Современные российские ТНК: анализ позиций в товарных секторах рынка
Иванова Светлана Васильевна
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Нечаев Сергей Юрьевич
аспирант кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
В статье рассмотрены и проанализированы основные виды современных российских транснациональных компаний в условиях глобализации мировой экономики ( это в основном приватизированные нефтяные и металлургические гиганты, компании, интернационализация которых обеспечена иностранным инвестором, корпорации, деятельность которых разворачивается на экономическом пространстве бывшего СССР, корпорации - фактические наследники советских ТНК и псевдо-ТНК ), а также выделены типы ТНК (группа интегрированных предприятий; холдинги в рамках одной отрасли, объединение отдельных предприятий, занятых в разных отраслях экономики). Представлены характеристики российских ТНК; определены основные формы создания и развития российских ТНК; выделены основные проблемы, препятствующие выходу российских ТНК на международный рынок среди которых можно выделить следующие: недостаток финансовых средств и практического опыта у российских ТНК для реализации глобальных стратегий, низкая капитализация и неустойчивость развития российского банковского сектора, низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках и другие. Сделан вывод о том, что российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. Представлен прогноз новых крупных зарубежных сделок с участием российских корпораций, указаны направления их экспансии ( страны СНГ, Европа (главным образом Великобритания, Италия и Германия, возможно, страны Центральной и Восточной Европы), а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки).
Ключевые слова: транснациональные компании, российские транснациональные корпорации, иностранные инвестиции, интернационализация бизнеса, формы экспансии, формирование и развитие российских ТНК; сырьевой рынок
Прежде чем проводить анализ позиций современных российских транснациональных компаний в товарных секторах рынка необходимо выделить основные признаки ТНК:
- международное размещение производства и реализации;
- согласованность действий на международном уровне;
- интернациональный состав собственников и управляющих;
- существенное воздействие на мировой рынок.
В данном контексте многонациональные и глобальные корпорации можно считать вариантами ТНК, отражающими процесс интернационализации мирохозяйственных связей [6].
В настоящее время в российской экономике выделяется несколько видов российских ТНК:
- классические ТНК, представленные в основном приватизированными нефтяными и металлургическими гигантами;
- компании, интернационализацию которых обеспечил иностранный инвестор;
- корпорации, деятельность которых разворачивается на экономическом постсоветском пространстве;
- корпорации, являющиеся фактически наследниками советских ТНК;
- псевдо-ТНК, представленные морскими пароходствами (перевод судов под контроль зарубежных дочерних фирм относится к типу прямых инвестиций).
Представляем краткую характеристику выше названных видов российских ТНК.
1. Наиболее значимым является классический вид ТНК, в основном это приватизированные нефтяные и металлургические гиганты. Часть экспортной выручки владельцы российских ТНК предпочитают инвестировать за рубежом. Особенность российских ТНК данного вида заключается в том, что они преследуют две группы целей:
■ Легальные капиталовложения за рубежом позволяют обезопасить свой бизнес и повысить имидж, необходимый для выхода на западные фондовые рынки;
■ Прямые иностранные инвестиции могут иметь и производственную целесообразность - ради обеспечения доступа к сырьевым ресурсам (при инвестировании в странах с развивающейся или переходной экономикой) или к новым технологиям (при слиянии и поглощении фирм в развитых странах).
Достаточно редко российскими ТНК решается задача облегчения доступа на зарубежные рынки сбыта.
Прогнозируя дальнейшее развитие сырьевых российских ТНК, важно отметить, что в будущем ими продолжится активная покупка зарубежных активов по всему миру. В настоящее время российские компании встречают активное противодействие при попытках диверсификации своего бизнеса за рубежом. У российских ТНК пока еще остаются шансы приобретать в развитых странах только фирмы среднего размера, причем находящиеся преимущественно в сложном финансовом положении. Кроме того, значительное влияние на стратегию ТНК при проведении сделок по слияниям и поглощениям оказали финансово-экономический кризисы 2008-2009 и 2014-2015 годов, что выразилось в сокращении количества и объема сделок и даже их отмене. Аналогичная ситуация повторяется и в настоящее время.
2. Компании, интернационализацию которых обеспечил иностранный инвестор. Примерами данного вида ТНК являются:
- без капиталовложений телекоммуникационного гиганта «Дойче Телеком» трудно было бы представить столь стремительную экспансию российской компании «МТС» в Украине, Белоруссии, Узбекистане и Туркмении;
- компания «Вымпелком» - конкурент МТС - вышла за пределы московского региона, а затем начала экспансию в Казахстане и других странах СНГ только после появления в числе ее акционеров норвежского концерна «Теленор»;
- концерн «ТНК-ВР» смог осуществлять масштабные прямые инвестиции в Украину после слияния с британским концерном.
О £
Я
3
V 2
сч cJ
£
Б
а
2 ©
3. Корпорации, деятельность которых разворачивается на экономическом пространстве бывшего СССР. Кроме РАО «ЕЭС России», можно назвать другие государственные и частные фирмы, которые проводят интеграцию внутри СНГ предприятий-смежников: «ТВЭЛ» (инвестиции в добычу урана в Казахстане), «Атомредметзолото» (капиталовложения в горно-химический комбинат в Узбекистане), «Вимм-Билль-Данн» (создание молокозаводов на Украине и в Киргизии).
Активизация деятельности российских ТНК на территории бывших союзных республик обусловлена следующими факторами: низкие транспортные издержки, налаженные в условиях СССР научно-технические и производственные связи, понятная местная предпринимательская среда, наличие емких рынков сбыта с низкой конкуренцией, лояльное отношение к российской продукции.
4. Корпорации - фактические наследники советских ТНК. К началу 1990-х гг. накопленная сумма советских прямых иностранных инвестиций в промышленность и сферу услуг достигала 0,7 млрд долл. США, а активы советских заграничных банков превышали 1 млрд долл. В настоящее время несколько таких компаний по-прежнему играют значительную роль в экономике России. Это «Газпром», «Зарубежнефть», «Банк ВТБ» (главный российский транснациональный банк) и приватизированный «Ингосстрах». К такому типу компаний относится и государственный концерн «Нафта Москва» (бывший «Союзнефтеэкспорт») с дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах.
5. Псевдо-ТНК представлен морскими пароходствами (перевод судов под контроль зарубежных дочерних фирм относится к типу прямых инвестиций). Однако мы не исключаем, что благодаря капиталовложениям в зарубежные судоремонтные заводы и портовые комплексы часть российских морских пароходств трансформируется в «классические» ТНК.
Кроме рассмотренных видов ТНК, российские корпорации можно разделить на следующие типы:
- группа интегрированных предприятий;
- холдинги в рамках одной отрасли («Вымпелком»);
- объединение отдельных предприятий, занятых в разных отраслях экономики («Альфа-групп»).
К группе интегрированных предприятий мы относим «Базовый элемент»
Олега Дерипаски, в состав которой входят корпорация «РУСАЛ», бывший «Ингосстрах», автомобильная компания «ГАЗ», золотодобывающая компания «Союзметаллресурс».
Формирование и развитие российских транснациональных корпораций осуществляется двумя основными способами.
Во-первых, образованием мощных национальных корпораций - финансово-промышленных групп (ФПГ) с последующей их экспансией на мировом рынке.
Во-вторых, использованием имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ, созданием транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран содружества.
Следует отметить разнообразие форм экспансии российских ТНК, среди которых выделяются следующие.
Во-первых, осуществление прямых зарубежных инвестиций. Финансирование зарубежных филиалов происходит преимущественно путем разовых прямых капиталовложений, после чего структурные подразделения развиваются за счет использования собственной прибыли.
Во-вторых, трансграничные слияния и поглощения. Этот способ инвестирования оказался весьма действенным.
В-третьих, создание консорциумов. Российский монополист добычи алмазов «АЛРОСА» является участником консорциума (32% участия) с ангольской государственной компанией «Андтума», бразильской «Одебрехт Дуймонти» и нидерландской «Фанензинг Б.В.» по разработке кимберлитовой трубки «Катока» в Анголе, одного из крупнейших месторождений алмазов мира.
В-четвертых, приобретение лицензий. Покупаются лицензии на право поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на территориях принимающих стран.
Глобальная конкурентоспособность ассоциируется прежде всего с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций. В России даже ведущие компании, несмотря на их видимый рост в последние годы, все еще значительно отстают не только от западноевропейских корпораций (как по объемам оборота, так и по капитализации), но и от ведущих компаний развивающихся стран. Так, например, крупнейшая частная российская нефтедобывающая компания «ЛУКойл» отстает по объемам продаж от американской «Эксон-Мобил» в 7
раз и от ведущей бразильской нефтяной корпорации «Petrobras» - в 1,5 раза. Российская металлургическая компания «Северсталь» отстает от «ArcelorMittal» из Люксембурга в 8 раз и от бразильской «Vale» - в 2 раза. В химической промышленности российский «Уралкалий» отстает от германской BASF в 100 раз и от Саудовской «Saudi Basic Industries» - в 27 раз. Российский Сбербанк уступает американской «Citygroup» в 11 раз, а китайской ICBC - в 2,5 раза [3].
Анализ расчетов свидетельствует, что по причине гораздо большей численности занятых человек, российский «Газпром» более, чем в 10 раз отстает от норвежской нефтегазовой компании «StatoilHydro». Ведущая частная нефтедобывающая компания России ПАО «ЛУКОЙЛ» имеет в четыре раза меньшую выработку на одного занятого, чем государственная бразильская нефтедобывающая компания «Petrobras». Российская Российская «Северсталь» по производительности в 4 раза уступает китайской «Shanghai Baosteel Group Corporation», в 7 раз - бразильской «Gerdau S. A.» и почти в 20 раз - японской «Nippon Steel». Даже в такой «рыночной» сфере экономики, как финансы, наши компании серьезно проигрывают: российский Сбербанк в 2,5 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и почти в 10 раз - чем бразильский Banco do Brasil. При втрое меньших объемах оборота в Сбербанке работает 240 тысяч человек, в то время как в бразильском банке - 83 тысяч человек.
Российские ТНК слабо представлены в списках развивающихся стран. Крупнейшая российская компания ПАО «ЛУКОЙЛ» с объемом зарубежных активов на уровне 8 млрд долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малайзийской государственной нефтяной компании «Petronas» (26 млрд долл. зарубежных активов). Российские компании обладают, как правило, низкоэффективными зарубежными активами. Так, у компании «ЛУКойл» коэффициент эффективности активов составляет всего 0,6, в то время как у малайзийской «Petronas» - 6,4, у индийской «Oil and Natural Gas Corporation» - 1,3. Эффективность приобретенных зарубежных активов у «Норильского никеля» составляет 0,8, а у бразильской добывающей корпорации «Companhia Vale de Rio Doce» - 1,9. У российских машиностроительной компании ОМЗ и металлургической «Мечел» этот показатель крайне низкий, стремящийся к нулю. [4].
Эффективность активов других зарубежных металлургических и машиностроительных компаний также значительно выше, чем российских. И это не удивительно. Например, ПАО «Северсталь» приобрела ряд заводов в США («Esmark» за 1,24 млрд долл. и «WCI Steel» за 140 млн долл.). По данным журнала «Эксперт», с приобретением этих активов доля зарубежной составляющей в ПАО «Северстали» достигнет 60% [3].
Однако зарубежные заводы имеют огромную долговую нагрузку и отличаются почти полным отсутствием прибыли. Это означает, что убыточные американские активы фактически будут дотироваться за счет прибыльных российских предприятий, поддерживая на уровне весь холдинг в целом. Аналогичная ситуация и в других российских компаниях, приобретающих за рубежом сомнительные с точки зрения эффективности активы.
В отличие от развитых и ряда развивающихся стран, Россия н в настоящее время не только испытывает недостаток эффективных крупных компаний мирового уровня, но еще больше страдает от отсутствия растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. С момента создания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
Статистические исследования показывают, что среди российских транснациональных компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентирован-ном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих международных транснациональных корпораций. В борьбе на мировых товарных рынках российские транснациональные компании могут использовать лишь ценовые факторы. Нередко, чтобы закрепиться на зарубежном рынке, они прибегают к продаже товаров по демпинговым ценам. Однако в долгосрочной перспективе такая поли-
тика может иметь и обратный эффект, то есть привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот - к сужению доли на рынке или полному вытеснению с него. Поэтому недостаточно использовать лишь ценовой фактор в современной борьбе за мировые рынки. Необходимо активно реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным международным транснациональным компаниям.
Следует отметить, что официально в настоящее время ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК. Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных. К транснациональным компаниям, относятся в основном компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», «ПАО «НК»Рос-нефть», и др.
Безусловно, для современной России весьма остро стоит вопрос об углублении участия в международном разделении труда. При этом, говоря о конкурентоспособности в настоящих условиях, мы предлагаем исходить из новой ситуации, когда на внутреннем рынке в последние годы возникла конкуренция между российскими фирмами, а также между российскими и зарубежными производителями. Что касается мирового рынка, то конкуренция между российской и зарубежной продукцией существовала всегда. Новое в сегодняшней ситуации заключается в том, что зарубежным фирмам теперь противостоит не единый соперник в лице Министерства внешней торговли, а отдельные российские производители, более свободные в выборе своей конкурентной стратегии, но и менее защищенные поддержкой со стороны государства. В последние годы существенно усилилась экспансия российских компаний в борьбе за мировые рынки. В наибольшей степени это характерно для компаний, добывающих и перерабатывающих минеральное и энергетическое сырье. К таким компаниям относятся, прежде всего, наиболее крупные, имеющие средства для приобретения активов в других странах.
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о том, что в России происходит формирование транснациональ-
ных корпоративных структур. Наиболее интенсивно идет их формирование в нефтяном и газовом секторах, минерально-сырьевого комплекса, реализуются также проекты создания зарубежных производств в алмазном секторе, алюминиевой и золотодобывающей отраслях промышленности, а также в отрасли по добыче никеля.
При анализе деятельности российских крупных корпораций, следует обратить внимание на проблемы их интернационализации. Российские корпорации при выходе на внешние рынки сталкиваются с различными препятствиями, среди которых мы выделяем следующие:
- недостаток финансовых средств и практического опыта у российских ТНК для реализации глобальных стратегий (прежде всего, это относится к новым классическим ТНК - «Эльдорадо», «Глория Джинс»);
- низкая капитализация и неустойчивость развития российского банковского сектора;
- низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках. В среднем, лишь 20-25% российских корпораций считаются конкурентоспособными на мировых рынках. Характерно, что этот показатель существенно различается в зависимости от отрасли: если в химической промышленности доля конкурентоспособных компаний превышает 45%, то в пищевой промышленности - 10-12%;
- географическая структура инвестиций российских ТНК, в основном, характеризуется вложением финансовых ресурсов в страны СНГ и Восточной Европы;
- исторически сложившийся негативный имидж российских ТНК в развитых странах, характеризующийся отношением к российскому бизнесу как к бизнесу с «низкими стандартами» с правовой точки зрения и пронизанному коррупцией. По данным опросов журнала «Слияния и поглощения», российскому бизнесу в развитых странах доверяют лишь 18% топ-менеджеров;
- несоответствие государственных и частных экономических интересов, преследуемых участниками процесса при выходе на зарубежные рынки;
- отсутствие четко выработанной позиции государства в отношении глобальных целей ТНК;
- недостаточная разработанность механизмов выхода российских ТНК за рубеж (в первую очередь инвестиционных и финансовых).
О
3
в
3
V 2
сч cJ
£
Б
2 о
В целом российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. В перспективе ожидаются новые крупные зарубежные сделки с участием российских корпораций. По-прежнему основными направлениями их экспансии останутся страны СНГ, Европа (главным образом Великобритания, Италия и Германия, хотя будут предприниматься новые попытки закрепиться в странах Центральной и Восточной Европы), а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки.
Таким образом, в современных условиях секторальных санкций для российских ТНК важно:
1. Участвовать в приобретении относительно дешевых природных ресурсов путем инвестирования средств в свои зарубежные филиалы. Это необходимо осуществлять с целью недопущения ситуации, когда экономика России может оказаться зажатой в рамках собственной территории.
2. Учитывать неоднородность «классических» российских ТНК, по меньшей мере в отраслевом плане:
- по масштабам зарубежных активов лидируют нефтегазовые компании;
- заметную роль играют компании черной и цветной металлургии, хотя их доля после начала мирового экономического кризиса сократилась;
- постепенно растет значение прямых иностранных инвестиций в сферу услуг, что типично для современных трансграничных инвестиций во всем мире. Речь идет как о телекоммуникациях, так и о транспорте, банковском секторе.
- отсутствуют в России крупные машиностроительные ТНК (при этом в мире в целом 5 из 20 ведущих ТНК представляют автомобилестроение и электротехническую отрасль).
- среди российских химических ТНК выделяются производители удобрений, а отнюдь не фармацевтические фирмы, как в Европе и США.
К сожалению, в нашей стране нет инструментов цивилизованного лоббизма - большинство российских ТНК пассивно приспосабливаются к государственным политическим решениям, иногда выгадывая от наличия неформальных контактов в органах власти. К тому же российские ТНК сталкиваются с большой конкуренцией со стороны китайских ТНК в Казахстане и ТНК стран ЕС в Белоруссии, причем в будущем эта проблема обострится
Для поддержания интересов национальной безопасности государство должно оказывать помощь российским компаниям в приобретении ими зарубежных активов и применении разнообразных форм международного экономического сотрудничества и в изменении стереотипов отношения к российскому бизнесу в других странах.
Литература
1. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. - 2005. -№ 4.
2. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инноваци-онность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. -2005. - № 2.
3. Forbes Global 2000 leading companies 2013 г. [Электронный ресурс] // http://www.forbes.com/global2000. Место России среди стран мира. [Электронный ресурс] // http:// newsruss.ru/doc/ index.php.
4. Толстель М. С. Совершенствование стратегии управления рисками финансовых ТНК в условиях секторальных санкций. - Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. -№ 7.
5. Иванова С.В. Всемирная торговая организация и транснациональные компании в глобальной экономике, М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», 2014.
6. Иванова С.В. Модальности присутствия ПИИ в ракурсе теорий «догоняющего развития» // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2012. № 8.
7. Громова А.И. «Зеленая» экономика как концептуальная основа становления и развития ТНК. // Инновации и инвестиции. 2014. №11. с. 170-173
8. Чернова В.Ю. Роль транснациональных компаний на российском рынке безалкогольных напитков. Значимость ТНК в продовольственной безопасности. странах // Инновации и инвестиции. 2015. №10. с. 106-108
Modern Russian multinational corporations: the analysis of line items in commodity sectors of the market Ivanova S.V., Nechayev S.Yu. Plekhanov Russian Academy of
Economics In article main types of modern Russian multinational companies in the conditions of globalization of economies (these are generally
privatized oil and metallurgical giants, the companies which internationalization is provided with the foreign investor, corporations which activities are developed on economic space of the former USSR, corporation - the actual heirs of the Soviet multinational corporations and pseudomultinational corporation) are considered and analysed, and also types of multinational corporation are allocated (group of the integrated entities; holdings within one industry, merging of the separate entities occupied in different industries of economy). Characteristics of the Russian multinational corporations are provided; the main forms of creation and development of the Russian multinational corporations are determined; are allocated the main problems interfering an exit of the Russian multinational corporations to the international market among which it is possible to allocate the following: a lack of financial resources and practical experience at the Russian multinational corporations for implementation of global strategy, low capitalization and instability of development of the Russian banking sector, low competitiveness of the Russian entities in the world markets and others. The conclusion is drawn that the Russian multinational corporations are only on initial stages of internationalization of the activities. The forecast of new large foreign deals with participation of the Russian corporations is provided, the directions them are specified to expansion (the CIS countries, Europe (mainly Great Britain, Italy and Germany, perhaps, the countries of Central and Eastern Europe), and also the states of Asia, Africa and Latin America rich with raw materials).
Offers on increase in competitiveness of the Russian multinational corporations are developed: participation in acquisition of rather cheap natural resources by investment of means into the foreign subsidiaries, accounting of heterogeneity of «classical» Russian multinational corporations, at least in the industry plan, development of tools of civilized lobbyism is recommended. Need of assistance to the Russian companies for acquisition of foreign assets by them and application of various forms of the international economic cooperation and in change of stereotypes of the relation to the Russian business in other countries is proved.
Keywords: multinational companies, Russian multinational corporations, foreign investments,
internationalization of business, expansion form, forming and development of the Russian multinational corporations; raw market
References
1. Afanasiev M., Myasnikova L. World competition and economic
clusterization // Issues of economics. - 2005. - № 4.
2. Gurkov I., Abrahamova E., Tubalov V.
Competitiveness and Innovation of Russian Industrial Enterprises // Issues of Economics. - 2005. - No. 2.
3. Forbes Global 2000 leading companies 2013 [Electronic resource] // http: / / www.forbes.com/global2000. The place of Russia is among the countries of the world. [Electronic resource] // http: // newsruss.ru/ doc/index.php.
4. Tolstel MS Improvement of the risk
management strategy for financial TNCs in the context of sectoral sanctions. - Bulletin of Volgograd State University. Series 3: The Economy. Ecology. 2014.-No. 7.
5. Ivanova S.V. World Trade Organization
and Transnational Companies in the Global Economy, Moscow: FGBOU VPO «RGU named after GV. Plekhanov «, 2014.
6. Ivanova S.V. Modalities of the presence of FDI in the perspective of theories of «catch-up
development» // Vestnik of the GV Plekhanov Russian University of Economics. 2012. No. 8.
7. Gromova AI. The «green» economy as
a conceptual basis for the formation and development of TNCs. // Innovations and investments. 2014. № 11. c. 170-173
8. Chernova V.Yu. The role of transnational companies in the Russian market of soft drinks. The importance of TNCs in food security. countries // Innovations and investments. 2015. №10. c. 106-108
О À
В
S
i? N