Гармаева Татьяна Иннокентьевна, Ph.D., преподаватель Сианьского нефтяного университета,
Сиань, КНР
СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ В СТОЛИЦАХ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
MODERN STUDENTS IN THE CAPITAL OF INNER ASIA REGION:
SOCIOCULTURAL ASPECT
Аннотация
В статье рассматривается социокультурное развитие современной студенческой молодежи в столицах Внутренней Азии, выступающей энергичной социальной силой, определяющей основной тренд развития внутриконтинентального азиатского сообщества в современных условиях трасграничья. Поэтому наиболее актуальным остается вопрос о том, что представляет собой современное студенчество и какая система ценностей является главным мотиватором социального действия, оказывая влияние на их потребности и интересы.
Ключевые слова: молодежь, студенчество, социокультурное развитие, образование.
Abstract
The article deals with the socio-cultural development of modern student in the capitals of Inner Asia as an energetic social force that determines the main trend of development of the continental Asian community in the modern conditions of the cross-border region. Therefore, the it becomes important to study the problems of youth and what system of values is the main motivator of social action, influencing their needs and interests.
Keywords: youth, students, socio-cultural environment, education.
Данная статья представляет собой попытку освещения основных трендов в социокультурном развитии студенческой молодежи во Внутренней Азии, в частности -России, Монголии и Китае - в переломный момент перехода к новым общественно-экономическим отношениям конца XX - начала XXI в. Создание единой картины позволяет также представить реальную ситуацию реформы образовательной системы в этих странах.
Ныне изучение проблем становления духовно-культурного мира студенческой молодежи имеет большое значение для всего общества в целом. Роль духовного фактора особенно возрастает в кризисных, экстремальных ситуациях, что явно проявилось на
247
рубеже ХХ-ХХ1 вв. Стойкие жизненные ориентиры - это необходимое условие социализации молодежи в сложном современном мире для выработки основ жизненной стратегии. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, попытка ускоренного «лифтового» статусного продвижения обусловливают культурную самореализацию молодого человека. Значимость социальных исследований для успешной реализации проектов и разного уровня поддержания целостности и единства общества актуализирует проблему ценностных установок, ориентации и культурных идеалов молодежи. Модернизационные процессы, быстрое внедрение в жизнь коммуникативного мышления остро ставят вопрос культурного самоопределения личности. В этих условиях становится важной идея формирования мировоззренческих позиций, духовной культуры студенчества [2, 83].
Изменения в системе ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поиск новых не могли не оказать влияния на личностное формирование и развитие молодежи. Данное влияние носит противоречивый, неоднозначный характер, о чем свидетельствуют результаты анкетного опроса, проведенного среди студенческой молодежи Монгольского государственного университета образования (Монголия), Педагогического университета Внутренней Монголии (АРВМ, КНР) и Бурятского государственного университета (Республика Бурятия, Россия).
Молодежь в настоящее время выступает одной из влиятельных демографических групп населения и ценнейшим человеческим ресурсом для культурного развития любого города и страны. Молодежь в состоянии мотивировать, задавать ориентиры во многих сферах жизнедеятельности общества [3, 48]. Студенческая молодежь - строители национального будущего, приспосабливающиеся к новой меняющейся среде, использующие знания новейших технологий. Социальные, политические, экономические и культурные процессы в России, Китае и Монголии рассматриваемого периода оказали существенное влияние на демографическую структуру населения стран: в России количество молодого населения сократилось, в Монголии — возросло. Молодежь Российской Федерации составляет незначительную долю от общей численности населения, причем регионы дифференцированы по демографическому составу. Между тем высокая доля молодых граждан в возрасте от 18 до 35 лет в численности населения Монголии — 38,5% — делает ее страной молодежи [8, 84].
Ставя задачу проследить основные тенденции изменений в социальном составе студенческой молодежи, но не проводить детальный анализ, проблема освещается в постановочном плане, предполагая дальнейшее исследование трансформации социальных ориентиров и проблем молодежи как основного носителя национальной культуры, обеспечивающей ее сохранение и воспроизводство.
Значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса, поддержания целостности и единства общества актуализирует проблему ценностных установок, ориентации и культурных идеалов молодежи. Перспективы развития страны во многом зависят от философской позиции личности. Модернизационные процессы, быстрое внедрение в жизнь коммуникативного 248
способа мышления особенно остро ставят вопрос культурного самоопределения человека. В этих условиях возрастает сложность воспитательной работы по формированию мировоззренческих позиций, духовной культуры.
В духовно-нравственной сфере можно выделить такие основные направления, как культура личности, воспитание, образование. Именно кризис в этих трех направлениях и влечет за собой духовно-нравственный кризис общества. Нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, учебных заведениях, в обществе могут привести к постепенной перестройке сознания.
Во всех трех регионах, по результатам исследования, современная молодежь в театры ходит «очень редко» или же «не ходит» вообще ввиду отсутствия свободного времени: занятость учебой, участие в олимпиадах по различным дисциплинам, также нехватка информации о репертуарах театра. Может показаться, что молодые люди, живущие в городе, вовсе не интересуются театральным искусством, ведь сейчас в мире столько всего интересного для них и без него: активный отдых, занятия спортом, кино, компьютерные игры и Интернет, путешествия и т. д. Но, несмотря на столь богатый выбор, молодежь все, же время от времени ходит на спектакли каждый месяц в Хух-Хото — 17% и раз в шесть месяцев в Улан-Баторе и Улан-Удэ — по 14% (подробнее: Гармаева Т. И., Шахаева А. А., Дашиева С. З., Митупов К. Б-М. Студенческая молодежь в социальном пространстве столиц Внутренней Азии / науч. ред. Н. В. Абаев, отв. ред. Е. Н. Палхаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. - 162 с.)
Более того, театр кажется для них менее привлекательным, чем многие другие виды развлечения (кинотеатры и музеи), более популярны социальные сети, кафе, клубы или же спортивные мероприятия. Во многом желание посещать театры связано с духовным развитием человека и его готовностью воспринимать именно этот жанр искусства, мировоззрением, кругом интересов, характером и т. д. Путей решения проблемы можно найти множество. Одним из препятствий является вопрос финансирования и отсутствие желания. Китайские студенты посещают музеи достаточно редко. Это можно объяснить тем, что большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Основными интересами студенческой молодежи являются, прежде всего, посещение информационных и развлекательных интернет-сайтов, компьютерные игры, а также встречи с друзьями. В результате опроса выяснилось, что раз в полгода респонденты посещают музеи. Чаще всего посещают с одногруппниками и сокурсниками. В то же время для подавляющего большинства студентов это поверхностный интерес, они не стараются углубляться в познание истории музея. Музей недостаточно формирует то досуговое поле, которое хотел бы видеть молодой посетитель. Студенты выбирают досуг: занятие спортом, концерты и фестивали, кафе и бары, кинотеатры, прогулки с друзьями, посещение сети Интернет. Музеи проигрывают другим культурным учреждениям и объектам досуга. И поэтому молодежь призывает музеи изменяться с целью увеличения влияния в области формирования человеческого потенциала.
Свободное время, являясь неотъемлемой частью жизни молодежи, которое тратится на образование, средства массовой информации, посещение культзаведений, чтение, общение
249
и т. д., способствует не только усвоению норм социального поведения, но и формируют ее. В связи с этим оно представляет собой ценность не только для самого человека, но и для общества в целом. По представленным данным посещение музее и парков в АРВМ КНР — 35% и Бурятии - 39%. В настоящее время Монголия находится на переходном этапе, к рыночным отношениям, в тоже время в обществе сохраняется и традиционное кочевое скотоводство. Все сильнее ощущается влияние глобализации, проникновение мировых тенденций развития, но ей противостоит подъем собственной национальной идентичности: возрождаются традиционные обычаи, общество возвращается к основам веры, это отмечают и монгольские студенты - 44%. Большинство студентов, независимо от пола и от страны, в которой они живут, удовлетворены жизнью. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенческая молодежь, живущая в разных культурах (Монголии, Китае и России), имеет как общие, так и специфические характеристики, связанные с культурой. К специфическим характеристикам можно отнести отличия в мировоззрении, в ценностно-смысловой сфере, в особенностях социальной ситуации развития.
В настоящее время активное внедрение техники в сферы культуры создает особый тип так называемой домашней культуры, составными элементами которого являются, помимо книг, видеоаппаратуры, радио, телевизор, персональный компьютер, ноутбук, смартфоны. Наряду с положительными чертами налицо и тенденция возрастающей духовной изоляции индивида. Коренным образом меняется система социализации общества в целом, существенно сокращается сфера межличностных отношений.
Проанализировав результаты установлено следующее. Чем старше студенты, тем серьезнее относятся они к организации своего свободного времени, и наоборот, чем младше студенты, тем более бесполезный у них досуг. Комплексный кризис, типичный для нынешних России и Монголии, коммерциализация общественных взаимоотношений, потребительская форма действия, культивируемая средствами массовой информации, воздействуют на ценностные ориентации студенческой молодежи.
На сегодняшний день досуг становится более обширной областью жизнедеятельности молодежи, где совершается реализация созидательного и духовного потенциала молодежи и сообщества в целом. Именно на юном этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы обусловливается и сам принцип организации и проведения своего времени — творческий или нетворческий.
Специфика современной молодежи связана с пониманием роли среды обитания в уровне комфортности жизнеустройства усиливается — его представители еще более мобильны (в силу развития техники и интернет-среды они растут в ситуации зримой доступности всего мира), а также для них характерна установка: «все — и работа, и обучение, и процесс потребления — может и по возможности должно носить развлекательный характер».
Ракурс рассмотрения городской среды меняется — уже не город создает нового
человека, а человек формирует новую городскую среду. В настоящее время существует множество способов делать это — участие в деятельности официальных структур, занимающихся обустройством городского пространства, формирование неформальных гражданских инициатив с проектными предложениями [1], наиболее простыми способами являются выбор / не выбор той или иной предлагаемой городским пространством социальной практики.
Духовно-нравственные устремления очень важны для молодежи, они способствуют их развитию в самостоятельных граждан, выступают одним из основных внутренних факторов социального развития. Это стремление — реальный процесс, у которого есть его собственная закономерность развития и стадии, обычно оно зависит от фактической социальной среды, в которой растет человек, а также субъективных факторов и социального поведения.
Большая часть опрошенных студентов хотела бы получать дополнительные знания в различных областях. Понятно, что к моменту окончания вуза у студента гораздо более развито самостоятельное мышление, увеличиваются его возможности в профессиональной сфере, что позволяет ему иначе оценить ситуацию на рынке труда и в образовании. Студенческая молодежь характеризуется более осознанным пониманием своих дальнейших действий. Студенты обладают большим опытом и социальным капиталом, круг их социальных контактов гораздо шире, а влияние со стороны родителей значительно сокращается, поскольку в этот период жизни самостоятельность индивида значительно вырастает. Одновременно меняется социальное окружение, существенным фактором профессиональной социализации становится университет.
Таким образом, можно заключить, что духовно-культурная ориентация молодежи является важнейшими фактором конструирования представлений о своем городе. Это касается полной мере жителей изучаемых городов. Типичные для них ценности уважения традиций, ценности духовности, зрелости и безопасности обусловливают их репрезентационную систему городской среды как удобной для жизни, обладающей национальным колоритом, культурным своеобразием, но в то же время не лишенной недостатков в плане экологической безопасности и перегруженности автотранспортом и людскими потоками.
Наиболее актуальными проблемами для современной молодежи всех трех стран, на наш взгляд, являются проблемы, связанные с духовно-нравственными установками. На фоне мировоззренческой неопределенности молодежив первую очередь отсутствия общих идеологических основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации). Все это происходит на фоне общей коммерциализации и негативного влияния СМИ, непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры,
251
снижение интереса молодежи к культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания [2, с. 99].
Указанные факторы, возникшие при переходе к рыночным отношениям, закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодежи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодежи (нарастание криминальных проявлений в молодежной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодежной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодежных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодежной среде.
К сожалению, общей тенденцией в студенческой среде является отход на второй план духовно-культурных ценностей. Все большее влияние на молодое поколение оказывает потребительская психология и культ материального успеха. Этому способствует «одноразовая культура» с «одноразовыми» фильмами, изменения отношениями к духовно-нравственным ценностям, принижение значения традиционного прошлого. Надо подчеркнуть, что это характерно для всего изучаемого массива студенчества трех сопредельных стран, в том числе и КНР. Хотя, казалось бы, коммунистическая идея в этой стране довлеет. Однако рыночные реалии изменения в социально-психологическом климате дают подобные результаты.
Таким образом, социокультурное развитие современной студенческой молодежи является одной из важнейших характеристик личности, центральным и доминирующим ее компонентом, определяющим относительно устойчивое избирательное отношение субъекта к окружающей действительности и оказывающим значительное влияние на выбор формы поведения, значительное влияние на которое оказывает сложившаяся ситуация в обществе в целом, тогда как усиление динамики социальных и экономических противоречий обостряет вопросы самоопределения молодежи.
Список литературы
1. Воропаева О. М. Досуговая деятельность как основа реализации программы формирования эстетической культуры студенческой молодежи // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 10(032). — С. 297, 301.
2. Гармаева Т. И., Шахаева А. А., Дашиева С. З., Митупов К. Б-М. Студенческая молодежь в социальном пространстве столиц Внутренней Азии : монография / науч. ред. Н. В. Абаев, отв. ред. Е. Н. Палхаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. - 162 с.
3. Гармаева Т. И., Шахаева А. А., Пэн Лин. Socio-cultural development of modern student's youth in the inner Asian capitals: to the problem of research (based on International research) // Socio-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). Volume 2, Issue II, June 2017. - Washington - С. 38 - 50.
4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — 2-е
изд., доп. и испр. — М., 2010. — 290 с.
5. Дубин Б. Группы, институты и массы: Культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 1998. — № 4. — С. 7-12.
6. Митупов К. Б.-М., Михалев А. В. Монголия в меняющейся Азии // Эксперт. — 2014. — № 38(915). — 15-21 сентября. — С. 56-58.
7. Современные Российско-Монгольские отношения: модели и сценарии : монография / отв. ред. В.А. Родионов. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. - 248 с.
8. Шахаева А. А., Гармаева Т. И. Социокультурное образовательное пространство трансграничных регионов России и Китая как форма выявления позиций национальных интересов // Современные исследования социальных проблем —2016. —№ 12 (68). — С. 83-93.