семейных форм заботы о людях старшего возраста и лишь 9 % не уверены в ее распространении. Этот вопрос был задан людям старшего возраста. «...я одинокий больной человек, а таких наверное много, просто люди боятся принять одинокого человека, ведь это ответственность, да и одинокие боятся быть принятые в приемную семью, так как привыкли жить одни. Хотя самим очень сложно жить одним» (из интервью с Е.В., 78 лет). «...у большинства людей нет желания и возможности приютить чужого человека» (из интервью с Л.И., 77 лет). Можно предположить, что семейные формы заботы о старшем поколении будут адресными и не получат широкого распространения. Это связано с изменением структуры семьи, социального статуса и жизненного цикла семьи, а также трудностями адаптации новых членов семьи.
Таким образом, в условиях демографического старения система социального обслуживания должна учитывать интересы и потребности людей старшего возраста и способствовать развитию современных технологий социального обслуживания. Межпоколенческая солидарность, содействие семье в уходе за людьми старшего возраста, ориентация на семью и семейный уход послужит источником социальной сплоченности и будет способствовать созданию общества для людей всех возрастов.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бауман, З. Рассказанные жизни и прожитые истории / З. Бауман // Социологические исследования. - 2004. - №№ 1. - С. 5-14.
2. Бутуева, З. А. Особенности развития современной системы социального обслуживания людей старшего возраста в Республике Бурятия в условиях реформирования / З. А. Бутуева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №2 5. -С. 144-145.
3. Грановеттер, М. Сила слабых связей / М. Гра-новетгер // Экономическая социология. - 2009. -Т. 10, №> 4. - С. 31-50.
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на 20152017 гг. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://minsoc-buryatia.ru/plan/programms/ (Дата обращения: 20.04.2015). - Загл. с экрана.
5. Ежегодный доклад о социально-экономическом положении пожилых людей от 29.05.2014 r. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.rosmintrud.ru/social/vetaran-defence/34/ (Дата обращения: 20.04.2015). - Загл. с экрана.
6. Козлов, А. А. Теории и традиции западной социальной геронтологии / А. А. Козлов // Психология старости и старения: хрестоматия. - М. : Академия, 2003. - С. 6-24.
7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N° 442-ФЗ. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_166044/ (Дата обращения: 20.04.2015). - Загл. с экрана.
8. Проект Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста будет внесен в Правительство РФ 1 июня 2015 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/ 585933/#ixzz3Y1LakAG4 (Дата обращения: 20.04.2015). - Загл. с экрана.
9. Резолюция Всероссийского форума социальных работников от 28 марта 2015 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://er.ru/news/ 130240 (Дата обращения: 20.04.2015). - Загл. с экрана.
10. Резолюция второй Национальной конференции по старению «От стареющего общества к обществу всех возрастов» 22.10.14 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. pencioner.ru/node/18074/ (Дата обращения: 20.04.2015). - Загл. с экрана.
11. Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (Дата обращения: 20.04.2015). - Загл. с экрана.
12. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. - М. : Изд-во ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 730 с.
13. Zaidi, A. Taking notice of the new ageing paradigm: Why we need more data / А. Zaidi. -Electronic text data. - Mode of access: http://www. helpage.org/global-agewatch/ (Date of access: 20.04.2015). - Title from screen.
REFERENCES
1. Bauman Z. Rasskazannye zhizni i prozhitye istorii [Narrated life and lived history]. Sociologicheskie issledovanija, 2004. no.1, pp. 5-14.
2. Butueva Z.A. Osobennosti razvitija sovremennoj sistemy socialnogo obsluzhivanija ljudej starshego vozrasta v Respublike Burjatija v uslovijah reformirovanija [Features of the development of a modern system of social service of older people in the
Republic of Buryatia in the conditions of reforming].
Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. no. 5, pp. 144-145.
3. Granovetter M. Sila slabyh svjazej [Strength of weak ties]. Jekonomicheskaja sociologija, 2009. no.4, pp. 31-50.
4. Doklad o rezultatah i osnovnyh napravlenijah dejatelnosti Ministerstva socialnoj zashhity naselenija Respubliki Burjatija na 20152017 gody [Report on the results and main activities of the Ministry of Social Protection of the Republic of Buryatia for 2015-2017]. Available at: http://minsoc-buryatia.ru/plan/programms/ (Accessed 20 April 2015).
5. Ezhegodnyj doklad o socialno-jekonomicheskom polozhenii pozhilyh ljudej ot 29.05.2014 g. [Annual report on the socio-economic situation of older people on 05.29.2014]. Available at: http://www. rosmintrud. ru/social/vetaran-defence/34/ (Accessed 20 April 2015).
6. Kozlov A.A. Teorii i tradicii zapadnoj socialnoj gerontologii /Psihologija starosti i starenija: Hrestomatija [Theories and Western traditions of social gerontology psychology of old age and aging]. Moscow, centr Akademija Publ., 2003. pp. 6-24.
7. Ob osnovah socialnogo obsluzhivanija grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federalnyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrja 2013 g. [On the bases of social services for citizens in the Russian Federation: the Federal Law of the Russian Federation dated December 28, 2013]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 166044/ (Accessed 20 April 2015).
8. Proekt Strategii dejstvij v interesah grazhdan pozhilogo vozrasta budet vnesen v Pravitelstvo RF1 ijunja 2015 g. [The draft strategy of action for senior citizens will be submitted to the Government of the Russian Federation June 1, 2015]. Availableat at : http:/ /www.garant. ru/news/58593 3/#ixzz3Y1LakAG4 (Accessed 20 April 2015).
9. Rezoljucija Vserossijskogo foruma socialnyh rabotnikov ot 28 marta 2015 g. [Resolution of the National Forum of social workers from the March 28, 2015]. Available at: http://er.ru/news/130240 (Accessed 20 April 2015).
10. Rezoljucija vtoroj Nacionalnoj konferencii po stareniju «Ot starejushhego obshhestva k obshhestvu vseh vozrastov» 22.10.14 g. [Resolution of the Second National Conference on Ageing "From an aging society to a society of all ages"]. Available at: http://www.pencioner.ru/node/18074/ (Accessed 20 April 2015).
11. Federalnaja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (Accessed 20 April 2015).
12. Fukujama F. Doverie: socialnye dobrodeteli i putk procvetaniju [Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity]. Moscow, ACT Publ., 2004, 730 p.
13. Zaidi A. Taking notice of the new ageing paradigm: Why we need more data Available at: http:/ /www.helpage.org/global-agewatch/ (Accessed 20 April 2015).
MODERN TECHNOLOGIES OF SOCIAL SERVICES FOR ELDERLY PEOPLE UNDER THE CONDITIONS OF DEMOGRAPHIC AGING
Zinaida Arsentyevna Butueva
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Department of Social Work Theory,
Buryat State University
Smolina St., 24a, 670000 Ulan-Ude, Russian Federation
Abstract. The article deals with modern technology of social services for elderly people in Russia and on the example of the Republic of Buryatia. The author studies the changes in the legislation of the Russian Federation, in the ideology of social services, as well as new social technologies (mobile teams, field meetings, social taxi "alarm button") and the problems of their application. It is noted that the traditional forms of social services, such as social services at home, half-stationary social services, common social services, social and advisory services focused only on a small portion of the elderly population. They require more financial and human resources. Therefore, a special role in the article is given to the analysis of family-based social services for elderly people in the Republic of Buryatia. In old age the value of the family and family forms of care for the older generation increases. Happy family relationships are the basis of social capital in their old age.
A sociological study of motives of creation, problems and prospects of development of foster families was conducted among elderly people and assistants (caregivers). Research methods include questionnaires and interviews. Changes in family structure, social status and family life cycle and the difficulty of adaptation of new family members will serve as a widespread obstacle for family-based care for the older generation. The presented results allowed formulating conclusions that the development of modern technologies of social services contributes to intergenerational solidarity and the creation of a society for people of all ages.
Key words: aging of population, elderly people, social sphere, social protection, social services, social technologies, family forms, foster family.