Список использованной литературы:
1. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. - М.: Наука, 1981. - 220с.
2. Пассов Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие.// - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - №6. - с.3-6.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П.Подласый - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 399с.
4. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов, 3-е изд./ Г.В.Рогова -М.: Просвещение, 2000. - 232с.
5. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин - М.: Просвещение, 1984. -112с.
6. Ариян М.А. Личностно - ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // ИЯШ.- 2007-№1- с.3-11.
© Воронкова О.Ю., Михайличенко З.И., Рева Е.Ю., 2019
УДК37
С.В. Гурьянова
магистрант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Т.И. Дуброва канд.пед.наук, доцент, г. Ульяновск, РФ E-mail:[email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В течение последнего десятилетия в сфере образования, как в нашей стране, так и во всем мире все большую актуальность и значимость приобретает организация инклюзивного образования. Это обусловлено ярко выраженной ориентацией современного общества на признание прав и личностных достоинств каждого человека и направленностью на активное вовлечение всех людей вне зависимости от их особенностей и возможностей в жизнедеятельность социума. И именно инклюзивное образование обеспечивает модернизацию всей образовательной системы в России в соответствии с этими положениями.
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ приоритетным принципом государственной политики в сфере образования в нашей стране является «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации» [4, с. 8]. При этом в данном документе подчеркнуто, что для его реализации необходимо создавать особые условия, предполагающие получение лицами с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, полноценной и всесторонней коррекционной помощи посредством организации инклюзивных форм образовательной работы, что способствует их максимальной социализации и самореализации в современной общественно-трудовой деятельности.
Анализ теории и практики инклюзивного образования показывает, что одним из его наиболее приоритетных и актуальных направлений является обеспечение наиболее эффективной работы по профессионально-трудовой ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на
работы О.А. Денисовой [1; 2], О.Л. Лехановой [1; 2], А.Н. Ходусова [5] и других, профессионально -трудовую ориентацию данной категории людей можно определить, как особую целенаправленную и систематическую деятельности специалистов образовательной инклюзивной организации, в основе которой лежит процесс развития у обучающихся профессионально-трудовых потребностей и мотивов, стремлений, а также системы представлений о профессиях и понимание собственных возможностей. Результатом данной работы является возможность сделать лицам с ограниченными возможностями здоровья наиболее осознанный и адекватный выбор профессиональной деятельности, осознать и понять ценности предпочитаемой профессии, а также профессиональное самоопределение.
Как отмечают Е.А. Мартынова и Н.А. Романович [3], важность профессионально-трудовой ориентации людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, заключается в том, что под воздействием специальных мер формируется готовность к самостоятельному профессиональному самоопределению и к выстраиванию собственной образовательной траектории. При этом отмечают авторы, важно выявлять и учитывать имеющийся у каждого индивидуальный социальный опыт, психофизические возможности, знания, личные интересы и склонности при выборе той или иной профессии. Именно это во многом определяет технологии профессионально-трудовой ориентации в системе работы психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивной практики.
На наш взгляд, к наиболее эффективным и современным технологиям профессионально-трудовой ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии можно отнести информационно-коммуникативные и тренинговые. Первая из них позволяет обеспечить достаточно свободный доступ к информации о различных видах трудовой деятельности, познакомить с их спецификой и условиями осуществления, а также активизировать интерес к современным профессиям.
Тренинговые технологии, основанные на широком использовании профессионально-ориентационных тренингов, деловых игр, рефлексивных ситуаций, позволяют лицам с ограниченными возможностями здоровья сформировать не только представления о специфике трудовой деятельности, но и развить адекватное восприятие собственных профессиональных возможностей.
Использование данных технологий предполагает их органичное включение в систему профессионально-ориентационных мероприятий и консультаций, которые традиционно проводятся специалистами образовательной организации. Однако изучение практического опыта показывает, что вышеперечисленные технологии используются эпизодически и бессистемно. Это требует научно -методической разработки их активного внедрения в практику работу образовательных инклюзивных организаций.
Список использованной литературы:
1. Денисова О.А., Леханова О.Л. Миссия вуза в формирования детерминантов региональной готовности к инклюзивному образованию // Вестник Дальневосточного федерального университета: психологические и педагогические науки. Вып. 6: Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток, 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И. В. Носко. Владивосток, 2015. С. 32-36.
2. Денисова О.А.. Леханова О.Л., Поникарова В.Н. Современные тенденции высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Методология и стратегии развития современного образования: Материалы меж-дунар. науч. конф., Минск, 11 декабря 2014 г. / отв. ред. Л. А. Худенко. Мн., 2015. С. 140-144.
3. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональная ориентация как основание для построения индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при получении среднего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 7. С. 40-43; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11720
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3. М.: Проспект, 2015. 128 с.
5. Ходусов, А. Н. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях сетевого социального
партнерства // Педагогика. 2015. №3. С. 53-61.
© Гурьянова С.В., 2019
УДК 372.3/.4
И.В.Меньшов
канд. пед.наук г.Чита, РФ E-mail:[email protected]
ЕДИНАЯ «ЛИНЕЙКА» ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ И ВАЛЕОИГРУШКИ «ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ» - УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
В современных условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование здорового образа жизни среди подрастающего поколения (дошкольники, школьники, студенты).
Для здоровьеобучения детей 3-18 лет на системной основе разработаны валеоигрушки и единая «линейка» учебно-методических изданий: для дошкольников с 3-х лет применяются валеоигрушки (здоровьеобучающие игрушки), валеокурс и валеораскраски, для школьников 7-11 лет применяется учебное наглядное пособие «Восемь правил и восемь друзей здоровья», для школьников 12-15 лет применяется учебно-методическое пособие «Валеомаршрут школьника», а для старшеклассников (16-18 лет) и студентов применяется учебное издание «Культура здоровья студентов».
Основным результатом применения валеоигрушек и единой «линейки» вышеназванных здоровьеобучающих учебных изданий является формирование здорового образа жизни у дошкольников, школьников, студентов, что способствует укреплению и сохранению здоровья детей, воспитанию здорового подрастающего поколения.
Ключевые слова:
Дошкольники, школьники, студенты, здоровый образ жизни, валеоигрушки, «линейка»
здоровьеобучающих учебных изданий.
В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является воспитание здорового подрастающего поколения.
Для детей 3-18 лет проблема состояния здоровья является наиболее актуальной. Только 20% из общего числа дошкольников, школьников, студентов относятся к здоровым, а у 60% имеются значительные отклонения в состоянии здоровья. Одним из главных факторов, влияющих на ухудшение здоровья, является низкий уровень здорового образа жизни.
Учитывая проблемы состояния здоровья детей 3-18 лет, формирование у них здорового образа жизни является жизненной необходимостью как для здоровья самих дошкольников, школьников, студентов, так и для государства и общества, ведь воспитание здорового подрастающего поколения - залог здоровья нации в будущем.
Для целенаправленного формирования и повышения уровня здорового образа жизни у детей 3-18 лет