Научная статья на тему 'СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРАЙБИНГ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Комлева Венера Шамильевна, Стряпихина Анна Александровна

В процессе реализации образовательной деятельности важнейшим компонентом выступает визуализация учебного материала, что обеспечивает развитие личностных качеств обучающихся. Образовательный процесс, обеспечивающий визуализацию информации направлен на формирование самостоятельного критического и творческого мышления обучающихся. Для этого преподавателям целесообразно использовать эффективную технологию визуализации скрайбинг. Цель статьи заключается в описании влияния скрайбинга на развитие личностных качеств обучающихся в образовательном процессе. Приоритетной целью образовательного процесса является формирование основных знаний для дальнейшего усвоения обучающимися учебной информации. В процессе визуализации учебного материала обучающиеся приобретают качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Техника скрайбинга эффективно применяется и на лекционных, и на семинарских занятиях. Техника скрайбинга на лекции должна обеспечить живое изложение, представить стойкие и запоминающиеся тезисы. Студенты, изучая на практических занятиях более углубленные темы, должны формировать стойкие визуальные образы с помощью изображений, символов и знаков. Наиболее эффективно использование скрайбинга в групповой деятельности обучающихся. В процессе применения скрайбинга у студентов развивается воображение, творческие способности. В статье перечислены основные преимущества использования скрайбинга: эффективность запоминания, синхронность аудио- и видеоряда, минимальные затраты. Внедрение скрайбинга в процесс обучения повышает образовательную мотивацию, развивает творческое мышление. С использованием скрайбинга увеличивается результативность обучения, повышается самостоятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Комлева Венера Шамильевна, Стряпихина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AND USING INTELLIGENCE MAPS IN THE STUDY OF HUMANITIES

In the process of implementing educational activities, the most important component is the visualization of educational material, which ensures the development of students ' personal qualities. The educational process that provides visualization of information is aimed at the formation of independent critical and creative thinking of students. To do this, it is advisable for teachers to use an effective visualization technology called scribing. The purpose of the article is to describe the influence of scribing on the development of personal qualities of students in the educational process. The priority goal of the educational process is the formation of basic knowledge for the further assimilation of educational information by students. In the process of visualization of educational material, students acquire the qualities necessary for further professional activity. The scribing technique is effectively used both in lectures and seminars. The scribing technique at the lecture should provide a lively presentation, present persistent and memorable theses. Students, studying more in-depth topics in practical classes, should form persistent visual images with the help of images, symbols and signs. The most effective use of scribing in the group activities of students. In the process of applying scribing, students develop their imagination and creative abilities. The article lists the main advantages of using scribing: the efficiency of memorization, synchronicity of audio and video sequences, and minimal costs. The introduction of scribing in the learning process increases educational motivation, develops creative thinking. With the use of scribing, the effectiveness of training increases, the independence of students increases.

Текст научной работы на тему «СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

КУТЕПОВА Любовь Ивановна и другие СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ...

VTTK" I /T\fS\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> А14 • |(сс) IfCaJ TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0036 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 362702 SPIN: 6051-4279, ResearcherlD: T-9419-2018 ScopusID: 57190970167 ORCID: 0000-0002-3175-4978

КУТЕПОВА Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: lubovkutepova@mail.ru) AuthorlD: 438630 SPIN: 6841-2205 ORCID: 0000-0001-9950-9824 ScopusID: 57190127620

СМИРНОВА Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий

сервиса и технологического образования»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru AuthorID: 1016067 SPIN: 5312-4417 ORCID: 0000-0002-9911-2568

КОМЛЕВА Венера Шамильевна, старший преподаватель кафедры «Технологии общественного питания»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (Княгинино), Институт

пищевых технологий и дизайна (603062, Россия, Нижний Новгород, ул.Горная, 13, e-mail: komlevaiptd@mail.ru) AuthorID: 703182 SPIN: 2836-5688 ORCID: 0000-0001-5837-8565

СТРЯПИХИНА Анна Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных

дисциплин»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (Княгинино), Институт

пищевых технологий и дизайна (603062, Россия, Нижний Новгород, ул.Горная, 13, e-mail: anna-stryapikhina@rambler.ru) Аннотация. В процессе реализации образовательной деятельности важнейшим компонентом выступает визуализация учебного материала, что обеспечивает развитие личностных качеств обучающихся. Образовательный процесс, обеспечивающий визуализацию информации направлен на формирование самостоятельного критического и творческого мышления обучающихся. Для этого преподавателям целесообразно использовать эффективную технологию визуализации скрайбинг. Цель статьи заключается в описании влияния скрайбинга на развитие личностных качеств обучающихся в образовательном процессе. Приоритетной целью образовательного процесса является формирование основных знаний для дальнейшего усвоения обучающимися учебной информации. В процессе визуализации учебного материала обучающиеся приобретают качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Техника скрайбинга эффективно применяется и на лекционных, и на семинарских занятиях. Техника скрайбинга на лекции должна обеспечить живое изложение, представить стойкие и запоминающиеся тезисы. Студенты, изучая на практических занятиях более углубленные темы, должны формировать стойкие визуальные образы с помощью изображений, символов и знаков. Наиболее эффективно использование скрайбинга в групповой деятельности обучающихся. В процессе применения скрайбинга у студентов развивается воображение, творческие способности. В статье перечислены основные преимущества использования скрайбинга: эффективность запоминания, синхронность аудио- и видеоряда, минимальные затраты. Внедрение скрайбинга в процесс обучения повышает образовательную мотивацию, развивает творческое мышление. С использованием скрайбинга увеличивается результативность обучения, повышается самостоятельность студентов.

Ключевые слова: скрайбинг, критическое мышление, визуализация, мотивация, самостоятельность, обучающиеся, систематизация, групповая деятельность, творческие способности.

CREATING AND USING INTELLIGENCE MAPS IN THE STUDY OF HUMANITIES

© The Author(s) 2021

KUTEPOVA Lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate Professor of "Physical

education and sports"

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, Russia, e-mail:lubovkutepova@mail.ru) SMIRNOVA Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) KOMLEVA Venera Shamilevna, senior lecturer of the department of public catering technologies Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (Knyaginino), Institute of Food

Technologies and Design (603062, Russia, Nizhny Novgorod, Gornaya street, 13, e-mail: komlevaiptd@mail.ru) STRYAPIKHINA Anna Aleksandrovna, candidate of historical sciences, associate professor of the

department of humanitarian disciplines Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (Knyaginino), Institute of Food

Technologies and Design

_(603062, Russia, Nizhny Novgorod, Gornaya street, 13, e-mail: anna-stryapikhina@rambler.ru)_

KUTEPOVA Lyubov Ivanovna and others CREATING AND USING INTELLIGENCE MAPS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Abstract. In the process of implementing educational activities, the most important component is the visualization of educational material, which ensures the development of students ' personal qualities. The educational process that provides visualization of information is aimed at the formation of independent critical and creative thinking of students. To do this, it is advisable for teachers to use an effective visualization technology called scribing. The purpose of the article is to describe the influence of scribing on the development of personal qualities of students in the educational process. The priority goal of the educational process is the formation of basic knowledge for the further assimilation of educational information by students. In the process of visualization of educational material, students acquire the qualities necessary for further professional activity. The scribing technique is effectively used both in lectures and seminars. The scribing technique at the lecture should provide a lively presentation, present persistent and memorable theses. Students, studying more in-depth topics in practical classes, should form persistent visual images with the help of images, symbols and signs. The most effective use of scribing in the group activities of students. In the process of applying scribing, students develop their imagination and creative abilities. The article lists the main advantages of using scribing: the efficiency of memorization, synchronicity of audio and video sequences, and minimal costs. The introduction of scribing in the learning process increases educational motivation, develops creative thinking. With the use of scribing, the effectiveness of training increases, the independence of students increases.

Keywords: scribing, critical thinking, visualization, motivation, independence, learners, systematization, group activity, creativity.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В процессе реализации образовательной деятельности важнейшим компонентом выступает визуализация учебного материала, поскольку она обеспечивает развитие личностных качеств обучающихся. С организацией визуализации развивается креативное мышление, навыки межличностного общения в коллективе, повышаются творческие способности [1]. Визуализация направлена на активизацию образовательной и познавательной деятельности обучающихся, передачу учебного материала и распознавание объектов, повышение визуальной грамотности и культуры. Современная система образования находится в поиске инновационных методов обучения, способствующих визуализации образовательного процесса. Для формирования личностных особенностей студентов используются современные информационные технологии [2]. Применение компьютера в образовательном процессе повышает мотивацию обучающихся, развивает профессиональные компетенции, формирует личностную самооценку, способствует повышению самоорганизации.

Образовательный процесс, обеспечивающий визуализацию направлен на формирование самостоятельного критического и творческого мышления обучающихся. Для достижения указанных целей преподавателям наиболее целесообразно использовать эффективную технологию визуализации скрайбинг.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопрос визуализации изучается многими исследователями, педагогами. Лаврентьева Н.Б. и Лаврентьев Г.В. утверждают, что визуализация это не только знаковые образы, но и другие элементы. К иным элементам они относят образы, существенно влияющие на понимание учебного материала [3]. Например, цвет текста, размер, разнообразные линии, точки, направленность букв, структура материала.

С точки зрения Вербицкого А.А. и Ларионовой О.Г. визуализация понимается как представление текста в наглядный вид. Они считают, что воспринятый образ может в дальнейшем служить фундаментом для реализации познавательной и учебной деятельности [4]. Авторы отмечают, что наглядный вид всегда основан на демонстрации конкретных явлений, объектов, образов.

По мнению Ахметовой Э.Н. визуализация выступает как процесс представления информации в форме изображения для достижения наибольшего их понимания, придания образной формы любому существующему объекту, процессу, явлению [5]. Азимова Э.Г. под визуализацией понимает представление процессов или явлений в удобном для зрительного восприятия виде [6].

Блейк С., Шаров А.С., Эрганова Н.Е., высказывая свое мнение о визуализации, отмечают, что она направ-

лена не столько на усвоение учебного материала, сколько на повышение способов мышления, позволяющие увидеть взаимодействие между изучаемыми объектами [7]. Технология визуализации с точки зрения авторов включает в себя визуальные способы представления учебной информации, методы передачи знания, психологические приемы использования визуального мышления.

Скрайбинг, изобретенный Э. Парком представляет собой технологию презентации. Эффективность скрай-бинга достигается посредством того, что человеческое мышление, склонное рисовать изображения, мыслит образами, а язык изображения - универсальный язык [8]. Скрайбинг понимается как процесс создания визуального конспекта. С помощью скрайбинга сложные мысли можно донести в виде простых образов. Скрайбинг предполагает структурирование учебного материала, реализующее в процессе обсуждения заданной темы.

Обосновывается актуальность исследования. В процессе визуализации учебного материала обучающиеся приобретают качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Студенты приобретают логическое, креативное мышление, учатся быстро принимать решения, эффективно работать в коллективе. Скрайбинг, являясь графическим методом привлечения внимания аудитории, предоставляет обучающимся дополнительную информацию. Скрайбинг обеспечивает взаимосвязь между словами и образами, подчеркивает важные моменты изучаемого материала. Визуальная подача информации с эмоциональным выступлением преподавателя заставляет студентов визуально и аудиально представить учебный материал. Внедрение скрайбинга в учебный процесс позволит студентам повысить навыки публичного выступления, решения профессиональных задач, работы в команде.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в описании влияния скрайбинга на развитие личностных качеств обучающихся в образовательном процессе.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть основные возможности использования скрайбинга на лекционных и семинарских занятиях;

- описать преимущества использования скрайбинга и видеоскрайбинга в процессе обучения.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проанализированы особенности использования скрайбинга в образовательном процессе, проведена систематизация и дедукция полученных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Приоритетной целью образовательного процесса является формирование основных знаний, понятий для дальнейшего усвоения обучающимися учебной информации. Техника скрайбинга эффективно применяется и

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

КУТЕПОВА Любовь Ивановна и другие СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ...

на лекционных, и на семинарских занятиях.

Лекции чаще всего являются основным источником передачи большого объема информации. Именно лекционное представление материала ориентировано на детальное изучение проблемы. Современные лекции не должны носить пересказ литературы, это, прежде всего педагогическое творчество в определенной сфере науки. Лекционные занятия обладают высоким уровнем взаимодействия с аудиторией, влиянием на студентов. На таких занятиях необходимо стимулировать интерес студентов, развивать самостоятельную мыслительную деятельность и формировать профессиональные компетенции [9].

Техника скрайбинга на лекции должна обеспечить живое изложение, стойкие и запоминающиеся сообщения. В процессе применения скрайбинга у студентов развивается воображение. Например, это может быть реализовано в процессе создания схем, набросков, моделей. Скрайбинг представляет собой иллюстрацию текса наравне с изображением рисунков. Лектор может использовать доску, лист бумаги, информационные средства. Таким образом создается эффект параллельного изложения, что эффективно влияет на развитие мыслительной и познавательной деятельности. Представляя учебный материал и наглядно, и информационно, учебный материал воспринимается более четко и структурно. Использование рисунков, моделей обеспечивает наиболее длительное запоминание любой информации.

К важнейшим преимуществам скрайбинга при проведении лекций относятся:

1.Эффективность запоминания информации. За полтора часа студентам в доступной форме предоставляют учебный материал [10].

2.Взаимодействие аудио- и видеоряда. С помощью такой синхронности увеличивается уровень восприятия информации.

3.Минимальные материальные вложения. Для реализации скрайбинга необходимы доска, лист бумаги и маркеры, стилус. Для создания скрайбинг-презентации может понадобиться лишь компьютер.

4.Изображения позволяют быстро запоминать материал по ключевым образам.

5.Развитие образного мышления. С использованием скрайбинга обучающиеся находят, анализируют, оценивают информацию и создают конечный результат.

6.Скрайбинг может применяться на лекциях по любой дисциплине.

В процессе использования скрайбинга педагог должен выстроить логическую последовательность. Лектор должен четко понимать, к какому результату должны прийти студенты в конце занятия. Произведенные записи могут использоваться для закрепления изученного материала [11].

На семинарских занятиях использование скрайбин-га также важно. Студенты, изучая на практических занятиях более углубленные темы, должны формировать стойкие визуальные образы с помощью изображений, символов и знаков. Например, очень эффективно использование скрайбинга в групповой деятельности студентов. Обучающиеся делятся на группы, создают на листе бумаги свое видение изучаемого вопроса, учатся прислушиваться к мнению коллектива, развивают творческие способности. В результате проведения семинарского занятия обучающиеся представляют свою работу перед остальными студентами, формируя при этом навыки публичных выступлений [12].

Для эффективной реализации скрайбинга необходимо соблюдать некоторые советы. Во-первых, для предоставления информации целесообразно выбирать понятный всем язык. Во-вторых, важно организовывать общение между преподавателем и студентами, поскольку в споре рождается истина. В-третьих, необходимо представить учебный вариант в форме наиболее запоминающихся символов, изображений.

Таким образом, реализовать технику скрайбинга возможно в форме обсуждения. В результате такой деятельности повышается познавательная активность студентов и на лекциях, и на семинарских занятиях. Скрайбинг позволяет создать комфортную обстановку для обучения. Изложение учебной информации становится наиболее структурированным.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Современная система образования ознаменована внедрением видеоскрайбинга, поскольку информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Видеоскрайбинг является логическим продолжением видеоскрайбинга [13]. Например, обучающийся рисует на электронном носителе и одновременно поясняет свои заметки голосом. К особенностям видеоскрайбинга относится динамика видеоряда, которая позволяет нам проследить процесс мыслительной деятельности, обязательное присутствие повествования, авторские образы, конкретная цель видео и ориентированность на конкретную аудиторию.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Визуализация в процессе обучения является важным компонентом для эффективного усвоения учебной информации. Скрайбинг позволяет сэкономить время при подготовке к занятию и качественно, наглядно донести до обучающихся материал. Внедрение скрайбинга в образовательный процесс повышает образовательную мотивацию, развивает творческое мышление. С использованием скрайбинга повышается результативность обучения, самостоятельность студентов.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следует изучать разнообразные подходы к внедрению скрайбинга в образовательный процесс. От творческого мастерства педагогов будет зависеть результативность процесса обучения. Использование скрай-бинга на различных этапах обучения позволит повысить эффективность всей педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.

2. Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Игнатьев С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №4 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vizualizatsiya-uchebnoy-informatsii-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 31.03.2021).

3. Зуфарова А.С. Роль технологии визуализации в учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tehnologii-vizualizatsii-v-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 31.03.2021).

4. Васильева Е.В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznanie-cherez-obraz-k-voprosu-o-znachimosti-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 31.03.2021).

5. Чулюков В.А., Сидорова О.А., Дубов В.М. Новые технологии эффективного вовлечения обучающихся в процесс обучения // Современное педагогическое образование. 2019. №6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologii-effektivnogo-vovlecheniya-obuchayuschihsya-v-protsess-obucheniya (дата обращения: 31.03.2021).

6. Smirnova, Z.V., Kamenez, N.V., Vaganova, O.I., Kutepova, L.I., Vezetiu E.V. (2019). The experience of using the webinar in the preparation of engineering specialists. Amazonia Investiga, 8 (18), 279-287.

7. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

8. Федосова О.А., Соколина Е.Н. О значении визуализации учебной информации //Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 31.03.2021).

9. Покудов О.А. Визуализация учебной информации средствами ИКТ // Евразийский научный журнал. 2016. №6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-uchebnoy-informatsii-sredstvami-ikt (дата обращения: 31.03.2021).

10. Сакулина Ю.В. Возможности использования скрайбинг-технологии для повышения уровня усвоения теоретического материала // Проблемы современного образования. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-skraybing-tehnologii-dlya-povysheniya-urovnya-usvoeniya-teoreticheskogo-materiala (дата обращения: 31.03.2021).

11. Ваганова О.И., Руденко И.В., Лапшова А.В., Булаева М.Н.,

KUTEPOVA Lyubov Ivanovna and others CREATING AND USING INTELLIGENCE MAPS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Попкова А.А. Психолого-педагогические основы реализации технологий взаимодействия в вузе. Amazonia Investiga. 2020. Т. 9. № 25. С. 362-368.

12. Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Игнатьев С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 20018. №4 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vizualizatsiya-uchebnoy-informatsii-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 31.03.2021).

13. Ваганова О.И., Павлова Е.С., Петрова О.А., Лапшова А.В., Булаева М.Н. Образовательные технологии как средство развития самостоятельности студентов. Amazonia Investiga. 2020. Т. 9. № 27. С. 485-492.

Статья поступила в редакцию 02.04.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.