Научная статья на тему 'Современные технологии организации урока внеклассного чтения (сказка Е. Клюева «Разводной Мост»)'

Современные технологии организации урока внеклассного чтения (сказка Е. Клюева «Разводной Мост») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
986
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / РАЗРАБОТКИ УРОКОВ / МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / СКАЗКИ / LESSONS OF EXTRACURRICULAR READING / EXTRACURRICULAR READING WORKING-OUT OF A LESSON / TEACHING LITERATURE AT SCHOOL / METHODS OF TEACHING LITERATURE / FAIRY TALES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ситникова Юлия Борисовна

В статье предложена разработка урока внеклассного чтения по сказке Е. Клюева «Разводной Мост» для 7-9 классов. Сказка-притча учит вдумчиво читать текст и развивает внимание к подтексту, дает возможность пережить ситуацию нравственного выбора и способствует развитию творческого мышления. Использование современных технологий также нацелено на раскрытие нравственно-философского и творческого потенциала сказки-притчи. Проблемная технология, технология творческой мастерской, приемы театральной педагогики способствуют процессу духовно-эстетического «проживания» мира художественного произведения. Особая роль отводится театральной педагогике, так как драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности; дети, проживая роль, не только лучше понимают героя и мотивы его поступков, но и получают личный опыт, выходят на личностный результат. Подобная логика образовательного процесса соответствует требованиям ФГОС ООО, учит работать не только в одиночку, но и в группе, ориентирует на социальную и профессиональную мобильность, способствует формированию универсальных учебных действий. Для удобства восприятия в текст статьи включены фрагменты анализируемой сказки и ответы учащихся. Представлены два варианта финала урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ситникова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS IN ORGANIZATION OF A LESSON OF EXTRACURRICULAR READING (E. Klyuev’s fairytale «Drawbridge»)

The article gives a plan of extracurricular reading lesson (for 7-9 grades) devoted to the fairytale «Drawbridge» by E. Klyuev. A tale-parable forms the ability to read fiction thoughtfully, gives pupils an opportunity to experience the situation of moral choice and helps to develop pupils’ creativity. The use of modern educational technologies is aimed at the moral-philosophical and creative potential of a tale-parable. A setting problems and creative workshop technologies, drama teaching methods encourage the mental and esthetic experiencing of any fiction under consider ration. The particular role is given to drama teaching because dramatizing of school material is one of the most effective ways of visualization; while presenting the role, children not only understand the hero and his motives, but they get personal growth and experience. The described way of educational process corresponds to Federal Educational Standards, teaches to work in groups, focuses on social and professional mobility, promotes formation of universal training activities. There are parts of the fairy-tale under analysis and pupils’ answers. There are also two versions of the lesson's final.

Текст научной работы на тему «Современные технологии организации урока внеклассного чтения (сказка Е. Клюева «Разводной Мост»)»

УДК 372.882.161.1:371.321

ББК Ч426.839(=411.2)-058.0 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

Ю. Б. Ситникова

Екатеринбург, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ (сказка Е. Клюева «Разводной Мост»)

Аннотация. В статье предложена разработка урока внеклассного чтения по сказке Е. Клюева «Разводной Мост» для 7-9 классов. Сказка-притча учит вдумчиво читать текст и развивает внимание к подтексту, дает возможность пережить ситуацию нравственного выбора и способствует развитию творческого мышления. Использование современных технологий также нацелено на раскрытие нравственно-философского и творческого потенциала сказки-притчи. Проблемная технология, технология творческой мастерской, приемы театральной педагогики способствуют процессу духовно-эстетического «проживания» мира художественного произведения. Особая роль отводится театральной педагогике, так как драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности; дети, проживая роль, не только лучше понимают героя и мотивы его поступков, но и получают личный опыт, выходят на личностный результат. Подобная логика образовательного процесса соответствует требованиям ФГОС ООО, учит работать не только в одиночку, но и в группе, ориентирует на социальную и профессиональную мобильность, способствует формированию универсальных учебных действий. Для удобства восприятия в текст статьи включены фрагменты анализируемой сказки и ответы учащихся. Представлены два варианта финала урока.

Ключевые слова: уроки внеклассного чтения; внеклассное чтение; разработки уроков; методика литературы в школе; методика преподавания литературы; сказки.

J. B. Sitnikova

Yekaterinburg, Russia

MODERN METHODS IN ORGANIZATION OF A LESSON OF EXTRACURRICULAR READING (E. Klyuev's fairytale «Drawbridge»)

Abstract. The article gives a plan of extracurricular reading lesson (for 7-9 grades) devoted to the fairytale «Drawbridge» by E. Klyuev. A tale-parable forms the ability to read fiction thoughtfully, gives pupils an opportunity to experience the situation of moral choice and helps to develop pupils' creativity. The use of modern educational technologies is aimed at the moral-philosophical and creative potential of a tale-parable. A setting problems and creative workshop technologies, drama teaching methods encourage the mental and esthetic experiencing of any fiction under consider ration. The particular role is given to drama teaching because dramatizing of school material is one of the most effective ways of visualization; while presenting the role, children not only understand the hero and his motives, but they get personal growth and experience. The described way of educational process corresponds to Federal Educational Standards, teaches to work in groups, focuses on social and professional mobility, promotes formation of universal training activities. There are parts of the fairy-tale under analysis and pupils' answers. There are also two versions of the lesson's final.

Keywords: lessons of extracurricular reading; extracurricular reading, working-out of a lesson; teaching literature at school; methods of teaching literature; fairy tales.

В современном мире ребенку все чаще достается «роль владельца и пользователя» (Барт). Детям предлагаются фильмы, поражающие спецэффектами; в сериалах, даже детских, звучит смех за кадром как сигнал к необходимой эмоции; идеально сделанные игрушки не заставляют фантазировать, представлять, что палка — это меч, а стол, накрытый одеялом, — рыцарский замок; не нужно ничего придумывать, не нужно думать, да и чувствовать, сопереживать (известно по опыту компьютерных игр) не нужно. В такой ситуации художественные произведения, способствующие воспитанию в ребенке не потребителя, а творца, крайне важны. К таким произведениям можно отнести «Сказки на всякий случай» Евгения Клюева. Эти небольшие по объему, но глубокие в смысловом плане сказки-притчи формируют важные этические правила: «внимание к ближнему, сострадание, желание помочь, нежность, умение ценить и любить другого» [Барковская 2010: 144], что, безусловно, актуально сегодня. Название книги сказок «на всякий случай» (как и двойное кодирование, встречающиеся в каждой сказке) содержит несколько смыслов, которые

необходимо разгадать, увидеть, заметить. Таким образом, сказки Клюева формируют способность внимательно читать художественные тексты, развивают внимание к подтексту. Сегодня многие дети утратили навык чтения многостраничных произведений, тем более что для подготовки к уроку внеклассного чтения учащиеся ограничены во времени, и в этом отношении сказки Клюева — идеальный вариант, поскольку читать их можно вместе с родителями или с учителем: они рассчитаны на любой возраст, что способствует выстраиванию доверительных отношений между ребенком и взрослым.

Для урока внеклассного чтения мной была выбрана сказка Е. Клюева «Разводной мост». Были применены современные технологии литературного образования: проблемная технология, технология творческой мастерской, приемы театральной педагогики. Во время урока использовались магнитная доска, компьютер, проектор. На столах — распечатки с тексом сказки (текст поделен на пронумерованные фрагменты), листы бумаги формата А3, маркеры. Урок проводился в 7-х и 9-х классах.

Цель урока: разобраться в ситуации нрав-

ственного выбора, представленной в сказке Е. Клюева, активизировать художественное восприятие в процессе чтения текста произведения.

Задачи:

• развивать языковое чутье, навыки слушания, чтения;

• вовлечь учащихся в процесс творчества;

• формировать представление о человеке путем «проживания», постигнутого в ходе анализа художественного произведения.

Ход урока:

Учащимся предлагается сесть за три стола (разделиться на три группы).

Слово учителя: сегодня мы с вами поработаем с необычным для вашего возраста произведением. Этот текст называется «Разводной мост». Давайте проведем небольшую разминку. Сейчас ребята из первой группы будут подбирать ассоциации к словосочетанию «разводной мост», из второй группы продолжат цепочку слов «инструкция, расписание...». Первая и вторая группы сразу приступают к работе, слова пишут крупно на листе формата А3. Задание для третьей группы представлено на слайде «Сказка ложь, да в ней намек»: замените подчеркнутые слова другими, близкими по смыслу.

На работу дается 2-3 минуты. После выполнения работы учащиеся из каждой группы прикрепляют листы со своими ответами на магнитную доску.

На листе у первой группы появились слова: вода, река, Питер, белые ночи, расставание.

На листе у второй группы было написано: точность, закон, железная дорога.

На листе у третьей группы под словом «ложь» появилось слово «выдумка», а под словом «намек» — «урок», «поучение».

Вопрос: так чему нас может научить сказка? (заслушиваются 1-2 ответа).

Слово учителя: сегодня мы с вами прочитаем сказку русского сказочника, живущего в Дании, Евгения Клюева. Сказка называется «Разводной мост» (на слайде информация об авторе и его фотография). Подумайте, чему может научить сказка с таким названием? (версии: не расставаться, прощать обиды, быть трудолюбивым). Сейчас я начну читать сказку, а вы внимательно слушаете и подчеркиваете слова, характеризующие героя сказки, Разводной мост.

Текст:

1. Проплывайте скорее, не то я сейчас разобью Вам нос, — сказал Разводной Мост горделиво плывущему под ним Речному Теплоходу.

- Это ещё чего ради? — Речной Теплоход сразу надулся, словно бьи не теплоход, а парусник. (Речной Теплоход вёз пассажиров и никак не хотел показать им, что он, такой огромный и величавый, может находиться в зависимости от кого бь то ни было — даже и от самого Разводного Моста.)

- Того ради, — проворчал Разводной Мост, — что времени уже десять часов пятьдесят девять минут. А ровно в одиннадцать я должен опустить обе створки и стать пригодным для проезда и прохода граждан.

- Подумаешь! — сказал Речной Теплоход громко, чтобы услышали пассажиры. — Каких-

то жалких секунд можно было бы и не принимать в расчёт.

А ведь Речной Теплоход хорошо понимал, что ему следовало поостеречься так говорить... Разводной Мост славился своей пунктуальностью. У него даже поговорка была: «Точность — вежливость разводных мостов», — и все в городе её хорошо знали. Потому-то шуток с Разводным Мостом не шутили: были уверены — что бы ни случилось, ровно в десять утра он поднимет обе свои створки к небу, а ровно в одиннадцать опустит их. И поступать именно так, а не иначе, будет четыре раза в сутки — стало быть, к этому надо просто привыкнуть, как привыкают, например, ко времени открытия и закрытия булочной или ко времени отправления самого раннего и прибытия самого позднего поезда. Хотя даже поезда, не говоря уж о булочной, с Разводным Мостом ни в какое сравнение не шли. Расписание иногда нарушалось, булочки часто подгорали. ах, да и вообще не было, не было, не было в мире совершенства. за исключением Разводного Моста [Клюев 2003: 16-19].

Вопрос: что вы можете рассказать про Разводной мост? Какой он? (детьми были предложены ответы: пунктуальный, серьезный, важный, строгий и т.д.)

А сейчас две группы самостоятельно читают текст до цифры 2, а группа, которая подбирала ассоциации к словосочетанию «разводной мост», работает со мной.

Текст:

Разводной Мост был совершенство. По нему ставили часы на Городской Башне. По мановению его створок люди ложились спать и вставали по утрам. По мановению его створок начиналась и прекращалась работа в городе. Многие даже думали, что по мановению его створок восходит и заходит Солнце. Однако об этом Разводной Мост не думал: он просто делал свою работу точно в срок и никогда не считал себя совершенством — совершенством его считали другие.

Тем не менее, услышав слова Речного Теплохода, Разводной Мост чуть было не решил на самом деле разбить тому заносчивый нос, да пожалел пассажиров. Хотя проучить Речной Теплоход стоило, уж слишком он был самовлюблённым: только и делал, что любовался своим отражением в реке, а потому всегда опаздывал и едва успевал проскочить под Разводным Мостом в последнюю минуту перед тем, как тот опускал створки. Разводной Мост терпеть не мог Речной Теплоход за такие фокусы. Но терпел. И опускал створки ровно в одиннадцать, когда Речной Теплоход, запыхавшись, всякий раз удачно ускальзывал-таки от обрушивающейся на него железной массы. Ибо точность — вежливость разводных мостов.

В это время из участников 3-й группы выбираются 4 человека. Двум ученикам показывается, как можно изобразить разводной мост (встают напротив друг друга, поднимают руки, потом соединяют их, чтобы получился мост). Третий человек получает роль Червяка (он должен сжать кулак и очень медленно, полностью в соответствии с текстом, который будет читаться, передвигать

свой кулак («червяка») по мосту. Четвертый человек получает роль маленькой девочки (ничего заранее не проговаривается, ученице предлагается внимательно слушать и выполнять те же действия, которые выполняет девочка в сказке). Получив инструктаж, ребята садятся на свои места. В это время остальные уже прочитали текст.

Вопрос: что еще вы можете сказать про характер Разводного Моста? (терпеливый, само совершенство; по нему ставили часы, сверяясь с ним, люди ложились спать, даже солнце всходило и заходило — градация; очень пунктуальный и т.д.)

Учитель: А сейчас вы будете слушать продолжение сказки, а ребята из группы «разводной мост» попробуют ее проиграть. Читаю. В это время ученики (4 человека) изображают историю, о которой идет речь в тексте.

Текст:

2. Впрочем, к вечеру Разводной Мост уже забыл о неприятном разговоре: близилось время поднимать створки, а в таких случаях ему требовался особый настрой — и он уже бышо начал его в себе создавать, как вдруг услышал совсем тоненький голосок:

- Прошу прощения, я успею проползти по Вам до того, как Вы разведёте створки? Мне очень нужно на ту сторону, у меня там дети.

Разводной Мост даже не увидел того, кто это говорит.

- Говорит Червяк! — радиоголосом отчитались ему. — Московское время десять часов двадцать минут.

- Я поднимаю створки в одиннадцать ноль-ноль, — предупредил Разводной Мост и поинтересовался: — А с какой скоростью Вы обычно ползёте?

- С небольшой, — задумчиво произнёс Червяк и раскаялся: — К сожалению, я никогда не делал замеров...

- Какого возраста дети? — деловито спросил Разводной Мост.

- Пятый день пошёл, — сказал Червяк с тоской.

- Ползите! — сдался Разводной Мост и насупился.

.за двадцать минут не было преодолено и четверти пути. Весь город собрался на берегу реки, чтобы посмотреть, как бесстрашный Червяк станет бороться за свою жизнь. Потому что жизнь его быша в опасности. Окажись он между створок в одиннадцать ноль:ноль, пунктуальный Разводной Мост разорвёт его на две части. равные или неравные — в зависимости от скорости проползания. А всё шло именно к тому, что там, между створками, Червяк в одиннадцать ноль:ноль как раз и окажется.

Разводной Мост молчал и думал.

Собравшиеся у реки закусили губы и смотрели на секундомеры, которые для такого случая приобрели в спортивном магазине. По истечении получаса измученный Червяк преодолел две трети пути.

Разводной Мост молчал и думал.

В одиннадцать ноль-ноль ровно одна поло-

винка червяка лежала на одной, а вторая — на другой створке Разводного Моста. Часы на Городской Башне почти прорыдали одиннадцать ударов. Червяк был обречён — и не только он сам стал прощаться со своей жизнью, но и все остальные стали прощаться с его жизнью.

Разводной Мост молчал и думал.

- Разводите створки! — прошептал Червяк, но слова эти услышал весь город. — Я больше не могу ползти. У меня кончились все силы.

- Ползи! — только и сказал Разводной Мост, стиснув створки так, что они скрипнули. — Ползи, чтоб тебя!

И Червяк переполз на другую сторону Разводного Моста. Это заняло у него целых четыре минуты.

В одиннадцать ноль-четыре створки моста поднялись вверх, давая дорогу разгневанным морским и речным судам, стоявшим в длинной очереди. Разводной Мост тяжело дышал и смущённо смотрел в воду, а Червяк, отдуваясь и теперь уже не спеша, полз по наклонной плоскости второй створки.

И вдруг на берегу раздались аплодисменты. Люди хлопали в ладоши и кричали: «Браво!» А одна маленькая девочка даже подошла к Разводному Мосту и поцеловала его прямо в железо.

Но самым замечательным было то, что с этого дня репутация.

В тот момент, когда появляется реакция толпы, ребята из других групп включаются в игру и начинают хлопать в ладоши. После прочтения ребятам было предложено восстановить текст с помощью немого мультфильма, созданного заранее по этой же сказке школьной студией мультипликации (мультфильм с музыкальным сопровождением, соответствующим каждому фрагменту текста).

Вопросы для обсуждения:

- Почему именно Червяк выбран в качестве второго героя сказки? (ответы: он очень маленький, ничтожный, особенно ничтожный по сравнению с совершенством инженерного сооружения — разводным мостом, его не жалко, это как маленький человек и т.д.).

- Какое предложение в последней части текста повторяется трижды. Зачем? (Разводной Мост молчал и думал; ему нужно было сделать выбор).

- А какой выбор? Между чем и чем выбирал Мост? (поступить согласно букве закона или нарушить важные правила ради червяка, выбор между долгом и чувством, между разумом и сердцем).

- Как можно назвать такой выбор? (нравственный). Какой выбор можно назвать нравственным? (ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями).

- Все верно. А как чувствовали себя люди в толпе, которую вы изображали? (переживали, волновались, сочувствовали червяку, хотели бы помочь). А почему никто не помог? (если бы помогли, то Мост бы не совершил этот поступок; только Мост мог принять решение, стоит ли нарушить

строгую инструкцию).

- Почему в самом конце появляется девочка? (устами ребенка глаголет истина, это авторская позиция (ответ девятиклассников), ребенок не боится показаться смешным или непонятым, он искренен в своих чувствах и действиях).

- Так как же можно сформулировать авторскую позицию? (нормы, предписания, инструкцию можно нарушить, если от этого зависит жизнь человека, пусть это даже самая «малая» жизнь; Мост спас жизнь не только Червяку, но и его детям, ведь червяк не просто гулял, а спешил домой).

Вот так, на конкретном и самом обычном, почти бытовом примере, показана глубинная премудрость, а это уже не просто сказка, это сказка-притча.

(Можно спросить ребят, знают ли они какие -нибудь притчи, например, библейские).

Теоретик литературы Валерий Игоревич Тюпа так определяет особенности этого жанра: притча сохраняет жизненный опыт многих поколений, она обязательно чему-то учит, слушатель должен извлечь нравственный урок лично для себя. Как раз иносказательность притчи и служит активизации сознания слушателя или читателя. Картина мира, создаваемая притчей, предполагает ответственность нравственного выбора. Притча, по мнению Д. С. Лихачева, рассказывает о том, что «существовало и будет существовать всегда, что неизменно или что случается постоянно» [Тюпа 1997].

История про Разводной мост входит в книгу «Сказки на всякий случай». Мы предлагаем детям задуматься над смыслом названия всей книги: что же это за всякий случай? зачем, в каких ситуациях вам может пригодиться эта сказка? На слайде вы видите три варианта значения выражения «всякий случай» — т.е. на «любой» случай; «про запас», «вдруг пригодится», «для помощи в трудную минуту». (Н. В. Барковская предлагает такой комментарий названия: «...это сказки "про всё", про "всякий" (любой, каждый) случай; кроме того, "на всякий случай" — означает нечто "про запас", что может пригодиться в трудной ситуации, наконец, это сказки про "случай" — коротенькие истории показывают обычное в необычной ситуации...» [Барковская 2014: 197].

А сейчас давайте вернемся к вашим листочкам «Инструкция», «Мост», «Сказка».

Попробуйте сформулировать метафорическое определение сказки через слово «мост», запишите его (ответы учеников: сказка — мост к инструкции или поучению, мост на пути к дальнейшей жизни; сказка — инструкция, мост, рука помощи и т.д.).

Во время открытого урока учащимся предлагалось дописать последнюю строчку, которая была сознательно оборвана («<репутация>... Разводного моста как самого пунктуального в мире не пошатнулась, а, наоборот, еще больше упрочилась»). Учащиеся восстановили конец фразы почти дословно. Во время обычного урока в качестве домашнего задания предлагалось написать сочинение по последнему предложению текста (текст не обрывался) формата 15.2. (ОГЭ, русский язык) и подумать, в каких еще произведениях русской литературы герои сталкиваются с проблемой нравственного выбора.

Подведение итогов: сегодня мы познакомились с философской сказкой-притчей Евгения Клюева «Разводной мост». Мы приобрели очередной литературный опыт, но главное — сопереживая несчастному Червяку, мы сами стали чуточку добрее, чуточку лучше, а это ли не главное при чтении художественной литературы.

[Открытый урок — 25 минут. Во время обычного, сорокаминутного урока, мы подробнее говорили о жанровых особенностях этого текста, больше времени было уделено ответам на вопросы, смогли обсудить роль Речного Теплохода в тексте. В качестве рефлексии каждый высказался по вопросу: «Каково это быть Мостом, Червяком, Девочкой, Одним из толпы»].

Деятельность учащихся на уроке полностью соответствует логике ФГОС, так как в процессе урока учащимися формулируется собственное мнение и позиция, которая аргументируется и координируется с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; делаются умозаключения и выводы на основе аргументации (познавательные, коммуникационные УУД); учащиеся самостоятельно регулируют учебную и познавательную деятельность в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей (регулятивные УУД).

Если ребят заинтересует сказочное творчество Евгения Клюева, можно посмотреть видеозапись спектакля «Сказки на всякий случай» Российского молодежного театра, режиссер Владимир Богатырев [https://www.youtube.com/watch?v=8RVND 1rxMrE]. Наталия Каминская так охарактеризовала этот «чудо-спектакль»: «Двенадцать микропьесок напоминают одновременно и скетчи, и притчи, и лирические миниатюры. В них и ложь, и намек, и акварельная нежность, и комедийная острота, и постмодернистская ирония, и классическая интеллигентская меланхолия. Всего понемножку, с обязательной, хотя и ненавязчивой моралью» [Каминская 2006].

Можно даже попробовать самим инсценировать одну из сказок «русского Андерсена».

ЛИТЕРАТУРА

Барковская Н. В. Сказки-притчи Евгения Клюева // Детская литература сегодня. — Екатеринбург: УрГПУ,

2010. — С. 141-149.

Барковская Н. В. Книжки с картинками: дискурсивный конфликт вербального и визуального текстов // Детские чтения. — 2014. — № 2 (006). — С. 196-209.

Каминская Н. И. Пирожки чувствовать умеют. «Сказки на всякий случай» Евгения Клюева в РАМТе. — Режим доступа: http://www.smotr.ru/2006/2006_ramt_skazka.htm.

КлюевЕ. В. Сказки на всякий случай. — М.: Слово, 2003.

ОвчинниковаМ. Н. «Через тернии к звездам». Урок-беседа по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» и сказке Е. Клюева «Плющ, который карабкался, карабкался и карабкался» // Филологический класс. —

2011. — № 26. — С. 45-47.

Тюпа В. И. Три стратегии нарративного дискурса // Дискурс. — 1997. — № 3-4. — Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse34_15 .htm.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Barkovskaya N. V. Skazki-pritchi Evgeniya Klyueva // Detskaya literatura segodnya. — Ekaterinburg: UrGPU, 2010. — S. 141-149.

Barkovskaya N. V. Knizhki s kartinkami: diskursivnyy konflikt verbal'nogo i vizual'nogo tekstov // Detskie cht-eniya. — 2014. — № 2 (006). — S. 196-209.

Kaminskaya N. I. Pirozhki chuvstvovat' umeyut. «Skazki na vsyakiy sluchay» Evgeniya Klyueva v RAMTe. — Rezhim dostupa: http://www. smotr.ru/2006/2006_ramt_skazka.htm.

Klyuev E. V. Skazki na vsyakiy sluchay. — M.: Slovo, 2003.

Ovchinnikova M. N. «Cherez ternii k zvezdam». Urok-beseda po skazke-byli A. Platonova «Neizvestnyy tsvetok» i skazke E. Klyueva «Plyushch, kotoryy karabkalsya, ka-rabkalsya i karabkalsya» // Filologicheskiy klass. — 2011. — № 26. — S. 45-47.

Tyupa V. I. Tri strategii narrativnogo diskursa // Diskurs. — 1997. — № 3-4. — Rezhim dostupa: http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse34_15 .htm.

Данные об авторе

Юлия Борисовна Ситникова — учитель русского языка и литературы высшей категории Гимназии № 104, магистрант кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Адрес: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: usts74@mail.ru.

About the author

Julia Borisovna Sitnikova is a Teacher of Russian language and literature of Gymnasium №104, a student of Master Program of the Department of Literature and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.