СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА
MODERN MEANS OF VISUALIZATION OF EDUCATIONAL CONTENT
ПОЛУЧЕНО 11.09.2023 ОДОБРЕНО 15.09.2023 ОПУБЛИКОВАНО 25.10.2023 УДК 372.8 DOI 10.12737/2305-7807-2023-12-5-5-11
СВИСТУНОВ в.м.
Доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
SVISTUNOV V.M.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Human Resource Management, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
щ/
МОЗГОВОЙ А.И.
Канд. экономических наук, доцент департамента экономики и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва
MOZGOVOY A.I.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Moscow City University, Moscow
e-mail: [email protected]
ЛОБАЧЕВ В.В.
Канд. экономических наук, доцент кафедры международного производственного бизнеса ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
LOBACHEV V.V.
Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of International Manufacturing Business, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
ГОЛЫШКОВА И.Н.
Старший преподаватель кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
GOLYSHKOVA I.N.
Senior lecturer, Department of International Manufacturing Business, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрываются проблемы организации учебного процесса на основе применения одного из важнейших принципов дидактики — визуализации (наглядного представления материала). Потенциал практического применения данного принципа в системе образования наиболее ярко отражается на качестве обучения и развития навыков у обучающихся. В статье осуществлен анализ и проведена классификация различных типов визуализации, используемых в образовательном процессе. Отмечены основные психолого-педагогические особенности и сформулированы практические рекомендации по использованию наглядных средств и методов обучения на примере таких важных интегративных предметов, как обществознание и экономика. Научно-практическую ценность данное исследование имеет для подготовки будущих учителей в педагогических вузах России, а также для начинающих педагогов системы высшего и дополнительного образования, специализирующихся на преподавании предметов из цикла социально-экономических дисциплин.
Ключевые слова: дидактика, педагогика, наглядность, наглядные средства обучения, наглядные методы обучения, методика обучения и воспитания, общеобразовательная организация.
Abstract
The article reveals the problems of organizing the educational process based on the application of one of the most important principles of didactics — visualization (visual presentation of the material). The potential of practical application of this principle in the education system is most clearly reflected in the quality of training and skills development of students. The paper classifies and analyzes various types of visualization used in the educational process. The authors noted the main psychological and pedagogical features and formulated practical recommendations on the use of visual aids and teaching methods on the example of such important integrative subjects as social studies and economics. This research is of scientific and practical value for the training of future teachers in pedagogical universities of Russia, as well as for beginning teachers of higher and additional education, specializing in teaching subjects from the cycle of socio-economic disciplines.
Keywords: didactics, pedagogy, visibility, visual means of teaching, visual methods of teaching, methods of teaching and upbringing, educational organization.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из актуальных и эффективных трендов современного этапа развития общества является цифровизация различных сфер общественной жизни, включая процессы функционирования экономики. Эти тенденции повышают значимость актуальной информации, придавая особую ценность используемым данным. В полной мере это относится и к системе образования. Особую важность сегодня приобретает профессиональная компетенция педагога, связанная с умением работать с разнообразной информацией, включая функции анализа, систематизации и генерации новых данных на основе полученных результатов. Это позволяет формировать у обучающихся новые знания и умения работать с современными информационными и программными продуктами, развивать у них представления о процессах развития природы, общества и жизни человека в нем. Эти навыки приобретают первостепенную роль в процессе обучения и институциональную ценность в современном обществе [3]. Модернизация образования в России способствует формированию, развитию и управлению интеллектуальным потенциалом подрастающего поколения.
На разных уровнях образования обучающиеся сталкиваются с различными интегративными предметами (дисциплинами), имеющими сложный межпредметный (метапред-метный) характер.
Например, в сфере основного общего образования особым интегративным предметом является обществознание, где пересекаются межпредметные знания и умения, формируемые при изучении цикла социально-гуманитарных наук, включая историю, социологию, этику, экономическую теорию, философию, социологию, политологию, правоведение и культурологию. В старших классах многих общеобразовательных организаций отдельным предметом дополнительно изучается курс экономики, включающий также ряд важных областей знания.
В курсе обществознания специальный раздел (блок), посвященный экономике, является весьма насыщенным набором различных базовых категорий (понятий), включая финансовые институты, доход, производство, рынок, спрос и предложение, экономическая система, постоянные затраты, переменные затраты, ценные бумаги, мировая экономика, валовой внутренний продукт, банковская система, налоги, федеральный бюджет, рациональное поведение потребителя, собственника, работника, экономический рост, рынок труда, безработица, инфляция, государственное регулирование.
Столь большой объем информации, данных, категорий, зависимостей, обязательный для освоения школьником, ставит перед педагогом задачу быть постоянно в состоянии творческого поиска актуальных, оптимальных способов построения процесса обучения, выбора эффективных методов обучения, совмещения различных образовательных методик, приемов и практик. И здесь стоит отметить важнейшую роль методики преподавания и дидактики — области научных знаний, целью которых является определение объема, струк-
туры и содержания образования на основе анализа проблем обучения с учетом закономерности освоения материала, формирования знаний, умений и навыков, становления базисных мировоззренческих убеждений у обучающихся.
Современный педагогический работник, нацеленный на повышение качества обучения и эффективности образовательного процесса, стремится выбирать тот или иной метод обучения, сочетать различные образовательные приемы и технологии, опираясь на особенности восприятия обучающимися учебного материала. Различают четыре способа восприятия обучающимися учебно-информационного материала: визуальный, аудиальный, кинестетический и дискретный. Знание специфики работы каждого способа помогает педагогу влиять на качество освоения учебного материала обучающимися. Это подчеркивает важность уже на этапе планирования учебного занятия учитывать не только вербально доносимую информацию.
На помощь решению данной проблемы приходит один из принципов дидактики — наглядность (учебного материала, информации и используемых данных). Наиболее ярко потребность в наглядности как средства обучения выражается именно у школьников, особенно эти средства обучения необходимы им в период изучения сложных для их возраста предметов, например, при изучении обществознания и экономики (в период основной школы). Поэтому эти предметы общеобразовательных организаций и легли в основу данного научного исследования.
Отметим, что современный федеральный образовательный стандарт в области основного общего образования содержит положение о том, что важно использовать наглядные пособия и средства обучения в учебном процессе. Внимание к таким средствам обучения обусловлено тем, что с их помощью можно воздействовать на индивидуальные процессы усвоения знаний, преподносить учебный материал, информацию поступательно, поэтапно, показывая динамику развития знаний и исторических явлений.
В современной общеобразовательной организации требуется постоянно расширять области практического применения наглядных методов обучения. В высшем учебном заведении происходит не только усложнение, но и расширение функций и возможностей использования учебно-наглядного и аудиовизуального материала, увеличивается его видовое разнообразие. Вышеперечисленное характеризует актуальную проблему для педагогических работников, требуя от них не столько понимания, сколько активного использования методов визуализации в учебном процессе, так как преподнесение учащимся материала с их помощью позволяет более успешно решать такие педагогические задачи, как повышение темпа обучения без снижения его качества, использование и укрепление слухового и зрительного восприятия учебного материала, более глубокое понимание структурно-логических связей, выявление прямой взаимозависимости между наукой (знаниями) и окружающим миром (практикой).
Цель исследования, которое было проведено совместно учеными ФГБОУ ВО «Государственный университет управ-
ления» и ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», состояла в установлении современных особенностей и разработке практических рекомендаций по эффективному использованию в образовательном процессе наглядных методов и средств обучения. Объектом исследования выступают содержание процессов и познавательных практик обучения. Предметом исследования является специфика применения наглядной и аудиовизуальной информации при изучении цикла социально-экономических дисциплин в общеобразовательных организациях. Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогические особенности, методы и приемы применения наглядных и аудиовизуальных средств обучения и сформулировать практические рекомендации по их использованию (на примере обучения обществознанию и экономике в общеобразовательных организациях). Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов в профессиональной деятельности молодых учителей общеобразовательных организаций и преподавателей вузов, педагогов системы дополнительного образования, а также при обучении студентов педагогических направлений, включая подготовку по циклу социально-экономических дисциплин.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
При проведении исследования применялись: контент-анализ научных публикаций, методы наблюдения, систематизации, классификации, сравнительного анализа и обобщения. Теоретико-методологическая основа базируется на официальных результатах ранее проведенных научных исследований и позициях ученых-теоретиков, практиков и специалистов в области дидактики, педагогики, теории и методики обучения и воспитания, способов и приемов использования различных методов визуализации в учебном процессе общеобразовательной или вузовской организации, в сфере практического применения наглядных методов обучения, в области проблем современного образования, путей повышения эффективности работы и обучения, а также формирования интеллектуального потенциала России.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Принцип наглядности относится к одному из давних приемов дидактики. Обращаясь к истории исследуемого вопроса, следует обратить внимание, что принцип наглядности сформулирован и обоснован Я.А. Коменским, педагогом-гуманистом из Чехии. В основу своего учения наглядности исследователь заложил так называемую сенсуалистически-материалистическую гносеологию. Краткая интерпретация его позиции заключается в следующем: невозможно или сложно понять то, что никак не было воспринято органами чувств человека, следовательно, лучше начать процесс обучения не путем словесного описания, а с реального наблюдения и уже потом словесно объяснять более подробно. Позже его идея и концепция нашла дальнейшее развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Л.С. Выготского [14].
В таблице приведены различные подходы к классификации наглядности для целей обучения, разделяемые отечественными авторами, методистами, исследователями.
Остановимся подробнее на последней классификации наглядности, приведенной в таблице. К изобразительной наглядности могут быть отнесены различные рисунки на учебной доске (мел, маркер) или интерактивной доске, учебные картины в учебных пособиях, фотографии памятников, фото общественных деятелей и писателей, аппликации,
Таблица 1
Существующие подходы к классификации наглядности для целей обучения
Автор Классификация наглядностей Примечание
Климентенко А.Д. • зрительная • слуховая • зрительно-слуховая критерий: способ восприятия
Махмутов М.И. • натуральная (явления в опыте) • объемная (муляжи) • изобразительная(рисунки, фотографии) • графическая (чертежи, карты, графики) • условная (схемы, таблицы, формулы) критерий: в зависимости от объекта, выступающего в качестве наглядного средства обучения
Пассов Е.И. • вербальная • схематическая • смешанная (вербально-схе-матическая) • иллюстративная
Перезвонова А.С. • натуральная наглядность (предметы, звуки, движения) • изобразительная наглядность (фотографии, картины, иллюстративный материал) • графическая наглядность (схемы, таблицы, диаграммы)
Фридман Л.М. • натурально-вещественная • условно-графическая • знаковая
Усольцев А.П., Шамало Т.Н. • изобразительная наглядность • условно-графическая наглядность • предметная наглядность критерий: содержание изображаемого материала
Источник: составлено авторами по материалам исследования.
рисунки в книгах, видеоматериалы. К условно-графической наглядности следует отнести графические диаграммы, таблицы, структурные схемы, кластеры, карты. Предметная наглядность представлена различными макетами, физическими моделями [12].
По нашему мнению, такой подход к классификации является наиболее понятным, простым и чаще используемым в практической деятельности педагога. Благодаря применению различных наглядных средств обучения, педагог может сочетать реальные объекты со статичными или динамичными изображениями, чтобы повысить интерес учеников к общественными историческим событиям и фактам, которые сейчас обучающиеся не могут наблюдать в реальном окружающем мире.
В настоящее время арсенал наглядности у педагога значительно возрос: познавательные, научно-популярные и образовательные видеоролики в сети Интернет (RUTUBE, YOUTUBE, социальные сети); учебные видеоролики, размещенные на отрытых образовательных платформах (МООК); инфографика, комиксы, карикатуры, анимированные и интерактивные карты — все это позволяет сделать учебные занятия более интересными, содержательно насыщенными и наглядными, а процесс обучения — более эффективным.
Для обучения социально-экономическим дисциплинам в школе и вузе оптимально использовать изобразительную наглядность, иллюстрирующую общественные и экономические события, содержание и результаты работы общественных деятелей, руководителей, особенности экономических явлений и процессов. Данное понятие представляет собой разновидность наглядных средств обучения, позволяющих отражать изучаемые объекты (явления) с помощью разно-
образных изобразительных средств, наиболее распространенными из которых являются иллюстрации [10]. Поэтому большинство обучающихся привыкло видеть именно их в школьных и вузовских учебниках. В качестве иллюстрации может выступать рисунок, гравюра, какое-либо иное изображение, которое поясняет обучающемуся текст учебника или учебного пособия. В качестве преимущества использования иллюстраций в учебном процессе следует отметить тот факт, что посредством зрительного восприятия можно усвоить гораздо больший объем информации, чем посредством слухового восприятия. То, что сложно воспринять на слух (сложные для понимания теоретические категории), можно путем упрощений донести обучающимся через зрительное восприятие (иллюстрации, рисунки, гравюры). Наиболее эффективно через наглядные средства представления воспринимаются: материалы документального характера (фото-, кинодокументы, сохранившиеся до наших дней изображения памятников архитектуры, культуры, орудий труда, предметов быта и т.п.); реконструкции того, что существовало раньше, подлежащие научному обоснованию; художественные произведения, созданные профессиональными иллюстраторами или художниками на основе научно-подтвержденных данных. Например, на уроках по экономике в школе одним из вариантов применения изобразительной наглядности при изучении темы «Роль государства в экономике» может быть задание обучающимся провести анализ предложенной художественной картины, связанной со сбором дани (налогов) с подвластных селений. Это задание имеет междисциплинарный характер, нацелено на связь знаний из разных предметов, их анализ и формулирование важного предметного знания — роли государства в обеспечении налогообложения.
Изложение экономических основ и процессов довольно сложно воспринимается обучающимися на слух и затруднительно для полного понимания. Именно поэтому на занятиях по экономике наиболее распространенным видом наглядности является графическая (условно-графическая). Данные способы представления изучаемого учебного материала способствуют лучшему усвоению соотношения абстрактных понятий, а также применяются как средство развития критического и логического мышления обучающихся.
На практике принято выделять четыре основных вида графической (условно-графической) наглядности, характеристика которых представлена на рис. 1.
На уроках по экономике и обществознанию в общеобразовательной школе наиболее широко применяются ста-
тические графики, столбчатые (гистрограммы) и круговые (секторальные) диаграммы. Их использование способно существенно повысить степень восприятия обучающимися количественной информации (величин), дает представление о динамике, структуре, сравнении, взаимосвязи явлений и процессов. Это делает используемый материал учебного занятия более понятным, запоминающимся и способствует формированию у обучающегося элементов аналитического мышления. Например, графики как средство наглядности хорошо подойдут при изучении экономических тем «Инфляция и семейная экономика», «Рыночная экономика», «Потребление», «Роль государства в экономике», «Распределение доходов». Графическое представление числовых данных существенно облегчает восприятие темы, способствует лучшему осмыслению статистического материала, правильному его толкованию и обоснованию выводов. Диаграммы более эффективны, когда стоит задача показать количественно структуру изучаемого явления, процесса или элемента. Например, при изучении экономических тем, связанных с анализом структуры валового внутреннего продукта, распределением доходов населения, с вопросами потребления.
Кроме этого, на занятиях эффективны в применении различного рода схемы, среди которых особенно выделяются структурные и логические, характеризующие расположение, связь и последовательность элементов целого или сам изучаемый процесс [2]. Структурные схемы визуально отображают содержание и признаки явлений или понятий, а логические раскрывают причинно-следственные связи событий, процессов и явлений. Выделяют статичные и анимационные (подвижные) схемы. Наглядным примером практико-ориентированного использования на учебных занятиях схем (например, по теме «Экономика и ее роль в жизни общества») может служить задание для обучающихся до конца заполнить предложенную учителем схему (после изучения необходимого для этого учебного материала). Достоинством схем является то, что обучающиеся лучше усваивают материал, понимают причинно-следственные связи, внутренние связи и логику процесса. Кроме этого, схематично поданный материал лучше запоминается.
И, наконец, важнейшей условно-графической наглядностью являются аналитические таблицы. Они существенно повышают уровень восприятия текстовой и числовой информации, позволяют выявить зависимости и проявить элементы анализа изучаемого материала. Таблицы структурируют и компактно представляют большой объем инфор-
Условное изображение числовых величии и их соотношений, которые описываются посредством геометрических знаков или образов
Графическое представление соотношения между определенными величинами, составленное в виде геометрических фигур
Графический способ представления явлений экономической действительности посредством изображения составляющих изучаемого объекта и взаимосвязей между ними
Способ графического структурирования материала по определенным критериям, в котором основными элементами графики являются линии и колонки
Рис. 1. Характеристика основных видов графической (условно-графической) наглядности Источник: составлено авторами по материалам исследования.
мации, группируют объекты по определенным признакам, позволяют систематизировать данные, проводить сравнение, выявлять динамику и тенденции. Табличная форма визуализации может быть широко использована при изучении многих тем, таких как «Предпринимательская деятельность», «Распределение доходов», «Рыночная экономика» и др. В качестве заданий обучающимся может быть предложено на основе пройденного по конкретной теме материала самим заполнить или составить таблицу и сделать по ней выводы. Подобное задание несет в себе не только репродуктивный, но и продуктивный характер, формируя у обучающихся умения поиска, анализа и систематизации информации, позволяя при этом выявлять связь теории с окружающей социально-экономической действительностью. Составляя и анализируя таблицы, обучающиеся развивают свое аналитическое и критическое мышление.
Сравнительно недавно в методический арсенал современного педагога вошел еще один вид условно-графической наглядности — инфографика. Она является эффективным графическим способом представления данных, сочетая при этом различные виды наглядности и способы представления информации. Инфографика может содержать статистические данные, графики, диаграммы, количественную информацию, графические картинки, карты, алгоритмы. Достоинством данного способа визуализации является возможность представления потенциально большого объема информации в простой для восприятия форме [15]. Для лучшего закрепления экономического материала могут быть также использованы деловые игры или игровые квесты [13].
Хорошим дополнением к вышеперечисленным видам наглядности являются аудиовизуальные средства обучения. К ним могут быть отнесены видеоролики, фрагменты учебных видеофильмов, аудиозаписи, телевизионные и радиопередачи, электронные презентации и т.д. Различают аудитивные, визуальные и непосредственно аудиовизуальные средства обучения. На учебных занятиях, посвященных изучению темы «Деньги», педагог в качестве примера использования аудиовизуальных средств обучения может использовать фрагменты из документальных фильмов как частичную замену словесного объяснения или закрепления теоретического материала. При изучении темы «Микроэкономика» в качестве визуализации материала и для активизации внимания обучающихся педагог может использовать небольшие видеоролики, характеризующие особенности производства конкретного товара, формирования производственных издержек или конкурентной борьбы между различными производителями. Следует отметить, что аудиовизуальное подкрепление, используемое на занятии, положительно влияет на вовлеченность, мотивацию и восприятие учебного материала обучающимися. Однако такие материалы должны иметь допустимые пределы, учитывая психофизические особенности возраста учеников и общий тайминг урока.
Полученные в процессе проведенного исследования результаты свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте прежде всего развиваются возможности интеллектуального и личностного взаимодействия, а также самосовершенствования личности ученика. Как правило, подростки направляют внутренние усилия на формирование волевых качеств и уверенности в себе, что составляет основу их личностного роста [9]. Им необходимо формировать чувство собственной идентичности. Они нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в использовании техник тайм-менеджмента, чтобы сформировать оптимальный распорядок дня и повысить эффективность своего обучения [7].
Все это существенно влияет на познавательную сферу учеников, у них в их возрасте особенно активное развитие получают воображение и творчество, а также развивается рефлексия.
В этой связи педагогу необходимо учитывать существующую специфику и особенности преподавания в старших классах общеобразовательной школы и на младших курсах вузов, где необходима соответствующая форма подачи учебного материала и организация работы с обучающимися [8]. Очень важен учет возрастных и психологических особенностей обучающихся, их мотивации к изучению конкретного предмета, увеличения объема учебной информации и различных технических возможностей. При подготовке к уроку педагогу следует использовать современные методы обучения и образовательные технологии, включая элементы цифровизации [5]. Для уроков по дисциплинам социально-экономического цикла в школе учителю необходимо правильно подбирать наглядный материал, который бы соответствовал не только изучаемой теме урока, но и возрасту учеников и особенностям аудитории. Необходимо контролировать количество используемого наглядного материала, так как его отсутствие или перенасыщение им негативно скажется на качестве освоения темы урока. Поскольку в школьном возрасте еще есть склонность к некоторой рассеянности, длительная концентрация внимания на большом объеме наглядности не приведет к желаемым результатам. Использовать демонстрацию наглядного материала целесообразно, когда в этом есть необходимость, исходя из содержания учебной информации, чтобы подкрепить мотиваци-онную составляющую восприятия учеников, увеличить динамику ассоциативных и образных связей, показать связь теории с практикой.
Стоит особо остановиться на важности сочетания рассказа учителя и используемых наглядных средств обучения. Как показывает практика, эффективность слухового восприятия обучающимися учебной информации составляет 15%, зрительного — 25%, тогда как их одновременное использование повышает эффективность восприятия уже до 65% [1]. Таким образом, при выборе и использовании аудиовизуальных и иных средств обучения современный педагог обязан учитывать психолого-педагогические особенности подросткового возраста своих учеников. Наглядность и визуализация должны использоваться по принципу смены деятельности, чередуя порции различного материала. Изображения должны быть достаточно насыщенными эмоционально, но при этом реалистичными и соответствующими настоящему времени. Длительность демонстрации визуального материала должна быть рациональной, эффективно использующей учебное время занятия. С одной стороны, не перегружать обучающихся, с другой — давать им достаточно времени понаблюдать за изучаемыми явлениями и процессами. Правильный подбор педагогом наглядного материала, логическая последовательность его изложения влияют на восприятие, осмысление и запоминание обучающимися.
В целом использование визуализации в образовательном процессе в школе и вузе облегчает восприятие обучаемыми информации, способствует лучшему ее усвоению, позволяет представить проблемные вопросы с разных сторон, стимулируя их логическое и абстрактное мышление и повышая тем самым эффективность процесса познания.
На рис. 2 представлена характеристика трех групп наглядных методов обучения: наблюдения, иллюстрации и демонстрации.
Метод наблюдения требует от обучающихся повышенной концентрации внимания. Хорошим примером использова-
Наглядные методы обучения
.-н-.
Метод наблюдения Метод иллюстрации Метод демонстрации
1 1 1
г \ Целенаправленное восприятие учениками процессов и явлений, происходящих непосредственно перед ними (с ними) V У Использование различных иллюстративных материалов, изображающих объекты, процессы, явления (схемы, таблицы, диаграммы, портреты, иллюстрации) Представление обучающимся устройств, моделей, документальных и художественных видеофильмов, учебных видеороликов, демонстрирующих реальные свойства предметов и процессов
Рис. 2. Виды наглядных методов обучения Источник: составлено авторами с использованием [6].
ния метода наблюдения на уроках обществознания при изучении экономических тем (например, «Главные вопросы экономики», «Безработица, ее причины и последствия», «Экономика и ее роль в жизни общества», «Инфляция и семейная экономика») является применение технологии «Аквариум», когда обучающиеся видят перед собой мини-спектакль (ролевую игру) по изучаемой теме, роли в котором исполняют несколько других обучающихся. Обучающиеся-зрители должны собрать необходимую информацию, оценить ее и сделать выводы. Такой подход дает возможность лучше воспринять учебный материал, увеличить вовлеченность за счет эмоционального подкрепления [4].
Примером использования метода иллюстраций на уроках обществознания и экономики является применение интерактивной (мультимедийной) доски или проектора для показа изучаемых объектов, экономических и общественных процессов и явлений путем демонстрации схем, портретов, иллюстраций, таблиц, карт, диаграмм. Здесь для проявления творчества и самостоятельного исследования может быть использована работа обучающихся над проектами, в результате которых создаются мультимедийные презентации, брошюры или плакаты.
Метод демонстрации на уроках по дисциплинам социально-экономического цикла может быть использован для создания перед обучающимися учебной проблемной ситуации путем показа видеоролика или фрагмента документального фильма. Данную ситуацию они должны будут обсудить и совместно найти решение (выход из ситуации).
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для создания образованной, цельной и гармоничной личности подрастающего поколения необходима профессиональная работа школьных и вузовских педагогов с использованием современных достижений дидактики, эффективных средств и методов обучения в образовательном процессе, особенно при изучении интегративных предметов, имеющих сложный междисциплинарный характер. От современного педагога это требует творческого поиска актуальных, эффективных и оптимальных способов построения учебного процесса, выбора методов обучения, отвечающих различным принципам дидактики.
Результаты проведенного исследования всесторонне раскрывают один из важнейших принципов дидактики — наглядность. В наглядности как средстве обучения наиболее ярко нуждаются обучающиеся общеобразовательных и ву-
зовских организаций. Наглядные средства и методы облегчают усвоение сложно воспринимаемого на слух учебного материала, укрепляют слуховое и зрительное его восприятие, повышают темп обучения без снижения его качества. Они помогают обучающимся эффективнее освоить учебный материал, способствуют формированию более прочных причинно-следственных связей и совмещению полученных знаний с реальными жизненными событиями через образы природы, человека и общества в целом, формируют у обучающихся положительное эмоциональное отношение к образовательному процессу.
Наглядные и аудиовизуальные средства обучения стимулируют мотивационную составляющую восприятия обучающихся, увеличивают динамику ассоциативных и образных связей, благодаря чему изучаемый материал понимается более глубоко, формируя устойчивые прочные знания. Использование различных форм наглядности в процессе обучения стимулирует познавательную деятельность обучающихся, развивает способность связывать теорию и практику, формирует универсальные учебные действия, повышает интерес к изучению предметов.
В процессе проведения занятий в старших классах общеобразовательной школы (по циклу социально-экономических дисциплин) и на младших курсах вузов существенную роль играют такие виды условно-графической наглядности, как статические графики, таблицы, схемы, диаграммы, презентации и инфографика. Наравне с ними на учебных занятиях должны максимально активно применяться и аудиовизуальные средства обучения: учебные и научно-познавательные видеоролики, видеофрагменты из учебных и документальных фильмов и т.п. Использовать данный арсенал педагогу необходимо с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся и действующих методических и практических рекомендаций по их применению в современной общеобразовательной среде.
Использование в учебном процессе визуализации, наглядных средств и методов обучения существенно облегчает и улучшает восприятие сложной учебно-текстовой информации, стимулирует логическое и абстрактное мышление обучающихся. Это позволяет повысить включенность, учебную мотивацию познавательных интересов, творческий потенциал, уровень усвоения учебного материала, общий уровень знаний, качество и эффективность учебного процесса в общеобразовательных организациях, а все это, в конечном счете, поднимает на новый качественный уровень интеллектуальный потенциал и ресурсы подрастающего поколения России.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
1. Анцупов И.С., Ертулов Д.А., Попов Д.И. К вопросу о применении современных мультимедийных технологий в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71-1. — С. 16—19.
2. Белянкова Е.И., Щуринова И.А. Использование схем в курсе обществознания: функции, виды и приемы работы / Актуальные вопросы преподавания общественных дисциплин в школе и в вузе: материалы 2-й ВНПК. Выпуск 2. — Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет. — 2017. — С. 3—10.
3. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е., Плешакова М.В. Институ-ционализация ценностей в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — № 12. — С. 370-373.
4. Комбарова Л.А., Черницына А.А. Наглядные средства обучения на уроках обществознания / Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы Научной сессии-2020 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». — М.: Перо. — 2020. — С. 161-164.
5. Лаас Н.И., Романова И.А., Гурова Е.В. Цифровая трансформация образования: современный взгляд на саморазвитие // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2022. — Т 11, № 6. — С. 40-44.
6. Макарова Н.Н., Чернова Н.В. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории. // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 6 (36). — С. 105-113.
7. Мищенко С.Н., Кравченко А.Т, Карабанова О.В. Тайм-менеджмент: пути повышения эффективности работы и обучения // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. — 2022. — № 1 (31). — С. 41-48.
8. Панова Е.А., Опарина Н.Н., Бондарева Л.В. Управление талантами: задачи и вызовы «цифрового» завтра // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2021. — Т. 10, № 3. — С. 49-55.
9. Серкина Я.И., Пшеничная Н.Н., Тарунина Д.А. Особенности профессиональной мотивации старшеклассников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — № 7. — С. 48-51.
10. Соболева О.Б., Кузина Д.В. Методика обучения общество-знанию: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, — 2017. — 474 с.
11. Сувалова Т.В., Каштанова Е.В. Взаимодействие вузов со школами в системе высшего образования на примере кафедры управления персоналом ГУУ // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — Т 8, № 3. — С. 84-88.
12. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 6. — С. 102-109.
13. Шинкарева О.В., Орлова А.О., Миронова К.Г. Онлайн-квест как метод инновационного обучения школьников основам финансовой грамотности // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. — 2022. — № 3 (33). — С. 101-111.
14. Штейнберг В.Э. От наглядности «по Коменскому» — к дидактическим инструментам // Образовательные технологии. — 2015. — № 3. — С. 65-84.
15. Якушина М.Д. Инфографика на уроках обществознания // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей. Том VI. — М.: «Книгодел», — 2019. — С. 459-464.
1. Antsupov I.S., Yertulov D.A., Popov D.I. On the issue of the application of modern multimedia technologies in the educational process // Problems of modern pedagogical education. — 2021. — No. 71-1. — P. 16-19.
2. Belyankova E.I., Shchurinova I.A. The use of schemes in the course of social studies: functions, types and methods of work / Topical issues of teaching social disciplines at school and university: materials of the 2nd VNPK. Issue 2. — Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University. — 2017. — P. 3-10.
3. Zaretsky A.D., Ivanova T.E., Pleshakova M.V. Institutionalization of values in modern society // Humanities, socio-economic and social sciences. — 2019. — No. 12. — P. 370-373.
4. Kombarova L.A., Chernitsyna A.A. Visual learning tools at social studies lessons / Topical issues of modern science and education: materials of the Scientific session-2020 of the Boriso-glebsk branch of the Voronezh State University. — M.: Publishing House «Pero» — 2020. — P. 161-164.
5. Laas N.I., Romanova I.A., Gurova E.V. Digital transformation of education: a modern view of self-development // Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia. — 2022. — Vol. 11, No. 6. — P. 40-44.
6. Makarova N.N., Chernova N.V. Visual teaching methods and project methods in the history lesson // Prospects of science and education. — 2018. — № 6 (36). — P. 105-113.
7. Mishchenko S.N., Kravchenko A.T., Karabanova O.V. Time management: ways to improve the efficiency of work and training // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Economics. — 2022. — № 1 (31). — P. 41-48.
8. Panova E.A., Oparina N.N., Bondareva L.V. Talent management: tasks and challenges of the «digital» tomorrow // Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia. — 2021. — Vol. 10, No. 3. —P. 49-55.
9. Serkina Ya.I., Pshenichnaya N.N., Tarunina D.A. Features of professional motivation of high school students // Humanities, Socio-economic and Social sciences. — 2019. — No. 7. — P. 48-51.
10. Soboleva O.B., Kuzina D.V. Methods of teaching social studies: textbook and workshop for academic bachelor's degree. — Moscow: Yurayt Publishing House, — 2017. — 474 p.
11. Suvalova T. V., Kashtanova E.V. Interaction of universities with schools in the system of higher education on the example of the Department of Personnel Management of GUU // Personnel management and intellectual resources in Russia. — 2019. — Vol. 8, No. 3. — P. 84-88.
12. Usoltsev A.P., Shamalo T.N. Visibility and its functions in teaching // Pedagogical education in Russia. — 2016. — № 6. — C. 102-109.
13. Shinkareva O.V., Orlova A.O., Mironova K.G. Online quest as a method of innovative teaching students the basics of financial literacy // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Economics. — 2022. — № 3 (33). — P. 101-111.
14. Steinberg V.E. From visibility «according to Komensky» — to didactic instruments. // M.: Educational technologies. — 2015. — No. 3. — P. 65-84.
15. Yakushina M.D. Infographics in social studies lessons / Topical issues of the humanities: theory, methodology, practice: To the 20th anniversary of the Department of Methods of Teaching History, Social Studies and Law: Collection of scientific articles. Volume VI. — M.: «Knigodel». — 2019. — P. 459-464.