зтносоциология и социология культуры
(ETHNo & CULTURAL SOCIOLOGY)
Б01: 10.12731/2218-7405-2015-10-48 УДК 378(091)(571.54)
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РЕГИОНАХ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. УЛАН-УДЭ (РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ, РОССИЯ) И Г. ХУХ-ХОТО (АВТОНОМНЫЙ РАЙОН ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ, КНР))
Гармаева Т.И., Шахаева А.А.
В статье освещаются некоторые аспекты становления и формирования педагогической высшей школы в Республике Бурятия и Автономном районе Внутренняя Монголия. Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена важностью осмысления перемен, происходящих в XX веке в образовательных системах, и ее влияния на современные процессы, необходимостью анализа и выявления причин трансформационных процессов, происходящих в системе образования, что невозможно без учета опыта прошлого поколения. Методологической основой исследования является исторический метод, а также системный и структурно-функциональный анализ. Результаты данного исследования позволят выявить особенности развития и становления педагогической высшей школы с учетом исторического развития и национального колорита регионов Внутренней Азии, и имеют непосредственное отношение к одной из самых острых, актуальных проблем современности, а именно - к проблеме культурной, информационной и образовательной безопасности. Полученные результаты могут быть использованы в работе органов государственной власти, занимающихся разработкой государственной политики в области образования, при чтении курсов, спецсеминаров по педагогике и истории педагогики для студентов и специалистов гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: Внутренняя Азия; Республика Бурятия; Автономный район Внутренняя Монголия; Бурятский государственный университет; Педагогический университет Внутренней Монголии; высшая школа; история становления высшего педагогического образования; образовательная безопасность; востоковедение.
SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF FORMATION HIGH PEDAGOGICAL SCHOOL IN THE INNER ASIA REGIONS (EXAMPLE OF ULAN-UDE (BURYATIA, RUSSIA) AND HOHHOT (INNER MONGOLIA AUTONOMOUS REGION, CHINA))
Garmaeva T.I., Shakhaeva A.A.
The article is devoted to the some aspects of formation of the pedagogical higher school in Republic of Buryatia and Inner Mongolia Autonomous region. The importance of research is obvious, because it is necessary to comprehend the changes happening in the XX century in educational systems and its influences on modern processes, to analyze and establish the reasons of the transformational processes happening in an education system that is impossible without experience gained from previous generation. Methodological basis of the research is the historical method, and also systematic and structural-functional analysis. Results of the study let us to reveal features of development andformation of the pedagogical higher school of Internal Asia considering their history and national color and also have a direct relation to one of the most actual problem of cultural, information and educational security. The obtained results can be used in the work of public authorities involved in the development of public policy in the field of education, in reading of the lecture course, special seminars on pedagogy and history of education for the students and specialists of humanities.
Keywords: Inner Asia; Republic of Buryatia; Inner Mongolia Autonomous Region; Buryat State University; Inner Mongolia Normal University; higher school; formation high pedagogical school history; educational safety; oriental studies.
Конкуренция ценностей и моделей государственного, социально-экономического и общественного развития - один из ключевых трендов начала нового тысячелетия, который невозможен без опережающего развития человеческого потенциала, являющегося основой формирования новой экономики знаний. Только развитая система образования, которая отвечает
требованиям инновационной экономики, и интегрированная в международное научное и образовательное пространство, способно стать одним из важнейших конкурентных преимуществ современных держав [3, с. 36].
Высшее образование является одной из важных составляющих социально-экономической характеристики каждого региона, и в целом, страны. Уровень подготовки высококвалифицированных специалистов, способных отвечать на вызовы времени и эффективно решать ключевые задачи, определяет, в конечном итоге, эффективность социально-экономического развития любого региона. Подготовка высококвалифицированных кадров на месте без необходимости выезда в другой регион гарантирует стабильное функционирование стратегически важных предприятий региона.
Геополитические интересы России остро нуждаются в исследованиях социально-экономического развития Внутренней Азии, где особо важное значение и пристальное внимание уделяется системе высшего образования. Результаты данных исследований позволят выявить особенности развития и становления педагогической высшей школы с учетом исторического развития и национального колорита регионов Внутренней Азии, и имеют непосредственное отношение к одной из самых острых, актуальных проблем современности, а именно - к проблеме культурной, информационной и образовательной безопасности.
Выбор рассматриваемых высших учебных заведений - Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) и Педагогического университета Внутренней Монголии (г. Хух-Хото, Автономный район Внутренняя Монголия) не случаен. В сложных современных международных условиях Россия заинтересована в более тесном сотрудничестве с азиатскими странами. И в этом Республика Бурятия как форпост России на востоке играет важную роль, представляя собой мост между культурными общностями Евразии [5, с. 67]. В этом же контексте актуальным представляется интерес и к Китаю, находящегося в центре Евразийского материка и обладающего важным геополитическим расположением, где особое место занимает Автономный район Внутренняя Монголия [2, с. 73], граничащий с Монголией и Россией, и активно участвующий в региональном развитии Северного Китая, в целом.
Трансформационные и интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, несомненно, влияют на изменения, происходящие и в системе образования, в том числе распространение национальных культурных ценностей и образование новых социальных институтов, анализ и интерпретация которых невозможен без учета опыта предыдущих поколений. В связи с этим, авторы ставят целью данной работы рассмотрение некоторых аспектов процесса становления высшей педагогической школы в рассматриваемых регионах, являющихся
национальными районами государств компактного проживания этнических групп (буряты и монголы соответственно), обусловленных рядом сходных характеристик, таких как историческое прошлое, духовно-культурные ценности, главным образом основанные на буддийской составляющей, и характеризующихся устойчиво возрастающей тенденцией к молодежной образовательной миграции и академической мобильности. Также расположение столиц Республики Бурятия и Автономного района Внутренняя Монголия, г. Улан-Удэ и г. Хух-Хото, на Великом чайном пути не могло не отразиться на схожих тенденциях формирования определенного социокультурного пространства рассматриваемых регионов.
Начало XX века характеризовалось глубокими реформами и потрясениями в социальной и политической жизни многих стран. Октябрьская революция в России, Синьхайская революция в Китае и т.п. кардинально изменили ход мировой истории.
В Советском Союзе в первой половине XX века идут процессы по строительству нового социалистического общества: коллективизация, ликвидация безграмотности и др., которые немыслимы без подъема культурного уровня трудящихся масс. «Состоявшийся в 1930 г. XVI съезд ВКП(б) отметил, что темпы развертывания культурного строительства в стране еще совершенно недостаточны и отстают от темпа хозяйственного строительства и что это дело упирается в проблему подготовки кадров высшей квалификации из рабочих и колхозников. Эта проблема была особенно острой в условиях экономически и культурно отсталой Бурятии» [7, с. 23]. Новый Китай, после образования Китайской народной республики (1949 г.) также консолидирует все силы на хозяйственное и культурное строительство нового общества.
Образование и становление высших учебных заведений в рассматриваемых регионах было предопределено социальными и экономическими преобразованиями в обществе того периода - в регионах стояла острая необходимость в кадрах, способных обучать коренных жителей элементарной грамоте и распространять идеи коммунизма. Для решения данной проблемы в г. Верхнеудинск (столица Бурят-Монгольской АССР (1932 г.)) и г. Улан-Хото (столица АРВМ (1952 г.)) были отправлены М.П. Хабаев и Цзо Чжи, специалисты для образования высшего учебного заведения, с целью подготовки кадрового потенциала региона. М.П. Хабаев и Цзо Цжи вошли в историю своих регионов как руководители первых высших учебных заведений.
В период становления высшей школы, в ней видели источник знаний, культуры, цивилизации, и считали источником духовного возрождения народа. Бурят-Монгольский агропедагоги-ческий институт стал первым высшим педагогическим учебным заведением в национальных районах Сибири и Дальнего Востока, а педагогический институт Внутренней Монголии первым пединститутом, открытым в районе компактного проживания национальных меньшинств в Китае.
В 1924 году в Верхнеудинске были открыты первые в истории Бурятии средние специальные учебные зевеуония - руовкий и брроивиий пгдтгкгические нохсиксмы. И гсгкру первой пятилетки к Буроб-и было рже 1У яебииоумов, в том числе четыре педагогических [6, с. 23]. Развитие региона троСтваунвогсокнякбквфициробаннбге кбдры, гюдгнтдзка оотррыт ик тот морене кбуществлялась в крупных культурных центрах страны. В 20-е годы при педагогических факультетах в бузаб бтркбы открываюсск отдекетоя дтяподгооооки специалигоке ив сргды коренных саоадсв о, кок в СяКУ содд а Иркутскрт гиидбpттуотв при ^^д!Эц0^г,][тч(.;с;1со]У1 кН^^^.^от^^'у^ быки оукрр1тр бнpяк-мoигoльcрoe отдилешны нты! пoдскткври cпoцпoцxaцрр из среыы корег^ых народов гурят-Монгольской АССР.
В году Бурят-Монгольское отделение во главе с заведующим М.П. Хабаевым было переведено в в УиaуoУбы и стали еициеусбы-пгдaгоcиoгскто[ oгннеoж иoeуcк Бypяк-Mбиoблa-ского aгвOIыувгoы[дыекыoo инcoикoтa[ HгкOируимр укдгoиo0) ото на быт нгдиoд ерeмлни пв-дагогиубcкиe вуи1х- ^1х1.ли о cнузaтриacоиым иии г цсдocкoиoгятекaгoнзш ддк;.1аон^]И1 к рсязи cлггрcбтгIaвндгy новой нркгpaмлы ыоциалистического строительства по всем направлениям народного хозяйства и культуры. Таким образом, 10 февраля 1932 года в Бурят-Монгольской ACЛУ было открыто первое высшее учебное заведение, где было четыре отделения: физико-математичеетое, остеоросиног, ликеoнроpнo-лингвиcрИдгевoд у oбщггтвoхид-гкoнoмичecкoe. Осенью 1тьт года т инскисик щгишло Мб иеpвокнpснхркс иыпз риcдв oылyoкиикбo оседано школ, ксxииoлмлр и pсббPOющдx yнитглкнI иодтвляю1цос числя тотояви имггю нгкИходиг моео сргсшсео кOиoooвнoФя» га ыс ОДо Oбоб—oвaдиеннекибyтa послижило искоим тно1[кон для KH[витиo региона, постепенно начал исчезать дефицит педагогических кадров в районах республики, а также высококвалифицированных кадров на предприятиях. В 1995 нощу ни скзе Бурятского госудырсовелкого педaoрcдлccрocoинcтитyтв и (тиои^л^ Hoвocпяиpгуoрр yииы9рe ситета в в Улан-Уцг с^гдан БypяocяxH зocрдрoервeииый рнаваксиоео.
В 1ы°д году п^^.пе ятaнoвлcннн KитатядрX игрокной огспн6лнкг о рбйоне HдИюaco (ТоРР^б) дыло дао пeоaрнркчгcкy лыигцщр (квнyтилищс и жениное иcдyчxлoщe)] который нохкдились ы еopoдe Ор обпо19 ]НТ) [8, с. 302]. Народное правительство, понимая значимость педагогической профессии, окбзывало всяческую поддержку в подготовке учителей, так в 1952 году были организованы кранкoвpeмcинeIe пядкгoнносcкиe рyoгЫI иoгтс 9oкнльтия ррбкт0[х, рaштcрники пополняя— рв:ув1 тaKяyиx со шлooаиaи рчнтeлгй. ^лe--;y^':1г oрмгоибЬ) чро до кHу-Laoьзиия нооого Китая кыгших yлcКныи звaбдeнбй ^сс Bиyтoeинeй Моигокио иг быдo.
19 Гу]дту^ (еe(Cac - название порода Xyx—Хотб вТп^И^ А, ОАРВМ, ЫЯНРЯ до 04 м^ Г9ИД гo.)]a. Ниовас снск cлoчaннoкн инпеткыо ыиoюглифюн нс—носиУ д0ъeyинившиxcн иoдeдниx ^c]^]сr—oв ^ ториотнид гоидда Tyйтya (НрД^^ ®) ивоенносн горн—[поно Умйюaн]ы (ТеРысac водинбольшойгород.
В июле 1951 года народное правительство автономии поручило опытному руководителю, активному участнику революционных событий и грамотному педагогу Цзо Чжи возглавить строительство первого высшего учебного заведения Внутренней Монголии - педагогического института и назначило его директором. Пришлось преодолеть много трудностей, но Цзо Чжи набрал себе в штат учителей из средних школ и 116 студентов из городков Тунляо и Хайлар [10]. На момент образования в пединституте было всего четыре специальности - филология, математика, биохимия и история. 5 мая 1952 года в г. Улан-Хото был основан педагогический институт Внутренней Монголии, таким образом, была заложена дальнейшая база для развития высшего педагогического образования во Внутренней Монголии.
В 1954 году, вслед за переносом административного центра из г. Улан-Хото в г. Хух-Хото пединститут также был перенесен в центр и вобрал в себя находящиеся там педагогические училища. Как считают китайские исследователи «После того как г. Хух-Хото в 1954 году стал административным центром АРВМ, происходит стремительное развитие высшего образования в регионе и к 1985 году количество высших и средне-специальных учебных заведений достигло 15, а университетов для взрослых - 6» [9, с. 486].
В 1984 году Педагогический институт Внутренней Монголии был переименован в Педагогический университет Внутренней Монголии, который явился первым университетом в Китае, открытым в районе компактного проживания национальных меньшинств.
Педагогический институт всегда являлся научно-методическим и общекультурным центром региона и, именно педагогический институт стал проводником культуры и просвещения во вновь образовавшихся Бурят-Монгольской АССР и Автономном районе Внутренняя Монголия. Социально-экономическое положение в рассматриваемых регионах Внутренней Азии тождественно обусловили открытие педагогического ВУЗа для подготовки специалистов, в которых на тот момент нуждался регион.
Таким образом, проведенное исследование не только выявляет сходные тенденции в истории становления высшего педагогического образования в Республике Бурятия и Автономном районе Внутренняя Монголия, но и способствует, с учетом прошлого опыта, более глубокому осмыслению современных процессов модернизации и интернационализации, происходящих в системе высшего образования, возможности интегрироваться в мировое образовательное пространство, где ВУЗ выступает в качестве социокультурного института, способствующего, как известно, удовлетворению потребностей и интересов личности в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 14-31-01299 «Социокультурное пространство столиц Внутренней Азии (на примере г. Улан-Удэ (Республика Бурятия РФ), г. Улан-Батор (Монголия), г. Хух-Хото (Автономный район Внутренняя Монголия КНР))».
Список литературы
1. Бальхаева И.Х. Формирование кадрового потенциала республики вузами Бурятии (19321996) / И.Х. Бальхаева. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. 172 с.
2. Гармаева Т.И. Место и роль высших учебных заведений Внутренней Монголии в развитии Северного Китая // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. № 2. С. 7276.
3. Гармаева Т.И. Некоторые аспекты трансформационных процессов в образовательной политике Китая (на примере Автономного района Внутренняя Монголия) // Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин: мат-лы межвуз. науч.-метод. семинара (Улан-Удэ, 24 апреля 2015 г.). - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. С. 35-42.
4. Калмыков С.В. Организация и становление университета в переходный период / С.В. Калмыков. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. 412 с.
5. Митупов К.Б-М., Гармаева Т.И. Бурятский государственный университет как инструмент образовательной политики России на Востоке // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. История. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. Вып. 7. С. 66-70.
6. Осинский И.И. Альма Матер / И.И. Осинский. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1999. 642 с.
7. Хабаев М.П. Очерки истории формирования высшего педагогического образорания в Бурятии / М.П. Хабуев. -Улан-Удн: Иудательство Бяротского ггсунуверситета, зу)12. р0 с.
8. униосгдуу. евтлУ. - унсиоо- Фьзунсиоосс^гшуум^тт. зивл.но-аа.
Ни/еИасйе вЫНи. -2)1 Но - НЖеЬиС: 20бП-§РПК НикеКа^взЫ БуеЫа-лziliao Рсен-Т! Ьаг^ое^Ы, 19ЛС. 403 р.
с. иееаУ. УНИОБтРГС (-Р . - УНИООБ йШНЛГесаМ±, 199Д. 840 та. 9лУтёзСи.
НикеИасУс вЫ..^ (х1 a).-Huhehaote:Neimenggurenming chubanshe,1999. 8ЛУ д 10.1951^0: [=з уТи ЕМЛШге^ЙЛШ^/ йШНМтГУРСтШ [УН( ИОУсС]. 1951
nian: Zizhiqu zhengfu renming Zuo Zhi wei Shouren yuanzhang / Neimenggu shifan daxue xinw-
enwang [Huhehaoteshi], 18.11.2014. URL: http://news.imnu.edu.cn/n96c18.jsp (дата обращения 12.10.2015).
References
1. Bal'khaeva I.Kh. Formirovanie kadrovogopotentsiala respubliki vuzami Buryatii (1932-1996). -Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2001. 172 p.
2. Garmaeva T.I. Mesto i rol' vysshikh uchebnykh zavedeniy Vnutrenney Mongolii v razvitii Sever-nogo Kitaya / Vestnik Buryatskogo gosuniversiteta. Ser. Gumanitarnye issledovaniya Vnutrenney Azii. - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2014. no. 2. Pp. 72-76.
3. Garmaeva T.I. Nekotorye aspekty transformatsionnykh protsessov v obrazovatel'noy politike Kitaya (naprimere Avtonomnogo rayona VnutrennyayaMongoliya) / Teoriya i praktika prepoda-vaniya vostokovednykh distsiplin: mat-ly mezhvuz. nauch.-metod. seminara (Ulan-Ude, 24 apre-lya 2015 g.). - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2015. Pp. 35-42.
4. Kalmykov S. V. Organizatsiya i stanovlenie universiteta v perekhodnyy period. - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2005. 412 p.
5. Mitupov K.B-M., Garmaeva T.I. Buryatskiy gosudarstvennyy universitet kak instrument obrazovatel'noypolitiki Rossii na Vostoke / Vestnik Buryatskogo gosuniversiteta. Ser. Istoriya. -Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2015. no. 7. Pp. 66-70.
6. Osinskiy I.I. Al'ma Mater. Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 1999. 642 p.
7. Khabaev M.P. Ocherki istorii formirovaniya vysshego peda-gogicheskogo obrazovaniya v Buryatii. - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2012. 90 p.
8. Huhehaote shiliao. Di liu ji. - Hohhot: Zhonggong Huhehaoteshi weidangshi ziliao zhengji ban-gongshi, 1985. 403 p.
9. Li Yingzhu. Huhehaote shizhi (xia). - Hohhot: Neimenggu renming chubanshe, 1999. 840 p.
10. 1951 nian: Zizhiqu zhengfu renming Zuo Zhi wei Shouren yuanzhang / Neimenggu shifan daxue xinwenwang [Huhehaoteshi], 18.11.2014. URL: http://news.imnu.edu.cn/n96c18.jsp (data ob-rashcheniya 12.10.2015).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Гармаева Татьяна Иннокентьевна, кандидат философских наук, Ph.D., заведующий ла-
бораторией культурной антропологии и межкультурной коммуникации Института Внутренней Азии
Бурятский государственный университет
ул. Ранжурова 4, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 670000, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX 3492-0394
Шахаева Александра Альбертовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Филологии стран Дальнего Востока Восточного института Бурятский государственный университет
ул. Ранжурова 4, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, 670000, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1632-8580
DATA ABOUT THE AUTHORS
Garmaeva Tatiana Innokentievna, Candidate of Philosophy, Ph.D., the Head of Cultural Anthropology and Intercultural Communication Department, Inner Asia Institute Buryat State University
Ranzhurov Street, 4, Republic of Buryatia, 670000, Russia e-mail: [email protected]
Shakhaeva Aleksandra Albertovna, Candidate of Philology, Senior Lecture of Philology of Far East Countries Department, Oriental Studies Institute
Buryat State University
Ranzhurov Street, 4, Republic of Buryatia, 670000, Russia e-mail: [email protected]