КРИМИНОЛОГИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МОШЕННИЧЕСТВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
MODERN CYBERSECURITY RISKS ON THE EXAMPLE OF FRAUD IN THE FIELD OF SOCIAL PAYMENTS AND WAYS TO OVERCOME THEM
(CRIMINOLOGICAL ASPECT)
Аннотация: в статье рассматриваются возникшие в условиях пандемии риски обеспечения социальной безопасности в интернет-пространстве. В России на фоне пандемии COVID-19 появились новые схемы мошеннических действий. В ситуации распространения вируса и возросшего спроса на информацию все чаще стали совершаться атаки посредством спам-ресурсов и фишинга электронной почты граждан. На крупных интернет-площадках мошенники, используя социальную инженерию, размещают рекламу с информацией о якобы полагающихся выплатах с визуализацией первых лиц государства. Таким образом, принимаемые государством карантинные меры и меры социальной поддержки малообеспеченных слоев населения активизировали кибермошенников, о чем свидетельствует резко возросшее количество зарегистрированных преступлений с применением IT-технологий, в том числе совершаемых в сфере социального обеспечения, что создает риск кибербезопасности. Автор статьи исследует адаптированные под современные условия кризиса, новые, получившие в современных условиях пандемии распространение схемы мошеннических действий в сфере получения социальных выплат, а также появившиеся угрозы привлечения к уголовной ответственности добросовестных получателей пособий. Анализируя принимаемые в условиях карантинных ограничений новые меры государственной поддержки, автор дает рекомендации по соблюдению базовых правил обращения с данными при получении мер социального обеспечения, а также предлагает меры, направленные на устранение современных причин и условий совершения преступлений в сфере социального обеспечения.
Ключевые слова: мошенничество, кибермошенники, преступления, предупреждение преступности, социальные выплаты.
Для цитирования: Потетинов В.А. Современные риски кибербезопасности на примере мошенничеств в сфере социальных выплат и пути их преодоления (криминологический аспект) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 23-28.
Abstract: this article discusses the risks of ensuring social security in the Internet space that have arisen in the context of a pandemic. In Russia, against the backdrop of the COVID-19 pandemic, new fraud schemes have emerged. Taking advantage of the situation with the spread of the virus and the increased demand for information, more and more attacks began to be carried out through spam resources and phishing of citizens' e-mails. On large Internet sites, scammers, using social engineering, place ads with information about supposedly due payments with the visualization of the first persons of the state. Thus, the quarantine measures taken by the state and measures of social support for low-income strata of the population have activated cyber fraudsters, as evidenced by a sharp increase in the number of registered crimes using IT technologies, including those committed in the field of social security, which creates a risk of cybersecurity. The author of the article examines new, adapted to the current conditions of the crisis, widespread schemes of fraudulent actions in the field of receiving social benefits, which have received in the current pandemic conditions, as well as the threats of bringing bona fide recipients of benefits to criminal liability. Analyzing the new state support measures taken under quarantine restrictions, the author gives recommendations on compliance with the basic rules for handling data when receiving social security measures, and also proposes measures aimed at eliminating the modern causes and conditions for committing crimes in the field of social security.
УДК 343.72
В.А. ПОТЕТИНОВ,
VITALIY A. POTETINOV,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) potetinow@mail.ru
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
КРИМИНОЛОГИЯ
Keywords: fraud, cyber fraudsters, crimes, crime prevention, social payments.
For citation: Potetinov V.A. Modern cybersecurity risks on the example of fraud in the field of social payments and ways to overcome them (criminological aspect) // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2. P. 23-28.
Текущая пандемия, вызванная распространением по всему миру коронавируса SARS-CoV-2, уже на протяжении более двух лет требует от мирового сообщества принятия ряда мер, направленных не только на сохранение здоровья населения, но и на сведение к минимуму иных негативных последствий [1, с. 184]. Принимаемые государствами меры по замедлению распространения коронавируса неизбежно вызывают экономический кризис, ведут к повышению уровня безработицы1, снижению доходов населения2, что, в свою очередь, прямо пропорционально отражается на уровне и структуре преступности3. К примеру, в 2019 году в органы внутренних дел поступило 14 402 сообщения, содержащих сведения о совершении преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, в 2020 году таковых сообщений уже было 22 400, а за истекший 2021 год зарегистрировано 32 038 сообщений.
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого призвана обеспечить постоянную поддержку наиболее уязвимых категорий граждан в зависимости от возрастных периодов жизни человека, материнства, отцовства, детства и т.п.
В этой связи законодательством России для наиболее нуждающихся категорий граждан предусмотрены различные виды оказания социальной помощи, например:
- денежные выплаты в виде социальных пособий, компенсаций, субсидий и др. (п. 1 ч. 1 ст. 12);
- в натуральном виде (медикаменты, продукты питания, носимые вещи и т.п.) (п. 2 ч. 1 ст. 12)4.
1 Занятость и безработица в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ш/search?q=уро-вень+безработицы (дата обращения: 12.11.2021).
2 Методика расчета показателей распределения и дифференциации по уровню доходов населения, показателей, характеризующих уровень и распространение низких доходов [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/ search?q=уровень+доходов (дата обращения: 12.11.2021).
3 См: Сборник «Состояние преступности в России за 2020 год» // Генеральная прокуратура Российской Федерации. - Москва, 2020; Сборник «Состояние преступности в России за январь - ноябрь 2021 года» // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России. - Москва, 2021.
4 О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Российская газета. -1999. - 23 июля.
В настоящее время в России насчитывается более 380 видов социальной поддержки. По данным Правительства Российской Федерации, только в 2020 году поддержку от государства получило около 75 млн человек на общую сумму 12 триллионов рублей5. В 2021 году более 43 млн пенсионеров и 21 млн школьников получили дополнительные выплаты по 10 000 рублей, около 1 млн семей получили сертификаты на материнский капитал и более 1,5 млн семей воспользовались им в соответствии с действующим законодательством6.
В сложившейся ситуации сфера социального обеспечения вызвала преступный интерес у отдельных категорий граждан, а ухудшение экономических показателей создало дополнительную социальную напряженность, следствием чего стал непрогнозируемый и неконтролируемый всплеск преступности. Основную массу в период пандемии составили преступления против собственности. Аналогичную ситуацию исследователи отмечают во многих зарубежных странах [2, с. 68].
В целях практической реализации социальной политики в Российской Федерации предусмотрены различные правовые механизмы, гарантирующие меры социальной защиты нуждающимся гражданам.
Если же вести речь об уголовно-правовых мерах, обеспечивающих охрану социально-экономических общественных отношений, то в целях предупреждения посягательств на права граждан в области социальной политики законодатель в 2012 году ввел уголовную ответственность за мошенничество при получении выплат7 (ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации8).
Необходимость правового регулирования в уголовном законодательстве данного вида мо-
5 Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. - URL: http://government.ru/news/42158/ (дата обращения: 02.07.2021).
6 Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. - URL: http://government.ru/news/45073/ (дата обращения: 10.04.2022).
7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ // Российская газета. - 2012.- 3 декабря.
8 Далее - УК РФ.
КРИМИНОЛОГИЯ
шенничества была обусловлена тем, что совершаемые общественно опасные деяния, заключающиеся в хищении денежных средств и иного имущества при оказании социальной помощи, получили массовое распространение. Каждый двенадцатый из общего количества осужденных за мошенничество признавался виновным за хищения, предметом которых выступали пособия, компенсации, субсидии и иные денежные выплаты социального характера9.
В большинстве случаев субъектами данного вида мошенничества выступали не профессиональные преступники, а лица, которые ранее были не судимы, безработные, в отдельных случаях ведущие антиобщественный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками и наделенные правом на получение соответствующих выплат [3, с. 48]. В этой связи действовавшие меры ответственности (ст. 159 УК РФ) были несоразмерны ущербу, который могли принести граждане государству в результате незаконного получения социальных выплат.
Правоприменительный опыт данной уголовно-правовой нормы свидетельствует о том, что актуальность уголовно-правового воздействия на лиц, совершающих мошеннические действия в сфере выплат, не утрачена и в настоящее время.
Анализ статистических данных, представленных МВД России, показывает, что количество зарегистрированных преступлений, связанных с мошенничествами при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ), на протяжении последних лет имеет устойчивую положительную динамику. Для сравнения: в 2018 году на учет поставлено 6 552 преступления рассматриваемого вида, в
2019 году - 9 034 преступления, в 2020 году -9 660 преступлений, в 2021 году - 11 429 преступлений10. Такую динамику регистрации данного вида преступности можно объяснить происходившими в указанный период времени в России социально-политическими и экономическими процессами. Согласно опросу, проведенному Центральным банком Российской Федерации, в
2020 году 48% наших граждан сталкивались с мошенническими действиями11.
9 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10 Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России. 2022 г. [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 23.01.2022).
11 Роструд предупредил работодателей о новой схеме мошенничества [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.ru/ news/229116/?desc_autoload= (дата обращения: 21.03.2021).
Предполагаем, что рост количества зарегистрированных преступлений данного вида на фоне пандемии COVID-19, а также анонсированной Президентом Российской Федерации12 масштабной модернизации социальной поддержки наших граждан продолжится. Причиной тому может послужить использование удаленных возможностей оформления различного рода социальных пособий через всевозможные ресурсы, затянувшийся экономический кризис.
Пандемия, вызванная COVID-19, нанесла ощутимый удар не только по российской экономике, но и мировой в целом. В весенний период локдау-на 2020 года люди стали массово терять работу и заработок. Последствиями пандемии можно отметить снижение потребительской активности населения, вызванное физическим дистанциони-рованием населения, сокращение доходов, безработицу и в целом снижение ВВП. На этом фоне государству необходимо было оперативно предпринимать действенные меры социального характера, направленные на поддержание наиболее уязвимых и малообеспеченных слоев населения.
В этой связи российские власти предприняли меры в отношении наиболее нуждающихся слоев населения, поддержав семьи с детьми, для которых были предусмотрены единовременные выплаты социального характера, такие как:
- выплаты единовременных пособий на детей от 3 до 16 лет13;
- увеличены пособия безработным родителям на детей до 18 лет14.
В целях материального поддержания лиц, лишившихся работы и заработка, государство упростило порядок регистрации безработных в центрах занятости, одновременно увеличив суммы соответствующих выплат. Появление возможности удаленного порядка регистрации в качестве безработного, а также упрощенный порядок оформления и получения пособия по безработице (сумма варьировалась от 1500 до 12130 рублей) вызвали всплеск регистрируемых фактов мошенничества в сфере получения выплат (ст. 159.2 УК РФ). В сложившейся экономической ситуации на учет как безработные стали регистрироваться
12 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/59863 (дата обращения: 02.03.2021).
13 О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей: Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 15 (часть I). - Ст. 2243.
14 О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы: Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 9. - Ст. 938.
КРИМИНОЛОГИЯ
самозанятые граждане, являющиеся плательщиками налога на профессиональный доход15.
Согласно разъяснениям Минкомсвязи России, для получения пособия по безработице самозанятые должны прекратить регистрацию указанного статуса. Таким образом, пока лицо зарегистрировано как плательщик налога на профессиональный доход, оно не может претендовать на пособие по безработице, даже если фактически не осуществляет никакой профессиональной деятельности и не получает дохода16.
Претендовать на пособие по безработице самозанятые могли после снятия с учета, то есть официального прекращения деятельности в качестве таковых. Для снятия с учета лицам, являющимся плательщиками НПД, необходимо было подать заявление через приложение «Мой налог», а датой снятия лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления17.
В отдельных случаях плательщики НПД в период тотального карантина и массовой безработицы забывали (в некоторых случаях не знали), что до регистрации в центрахзанятости им необходимо прекратить статус самозанятых. Отдельные, ставшие на учет безработные, забывая о наличии такового статуса, регистрировались в центрах занятости населения и получали не только пособие по безработице, но и доплаты на каждого несовершеннолетнего ребенка18.
В таких случаях пособия по безработице и иные связанные с данными фактами доплаты (федерального и регионального уровней) считаются полученными обманным путем и подлежат возврату в добровольном или судебном порядке, а в действиях лица, необоснованно получившего такие выплаты, усматриваются признаки мошенничества.
В этой связи при каждом случае выявления подобных фактов центры занятости населения обязаны передавать соответствующие материалы в
15 Далее - НПД.
16 О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Российская газета. - 1996. - 6 мая.
17 О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»: Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ // Российская газета. - 2018. - 30 ноября.
18 О размерах минимальной и максимальной величин
пособия по безработице на 2020 год: постановление Прави-
тельства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 346
// Российская газета. - 2020. - 2 апреля.
правоохранительные органы19 для дачи юридической оценки относительно состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ.
Полагаем, что в указанных ситуациях доказать корыстную цель незаконного получения данного вида пособия в большинстве случаев будет затруднительно. Более того, центр занятости населения прежде чем поставить человека на учет в качестве безработного, должен был удостовериться, что у регистрируемого безработного действительно отсутствует работа и какой-либо доход. Однако отсутствие в настоящее время должного межведомственного взаимодействия между государственными органами позволяло отдельным категориям граждан необоснованно получать выплаты из федеральных и региональных бюджетов, а впоследствии становиться фигурантами уголовных дел.
Имеющаяся судебно-следственная практика свидетельствует о том, что уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат), возбуждаются как в отношении лиц, которые осознанно представляют в государственные структуры поддельные документы на получение различного рода пособий, так и тех, для которых минимальная подработка является источником выживания семьи в сложившейся ситуации20.
Следует сказать и о том, что принимаемые государством в условиях экономического кризиса, возникшего на фоне пандемии COVID-19, меры социальной поддержки спровоцировали новые виды цифрового мошенничества [4, с. 183], в том числе предметом которых выступали различные виды социальных выплат.
Пользуясь возможностью использовать кризис в своих интересах, мошенники учли возросший спрос людей на информацию относительно глобальной пандемии и иных материалов, адаптировали свои методы работы, выработав новые виды преступной деятельности [5, с. 77].
Проведенный анализ приговоров, вынесенных судами первой инстанции по ст. 159.2 УК РФ в 2020-м и первом полугодии 2021 года, а также научной литературы [6, с. 79; 4, с. 184-185] сви-
19 Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 15 (часть IV). - Ст. 2311.
20 Положительный опыт УЭБиПК УМВД России по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с расходованием бюджетных средств, выделенных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (архив УМВД России по Рязанской области).
КРИМИНОЛОГИЯ
детельствует о том, что наиболее распространенными схемами преступной деятельности выступают попытки завладения мошенниками денежными средствами граждан под предлогом предоставления всевозможных государственных выплат. Таким образом, в результате совершения указанных деяний причиняется имущественный вред гражданам, обладающим правом получения различного рода мер социальной поддержки. Совершение таких общественно опасных деяний в конечном счете не только исключает получение предусмотренных действующим национальным законодательством мер поддержки, но и создает условия лишения граждан последних средств к существованию.
В сети Интернет мошенниками распространяется реклама с изображением первых лиц государства, от которых исходят обещания социальной поддержки граждан, а ссылки по их оформлению ведут на фишинговые сайты.
Согласно информации МВД России, наибольшее распространение в условиях пандемии получили случаи мошенничеств, связанные с выплатами пособий на детей, посредством подтверждения учетной записи якобы на портале «Госуслуги». Целью указанных мошеннических действий является получение реквизитов банковских карт граждан и последующее их использование при хищении со счетов потерпевших денежных средств21.
О таких сайтах-дублерах кибермошенники рассылают СМС-сообщения и электронные письма с призывами оформления различного рода социальных выплат через указанные в них сервисы. Потенциальные получатели таких выплат в большинстве случаев не только сообщают логин и пароль от своего личного кабинета на портале «Госуслуги», но и представляют данные банковских карт, с которых впоследствии совершаются хищения денежных средств.
Борьба с такими фишинговыми сайтами в настоящее время затруднена. Для блокирования каждого «сайта-мошенника» требуется отдельное решение суда. В то же время активность и оперативность мошенников в сфере киберпре-ступности значительно превосходит принимаемые правоохранительными органами и Банком России меры по блокированию мошеннических телефонных номеров и фишинговых сайтов.
Принимаемые в настоящее время меры превентивного характера по информированию граждан о росте мошенничеств с применением информационно-телекоммуникационных технологий, призывы к гражданам не реагировать на предложения сомнительных мессенджеров
21 Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. -URL: https://мвд.рф/pamjatki (дата обращения: 13.10.2021).
не оказывают достаточного профилактического воздействия. Свидетельством тому являются социальные исследования, приведенные ВЦИОМ, согласно которым россияне в 2020 году отдали телефонным аферистам и онлайн-мошенникам почти 150 млрд рублей22.
Поэтому во избежание подобных случаев при оформлении пособий необходимо соблюдать элементарную цифровую гигиену (базовые правила безопасного обращения с личными данными, которые помогут избежать взлома 1Т-систем и хищения данных), а именно:
- оформлять необходимые меры социальной поддержки только на официальных сайтах, внимательно проверяя при этом адресную строку браузера;
- использовать двухфакторную авторизацию, то есть помимо пароля необходимо предусмотреть введение кодов из СМС-сообщений;
- не создавать для различного рода ресурсов личные кабинеты с аналогичными логинами и паролями и не хранить их в памяти персональных устройств (компьютеры, телефоны) без использования эффективного антивируса;
- не открывать подозрительные письма от неизвестных адресатов.
Преступность, сформировавшаяся в условиях современного кризиса, выступает серьезным подрывным фактором и отвлекает от национальных усилий по обеспечению здоровья и социально-экономической безопасности граждан. В этой связи полностью поддерживаем ученых, которые, указывая на постоянно меняющиеся методы интернет-мошенничеств, заявляют о необходимости своевременного внесения изменений в законодательство с целью защиты отношений собственности [7, с. 52].
В целях необходимости обслуживания большого количества получателей социальных выплат и предупреждения необоснованного назначения выплат социального характера считаем необходимым провести цифровую трансформацию социальной сферы, которая должна объединить все меры социальной поддержки. Объединение воедино существующих информационных систем Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и других государственных учреждений позволит сформировать на единой платформе реестр получателей социальных услуг (от выплат по электронному листку нетрудоспособности до реализации сертификата
22 Не пойман - не разговор [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4627498?tg (дата обращения: 13.02.2021).
КРИМИНОЛОГИЯ
на материнский капитал). Для получения мер государственной поддержки понадобится создание контакт-центра и личных кабинетов получателей. Такое автоматическое оформление социальных услуг станет значительно быстрее и с более высоким уровнем качества, что, в свою очередь:
- обеспечит по принципу «одного окна» реализацию права каждого на социальное обеспечение и исключит необходимость неоднократного обращения граждан на различные ресурсы при оформлении выплат, а соответственно, значительно снизит риски попасться на уловки мошенников;
- устранит факты забывчивости граждан о наступивших обстоятельствах, исключающих дальнейшее получение различного рода мер социальной поддержки, а соответственно, возможность их уголовного преследования;
- повысит уровень взаимодействия государственных органов и их должностных лиц в сфере реализации социальных прав населения, что положительно скажется на уровне удовлетворенности граждан результатом оказываемых им услуг в сфере социального обеспечения и повысит авторитет государства.
Литература
1. Коростелкин М.М., Васильева М.В. Финансовые рынки в период пандемии: рост и падение // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. - 2020. - № 7. - С. 182-188.
2. Еськова Л.К., Рябчиков В.В. Новые преступные способы мошенничества в период пандемии коронавирусной инфекции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 12-2. - С. 68-70.
3. Копейко Т.Г. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего мошенничество при получении выплат // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2020. - № 2 (48). - С. 44-48.
4. Руф Ю.Н., Рябчиков В.В. Мошенничество в Интернете в период пандемии: схемы и их избежание // Цифровая экономика: перспективы аудита и безопасности бизнеса: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень, 2020. С. 182-187.
5. Гармышев Я.В. Квалификация мошенничества с использованием компьютерных технологий, вопросы законодательства и правоприменительной практики // Закон и право. - 2021. - № 2. - С. 76-82.
6. Попова Е.И., Маслакова Е.А., Дедюхин Д.Д. Виды финансового мошенничества в период пандемии // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 6. - С. 78-80.
7. Потапова А.В. Мошенничество в сети Интернет: криминологическая характеристика и проблемы квалификации // STUDENT. - 2020. - № 6-3. - С. 52-57.
References
1. KorostelkinM.M., Vasil'eva M.V. Finansovye rynki v period pandemii: rost i padenie // Ekonomicheskoe razvitie regiona: upravlenie, innovatsii, podgotovka kadrov. - 2020. - № 7. - S. 182-188.
2. Es'kova L.K., Ryabchikov V.V. Novye prestupnye sposoby moshennichestva v period pandemii koronavirusnoi infektsii // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2020. - № 12-2. - S. 68-70.
3. Kopeiko T.G. Kriminologicheskaya kharakteristika lichnosti prestupnika, sovershayushchego moshennichestvo pri poluchenii vyplat // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. - 2020. - № 2 (48). - S. 44-48.
4. Ruf Yu.N., Ryabchikov V.V. Moshennichestvo v Internete v period pandemii: skhemy i ikh izbezhanie // Tsifrovaya ekonomika: perspektivy audita i bezopasnosti biznesa: sbornik statei po materialam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Tyumen', 2020. S. 182-187.
5. Garmyshev Ya.V. Kvalifikatsiya moshennichestva s ispol'zovaniem komp'yuternykh tekhnologii, voprosy zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noi praktiki // Zakon i pravo. - 2021. - № 2. - S. 76-82.
6. Popova E.I., Maslakova E.A., Dedyukhin D.D. Vidy finansovogo moshennichestva v period pandemii // Aktual'nye voprosy sovremennoi ekonomiki. - 2021. - № 6. - S. 78-80.
7. Potapova A.V. Moshennichestvo v seti Internet: kriminologicheskaya kharakteristika i problemy kvalifikatsii // STUDENT. -2020. - № 6-3. - S. 52-57.
(статья сдана в редакцию 28.02.2022)