Научная статья на тему 'Современные российские ученые в области естествознания - популяризаторы науки и писатели'

Современные российские ученые в области естествознания - популяризаторы науки и писатели Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1655
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Ирина Сергеевна

На примерах издательского опыта современных отечественных авторов А.Ю. Закгейма, М.И. Кацнельсона, А.В. Маркова рассмотрен феномен сочетания научно-исследовательской работы в области естествознания, педагогической деятельности, популяризации естественных наук и литературно-художественного творчества. Выявлены закономерности их авторской деятельности. Литературно-художественные произведения ученых и педагогов представлены фантастикой и поэзией, публикуемыми в газетах, журналах и коллективных сборниках. Научно-популярные произведения издаются в рамках монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные российские ученые в области естествознания - популяризаторы науки и писатели»

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

УДК 002.2 И.С. СОКОЛОВА

СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ - ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ НАУКИ И ПИСАТЕЛИ

Соколова Ирина Сергеевна, доцент кафедры издательского дела и книговедения Московского политехнического университета, кандидат филологических наук (Москва, ул. Большая Семеновская, 38), irso@yandex.ru

Аннотация. На примерах издательского опыта современных отечественных авторов - А.Ю. Закгейма, М.И. Кацнельсона, А.В. Маркова рассмотрен феномен сочетания научно-исследовательской работы в области естествознания, педагогической деятельности, популяризации естественных наук и литературно-художественного творчества. Выявлены закономерности их авторской деятельности. Литературно-художественные произведения ученых и педагогов представлены фантастикой и поэзией, публикуемыми в газетах, журналах и коллективных сборниках. Научно-популярные произведения издаются в рамках монографий.

Ключевые слова: автор, естественные науки, научная литература, учебная литература, научно-популярная литература, художественная литература.

UDC 002.2 I.S. SOKOLOVA

THE MODERN RUSSIAN SCIENTISTS IN THE FIELD

OF THE NATURAL SCIENCES ARE POPULAR WRITERS OF SCIENCE AND WRITERS

Sokolova Irina Sergeevna, PhD (philological sciences), associate professor of chair of publishing and bibliology at the Moscow polytechnic university (Moscow, Bolshaya Semenovskaya str., 38), irso@yandex.ru

Abstract. On examples of publishing experience of the modern domestic writers - A.Yu. Zakgeyma, M.I. Katsnelsona, A.V. Markova - a phenomenon of a combination of research work in the field of the natural sciences, pedagogical activity, popularization of the natural sciences and literary and art creativity is considered. Regularities of their author's activity are revealed. Literary and art works of scientists and teachers are submitted by the fantasy and the poetry published in newspapers, journals and collective collections. Popular scientific works are published within monographs.

Keywords: author, natural sciences, scientific literature, educational literature, popular scientific literature, fiction.

Современный мир с его огромными архивами и потоками информации - это уже не мир энциклопедистов, а мир узких профессионалов, хороших специалистов в какой-либо не слишком большой области. Один из наиболее крупных «разломов», с которого начинается профессиональная специализация человека сегодня - это разделение «естественно-научные и технические отрасли» и «гуманитарные сферы и искусство». Две культуры - естественных и технических наук, с одной стороны, и гуманитарных наук и искусства - с другой, диалектически находятся в постоянном противостоянии и взаимодействии. Особенности мировосприятия представителей той и другой культуры ярко, эмоционально, в публицистической манере были описаны более сорока лет назад Ч.П. Сноу [1]. Эта тема не утрачивает

своей значимости и по сей день. Среди представителей естественно-научной культуры, профессиональных исследователей можно выделить тех, кто выступал или / и выступает автором научно-популярных произведений. Из этого множества можно в свою очередь выделить авторов литературно-художественных произведений. Именно такие живущие в настоящее время российские специалисты, а точнее их социокультурные портреты и будут интересовать нас в рамках настоящей работы. Помимо профессиональных занятий определенным разделом той или иной естественной науки в исследовательском плане (статус ученого), как правило, эти люди профессионально занимаются и педагогикой (статус преподавателя) в высших учебных заведениях. Таким образом, они порождают тексты произведений, которые можно отнести к четырем видам литературы: научному, научно-популярному, учебному и художественному. Цель настоящей работы - выявить закономерности авторской деятельности подобных специалистов.

Научно-исследовательская работа в сфере естествознания как центральное направление деятельности предполагает существование ученого в границах научной коммуникации. Хотя некоторые специалисты, в частности С.М. Медведева, трактуют научную коммуникацию как «движение научных идей от ученого через научное сообщество в массовое сознание» [2, с. 278], нельзя не признать, что выход в массовое сознание происходит далеко не всегда и отнюдь не сразу, поэтому идея замкнутости научной коммуникации на себя не теряет практической актуальности. Проблематизация избранной нами темы видится в том, что популяризация естественных наук представляет собой деятельность, в основе которой лежит интранаучная коммуникация, то есть здесь происходит выход ученого (если именно он, а не научный журналист пишет научно-популярное произведение) за пределы привычной для него коммуникационной среды таких же профессионалов, где действуют свои постепенно меняющиеся механизмы [3]. Этот процесс сопровождается, как правило, обращением к иным по сравнению с используемыми в сфере собственно научной коммуникации языковым средствам и стилистическим приемам [4, с. 9], а также особым отбором смыслов, нуждающихся в популяризации и доступных для популяризации. Кроме того, такой автор способен увидеть гуманитарные измерения естественных наук по-своему, не так, как это делает гуманитарий [5, 6, 7]. Подобная деятельность существенно отлична от создания сугубо научного произведения. Причем если в гуманитарных отраслях грань между научным и научно-популярным произведением по критерию легкости его восприятия читателем-неспециалистом довольно часто почти стирается, то для естественно-научных областей эта граница оказывается в большинстве случаев очень жесткой и непроницаемой. Однако в научной и интранаучной коммуникации имеется объединяющий их элемент. Как считают П.И. Балабанов и О.Г. Басалаева, «особенность коммуникационного действия в науке состоит в том, что оно прежде всего ориентировано на нахождение взаимопонимания (курсив наш. - И.С.) между учеными и лишь затем на получение результата - знания» [8, с. 131]. Но интранаучная коммуникация также направлена на установление взаимопонимания между учеными и «неучеными». Автор, создающий научно-популярное произведение естественно-научной тематики, условно занимает промежуточное положение между автором научного текста с его обязательной и строгой реалистичностью, терминологической насыщенностью и автором литературно-художественного текста с его изобразительно-выразительными приемами и возможностями образности и вымысла. Поэтому встречающееся у ученых-естествоиспытателей сочетание популяризации естественных наук с литературно-художественным творчеством нам представляется вполне закономерным явлением. Промежуточное положение между научными и научно-популярными произведениями естественно-научного содержания, с нашей точки зрения, занимают произведения учебные, поскольку в процессе их создания происходит в большей или меньшей степени адаптация к информационным потребностям и возможностям потенциальных читателей-студентов. «Процесс преподавания требует постоянно обдумывать способы преподнесения знаний... опробовать различные варианты объяснений, демонстраций, описаний и выбирать лучший из них, создавать удачные, привлекательные

методические "изюминки" и яркие, запоминающиеся примеры», - полагает Н.Х. Розов [9, с. 15]. Вместе с тем произведения учебного вида литературы для высшей школы именно естественно-научной тематики обычно сильно ориентированы на каноны построения как в отношении семантических особенностей, так и в плане формы, используемые при создании произведений научного вида литературы в соответствующей, «своей» предметной области.

В общемировом масштабе один из наиболее заметных представителей ученых, занимавшихся естественно-научными исследованиями, педагогической деятельностью, популяризацией естествознания и бывших известными писателями, - американец российского происхождения Айзек Азимов. «...А. Азимов известен как ученый-биохимик. Помимо этого, он серьезно занимался астрономией и создал научно-теоретические произведения о галактиках, о возникновении Вселенной и Земли. Именно вследствие того, что Азимов имел такие фундаментальные знания, его научно-фантастические произведения были так интересны, привлекательны и достоверны», - замечает Ш.Я. Курбанова [10, с. 110]. Обратим внимание на то, что А. Азимов работал в жанре научной фантастики, что можно рассматривать как своего рода продолжение его научно-исследовательской, преподавательской и популяризаторской деятельности. Далее мы увидим, что именно фантастика - наиболее типичный жанр для рассматриваемых нами российских авторов-исследователей естественных наук, хотя, если говорить именно о научной фантастике, как считает В.М. Маслов, «российская мысль сравнительно менее открыта к принятию научной фантастики» [11, с. 184].

В нашей стране имена столь крупных фигур, совмещавших или совмещающих все четыре вида деятельности, мы вряд ли сумеем назвать. Однако среди современных отечественных ученых, занятых в сфере естественных наук, можно отметить некоторые имена (оговоримся, что круг перечисляемых нами далее авторов отнюдь не претендует на исчерпывающую полноту, но призван продемонстрировать суть самого феномена).

Александр Юделевич Закгейм (родился в 1930 году) - химик-технолог, кандидат технических наук, работал в Московском государственном университете тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова (МИТХТ). Основное жанровое направление его литературно-художественного творчества - научная фантастика. Помимо этого он автор поэтических произведений. Как писатель А.Ю. Закгейм публиковался в научно-популярном журнале «Химия и жизнь», в журнале «Вестник высшей школы», литературном альманахе МИТХТ «Глоток кислорода». В 1985 году московское издательство «Знание» в составе серии «Новое в жизни, науке, технике. Химия» опубликовало его научно-популярную работу «Структура потоков и химические реакции». Научно-популярное произведение А.Ю. Закгейма «Системность - симметрия - эволюция в физике, химии, биологии» было выпущено в 2012 году московским издательством «Либроком» в серии «Науку - всем! Шедевры научно-популярной литературы» и переиздано в 2014 году. Особенностью данной работы является то, что в ее основе лежал курс лекций по дисциплине «Концепции современного естествознания», читаемый автором в течение последних десяти лет для группы музыкального менеджмента в Российской академии музыки имени Гнесиных. То есть произошла своего рода трансформация учебных текстов в научно-популярный, ориентированный, как сказано в аннотации, на «всех желающих познакомиться с принципами построения системы естественных наук». Назовем учебные издания А.Ю. Закгейма: это учебные пособия для студентов химико-технологических вузов «Введение в моделирование химико-технологических процессов: Математическое описание процессов» (М.: Химия, 1973) в серии «Химическая кибернетика», «Введение в моделирование химико-технологических процессов» (М.: Химия, 1982) в той же серии, «Общая химическая технология. Введение в моделирование химико-технологических процессов» (М.: Логос) 2009, 2010 и 2012 годов издания в серии «Новая университетская библиотека». Для стиля и научной, и педагогической, и популяризаторской, и литературно-художественной деятельности А. Ю. Закгейма характерны поиск нестандартных подходов, парадоксальность, гуманитар-ность и вместе с тем выраженный, даже обостренный гуманизм. К примеру, он описывает

интересный и показательный в этом отношении случай из собственной педагогической практики: «Уважение к личности студента в некоторых случаях требует от преподавателя немалых усилий. Иногда к успеху здесь могут привести самые неожиданные ситуации. Рискну привести почти анекдотический пример. У меня была студентка по фамилии Решето, которой я почему-то с самого начала очень не понравился. Разговаривать с нею было почти невозможно - она замыкалась и не отвечала мне. Однажды я совершил тяжкую оплошность - перепутал ее фамилию, обратился к ней: "Сито!" Она, естественно, оскорбилась, вспыхнула и чуть не убежала с занятия. Я ужасно огорчился, стал буквально умолять о прощении. И удивительное дело: девушка поверила в искренность моего раскаяния. Она не только извинила меня, но с этого момента у нас установились самые лучшие деловые и человеческие отношения, и дальше работать стало легко» [12, с. 42].

Михаил Иосифович Кацнельсон (родился в 1957 году) - физик, доктор физико-математических наук, работал в Институте физики металлов УрО РАН, с 2004 года работает в университете Радбоуда (Нидерланды). Он выступил в качестве соавтора (совместно с В.Ю. Ирхиным) двух научно-популярных работ: «Уставы небес: 16 глав о науке и вере» (Екатеринбург: У-Фактория, 2000; переиздание - М.: Айрис-Пресс, 2004. (Зеркало цивилизации)) и «Крылья Феникса: Введение в квантовую мифофизику» (Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003). Специфика этих произведений, как видно уже из заголовков, в попытке анализировать мифологический, религиозный и в целом духовный опыт человечества и естественно-научное знание в единстве. По признанию самого М.И. Кацнель-сона, именно создание этих произведений послужило толчком к появлению стихов, которые он хотел обнародовать: «Стихи, которые (на мой взгляд) не стыдно кому-то показывать, я стал писать совсем недавно. Как-то вдруг резко изменились внутренние настройки. Думаю, тут было два важных момента: что написал и опубликовал с Валей Ирхиным два ненаучных трактата, получив тем самым опыт литературной деятельности, и что в какой-то момент решил, что трактаты больше писать не буду. Удалось с кем-то (или с Кем-то) договориться поменять шило на мыло. Склонность к трактатописанию на рифмоплетство» [13, с. 14]. Интересно, что М.И. Кацнельсон не идентифицирует себя с участниками и творцами литературного процесса, то есть фактически не считает себя поэтом: «Со стихами это радость. Может, еще и потому, что стихи пишешь совершенно бескорыстно. Никакого участия в «литпроцессе» и никаких мыслей об этом. А научными статьями я на жизнь зарабатываю все же. И должен думать, где и как это будет опубликовано, и т.п.» [13, с. 14]. Стихотворные произведения М.И. Кацнельсона публикуются на страницах газеты «Троицкий вариант. Наука». Среди учебных изданий, автором которых выступил М.И. Кацнельсон, можно назвать подготовленные в соавторстве с Б.Х. Ишмуха-метовым «Введение в теорию относительности» (Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1996), «Введение в физику атомного ядра и физику элементарных частиц» (Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011), «Введение в теорию элементарных частиц и атомных ядер» (Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011). М.И. Кац-нельсон отмечает, что в детстве, отрочестве и юности его интересовали самые разные научно-популярные книги, необязательно по физике: «.что я буду заниматься наукой, я знал всегда, с тех пор, как узнал это слово. Какой наукой - это менялось. Кроме детской энциклопедии на меня сильно подействовал А.Е. Ферсман и его книги «Занимательная минералогия» и «Рассказы о самоцветах». Впрочем, на выбор профессии это не повлияло, а вот минералы собираю до сих пор. Винер и Фейнман действительно повлияли - я понял, что больше всего меня интересует прикладная математика и теоретическая физика (тогда по малолетству я их и не различал). Если выделять одну самую главную научно-популярную книгу за всю жизнь, наверное, это "Характер физических законов" Р. Фейнмана» [14, с. 5].

Александр Владимирович Марков (родился в 1965 году) - биолог, доктор биологических наук, работает в Палеонтологическом институте РАН и на биологическом факуль-

тете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, с 2014 года заведует там кафедрой биологической эволюции. «Я уже больше 10 лет занимаюсь популяризацией. Наукой все меньше, а популяризацией все больше», - пишет он о себе [15, с. 8]. Его научно-популярная монография «Эволюция человека» в двух томах - первый том «Обезьяны, кости и гены», второй том «Обезьяны, нейроны и душа» (М.: Астрель: Corpus, 2011) в 2011 году стала лауреатом премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» фонда «Династия» Д.Б. Зимина в номинации «Естественные науки» и стала бестселлером. Другие его научно-популярные книги - «Рождение сложности: Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы» (М.: Астрель: Corpus, 2010) и «Эволюция: Классические идеи в свете новых открытий» в соавторстве с Е.Б. Наймарк (М.: АСТ, 2014). Выделяя вслед за С.Г. Иняшкиным такие жанры фантастики, как научная фантастика, социальная фантастика (утопия / антиутопия), фэнтези, альтернативная история, хоррор (литература ужасов) [16, с. 14-15], мы можем сказать, что в литературно-художественной области А.В. Марков работает в жанрах фэнтези («Апсу», «Отражение Улле» и др.) и альтернативной истории («Сага о Западных землях» в соавторстве с Е. Марковой, «Исторические повести о викингах» и др.). Его литературно-художественные произведения публиковались в составе сборников московских издательств «Молодая гвардия», «Терра», «Армада».

Естественные науки воздействуют на искусство, и, наоборот, искусство влияет на естественные науки [17, с. 13]. Мы видим, что в орбите литературно-художественного творчества упомянутых ученых-естественников находятся прежде всего фантастика и поэзия. В этом качестве авторы публикуются преимущественно в газетах, журналах, коллективных сборниках, не издавая, как правило, собственных авторских сборников и отдельных моноизданий. Добавим, что журнал и газета - вполне характерные площадки выступления со своими произведениями писателей-фантастов [18, с. 42]. При этом массовой, широкой популярности в роли писателей и поэтов названные ученые не имеют. Публикация же научно-популярных произведений этих же авторов обычно осуществляется в рамках научно-популярных монографий, нередко в соавторстве. Некоторые социологи указывают на то, что у ученых-естествоиспытателей, занимающихся популяризацией научных знаний, подчас возникают проблемы с профессиональной самоидентификацией, с определением своего статуса, когда они не могут однозначно ответить на вопрос, кто они -научные работники или популяризаторы науки [19, с. 115].

Ученый, по мнению других людей, «видит необычное в обычном; выявляет закономерности в хаосе бытия» [20, с. 147]. И то и другое качество необходимы не только для проведения результативных естественно-научных исследований, высокоэффективной преподавательской работы, но и для создания научно-популярных произведений по естествознанию и литературно-художественных произведений, в особенности в области фантастики и поэзии.

Мы говорили о творческой деятельности в науке, в популяризации науки, в педагогике, в сфере художественной литературы авторов, представляющих различные естественные науки - химию, физику, биологию. Они создают научные, учебные, научно-популярные, литературно-художественные произведения. В аналитико-теоретическом плане можно зафиксировать именно такой градиент - «научные - учебные - научно-популярные -литературно-художественные произведения». Однако применительно к реальной жизни трудно рассуждать об упорядоченности и той или иной системе. Наука, педагогика, популяризация науки, литературно-художественное творчество оказываются тесно взаимосвязанными, соединенными взаимовлияниями.

Литература

1. Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Две культуры: сб. публицистич. работ: сокр. пер. с англ. М., 1973.

2. Медведева С.М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации // Вестник МГИМО - Университета. 2014. №4.

3. Жукова И.А. Структурные изменения и инновации в системе научных коммуникаций // Социология науки и технологий. 2012. №1.

4. Мамаева С.А. Коммуникативные стратегии ученых // Научная периодика: проблемы и решения. 2011. №3.

5. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991.

6. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (Гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов н/Д, 1992.

7. Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии: Диалог между науками

0 природе и о человеке. М., 2003.

8. Балабанов П.И., Басалаева О.Г. Особенности процессов коммуникации в науке, культуре и обществе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. №32.

9. Розов Н.Х. Преподаватель российского вуза // Естественнонаучное образование: вектор развития: сб. М., 2015.

10. Курбанова Ш.Я. Айзек Азимов и фантастика в американской литературе XX века // Международный научный журнал. 2013. №3.

11. Маслов В.М. Научная фантастика в системе современного научного знания // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №3.

12. Закгейм А.Ю. Об этике преподавателя // Российский химический журнал. 1999. №6.

13. Кацнельсон М.И. «Поэтический и научный текст должен быть очень плотным...» // Троицкий вариант. Наука. 2010. №59.

14. Демина Н. «...Значит, нужные книги ты в детстве читал...» // Троицкий вариант. Наука. 2010. №53.

15. Марков А.В. Самообразование - необходимое условие популяризации // Троицкий вариант. Наука. 2013. №141.

16. Иняшкин С.Г. Американский научно-фантастический дискурс XX века // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Лингвистика». 2011. №1.

17. Солдатова Н.П. Научная и художественная картины мира и их взаимодействие: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1999.

18. Дрябина О.В. Литературная среда фантастики: к постановке проблемы // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. №34.

19. Абрамов Р.Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. №1.

20. Ащеулова Н.А. В центре внимания ученых - ученые / Н.А. Ащеулова, В.М. Ломо-вицкая, С.А. Кугель // Социологические исследования. 2010. №5.

References

1. Snow Ch.P. Two cultures and scientific revolution // Snow Ch.P. Two cultures: collection of publicistic works: the reduced translation from the English. Moskow, 1973.

2. Medvedeva S.M. From scientific creativity to popularization of science: theoretical model of scientific communication // Vestnik MGIMO - Universiteta. 2014. №4.

3. Zhukova I.A. Structural changes and innovations in the system of scientific communications // Sociologija nauki i tehnologij. 2012. №1.

4. Mamayeva S.A. Communicative strategy of scientists // Nauchnaja periodika: problemy

1 reshenija. 2011. №3.

5. Gachev G.D. Kniga udivlenij, ili Estestvoznanie glazami gumanitarija, ili Obrazy v nauke [The book of surprises, either Natural sciences with the humanist's eyes, or Images in science]. Moskow, 1991.

6. Gachev G.D. Nauka i nacional'nye kul'tury (Gumanitarnyj kommentarij k estestvo-znaniju) [Science and national cultures (The humanitarian comment to natural sciences)]. Rostov-on-Don, 1992.

7. Gachev G.D. Gumanitarnyj kommentarij k fizike i himii: Dialog mezhdu naukami o prirode i o cheloveke [The humanitarian comment to physics and chemistry: Dialogue between sciences about the nature and about the person]. Moskow, 2003.

8. Balabanov P.I., Basalayeva O.G. Features of processes of communication in science, culture and society // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015. №32.

9. Rozov N.H. A teacher of the Russian higher education institution // Natural-science education: development vector: collection. Moskow, 2015.

10. Kurbanova Sh.Ya. Ajzek Azimov and a fantasy in the American literature of the 20th century // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2013. №3.

11. Maslov V.M. The science fiction in the system of modern scientific knowledge // Fundamental'nye i prikladnye issledovanija: problemy i rezul'taty. 2013. №3.

12. Zakgeym A.Yu. About ethics of the teacher // Rossijskij himicheskij zhurnal. 1999. №6.

13. Katsnelson M.I. «The poetic and scientific text has to be very saturated...» // Troickij variant. Nauka. 2010. №59.

14. Dyomina N. «...It means that you read the necessary books in the childhood...» // Troickij variant. Nauka. 2010. №53.

15. Markov A. V. Self-education - a necessary condition of popularization // Troickij variant. Nauka. 2013. №141.

16. Inyashkin S.G. American science-fiction discourse of the 20th century // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser. «Lingvistika». 2011. №1.

17. Soldatova N.P. Scientific and art pictures of the world and their interaction: sinopsis of the thesis ... PhD (philol.). Saint Petersburg, 1999.

18. Dryabina O.V. Literary environment of a fantasy: to statement of a problem // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. №34.

19. Abramov R.N. Professionalizing of scientific journalism in Russia: community, knowledge, media // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2014. №1.

20. Ashcheulova N. A. There are the scientists in the center of attention of the scientists / N.A. Ashcheulova, V.M. Lomovitskaya, S.A. Kugel // Sociologicheskie issledovanija. 2010. №5.

УДК 316.774: 002.1 Е.А. ЕВТЮХИНА

К ПРОБЛЕМЕ БИБЛИОТЕКИ КАК СИСТЕМЫ

Евтюхина Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук (Рязань, ул. Татарская, 7), olgamozaleva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается сущность библиотеки как системы с точки зрения современных достижений системного подхода в нашей стране. Существенной новизной представленной в работе концепции является рассмотрение библиотеки с точки зрения категории взаимодействия - ключевым понятием синергетики. Сущность библиотеки как системы заключается в исключительно двухконтур-ной системе, ведущими категориями которой являются синергетические понятия субъекта и объекта или пользователя библиотеки и документа в условиях реальной библиотечной деятельности. Перспективой развития этой темы будет ее дальнейшее исследование с точки зрения теории и практики библиотечной деятельности.

Ключевые слова: библиотека, система, взаимодействие, субъект, объект, двухконтурность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.