СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДЫ СБЫТА В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
БУТРИНА.Г.
доктор экономических наук, профессор ПОЛЮНАС Д.А.
к.э.н, доцент кафедры «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск
Аннотация: В условиях нарастающих интеграционных процессов объективно возникает необходимость пересмотра приемов и методов управления, в том числе затратами на промышленном предприятии. Ключевые слова: ресурсосбережение, методы управления, затраты, оптимизация
Сегодня в прессе и научных работах широко обсуждаются текущие проблемы промышленных предприятий. Предлагаются варианты развития и совершенствования экономических связей между хозяйствующими субъектами, способных адаптировать их к кризисным условиям. Однако межси-
Таблица 1 Сравнительный анализ подходов к упраь
стемный подход к организации и оптимизации сбытовой политики в цепях поставок промышленных предприятий используется недостаточно. Вместе с тем, именно он позволяет выработать необходимый адаптационный эффект к снижению спроса и создать предпосылки развития.
>нию сбытом
Признак Традиционный подход Логистический подход В концепции цепи поставок
1 2 3 4
Объект управления Продаваемая продукция на стадии сбыта Материальные и финансовые потоки в стадии сбыта Функционал «Сбыт»
Цель Получение максимальной цены реализации Обеспечение соответствия потоков друг другу Синхронизация потоков в функционале «Сбыт»
Метод Локальный Системный Межсистемный
Методы управления Локальные на стадии сбыта продукции Комплексные (воздействие на всю систему потоков) Интегральные - единый процесс управления потоками всех видов ресурсов для оптимального удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическим потребностями и целями бизнеса
Принципы Направлены на обеспечение эффективности самой системы сбыта Направлены на обеспечение эффективности всей логистической цепи Направлены на обеспечение эффективности функционала «Сбыта» в цепи поставок
Открытость Внешние факторы как данность (при прочих равных условиях) Учет возможных влияний внешней среды на параметры потоков Учет всех возможных влияний внешней среды на параметры потоков цепи поставок
Критерии отбора покупателей Поставщики конкурируют друг с другом, покупатель предпочитает множество источников закупок продукции, цена - главный критерий Используются неценовые критерии отбора покупателя, покупатель предпочитает несколько источников закупок продукции, отбираются лучшие поставщики Сокращение базы покупателей. Сотрудничество с небольшим количеством надежных покупателей
Ценообразование Покупатели рассчитывают на минимальные цены на базе ценовой конкуренции, краткосрочные соглашения о поставках продукции Покупатели готовы оплатить поставщику расходы по улучшению качества и обслуживания на основе взаимного доверия; осуществляются долгосрочные соглашения о поставках ресурсов Оцениваются не только прибыль, но и общие издержки на получение и использование продаваемой продукции Долгосрочные контракты, выгодные для обеих сторон цепи поставок - поставщика и потребителя
График поставок Максимальная гибкость поставок продукции, постоянные изменения в графике поставок продукции Обоснованные требования, сопровождаемые надежными обязательствами с обеих сторон Точно согласованные с покупателями продукции и точно исполняемые с их стороны
16
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (19) • 2014
Анализ современного состояния управления сбытом позволил установить, что:
- недостаточно проработаны теоретическая и методическая базы оценки интеграции предприятий и управления реализацией продукции в цепи поставок интегрированных предприятий;
- на большинстве промышленных предприятий отсутствует межсистемный подход к организации сбыта, требующий согласования функционалов сбыта всех участников цепи;
- отсутствует методология управления реализацией продукции в концепции SCM (управление цепями поставок), наиболее полно отражающая современные интеграционные процессы в промышленности;
- технология «бережливого» управления не адаптирована к сбыту;
- не проработаны вопросы определения «точки проникновения заказа», управления цепями издержек и организации ценообразования в зависимости от режима сбытовой политики в цепи поставок [1].
Целью является совершенствование методического инструментария организации и управления сбытом готовой продукции в цепи поставок промышленного предприятия. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть организационно-экономическую сущность и особенности реализации продукции в цепи поставок промышленного предприятия;
- разработать метод оптимизации сбыта в цепи поставок промышленного предприятия;
- разработать экономико-математическую модель определения оптимальных параметров сбыта в цепи поставок промышленного предприятия;
- разработать метод формирования цены готовой продукции в режиме отложенной поставки готовой продукции.
Объектом исследования является цепь поставок промышленного предприятия. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе реализации готовой продукции.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических положений формирования оптимальных параметров политики реализации продукции в цепи поставок промышленного предприятия и получении следующих результатов. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию управленческих решений, принимаемых менеджментом промышленных предприятий в процессе формирования сбытовой политики.
Раскрыты организационно-экономическая сущность и особенности сбыта на промышленном предприятии в концепции цепи поставок. В начале XXI века интегральная парадигма управления породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом - Supply Chain Management (SCM) - управление цепями поставок. Это привело к образованию инновационной (интегральной) парадигмы логистики. Она отражает новое понимание бизнеса: отдельные предприятия рассматриваются как звенья цепи поставок, связанные в
л
-
л в V ь s
1> о и
з: CL
О H
о
п
3 I
Е i Г п
£ I
1 К
__ - а
&
о
CL
J
я s
У
= 3
Ё m
I Я
Z в
S I
1С У
О £ а
р ff - ^
t
X I
i i
H S. —
5 « 7 Й
ê i i i
I i
V
o
5
3
3 я
o
« Ё
41 S - 3
s -
в 1
3 о
S * с. 3
5. ir
С * S
-В-
н
X í
Г
s у В.
s -
a j m¿ £
— —
s Я
= м ä a I =
О с
ж =
w s Вц
ti
О =
s
О)
2 О
с.
к
№ о
s
т: -
с Ей
л _
Рис. 2. Составляющие затрат в цепи динамичной поставки
интегральном процессе управления потоками всех видов ресурсов для оптимального удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями. Однако сегодня этого объективно недостаточно и развитием интегрированной логистики за пределами фокусной компании (в нашем исследовании это промышленное предприятие-производитель) в плане межфункциональной и межорганизационной координации разных субъектов является БСМ. Таким образом, во-первых, прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление товарными потоками становятся прерогативой БСМ, т. е. логистика - это часть управления цепями поставок БСМ; во-вторых, логистика - это функционал оптимизации операционной деятельности внутри компании, а БСМ -это интегрированный функционал, включающий трех и более участников, участвующих в потоках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя; в-третьих, логистика ориентирована на локальные функции реализации физического потока преобразования материалов, а БСМ - на всю цепь создания добавленной стоимости и оптимизацию связей между этими локальными функциями как внутри предприятий,так и на межорганизационном уровне; в-четвертых, логистика тяготеет к физической реализации материальных потоков, а БСМ - к управленческому уровню (информационные и финансовые потоки) [2].
Основной идеей управления цепями поставок является создание системы взаимодействия предприятий с использованием принципов промышленного аутсорсинга, направленной на повышение ка-
чества планирования и управления за счет единых информационных каналов, синхронизацию потоков, совместное планирование спроса и запасов. Объектная декомпозиция цепи поставок и место сбыта представлены на рис. 1. Сравнение классической организации управления сбытом и на основе логистики и цепи поставок выявило ряд отличий (табл.
1)[3].
Интегальные затраты в функционале «Сбыт»
Затраты на поддержание вложений в запасы
Потери от «ухода покупателя»
Потери от скидок
Рис. 3. Составляющие затрат в цепи отложенной поставки
Это позволило сформулировать следующие принципы организации сбыта в концепции цепи поставок: переход от соперничества к ориентации на сотрудничество с потребителями и поставщиками; сотрудничество с небольшим количеством надежных покупателей продукции; вертикальная интеграция с ключевыми потребителями как минимум первого уровня в целях безопасности; совместное управление материальными, финансовыми и информационными потоками; высокая скорость реакции на заказ и разные формы оплаты; наличие налаженной системы взаиморасчетов за поставленные ресурсы; ориентация на снижение общих затрат и потерь [4].
Разработан метод оптимизации параметров сбыта предприятия. Он отличается от существующих методов тем, что, во-первых, основывается на межсистемном подходе и позволяет определить оптимальные параметры в цепи «поставщик 1 уровня - производитель - потребитель 1 уровня»; во-вторых, учитывает запаздывание потоков относительно друг друга на протяжении всей цепи; в-третьих, установили состав и структуру затрат в зависимости от типа запаздывания; в-четвертых, позволяет определить место и форму расположения запаса в цепи сбыта. Критерием оптимизации процесса сбыта является минимум интегральных затрат в цепи издержек. Они складываются из затрат и потерь в функционале «Сбыт». При разработке метода оптимизации учтены два принципиально разных вида запаздываний. Во-первых, опережение поставки (запаздывание оплаты), когда готовая продукция реализуется с отсрочкой оплаты (режим быстрого реагирования на спрос, или динамичная поставка). Сделано допущение, что спрос удовлетворяется за счет уже существующих запасов. Это позволяет свести задачу оптимизации запаздывания к оптимизации запаздывания между отпуском продукции и ее оплатой. Данное запаздывание двояко влияет на кредитора. С одной стороны, мягкая сбытовая политика способствует увеличению объема продаж, однако требует привлечения заемных средств для восполнения наличности, связанных с затратами. С другой стороны, требование немедленной оплаты снижает трансакционные затраты, однако приводит к эффекту «ухода покупателя». Поэтому возникает задача определения оптимального запаздывания между отгрузкой готовой продукции потребителю и расчетом. В этой связи оптимальное запаздывание будет объективно необходимым, а отклонение будет являться рассогласованием (несоответствием производителя и потребителя). Критерием оптимизации запаздывания являются интегральные затраты (рис. 2) [5,10].
Во-вторых, запаздывание поставки (опережение оплаты), когда продукция реализуется по предварительной оплате (режим отложенной поставки). Покупатель продукции организует два финансовых потока (первый поток - предоплата, второй - окончательный расчет) с определенным запаздыванием между ними [8]. Предметом оптимизации является запаздывание между предоплатой и поставкой продукции потребителю. Данное запаздывание является циклом удовлетворения заказа в цепи отложенной поставки. С одной стороны, оно не требует образования значительных запасов и соответствующих затрат; с другой стороны, ограничивает круг клиентов и снижает рентабельность продаж по причине скидки потребителю. Состав интегральных затрат представлен на рис. 3 [7].
С учетом причинно-следственной связи потоковых процессов экономико-математическое моделирование сбыта осуществлено в режимах динамичной и отложенной поставок готовой продукции [9]. Моделирование позволило определить
оптимальные параметры организации эффективного сбыта и выбрать оптимальную политику -«динамичную», «бережливую» и «гибридную». Минимальное значение интегральных затрат достигается при величине предоплаты 70 %, запаздывании поставки 21 день, \ = 75,5 %. Это означает следующую оптимальную конфигурацию функционала «Сбыт» в режиме отложенной поставки: 75,5 % всех заказов промышленное предприятие удовлетворяет за счет существующих запасов (динамичная цепь поставок в сбыте ниже «точки проникновения заказа»), 24,5 % - за счет производства (бережливая цепь выше «точки проникновения заказа»), В целях снижения затрат предложено формировать «бережливые» стратегии до точки появления заказа, а после нее - «динамичные стратегии».
Список литературы
1. Бутрин, А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия: монография /А.Г.Бутрин,- Челябинск: изд-во ЮУрГУ,
2008,- 132 с.
2. Бутрин, А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов Интегрированных предприятий: монография /А.Г. Бутрин. - Челябинск: изд -во ЮУрГУ, 2011,- 313 с.
3. Бутрин, А.Г. Управление сбытом в цепи поставок промышленного предприятия: монография /А.Г.Бутрин, Д.А. Полюнас,- Челябинск, 2010,- 92 с.
4. Бутрин, А.Г. О преподавании финансовой логистики/А.Г.Бутрин// Логистика. - 2008 - № 1. -С. 39-40.
5. Бутрин, А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие/А.Г. Бутрин. - Челябинск,
2009.-180 с.
6. Бутрин А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие,- Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010,- 184 с.
7. Бутрин, А.Г. Методические основы управления цепями издержек интегрированных предприятий: учебное пособие /А.Г. Бутрин,- Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.- С. 105.
8. Викулов, В.А. Алгоритм формирования и управления взаимодействиями промышленного предприятия с поставщиками материальных ресурсов и потребителями готовой продукции/ В.А. Вику-лов, А.Г.Бутрин// Фундаментальные исследования. -2013. - № 8 (часть 5). - С. 1141 -1145.
9. Туманов, К.В. Экономико-математическое моделирование реализации продукции промышленного предприятия/ К.В.Туманов, А.Г.Бутрин// Фундаментальные исследования. - 2013 - № 10 (часть 5). -С. 1117-1121.
10. Цаплин, В.И. Формирование эффективной цепи издержек промышленного предприятия/В.И. Цаплин, А.Г.Бутрин//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. - № 28(45). - С. 177-182.