УДК 378.4 (571.54)
doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-66-70
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ВОСТОКЕ1
© Митупов Константин Бато-Мункич
доктор исторических наук, профессор, кафедра всеобщей и отечественной истории, директор Института Внутренней Азии Бурятского государственного университета Россия, 670000 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected] © Гармаева Татьяна Иннокентьевна
кандидат философских наук, заведующая лабораторией культурной антропологии и межкультурной коммуникации Института Внутренней Азии Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]
В статье анализируется необходимость принципиально новой модели университетского центра федерального уровня, ориентированного на комплексную разработку человеческого фактора и выявление механизмов внедрения экономических идей передовых стран азиатского региона. Сформулированная правительством России задача о переходе к новому технологическому укладу может быть реализована при активном участии Бурятского государственного университета в привлечении научных и технических кадров из стран Северо-Восточной Азии. Специфика региона как плацдарма России в сфере экономических международных контактов с азиатскими странами предопределяет миссию БГУ как проводника восточной политики России в странах Азии в области науки и образования, поскольку сложившаяся в начале XXI в. ситуация в области социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока требует пристального внимания к системе высшего образования. Геополитические интересы Российского государства остро нуждаются в подобного рода исследованиях, освещающих, кроме всего прочего, и место социально-экономического развития российского сегмента в региональном рынке Внутренней Азии.
Ключевые слова: Бурятский государственный университет, Республика Бурятия, высшая школа, образовательная политика, Внутренняя Азия, интеграционные процессы, образовательная безопасность, востоковедение.
BURYAT STATE UNIVERSITY AS A TOOL OF EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA IN THE EAST
Konstantin B.-M. Mitupov
DSc in History, Professor of the department of general and national history, Head of Inner Asia Institute, Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia Tatiana I. Garmaeva
PhDin Philosophy Head of Cultural Anthropology Laboratory, Inner Asia Institute, Buryat State University
6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article analyzes the need for a fundamentally new model of university center of the federal level, focused on a comprehensive development of the human factor and the identification of mechanisms for implementation of economic ideas of the advanced countries of the Asian region. Formulated by the Russian government the problem of transition to a new technological structure can be implemented with the active participation of the Buryat State University in attracting scientific and technical personnel from the countries of Northeast Asia. The specificity of the region as a springboard Russia in the sphere of the economic international contacts with Asian countries predetermines mission of BSU as a conductor of Russia's oriental policy in the Asian countries in the field of science and education, because situation in the early XXI century in the field of socioeconomic development of Siberia and Far East requires close attention to the system of higher education. The geopolitical interests of the Russian state greatly need this kind of research, covering the place of socioeconomic development of the Russian segment in the regional market of Inner Asia.
'Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 14—31—01299 «Социокультурное пространство столиц Внутренней Азии (на примере г. Улан-Удэ (Республика Бурятия РФ), г. Улан-Батор (Монголия), г. Хух-Хото (Автономный район Внутренняя Монголия КНР))»
К. Б.-М. Митупов, Т. И. Гармаева. БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ВОСТОКЕИ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ)_
Keywords: Buryat State University, Republic of Buryatia, higher school, educational policy, Inner Asia, integration processes, educational safety, oriental studies.
В современных сложных международных условиях Российское государство заинтересовано в тесном сотрудничестве с азиатскими странами. И в этом Бурятия как форпост России на востоке играет важную роль, представляя собой мост между культурными общностями Евразии, непосредственно контактируя с азиатскими драконами — Южная Корея, Сингапур, Гонконг, а также КНР, Монгол Улс. По своему потенциалу, географическим, общественно-экономическим, духовно-культурным, цивилизационно-геополитическим параметрам Республика Бурятия вполне конкурентоспособна с этими странами.
В связи с этим БГУ может стать одним из ведущих институтов внешней политики России, определяющим разработку крупных международных проектов в странах Внутренней Азии. Специфика региона как плацдарма России в сфере экономических международных контактов с азиатскими странами предопределяет миссию Университета как проводника восточной политики России в странах Азии в области науки и образования.
Бурятский государственный университет располагает научным потенциалом среди университетов Внутренней Азии. В университете сложились научные школы международного уровня в востоковедении, лингвистике, педагогике.
Можно смело констатировать, что Бурятский государственный университет входит в группу лидеров высшей школы Внутренней Азии, и по ряду направлений и специальностей это признано южными соседями — КНР, Монгол Улс, Южной Кореей и др.
Функционирует 9 докторских диссертационных советов, планируется открыть еще 6 советов. В настоящее время в университете работает около 1 тыс. преподавателей, из них 180 докторов и 600 кандидатов наук, индекс остепененности — 72,6 %, доля докторов наук, профессоров — 16,1 %, обучается 11 тыс. студентов, в том числе 120 иностранных студентов, более 450 аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов.
Имея в виду интегративные взаимоотношения с академическими институтами, в университете работает 65 научных сотрудников, из них 22 кандидата и 41 доктор наук. Они трудятся на 18 кафедрах, 6 научных лабораториях и 4 научно-образовательных центрах.
Бурятский государственный университет имеет долговременные соглашения в области науки, культуры и образования с научными и образовательными центрами более 15 зарубежных государств: Китая, Монголии, Республики Корея, Японии, Тайваня, Вьетнама, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, Финляндии, Норвегии, США.
БГУ входит в различные глобальные научные сети (Евразия Пасифик, Азия Нет Уорк), имеет опыт работы по крупным международным грантовым программам (например, TACIS). В 2005 г. университет вступил в международную сеть «Университеты Арктики», в 2006 г. — в сеть университетов UNINET.
Наиболее сильной стороной университета является сотрудничество с азиатскими странами. БГУ одним из первых в регионе установил рабочие связи и партнерские отношения с университетами, исследовательскими центрами, общественными организациями Китая. На сегодняшний день БГУ имеет 15 договоров с китайской стороной. В 2007 г. на базе БГУ создан Институт Конфуция. В 2014 г. открыт Институт короля Седжонга (Республика Корея). В этом смысле интеграция в образовательном пространстве Азии зачастую предполагает лидирующие позиции.
БГУ предлагает принципиально новую модель университетского центра федерального значения, ориентированного на Восток, на овладение опыта экономически развитых стран АТР.
В основе перспективного развития Сибири и Дальнего Востока Бурятский государственный университет занимает стратегическое положение на восточной границе России и СевероВосточной Азии. Страны данного региона на протяжении последних 25 лет демонстрируют высокие темпы экономического роста. В этой ситуации ведущий вуз российского сегмента
Внутренней Азии — Бурятский госуниверситет — открывает ворота в АТР, через которые идет активный обмен новыми идеями в инновационном развитии, овладение технологическими разработками. Сегодня БГУ имеет партнерские отношения с рядом ведущих научных центров КНР, Южной Кореи и Японии. Активно развивая востоковедное направление в БГУ, сформирована информационная база, на основе которой можно развивать стратегическое научно-техническое сотрудничество с этими странами. Ныне востоковедение является неким ключом к пониманию и освоению технологий внедрения в практику. Именно этот раздел знаний позволяет нам сформировать представления о наиболее перспективных научных разработках в КНР, Японии и Корее. Вложения в развитие востоковедения позволят в перспективе Бурятскому государственному университету стать «связующим звеном» между крупнейшими научно-образовательными центрами Сибири и бизнес-корпорациями Северо-Восточной Азии. Логика построения сети федеральных университетов Сибири предполагает завершение треугольного построения университетских центров в Красноярске, Якутске и Улан-Удэ.
Сформулированная правительством России задача о переходе к новому технологическому укладу может быть реализована при активном участии Бурятского государственного университета в привлечении научных и технических кадров из стран Северо-Восточной Азии. Для этого необходимо наметить «точки роста», в первую очередь в образовательном пространстве, которые при достаточном финансировании могут дать серьезный результат в инновационном развитии региона в стратегической перспективе. Ежегодно сотни студентов БГУ должны стажироваться в Китае, Корее и Японии — все это создаст фундамент для развития деловых партнерских отношений. В числе перспективных тем для исследования в сфере востоковедения нам видятся:
1) СТС социология технических разработок в регионе;
2) анализ и мониторинг развития образовательных систем в Северо-Восточной Азии;
3) развитие человеческого капитала в регионе и трудовая миграция;
4) история научно-технического развития стран Северо-Восточной Азии;
5) инновационная экономика региона.
В ближайшей перспективе, сделав направление «востоковедение» базовым, Бурятский госуниверситет имеет возможности (при соответствующей поддержке федерального центра) занять ключевое место в системе сетевых взаимодействий региона. В будущем планируется реализация совместных с вузами СВА исследовательских программ с перспективой вовлечения в данное взаимодействие крупнейших естественнонаучных центров Сибирского федерального округа.
Надо отметить, что нельзя не учитывать высокие темпы экономического развития азиатского соседа России — Монголии, которую американский исследователь А. Кемпи называет «азиатским волком». По ее словам, «она (Монголия) имеет реальные предпосылки усиления своего влияния в политике, экономике и внутренних отношениях в североазиатском регионе» [3]. При этом исследования А. Кемпи, как американского советника президента Монголии, позволяют с высокой степенью достоверности принимать утверждения ведущих мировых экспертов о готовности этой страны повторить путь Катара и Брунея, которые за короткий срок достигли высочайшего экономического уровня.
В связи с этим нельзя не отметить, что на сегодняшний день ученые БГУ занимают одно из ведущих мест в российско-монгольском сотрудничестве.
В последние 10 лет ученые университета ведут более 50 международных проектов, в частности:
• сравнительно-правовые исследования стран АТР, изучены основные институты правовых систем этих стран;
• анализ основных направлений внешней политики Монголии, ее участие в глобальных и региональных организациях; исследованы геоэкологические проблемы в горнодобывающих районах Монголии;
• закономерности развития межконфессиональных взаимоотношений в Центральной Азии;
К. Б.-М. Митупов, Т. И. Гармаева. БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ВОСТОКЕИ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ)_
• переведена и опубликована часть фундаментальных первоисточников по тибетской медицине;
• разработано и внедрено в клиническую практику более 40 лекарственных средств и биологически активных добавок;
• выявляются особенности психологической и физиологической адаптации детей монгольских народов в полиэтническом пространстве (Россия, Китай, Монголия).
Развитие биотехнологии и интегративной медицины, основанной на адаптации и гармонизации достижений современной классической европейской и традиционной восточной, является важнейшим направлением. В силу исторически сложившихся культурных связей с Тибетом именно в Бурятии сконцентрированы основные результаты исследований в области тибетской медицины. В стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2020 года отмечено: «Перспективным для региона является развитие биотехнологий с использованием природного сырья, особенно с учетом традиций этого направления в соседних странах. С целью проведения научных исследований с применением современных биотехнологий необходимо предусмотреть проведение комплекса мероприятий по модернизации материально-технической базы научных организаций и учреждений высшего профессионального образования» [3].
Немаловажным фактором развития научно-образовательной деятельности БГУ является озеро Байкал как жемчужина планеты, уникальное создание природы, содержащее 20 % мирового запаса пресной воды, центр притяжения всего человечества.
На основе вышеизложенного необходима принципиально новая модель университетского центра федерального уровня, ориентированного на комплексную разработку человеческого фактора и выявление механизмов внедрения экономических идей передовых стран азиатского региона. Геополитические интересы Российского государства остро нуждаются в подобного рода исследованиях, освещающих, кроме всего прочего, и место социально-экономического развития российского сегмента в региональном рынке Внутренней Азии.
Сложившаяся в начале XXI в. ситуация в области социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока требует пристального внимания к системе высшего образования. Наличие трех федеральных университетов (в Красноярске, Якутске и Владивостоке) не снимает острой нехватки крупных исследовательских университетских центров. Это обусловлено масштабными расстояниями между федеральными университетами, а также устойчиво возрастающей тенденцией к молодежной образовательной миграции, направленной на университеты КНР, Южной Кореи и Монголии. В результате этого регион Восточной Сибири несет существенные потери в высококвалифицированных кадрах. Кроме того, финансирование вузов КНР и Южной Кореи в десятки раз превышает бюджеты университетов Дальнего Востока и Забайкалья. Одновременно особое внимание в Китае уделяется привлечению иностранных студентов, чему способствуют экономические успехи страны. Число иностранных студентов в Китае растет ежегодно. Так, по итогам 2011 г. количество иностранных студентов превысило 290 тыс. человек [4]. Китайское правительство надеется довести численность иностранных студентов до 500 тыс. человек к 2020 г. [5].
Так, к примеру, г. Хух-Хото — столица Автономного района Внутренняя Монголия — является административным, политическим, культурным и экономическим центром. В городе насчитывается 24 университета и института, из них 7 по подготовке бакалавров (1. Университет Внутренней Монголии 2. Технологический университет Внутренней Монголии. 3. Сельскохозяйственный университет Внутренней Монголии. 4. Педагогический университет Внутренней Монголии. 5. Медицинский университет Внутренней Монголии. 6. Университет финансов Внутренней Монголии. 7. Национальный институт г. Хух-Хото), выпускают специалистов по разным видам профессиональной подготовки. Годовой объем финансовых инвестиций в развитие науки в 2013 г. составил 93,96 млн юаней [$ 15,7 млн]. В 2013 г. количество поступивших в колледжи и университеты составило 67 тыс. человек, выпускников — 63 тыс. человек [6].
Учебные заведения ведут подготовку специалистов широкого профиля и принимают на обучение иностранных студентов, в том числе и по различным стипендиальным программам
Правительства КНР в рамках реализации национальных проектов по повышению качества и распространению китайского образования в мире. В большинстве своем это студенты из Кореи, Монголии, США, Японии, как получающие стипендию Правительства КНР, покрывающую затраты на обучение, учебные материалы, медицинскую страховку, проживание, выплату ежемесячной стипендии, так и обучающиеся за свой счет. В целях популяризации университетского образования китайское правительство выделило из бюджета 500 млн юаней на обеспечение иностранных студентов [5].
Наряду с ростом численности иностранных студентов во Внутренней Монголии меняются и предпочтения в образовательных программах. В настоящее время велика доля тех, кто не только изучает китайский язык, но и получает бакалаврские, магистерские и докторские степени. По статистическим данным, в 2010 г. 40% иностранных студентов обучались по бакалаврской и магистерской программам, а 60% обучались по другим программам и курсам [6].
Все это ведет к активному развитию высшей школы КНР, к расширению возможностей для приглашения ведущих специалистов мирового уровня, расширяет доступ к мировым информационным базам данных. Интеграция в азиатское образовательное пространство позволит Бурятскому государственному университету качественно улучшить подготовку высококвалифицированных специалистов в области истории, филологии, культуры, восточной медицины и позволит России активно влиять на международную ситуацию, складывающуюся в АТР, используя колоссальный потенциал Байкальского региона.
Литература
1. Гармаева Т. И. Место и роль высших учебных заведений Внутренней Монголии в развитии Северного Китая / / Вестник Бурятского государственного университета «Гуманитарные исследования Внутренней Азии». — 2014. — № 2. — С. 72—76.
2. Дудин П. Н.., Митупов К. Б.-М. Геополитические факторы становления монгольской государственности во Внутренней Азии // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Вып. 7. — С. 12-16.
3. Митупов К. Б.-М., Михалев А. В. Монголия в меняющейся Азии // Эксперт. 15-21 сентября. — 2014. — № 38(915). — С. 56-58.
4. Zhongguo xinwen wang. URL: http://www.chinanews.com/edu/2012/02-28/3702989.shtml
5. Studty in China. URL: http://www.csc.edu.cn/Laihua/newsdetailen. aspx?cid=122&id=902
6. Официальное бюро статистики г. Хух-Хото, отчет от 09.04.2014г. URL: http://www.huhhot.gov. cn/hhhttjj/show_news.asp?id=1066
7. Кессиди Ф. К. Глобализация и культурная идентичность / / Вопр. философии.— 2003. — № 1. — С. 76-79.
References
1. Garmayeva T.I. Mesto i rol vysshikh uchebnykh zavedeny Vnutrenney Mongolii v razvitii Severnogo Kitaya [Place and role of higher education institutions in the development of Inner Mongolia, North China]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta «Gumanitarnye issledovaniya Vnutrenney Azii» - Bulletin of the Buryat State University "Humanitarian Research of Inner Asia". 2014. No.2. Pp. 72-76.
2. Dudin P. N., Mitupov K. B.-M. Geopoliticheskiye faktory stanovleniya mongolskoy gosudarstvennosti vo Vnutrenney Azii [Geopolitical factors of formation of Mongolian statehood in Inner Asia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Buryat State University. 2014. Vyp. 7/2014. Pp. 12-16.
3. Tsit. po: Mitupov K. B.-M., Mikhalev A.V. Mongoliya v menyayushcheysya Azii [Mongolia in a changing Asia]. Ekspert — Expert, 2014. No.38(915). Pp. 56-58.
4. Zhongguo xinwen wang (China News Network) Available at: http://www.chinanews.com/ edu/2012/02-28/3702989.shtml
5. Studty in China. Available at: http://www.csc.edu.cn/Laihua/newsdetailen. aspx?cid=122&id=902
6. Ofitsialnoye byuro statistiki g. Khukh-Khoto (Official Statistics Bureau of Hohhot, otchet ot 09.04.2014g.) Available at: http://www.huhhot.gov.cn/hhhttjjshow_news.asp?id=1066
7. Kessidi F.K. Globalizatsiya i kulturnaya identichnost [Globalization and Cultural Identity]. Voprosi filosofii - Questions of philosophy, 2003. No.1. Pp. 76-79.