Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СЛАВЯНОФИЛЫ: ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ КАК ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИДЕОЛОГИЙ СУВЕРЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И УЛЬТРАГЛОБАЛИЗМА. ЧАСТЬ I'

СОВРЕМЕННЫЕ СЛАВЯНОФИЛЫ: ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ КАК ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИДЕОЛОГИЙ СУВЕРЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И УЛЬТРАГЛОБАЛИЗМА. ЧАСТЬ I Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
248
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализм / западничество / культурно-историческая целостность / национальное самосознание / славянофильство / соборность / globalism / Westernism / cultural and historical integrity / national identity / Slavophilism / conciliarity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алёхина Евгения Викторовна, Заложных Юлия Сергеевна

Цель. Выявить влиятельность социально-философских идей славянофилов в современной России в понимании сущности СВО, её целей и значения. Обосновать тезис о том, что наиболее востребованной идеей является убеждённость в необходимости полного восстановления государственного суверенитета на основе национальных традиций в противовес бесконтрольному заимствованию чужих форм. Процедура и методы. Сопоставлены принципы социально-философской мысли славянофилов классического периода XIX в. и современная неославянофильская мысль. Результаты. Авторы обосновывают тезис о том, что начало СВО оценивается неославянофилами как вступление России в новый этап своей истории – возрождения и суверенного развития, фактического разрыва с западной цивилизацией, развернувшей в лице НАТО и США войну с Россией. Победоносный её исход для России означает не только восстановление исторических земель и воссоединение народа, но и выход на не капиталистический путь развития. Таким образом, СВО приобретает тотальный характер: борьбы освободительной, цивилизационной и священной, религиозной. Для неославянофилов политика «новых западников» по всеобщей цифровизации рассматривается как угроза национальной безопасности и «второй фронт» борьбы за суверенитет. Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена необходимостью суверенизации и мобилизации сфер социальных наук и образования для осмысления проходящего в мире глубинного перелома и выбора правильных решений с опорой на принципы русской философской традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SLAVOPHILES: ASSESSMENT OF THE SPECIAL MILITARY OPERATION AS A CONFRONTATION BETWEEN THE IDEOLOGIES OF SOVEREIGN STATEHOOD AND ULTRA-GLOBALISM

Aim. To identify the influence of the social and philosophical ideas of the Slavophiles in modern Russia in understanding the essence of the SMO (Special Military Operation), its goals and significance. To substantiate the thesis that the most popular idea is the conviction that that it is necessary to fully restore the state sovereignty on the basis of national traditions as opposed to the uncontrolled borrowing of foreign forms. Methodology. The principles of social and philosophical thought of the Slavophiles of the classical period of the 19th century and those of the modern neo-Slavophile movement are compared. Results. The author substantiates the thesis that the beginning of the SMO is assessed by neo-Slavophiles as Russia’s entry into a new stage of its history revival and sovereign development, an actual break with Western civilization, which launched a war with Russia on behalf of NATO and the United States. Its victorious outcome for Russia means not only the restoration of historical lands and the reunification of the people, but also an access to a non-capitalist path of development. Thus, the SMO acquires a total character: a liberation, civilizational and sacred, religious struggle. For neo-Slavophiles, the policy of the “new Westerners” for universal digitalization is seen as a threat to national security and a “second front” in the struggle for sovereignty. Research implications. There is need to sovereignize and mobilize the spheres of social sciences and education to understand the profound change taking place in the world and make the right decisions based on the principles of the Russian philosophical tradition.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СЛАВЯНОФИЛЫ: ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ КАК ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИДЕОЛОГИЙ СУВЕРЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И УЛЬТРАГЛОБАЛИЗМА. ЧАСТЬ I»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

УДК 130.2

DOI: 10.18384/2949-5148-2023-4-36-46

СОВРЕМЕННЫЕ СЛАВЯНОФИЛЫ: ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ КАК ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИДЕОЛОГИЙ СУВЕРЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И УЛЬТРАГЛОБАЛИЗМА. ЧАСТЬ I

Алёхина Е. В.1, Заложных Ю. С.2

1Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация 2Калужский музей изобразительных искусств

248000, Калужская обл., г. Калуга, ул. Ленина, д. 104, Российская Федерация Аннотация

Цель. Выявить влиятельность социально-философских идей славянофилов в современной России в понимании сущности СВО, её целей и значения. Обосновать тезис о том, что наиболее востребованной идеей является убеждённость в необходимости полного восстановления государственного суверенитета на основе национальных традиций в противовес бесконтрольному заимствованию чужих форм.

Процедура и методы. Сопоставлены принципы социально-философской мысли славянофилов классического периода XIX в. и современная неославянофильская мысль. Результаты. Авторы обосновывают тезис о том, что начало СВО оценивается неославянофилами как вступление России в новый этап своей истории - возрождения и суверенного развития, фактического разрыва с западной цивилизацией, развернувшей в лице НАТО и США войну с Россией. Победоносный её исход для России означает не только восстановление исторических земель и воссоединение народа, но и выход на не капиталистический путь развития. Таким образом, СВО приобретает тотальный характер: борьбы освободительной, цивилизационной и священной, религиозной. Для неославянофилов политика «новых западников» по всеобщей цифровизации рассматривается как угроза национальной безопасности и «второй фронт» борьбы за суверенитет. Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена необходимостью суверенизации и мобилизации сфер социальных наук и образования для осмысления проходящего в мире глубинного перелома и выбора правильных решений с опорой на принципы русской философской традиции.

Ключевые слова: глобализм, западничество, культурно-историческая целостность, национальное самосознание, славянофильство, соборность

MODERN SLAVOPHILES: ASSESSMENT OF THE SPECIAL MILITARY OPERATION AS A CONFRONTATION BETWEEN THE IDEOLOGIES OF SOVEREIGN STATEHOOD AND ULTRA-GLOBALISM

E. Alekhina1, Yu. Zalozhnykh2

2State University of Education

ul. Very Voloshinoi, Mytishchi 24141014, Moscow Région, Russian Fédération 2Kaluga Muséum of Fine Arts

ul. Lenina 10, Kaluga 4248000, Kaluga Région, Russian Fédération

© CC BY Алёхина Е. В., Заложных Ю. С., 2023.

Т1Г

2023 / № 4

Abstract

Aim. To identify the influence of the social and philosophical ideas of the Slavophiles in modern Russia in understanding the essence of the SMO (Special Military Operation), its goals and significance. To substantiate the thesis that the most popular idea is the conviction that that it is necessary to fully restore the state sovereignty on the basis of national traditions as opposed to the uncontrolled borrowing of foreign forms.

Methodology. The principles of social and philosophical thought of the Slavophiles of the classical period of the 19th century and those of the modern neo-Slavophile movement are compared. Results. The author substantiates the thesis that the beginning of the SMO is assessed by neo-Slavo-philes as Russia's entry into a new stage of its history - revival and sovereign development, an actual break with Western civilization, which launched a war with Russia on behalf of NATO and the United States. Its victorious outcome for Russia means not only the restoration of historical lands and the reunification of the people, but also an access to a non-capitalist path of development. Thus, the SMO acquires a total character: a liberation, civilizational and sacred, religious struggle. For neo-Slavophiles, the policy of the "new Westerners" for universal digitalization is seen as a threat to national security and a "second front" in the struggle for sovereignty.

Research implications. There is need to sovereignize and mobilize the spheres of social sciences and education to understand the profound change taking place in the world and make the right decisions based on the principles of the Russian philosophical tradition.

Keywords: globalism, Westernism, cultural and historical integrity, national identity, Slavophilism, conciliarity

Введение

Для понимания сути происходящих «тектонических изменений в мире» [9] полезно возвращаться к социально-философским идеям славянофилов, предложившим своё осмысление России как культурно-исторической целостности именно после победоносной войны с Наполеоном и «объединённым Западом». Их идеи оказались особенно востребованы в начале XXI в. в связи с кризисом идеологии западного глобализма и процессом выстраивания русской геополитической идеологии с опорой на цивилизационный подход.

Как философски оформленная идеология русского национального самосознания консервативного типа, противостоящая западничеству, славянофильство включает следующие аспекты: 1) православная церковь является основой соборного (истинно свободного) единства народа, русской культуры и государственности; 2) государство выполняет служебную роль по осуществлению христианской миссии церковного народа, чему соответствует сильная централизованная власть в противоположность договорному принципу

буржуазных демократий; 3) соборное сознание народа, воспитанного в церкви, становится основой общинности как органической формы жизни, объединяя личность и общество в принципе служения (вопреки индивидуализму, «исключительности» одних и «служебности» других). В условиях ускоряющегося процесса отступления от Христа европейских народов утверждалась богоизбранность России в осуществлении христианской глобальности. Отсюда мысль Достоевского об «отзывчивости» (открытости, универсальности) и «всечеловечности» русского народа.

Все эти аспекты социально-философских размышлений славянофилов исходят из главного тезиса: церковь - это великая сила, собирающая миллионы людей в единый народ, который, соединяясь с Христом в церковных Таинствах, учится любить и служить, что является определяющим для развития страны и её культуры. Следовательно, смысл исторических событий, судьба России определяются положением церкви в государстве, чистотой и крепостью веры; отступление от истинной христианской жизни, секуляризация, при-

2023 / № 4

водит к социальным катастрофам. Свою главную задачу славянофилы видели в способствовании, по современной терминологии, цивилизационной самоинденти-фикации русского народа, ведь, по верному замечанию А. С. Хомякова, на русских лежит «грех неведенья»: «Мы России не знаем» [5, с. 183], «думаем не своей головой и чувствуем не своей душой» [6, с. 9]. Из этого трагического заблуждения следуют искажённое национальное существование и все беды.

Неославянофилы и западничество

С середины 80-х гг. ХХ в. советское руководство встало перед лицом стагнации всей хозяйственно-политической системы и необходимости смены концепции развития. Страна находилась в состоянии выбора между двумя принципиально различными вариантами будущего развития. По определению митрополита Иоанна (Снычёва), один - «славянофильский», эволюционный, предполагал «проведение в жизнь комплекса мер по возрождению русского народа и оздоровлению его национального самосознания ... Вторая "западническая" модель реформирования СССР практически полностью отвергала русский исторический опыт государственного строительства и общественного устройства ... Как показали дальнейшие события, позиции русофобского космополитического ядра в аппарате оказались слишком прочными» [4, с. 333]. Разрушительные социально-экономические и политические реформы сопровождались «шквалом безнравственности и цинизма . "масс-культуры" и фальшивых ценностей "общества потребления" ... Церковь подверглась бешеным атакам еретиков и сектантов» [4, с. 333].

Соглашаясь с этой оценкой, подчеркнём, что атаки «еретиков и сектантов», о которых пишет митрополит, с конца 80-х гг. активно поддерживались властью Украины, ассоциировавшей независимость и самостоятельность именно с деятельностью греко-католической униатской

церкви, захватившей приходы УПЦ в трёх западных областях. Важно отметить, что бандеровцы принадлежали к униатской церкви (которая находилась под властью Ватикана) и символизировали собой крайнее западничество.

В России преобладали другие процессы: господство либеральной идеологии и плюрализма освобождало церковь от гонений, и в этих условиях сначала малочисленная линия славянофилов стала усиливаться, охватывая все сферы общества. Против западников, перехвативших власть у КПСС, консолидировались православный русский народ и интеллигенция, сохранившие и укрепившие национальную идентичность, здоровый консерватизм, традиционализм. Движущей силой в этом процессе стала РПЦ МП в лице её патриарха Алексия II и архиереев (прежде всего, митрополита Кирилла), учредивших ежегодные Всероссийские Образовательные Рождественские чтения и съезд Всемирного русского народного собора. Именно на этих масштабных площадках обсуждались важнейшие темы, объединялись патриоты, распространялась научно-просветительская литература, появились подлинные лидеры. Отметим особое место в духовном возрождении народа трудов упомянутого выше митрополита Иоанна (Снычева), голос которого звучал в переломные 90-е гг., как набатный колокол. Рассматривая тысячелетнюю историю России, он подробно останавливается на поворотных событиях, в которых проявилась ключевая роль православного соборного самосознания народа.

Идейное противостояние славянофильской и западнической линий усилилось на фоне крайнего разочарования в современном Западе. Глубокий идейно-теоретический раскол произошёл по отношению к пандемии СОУГО-19, которую можно рассматривать как «точку сбора» глобального проекта, направленного на управление человечеством. С 2022 г. этот раскол углубился по отношению к СВО, ознаменовавшей переход глобалистов в открытую - военную - стадию противостояния.

2023 / № 4

Наиболее востребованной социально-политической славянофильской идеей на сегодня является убеждённость в необходимости для России полного восстановления государственного суверенитета на основе приоритета национальных ценностей и традиций в противовес бесконтрольному заимствованию чужих форм. Ибо, по верному замечанию А. С. Хомякова, «общество, которое вне себя ищет сил для самосохранения, уже находится в состоянии болезненном» [7, с. 28].

После киевского переворота 2014 г. в патриотической общественно-политической мысли появляются публикации, в которых открыто делается вывод о том, что на основе западной либеральной идеологии в России создана капиталистическая колониальная система управления с соответствующей армией, финансово-экономической сферой, СМИ, культурой, образованием, здравоохранением1. Особенно широко эта тема представлена в публикациях депутата Е. А. Фёдорова, координатора НОД: «... с разрушением СССР Россия, как и все остальные бывшие республики, была встроена в глобальную иерархическую структуру западной экономической и политической системы с единым типом государственного устройства: власть олигархии в форме демократической республики». Неизбежно, как полагает депутат, России придётся пройти весь технологический путь восстановления суверенитета: «Поэтому и военная операция, что не смогли это сделать мирным путём»2.

Прослеживая динамику отношений Запада к России за последние три десятилетия, становится понятно, что замена коммунистической идеологии на западную либеральную, оправдавшую распад СССР и внедрение не суверенной политэкономи-ческой модели, было только первым эта-

Лодочник Г. О «суверенной демократии» и колониальной экономике. Следует ли России вводить войска в Украину? [Электронный ресурс]. URL: https:// lodochnic.com (дата обращения: 06.09. 2014).

2 Фёдоров Е. «Придётся менять 90% чиновников»:

Россия продолжает спонсировать мировую экономику. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex. ru/newdaynews.ru (дата обращения: 27.07. 2022).

пом в глобальных планах Запада по окончательному разрушению и подчинению России как страны-цивилизации. Процесс разочарования в «евроромантических» надеждах и углубления национального самопознания обозначил В. В. Путин на встрече с военными корреспондентами: «. нашим западным партнёрам, как я их всё время называл, мы же всё предложили, мы считали, что мы свои, буржуинские, мы хотим быть в этой семье так называемых цивилизованных народов». Постепенно пришло понимание, что нас «нагло кинули, просто обманули».3 Оказалось, что ци-вилизационные различия России и Запада с их несовместимыми «культурными кодами» сильнее, чем принадлежность к единому социально-экономическому строю. 22 мая сего года парламентская ассамблея государств-членов НАТО приняла декларацию, в которой содержится термин гшс^ш. Появление этого слова означает, что идёт экзистенциальная война, в результате которой одна из сторон должна перестать существовать в нынешнем виде.

Соответственно, изменились базовые подходы наших общественно-политических мыслителей. Появилось осознание неизбежности задачи уничтожения гегемонии Запада. Политолог и видный общественный деятель А. Г. Дугин считает, что в СВО мы выступаем за многополярный мир, в котором западная цивилизация будет одним из «макрорегионов». Относительно содержания противостояния Россия -Запад, он уточняет, что СВО - это борьба христианской империи с антихристианской, империалистической англосаксонской псевдо-империей [2]. Развивая эту идею, председатель общества «Царьград» и заместитель главы Всемирного русского народного собора К. В. Малофеев рассматривает военную операцию на Украине как реализацию Россией имперской миссии в контексте борьбы Вечной Империи

Встреча с военными корреспондентами

[Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.

ru/events/president/news/71391 (дата обращения: 13.06.2023).

(сакральная власть) с мировым Ханааном (торгово-финансовый олигархат) [3, с. 7].

Директор Института Евразийского экономического союза В. А. Лепёхин военные действия связывает с характером глобализации. Моноцентрическая конструкция либеральной англосаксонской линии, при которой во власти государств находятся представители транснациональных групп, через управляемый хаос - эпидемии, большую войну, миграцию, - подводит человечество к подчинению единому мировому правительству. Полицентризм, не меняя сущности транснациональной власти и стратегических целе, не предполагает взаимного уничтожения, хотя ведётся ограниченная гибридная война. Формула многополярного мира как многообразие политических субъектов - суверенных государств-цивилизаций со своими религиозными корнями и культурами - наиболее гуманна и соответствует нашим национальным интересам. Глобализация, таким образом, представляется В. А. Лепёхину неизбежностью, но этот процесс можно гуманизировать на принципах солидарности и справедливости1.

В кризисных ситуациях всегда появляется плеяда политиков, юристов, журналистов, экономистов, учёных, которые ставят цель победы и спасения государства, - истинно патриотическая элита, отстаивающая традиционные духовно-нравственные принципы и явно отличающаяся от «новых русских» 1990-х гг.

Начало: Русская весна и СВО

Практический отказ от западнической либеральной идеологии потребления, этики прагматизма, рыночной экономики и возврат к русской идее начался с Русской весны в Донбассе, где возрождалась идеология русской государственности, в муках войны возрождался русский мир. Так, в Донецке 18 декабря 2015 г. состоялся

1 Лепёхин В. Проект «Великая Хазария». Глобальные элиты меняют тактику. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/video/ watch/64edce6c93682c296987ed0d. (дата обращения: 13.09. 2023).

круглый стол на тему «Пути и механизмы реализации идеологии Русской весны в обществе ДНР», где начавшаяся война на Донбассе определялась как гражданская, национально-освободительная, имеющая историческое значение. В поисках современных механизмов народовластия и отказа от либерально-олигархической системы были обозначены основы русской идеологии, близкие по своей сути принципам, выдвинутым славянофилами: 1) верность исторической традиции и памяти предков -основа самоидентификации русского народа; 2) идея справедливости, возврат к социализму как национальной общественной системе; 3) православие - духовное единство народа; 4) коллективизм, соборность - этические принципы социального государства.2

В защите Донбасса и России принимали участие лидеры (П. Губарев, А. Пургин, А. Захарченко), идеологи-комбаты (И. Стрелков, А. Павлов-Моторола, А. Ходаковский, А. Беднов, П. Дрёмов, А. Мозговой), которые смогли воодушевить и поднять людей для возрождения Великой России. Вот как Алексей Мозговой раскрывает соборный характер русской идеи: «Сколько говорили, что русские уже не способны строить и созидать. Да, не способны, но только в рыночной грязи. Но вот возникла чистая идея, и вся Россия откликнулась! И тут же идея Русского мира стала обрастать материей и границами. Этот потенциал страшен для врагов, и они считали, что за эти 25 лет сумели его уничтожить. И вдруг он проявился в Новороссии. И сколько бы ни было поражений и неудач, он проявится снова! Это Бог показывает нам, что стремление русских к правде вечно и неизменно. На наших знамёнах написано: "За Веру, Царя и Триединую Русь". Только так и никак иначе!»3. Его идеи конкретизиро-

2 Второй круглый стол по идеологии, созванный инициативной группой по созданию Международной федерации независимых журналистов (МФНЖ). [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=zBwdYMY8390 (дата обращения: 12.01. 2016).

3 Алексей Мозговой [Электронный ресурс]. URL:

V4V

2023/№ 4

вал применительно к проводимой СВО командир батальона «Восток» Александр Ходаковский. Главным в достижении победы он считает смену смысловой основы нашего существования - идеи буржуазно-потребительской на христианское служение: «Мы успешно взрастили поколения потребителей и сейчас столкнулись с тем, что сознание обывателя просто отторгает мысль, что нужно жертвовать»1.

На открытии Донецкого отделения Всемирного русского народного собора Константин Малофеев назвал Донбасс центром Русского мира. Глава ДНР Денис Пушилин в своей речи подчеркнул, что «в едином порыве всей России освободить, восстановить Донбасс проявилась основа русского духа - соборность - исконная составляющая православного мировоззрения»2.

Начало военной операции изменило страну. Появилась надежда, что она возвращается на свой исторический русский путь, где ключевыми являются три главные ценности: правая вера, сильная власть и сохранение Отчизны. «Мы изменились... Страна упёрлась. Пришло понимание, что это надолго. Что, как прежде, не будет никогда», - очень точно описывает наше время журналист Андрей Медведев3. Политолог-международник Алексей Пилько справедливо указывает: «В России есть огромная партия Победы - это 80% населения... в войне над самым страшным противником, с которым сталкивалась наша страна после 1945 года. И это не Украина, которая представляет собой всего лишь поле боя»4.

https://tsargrad.tv/materials/rubric/donbass-jeto-rossija (дата обращения: 25.08.2023).

1 Ходаковский А. Россию пора «перепрограммировать». Хватит искать выгоду: Комбат озвучил неприглядную правду о СВО [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZHrp-pm_3yEyrDS4 (дата обращения: 03.06.2023).

2 Названы два региона, где не все хотят войны до победного конца [Электронный ресурс]. URL: https:// dzen.ru/tsargrad.tv (дата обращения: 05.02. 2023).

3 Андрей Медведев. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/MedvedevVesti/13143 (дата обращения: 09.09.2023).

4 Алексей Пилько [Электронный ресурс]. URL:

Специальная военная операция стала тем краеугольным камнем, который переворачивает не только Россию, но и мировой порядок. Остановимся на оценке сущности этого события неославянофильской патриотической элитой. Причины начала боевых действий на Украине известный экономист академик С. Ю. Глазьев связывает с американской стратегией удержания мирового господства для продвижения глобалистской элитой антихристианской идеологии постгуманизма. Рассматривая СВО в апокалиптическом контексте, он считает, что за ВСУ стоят сатанинские силы, а Россия, опираясь на веру, вынуждена вести священную войну за спасение человечества. С этой точки зрения именно религиозная постановка цели сможет объединить страну и последовательно решать мобилизующие задачи для достижения победы.

Важнейшая из них - выработка идеологии Русского мира, базирующейся на ценностях правды и справедливости, социально-экономической проекцией которых является православный социализм [1]. Попутно отметим, что тема христианского социализма привлекала внимание русских религиозных философов с начала ХХ в., обосновавших, что капитализм не совместим с православным христианством, при этом решение социальных проблем на основе «научного коммунизма» оказалось весьма противоречивым и недолговечным проектом. Диалектическим выходом из этих крайностей является утверждение президентом В. В. Путиным традиционных ценностей как основы социального государства, что сближает его позицию с православным социализмом.

Казалось бы, можно ограничиться формулой Ф. М. Достоевского «православие и есть наш русский социализм», но она нуждается в проработке конкретных социально-экономических механизмов, что и предлагает С. Ю. Глазьев, используя положительные моменты в опыте построения

https://dzen.ru/tsargrad.tv?noredir=true (дата обращения: 09.09.2023).

социализма в СССР1. Нельзя не согласиться с доводом академика, что в нынешней мировой гибридной войне многое определяется состоянием общественного сознания и институтов управления экономикой. Необходимое для достижения Победы единство общества и государства возможно при реализации давно продвигаемой патриотическими силами программы «Социальная справедливость и экономический рост» как идейно-политическое условие перехода России с периферии старого в центр «нового мирохозяйственного уклада» [1].

С ним созвучен А. И. Казин (научный руководитель РИИИ): «Не претендуя на исполнение рая на земле, как противоречащее самой сути христианской веры, русский глубинный социализм есть национальный ценностный идеал отечественного пути, какие бы государственно-культурные и социальные формы он ни принимал на протяжении протёкшей тысячи лет нашей истории. Первична здесь не "общественная собственность на средства производства" (она может быть и государственной, и групповой, и частной), а соборная - церковная и государственная - установка на восходящий, трансцендирующий, ответственный перед Творцом смысл народной и личной жизни. В таком плане он, в конечном счёте, совпадает со смыслом жизни человека и народа, формулируемым другими традиционными религиями России, прежде всего исламом»2.

В среде православной мысли делается акцент на религиозно-метафизический смысл трагических военных событий - понудить каждого сделать решающий выбор: стать на сторону Христа (Русской идеи) или Антихриста (западного глобального либерализма). В момент смены эпох, общественных

формаций, идеологий каждый должен осознать себя участником священной истории. Православный психотерапевт, публицист и блогер В. В. Боровских остро чувствует переломный характер нашего времени: «Пока мы не очнёмся от западнического дурмана, духовно-нравственной комы, мы не победим... Фронт проходит через сердце каждого человека. Совершается божественная хирургия войны, чтоб мы духовно проснулись»3. Известный старец Илий (Ноздрин) устанавливает метафизическую взаимосвязь причин бедствий и условий Победы - смирение христиан перед Богом. Победа - духовная категория, ибо побеждают те, кто сильнее духом. Маркерами качественного изменения народа он считает прекращение матерной брани, запрет абортов и отказ от идеологии большевизма4.

В выступлениях заслуженного профессора МДА А. И. Осипова многократно повторяется формулировка «закона жизни»: духовное состояние народа, т. е. церкви, определяет все внешние события. Так, военные события на Украине свидетельствуют о духовной болезни народа. Слова Апостола «Ибо время начаться суду с дома Божьего» (1 Пет. 4 : 17) трактуются им так: суд Божий - это испытание и наказание; церковь - «закваска», начало, которое одухотворяет всё общество; УПЦ очищается в огне страданий; СВО - суд Божий, «удаление гангренозных членов в хирургической операции для сохранения жизни». Происходящее на Украине подаёт страшный сигнал для России: обратить внимание не на внешнее благоустройство храмов, а на внутреннюю жизнь общины -церкви. «Если мы не изменимся, не покаемся, то же произойдёт и у нас. Ниневия, кайся!» - призывает богослов5.

1 Глазьев С. Условия победы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-69031523_11103 (дата обращения: 19.01.2023). См.: полный текст: https:// business--gazeta-ru.turbopages.org/business-g (дата обращения: 19.01.2023).

2 Казин А. Л. О русской идеологии. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/ id/5e274bc843863f00acd7ed97 (дата обращения: 19.04. 2022).

3 Вне формата с В. Боровских. Горькое лекарство от Херсона. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen. ru/pereprava (дата обращения: 12.11.2022).

4 Корчевников Б. Выбирая между скорым окончанием войны или победой, я выбираю победу! 13.12.22 [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ Y6TGMkqVmgTVBSWt (дата обращения: 13.12. 2022).

5 Осипов А. И. Борьба с Православием в Украине [Электронный ресурс]. URL: https://alexei-osipov.ru (дата обращения 28.10.2023).

V42y

2023 / № 4

Очевидна задача, которая откровенно решается в ходе СВО - возврат в лоно РПЦ МП тысячи приходов на Украине, которые насильственно отрываются от православия раскольниками, поддерживаемыми властями.

Эсхатологическое понимание смысла русской истории, почти утраченное в период западнических реформ XVIII в., возрождается в XIX в. в творчестве славянофилов. Когда с началом СВО обострилось противостояние либерально-атеистической западной цивилизации и православной русской, эсхатологическая тема у неославянофилов становится центральной и рассматривается, как предопределённость к великой битве с «вавилонской блудницей» в последние времена, которые, по всей видимости, приблизились. Известный телеведущий и медиаменеджер Б. В. Корчевников предвидит: «Каждый у нас должен осознать, что только человеческих усилий не хватит, чтобы одолеть эту машину смерти, идущую на Россию... Проигрыш Запада - это крушение не только нынешних западных элит, это фиаско всего европейского человеко-божнического сатанинского проекта порабощения человека под личиной "демократий и свободы". Антихрист этого не может допустить»1.

Сопоставляя военные события в России и в Палестине, В. В. Боровских видит в них концентрацию борьбы талмудического иудаизма с христианством. Стремление к мировому экономическому и политическому господству, восстановление государства на исторических землях - суть идеологии сионизма. Сейчас создаются условия для строительства третьего Храма, в котором воссядет израильский царь - Антихрист2.

В критический момент мировой истории - в начале ХХ в. и в начале XXI в. -Россия, следуя своей миссии, встаёт на пути антихристианской цивилизации тоталь-

1 Корчевников Б. Запад не остановится, пока нас не уничтожит, или пока мы не уничтожим его. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ ZGIbHZKsTRJ1ll1x (дата обращения: 15.05.2023).

2 Доктор Боровских. Израиль и Палестина Финал

человеческой истории [Электронный ресурс]. URL:

https://yandex.ru/video (дата обращения: 22.10.2023).

ного зла. Причём ареной этой священной борьбы становится сама Россия, сейчас это - земля Киевской Руси (сакральное начало), колыбель русского народа, который снова поставлен перед выбором - за Христа или за Антихриста. Общественный деятель, эксперт российского ТВ, пресс-секретарь Всемирного русского народного собора Ю. В. Кот отмечает: «Наша малая Родина стала одной из важнейших точек сборки, которая явно влияет на будущее мироустройство. Избежать такой участи Малороссия и русские малороссы не могли в силу не только важности, но и святости этой земли»3. Таким образом, религиозный смысл «украинства» -борьба с православием.

Русская трагедия состоит в том, что юго-западная её часть - Украина, отрёкшись от веры и сделавшись анти-Россией, должна разрушить Россию - оплот православия. Однако, сделав выбор в пользу западных антихристианских ценностей, соглашаясь на унизительные условия - слуги, жертвы, донора, испытуемого, Украина обречена на самоуничтожение. По словам А. Г. Дугина, «украинское общество раскололось по самой фундаментальной эсхатологической, цивилизационной, и одновременно геополитической границе».4

Наше время воспринимается как апокалиптическое. Апокалипсис - буквально «Откровение» Христа о конце истории и её действующих силах, которые ранее были сокрыты, - есть онтология истории. Это открытие касается, прежде всего, последовательных фаз единого процесса апостасии западной цивилизации с её буржуазной идеологией, философией материализма, атеизма, верой в прогресс. Как утверждает патриарх Кирилл, только Россия с опорой на церковь может на какое-то время отодвинуть эту катастрофу.

Кот Ю. Украинцы! Ваша власть вам врёт! 1. Вас обнуляет Запад. 2. Вы не украинцы [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y8UA0Ge6fyinp1td (дата обращения: 16.01.2023).

Лепёхин В. Проект «Великая Хазария». Глобальные элиты меняют тактику. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/video/ watch/64edce6c93682c296987ed0d. (дата обращения: 13.09. 2023).

4

Многие неославянофилы-антиза-

падники обращаются к исследованиям А. С. Панарина, который более двадцати лет назад провидел, что глобальная война США за «демократию» есть прикрытие религиозной войны за создание нового мирового государства, порядок Антихриста. Следуя его мыслям, С. В. Тимченко (член Союза писателей России, главный редактор журнала «Славянка») пишет: «Мы включены в антагонистическое противостояние России и Запада: Россия идёт путём Христа, Запад - путём Антихриста. Их цель - уничтожение русской идеи, Православия как смыслового ядра нашей культуры и имперской государственности»1. С. А. Михеев также подчёркивает «удерживающую» миссию сильной имперской России: другие православные страны, политически примкнув к Западу, неизбежно приходят к религиозному отступлению, к принятию антихристианской идеологии трансгенде-ризма как перспективы для человечества. «Так осуществляется главная цель постхристианского Запада: внедрение извра-щенства и трансгендеризма, чтобы лишить человека Образа Божия»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ текущих событий в неославянофильской мысли подтверждает истинность классической славянофильской религиозной методологии в трактовке исторического процесса: религиозная вера является движущей силой исторической деятельности народов, определяя ход исторического процесса. Причём не только вера создаёт народ, но и сам народ выбирает религию, соответствующую творческим возможностям его духа. Отсюда, именно православие, которое для русской земли есть «совершенство», «цель» и знамя», соединившись с жизнью русского народа, стало органичным фундаментом его культуры, во многом обусловившим социальные и исторические процессы

Сергей Тимченко. Подвижница история, не оставь ратоборства твоего [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/news (дата обращения: 21.03.2023).

2 Сергей Михеев. Христианство считают помехой для

глобального западного проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://smotrim.ru/article/3424983 (дата обращения: 27.06. 2023).

страны. Именно православное христианство, по представлениям неославянофилов, является гарантией правильного и успешного развития России, ибо, как ещё писал А. С. Хомяков, «первым в ряду всех народов станет тот народ, который сохранил полнее и живее веру и который глубже и яснее сознает её святые требования» [8, с. 485].

С началом Военной спецоперации на Украине становится всё более очевидным, что Россия как православная христианская цивилизация противостоит глобальной богоборческой секте. Так, в программной Георгиевской речи Президент России разоблачил антихристианскую, сатанинскую сущность Запада. Знаменитый режиссёр и ведущий программы «Бесогон» Н. С. Михалков выразил общее мнение, что в противостоянии современному неоязычеству (сатанизму) возможно идейное объединение представителей традиционных религий в РФ на основе утверждения божественного происхождения человека.

Специальная военная операция открыла обществу не только истинное отношение Запада к России, но и острую необходимость искать альтернативную социально-экономическую и политическую модель, которая сможет обеспечить победоносную армию. Для достижения суверенитета стала очевидной взаимосвязь: народная спецоперация - народное государство - народное хозяйство (как целостная система), сильная армия и сильная власть. Известный историк и политолог А. И. Фурсов категорически заявляет: «Битву за суверенитет, за великодержавность олигархическая, финансово зависимая, сырьевая система выиграть не может»3. В этих условиях, логично рассуждает эксперт-экономист М. Л. Хазин: «нам необходимо подумать о создании новой элиты. А для этого необходимы люди, которые воевали с оружием в руках против колонизаторов»1.

3 Фурсов А. Пророчество Каддафи. Почему для России и мира всё только начинается [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/govoritfursov. (дата обращения: 06.11.2022).

V4V

2023 / № 4

Заключение жертвовав суверенитетом, то за последний

Мыслители-неославянофилы сохранили год произошёл значительный рывок в сто-

и развили основные принципы социально- рону суверенитета в осознании самобытно-

философской и политической концепции сти русской цивилизации. Базовым является

классического славянофильства. Отмечается заявление Президента России 21 сентября

колоссальный сдвиг общества и власти в от- 2022 г. в Великом Новгороде и 30 сентября

казе от западнического курса, господствовав- 2022 г. во время присоединения новых че-

шего до военного переворота, устроенного тырёх областей Новороссии к России на его

англосаксами на Украине и вызвавшего ре- утверждении, «что целью войны является

акцию Русской весны на Донбассе. Если де- объединение русск°ш народа» . Этот тезис

сять лет назад, с либерально-западнической можно трактовать, как задачу объединения в

точки зрения, цель России состояла в том, границах исторической России через духов-

чтобы в глобальной конкурентной борьбе ное - соборное - единство народа.

занять наиболее высокое место, даже по- Статья поступила в редакцию 17.07.2023.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С. Ю. За горизонтом конца истории. М.: Проспект, 2022. 416 с.

2. Дугин А. Г. Бытие и империя. Онтология и эсхатология Вселенского царства. М.: АСТ, 2023. 784 с.

3. Малофеев К. В. Империя: в 3 кн. Кн. 3: Настоящее и будущее. М.: АСТ, 2022. 528 с.

4. (Снычев) Иоанн, митр. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб.: Царское дело, 1998. 494 с.

5. Хомяков А. С. Аристотель и всемирная выставка // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Университетская типография, 1900. С. 177-196.

6. Хомяков А. С. Мнение иностранцев об России // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Университетская типография, 1900. С. 3-30.

7. Хомяков А. С. О старом и новом // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 3. М.: Университетская типография, 1900. С. 11-29.

8. Хомяков А. С. Черты из жизни халифов // Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1994. С. 475-485.

9. Фурсов А. И. Водораздел. Будущее, которое уже наступило. М.: Книжный мир, 2021. 416 с.

1

REFERENCES

Glaz'ev C. Yu. Za gorizontom konca istorii [Beyond the Horizon of the End of History]. Moscow, Prospekt Publ., 2022. 416 p.

Dugin A. G. Bytie i imperiya. Ontologiya i eskhatologiya Vselenskogo car-stva [Genesis and Empire. Ontology and Eschatology of the Universal Kingdom]. Moscow, AST Publ., 2023. 784 p. Malofeev K. V. Imperiya. Kn. 3: Nastoyashchee i budushchee [Empire. Bk. 3: Present and Future]. Moscow, AST Publ., 2022. 528 p.

(Snychev) Ioann, mitr. Russkaya simfoniya. Ocherki russkoj istoriosofii [Russian Symphony. Essays on Russian Historiosophy]. St. Petersburg, Carskoe delo Publ., 1998. 494 p.

Homyakov A. S. [Aristotle and the World Exhibition]. In: Homyakov A. S. Polnoe sobranie sochinenii. T. 1 [Complete Works. Vol. 1]. Moscow, Universitetskaya tipografiya Publ., 1900, pp. 177-196. Homyakov A. S. [Opinion of Foreigners about Russia]. In: Homyakov A. S. Polnoe sobranie sochinenii. T. 1 [Complete Works. Vol. 1]. Moscow, Universitetskaya tipografiya Publ., 1900, pp. 3-30. Homyakov A. S. [About the Old and the New]. In: Homyakov A. S. Polnoe sobranie sochinenii. T. 3 [Complete Works. Vol. 3]. Moscow, Universitetskaya tipografiya Publ., 1900, pp. 11-29. Homyakov A. S. [Traits from the Life of the Caliphs]. In: Homyakov A. S. Sochineniya. T. 1 [Essays. Vol. 1]. Moscow, Medium Publ., 1994, pp. 475-485.

Fursov A. I. Vodorazdel. Budushchee, kotoroe uzhe nastupilo [Watershed. A Future that has Already Arrived]. Moscow, Knizhnyj mir Publ., 2021. 416 p.

Хазин М. Схватка года в России: Элите «заказали» Путина. Большая чистка началась. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y7Fd2n_FfF1dqkMe (дата обращения: 01.01.2023).

Путин назвал целью России объединение русского народа [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti. ru/politics/news/2022/12/25/956943-nazval-tselyu (дата обращения: 01.01.2023).

2023 / № 4

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Алёхина Евгения Викторовна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Государственного университета просвещения; e-mail: [email protected]

Заложных Юлия Сергеевна - заведующий экспозиционно-выставочной деятельностью Калужского музея изобразительных искусств; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Evgenia V Alyokhina - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Department of Philosophy, State University of Education; e-mail: [email protected]

Yulia S. Zalozhnykh - Head of the Exposition and Exhibition Activities, Kaluga Museum of Fine Arts; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Алёхина Е. В., Заложных Ю. С. Современные славянофилы: оценка Специальной военной операции как противостояния идеологий суверенной государственности и ультраглобализма. Часть I // Современные философские исследования. 2023. № 4. С. 36-46. Э01: 10.18384/2949-5148-2023-4-36-46

FOR CITATION

Alekhina E. V., Zalozhnykh Yu. S. Modern Slavophiles: Assessment of the Special Military Operation as a Confrontation Between the Ideologies of Sovereign Statehood and Ultra-Globalism. Part I. In: Contemporary Philosophical Research, 2023, no. 4, pp. 36-46. DOI: 10.18384/2949-5148-2023-4-36-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.