Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
28
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦИФРОВОЙ ИНЖИНИРИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Денисов Сергей Николаевич

В статье анализируются современные технологии цифрового проектирования и моделирования, которые могут быть использованы для информационной поддержки жизненного цикла высокотехнологичной продукции промышленных предприятий. Рассматриваются возможности применения при создании системы управления затратами жизненного цикла цифрового инжиниринга, систем управления процессами и инфокоммуникационных платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Денисов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF INFORMATION SUPPORT OF THE LIFE CYCLE HIGH - TECH PRODUCTS

The article analyzes modern technologies of digital design and modeling, which can be used for information support of the life cycle of high - tech products of industrial enterprises. The possibilities of using digital engineering, process management systems and infocommunication platforms in the creation of a life cycle cost management system are considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК 005.41 ; 681.518 ; 355/359

DOI 10.52135/2410-4124_2021_3_37

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОМ

ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

MODERN TECHNOLOGIES OF INFORMATION SUPPORT OF THE LIFE CYCLE HIGH-TECH PRODUCTS

ДЕНИСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

руководитель Департамента материально-технического обеспечения и закупочной деятельности ФГУП "ВНИИ "Центр", аспирант

Denisov Sergey Nikolaevich, Head of Logistics and Procurement Department of "VNII "Center", postgraduate student, Moscow, Russian Federation

I АННОТАЦИЯ

В статье анализируются современные технологии цифрового проектирования и моделирования, которые могут быть использованы для информационной поддержки жизненного цикла высокотехнологичной продукции промышленных предприятий. Рассматриваются возможности применения при создании системы управления затратами жизненного цикла цифрового инжиниринга, систем управления процессами и инфокоммуникационных платформ.

ABSTRACT

The article analyzes modern technologies of digital design and modeling, which can be used for information support of the life cycle of high-tech products of industrial enterprises. The possibilities of using digital engineering, process management systems and infocommunication platforms in the creation of a life cycle cost management system are considered.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

полный жизненный цикл, управление затратами, промышленное предприятие, цифровой инжиниринг, информационные коммуникационные платформы.

KEYWORDS:

full life cycle, cost management, industrial enterprise, digital engineering, information and communication platforms.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России и в мире особенно актуальными становятся вопросы создания систем управления полным жизненным циклом (ЖЦ) высокотехнологичной продукции

(ВП), к которой относятся изделия вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), гражданская продукция предприятий судостроения, авиастроения, автомобилестроения, а также ремонт машин и оборудования.* 1 Создание системы управления затратами

(себестоимостью) продукции на всех этапах ЖЦ ВВСТ позволит существенно снизить не только финансовые и материальные затраты на техническое оснащение высокотехнологичных

отраслей промышленности, но и повысить

эффективность создания и использования изделий ВВСТ.2

Следует отметить, что система управления затратами при создании и производстве занимает особое место в системе управления промышленным предприятием и рассматривается как её составная часть, подсистема. Система управления затратами ЖЦ ВВСТ должна быть интегрирована в общую систему управления ЖЦ, строиться на основе современных технологий цифрового проектирования и моделирования и находиться в тесной взаимосвязи с другими элементами системы. Система управления затратами на промышленном предприятии должна зиждиться на основе комплексного и системного подходов.3

Управление ЖЦ ВВСТ предполагает

планирование и расходование различного рода ресурсов, выделяющихся на реализацию каждого этапа ЖЦ ВВСТ, которое обязательно обеспечит достижение максимальных показателей эффективности технического оснащения вооруженных сил при минимизации затрат на их материальнотехническое оснащение.45

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

Важнейшим современным направлением развития информационной поддержки ЖЦ ВВСТ являются технологии цифрового проектирования и моделирования.6 Понимание современных технологий управления жизненным циклом

изделий (Product Lifecycle Management - PLM) представляется сегодня как стратегический подход к ведению деятельности, который использует набор совместимых информационных решений для поддержки общего представления информации о продукте на всех стадиях ЖЦ, начиная с процесса создания. При этом взаимодействие информационных решений и представления информации рассматривается на всех этапах ЖЦ, начиная от замысла создания изделия и заканчивая его ликвидацией, с интеграцией людских ресурсов, процессов и информации. Данный подход охватывает все основные информационные компоненты, включающие следующие технологии информационной поддержки ЖЦ ВВСТ:

• цифровой инжиниринг - на всех стадиях ЖЦ ВВСТ представляет собой

высокоинтеллектуальную научно-

техническую деятельность по разработке и поддержке сложных технических систем в совокупности программного и аппаратного обеспечения;

• системы управления процессами и ресурсами с обеспечением оптимизации ресурсов, достоверности планов и фактов, информационной поддержкой в "реальном времени" без задержки на принятие решений;

• инфокоммуникационная платформа цифрового взаимодействия участников ЖЦ ВВСТ в реальном времени.

На стадии проектирования и опытного производства цифровой инжиниринг обеспечивает переход от бумажных документов к цифровым технологиям, трансформацию рабочей конструкторской документации в технологическую, что позволяет реализовать программную обработку деталей, обеспечив сокращение затрат и циклов на подготовку и освоение производства, а также сокращение производственных циклов (рисунок 1).

ЦИФРОВОЙ ИНЖИНИРИНГ

Цифровой инжиниринг представляет собой современную парадигму цифрового проектирования и моделирования за счет применения технологий математического моделирования (Finite Element Method (FEM) — метод конечных элементов), компьютерных технологий инженерных расчетов (Computer aided Engineering - CAE), Зй-моделирования. Применение данных технологий

позволило существенно повысить точность математических моделей получаемых

на стоимость

Традиционное производство

-! ПН-.Иг

изменеяю

Передовое производство ОАъвыКМММИЙ

греди ЦИОННОГО

производства

Кгпцгпт

■oet И00ЮМЄ

nprtKihWTAO

ЛіПН'йпйЯ

Пғрядч-н на

Начато серийно та

раораоотка

опыгюе то во спытног с осоззца

ронжи и

Рисунок 1. СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМА ИЗМЕНЕНИЙ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ФАЗАМ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ТРАДИЦИОННОГО И ПЕРЕДОВОГО ТИПА ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОГО ИНЖИНИРИНГА6

численных результатов, обеспечило переход от традиционной модели разработки нового изделия "прототип-бумага" к разработке "киберфизического цифрового двойника" с выполнением цифровых испытаний и информационной поддержкой "цифрового двойника" на всех стадиях ЖЦ с реализацией интегрированной логистической

поддержки (Integrated Logistics Support -ILS). Применение "цифровых двойников" позволяет применять компьютерный/ суперкомпьютерный инжиниринг и технологии многопараметрической,

многокритериальной, многодисциплинарной, топологической, топографической

оптимизации (Computer Aided Optimization-CAO) размеров и формы изделий ВВСТ. Рассмотрим элементы цифрового

инжиниринга, используемые в управлении ЖЦ ВВСТ.

ЦИФРОВЫЕ ВЕРФИ И КОРАБЛИ

В настоящее время российские специалисты, например, в компании АО "ОСК", рассматривают "цифровой двойник-модель" изделия как первоисточник информации об изделии на всех стадиях ЖЦ и для всех участников управления ЖЦ. При этом "цифровой двойник-модель" видится как совокупность цифровых модулей: тактического, функционального, конструктивного, производственно-технологического и эксплуатационного (рисунок 2).

Эксплуатационный модуль - один из важнейших. Его информационная поддержка осуществляется на постоянной основе экипажем корабля при выполнении технического обслуживания (рисунок 3).

Цифровизация верфи рассмотрена в статье Бережного Я.Д.7 Уровень внедрения информационных технологий в АО "ОСК" за-

Тактический

модуль

содержит информацию о назначении корабля (комплексов, систем), основных ТТХ, а также требования к кораблю (комплексам, системам)

Функциональный

модуль

совокупность информационных носителей, описывающих устройство и состав корабля, связи (иерархические отношения) между комплексами и системами корабля

Конструктивный

модуль

совокупность информационных носителей, описывающих конструкцию корабля (комплексов, систем), их размещение и требования к постройке (сборке). Содержит геометрические модели деталей и сборочных единиц

Производственно-

технологический

модуль w

содержит описание технологии строительства и испытаний корабля, сведения о материалах, оснастке, инструменте, а также модели технологического проиесса строительства

______________________ ' совокупность информационных носителей, описывающих

Эксплуаггационный __________ эксплуатационные свойства, виды и требования к техническому

модуль обслуживанию, информацию о техническом состоянии корабля

L (комплексов, систем, изделий)

Рисунок 2. СТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ КОРАБЛЯ*

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ КОРАБЛЯ

Информация о ремонте и техническом

Ресурсы, сроки службы и хрннения І обслуживании

Синения о комплектности Учет инцидентов и происшествий

Сведения а работе Сведения о нумерации и кодировании

Учет неисправностей и рекламации

Сведении о движении и замене

Кеды видев работ ремонта и технического обслуживания

Информаиия вносится -и тжтоянно/і основе экипажем корабля при пыпопнении технического обслуживания

Рисунок 3. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ КОРАБЛЯ

‘ ГОСТ Р 58301 - 2018 Электронный макет изделия Стандарт ОСК.КСМК 03.001-2017 Электронная модель корабля

висит от их финансово-экономического состояния8 и соответствует среднероссийскому уровню. Судостроительные и судоремонтные заводы используют 3D-модели одновременно с "бумажными" чертежами, т.к. 3D-модель пока еще нелегитимна, но при этом выражают готовность разрабатывать цифровую модель корабля без использования конструкторской документации.

Структура цифровой верфи базируется на цифровой платформе, включающей блок конструкторско-технологической подготовки, блок управления ресурсами и управления проектами с контролем изменений и оценкой рисков, а также блок управления общими функциями. При этом имеется система сбора и обработки различных данных из информационных систем, которые применяются на заводах отрасли и у участников производственной кооперации.

Важной проблемой для внедрения цифровых технологий является отсутствие защищенных систем связи, которые необходимы для закрытого обмена конфиденциальной информацией между всеми участниками управления ЖЦ ВВСТ. Для решения этой задачи необходимо привлечение федеральных органов исполнительной власти и разработка национальной программы.

В настоящее время российские предприятия ОПК активно развивают технологии цифрового инжиниринга, опираясь на зарубежное программное обеспечение и на российские программные решения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВАВИАЦИИ

Рассмотрим внедрение цифровых технологий в авиации. Например, в ПАО "Компания "Сухой"9 ввиду прекращения техподдержки ПО Siemens Digital Industries Software, а также в связи с принятием решений по импортозамещению осваиваются российские системы цифрового инжиниринга T-FLEX DOCS (разработчик - ЗАО "Топ системы"), ЛОГОС (разработчик - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"). Развиваются и другие системы: ЛОЦМАН: PLM (разработчик - Компания "Аскон"), программный комплекс FlowVision (разработчик - Инжиниринговая компания ТЕСИС).

Однако специалисты отмечают, что сегодняшний уровень российских программных продуктов в ряде случаев отстает от решений крупнейших иностранных вендоров, например Siemens, и не закрывает все потребности в инженерных разработках, но

компетенции наращиваются и развиваются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие цифрового инжиниринга позволило сосредоточить усилия по преодолению сложности новой разработки и внесению основной доли изменений на начальных стадиях проектно-конструкторских работ. Эти изменения влекут дополнительные затраты в начале разработки, но при этом позволяют снизить объем затрат, сократить сроки создания изделия в целом.

Применение нового подхода одновременно повлекло трансформацию модели финансирования НИОКР, изменив традиционный подход в виде постепенного наращивания финансирования по мере развития проекта к сосредоточению финансирования на начальной фазе проекта, как представлено на рисунке 1. Одновременно цифровое сопровождение производства каждого образца ВВСТ позволяет формировать "цифровой двойник образца ВВСТ" с учетом фактически достигаемых на данном образце технических показателей. На стадии эксплуатации цифровой инжиниринг обеспечивает учет и контроль фактических технических характеристик реального образца и формирование "цифрового двойника эксплуатируемого образца ВВСТ".

Непрерывность преобразования "цифрового двойника" из "конструкторского" на стадии исследования до "эксплуатационного" при использовании создает возможности цифрового моделирования и прогнозирования ЖЦ образцов ВВСТ.

Таким образом, новые информационные технологии позволяют перейти к парадигме проектирования и сопровождения ЖЦ ВВСТ на основе "цифровых двойников" с реализаций "цифровой триады": "Виртуальные испытания"— "Виртуальные стенды" — "Виртуальные полигоны", применяющейся на всех этапах ЖЦ изделий. Это позволяет на стадии "разработка" обеспечить формирование необходимых показателей ТТХ и создать требуемый облик образца ВВСТ, а на стадии "эксплуатация" обеспечить эффективное прогнозирование технического состояния каждого образца, а также управление техническим обслуживанием и ремонтом с выработкой необходимых решений по объемам работ и возникающими затратами.

Неотъемлемой частью цифрового инжиниринга является технология интегрированной логистической поддержки (ИЛП). Системы, поддерживающие ИЛП, созданы как за рубежом, так и в России. Одной из таких си-

стем является продукт ILS Suite (разработчик - НИЦ "Прикладная логистика").

ИЛП - это комплексное проектирование с учетом требований к эксплуатации, которые реализуются на начальной стадии проектирования и разработки. Типовой список мероприятий ИЛП включает:

- проектирование надежности, ремонтопригодность и планирование технического обслуживания;

- поставку запасных частей;

- поддержку испытательного

оборудования;

- обучение персонала и поддержка в обучении;

- поддержку компьютерных ресурсов;

- упаковку, обращение, хранение, транспортировку.

В качестве примера, отметим, что в настоящее время ПАО "Компания "Сухой"9 осуществляет работы по обеспечению ИЛП изделий с использованием ряда технологий цифрового инжиниринга:

- в части ИЛП применяется российская система для решения задач мониторинга технического состояния сложных машиностроительных изделий в ходе их испытаний и эксплуатации ILS Suite (разработчик - НИЦ "Прикладная логистика");

- для сбора и анализа данных по эксплуатации воздушных судов применяются также российские информационные системы Эрлан-2 и Эрлан-3, причем информационная система Эрлан-3 построена на базе российской операционной системы Astra Linux;

- для анализа надежности применяется зарубежный программный продукт Ram Commander (разработчик - компания ALD из Израиля), а также рассматривается

отечественное программное обеспечение для расчета рисков, надежности инженерных устройств и омтимизации их технического обслуживания MADe (Maintenance Awareness Design environment).

Общая схема системы поддержки этапа "Эксплуатация" в Компании "Сухой" представлена на рисунке 4.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ

МОДЕЛИ

Электронные имитационные модели— это проводимые вычислительные эксперименты с математическими моделями, имитирующие поведение реальных объектов, процессов, систем. Они позволяют получать данные о функционировании системы при различной входной информации.

Развитие информационных технологий обеспечило широкое применение "электронных имитационных моделей" изделий и систем для различных областей их функционального применения.

Необходимо отметить, что данное направление инжиниринга начало только недавно массово применяться во многих отраслях промышленности, однако в ракетно-космической отрасли это направление уже применяется с начала появления первых информационных систем и поддерживается на высоком научном-техническом уровне.

Ключевым инструментом поддержки эксплуатации космических комплексов являются цифровые модели объектов, получившие название "стенд генерального/главного конструктора", которые "цифровым образом" сопровождают "жизнь" космических объектов в реальном времени, обеспечивая контроль работоспособности, планируемых процедур,

Рисунок 4. ОБЩАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭТАПА "ЭКСПЛУАТАЦИЯ" В КОМПАНИИ "СУХОЙ"9

вносимых изменений. Данное направление развивается и в других областях создания сложных образцов ВВСТ, например, при создании сложных радиолокационных станций (РЛС)10. Разработка РЛС дальнего обнаружения с применением стенда главного конструктора позволила существенно сократить сроки ввода в эксплуатацию, а прогнозируемый годовой экономический эффект от внедрения опытно-экспериментального комплекса составляет от 400 до 500 млн рублей.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ

Цифровая модель уже сегодня стала главным инструментом проектирования, разработки, моделирования и управления ЖЦ сложных изделий, какими являются образцы ВВСТ.

Развитие цифровых моделей предоставляет новые возможности в развитии традиционных методов управления затратами ЖЦ ВВСТ для применения параметрических методов и аналогов в ходе оценки затрат на начальных стадиях создания ВВСТ "за-мысел-исследование-аван проект", повышение точности оценок и снижение рисков, которые, по оценке ряда специалистов, дают ошибку от 20-30 % на начальных стадиях.

Также цифровые модели позволяют по-новому рассмотреть возможности прогнозирования затрат при создании новых образцов ВВСТ, методология которых разрабатывалась в Вооруженных Силах Российской Федерации в конце 90-х годов, в частности в работах под руководством Остапенко С.Н. по управлению жизненным циклом сложных технических систем11.

ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ЭТАПАХ ЖЦ

Представляет интерес использование цифровой модели для решения проблем оптимизации затрат на этапах ЖЦ новых изделий ВВСТ. В работе Богинского А.И.12 представлена экономико-математическая модель, которая применяется для оптимизации затрат на всех этапах ЖЦ перспективных изделий. Она использует такие цифровые технологии для создания новых изделий, как цифровой двойник и цифровой макет. Без применения цифровых технологий традиционные методы оптимизации затрат становятся неприемлемыми из-за большой

стохастичности задачи оптимизации для новых изделий, по которым еще

не накоплен достаточный объём статистических данных13.

Современная цифровая модель включает в себя не только множество электронных документов, описывающих создаваемое изделие, но и систему электронного документооборота, систему управления составными частями образца, его трехмерные модели и множество различных данных о технологиях изготовления и производственных процессах14,15.

При решении оптимизационных задач осуществляют замену случайных величин на значения их математических ожиданий, характеризуют средние значения случайных величин. При этом только цифровая модель образца дает возможность оценить новый образец на всех стадиях его создания (эксплуатации)1617 и получать наиболее точную информацию о характеристиках образца, а может быть применена для стохастической оценки случайных величин, которые оказывают влияние на затраты ЖЦ ВВСТ, позволяют ими управлять.

ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Радикальное увеличение пропускной способности сетей и каналов связи, повышение степени их интеллектуализации, обеспечение услугой передачи данных клиентов и органов государственного управления определяют формирование тенденции развития информационнокоммуникативных технологий (ИКТ).

ФГУП "ВНИИ "Центр" сегодня обладает широкими возможностями в сфере информационных коммуникаций. В институте создан опытный участок автоматизированной системы единого информационного пространства (ЕИП ОПК)18. Это техническое решение позволяет осуществлять автоматический сбор первичной информации с предприятий ОПК на основе разработанного в институте универсального средства сбора данных. Оно включает в себя единую для использования всеми промышленными предприятиями систему классификаторов и справочников и обеспечивает автоматизированный перенос данных из используемых на предприятиях систем бухгалтерского и управленческого учета. Такая система может быть успешно использована и для формирования базы статистических данных по затратам промышленных предприятий и

их контрагентов на всех этапах ЖЦ ВВСТ.

Уникальный опыт института, полученный при формировании ЕИП ОПК, позволит ему создавать эффективные ИКТ платформы для обеспечения информационного взаимодействия предприятий, их

контрагентов — органов исполнительной власти по различным направлениям деятельности предприятий ОПК. Так, планируется создание ИКТ платформ по управлению процессами взаимодействия участников диверсификации

предприятий ОПК, а также имеются потенциальные возможности организации информационного взаимодействия

участников процесса управления затратами на ЖЦ ВВСТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, имеющиеся широкие возможности информационной поддержки жизненного цикла высокотехнологичной продукции предприятий ОПК и в частности процессов управления затратами на этапах ЖЦ ВВСТ позволят сократить сроки создания перспективных образцов, повысить их тактико-технические характеристики и качество сервисного обслуживания, а также существенно сократить стоимость работ, выполняемых на всех этапах ЖЦ ВВСТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики: приказ Минпромторга России от 2 июля 2015 г. № 1809.-URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/15a01809/ (дата обращения: 15.07.2021).

2. Аносов Р.С., Бывших Д.М., Зеленская С.Г., Пасечник В.А. К вопросу оптимизации затрат на жизненном цикле образца специальной техники // Системы управления полным ЖЦ высокотехнологичной продукции в машиностроении: новые источники роста: материалы III Всерос. науч.-практич. конф. (Москва, 6 октября 2020 г.). - М.: Первое экономическое издательство, 2020. - С.31-39.

3. Голубев С.С., Кукушкина Г.Р. Проблемы развития системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники// Экономика высокотехнологичных производств. -2020.- №4.- С. 183-196.

4. Денисов С.Н., Голубев С.С. Модель управления затратами на жизненном цикле высокотехнологичной продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса // Системы управления полным жизненным циклом высокотехнологичной

продукции в машиностроении: новые источники роста: материалы IV Всерос. науч.-практич. конф. -М., 2021. - С. 85-88.

5. Голубев С.С. Система управления затратами на жизненном цикле продукции оборонно-промышленного комплекса / С.С. Голубев, А.В. Курицын, Г.Р. Кукушкина // Экономические аспекты цифровой трансформации промышленности: материалы науч.-практич. конф.- М., 2020. - С. 59-61.

6. Боровков А.И. Цифровая трансформация

промышленности: компетенции, технологии и

бизнес-модели // сайт НТИ "Технет” -URL: http:// nti2035.ru/technology/technet? (дата обращения: 16.07.2021).

7. Бережной Я.Д. Цифровизация создания кораблей: современное состояние и перспективы внедрения // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2019. - №2. - С.20-24.

8. Golubev S.S., Volkov V.I., Shcherbakov A.G., Sekerin V.D., Gorokhova A.E.. Manpower Support for Digital Technology Implementation Processes in Industrial Enterprises // International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT).-2019. Vol. 8, №3.-P 414-420.

9. Информационные технологии в Компании

"Сухой”,- URL:https://www.tadviser.ru/index.php

(дата обращения: 11.07.2021).

10. Боев С.Ф., Линкевичиус А.П., Логовский А.С., Якубовский С.В.. О возможности снижения сроков и стоимости создания РЛС ДО с использованием стенда главного конструктора// Журнал радио-электроники.-2017,- №9.-URL: http://jre.cplire.ru/jre/ sep17/10/text.pdf (дата обращения: 11.07.2021).

11. Методология управления жизненным циклом сложных технических систем/ С.Н. Остапенко, 1998.- 86 с.

12. Богинский А.И. Использование цифровой модели продукта в решении задачи оптимизации затрат на этапах жизненного цикла перспективной продукции // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. - № 8. - С. 1563-1572.

13. Дьяков А.Н., Решетников Д.В. Оптимизация эксплуатационных процессов путем управления стоимостью жизненного цикла продукции // Фундаментальные исследования.-2014.-№8-7.-С. 1528-1532.

14. Куликова Е.И. Модернизация бизнеса компании под влиянием цифровых технологий // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент.-2019. - № 2. - С.-24-30.

15. Розанова Н.М., Линева И.В. Цифровая модель для современного бизнеса // Журнал экономической теории.- 2019. - № 1. - С.- 46-59.

16. Кузнецов Л.А. Модели инновационного развития в контексте цифровой трансформации бизнеса// Инновации и инвестиции, 2018. - № 9.-С.-30-32.

17. Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Инновационное развитие промышленных предприятий за счет военно-гражданской интеграции // Инновационная деятельность, 2017,- № 3(42).-С.-39-52.

18. Довгучиц С.И, Мушков А.Ю. Единое информационное пространство оборонно-промышленного комплекса. Результаты работ по его формированию // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2018.-№2.-С. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.