Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ИХ ЯЗЫКОВОЙ СЛЕНГ'

СОВРЕМЕННЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ИХ ЯЗЫКОВОЙ СЛЕНГ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
282
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субкультуры / субкультурный сленг.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Квак Александра Витальевна, Саъдиева Сабрина Назармамадовна, Фёдорова Наталия Станиславовна

данная работа направлена на выявление наличия субкультурной принадлежности и «субкультурного» сленга среди обучающихся Индустриального института, возраст которых от 16 до 19 лет. Мы провели объемную исследовательскую работу по выявлению принадлежности обучающихся ИндИ к каким-либо субкультурам и уровне владения обучающимися «субкультурным» сленгом. Проанализировали результаты исследований и кратко сформулировали основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ИХ ЯЗЫКОВОЙ СЛЕНГ»

СОВРЕМЕННЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ИХ ЯЗЫКОВОЙ СЛЕНГ

12 3

Квак А.В. , Саъдиева С.Н. , Фёдорова Н.С.

1Квак Александра Витальевна - студент;

2Саъдиева Сабрина Назармамадовна - студент;

3Фёдорова Наталия Станиславовна - преподаватель русского языка, кафедра социально-экономических и общегуманитарных дисципин, Индустриальный институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский государственный университет, г. Нефтеюганск

Аннотация: данная работа направлена на выявление наличия субкультурной принадлежности и «субкультурного» сленга среди обучающихся Индустриального института, возраст которых от 16 до 19 лет. Мы провели объемную исследовательскую работу по выявлению принадлежности обучающихся ИндИ к каким-либо субкультурам и уровне владения обучающимися «субкультурным» сленгом. Проанализировали результаты исследований и кратко сформулировали основные выводы. Ключевые слова: субкультуры, субкультурный сленг.

В настоящее время в молодежной среде существуют различные образования, представляющие собой альтернативные или вариантные формы общественных или культурных организаций. Такими образованиями являются субкультуры. От доминирующей культуры они отличаются взглядами на жизнь, манерой и формами поведения, а также языком.

Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы» [1].

В повседневной жизни все чаще используются профессиональные термины, лексика криминальных и молодежных субкультур. Применяется сленг, жаргон, заимствованные слова из других языков, что влияет на языковую культуру молодого поколения в целом.

В российском языкознании чаще всего приводится определение В. А. Хомякова: «сленг - это относительно устойчивый для определенного периода, широко употребительный, стилистически маркированный лексический пласт, компонент экспрессивного просторечия, входящего в литературный язык, весьма неоднородный по своим истокам, степени приближения к литературному стандарту, обладающий пейоративной экспрессией» [2].

Для того, чтобы выяснить, имеют ли представление учащиеся о современных субкультурах и знакомы ли они с субкультурным сленгом, необходимо было провести опрос среди обучающихся ИндИ. В опросе приняло участие 100 человек, опрос проводился в виде анкетирования, в ходе которого учащиеся отвечали на предложенные вопросы.

На вопрос «Знаете ли Вы, что такое молодежная субкультура?» больше половины учащихся (45%) ответили, что лишь примерно представляют, что это такое, но не совсем уверены. Выяснилось, что 15% обучающихся, к сожалению, не знают и не имеют представления о том, что такое молодежная субкультура. И из 100 человек 40% учащихся знают и определение молодежной субкультуры.

В ходе проведения опроса более 70% обучающихся нейтрально относятся к любым неформальным объединениям, 14% - положительно, 10% - отрицательно.

Поскольку большинство респондентов знают и понимают, что такое молодежная субкультура, был задан вопрос: входите ли Вы в какую-либо субкультуру? Выяснилось, что 67% обучающихся не входят в какие-либо неформальные объединения; 20% входили в молодежные субкультуры; 12% опрошенных указали, что входят в субкультуры. Были выявлены такие молодежные субкультуры, как геймеры, рэперы и отаку.

На вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемами из-за того, что отличаетесь от других?» 18% ответили, что сталкивались с непониманием окружающих. Остальные 82% не сталкивались.

Мы посчитали важным узнать мнение обучающихся о том, почему люди не всегда адекватно реагируют на представителей различных субкультур? 29% учащихся отметили, что думают, что люди не всегда согласны с идеями субкультур; 28% ответили, что людей отталкивает их внешний вид; 10% обучающихся предложили свой вариант. Наиболее распространенным было мнение, что люди не всегда принимают появление чего-то нового и необычного.

Отвечая на вопрос «Обладают ли субкультуры собственным сленгом?» почти все обучающиеся (81%) были согласны с тем, что собственный сленг присутствует в субкультурах и лишь 9% были с этим не согласны (можем предположить, что эти обучающиеся вообще не интересуются субкультурами как явлением).

Среди опрошенных 52% обучающихся считают, что субкультурный сленг очень часто встречается в речи подростков, 39% считают, что встречается, но редко, а 9% предполагают, что никогда.

При анализе результатов опроса 20% учащихся отметили, что субкультурный сленг несет лишь вред, проникая в разговорную и письменную речь. 24% были иного мнения. Остальные 56% затруднились ответить.

В вопросе о том, употребляют ли родители обучающихся субкультурный сленг в разговоре мы выявили следующий результат: более 60% опрошенных уверены, что их родители не употребляют молодежный сленг в своей речи.

Ответы на вопрос о причинах вступления подростков в какие-либо неформальные объединения оказались неоднородны: 15% обучающихся считают, что причиной являются общие интересы с другими представителями субкультур; 14% отметили, что причинами являются одиночество подростков и их желание выделиться из толпы; 13% указали стремление подростков быть самим собой; 12% учащихся решили, что стремление познать что-то новое и непонимание со стороны взрослых являются причинами вступления в различные субкультуры; 10% - потребность в новых эмоциях, и только 8% опрошенных отметили ответ «стремление к самостоятельности».

В заключение мы не могли не узнать мнение обучающихся о том, как влияют субкультуры на современное общество. 28% респондентов указали, что молодежные субкультуры отрицательно влияют на общество, 24% считают, что субкультуры положительно сказываются на нашем общество. Остальные 48% затруднились ответить.

По итогам анализа опроса мы можем сделать вывод, что в целом обучающиеся 16 - 19 лет не только имеют представление о существующих субкультурах, но и примыкают к некоторым из них. Кроме того, нельзя не отметить, что, несмотря на имеющееся понимание противостояния представителей субкультур с основной части общества, подростки осознают, что субкультуры и их сленг не всегда положительно влияют на социум и его язык.

Список литературы

1. ХебдиджД. Субкультура: значение стиля // Теория моды, 2009. № 10.

2. Хомяков В.А. О специальном слэнге. Вологда, 1968. С. 6-22.

3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1996. 536 с.

4. Петрова Ю.А., Кисель И.Ф. Сленг как стиль выражения и отражения языка в определенных социальных подгруппах и субкультурах // Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2019. № 3. С. 132 -136.

5. Петрова Ю.А., Самарская С.В. Особенности сленга и его функционирования в современных молодежных субкультурах, 2020. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.