Научная статья на тему 'Современные татарские свадебные обряды'

Современные татарские свадебные обряды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1040
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные татарские свадебные обряды»

шим образом влияет и описание подробностей совершения преступлений — неуравновешенный индивид может легко позаимствовать их, скорректировав «неточности», приведшие «героев» судебных очерков на скамью подсудимых.

Все чаще становятся общественным достоянием события частной, интимной жизни. Секс, вера, политика — все это теперь просвечивается юпитером, перемешивается оценками и суждениями, превращается в товар массовой культуры. Идеалом последней являются зрелищность и драматизм любой ценой (чем цена выше, тем лучше). Творческие силы, предприимчивость, технический размах — все подчинено этому.

От механизмов, создавших массовую культуру, она освободиться не мо-

жет. Развлечения ее тоже оперируют стереотипами: они повторяют шабло-йы сенсации, жестокости и загадочности, в сущности, скроенные по одному образцу. То, что продается в киоске массовой культуры, должно быть изготовлено на конвейере, промышленным способом. И поэтому не стоит удивляться, если успех какой-то публикации вызовет лавину статей, корреспонденции репортажей, очерков на эту тему. Любимое детище массовой культуры — сенсация, поэтому СМИ жадно хватаются за любой новый факт, облекая его в цветистые одежки сенсации. Но последняя — дама капризная и часто появляться на страницах газет не желает. Да и не может — иначе пропадет ощущение новизны, шокового состояния.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Березовский М. Непременно скандал: Пер. с пол. 2-е изд. М.: Политиздат, 1986. 238 с.

2. Киричек П. Н. Социология публицистики. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. 88 с.

3. Кукаркин А. В. Буржуазная массовая

Поступила 10.12.98.

культура: Теории. Разновидности. Образцы. М.: Политиздат, 1978. 352 с.

4. Культурология / Сост. А. А. Радугин. М.: Изд-во Центр, 1997. 304 с.

5. Чечилов О. Всего лишь слова, которые мы продаем // Журналист. 1993. № 10. С. 8 — 11.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

СОВРЕМЕННЫЕ ТАТАРСКИЕ СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ

М. М. АКАШКИН, аспирант

Исследование обрядов любого этноса является важным для выявления и познания конкретной культуры, а также для сравнительного анализа с другими культурами, в том числе мировой.

Выбранная тема актуальна и исследуется впервые на основе полевых материалов, собранных в татарских селах Лямбирского района Республики Мордовия.

Традиционная татарская свадебная Йбрядность трансформировалась с изменением общественных отношений. Од-

нако, как и у многих других народов, свадебные обряды татар оказались довольно консервативными, поэтому изменения происходили не сразу. Полевые материалы показывают, что в большинстве татарских семей они стали выполняться в упрощенном виде в послевоенные годы. Возрос процент браков, совершаемых симуляционным путем, умыканием по договору. Сократилась п родолжительность проведения свадьбы, что было связано с экономическими трудностями. Изменения в

© М. М. Акашкин, 1999

традиционных свадебных обрядах не во всех селах одинаковы. Почти в каждом из них бытуют специфические действа.

В настоящее время сельская молодежь заводит знакомства чаще всего в клубе, в некоторых селах вечером на улице, где собираются парни и девушки. Знакомятся также на работе, в учебных заведениях, иногда в дороге. После знакомства молодые пары встречаются примерно 1 — 1,5, иногда 2 года. Средний брачный возраст в сельской местности 19 — 21 год (парень обычно старше на 2 — 3 года и более). Юноши стараются заключать браки после того, как отслужат в Армии, и по окончании вуза, техникума.

Сравнительный анализ традиционной и современной свадьбы татар свидетельствует о трансформации свадебных ритуалов во всех трех периодах, выделяемых нами - в традиционной свадьбе: предсвадебном, свадебном, по-слесвадебном. В результате изменений из свадебных обрядов исчезли некоторые жанры песен. Однако в репертуаре все же сохраняются традиционные черты. Остаются прежними общая структура обрядов свадебного цикла и их последовательность. Как и раньше, запрещается проводить свадебные обряды во время праздника рамазан. В основном современные татарские свадьбы проводятся осенью.

В настоящее время сельский свадебный обряд татар имеет следующую структуру: тастар алу (сватовство), никах (венчание), я шкилен кодасы (свадьба у невесты), яьикилен мунчасы (баня молодых), яьикилен артыннан килэлэр (приезд за невестой), регистрация брака, кияу кодасы (свадьба в доме жениха), поклон (застолье в доме жениха).

Предсвадебный период

Как отметили информанты, в дореволюционном прошлом у татар межнациональные браки почти не заключались. По мере расширения и углубления хозяйственно-экономических контактов, роста образования и изменения

мировоззрения людей, с расширением

сферы общения молодежи в настоящее время не существует жестких препятствий к смешанному браку. Однако однородные браки в татарских селах более предпочтительны. В современной свадьбе, как и в традиционной, объектом исследования выбран внутритатар-ский брак, совершаемый по сватовству.

Тастар алу (акча салу). В традиционной свадьбе знакомство молодых обычно не играло роли при вступлении в брак, их судьбу в основном решали родители. В настоящее время, как правило, решение о вступлении в брак молодые принимают сами и лишь затем ставят в известность родителей о своем намерении.

В связи с этим обряд башкода (первое значение — предварительный сговор), который был своеобразной „разведкой" со стороны родственников жениха, соблюдается не везде. Невеста заранее предупреждает родителей о приходе (башкода килю) сватов (как правило, это родственники жениха, а иногда сам жених).

К сватовству готовятся так же, как и к свадьбе (подарки, угощения), но количество приглашенных регламентируется. Обычно присутствует только близкая родня со сторону жениха и невесты. В отличие от традиционной, где функция сватовства сводилась к получению окончательного согласия со стороны~ родителей невесты, в современной свадьбе основная его цель — знакомство родственников с обеих сторон (особенно если жених и невеста из разных сел), а также скрепление родственных связей между двумя сторонами, принятие решения о калыме, назначение дня свадьбы и т. д. Соблюдается время проведения обряда. Как и в традиционной свадьбе, сватать идут обычно во второй половине дня, но

обязательно до заката. %

Из традиционных ритуалов во время сватовства наиболее устойчивым оказалось одаривание, которому в настоящее время также придается большое значение. Сохраняется и приуроченность дарения к свадебному пиру. Одаривание происходит с той и другой стороны. Самые лучшие подарки дарят

родителям парня и девушки. Тастар (платок) девушке теперь не дарят. Современные свадебная пища и напитки заметно отличаются от традиционных. В настоящее время свадебный напиток кызыл квас уже не делают, обычно покупают водку, вино, но, как и раньше, алкогольные напитки используются в меру.

Во время сватовства поют песни, пляшут. Однако из традиционного репертуара сохранились лишь необрядовые песни, исполняемые во время застолья, и свадебные (Туй джырлары). Исполняют также такмаклар (частушки), причем поют обе стороны.

Обязательным в татарской свадьбе до сих пор является калым, о котором договариваются во время сватовства. Чаще всего запрашивают деньги, хотя в настоящее время это иногда чисто символический обряд (называют символическую сумму). Обсуждают также количество приглашенных, день и время проведения свадьбы.

В современной свадьбе практикуется проведение 'некоторых обрядов в один день, например башкода и тастар алу. Как уже ранее отмечалось, исчезли обрядовые песни, кыз елату (девичий плач) и, следовательно, сократились продолжительность застолья на сватовстве, а также период подготовки к свадьбе (на одну-две недели).

Раньше до дня свадьбы сосватанная девушка должна была сидеть дома, вышивать полотенца, занавески, подзоры на кровать и т. д., готовиться к свадьбе. Сейчас она может ходить в клуб, на улицу (но не одна, а с женихом).

Приготовление к свадьбе. После тастар алу родственники жениха и невесты готовятся к свадьбе. В современном обряде, в отличие от традиционного, подруги не помогают невесте готовить подарки, их в основном покупают.

Практически исчез обряд смотрин подарков невесты (встречается лишь в единичных случаях). Не везде проводится обряд атна кичу когда родственники со стороны жениха в четверг перед свадьбой приходят с подарком к невесте. Однако сохранился

обряд дарения подарков невесте женихом тоже в четверг после сватовства.

Современная татарская свадьба в настоящее время проводится в один или два дня (в зависимости от материального благосостояния семей). Нельзя обойти вниманием тот факт,, что с середины 80-х годов все больше свадеб проводят в столовых, где, как правило, в один день выполняют практически все обряды.

До сих пор используются браки умыканием (по обоюдному согласию, редко — насильственно). В данном случае отпадает необходимость в таких обрядах, как башкода, тастар алу, атна кич. Отметим, что в настоящее время эта форма заключения брака встречается довольно часто.

Необходимым элементом в предсвадебном периоде и теперь является обрядовая баня, которую готовят вечером накануне свадьбы жениху и невесте. На свадьбу принято приглашать до заката солнца. Не имеет большого значения, кто приглашает (это может сделать или жених или кто-нибудь из его родственников).

Свадебный период

В этом периоде произошло не меньше изменений в совершении ритуалов и исполнении песен. Так, в прошлом „свадебный поезд" жениха украшался вышитым полотенцем, колокольчиком, теперь украшают машины лентами, шарами.

Претерпели изменения ритуальная выпечка и в целом свадебный стол. Некоторые изделия (катлама, кабартма) в настоящее время не готовятся. На стол традиционно ставят алкалар (постные бублики), пэрэмячи, почмаклар (пирожки с мясом), эчпочмаклар (треугольные пирожки с мясом), беляши с различной начинкой и без нее. На столе также много другой пищи, преимущественно из мяса: холодец, горячие голубцы, котлеты, гуляш, пельмени, колбаса, а также салаты, консервы, рыба, фрукты.

Никах. В современной татарской .свадьбе с данным обрядом сухцествен-

ных изменений не произошло. В настоящее время пиках (венчание) можно провести и после сватовства, и на другой день после кыз урлау (умыкание), и утром в день свадьбы (практически так же, как было раньше). Однако сейчас в это время допускается одевать пл;ггье с «узлами», волосы необязательно должны быть распущены; уже не во всех селах соблюдается традиция, когда невеста должна была за год износить платье, в которое она была одета во время венчания.

Как и прежде, после чтения молитвы молодые моют лицо, руки и вытирают их одним полотенцем; по традиции вода выливается под стол или под кровать. Затем невеста переодевается в белое платье, надевает фату, а жених, как и у других народов, одевает темный костюм, белую рубашку и темные туфли.

Свадьба у невесты. В последние десятилетия в свадебном периоде произошла определенная трансформация обрядов, которые стали проводиться следующим образом: в первый день «свадебный поезд» отправляется за невестой, где выкупают ворота, постель, туфли невесты и, немного посидев за столом, отправляются в сельскую администрацию регистрировать брак. После регистрации все собираются в доме родителей жениха, где организуется застолье, одаривают молодых и родню. На второй день застолье возобновляется, но одаривают только молодых. Отметим, что и здесь наблюдаются изменения, в частности, в настоящее время свадьбу кое-где проводят в один день, а на второй собираются только близкие родственники. Салму (тонко нарезанная лапша из теста), которую по традиции должна готовить невеста, делают редко.

В данном случае прослеживается влияние русской свадебной обрядности. Вместе с тем отметим, что вышеназ-ванная структура обрядов наблюдается не так часто.

В традиционной свадьбе в первый день жених приезжал с родней к невесте, выкупали ворота, постель, туфли, после чего гостей сажали за стол

и веселились целый день. Жених оставался ночевать с невестой, и на следующий день застолье продолжалось в ее доме. На третий день жених отправлялся домой, а после обеда приезжал за невестой и праздновали у родителей жениха еще два дня. Салму делали на пятый день. В настоящее время из-за сокращения празднества ее готовят на третий, день.

Современная свадьба, как было принято и раньше, начинается во второй половине дня. За невестой приезжают жених и его друзья. В отличие от традиционной свадьбы за стол садятся все гости, а также жених с невестой. Как

4

и прежде, перед застольем читается молитва (доголар). В татарской свадьбе принято вначале немного поесть, а затем пить спиртные напитки. И теперь готовится обрядовая пища: салма, кю-мяч (специальный пирог). Следует отметить, что салма как обрядовая пища вошла в обиход после войны вследствие тяжелого материального положения.

Как в традиционной, так и в современной свадьбе примечают: если жениху попадется пельмень с угольком, то, по народному поверью, у него нехорошая душа. Плохой приметой считается драка на свадьбе. Зашивать что-нибудь перед отъездом или, отъехав, вернуться назад и теперь принимается за плохой знак. В целях оберега читают молитву или кладут в карман листочек с молитвой.

На свадьбе пляшут, поют частушки, исполняют необрядовые татарские и русские песни («Зурда степьларга», «Сарман», «Шаян джырлар» и др., «Виновата ли я»; «Катюша»; «Ой цветет калина» и пр.).

Баня молодых. По традиции утром после первого свадебного дня топят баню. Если раньше это делали в 3 — 4 часа, то теперь в 6 — 7 часов. Традиционные ритуалы сохранились: и сейчас молодожены баню выкупают, для чего прячут чаще всего деньги (иногда платок, часы, одеколон или духи). Шосле того как молодые исполнят этот обряд, те, кто готовил баню, должны найти выкуп.

Приезд за невестой. В доме жениха готовят «свадебный поезд» (украшают несколько машин) и отправляются за невестой. В основном едет молодежь, преимущественно парни. Перед их отправлением читают молитву (по традиции стол всегда пустой). Иногда дорогу преграждает какой-либо человек и просит выкуп. После одаривания он пропускает поезд дальше. Этот обряд бытовал и раньше.

Около дома невесты за дверь, как и прежде, просят выкуп (обычно деньгами) . Затем выкупают туфли невесты, свадебные перчатки. В современной свадьбе она не плачет. В доме ее родителей теперь принято гостей сажать за стол с угощением..

Невесту из дома выводит жених, держа ее под руку. Во дворе молодые в окружении родных становятся лицом к востоку, и мулла читает молитву на дорогу. На машинах, как прежде на лошадях,, молодых по селу не катают, а сразу едут регистрировать брак, после чего отправляются к дому жениха. По традиции подъезжают к нему с правой стороны. Выходя из машины, молодая бросает в обе стороны монеты (их подбирают дети). Жениха с невестой осыпают конфетами, монетами. Первыми входят молодые. В доме в соответствии с обычаем на колени не-весты сажают мальчика (примета плодородия). Она одаривает его деньгами, конфетами. В некоторых селах (Кри-возерье, Татарская Тавла) молодых угощают медом, чтобы жизнь была сладкой.

Жених оставляет невесту дома и идет за ее родственниками, если они живут в этом же селе. Из других населенных пунктов они приезжают сами. Место гостей за столом регламентировано: родители невесты сидят рядом с родителями жениха. Здесь, как и на сватовстве, одаривают в основном жениха и невесту. Самые лучшие подарки — родителям. Наиболее дорогие подарки дарят братья, сестры невесты и жениха. В настоящее время близкие

Поступила 19.12.98.

родственники все чаще дарят вещи. Произносятся тосты: первый тост говорит бйшкода (сват), потом родители, а затем другие участники гулянья.

В современной свадьбе в отличие от традиционной молодежь веселится вместе со всеми (если это происходит в столовой) или в отдельной комнате. Во

У

время празднества пляшут под гармошку, молодежь танцует современные танцы. За столом исполняют частушки. Как и в доме невесты, поют татарские

и русские песни.

Традиционный обряд хождения молодой за водой (к колодцу) не соблюдается. И в настоящее время после свадьбы родителей невесты провожают домой родственники жениха (если живут в одном селе). В доме родителей невесты провожатых угощают. Поздно вечером по традиции за стол садятся жених и невеста и самые близкие родственники.

Послесвадебный период

В этот период совершается незначительное" количество обрядов. В современной свадьбе произошли изменения. К примеру, в селах, где раньше невеста обязательно готовила салму, этот обряд бытует не везде. Вместе с тем до сих пор ему придается большое значение.

Традиционно соблюдается обряд „поклон" Обычно через 2 — 3 недели родители невесты приглашают к себе близких родственников жениха. Обряд совершается после обеда.

Анализ полевых материалов позволяет заключить, что в татарских свадебных обрядах много общего с мордовскими и частично русскими (структура, свадебные чины и др.) и вместе с тем имеются специфические особенности, связанные прежде всего с вероисповеданием, национальным менталитетом, традициями. В целом же обрядовая культура татар, проживающих на территории Мордовии, требует дальнейшего собирания и исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.