Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаева Мадина Эмильхановна, Борлакова Фатима Аубекировна, Килаев Иса Юрьевич

В статье рассмотрены содержательная характеристика и значение визуализации информации в процессе обучения в вузе. Наглядность информации является важным аспектом успешности образовательной деятельности. Для того, чтобы обеспечивать основательность, легкость и доступность обучения образовательным организациям приходится корректировать методы обучения и использовать в своей деятельности наиболее эффективные. Использование наглядных методов обучения значительно облегчает процесс восприятия информации. Проведение уроков с применением текстовых элементов и графики, и уроков, на которых были применены только тексты, оказало разное влияние на обучающихся с различными уровнями знаний. Можно сделать выводы о том, что при использовании визуализации информации в деятельности студентов высшей школы стоит учитывать преимущества и недостатки данного процесса. Преобразование информации в визуальный формат является не просто конечным результатом представления данных, информации и знаний, а на самом деле создает новое знание у обучающихся. Процесс визуализации является одним из способов помощи обучающимся в образовательной деятельности, происходящим путем преобразования большого количества информации в более легкий и доступный для восприятия вид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаева Мадина Эмильхановна, Борлакова Фатима Аубекировна, Килаев Иса Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING AND CHARACTERISTICS OF INFORMATION VISUALIZATION IN THE LEARNING PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the characteristics and importance of visualisation of information in the process of education. Visibility of information is an important aspect of educational activity success. Educational institutions have to adjust training methods and use the most effective ones in their activities to provide thorough, easy and accessible training. The use of visual teaching methods greatly facilitates the comprehension of information. Lessons that used textual elements and graphics and those that used only texts had different effects on learners with different levels of knowledge. It can be concluded that when using visualisation of information in the activities of higher education students, the advantages and disadvantages of the process should be taken into account. Converting information into a visual format is not just the end result of presenting data, information and knowledge, but actually creates new knowledge in learners. The process of visualisation is one of the ways to help learners in their educational activities, taking place by transforming large amounts of information into an easier and more digestible form.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры программирование и инфокоммуникационные технологии Эльмурзаева Мадина Эмильхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры

«Пропедевтика внутренних болезней» Борлакова Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск); старший преподаватель кафедры социльной психологии и дошкольной дефектологии Килаев Иса Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрены содержательная характеристика и значение визуализации информации в процессе обучения в вузе. Наглядность информации является важным аспектом успешности образовательной деятельности. Для того, чтобы обеспечивать основательность, легкость и доступность обучения образовательным организациям приходится корректировать методы обучения и использовать в своей деятельности наиболее эффективные. Использование наглядных методов обучения значительно облегчает процесс восприятия информации. Проведение уроков с применением текстовых элементов и графики, и уроков, на которых были применены только тексты, оказало разное влияние на обучающихся с различными уровнями знаний. Можно сделать выводы о том, что при использовании визуализации информации в деятельности студентов высшей школы стоит учитывать преимущества и недостатки данного процесса. Преобразование информации в визуальный формат является не просто конечным результатом представления данных, информации и знаний, а на самом деле создает новое знание у обучающихся. Процесс визуализации является одним из способов помощи обучающимся в образовательной деятельности, происходящим путем преобразования большого количества информации в более легкий и доступный для восприятия вид.

Ключевые слова: содержательная характеристика, визуализация, информация, процесс, обучение, вуз, студент, преподаватель.

Annotation. The article deals with the characteristics and importance of visualisation of information in the process of education. Visibility of information is an important aspect of educational activity success. Educational institutions have to adjust training methods and use the most effective ones in their activities to provide thorough, easy and accessible training. The use of visual teaching methods greatly facilitates the comprehension of information. Lessons that used textual elements and graphics and those that used only texts had different effects on learners with different levels of knowledge. It can be concluded that when using visualisation of information in the activities of higher education students, the advantages and disadvantages of the process should be taken into account. Converting information into a visual format is not just the end result of presenting data, information and knowledge, but actually creates new knowledge in learners. The process of visualisation is one of the ways to help learners in their educational activities, taking place by transforming large amounts of information into an easier and more digestible form.

Key words: content characteristic, visualization, information, process, learning, university, student, teacher.

Введение. В настоящее время практически каждая сфера деятельности человека опирается на цифры или данные, образовательный процесс не является исключением. Студенты, работая с большими и сложными для понимания объемами информации, сначала рассматривают, анализируют и исследуют их, прежде чем перейти к процессу переработки информации.

Человеческий мозг может воспринимать данные, но если они слишком утомительны, то ему вряд ли удастся найти в них определенную ценность. Лучшим выходом из такой проблемной ситуации может быть представление данных в графической форме. Это дает более наглядное представление той или иной информации и способствует улучшению восприятия учебного материала. Визуализация данных постепенно становится неотъемлемой частью современного образования.

Наглядность информации является важным аспектом успешности образовательной деятельности. Для того, чтобы обеспечивать основательность, легкость и доступность обучения образовательным организациям приходится корректировать методы обучения и использовать в своей деятельности наиболее эффективные.

Значимость и доступность наглядности обуславливалась тем, что во времена, когда образовательных организаций не существовало, детей обучали посредством наблюдения за какими-либо предметами и явлениями окружающего мира, дополняя все происходящее словесным сопровождением. В таком взаимодействии происходило наилучшее понимание происходящего, и знания имели возможность усваиваться гораздо лучше, способствуя наиболее осознанному запоминанию. Использование наглядных методов обучения значительно облегчает процесс восприятия информации.

Технология визуализации информации непосредственно связана с педагогической концепцией визуальной грамотности, возникшей в XX веке. Визуальная грамотность относится к группе визуальных компетенций, которые могут способствовать развитию человека посредством получения информации через зрительный аппарат. Эти компетенции позволяют человеку интерпретировать видимые действия, символы, объекты, которые он встречает в окружающей среде. В зависимости от рода занятий человека, роль и применение визуальной грамотности в его жизни может различаться.

За последние пять лет была проведена серия исследований, посвященных психологическим последствиям применения визуализации знаний и тому, как она способствует созданию условий для индивидуализации обучения. Сегодня в университетах обучаются студенты, которые родились и выросли в окружении коммуникационных устройств и имеют постоянный доступ к информации. Характер восприятия и обучения этого поколения отличается от предыдущих. В частности, особенностью получения информации у таких обучающихся чаще является беглый просмотр. Кроме того, у обучающихся существует потребность в независимости от преподавателя в процессе обучения и постоянном доступе к цифровой среде, к которой они привыкли и постоянно пользуются.

Изложение основного материала статьи. В процессе наглядного отображения информации у обучающихся формируется абстрактный образ воспринимаемого предмета или явления, обобщается его содержание. В теории содержательного обобщения В. В. Давыдова основным положением является то, что обучение обобщающим способом

напрямую связано с абстракцией [1, С. 45]. Ученый рассматривал этот процесс как совокупность исходных связей какого-либо понятия или явления, отраженная в графическом, предметном или знаковом виде. Используя процесс обобщения информации в образовательной деятельности, обучающимся удается более детально выделять главную мысль материала, с которой удобнее и понятнее работать в таком виде.

Воплощением принципа наглядности обучения в образовательном процессе является визуализация информации. Впервые понятие визуализация информации было употреблено в конце XX века в работе Д. Робертсона, С. Гарда и Д. Минклейна для описания представления абстрактной информации средствами визуального интерфейса.

Визуализация информации - это процесс представления данных в наглядной и осмысленной форме, помогающий человеку лучше их понимать. При помощи переработанной в визуальный вид информации обучающиеся могут эффективно извлекать информацию из абстрактных данных. Визуализация информации играет важную роль в том, чтобы сделать данные удобными для восприятия и превратить исходную информацию в полезную. Визуальная информация создает возможность понимать контекст, передавать впечатления, создавать истории повествования.

Педагогическая концепция визуальной грамотности была разработана в 1966 году Д.Л. Дебесом [7]. Определяя роль визуальной грамотности в жизни человека, он различал четыре типа обучения, которые способствуют развитию визуальной грамотности:

- обучение должно позволять обучающемуся производить действия таким образом, чтобы между ним и всем, что он видит, происходило осмысленное взаимодействие;

- обучение должно представлять собой практику в выборе конкретных визуальных явлений из окружения обучающегося, которые непосредственно важны для него;

- обучение должно быть построено таким образом, чтобы у обучающегося была возможность самостоятельно находить и выделять из массы конкретные визуальные образы;

- обучение должно быть направлено на повышение мотивации обучающегося к развитию уровня его визуальной грамотности.

Д. Дебес и его коллеги из Рочестерского университета настаивали на необходимости внедрения визуальной грамотности в школы как отдельного предмета. По их мнению, данная дисциплина помогала бы учащимся определить пути самовыражения.

Другое исследование, проведенное китайской ученой и педагогом Л. Х. Чанлин в области педагогической концепции визуальной грамотности, доказывает, что использование визуальных образов на уроках повышает эффективность обучения в зависимости от уровня подготовленности студента к предмету в общем [5, С. 166].

Проведение уроков с применением текстовых элементов и графики, и уроков, на которых были применены только тексты, оказало разное влияние на обучающихся с различными уровнями знаний. Студенты с высоким уровнем знания предмета лучше реагировали на графическую информацию, нежели на текстовую и показывали более высокие результаты по сравнению с предыдущими занятиями. Отстающие же студенты лучше воспринимали текст, чем графику.

Процесс визуализации информации основан на понимании образовательных потребностей обучающихся. Его можно рассматривать как инструмент решения и предотвращения проблем, возникающих в образовательном процессе, которые применяются в зависимости от эффективности и результативности при достижении конкретной образовательной цели. Визуализация информации предоставляет возможность знанию быть полезным, преобразовывая исходные данные в закономерности, логические последовательности. Преобразование информации в визуальный формат является не просто конечным результатом представления данных, информации и знаний, а на самом деле создает новое знание у обучающихся.

Потребность в изучении больших объемов информации во время образовательного процесса создает ситуацию, в которой обучающимся необходимо использовать различные методы и приемы обработки информации. В процессе образовательной деятельности и при подготовке к мероприятиям, направленным на проверку знаний, обучающиеся занимают активную позицию познающего субъекта и в большей мере интенсифицируют свою деятельность.

Визуализация учебной информации относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Данная технология ориентируется на формирование знаний, умений и навыков и ускоряет обучение путем активизации познающего субъекта - обучающегося. Принцип активности на протяжении долгих лет является одним из ведущих в педагогике, поскольку для успешности образовательной деятельности необходимо всестороннее включение обучающегося в деятельность, в которую он погружен.

Организуя образовательный процесс без использования наглядных методов обучения, не всегда удается задерживать внимание обучающихся на конкретной учебной задаче, мотивировать их к деятельности, которая полезна для их развития. Их активность и заинтересованность в обучении могут снижаться. В такой ситуации технологии визуализации информации являются эффективным помощником в решении поставленных задач.

Технология визуализации информации включает в себя не только схемные и знаковые модели учебного материала, но и другие базовые элементы зрительного образа: точки, линии, цветовая гамма, структура, размер составляющих и их размещение. Процесс интенсификации образовательной деятельности может происходить при помощи того, что субъекты ориентируются не только на содержание учебного материала и его запоминание, но и на выделение закономерных связей между отдельными элементами знания, включение его в единую взаимосвязанную систему.

Используя данные о том, в каких образовательных условиях необходимо воспользоваться визуализацией, можно определить, какая форма организации информации необходима для достижения целей обучения. Визуализация наилучшим образом передает сложные идеи четко, точно и эффективно. Эти графические изображения легко понять и эффективно интерпретировать. При организации информации в наиболее понятный и доступный вид обучающиеся могут пользоваться переработанной информацией не только в рамках конкретной дисциплины, но и при подготовке к другим учебным занятиям, выполнении учебных задач. В таком случае использование способов переработки информации становится эффективным инструментом, который можно непрерывно использовать в образовательном процессе. Многообразие способов отображения информации позволило выделить термин «методы визуализации».

Использование различных методов визуализации информации показывает, что вовлечение визуального компонента в образовательный процесс приводит к нескольким важным последствиям. Во-первых, происходит активация и стабилизация внимания обучающихся на предоставляемой информации в течение более длительного времени и с большей интенсивностью. Во-вторых, улучшается восприятие и запоминание информации. В-третьих, повышается учебная мотивация и интерес к дальнейшему изучению предмета.

Существует множество методов визуализации для представления огромных массивов информации и ее анализа. Эти методы обладают совокупностью функций, таких как интерактивность, удобство использования и интерфейса, которые делают их простыми и полезными в использовании. Представление массивных данных при помощи методов визуализации способствует тому, что информация отражается в красивом, элегантном, описательном и поддающемся интерпретации виде, эффективно передавая сообщение до читателя. Выбор наиболее подходящего метода визуализации информации

непосредственно влияет на эффективность всего процесса информационного моделирования. Рассмотрим наиболее подходящие для образовательного процесса методы визуализации информации.

Древовидная карта также известна как древовидное отображение. В визуализации информации древовидное отображение - это метод, используемый для отображения иерархических данных в виде вложенных или многоуровневых прямоугольников. М. Кхан [6, С. 12] в своей работе отмечал, что древовидная карта используется для визуализации иерархических структур. Она позволяет сравнивать основные пункты и подпункты на различной глубине и помогает распознавать закономерности и ожидаемые результаты. Цвет каждого прямоугольника отражает интенсивность определенного структурного компонента.

Таймлайн иногда называется хронологией, потому что он представляет собой графическое представление хронологической последовательности событий, нарисованных по прямой линии, чтобы люди могли легко понять взаимосвязь между различными событиями.

Данный инструмент помогает представить различную информацию наглядно, позволяет делать обобщения для лучшего раскрытия темы, дает понимание хронологии и периодизации проекта или события, а также способствует развитию такого навыка как работа с информацией и её обработка.

Блок-схема или блок-график - это графическое или символическое представление этапов, связанных с процессом. Отдельные этапы процесса могут представлять разнообразные символы. В качестве элементов блок-схемы можно использовать ключевые слова, формулы, различные рисунки, которые относятся к теме занятия.

Термин «инфографика» подразумевает под собой достаточно много различных значений. Например, в концепции А. Ермолина «Архитектоники Смыслов» [2] подчеркивается, что инфографика - это графический способ представления информации, данных, знаний, символов. Н.Л. Селиванов и Т.В. Селиванова [4], в свою очередь, полагают, что инфографика - это, прежде всего, творческая деятельность по созданию носителей смыслов, то есть знаков. Такой метод визуализации является ценным инструментом визуальной коммуникации. Визуально уникальная, креативная инфографика часто является наиболее эффективной, потому что она способна привлекать и длительно фокусировать внимание получателей информации.

Использование инфографики в обучении можно поделить на следующие категории: создание инфографики преподавателем для иллюстрации содержания темы или предмета и создание инфографики самим обучающимся с целью систематизации знаний.

Скрайбинг - это метод визуализации информации, изобретенный британским художником Э. Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний - RSA. [3, С. 50] Значительным плюсом данного метода является то, что при получении информации задействуется не только зрение, но еще мышление и слух.

Скрайбинг делится на два вида: скрайбинг-фасилитация и видеоскрайбинг. Скрайбинг-фасилитация - это интерпретация информации в режиме реального времени, а видеоскрайбинг - это видеоролик в технике скрайбинг только на видео, плюсом данного вида является то, что один ролик можно пересматривать неограниченное количество раз.

Скрайбинг состоит из совокупности основных элементов, которые используются в большинстве презентаций: заголовок, оформление, рисунки и диаграммы, надписи от руки, стрелки и стикеры. Данный метод визуализации популярен при объяснении лекционного материала, при его использовании лектор должен хорошо обладать как объясняемой темой, так и самим предметом, а также четко и последовательно излагать материал.

Эта техника особенно эффективна, когда необходимо очистить свой мозг от посторонних мыслей или разработать идею, проект, проблему или найти решение. Фиксируя на бумаге или в специализированном ресурсе имеющуюся в голове информацию, освобождается место для других мыслей.

В ходе наглядного отражения получаемой информации у обучающихся развивается мышление и происходит формирование наиболее целостного представления о получаемом материале. Визуализация информации — это процесс представления данных в наглядной и осмысленной форме, помогающий человеку лучше их понимать. При помощи переработанной в визуальный вид информации обучающиеся могут эффективно извлекать информацию из абстрактных данных.

Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что при использовании визуализации информации в деятельности студентов высшей школы стоит учитывать преимущества и недостатки данного процесса. К недостаткам процесса визуализации относится возможность искажения информации, необъективность и неправильный дизайн. Визуализация информации предоставляет возможность знанию быть полезным, преобразовывая исходные данные в закономерности, логические последовательности. Преобразование информации в визуальный формат является не просто конечным результатом представления данных, информации и знаний, а на самом деле создает новое знание у обучающихся. Процесс визуализации является одним из способов помощи обучающимся в образовательной деятельности, происходящим путем преобразования большого количества информации в более легкий и доступный для восприятия вид.

Литература:

1. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 480 с.

2. Ермолин, А. Основы инфографики. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. Ермолин. - М.: Просвещение, 2019. - 95 с.

3. Полякова, Р.И. Сторитейлинг как эффективный метод обучения русскому языку как иностранному / Р.И. Полякова // Педагогические науки. - 2019. - № 6. - С. 50-52

4. Селиванов, Н.Л., Селиванова Т.В. Основы инфографики. 5-7 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.Л. Селиванов, Т.В. Селиванова. - М.: Просвещение, 2019. - 95 с.

5. Chanlin, L. Animation to teach students of different knowledge levels / L. Chanlin // Journal of Industrial Psychology. -1998. - №25 (3). - P. 166-175

6. Khan, M. Data and Information Visualization Methods, and Interactive Mechanisms: A Survey / M. Khan, S. Khan // In international Journal of Computer Applications. - 2011. - PP. 1-15

7. Unsworth, L. Teaching multiliteracies across the curriculum: Changing contexts of text and image in classroom practice / L. Unsworth // Buckingham, Open University. - 2015. - 296 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.