СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕВЕНЮ-МЕНЕДЖМЕНТА В КОСМИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ
А.А. Чапенко, магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24411/2411-0450-2020-10070
Аннотация. В данной статье рассматривается возможность применения ревеню-менеджмента в космическом туризме. В последние годы все сильнее растет интерес к космосу и, в частности, к космическому туризму. Инструменты ревеню-менеджмента свойственны традиционному туризму. Однако автор обращает внимание, что технологии ревеню-менеджмента можно будет применять и в сфере космического туризма.
Ключевые слова: ревеню-менеджмент, космос, туризм, космический туризм, туристская индустрия.
На сегодняшний день интерес к инструментам ревеню-менеджмента лишь растет. Изначально он применялся в сфере авиаперевозок для повышения эффективности ценовой политики. Однако сегодня примеры применения ревеню-
менеджмента можно найти и в других отраслях, таких как гостиничный и ресторанный бизнес, сфера международного туризма, прокат автомобилей и т.п.
Вместе с тем, одной из наиболее динамичных и захватывающих отраслей сегодня является космический туризм. На данный момент как таковые перевозки простых туристов не осуществляются. Однако бронирование билетов на подобные путешествия стартовало еще в начале XXI в., а число желающих полететь в космос уже превышает 700 человек. Поэтому актуальность данной работы обусловлена не столько рассмотрением современных технологий ревеню-менеджмента, сколько применению традиционного ревеню-менеджмента для молодой отрасли.
История развития полетов в космос берет свое начало в далеком 1961 г., когда 12 апреля Юрий Гагарин вышел на орбиту и совершил полет вокруг Земли. С тех пор в космосе побывало более 600 человек из разных стран мира. В конце 1960-х гг., когда было точно доказано, что человек может летать в космос, родилась идея, что туда могли бы летать не только высококвалифицированные космонавты, но и обычные люди.
В 1972 г. президент США Ричард Никсон объявил, что «Space Shuttle» станет новой эрой космического полета, предназначенной для более дешевой и многоразовой эксплуатации. Проектирование и разработка шаттла была поручена Rockwell International, и примерно в то же время они начали изучать разработку пассажирского салона, который мог бы поместиться в грузовом отсеке шаттла. Предназначенная для перевозки до 74 пассажиров на орбиту в течение 3 дней, это была первая крупномасштабная концепция для индустрии космического туризма. За следующие четыре десятилетия в рамках программы «Space Shuttle» было совершено 135 миссий, позволивших отправить в космос 355 человек [4].
Сегодня для большинства полет в космос - это по-прежнему что-то из области фантастики. Однако вскоре космос станет полноценным местом отдыха. Ряд компаний уже сейчас предлагают стать космическим туристом, хотя стоимость такого полета остается астрономической. При этом никакая квалификация для потенциального туриста не требуется, хотя возможно, что представители компании попросят пройти ряд тестов и тренировок перед полетом.
Итак, согласно кембриджскому словарю, космический туризм - это путешествие в космос c целью получения удовольствия, а не для работы [7]. На сегодняшний день туристические услуги в области
полетов в космос можно получить в разных компаниях, специализирующихся на этой деятельности. По состоянию на 22 июля 2019 г., таких компаний 12: Space Adventures, Virgin Galactic, Blue Origin, SpaceX, Boeing, Roscosmos, Zero2Infinity, World View Enterprises, Bigelow Aerospace, Axiom Space, Orion Span, ZERO-G [3].
Тем не менее, первым о частных полетах в космос сообщил Илон Маск, создатель SpaceX. В 2018 г. было объявлено о том, что на Луну сможет полететь два туриста. Хотя данный полет так и не был осуществлен, первая пара туристов уже приступила к тренировкам и фитнес-тестам [9].
О развитии космического туризма свидетельствует множество событий, происходящих в последние несколько лет. Так, одним из знаковых дней стало 28 октября 2019 г., когда Virgin Galactic стала первой коммерческой космической компанией, вышедшей на биржу, стоимостью более $1 млрд. [10].
Об очередном успешном полете Blue Origin было сообщено 13 декабря 2019 г., что лишь приблизило компанию к главной цели - путешествие людей в космос. Blue Origin надеется доставить людей в космос в 2020 г., но точные сроки неизвестны. Тем не менее, точная дата первой поездки или стоимость такого полета пока еще остаются неясными [8].
Космический туризм - это не только непосредственно полеты в космос. Сегодня активно обсуждается концепция компании Orion Span, которая в 2018 г. представила свою космическую станцию Aurora Space Station. Аврора - это космический отель, где туристы смогут остановиться и испытать жизнь в космосе. После ввода в эксплуатацию он будет сочетать в себе
элементы космической станции и более традиционные гостиничные номера.
Согласно планам, клиенты будут находиться примерно на расстоянии в 200 миль над поверхностью Земли и проведут в общей сложности 12 дней в космическом отеле за поездку. Сама космическая станция Аврора сможет обслуживать в общей сложности шесть человек, причем каждая группа будет состоять из двух членов экипажа и четырех космических туристов.
В отличие от некоторых компаний, занимающихся космическим туризмом, компания Orion Span предложила четкую стратегию ценообразования и заявляет, что уже имеет список ожидания на семь месяцев, который, вероятно, значительно возрастет в ближайшие годы. В настоящее время поездки в космический отель начнутся с $9,5 млн. на человека. Вполне вероятно, что еда и дополнительные услуги будут оплачиваться сверх этой суммы. Место в списке ожидания требует депозита в размере $80 тыс. [5].
Переходя к ревеню-менеджменту, стоит, прежде всего, дать его определение. Так, по мнению К.Б. Костина, ревеню-менеджмент - это технология формирования ценовой политики на основе прогнозирования спроса, направленная на обеспечение высокой доходности международного предприятия или компании [1, с. 5]. История развития ревеню-менеджмента началась еще в 1980-х гг. в сфере авиаперевозок [6]. Однако сегодня применение данного инструмента управления бизнесом можно встретить и в других отраслях, в том числе, в сфере туризма.
Система ревеню-менеджмента для традиционного туристского предприятия состоит из четырех уровней, представленных ниже на рисунке.
Сбор необходимых данных
Оптимизация
Контроль
Рис. Архитектура ревеню-менеджмента для предприятия туристской индустрии [2, с. 154]
Традиционный туристский бизнес подразумевает цикличный бизнес-процесс, осуществляемый в рамках ревеню-менеджмента: от принятия правильных маркетинговых решений по линейке предлагаемых продуктов и услуг до четкого контроля и отслеживания продукции, предлагаемой конкурентами; выработки правильной ценовой политики, направленной на повышение доходов на основе предварительно собранных, обработанных соответствующим образом данных, и прогнозирования спроса [2, с. 155].
Таблица . Особенности ревеню-менеджмента в космическом туризме
Элемент Комментарий
Клиент На сегодняшний день клиентами компаний космического туризма могут быть лишь люди с очень высоким уровнем дохода, исчисляемым $ млн., т.е. целевая аудитория - миллионеры и миллиардеры. Однако уже в ближайшее десятилетие доступность космического туризма может существенно повыситься, что нужно учитывать при прогнозировании спроса.
Поставщики Частные компании практически не имеют своих платформ для запуска шаттлов. Как итог, они вынуждены пользоваться платформами международных космических организаций. Например, американская компания Adventure Space пользуется платформой, принадлежащей российской компании Роскосмос, для осуществления тестовых полетов. Для эффективного ревеню-менеджмента необходимо учитывать факт наличия/отсутствия собственной платформы, что будет влиять на формирования ценовой политики.
Спрос Предположительно, космос не подвержен сезонным колебаниям: нет зависимости от погодных условий, а целевая аудитория может позволить себе полеты в любое время года. Спрос на космические полеты является международным, поскольку целевая аудитория в том или ином объеме присутствует почти в каждой стране мира. Существует риск одноразового пользования услугой, когда клиент, осуществив свою мечту о полете в космос, возвращается к привычному образу жизни, что вызвано, среди прочего, ранней стадией развития отрасли. Угроза потери потенциальных клиентов из-за высокой длительности подготовки к полету (не менее 3х месяцев)
Предложение Существует множество ограничений, связанных с различными факторами. Во-первых, ограниченность космического флота. Во-вторых, малое количество пассажиров, которое космическое судно может перевести за один полет (от 2 до 6 человек). В-третьих, длительная подготовка космического судна для повторного полета. В-четвертых, правовое регулирование и согласование космических полетов с воздушными (угроза столкновения). В-пятых, ограниченность квалифицированного персонала и длительность подготовки экипажа, связанные, в том числе, с высокими требованиями в области физической подготовки и состояния здоровья. Наконец, ограничение развития из-за недостаточного количества тренировочных центров, как для клиентов, так и для экипажа.
Конкуренция На данном рынке уже работает 12 компаний, при этом ни одна из них не осуществила космическую перевозку клиента. В то же время, интерес к космосу лишь усиливается, что будет способствовать развитию конкуренции в будущем.
Каналы дистрибуции Первое время компаниям следует использовать инструменты продвижения традиционные для класса luxary. Поскольку целевая аудитория - это самые богатые люди планеты, то наиболее эффективными инструментами продвижения могут стать публикации в бизнес -журналах, выступления на бизнес-конференциях, участие в крупных международных форумах, и тп., т.е. должна быть ориентация на мировое бизнес-сообщество и топ-менеджмент крупнейших компаний мира.
Ценовая политика С одной стороны, т.к. рынок молодой, у потенциальных клиентов нет понимания адекватной стоимости полета или проживания в космическом отеле. Поэтому космические компании могут устанавливать завышенную стоимость на свои услуги с целью повышения рентабельности и сокращения срока окупаемости своих проектов. С другой стороны, более низкая стоимость на ранних этапах может сформировать дополнительный пул потенциальных клиентов с доходами ниже высокого.
Индустрия космического туризма, безусловно, отличается от традиционного туризма. Во многом это обусловлено пространством, в котором осуществляется космический туризм. Тем не менее, можно предположить, что базовые принципы, применяемые в традиционном туризме в рамках ревеню-менеджмента, подойдут и для космического туризма, но с некоторыми особенностями. Некоторые из этих особенностей представлены в таблице.
16S
Подводя общий итог, следует обратить позволить компаниям космического ту-внимание на то, что космический туризм - ризма получить дополнительные конку-это абсолютно новая индустрия, которая рентные преимущества уже сейчас. Осо-хоть и начала свое развитие еще в 1970- бенно важно это в контексте прогнозиро-е гг., но в полноценном масштабе начинает вания спроса на ближайшие десятилетия. функционировать лишь сегодня. Космиче- Ведь те компании, которые займут свое ский туризм - это новое направление ту- место на рынке космического туризма се-ристской отрасли, где для повышения кон- годня, вряд ли будут готовы допустить но-курентоспособности компании нередко вых игроков на рынок. Вполне возможно, прибегают к ревеню-менеджменту. По- что подобная ситуация сохранится не этому можно предположить, что ревеню- только в ближайшие десятилетия, но и до менеджмент будет актуален и в космосе, конца 21-го столетия.
особенно учитывая тот факт, что за долю Таким образом, космический туризм -
на рынке, который только начал формиро- это уже не просто фантазии. Космический ваться, уже соревнуются такие крупные туризм - это молодая и быстро развиваю-компании, как Boeing, Virgin, SpaceX, Ad- щаяся отрасль с большой капиталоемко-venture Space, Roskosmos и другие. стью и большими потенциальными при-
Эффективное применение базовых былями. принципов ревеню-менеджмента может
Библиографический список
1. Костин К.Б. Ревеню-менеджмент в международном бизнесе: учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 95 с.
2. Костин К.Б. Ревеню-менеджмент как основа успешного развития индустрии туризма // Российское предпринимательство. - 2012. - №11. - С. 151-156.
3. 12 Space Tourism Companies That Will Send You to Space. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://spacetourismguide.com/space-tourism-companies/
4. A Definitive History of Space Tourism & Human Spaceflight. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://spacetourismguide.com/history-of-space-tourism/
5. Orion Span: Information About Orion Span Space Hotel. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.revfine.com/orion-span-space-hotel/
6. Revenue Management; clearly explained! - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.revfine.com/revenue-management/
7. Space tourism - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/space-tourism
8. Space Tourism Is Getting Closer. Here's How Much It Will Cost. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.barrons.com/articles/space-tourism-is-getting-closer-heres-how-much-it-will-cost-51576101011
9. Space tourism - what you need to know about taking a trip into space - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://home.bt.com/tech-gadgets/internet/what-is-space-tourism-space-flight-cost-spacex-virgin-galactic-blue-origin-11364163509098
10. Virgin Galactic goes public and leads space tourism race. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://theconversation.com/virgin-galactic-goes-public-and-leads-space-tourism-race-126370
MODERN TECHNOLOGIES OF REVENUE-MANAGEMENT IN SPACE TOURISM
A.A. Chapenko, Graduate Student
St. Petersburg State University of Economics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article discusses the possibility of using revenue-management in space tourism. In recent years, interest in space and, in particular, in space tourism, has been growing more and more. Revenue-management tools are typical of traditional tourism. However, the author draws attention to the fact that the technology of revenue-management can be applied in the field of space tourism.
Keywords: revenue-management, space, tourism, space tourism, tourism industry.