Субкультуры как способ самоорганизации молодежи
Subcultures as a way of youth self-organization
Якшина Татьяна Владимировна
студентка 2-го курса кафедры социологии и организации работы с молодежью
НИУ «БелГУ» РФ, г. Белгород
Yakshina Tatyana Vladimirovna
2nd year student
of the Department of Sociology and Youth Organization
BelSU National University Belgorod, Russian Federation
Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна
кандидат социологических наук доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью
НИУ «БелГУ» РФ, г. Белгород
Scientific adviser Anastasia Kisilenko
Candidate of Sociological Sciences Associate Professor of the Department of Sociology and Organization of Work with Youth
Belgorod State University Belgorod, Russian Federation
Аннотация.
В данной статье представлены определения «молодёжь», «субкультура» и «молодёжная субкультура», история развития субкультур в России, рассматривается роль молодежных субкультур в современном обществе. Анализируются причины вступления молодых людей в те или иные субкультуры. На основе поискового социологического исследования среди обучающихся Белгородского индустриального колледжа определяется уровень информированности студентов о субкультурах и их влияния на формирование внутреннего мира молодёжи.
Annotation.
This article presents the definitions of "youth", "subculture" and "youth subculture", the history of the development of subcultures in Russia, examines the role of youth subcultures in modern society. Analyzed the reasons for the entry of young people in certain subcultures. Based on a search sociological research among students of the Belgorod Industrial College, the level of students' awareness of subcultures and their influence on the formation of the inner world of young people is determined.
Ключевые слова: субкультуры, молодёжные субкультуры, молодёжь, самоорганизация.
Key words: subcultures, youth subcultures, youth, self-organization.
Исследование молодёжных субкультур как уникального социального феномена имеет хоть и небольшую, но историю. Важным вопросом, не утратившим своей актуальности и сегодня, является их влияние на становление и развитие молодых людей, особенно в условиях изменения иерархии традиционных и альтернативных институтов социализации. Активное включение государства в процесс воспитания молодого поколения не принесло ожидаемого результата. Стоит отметить, что многие молодые люди не участвуют в деятельности формальных объединений, которые могли бы отвлечь их внимание от субкультурных формирований и помочь проявить свою индивидуальность. Они не знают, как присоединиться к подобным организациям, как участвовать в их мероприятиях. Снижается роль семьи, которая зачастую не в состоянии в
полной мере реализовать свои социализирующие функции, претерпевает изменения система образования, при этом возрастает значимость средств массовой информации, референтных групп, в том числе неформальных. Последние выступают своего рода в роли «противовеса», компенсируя ограничения и предоставляя молодым людям, то что не в состоянии дать другие институты.
Зачастую молодёжные субкультуры рассматриваются как явление, разрушительно воздействующее на личность и влекущее за собой немалое количество негативных последствий, что неудивительно, если учитывать саморазрушительное поведение (употребление наркотиков, алкоголя) и вызывающий образ жизни (культ насилия, хулиганство, потасовки и пр.) представителей многих субкультурных групп. При этом сам термин «субкультура» не имеет явного отрицательного содержания и интерпретируется как система ценностей, установок, стилей поведения, свойственных определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры. Субкультуры формируются двумя основными способами: благодаря уникальности некой этнической, религиозной, профессиональной группы или вследствие сознательного следования изначально разных с точки зрения социального происхождения и статуса молодых людей стилю жизни и поведению, своеобразным нормам, ценностям, идеологии представителей той или иной социальной общности.
Молодежь - весьма значительная часть современного общества. С социологической точки зрения она отличается такими характеристиками как незавершенность социального статуса, повышенная мобильность, высокая дифференцированность, особая социальная роль, связанная с обеспечением общественного воспроизводства. При этом молодёжь не только качественно отличается от других возрастных групп, но и стремиться всячески подчеркнуть свою особенность. Для этого она создает свои особенные стили в одежде и музыке, продумывает собственный образ жизни, язык, средства самовыражения и самоидентификации. Некоторые из них приобретают большую популярность, другие остаются известными только в узких кругах. Именно в силу указанных характеристик молодежь рассматривается как группа, более предрасположенная к субкультурности по сравнению с другими.
Под молодежной субкультурой понимается общность молодых людей, обладающих специфическим образом жизни, стилем поведения, разделяющих особые групповые нормы, ценности и установки, отличающиеся от базовой культуры общества. Для нее характеры собственная идеология, мировосприятие, сленг, наличие символики и внешней атрибутики, обычаев, отражающих специфику потребностей и мышления. Присоединившись к той или иной субкультуре, молодой человек разделяет ее специфические характеристики, начинает выглядеть, думать и действовать соответствующим образом. Молодежь ищет себя, испытывает потребность в самовыражении, самореализации, чувстве собственной значимости и стремится в рамках той или иной субкультуры удовлетворить эти потребности. Однако нередко причиной вхождения в субкультуру может являться и просто дань моде, подражание популярным течениям и направлениям.
Молодежные субкультуры очень многообразны также, как и интересы и потребности, ради удовлетворения которых молодые люди их формируют. В любом случае они выполняют ряд значимых функций, среди которых: самоидентификация, социализация, просвещение, самореализация, легитимация конфликта и агрессии, коммуникация, организация досуга, компенсация маргинальности и социальные изменения.
История молодёжных субкультур как способа самоорганизации в России насчитывает несколько десятилетий и имеет три волны подъема. Первая из них связана с 1950-ми годами. В этот период появились «стиляги» - субкультура, которую представляла городская молодежь, получившая свое название за западный стиль одежды, танцы, любовь к джазу и рок-н-ролл, стремление к свободе самовыражения. Советское государство вело идеологическую борьбу со стилягами, поэтому субкультура просуществовала недолго.
Вторая волна пришлась на конец 60-х - начало 80-х годов. Новое движение оказалось более продолжительным, чем предыдущее. В конце 1979 года появляется советская субкультура, получившая название «Система». Она обновлялась каждые 2-3 года и включала в себя: от хиппи, панков и металлистов до криминогенных люберов.
Третья волна молодежных движений зародилась в 1986 году. Молодежные субкультуры этого периода назывались «альтернативными». В целом, число молодых людей, принадлежащих к субкультурам, даже в больших городах было немногочисленно. По данным опросов начала 1990-х годов, к субкультурам себя причисляли 1-3% молодежи.
В 2000-е годы в молодежной культуре происходят значительные изменения. Выросло количество субкультурных групп, объединенных новыми, иногда необычными, видами деятельности, такими как ролевые игры, файер-шоу, фотокросс, паркур, стрит--данс, граффити, пейнтбол и т.д.
Сегодня численность субкультурных формирований в молодежной среде существенно сократилась. В современном обществе все больше ценится индивидуальность и собственный взгляд на мир. Самыми распространенными субкультурами, пожалуй, остаются «музыкальные», основанные на любви к определенному направлению в музыке. К массовым можно отнеси также футбольных фанатов и любителей компьтерных игр («геймеров»), однако их возраст может выходить за границы молодежного.
Субкультура как способ самоорганизации молодежи, определенный «продукт» социально -исторического развития независимо от того имеет она позитивное общественное значение или напротив способствует развитию негативных тенденций оказывает определенное влияние на особенности группового сознания и поведения молодых людей. В декабре 2018 года в целях определения уровня информированности студенческой молодежи о субкультурах и их влияния на формирование ее внутреннего мира было проведено поисковое социологическое исследование среди обучающихся Белгородского индустриального колледжа. В опросе приняли участие 100 респондентов в возрасте от 15 до 22 лет. Результаты исследования показали, что 98% опрошенных знают или имеют представление о молодёжных субкультурах. При этом, 63% относятся к молодежным субкультурам нейтрально, 25% - положительно, а 9% - отрицательно.
Несмотря на весьма лояльное отношение большинства респондентов к субкультурам, стать представителем какой-либо из них молодые люди не стремятся. Из 100 респондентов только 15% идентифицируют себя с той или иной субкультурной группой.
На вопрос «Могут ли различные субкультуры сосуществовать друг с другом?» 68% ответили, что могут, 13% решили, что не могут и 19% затруднились с ответом.
41% опрошенных согласились с тем, что субкультуры влияют на развитие современной молодёжи, 50% затруднялись ответить и 9% считают, что молодёжные субкультуры не имеют никакого отношения к развитию современной молодёжи.
Наиболее распространенными причинами вступления молодёжи в субкультуры студенты считают одиночество (28%), непонимание родителей (25%), подражание, группирование (25%), стремление к свободе (21%) и привлекательность внутренней атмосферы субкультуры (27%). Самыми непопулярными вариантами стали стремление к защищенности (3%) и самостоятельности (8%). Действительно зачастую продуцирование субкультур вызвано сбоями в реализации именно семьей своих социализирующих функций. Не получая необходимого внимания и отношения или напротив подвергаясь чрезмерному контролю и регламентации молодой человек испытывает потребность в альтернативной «семье», которая способна компенсировать эти недостатки. Кроме того, молодежь гораздо больше стремится к групповой идентичности, и приход «за
компанию» в неформальное объединение дает возможность удовлетворить типичную потребность в межличностном общении и принадлежности.
Самыми привлекательными субкультурами для респондентов являются «геймеры» и «аниме» (46%), что неудивительно, если учитывать уровень развития компьютеризации и Интернет-технологий, а также приоритет невербальных форм общения.
Наибольшее затруднение у опрашиваемых вызвал вопрос «Как Вы считаете, субкультуры необходимы как гарантия от культурной стагнации?» 34% затруднились ответить, 6% ответили «нет», 14% согласились, а 46% не уверены до конца.
Отвечая на вопрос «На что, по Вашему мнению, ориентированы субкультуры?» 55% отметили, что «на проведение досуга». Действительно для многих молодых людей субкультура - это определенная досуговая форма, которая дает им не только общение, но и позволяет проявить собственную самостоятельность, с интересом «убить время», освободиться от бытовых, семейных, профессиональных обязанностей, социальной регламентации, отработать социальные роли, компенсировать то, чего человек лишен в иных сферах жизнедеятельности. Не говоря уже о том, что многие субкультуры активно используют игровые элементы, столь популярные в молодежной среде.
Таким образом, молодежные субкультуры представляя собой особую сферу культуры, созданную молодыми людьми для самих себя и отличающуюся собственными ценностями, нормами, обычаями и представлениями, определяют стиль и образ жизни, а также мировосприятие их участников. Будучи явлением функциональным, они способствуют освоению молодыми людьми социальности, выступая в качестве альтернативной социализирующей инстанции. Субкультура становится сферой самореализации, самоидентификации и самоутверждения молодежи. Однако, по мере утверждения в обществе, приобретения социального статуса и отработки социальных ролей, их ценность нивелируется.
Список используемой литературы:
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, 2001.
2. Кон И.С. Молодежь // БСЭ. 3-е изд.
3. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
4. Молодежная культура и ценности будущего / Отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. - СПб., 2001.
5. Социология молодежи / под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
6. Социология молодежи: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. - М.: Норма, 2013.
7. Социология молодежи: Учебник / В.П. Бабинцев, Ю.В. Коврижных, Е.В. Реутов. - Белгород: КОНСТАНТА, 2008.