Научная статья на тему 'Современные технологии обработки сознания и права человека'

Современные технологии обработки сознания и права человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
652
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ОБРАБОТКА СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поликарпова Е. В.

Информатизация и глобализация локальных культур и социумов в глобальное общество и глобальную массовую культуру создают определенные условия для осуществления прав и свобод человека. Проблемы воздействия на сознание человека издавна волнуют людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации раз усилили возможности психического воздействия на человека, социальные группы и население страны в целом. По мнению автора, эволюцию в человеческом сознании достичь проще, нежели осуществить революционные изменения. Необходимо решить проблему обеспечения защиты индивида и общества от аксиологически негативного влияния современных технологий воздействия на сознание человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF HANDLING CONSCIENCE AND HUMAN RIGHT

Информатизация и глобализация локальных культур и социумов в глобальное общество и глобальную массовую культуру создают определенные условия для осуществления прав и свобод человека. Проблемы воздействия на сознание человека издавна волнуют людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации раз усилили возможности психического воздействия на человека, социальные группы и население страны в целом. По мнению автора, эволюцию в человеческом сознании достичь проще, нежели осуществить революционные изменения. Необходимо решить проблему обеспечения защиты индивида и общества от аксиологически негативного влияния современных технологий воздействия на сознание человека.

Текст научной работы на тему «Современные технологии обработки сознания и права человека»

Е.В. Поликарпова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ СОЗНАНИЯ И ПРАВА

ЧЕЛОВЕКА

Одна из основных тенденций развития локальных культур и социумов - это их информатизация и интеграция в глобальное общество и глобальную массовую культуру, что создает определенные условия для осуществления прав и свобод человека. «При этом надо исходить из того, - пишет В. Карташкин, - что современный мир становится все более хрупким и взаимозависимым. Проблемы выживания человечества, решение таких общечеловеческих проблем, как ликвидация бедности, болезней, неграмотности, сохранение окружающей среды обитания, решение экологических, энергетических и демографических проблем - все это требует всеобщих усилий... готовности участников мирового сообщества поставить решение глобальных проблем выше любых своих суверенных прав и свобод. Такой подход особенно необходим для. реального обеспечения ее (личности. - Е.П.) прав и свобод» [5, с. 411]. Значительный интерес представляет проблема прав и свобод человека в связи с невиданным ранее развитием современных технологий воздействия на сознание человека [12, с. 151]. Одним из таких прав человека является право на информацию и сопряженная с ним информационная защита от негативного воздействия технологий обработки человеческого сознания.

Стремительное развитие информационных технологий, особенно технологий high-hume, их применение в масс-медиа принесло современному обществу спектр невиданных до сих пор возможностей в плане быстрого получения глобальной информации и ее использования. Информатизации общества способствуют трансконтинентальные системы связи и телевидения, спутниковая навигация, быстродействующие ЭВМ и т.д. Человечество имеет дело с первыми плодами бурно развивающейся информационной революции, причем самое смелое воображение не может предвидеть контуры ближайшего информационного будущего. «Однако не только розы распускаются на древе информатизации, - отмечает В.Ф. Прокофьев, - но и пробиваются острые шипы, грозящие поранить своего заботливого хозяина. Как правильно догадывается наш просвещенный читатель, речь идет об информационной войне, методах и средствах ее ведения. Среди последних нарастающую опасность представляют системы скрытого информационного противоборства. основным объектом нападения которых является психика человека» [13, с. 133-134]. В связи с этим становится понятным то обстоятельство, согласно которому особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности отводится защите от воздействия аксиологически негативной информации.

В связи с этим, на наш взгляд, можно использовать понятие «живучести систем» применительно к человеку как целостной супрасистеме, представляющей собой шесть информационных систем обработки информации и обладающей поэтому структурной сложностью высокой степени. «Живучесть (равно как и надежность, отказоустойчивость и т.п.) является комплексным свойством систем. Комплексный характер данного свойства определяется тем, что оно проявляется через возможность сохранять или восстанавливать состояние способности при воздействии повреждающего фактора» [6, с. 16]. Именно ключевые слова «сохранять» и «восстанавливать» позволяют описать структуру характеристик живучести систем следующим образом: 1) неуязвимость, 2) стойкость, 3) структурная избыточность, 4) адаптивность, 5) временная избыточность, 6) восстанавливаемость, 7) ремонтопригодность. В общем оказывается, что живучесть систем есть способность эффективно функционировать в случае повреждения или восстанавливать эту способность в определенный интервал времени. Отсюда следует, что состояние способности при воздействии повреждающего фактора «система может сохранить за счет внутренних потенциальных резервов [избыточностей] или в результате восстановительных мер, ограниченных во времени» [6, с. 10-11]. В применении к нашей проблематике это означает, что государство (и социум в целом) должно создавать условия для защиты человека от негативного воздействия технологий на его сознание. Поэтому нельзя не согласиться со следующим утверждением отечественного исследователя В.Н. Лопатина: «В отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права граждан на доступ к информации или защищать информацию ограниченного доступа, оно здесь должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации» [10, с. 237].

В Конституции Российской Федерации весьма четко прописаны основания для ограничения информационных прав, что позволяет осуществить защиту основ конституционного строя государства,

нравственности общества и здоровья других лиц. К аксиологически негативной (или «вредоносной») информации по этим основаниям в специальной литературе обычно относят:

- информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

- призывы к войне;

- пропаганду ненависти, вражды и превосходства;

- распространение порнографии;

- посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;

- рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую);

- информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей [1; 10; 14; 2].

Несмотря на существующие в законодательстве отдельные ограничения на распространение такого

рода информации (например, в Федеральном законе «О рекламе» статьи 5-10, 31), законодательно не установлены, во-первых, критерии выявления такой информации и проведения экспертизы; во-вторых, механизмы реализации ограничений (режим распространения). Все это значительно затрудняет установление фактов нарушений и привлечение к ответственности виновных лиц, хотя в некоторых законах такая ответственность декларируется: «за использование скрытой рекламы», «нарушение требований к рекламе отдельных видов товаров», «использование информации во вред себе и другим», «за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Таким образом, актуальность подготовки законопроектов по этим вопросам, включая запрещение пропаганды ненависти, вражды и превосходства, и установления ответственности за подобные правонарушения является несомненной.

Оказывается, что самым не разработанным в этой области является спектр вопросов деструктивного воздействия на человека со стороны других людей с парапсихологическими способностями, оккультных организаций, а также других лиц, которые применяют скрытое программирование источников информирования, генераторов физических полей и излучений, программ ЭВМ и иных психотехнологий [9, с. 16-17, 5].

Как известно, проблемы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации и масс-медиа во много раз усилили возможности психического воздействия на человека, социальные группы и население страны в целом. По оценкам психологов, «человек разумный» постепенно превращается в «человека информационного» - гипнабельность людей за последние 15 лет возросла в три раза (составляет более 90 %) [10, с. 238]. Наряду с традиционными методами управления обществом, группами и отдельными личностями (административно-организационные, экономические, социально-психологические и правовые) все большее распространение получает специальный метод централизованного воздействия на широкие слои населения - метод информационного управления [8, с. 22].

В качестве методологической основы информационного управления следует использовать установки А. Грамши: для достижения стратегических целей изменения общественного строя надо действовать, меняя не базис общества, а через надстройку - силами интеллигенции. В таком случае происходит «молекулярная агрессия» в сознании общества, которая разрушает его культурное ядро. Эти положения соответствуют следующему основному постулату теории управления, согласно которому эволюции в человеческом сознании достичь гораздо проще, нежели осуществить в нем революционные изменения. Основными средствами достижения такого рода целей выступают технологии воздействия на сознание человека, используемые масс-медиа, системами образования и культовыми организациями. Нас интересует решение проблемы обеспечения защиты индивида и общества от аксиологически негативного влияния современных технологий воздействия на сознание человека, особенно технологий масс-медиа*.

О значимости информационно-психологической защиты индивида и социума свидетельствуют следующие факты «результативности» подобного негативного воздействия масс-медиа. Как известно, сейчас в России существует несколько десятков видов деструктивных религиозных сект типа «Белое братство» и «Аум Синрике»*, почти во всех регионах страны. Согласно отдельным оценкам, в различных новых религиозных организациях насчитывается от 3 до 5 млн человек. Из них до 70 % - молодежь, в т.ч. около 1 млн - студенты, каждый четвертый из которых бросил учебу, в результате было разрушено до 250 тыс. семей. Все это - итоги изменения сознания и поведенческих реакций индивидов, особенно молодых людей, привлеченных в подобного рода секты [15].

Общеизвестны также результаты манипулирования массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование («25-й кадр» и пр.), когда человек делает что-либо помимо своей воли и желания. Так, в 1997 г. около 700 японцев попали в больницу с признаками эпилепсии после просмотра «компьютерного мультика», т.е. в силу воздействия масс-медиа был нанесен вред их здоровью. Сюда

следует добавить ежедневные объявления в российских федеральных и местных газетах типа «наведу порчу» и «сниму сглаз» многочисленных шаманов, колдунов, магов и т.п. В данном случае индивиды не только попадают в сети обыкновенного мошенничества, но и нередко платят за это своим здоровьем.

В связи с изложенным нельзя не согласиться со следующими тезисами В.Н. Лопатина: «Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др. ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям. Многочисленные общественные комитеты, в том числе родительские, по защите от такого воздействия, существующие сегодня в РФ, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке таких фактов и защите населения от вредного воздействия специальных средств на их психику -все это также указывает на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере» [10, с. 239]. Иными словами, объективно требуется активное участие государства в правовом регулировании процессов в сфере информационных процессов и масс-медиа. Следует отметить, что на Западе для пресечения аксиологически негативного воздействия Интернета, используемого электронными масс-медиа, создаются специальные отделения киберполиции. Ведь процесс развития Сети приводит к тому, что она начинает претендовать «на то, чтобы стать основой для функционирования многих жизненно важных механизмов человеческого общества» [4, с. 36].

Высокоэффективной среди технологий воздействия на сознание человека является интернет-технология. Это глобальный комплексный набор телекоммуникационных (компьютерно-сетевых) инструментальных средств, всеобъемлющая информационная среда, которая обладает колоссальными информационными ресурсами. Интернет-технология представляет собою универсальное программное обеспечение, принципиально новую инфраструктуру информационного обмена, характеризующуюся мобильностью отыскания, распознавания и использования. В силу этого интернет-технологии открывают новые возможности воздействия на сознание человека и поэтому выступают в качестве эффективного средства программирования человеческого поведения.

Интернет представляет собою глобальную компьютерную сеть, связывающую в единое мировое кибернетическое пространство миллионы компьютеров и хранящую накопленную за всю историю человечества информацию. Это децентрализованная система, которая образована отдельными независимыми сегментами, причем информационный обмен между ними осуществляется по принципу коммутации пакетов. Последние передаются к узлу получателя различными путями (их рисунок похож на паутину), при помощи таких каналов связи, как телефонные линии, оптоволоконные кабели, спутниковые каналы связи, электрические линии. Интернет оказался весьма удобной магистралью для трансляции различного рода информации, т.е. он в качестве информационной магистрали является электронной почтой. Существенно то, что Интернет, аналогично другим компьютерным сетям, способствовал возникновению принципиально нового мира - культуры виртуальной реальности, позволяющей осуществлять значительное воздействие как на общество, так и на личность [7, с. 44] с ее сложным, многомерным «психокосмосом».

Необходимо отметить, что при всем своем полифункциональном характере Интернет является, во-первых, специфическим сообществом людей с присущими им ценностями, смысловыми интенциями, культурными парадигмами; во-вторых, коммуникативной средой, воздействующей на человеческую ментальность, которая формирует новые символы, «языковые игры» и гипертексты без конца и начала [3, с. 111]. Значительные ресурсы Интернета объединяются посредством всемирной паутины www - одной из самых прогрессивных технологий в настоящее время.

Вполне естественно, что интернет-технологии используются для эффективного (позитивного и негативного) воздействия на сознание человека. Выше уже отмечалось, что современное общество знания представляет собой криптосистему, поэтому в информационном обмене посредством Интернета как составной части этого социума используют довольно часто шифры. Известно, что за два последних десятилетия произошла революция в криптографии: наряду с обычными шифрами, необходимыми для сохранения секретности передаваемой информации, и разнообразными инструментами для аутентификации сообщений, сокрытия сообщений в других документах (стеганография) в криптографию вошло шифрование с открытым ключом, что кардинально изменило ее роль. «Появившаяся одновременно с широким распространением компьютерных сетей и всемирных коммуникаций, она стала ключевым элементом безопасности, конфиденциальности и успеха... Эти инструменты описаны в различных текстах и отчетах с конференций и не являются темой для обсуждения в этой главе. Центр внимания здесь -

влияние сильной криптографии на киберпространство, в особенности на виртуальные сообщества. Следует упомянуть о роли Дэвида Чома в определении ключевых понятий. В нескольких новаторских работах Чом представил идеи использования открытого ключа для анонимных электронных сообщений, путь передачи которых невозможно отследить, для систем электронной наличности, не раскрывающих личность покупателя, и схем, связанных с ними» [11, с. 110-111].

Криптография играет значительную роль в поддержании существования таких реалий мирового киберпространства (Интернета), как Habitat, виртуальная реальность, Виндж и так далее путем осуществления контроля доступа, права доступа, права на модификацию. Она используется виртуальными сообществами, представляющими собой компьютерные сети, в которые входят отдельные пользователи или группы пользователей, находящихся друг от друга на значительном географическом расстоянии. Известно, что понятие «виртуальные» означает нефизическую связь, тем не менее виртуальное сообщество в определенной степени подобно обычному сообществу. Примерами виртуальных сообществ могут служить церковь, сервисные организации, криминальные структуры, корпорации, в том числе и транснациональные корпорации, и пр., охватывающие весь мир, разрушающие государственные барьеры и создающие ощущение привязанности, принадлежности и общности. «Эти виртуальные сообщества обычно "непрозрачны" для посторонних. Попытки получить доступ к внутренним делам этих сообществ очень редко бывают успешными. Правоохранительные и разведывательные организации, такие как Агентство национальной безопасности в США, Чобецу в Японии, SDECE во Франции и многие другие, могут проникать в такие группы и вести электронное наблюдение для надзора за подобными виртуальными сообществами. Не удивительно, что эти сообщества быстро приняли на вооружение технологии шифрования, начиная от шифрующих мобильных телефонов, заканчивая полнофункциональным PGP-шифрованием» [11, с. 112].

Вполне естественно, что государству и его структурам приходится устанавливать контроль над использованием шифрования такими группами, в которые входят производители детской порнографии, террористы, врачи, незаконно делающие аборты, или противники абортов, наркодельцы и пр. Однако права и свободы граждан в демократическом государстве требуют обеспечения доступа к шифрованию. «Фундаментальное право на свободу слова - это право говорить на языке, возможно, непонятном соседям или власть имущим, на зашифрованном языке» [11, с. 113]. Ситуация еще больше усложнится с появлением полнофункциональных систем коммуникаций, когда компьютеризированные виртуальные сообщества будут использовать криптографию для шифрования. Понятно, что криптография играет немалую роль в позитивном или негативном воздействии технологий на сознание человека, все зависит от конкретной ситуации.

Литература

1. Алешенков М.С. и др. Энергоинформационная безопасность человека и государства. М., 1997.

2. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1995.

3. Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. № 5.

4. Токарев С. Киберполиция // Мир Internet. 2001. № 12.

5. Карташкин В. Права человека: движение к единому мировому пространству // Права человека накануне XXI века. М., 1994.

6. Стекольников Ю.И. Живучесть систем. СПб., 2002.

7. Кочетов А.Н. Влияние Интернета на развитие общества // Информационное общество. 1999. № 5.

8. Кульба В.В. Об информационном управлении // Информатика и вычислительная техника. 1996. № 1-2.

9. Лопатин В.Н. О проблемах информационной безопасности человека // Российская Федерация сегодня. 1999. № 20.

10. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000.

11. Мэй Т. Криптоанархия и виртуальные сообщества // Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии. Екатеринбург, 2005.

12. Поликарпова В.А. Социокультурные проблемы генной инженерии человека: Дис. ... докт. филос. наук. Ростов н/Д, 1999.

13. Прокофьев В.Ф. Негативные аспекты информационной революции XX века // Актуальные проблемы информационного противоборства. М., 2000.

14. Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны. СПб., 1997.

15. Религиозная экспансия против России // Аналитический вестник. Изд. Государственной думы РФ. 1998. Вып. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.